ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-8006/2023 от 21.07.2023 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

28 июля 2023 г.

Дело № А75-8006/2023

Резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2023 г.

Полный текст решения изготовлен 28 июля 2023 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Чешковой О.Г., при ведении протокола заседания секретарем судебного заседания Штогрин В.В., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению муниципального предприятия «Жилищно-коммунальное управление» муниципального образования город Ханты-Мансийск (628002, г. Ханты-Мансийск, ул. Сутормина, д. 20, ОГРН: 1028600512313, Дата присвоения ОГРН: 29.11.2002, ИНН: 8601015197, КПП: 860101001) к отделу надзорной деятельности и профилактической работы
(по городу Ханты-Мансийску и району) Управления надзорной деятельности
и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании незаконным предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 09.02.2023
№ 86-171-2023/0122пп/1,

заинтересованное лицо - Управление надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному
округу - Югре,

при участии представителей:

от заявителя – Лукьянченков А.Е. по доверенности  № 1/2023 от 09.01.2023,

от заинтересованного лица – Ташлыков Д.В. по доверенности № 368 от 22.12.2022,

установил:

муниципальное предприятие «Жилищно-коммунальное управление» муниципального образования город Ханты-Мансийск (далее - заявитель, предприятие, МП «ЖКУ») обратилось в суд с заявлением к отделу надзорной деятельности и профилактической работы (по городу Ханты-Мансийску и району) Управления надзорной деятельности
и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - орган надзора, Управление) о признании незаконным предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 09.02.2023 № 86-171-2023/0122пп/1.

Кучастию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования
в полном объеме, ссылаясь на то, что предписание выдано ненадлежащему лицу.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании просил суд отказать
в удовлетворении заявления.

Заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица и изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, во исполнение решения главного государственного инспектора города Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского района по пожарному надзору, начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы
(по городу Ханты-Мансийску и району) Управления от 31.01.2023 № 86-171-2023/0122рс, статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ
«О пожарной безопасности», в период с 13.02.2023 по 22.02.2023 органом надзора проведена внеплановая, выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности на объекте защиты: «Жилой многоквартирный дом», по адресу: Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Ермака, дом 17А, (далее - Объект защиты, МКД). Содержание общего имущества Объекта защиты осуществляет юридическое лицо - МП «ЖКУ», на основании договора на выполнение работ и оказание услуг по ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного дома № 17А по ул. Ермака от 05.11.2014, протокола № 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Ермака, 17А от 03.08.2017.

По результатам проведённой проверки составлен акт внеплановой выездной проверки от 22.02.2023 86-171-2023/0122ак, в котором отражены установленные административным органом нарушения правил пожарной безопасности (размещения предметов на путях эвакуации, блокировки эвакуационных выходов), составлен протокол об административном правонарушении.

В отношении предприятия вынесено предписание от 09.02.2023
№ 86-171-2023/0122пп/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности,
о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках) и по предотвращению угрозы возникновения пожара, в соответствии с которым МП «ЖКУ» предложено в срок не позднее 01.11.2023 устранить выявленные в ходе проверки нарушения правил пожарной безопасности.

В связи с выявлением нарушений постановлением главного государственного инспектора города Ханты-Мансийска по пожарному надзору Управления от 10.03.2023
№ 11 предприятие привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(далее - КоАП РФ).

Постановление об административной ответственности оспорено предприятием в суд общей юрисдикции.

Не согласившись с предписанием, выданным по результатам проверки, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Заявитель полагает, что поскольку предприятие не является управляющей организацией в МКД, а оказывает услуги в пределах заключенного договора
на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления МКД - непосредственное управление, у органа надзора отсутствуют основания предъявлять к предприятию требования о выполнении работ, совершении действий, которые не охватываются указанным договором. Ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности несут непосредственно собственники.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ
и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации
и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Частью 1 статьи 38 Закона № 69-ФЗ предусмотрено, что ответственность
за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Из положений части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации
(далее - ЖК РФ) следует, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество
в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений
в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц
(часть 1.1. статьи 161 ЖК РФ).

Одним из предусмотренных частью 2 статьи 161 ЖК РФ способов управления многоквартирным домом является непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать.

Согласно части 2.1 статьи 161 ЖК РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа
в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии
с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки
и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В силу части 1 статьи 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений договоры оказания услуг
по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме
с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений заключают на основании решений общего собрания указанных собственников.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 491), в соответствии с подпунктом «е» пункта 11 которых, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, меры пожарной безопасности в соответствии
с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.

Состав минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ, пункт 11(1) Правил № 491).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения (далее - Минимальный перечень).

Исходя из пункта 2 указанного постановления Минимальный перечень применяется к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом
и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 27 Минимального перечня работы по обеспечению требований пожарной безопасности - осмотры и обеспечение работоспособного состояния пожарных лестниц, лазов, проходов, выходов, систем аварийного освещения, пожаротушения, сигнализации, противопожарного водоснабжения, средств противопожарной защиты, противодымной защиты отнесены в качестве необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Исходя из целей (пункт 1 статьи 161 ЖК РФ), предмета договора управления
и договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, с учетом требований к надлежащему содержанию общего имущества управляющая компания и организация, оказывающая услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обязаны осуществлять все мероприятия, описанные в законах и подзаконных нормативных актах, обеспечивающие выполнение указанных требований.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008
№ 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
к нормативным документам по пожарной безопасности относятся: национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В соответствии с подпунктами «б» пункта 16 Правил противопожарного режима
в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (далее - Правила № 1479) на объектах защиты запрещается: использовать чердаки, технические, подвальные, подземные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов,
за исключением случаев, установленных нормативными документами по пожарной безопасности.

Как указано в пункте 5.2.11 Свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования
к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного Приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288, размещение внеквартирных хозяйственных кладовых жильцов допускается в первом, цокольном и подвальном нежилых этажах многоквартирных жилых зданий I - III степени огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С0 и С1. Размещение помещений или зон, предназначенных для временного хранения колясок, санок и велосипедов жильцов, не регламентируется и допускается без выделения противопожарными преградами, при соблюдении требований к эвакуационным путям.

В пункте 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006
№ 491 (далее - Правила № 491), установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии обеспечивающим, в том числе безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.

Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (статья 1 Федерального закона № 69-ФЗ).

Из протокола от 22.02.2023 осмотра Объекта защиты, проведенного в ходе проверки органом надзора следует, что МКД выполнен в деревянном исполнении, степень огнестойкости V.

Таким образом, по верному утверждению Управления, в доме, являющемся объектом проверки, не допускается хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов.

Между тем, в ходе проверки установлено, что в подвале 1-го подъезда имеется 4 помещения, где размещены внеквартирные хозяйственные кладовые жильцов (закрыты на замок), при проведении осмотра одно из помещений находилось открытым, в данном помещении размещены (коробки, стулья, столы, старая электроника, строительный мусор, запчасти от автомобилей, гладильная доска и др.). Так же при проведении осмотра были сделаны фотографии помещения (через отверстие в стене), на фотографии видно
что в первом помещении осуществляется хранение имущества (автомобильные колеса, стулья, коробки, строительный мусор, мешки, детские игрушки и др).

В подвале 2-го подъезда имеется 4 помещения где размещены внеквартирные хозяйственные кладовые жильцов (закрыты на замок), в ходе осмотра были сделаны фотографии 2-х помещений (через отверстие в стене). В первом помещении осуществляется хранение различного имущества (раковина, диван, шкафы, строительный мусор, одежда, разобранная мебель, коробки и др). Во втором помещении осуществляется складирование имущества, вся площадь данного помещения заполнена. имущество складируется во всю высоту помещения (под межэтажные перекрытия).

В подвале 3-го подъезда имеется 4 помещения где размещены внеквартирные хозяйственные кладовые жильцов (закрыты на замок), при проведении осмотра данные помещения обследовать не удалось, по причине отсутствия ключей.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе актом
от 22.02.2023 № 86-171-2023/0122ак, протоколом осмотра от 22.02.2023, с фотофиксацией
и другими материалами.

Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении обязательных требований подпункта «б» пункта 16 Правил № 1749.

При таких обстоятельствах, у органа надзора имелись основания для выдачи оспариваемого предписания, в целях обеспечения безопасной эксплуатации объекта.

Вопреки доводам заявителя, из всех приведенных норм и правил следует,
что на предприятие как организацию, оказывающую услуги по содержанию общего имущества при непосредственном способе управления законодательством, в полной мере возложена обязанность по обеспечению требований пожарной безопасности, в том числе, проведению осмотров и ограничению доступа собственников к помещения подвала
в целях оборудования там кладовых.

Данный вывод подтверждается принятыми в отношении предприятия судебными актами по делу № А75-17169/2021 со схожими фактическими обстоятельствами, а так же решением Ханты-Мансийского районного суда от 06.04.2023 по делу № 12-302/2023,
в котором рассматривалась законность вынесенного в отношении предприятия постановления о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи
20.4 КоАП РФ по факту нарушения, отраженному в оспариваемом предписании (том 2 л. д. 27-32).

Доводы о принимаемых предприятием исчерпывающих мерах для недопущения нарушения, в частности об извещении собственников помещений о недопустимости хранения в подвале дома личных вещей, не свидетельствуют о незаконности предписания и могут быть учтены лишь при оценке вины и назначении наказания в случае привлечения к административной ответственности за неисполнение предписания.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Оценив в соответствии с нормой статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности все представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству, в связи с чем требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Принятые по делу обеспечительные меры подлежат отмене по вступлению решения в законную силу.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Принятые определением от 27.04.2023 обеспечительные меры отменить после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд
в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству участвующих в деле лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                                              О.Г. Чешкова