ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-8360/20 от 22.09.2020 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

29  сентября 2020 г.

Дело № А75-8360/2020

Резолютивная часть решения объявлена 22 сентября 2020 г.

Полный текст решения изготовлен 29 сентября  2020 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе
судьи Зубакиной О.В., при ведении протокола заседания секретарем Магеррамлы Р.И.,  рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Государственная компания «Северавтодор» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре об оспаривании решения от 25.03.2020 по делу № 086/01/17-177/2019 и предписания от 25.03.2020 по делу №  086/01/17-177/2019,

при участии представителей сторон:

от заявителя – Розбах Е.Б., доверенность от 10.08.2020 № 207,

от антимонопольного органа – Мустафина Л.С., доверенность от 22.01.2019 № 20, Барышникова А.Ш., доверенность от  17.08.2020 № 14,

у с т а н о в и л :

акционерное общество «Государственная компания «Северавтодор»  (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением  к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому  автономному округу – Югре (далее – Управление ФАС, антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 25.03.2020 по делу № 086/01/17-177/2019 и предписания от 25.03.2020.

Антимонопольный орган не согласился с заявленными требованиями по мотивам, изложенным в отзыве.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле  , исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление) в ходе мониторинга соблюдения хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства были обнаружены признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3
«О  защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в включении любых оснований закупки у единственного поставщика в Положение о закупках АО «ГК «Северавтодор».

Согласно пункту 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является, в том числе обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

На основании приказа антимонопольного органа от 03.09.2019 № 201 возбуждено дело и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения обществом части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции».

Согласно пункту 5 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-Ф3) настоящий федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона (далее - правовой акт, Положение о закупке), при осуществлении закупок:

а)           за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

б)           в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

в)           без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом №223-Ф3, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Таким образом, под правовым актом, указанном в п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона № 223-Ф3, понимается положение о закупке, которое должно соответствовать Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, Закону № 223-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона №223-Ф3, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В ч. 3.1 ст. 3 Закона № 223-Ф3 указаны способы проведения конкурентных закупок:

путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

иные способы, установленные положением о закупке и соответствующие требованиям части 3 настоящей статьи.

Под неконкурентной закупкой понимается закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Как следует из ч. 3 ст. 3 Закона № 223-Ф3 конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а)           путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б)           посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

Согласно ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-Ф3, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик: должен руководствоваться следующими правилами:

- в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

- в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

 - в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а)           несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б)           закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в)           закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г)           закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно п. 3.2. ст. 3 Закона о закупках, способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

В соответствии со ст. 3.6. Закона о закупках порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

Как следует из ч. 1 ст. 3 Закона № 223-Ф3 при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

информационная открытость закупки;

равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, положение о закупке не может вступать в противоречие с указанными принципами федерального закона, как и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика, устанавливаемый в Положении о закупке.

На официальном сайте для размещения информации о закупках http://zakupki.gov.ru/ размещено Положение о порядке проведения закупок товаров, работ и услуг для нужд АО «ГК «Северавтодор», утвержденное Решением Совета директоров АО «ГК «Северавтодор» Протокол от 27.12.2018 № 12/2018 (далее - Положение о закупках).

Проанализировав Положение о закупках предприятия на соответствие антимонопольному законодательству, установлено следующее.

Согласно п. 3.1.2. Положения о закупке предусмотрены следующие способы закупок:

Конкурентные способы закупки:

а)           конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс). В случае проведения открытого конкурса начальная (максимальная) цена которого превышает 15 ООО ООО (пятнадцать миллионов) рублей (с учетом НДС), такой конкурс проводится исключительно в электронной форме;

б)           аукцион (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион); в) запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

г) запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок);

Неконкурентные способы:

а) закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

В соответствии с п. 3.1.3. Положения о закупке, закупка у единственного поставщика подразумевает под собой заключение договора с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по представлению лица, выполняющего функции единоличного исполнительного органа Акционерного общества «Государственная компания «Северавтодор». Извещение, документация о такой закупке не разрабатываются Заказчиком и не подлежат размещению в единой информационной системе. При осуществлении закуп ки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) Заказчик не принимает, комиссия по осуществления закупок не рассматривает заявки Участников, не проводит определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Комиссией по осуществлению закупок составляется протокол закупки у единственного поставщика, в котором отображаются: - обоснования применения способа и случая, предусмотренного пунктом 3.2.5 Положения; - основные условия договора (наименования поставщика (подрядчика, исполнителя), цена договора, срок исполнения и порядок оплаты и другие).

Основания закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) установлены п.3.2.5 Положения о закупках:

1)При необходимости закупки товаров, работ и услуг стоимость которой не превышает 1 ООО ООО (один миллион) рублей (с НДС/без НДС — в зависимости от применяемой контрагентом системы налогообложения) по одной сделке, для которых существует сложившийся рынок. При этом Заказчику запрещается дробить закупки, с целью избегания проведения закупки по иной закупочной процедуре.

2)Наличие срочной (не позднее 10 рабочих дней) потребности в продукции (товарах, работах, услугах), в связи, с чем проведение иных процедур будет противоречить интересам Заказчика или приведет к нарушению его обязательств перед третьими лицами.

3)Вследствие чрезвычайных обстоятельств возникла срочная необходимость в определенной продукции, в связи, с чем применение иных процедур неприемлемо. При чрезвычайных обстоятельствах закупка продукции (товаров, работ, услуг) у единственного поставщика производится с учетом того, что объем закупаемой продукции должен быть не более достаточного для предотвращения чрезвычайной ситуации или ликвидации ее последствий и, при необходимости, пополнения в пределах установленных норм аварийного запаса продукции.

4)Осуществляется закупка товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

5)Круг возможных поставщиков соответствующей продукции (товаров, работ, услуг) на рынке ограничен, а именно:

а) продукция может быть получена только от одного поставщика и отсутствует ее равноценная замена;

6)поставщик, является единственным официальным дилером (представителем) производителя (владельца) продукции на территории присутствия Заказчика;

в) поставщик является единственным поставщиком, продавцом, подрядчиком в данном регионе, при условии, что расходы, связанные с привлечением контрагентов из других регионов, делают такое привлечение экономически невыгодным;

г)           условиями гарантийного или текущего обслуживания предусмотрена обязанность Общества проходить обслуживание у определенного лица, и нарушение данных условий может привести к нарушению имущественных интересов Общества;

д)           производится закупка продукции, цена (тарифы) на которую формируется органами тарифного регулирования Российской Федерации либо нормативными правовыми актами органов государственной власти и местного самоуправления (в том числе, но не исключительно: услуги железных дорог, услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, газоснабжения, теплоснабжения, государственная поверка средств измерения и т. п.) либо закупка государственных услуг;

е)           проводятся дополнительные закупки, когда по соображениям стандартизации, унификации, а также для обеспечения совместимости или преемственности (при закупке товаров, работ, услуг) с ранее приобретенной продукцией новые закупки должны быть осуществлены только у того же поставщика.

При закупке продукции по существенно сниженным ценам (значительно меньшим, чем текущие коммерческие предложения по аналогичным товарам, работам услугам), когда такая возможность приобретения существует в течение непродолжительного периода времени.

При проведении закупки не было представлено ни одной заявки, либо все представленные заявки были отклонены закупочной комиссией, при этом цена, по которой заключается договор с единственным поставщиком, не превышает начальную (максимальную) цену, указанную Заказчиком в закупочной документации.

Осуществляется закупка услуг по обучению или проведению тематических семинаров (совещаний, тренингов, форумов, конференций), услуг по организации культурно-массовых и спортивных мероприятий, оказание спортивных услуг (предоставление помещений для тренировок, спортивных площадок, бассейна, спортивного инвентаря, услуг тренера и т.д.).

При осуществлении закупки на приобретение исключительного права либо на предоставление права использования в отношении объекта исключительных прав для нужд Заказчика, обусловленных производственной необходимостью, в случае, если единственному поставщику (исполнителю, подрядчику) принадлежит исключительное право на такие объекты авторских прав или право использования таких объектов авторских прав, предоставленное на основании лицензионного договора с правом предоставления сублицензии;

При осуществлении закупки услуг по авторскому контролю за разработкой проектной документации объектов капитального строительства, авторскому надзору за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства соответствующими авторами.

При осуществлении закупки на проведение технического и авторского надзора за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации авторами проекта.

При осуществлении закупки коммунальных услуг, услуг по техническому и санитарному содержанию, охране и обслуживанию одного или нескольких нежилых помещений Заказчика в здании, принадлежащем третьему лицу, с организациями, предоставляющими такие услуги, в случае, если отсутствует возможность заключения такого договора с другими лицами.

при возникновении потребности в товарах, работах, услугах для исполнения обязательств в соответствии с государственным (муниципальным) контрактом, договором, по которому Заказчик является поставщиком (исполнителем, подрядчиком), и проведение конкурентных процедур закупок в предусмотренные сроки для исполнения обязательств по такому договору невозможно

Осуществляется закупка на оказание услуг почтовой связи.

Осуществляется закупка на заключение договора аренды недвижимого имущества.

Осуществляется размещение заказа на оказание услуг нескольким Заказчикам по участию в мероприятии, проводимом для нужд Заказчиков, Заказчиком, являющимся организатором такого мероприятия, выбран поставщик (исполнитель, подрядчик) в порядке, предусмотренном Законом № 223-Ф3.

При возникновении потребности в опубликовании информации в конкретных СМИ (печатном или электронном издании), удовлетворяющим потребностям Заказчика.

При осуществлении закупки с целью аренды недвижимого имущества, аренды имущества, необходимого для участия в выставках, семинарах, конференциях, форумах, в том числе международных; 19) При осуществлении закупки услуг у организаций, осуществляющих регистрацию, хостинг и иную деятельность, связанную с организацией функционирования доменных имен;

При возникновении потребности в закупке услуг, связанных с направлением работника в командировку (проезд к месту командировки и обратно, гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания, услуги связи и прочие сопутствующие расходы);

При закупке услуг, связанных с обеспечением визитов делегаций и представителей иностранных государств (гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, обеспечение питания, услуги связи и прочие сопутствующие расходы);

При заключении гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг физическими лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей) с использованием их личного труда, в том числе с адвокатами и нотариусами;

При заключении договора банковской гарантии, договора об овердрафтном кредите (соглашение об овердрафтном кредите) с банком, в котором Заказчик находится на расчетно-кассовом обслуживании;

При заключении договора на услуги связи (телефонной, мобильной);

При выполнении работ по мобилизационной подготовке;

При осуществлении закупки услуг по проведению процедур в целях продажи имущества и предоставления имущества в аренду;

Закупки у Участника закупки, предложившего наилучшие условия после Участника закупки, являвшегося победителем, если:

договор с поставщиком расторгнут по решению суда в связи с существенным нарушением исполнения условий договора поставщиком;

Заказчик в одностороннем внесудебном порядке отказалось от исполнения договора с поставщиком при наличии нарушений (неисполнение/ненадлежащее исполнение поставщиком своих обязательств по договору) поставщиком условий договора (когда такое право предусмотрено действующим законодательством и/или договором). При этом существенные условия нового договора не должны изменяться, за исключением сроков выполнения договора, а также цены договора.

Вышеописанные нормы Положения о закупке явно идут в разрез с принципами закупочной деятельности, указанными в ч. 1 ст. 3 Закона №223- ФЗ.

Закупки у единственного поставщика предприятием проводит в 28 случаях. Рассмотрев случаи возможных закупок у единственного поставщика, установлено, что они предусматривают возможность закупок на конкурентных рынках, в их числе:

При необходимости закупки товаров, работ и услуг стоимость которой не превышает 1 000 000 (один миллион) рублей по одной сделке, для которых существует сложившийся рынок.

1) При необходимости закупки товаров, работ и услуг стоимость которой не превышает 1 000 000 (один миллион) рублей (с НДС/без НДС - в зависимости от применяемой контрагентом системы налогообложения) по одной сделке, для которых существует сложившийся рынок. При этом Заказчику запрещается дробить закупки, с целью избегания проведения закупки по иной закупочной процедуре.

3) Вследствие чрезвычайных обстоятельств возникла срочная необходимость в определенной продукции, в связи, с чем применение иных процедур неприемлемо. При чрезвычайных обстоятельствах закупка продукции (товаров, работ, услуг) у единственного поставщика производится с учетом того, что объем закупаемой продукции должен быть не более достаточного для предотвращения чрезвычайной ситуации или ликвидации ее последствий и, при необходимости, пополнения в пределах установленных норм аварийного запаса продукции.

По результатам рассмотрения материалов дела 07.02.2014 комиссия Управления ФАС вынесла оспариваемое решение и выдала предписание от 07.02.2014 № 8 (том 1 л.д. 6-11, 12-13).

Решением от 07.02.2014 в действиях МУП «ТО УТВиВ №1» установлено нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в необоснованном отклонении заявки ООО «Риск Альянс» от участия в запросе предложений, а так же нарушении сроков размещения информации о закупке.

Предписанием от 07.02.2014 № 8 заявителю предписано в срок до 03.03.2014
при проведении закупок для нужд предприятия, соблюдать требования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), а также требований статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции»; совершить действия, направленные на развитие добросовестной конкуренции, в том числе для обеспечения гласности прозрачности закупок, а именно: при размещении сообщений о проведении закупки, соблюдать требования по срокам размещения таких сообщений, установленных Положением о закупках МУП «ТО УТВиВ №1»; внести изменения в Положение о закупке МУП «ТО УТВиВ №1» в части подачи заявок на участие в запросе предложений в электронной форме.

Информацию об исполнении настоящего предписания необходимо было предоставить в срок до 06.03.2014 года.

Не согласившись с решением и предписаниями антимонопольного органа, заявитель  обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд
с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают,
что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие)
не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права
и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия
для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 01.11.2013 года,
МУП «ТО УТВиВ №1» разместило на своем сайте, а также на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении открытого запроса предложений № 50 на право заключения договора на проведение экспертизы промышленной безопасности котлов и труб МУП «ТО УТВиВ №1», по 2-м лотам (том 2 л.д. 36).

На участие в запросе предложений поступило две заявки от ООО «Риск Альянс» (лот № 1) и ООО «Промтехмонтаж» (лот № 2).

Согласно протоколу от 05.11.2013 № 50/13-озп победителем по лоту № 2 признано ООО «Промтехмонтаж». Заявка участника ООО «Риск Альянс» по лоту № 1 отклонена
от участия в закупке.

Заявка ООО «Риск Альянс» (том 2 л.д. 132-156) отклонена от участия в запросе предложений по причине предоставления недостоверных сведений, а именно: в приложении № 1а (заявка на участие) цена договора указана без учета НДС, в приложении № 1 б цена договора указана с учетом НДС, что по мнению комиссии Заказчика не позволило сделать однозначный вывод о заявленной стоимости.

Согласно разделу 11 документации о закупке, в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, предоставленных участником запроса предложений в соответствии с документацией о закупке, установления факта проведения ликвидации участника запроса предложений юридического лица или принятие арбитражным судом решения о признании участника запроса предложений - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом, факта приостановления деятельности такого участника в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных нарушениях, факта наличия у участника задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которого превышает 25% балансовой стоимости активов такого участника по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период, при условии, что участник запроса предложений не обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством РФ, Закупочная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в запросе предложений на любом этапе его проведения.

Согласно форме заявки на участие в запросе предложений (приложение №1 а), являющейся приложением документации, участники должны указать цену договора (стоимость затрат исполнителя с учетом НДС и всех необходимых расходов). Указанные сведения, также необходимо отразить участникам в Техническом предложении, являющимся приложением № 1 б документации (том 2 л.д. 109-131).

Как установлено судом и комиссией Управления ФАС, в заявке ООО «Риск Альянс» указана цена в размере 5 806 014, 32 руб., при этом, в графе «примечание» Общество указало. что цена указана без НДС, так как ООО «Риск Альянс» работает без налога НДС на основании письма от 22.11.2011 № 168-11-11 ИФНС России по Тюменской области «О переводе ООО «Риск Альянс» на упрощенную систему налогообложения». В Техническом предложении (приложение № 1б) Обществом указана цена 5 806 014, 32 руб. с учетом НДС (том 2 л.д. 136).

Однако, как видно из документов, приложение № 1б документации, само по себе предусматривает указывать участникам цену за выполнение работ только с учетом НДС, отсутствует графа «примечание», предусматривающая возможность указать цену без НДС.

Таким образом, Комиссия Управления ФАС пришла к обоснованному выводу, что при подаче заявки на участие в запросе предложений ООО «Риск Альянс» соблюдены все требования закупочной документации и отклонение заявки Общества от участия в запросе предложений, было необоснованно.

Кроме того, материалами дела подтверждается и установлено судом, что МУП «ТО УТВиВ №1» была нарушена процедура размещения информации о проведении закупки.

Согласно пункту 4 приложения № 4 Положения о закупке, извещение о поведении запроса предложений размещается на официальном сайте не менее чем за 5 (пять) дней до даты окончания приема предложений (том 1 л.д. 51-89).

При этом, заявки принимаются с 01.11.2013 по 05.11.2013 года, с 09-00 часов до 17-00; перерыв с 13.00-14.00, кроме выходных: субботы и воскресения. Рассмотрение предложений назначено на 05.11.2013 года (том 2 л.д. 44-46).

В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Таким образом, в нарушение пункта 4 приложения № 4 Положения о закупке извещение размещено менее чем за 5 дней.

Кроме того, 2 и 3 ноября 2013 года выпадают на субботу и воскресение, то есть на выходные дни, 4 ноября является официальным праздничным днем.

Таким образом, из вышеприведенного следует, что подать заявку на участие в запросе предложений возможно было лишь в 2 рабочих дня - 1 и 5 ноября 2013 года.

С учетом изложенного, антимонопольным органом обоснованно сделан вывод, что, МУП «ТО УТВиВ № 1» при проведении закупки был нарушен срок размещения информации о закупке, что в свою очередь привело к сокращению сроков подачи заявок.

Указанные действия способны привести к ограничению доступа потенциальных участников к участию в данной закупке, так как срок подачи заявок был существенно сокращен Заказчиком.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Учитывая то, что проводимая закупка проводится в конкурентных условиях, а действия МУП «ТО УТВиВ № 1» при проведении закупки привели и способны привести к ограничению конкуренции, то в действиях заявителя обоснованно признано нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в необоснованном отклонении заявки ООО «Риск Альянс» от участия в запросе предложений, а также нарушения сроков размещения информации о закупке.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписания и о его содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

По результатам вынесенного решения по делу 05-06-006/2014 в адрес МУП «ТО УТВиВ №1» было выдано предписание, согласно которому предприятию в срок до 03.03.2014 года предписано:

1.            При проведении закупок для нужд предприятия, соблюдать требования Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), а также требований статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции»;

2.            Совершить действия, направленные на развитие добросовестной конкуренции, в том числе для обеспечения гласности прозрачности закупок, а именно:

-  при размещении сообщений о проведении закупки, соблюдать требования по срокам размещения таких сообщений, установленных Положением о закупках муниципального унитарного предприятия «Территориально объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения №1» МО Сургутский район;

-  внести изменения в Положение о закупке муниципального унитарного предприятия «Территориально объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения №1» МО Сургутский район в части подачи заявок на участие в запросе предложений в электронной форме.

Информацию об исполнении настоящего предписания необходимо было предоставить в срок до 06.03.2014 года.

В силу частей 1, 2 статьи 51 Закона о защите конкуренции предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний. Неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность.

Довод заявителя о том, что изменение в Положение о закупках МУП «ТО УТВиВ №1» не предусмотрено законодательством РФ является несостоятельным, поскольку в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства было установлено, что отсутствие возможности подачи заявок в электронной форме в адрес МУП «ТО УТВиВ №1» в том числе в виду короткого срока для подачи заявок (5 дней), способно ограничить права потенциальных участников, и в целом привести к ограничению конкуренции.

Довод МУП «ТО УТВиВ №1» о том, что предписание выдано без учета сроков доставки корреспонденции из г. Ханты-Мансийска в Сургутский район, также является несостоятельным. 

Согласно части 1 статьи 51 Закона о защите конкуренции предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. При этом, Закон о защите конкуренции не содержит в себе норм, регламентирующих сроки исполнения предписаний.

Более того, материалами дела подтверждается, что решение и предписание направлено в адрес МУП «ТО УТВиВ №1» 07.02.2014 года и получено заявителем 20.02.2014 (том 4 л.д. 47).

С момента получения решения и предписания и до установленного срока  направления информации в антимонопольный орган об исполнении предписания (06.03.2014) у МУП «ТО УТВиВ №1» было достаточно времени для его исполнения.

Ходатайств о продлении срока исполнения предписания заявителем не направлялись.

Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений
и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания ненормативного правового акта незаконным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя
в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, утвержденного Приказом ФАС России от 18.01.2013 № 17/13 жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», осуществляемой путем проведения торгов или запроса котировок, рассматриваются ФАС России и его территориальными органами в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлен исчерпывающий перечень случаев, при наличии которых участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг: 1) неразмещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения; 2) предъявление к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке; 3) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Закона о размещении заказов.

Согласно подпункту 1 пункта 3 Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, утвержденного Приказом ФАС России от 18.01.2013 № 17/13, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг могут быть обжалованы в антимонопольный орган участниками закупки, указанными в части 5 статьи 3 Закона о закупках, в случае неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с Законом о закупках размещению на таком официальном сайте, или нарушение сроков такого размещения.

Поскольку судом установлено и подтверждается материалами дела, что заявителем нарушены сроки размещения извещения, антимонопольный орган в пределах своих полномочий обоснованно рассмотрел жалобу на действия заказчика. 

Заявитель, напротив, не привел доводов и не представил соответствующие доказательства о том, какие права и законные интересы в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности нарушаются оспариваемыми нормативными актами, а также нормы права, которые нарушены ответчиком при вынесении решения и предписания от 07.02.2014.

Согласно  пункту 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый  ненормативный  правовой  акт, решения  и  действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают  права  и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении  заявленного требования.

Исходя из заявленных предмета, основания требований, установленных обстоятельств дела и положений вышеуказанных норм права, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                      О.В. Зубакина