ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-8021/2021 от 06.09.2021 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

13 сентября 2021 г.

Дело № А75-8021/2021

          Резолютивная часть решения объявлена 06 сентября 2021 года

          Полный текст решения изготовлен 13 сентября 2021 года

          Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе
судьи Заболотина А.Н., при ведении протокола секретарем Гуляевой О.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел» к прокуратуре Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании недействительным представления №86-15/1-2021 от 29.04.2021 и к Департаменту культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании недействительным приказа №09-ОД-129/01-09 от 27.05.2021,

при участии представителей сторон: от заявителя – Анохин А. В. по доверенности от 19.07.2021; от Прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры – Друзин А. А. по доверенности от 03.09.2021; от Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры – Плаксунов Е. В. по доверенности от 23.03.2021, Хусаинов Э. Э по доверенности от 23.03.2021,

установил:

бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел» (далее – заявитель, учреждение, центр) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением об оспаривании представления прокурора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.04.2021 № 86-15/1-2021 «Об устранении нарушений» в части нарушений, выявленных в деятельности учреждения, а так же об оспаривании приказа Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.05.2021
№ 09-ОД-129/01-09 «О проведении служебной проверки в отношении бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел».

         Требование мотивировано отсутствием в деятельности учреждения нарушений законов и отсутствием у прокурора оснований для выдачи представления, а так же отсутствием у департамента оснований для проведения служебной проверки.

          Представитель учреждения в судебном заседании поддержал требование полностью по основаниям, изложенным в заявлении.

          Представители прокуратуры и департамента в судебном заседании возражали относительно заявленных требований по основаниям, изложенным в отзывах и возражениях. В обоснование возражений указали о законности оспоренных представления и приказа. Кроме того отметили, что оспоренное представление не нарушает прав и законных интересов учреждения.

          Выслушав представителей сторон и изучив представленные доказательства, суд постановил следующий вывод.

          Из материалов дела следует, что между прокуратурой автономного округа и Службой контроля автономного округа 31.12.2014 заключено соглашение о взаимодействии. В соответствии с п. 3.3 названного соглашения служба информирует прокуратуру о результатах проведенных проверок путем направления актов проверок в электронном виде.

          22.01.2021 и 26.03.2021 в адрес прокуратуры поступили решение службы контроля автономного округа от 20.01.2021 № ВП-1/2021 о результатах внеплановой документарной проверки соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в отношении учреждения, акт от 24.03.2021 о результатах внеплановой выездной проверки соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, а также соблюдения условий контрактов в отношении учреждения.

          На основании полученных документов в адрес Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры прокурором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры выдано представление от 29.04.2021 № 86-15/1-2021 «Об устранении нарушений». В резолютивной части представления указано о необходимости принятия мер, направленных на устранение выявленных нарушений, их причин и условий, им способствующих. Выработать систему контроля за деятельностью подведомственных учреждений в сфере противодействия коррупции. Решить вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности (т. 1 л.д. 21-27).

          На основании названного представления Департаментом издан приказ от 27.05.2021 № 09-ОД-129/01-09 «О проведении служебной проверки в отношении бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел».

          Упомянутые представление и приказ оспорены учреждением в судебном порядке.

          В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

          Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 2202-1) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Из пункта 1 статьи  21 названного Закона следует, что предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе исполнительными органами субъектов Российской Федерации, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

          В силу требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» прокурорам предписано проверки исполнения законов проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных нарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите; в качестве повода для прокурорских проверок рассматривать, в том числе, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие остаточные данные о нарушениях закона; обеспечить надлежащее взаимодействие с уполномоченными контролирующими органами в целях предупреждения, выявления и пресечения правонарушений экономической направленности.

          Федеральный закон № 2202-1 в пункте 1 статьи  21, пункте 3 статьи  22, статьях 24, 28 устанавливает, что прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Согласно пункта 1 статьи упомянутого Закона представление об устранении нарушений закона подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

          Таким образом, представление является мерой прокурорского реагирования, имеющей целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий.

          Из содержания оспоренного представления следует, что в тексте перечислены нарушения, выявленные Службой контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а так же Счетной палатой автономного округа. При этом перечислены нарушения, выявленные в нескольких бюджетных учреждениях.

          В силу пункта  2 постановления Правительства автономного округа от 14.02.2014 № 51-п «О порядке осуществления органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры контроля за деятельностью государственных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», пункта 7 Порядка, утвержденного указанным постановлением, органам государственной власти округа предписано обеспечить осуществление контроля за деятельностью подведомственных им государственных учреждений.

          В соответствии с Положением о Департаменте культуры автономного округа, утвержденным постановлением Правительства округа от 08.11.2019 № 413-п (далее - Положение), Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия и кинематографии.

          Департамент осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему учреждения автономного округа и иные организации.

          К полномочиям Департамента отнесены формирование и утверждение государственного задания на оказание государственных услуг в установленной сфере деятельности подведомственных учреждений, проведение мониторинга выполнения государственных заданий; проведение аттестации руководителей подведомственных Департаменту учреждений.

          Согласно п. 6.14 Положения Департамент осуществляет координацию, регулирование и контроль за деятельностью государственных учреждений автономного округа в сфере культуры, в том числе устанавливает систему оплаты труда, согласовывает уставы, структуры подведомственных учреждений; разработку и реализацию государственных программ автономного округа в установленной сфере деятельности; функции государственного заказчика при закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе для обеспечения нужд Департамента; функции главного распорядителя и получателя средств бюджета автономного округа, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на Департамент функций.

          В соответствии с п. 12 Положения директор Департамента заключает и расторгает трудовые договоры с руководителями подведомственных учреждений в установленном порядке, то есть выступает в отношении них работодателем.

          Согласно п. 6.14 приложения к распоряжению Правительства округа от 01.07.2016 № 365-рп «О ведомственной принадлежности государственных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и признании утратившими силу некоторых распоряжений Правительства Ханты- Мансийского автономного округа - Югры» БУ ХМАО-Югры «Центр художественных народных промыслов и ремесел» находится в ведомственной принадлежности Департамента культуры автономного округа.

          Многочисленность, системность нарушений в учреждениях культуры округа свидетельствует о необходимости принятия именно Департаментом культуры автономного округа мер к надлежащей организации деятельности подведомственных учреждений.

          Таким образом, оспоренное  представление внесено при наличии оснований, уполномоченным лицом, директору Департамента, как лицу, полномочному принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

          По смыслу приведенных взаимосвязанных положений Федерального закона № 2202-1, а также, учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в п. 1 ст. 21 Федерального закона № 2202-1 органы, должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.

          При изложенных обстоятельствах оспоренное представление, выданное в адрес департамента,  не создает для учреждения каких-либо обязательств, препятствий и ограничений, в связи с чем не может быть признано как нарушающие права, свободы и законные интересы БУ ХМАО-Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел».

          При этом суд полагает возможным отметить, что перечисленные в представлении нарушения доведены в адрес Департамента для рассмотрения в установленном порядке. При этом такие нарушения могут быть подтверждены или опровергнуты. Данное обстоятельство исключает необходимость оценки перечисленных в представлении нарушений на предмет их обоснованности, поскольку вероятность нарушения прав и интересов  учреждения в результате применения ненормативного акта не является основанием для оценки такого акта на предмет соответствия требованиям закона.

          При разрешении доводов заявителя о незаконности приказа о проведении служебной проверки суд полагает обоснованным руководствоваться следующим.

          В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением бюджетными учреждениями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется посредством ведомственного контроля. При этом такой контроль осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

          Ранее судом отмечено, что департамент является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере культуры. При этом департамент наделен полномочиями по координации, регулированию и контролю за деятельностью государственных учреждений автономного округа в сфере культуры.

          Принимая во внимание поступление в адрес департамента представления прокуратуры, подлежащего обязательному рассмотрению, департамент обязан проверить нарушения, перечисленные в представлении, в том числе посредством проведения контрольных мероприятий в подведомственных учреждениях.

          При таких обстоятельствах суд пришел к убеждению, что оспоренный приказ департамента от 27.05.2021 № 09-ОД-129/01-09 принят уполномоченным лицом в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов и при наличии оснований, в связи с чем такой приказ не повлек нарушение прав и законных интересов бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел» бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел».

            В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

            Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

решил:

            в удовлетворении заявления отказать.

            Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

            В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

            Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

            По ходатайству указанных лиц копии решения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                                  А. Н. Заболотин