Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
02 декабря 2021 г. Дело № А75-8329/2021
Резолютивная часть решения объявлена 29 ноября 2021 г.
Полный текст решения изготовлен 02 декабря 2021 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Касумовой С.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Федоровой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) к индивидуальному предпринимателю ФИО2 (ОГРН <***>, ИНН <***>),
третьи лица государственное казенное учреждение Свердловской области "Управление автомобильных дорог" (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 620026, <...> стр. 203), министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 620031, <...>),
об обязании прекращения деятельности, взыскании 1 344 000 руб.,
без участи представителей,
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – истец) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО2 об обязании прекратить деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по пути следования, совпадающему с путем следования маршрута № 818Б «Екатеринбург - Североуральск», взыскании 1 344 000 руб. убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство транспорта
и дорожного хозяйства Свердловской области, государственное казенное учреждение Свердловской области "Управление автомобильных дорог".
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено судом в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Ответчик о наличии возражений относительно заявленного иска не сообщил; расчет истца не оспорил; мотивированные аргументы и доказательства не представил; отзыв
на иск и ходатайств, направленных на сбор дополнительных доказательств, не заявил.
От Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области поступили отзывы на исковое заявление, согласно которым ответчик осуществлял пассажирские перевозки по обозначенному маршруту в отсутствие разрешительных документов.
Суд, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Из материалов дела следует, что истец осуществляет перевозки пассажиров и багажа по маршруту регулярных перевозок № 818Б (номер в реестре - 188) «Екатеринбург - Североуральск» на основании выданного свидетельства серия 066 № 00649 от 15.07.2016г.
Обращаясь в суд с иском по настоящему делу истец указывает, что в период
с 07.07.2020 по 07.08.2020 ответчик без установленного на то правового основания в виде заключенного на основании конкурса договора и утвержденного маршрута осуществляет деятельность по перевозке пассажиров по обслуживаемому истцом на законных основаниях маршруту №818Б «Екатеринбург - Североуральск», чем причиняет истцу убытки в размере неполученного дохода, определяемого истцом с учетом количества рейсов ответчиков, количества мест в транспортных средствах, используемых ответчиком для перевозки пассажиров, а также стоимости поездки, установленной ответчиками.
Вышеизложенные обстоятельства, а именно факт незаконного осуществления ответчиком деятельности по перевозке пассажиров и багажа по маршруту, обслуживающему истцом, без заключения договора на осуществление перевозок по конкретному маршруту, повлекшие причинение истцу убытков в виде упущенной выгоды, послужили основанием для обращения истца в суд с иском по настоящему делу.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные в обоснование заявленных требований доказательства, суд счел заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Нормами ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно п. 2 указанной статьи под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Как следует из п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
В соответствии с п.14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по смыслу норм ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, упущенной выгодой является неполученный доход, на который увеличилась бы имущественная масса лица, право которого нарушено, если бы нарушения не было.
Поскольку упущенная выгода представляет собой неполученный доход, при разрешении споров, связанных с ее возмещением, следует принимать во внимание, что ее расчет, представленный истцом, как правило, является приблизительным и носит вероятностный характер. Это обстоятельство само по себе не может служить основанием для отказа в иске. Объективная сложность доказывания убытков и их размера, равно как и причинно-следственной связи, не должна снижать уровень правовой защищенности участников гражданских правоотношений при необоснованном посягательстве на их права (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 №2929/11).
Организация регулярных перевозок регламентируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 220-ФЗ), Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Устав автомобильного транспорта), Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ранее действовавшими Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 (далее - Правила № 112), Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1586 (далее - Правила № 1586), и другими нормативно-правовыми актами.
В силу п. 1 ч. 4 ст. 39 Федерального закона № 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута.
В соответствии с ч. 5 ст. 39 Федерального закона № 220-ФЗ указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 220-ФЗ наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
В силу ч. 2 ст. 17 Федерального закона № 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Как следует из ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее - открытый конкурс) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, в частности, данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту, за исключением маршрута, установленного в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 220-ФЗ муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1-11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3-11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах.
В соответствии с ч. 2 ст. 26 Федерального закона № 220-ФЗ сведения, включенные в реестры маршрутов регулярных перевозок (за исключением сведений о месте жительства индивидуального предпринимателя), размещаются на официальных сайтах уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченных органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", к полномочиям которых в соответствии со статьей 25 настоящего Федерального закона относится ведение данных реестров.
Пунктом 12 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания на территории Свердловской области, урегулированы нормами Закона Свердловской области от 21.12.2015 N 160-03 "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Свердловской области".
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона Свердловской области от 21.12.2015 № 160-03 в целях осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по межмуниципальным маршрутам таких перевозок по нерегулируемым тарифам уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере организации транспортного обслуживания населения выдает свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и карты этих маршрутов.
В соответствии с п. 18 Постановление Правительства Свердловской области от 09.03.2017 № 123-ПП «Об утверждении Порядка установления, изменения и отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) на территории Свердловской области» межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считается установленным со дня включения сведений в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом (далее - реестр маршрутов).
В соответствии с Положением о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Свердловской Области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 16.11.2016 № 824-ПП «О Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области» Министерство является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, входящим в структуру исполнительных органов государственной власти Свердловской области, участвующим в выработке государственной политики Свердловской области, а также реализующим государственную политику Свердловской области в сфере транспорта (организации транспортного обслуживания населения), дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, организации дорожного движения, обеспечения безопасности дорожного движения на них. Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере организации транспортного обслуживания населения, а также по вопросам деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области.
При этом, в соответствии с Федеральным законом № 220-ФЗ, Законом Свердловской области от 21.12.2015 № 160-03 «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Свердловской области» к полномочиям Министерства относятся вопросы организации транспортного обслуживания населения Свердловской области в отношении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам таких перевозок, в соответствии с которыми Министерство осуществляет организацию и проведение открытых конкурсов на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Свердловской области.
Согласно Реестру межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, размещенного на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет, под номером 188 указан маршрут № 818Б «Екатеринбург - Североуральск», перевозчик - ИП ФИО1
Основанием осуществления перевозок является выданное Заявителю свидетельство серии 066 № 00649 от 15.07.2016. По пути следования данного маршрута определены следующие промежуточные остановочные пункты: г.Екатеринбург (ФИО3), тех.ост.169 км., г. Новая ФИО4, р.п. ФИО5, г. Серов АС, г. Краснотурьинск АС, г. Карпинск АС, г. Волчанск АС, г. Североуральск АС; путь следования по следующим улицам и дорогам: муниципальное образование «город Екатеринбург» (пер. Невьянский, ул. Вокзальная, ул. Стрелочников, ул. Черепанова, ул. Бебеля, ул. Таватуйская, ул. Билимбаевская, ул. Расточная); автодорога 65К-4103000; Новолялинский городской округ (автодорога 65К4103250; <...>; автодорога 65К-4103250; автодорога 65К-4103000; <...>); автодорога 65К-4103000; Серовский городской округ (<...> автодорога 65К-2302000); автодорога 65К2301000; городской округ Краснотурьинск (автодорога 65К-2301120; <...> автодорога 65К-2301120; г. Краснотурьинск: ул. Мира; ул. Абоимова, ул. Свободы, ул. Октябрьская, ул. Фрунзе, ул. Карла Маркса, ул. Рюмина, ул. Краснотурьинская, ул. Средняя); автодорога 65К-5003000; городской округ Карпинск (г. Карпинск: ул. Советская, ул. Чайковского, ул. Пролетарская, ул. Мира, ул. Серова, ул. Мира, ул. Тельмана); автодорога 65К-2301150; автодорога 65К-2301000; Волчанский городской округ (автодорога 65К-2301160; <...> автодорога 65К4704000; ул. Базарная, ул. Школьная, ул. Максима Горького, ул. Молодежная, ул. Садовая; автодорога 65К-2301190); автодорога 65К-2301000; Североуральский городской округ (<...> лет СУБРа, ул. Мира).
Иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в том числе ответчику, разрешительные документы для осуществления пассажирских перевозок по обозначенному маршруту Министерством в установленном законодательством порядке не выдавались.
При этом из представленных в материалы дела документов следует, что маршруты ответчика фактически повторяют маршрут № 818Б «Екатеринбург - Североуральск», деятельность по перевозке на котором на законных основаниях осуществляет истец.
Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный вред), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. Основанием для удовлетворения требования о взыскании убытков является совокупность условий: факт причинения убытков, наличие причинной связи между понесенными убытками и действиями ответчика, документально подтвержденный размер убытков.
Применительно к убыткам в форме упущенной выгоды, то есть неполученным доходам, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации), это лицо должно доказать, что возможность получения прибыли существовала реально.
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
При определении размера убытков, предъявленных истцом к взысканию с ответчика в рамках настоящего дела, за период с 07.07.2020 по 07.08.2020 в размере 1 344 000 руб., истцом учтено количество рейсов ответчика, количество мест в транспортных средствах, используемых ответчиком для перевозки пассажиров, а также стоимость поездки, установленной ответчиком. Ответчиком не оспорены регулярность перевозок, установленный маршрут следования, конкретное время отправления, цена билета за одно посадочное место.
Оснований для признания расчета истца не соответствующих представленным в материалы дела доказательствам не имеется.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается, что ответчик, осуществляя пассажирские перевозки по маршруту, совпадающему с маршрутом № 818Б «Екатеринбург - Североуральск», своими действиями причинил истцу, осуществляющему соответствующую деятельность на законном основании, убытки в размере неполученного последним дохода, определенного истцом расчетным путем, исходя из размещенных ответчиком данных об осуществляемой деятельности, с применением стоимости перевозок, осуществляемых ответчиком, требования истца о взыскании с ответчика убытков являются обоснованными и подлежат удовлетворению в заявленном истцом размере.
В рамках настоящего дела истец также просит обязать ответчика прекратить осуществление перевозок пассажиров и багажа по маршруту следования межмуниципального пригородного маршрута № 818Б «Екатеринбург - Североуральск».
Рассмотрев заявленные требования в указанной части, учитывая, что материалами дела подтверждается осуществление ответчиком регулярных перевозок пассажиров по пути следования, совпадающему с маршрутом следования межмуниципального маршрута регулярных перевозок междугороднего сообщения №818Б «Екатеринбург - Североуральск» по самостоятельно определяемому расписанию, не имея на это правовых оснований, суд полагает их подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьями 101, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы истца по уплате государственной пошлины относятся судом на ответчика.
Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО2 прекратить деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по пути следования, совпадающему с путем следования маршрута № 818Б "Екатеринбург - Североуральск".
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО2 в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 денежные средства в размере 1 344 000 руб.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО2 в доход федерального бюджета 32 400 руб.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены
им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства
в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены
им под расписку.
Судья С.Г. Касумова