ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-8018/2022 от 14.06.2022 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира,  д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

17 июня 2022 г.

Дело № А75-8018/2022

Резолютивная часть решения объявлена 14 июня 2022 г.

Решение в полном объеме изготовлено 17 июня 2022 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Истоминой Л.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нигматуллиной А.Э., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ОГРН 1027739591010, ИНН 770701001, адрес: 109012, г. Москва, Театральный проезд, д. 3), Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1048600008951, ИНН 8601024177, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Студенческая, д. 5 А), заместителю начальника отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Краснову Виктору Васильевичу, старшему инженеру отдела нормативно-технического управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Кириакиди Олесе Борисовне об оспаривании предписания от 15.11.2021 № 3/1/1,

с участием представителей сторон:

от заявителя - Гармаш А.В. по доверенности от 12.11.2021 № 01-д-НК-Т-143, диплом
рег. № 3366/1 от 06.05.2006,

от заинтересованных лиц - Краснов В.В. по доверенности от 04.12.2020 № 99,
Кириакиди О.Б. по доверенности от 04.12.2020 № 98, приказу № 71-НС от 10.09.2019, Вьюшков А.М. по доверенности от 04.12.2020 № 102, диплом рег. № 1-1086 от 06.04.2017,

у с т а н о в и л :

Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заявитель, Правительство округа) обратилось в Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС), Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Главное управление МЧС по округу), заместителю начальника отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС по округу Краснову Виктору Васильевичу, старшему инженеру отдела нормативно-технического управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС
по округу Кириакиди Олесе Борисовне о признании недействительным предписания Главного управления МЧС по округу об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности
на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках) и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 15.11.2021 № 3/1/1 (далее - предписание) и возложении обязанности на Главное управление МЧС по округу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Определением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.02.2022 заявление принято к производству, возбуждено производство по делу № 2а-965/2022.

Определением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.04.2022 дело № 2а-965/2022 передано по подсудности
в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

          В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования.

          Представители заинтересованного лица, должностные  лица просили суд отказать
в удовлетворении требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

          Заслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

В соответствии с распоряжением Главного управления МЧС по округу от 13.10.2021 № 3 в период с 03.11.2021 по 15.11.2021 в отношении Правительства округа проведена внеплановая проверка исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий
по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 31.08.2020 № 11/1/1.

В ходе проверки выявлены нарушения требований статьи 18 Федерального закона
от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон
№ 69-ФЗ), статьи 76 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон
№ 123-ФЗ), пункта 7 Положения о противопожарной службе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.04.2011 № 94-п, выразившееся
в следующем:

Дислокация подразделений противопожарной службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не обеспечивает нормативное время прибытия первого пожарного подразделения к месту пожара в следующих населенных пунктах: Березовский район - д. Деминская, д. Нерохи, д. Пугоры, д. Сартынья, п. Устрем, д. Усть-Манья,
д. Хурумпауль, д. Ясунт; Кондинский район - с. Карым, д. Никулкина (подразделение ДПК функционирует только в период с 1 июня по 30 сентября 2021 года), п. Супра (функционирует только в период с 1 июня по 30 сентября 2021 года); Октябрьский район - д. Верхние Нарыкары (подразделение ДПК функционирует только в период с 1 июня
по 30 сентября 2021 года); Сургутский район - д. Таурова (подразделение ДПК функционирует только в период с 1 июня по 30 сентября 2021 года), п. Банный (подразделение ДПК функционирует только в период с 1 июня по 30 сентября 2021 года; Ханты-Мансийский район - д. Лугофилинская (подразделение ДПК функционирует только в период с 1 июня по 30 сентября 2021 года), д. Чембакчина (подразделение ДПК функционирует только в период с 1 июня по 30 сентября 2021 года).

По результатам проверки составлен акт № 3 от 15.11.2021 и Правительству округа выдано предписание № 3/1/1, которым на заявителя возложена обязанность в срок
до 15.11.2021 устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности.

Правительство округа не согласно с выданным предписанием, указывает на то,
что заинтересованными лицами не были учтены предоставленные в ходе проверки документы, подтверждающие устранение нарушений ранее выданного предписания,
а также положения статьи 15 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ
«Об обязательных требованиях в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2467, распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.12.2020 № 3340-р. Поясняет, что полномочия в области пожарной безопасности относятся к полномочиям совместного ведения, в связи с чем вопрос
о прикрытии населенных пунктов, указанных в предписании, будет решаться в рамках развития пожарной охраны на территории автономного округа совместно с Главным управлением МЧС по округу в соответствии с пунктом 2 протокола встречи от 05.08.2021, на которой было принято решение о разработке Концепции развития пожарной охраны автономного округа на период до 2030 года (проект концепции разработан и направлен
в Главное управление МЧС по округу для рассмотрения 08.11.2021). Ссылается на то, что в предписании не указано, какие действия должно совершить Правительство округа или какие меры принять для устранения выявленного нарушения. Кроме того заявитель полагает, что проверка назначена с нарушением требований законодательства, так как
до настоящего времени не утверждено положение по государственному надзору
за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
и органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности.

 Проверив законность и обоснованность оспариваемого предписания, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя
из следующего.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом № 69-ФЗ.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 69-ФЗ федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании
и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся
в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Статьей 18 Федерального закона № 69-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности отнесены,
в том числе: организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности; разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов
на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны; создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 31 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999
№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы.

Для осуществления данных полномочий согласно подпункту «п» пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться пожарные объекты, а также пожарное оборудование
и снаряжение, необходимые для тушения пожаров.

Вопреки доводам заявителя указанные нормы распространяются на заявителя
как высшего исполнительного органа государственной власти, поскольку в силу статьи
2 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Таким образом, на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в силу прямого указания нормы закона возложены обязанности по организации
и обеспечению пожарной безопасности на территории субъекта, в том числе создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1, 7 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.10.2005 № 73-оз «О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» Правительство округа является высшим исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Правительство округа как постоянно действующий коллегиальный орган государственной власти возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, на основании постановлений Губернатора автономного округа формирует исполнительные органы государственной власти автономного округа (далее - исполнительные органы), утверждая их штатные расписания и размер ассигнований на их содержание в пределах средств, предусмотренных в бюджете автономного округа. Исполнительные органы вносят в Правительство округа проекты законодательных, иных нормативных правовых актов автономного округа и других документов, по которым в соответствии с федеральным законодательством
и законодательством автономного округа требуется принятие решений Правительства.

Правительство округа на основе предложений исполнительных органов формирует
и утверждает ежегодные и квартальные планы основных мероприятий, реализуемых Правительством и исполнительными органами, прогнозные показатели деятельности исполнительных органов, рассматривает отчеты об исполнении планов и достижении прогнозных показателей деятельности исполнительных органов в порядке, установленном Регламентом Правительства автономного округа. Правительство вправе отменять акты исполнительных органов или приостанавливать действие этих актов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 76 Федерального закона № 123-ФЗ дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут,
а в сельских поселениях - 20 минут. Следовательно, данные положения определяют именно временной норматив прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту возможного пожара.

При этом установленный законом норматив обеспечения пожарной безопасности
не зависит от количества граждан, проживающих постоянно или временно в населенных пунктах.

В соответствии с пунктом 2.10 «СП 11.13130.2009. Свод правил. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения», утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 № 181 (далее - СП 11.13130.2009, Свод правил), изданного в развитие статьи 76 Технического регламента, целью выезда подразделения пожарной охраны на пожар является условие тушения пожара, при выполнении которого обеспечивается предотвращение соответствующего нежелательного события на пожаре.

Свод правил определяет оперативное подразделение пожарной охраны как подразделение, созданное для тушения пожаров и проведения связанных с ними аварийно-спасательных работ, размещаемое в здании пожарного депо. Пожарное депо: специальное здание (сооружение), в котором размещаются личный состав и пожарная техника оперативного подразделения пожарной охраны.

СП 11.13130.2009 также определено, что именно рассматривается как время прибытия первого подразделения к месту вызова. Так, в соответствии с пунктом
2.11 Свода правил под временем прибытия первого подразделения к месту вызова понимается время следования оперативного подразделения пожарной охраны от места получения сообщения о пожаре (от пожарного депо) до объекта предполагаемого пожара.

К полномочиям Правительства округа отнесено образование, определение организационной структуры, полномочий, задач, функций, порядка деятельности противопожарной службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
и установление численности личного состава подразделений пожарной охраны по охране городов, населенных пунктов и объектов содержащихся за счет средств бюджета автономного округа, как это определено пунктом 11 статьи 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.10.1998 № 67-оз «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 67-оз).

В развитие норм Закона № 67-оз Правительством округа издано постановление
от 02.04.2011 № 94-п, утверждающее Положение о противопожарной службе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Положение). Пунктом 7 Положения конкретно определено, что дислокация подразделений противопожарной службы
на территории автономного округа определяется по методике, утвержденной МЧС России в установленном порядке или исходя из времени прибытия первого пожарного подразделения к месту пожара. При этом время прибытия подразделений пожарной охраны определено требованиями статьи 76 Федерального закона № 123-ФЗ - в городских поселениях и городских округах оно не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.

Таким образом, указанные требования четко определяют полномочия Правительства округа по реализации статьи 76 Федерального закона № 123-ФЗ на территории автономного округа, что закреплено в законодательных и нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, входящих в систему законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности.

Законность и обоснованность ранее выданного Правительству округу предписания
от 31.08.2020 № 11/1/1, неисполнение которого послужило основанием для выдачи оспариваемого в настоящем деле предписания, были проверены Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в рамках дела № А75-19101/2020.

Решением арбитражного суда от 14.05.2021 по указанному делу, оставленному без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2021,
в удовлетворении требований Правительства округа было отказано. В судебных актах
по делу № А75-19101/2020 отмечено, что именно Правительство округа должно обеспечить исполнение требований статьи 76 Федерального закона № 123-ФЗ
на территории населенных пунктов, входящих в автономный округ.

Вопреки доводам заявителя, документы, представленные Правительством округа
в ходе проверки, не подтверждают создание пожарно-спасательных подразделений, обеспечивающих нормативное время прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту пожара.

В материалах дела такие документы также отсутствуют.

Более того, из пояснений представителя заявителя в судебном заседании следует, что выполнение требований оспариваемого предписания является затруднительным ввиду отсутствия ресурсов и малочисленности населенных пунктов, указанных в предписании.

Доводы заявителя о проведении проверки с нарушением требований законодательства проверены судом и не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Статьей 6 Федерального закона № 69-ФЗ предусмотрено, что государственный надзор за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области пожарной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, в соответствии с положениями Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности
и безопасности людей на водных объектах согласно пункту 1 Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868.

Частью 4 статьи 29.2 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ определено, что внеплановые проверки могут также проводиться в целях контроля за исполнением ранее выданного предписания об устранении нарушения обязательных требований.

Перечень органов государственного пожарного надзора и их должностных лиц, осуществляющих государственный надзор за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области пожарной безопасности, утвержден приказом МЧС России от 15.07.2021 № 472.

С учетом данного приказа и приведенных выше обстоятельств у Главного управления МЧС по округу имелись законные основания для проведения внеплановой проверки в целях контроля за исполнением ранее выданного Правительству округу предписания об устранении нарушения обязательных требований.

Действующее законодательство не содержит требований об указании в предписании конкретных мероприятий (действий) по устранению выявленных нарушений. Отсутствие в предписании конкретных действий, подлежащих совершению в целях устранения (прекращения) нарушения, предоставляет заявителю возможность самостоятельно избрать приемлемый для него механизм исполнения предписания.

Поскольку оспариваемое предписание содержит законные требования, а также всю необходимую информацию о фактах выявленных нарушений, ссылки на нормы законов
и обязательных для исполнения нормативных правовых актов, которые нарушены,
и обязательно для исполнения органом, которому оно выдано, суд отказывает
в удовлетворении заявленных требований.

          Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении заявления.

          Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия
в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

          В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан  усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

          Судья                                                                                            Л.С. Истомина