Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
03 апреля 2009 г.
Дело № А75-836/2009
Резолютивная часть решения объявлена 02 апреля 2009 г.
Полный текст решения изготовлен 03 апреля 2009 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Шабановой Г.А., при ведении протокола заседания секретарем Журавлевой О.О., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Карст-М» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании незаконным отказа в исключении задолженности,
с участием представителей:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 12.01.2009,
от ответчика – ФИО2 по доверенности от 21.02.2009 № 12,
установил:
закрытое акционерное общество «Карст-М» (далее – ЗАО «Карст-М», Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ханты-мансийского автономного округа – Югры с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Инспекция ФНС РФ, налоговый орган) о признании незаконными действий должностных лиц налогового органа по отказу в исключении из лицевого счета задолженности Общества в сумме 6 134 733 рублей 20 копеек.
Общество полагает, что действия Инспекции ФНС РФ по неисключению задолженности, отраженной в актах сверки, являются незаконными, поскольку налоговым органом в нарушение требований статей 46, 47, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) не представлены требования об уплате налога, решения о взыскании задолженности за счет денежных средств и имущества налогоплательщика и доказательства их направления в адрес Общества.
Считает неправомерным указание налоговым органом в актах сверок сумм задолженности, которая не может взыскиваться с Общества в связи с истечением совокупности сроков, установленных для взыскания.
Указывает, что наличие задолженности в лицевом счете препятствует получению кредитов, так как при их оформлении банки требуют сведения об имеющейся задолженности.
В судебном заседании представитель ЗАО «Карст-М» поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик представил отзыв. В судебном заседании представитель ответчика с заявленными требованиями не согласился, по доводам, изложенным в отзыве.
Как следует из материалов дела, 22.09.2008 ЗАО «Карст-М» обратилось в налоговый орган с просьбой выдать акты сверок по налогам, пени и штрафам по состоянию на 01 января каждого года за каждый период с 1996 по 2008 год (т.1 л.д.11).
Инспекцией ФНС РФ на запрос предоставлены акты сверок № 2177 по состоянию расчетов на 31.12.2005, № 2178 по состоянию на 31.12.2006, № 2181 по состоянию на 31.12.2007, № 2180 по состоянию на 17.09.2008. В проведении сверки по остальным периодам отказано по причине того, что сверяемый период находится за пределами трех предшествующих лет (т.1 л.д.12).
После получения актов сверок Общество обнаружило, что в актах сверки указаны суммы задолженности по налогам, пеням, штрафам за периоды, по которым у ЗАО «Карст-М» отсутствуют какие-либо документы налогового органа (акты, решения, требования и др.) за период до 01.01.2006.
Налогоплательщик подписал акт сверки с возражениями, указав, что у него отсутствуют акты, требования, решения налогового органа и документы по состоянию на 01.01.2006, и предложил исключить задолженность по налогам, пеням, штрафам, процентам.
Рассмотрев возражения налогоплательщика по актам сверок, Инспекция сообщила, что по результатам проведенной сверки первичных документов налогоплательщика с данными информационного ресурса налогового органа разногласий не установлено. Начисления сумм налогов отражены в КРСБ в соответствии с показателями, указанными в декларациях (расчетах), представленными ЗАО «Карст-М» в налоговый орган. Пени, указанные в актах сверок начислены в связи с несвоевременным исполнением либо исполнением не в полном объеме обязанности по уплате налогов (т.1 л.д.13).
Согласно актам сверки задолженность Общества по состоянию на 30.10.2008 составляла 6 508 908, 97 руб. ЗАО «Карст-М» признало задолженность в сумме 365 175, 76 рублей.
Полагая, что разница в сумме 6 143 733, 22 рубля указана Инспекцией ФНС РФ неправомерно, так как не подтверждена документально, ЗАО «Карст-М» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц Инспекции ФНС РФ по отказу в исключении указанной суммы задолженности.
Арбитражный суд, исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статями 137 и 138 НК РФ установлено право налогоплательщика обжаловать в суд акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Порядок обращения за судебной защитой в арбитражный суд в таких случаях определен в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Указанное означает, что оспариваемый акт, действие (бездействие) должны быть юридически властным волеизъявлением полномочного органа, обращенным к конкретному лицу, направленным на возникновение, изменение или прекращение определенных правовых последствий, не соответствовать нормам действующего законодательства, а также нарушать права заявителя в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности.
Частью 4 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 № 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений. Поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм АПК РФ не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Инспекцией ФНС РФ в отзыве на заявление указано на пропуск Обществом предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ со ссылкой на то, что налогоплательщику было известно об имеющейся у него задолженности еще в 2005 году.
В связи с этим ЗАО «Карст-М» в судебное заседание представлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование действий Инспекции ФНС РФ по неисключению задолженности по налогам, сборам, штрафам и процентам со ссылкой на то, что Обществу не знало о такой сумме задолженности, каких-либо требований и решений по данным суммам не получало, акты сверок с налоговым органом не составлялись, оплата налогов не производилась, взыскание производилось принудительно, о сумме задолженности узнало только в процессе сверки с налоговым органом.
Вместе с тем, как следует из заявления ЗАО «Карст-М», Обществом оспариваются действия налогового органа по отказу в исключении задолженности, отраженной в актах сверки, а не действия по начислению недоимки, пеней и штрафов, отраженных в актах сверки. При этом об отказе Инспекции ФНС РФ исключить указанную задолженность налогоплательщик узнал из письма от 29.12.2009 № 07-20/036166 (т.1 л.д.13). С заявлением об оспаривании действий налогового органа Общество обратилось 14.01.2009.
На основании вышеизложенного, суд считает, что срок на обжалование действий Инспекции ФНС РФ по отказу в исключении задолженности в сумме 6 134 733, 2 рублей налогоплательщиком не пропущен.
Из материалов дела следует, что задолженность по налогу на прибыль (фед.) у ЗАО «Карст-М» образовалась до 2001 года. На начало 2001 года у Общества имелась задолженность в размере 1 187, 68 руб., пени в размере 1 293, 58 руб., штраф в размере 91 466, 47 руб. В период с 2001 по 2006 год задолженность добровольно не уплачивалась. Инкассовым поручением от 28.03.2006 с расчетного счета Общества были списаны пени в размере 65, 01 руб. Платежными поручениями от 23.01.2007 №№ 9, 26. Общество уплатило налог в сумме 11,82 руб. и пени в сумме 13,22 руб. Впоследствии платежи в счёт погашения задолженности налогоплательщиком не производились, в связи с чем, сумма неуплаченного налога составила 1 175, 86 руб., пени по состоянию на 01.01.2009 – 2 524 руб. и штраф 91 466, 47 руб.
Задолженность по налогу на прибыль (бюд.суб.РФ) у ЗАО «Карст-М» образовалась до 2001 года. На начало 2001 у Общества имелась задолженность в размере 1 954, 32 руб., пени в размере 2 669, 42 руб., штраф в размере 150 508, 32 руб. В период с 2001 по 2006 год задолженность добровольно не уплачивалась. Инкассовыми поручениями от 28.03.2006 с расчетного счета Общества были списаны пени в размере 118, 65 руб. Платежными поручениями от 23.01.2007 №№ 10, 27. Общество уплатило пени в сумме 41,22 руб. Впоследствии платежи в счёт погашения задолженности налогоплательщиком не производились, в связи с чем, сумма неуплаченного налога составила 1 954, 32 руб., пени по состоянию на 01.01.2009 –4 304, 12 руб. и штраф 150 508, 32 руб.
Задолженность по единому социальному налогу (ПФ) у ЗАО «Карст-М» образовалась до 2001 года. На начало 2001 у Общества имелась задолженность в размере 237 074, 18 руб., пени в размере 44 985, 16 руб., недоимка на 31.12.2002 составила – 287 224, 37 руб., на 31.12.2003 недоимка составила – 289 016, 37 руб. В период с 2001 по 2006 год задолженность добровольно не уплачивалась. Платежными поручениями от 23.01.2007 №№ 8, 25 Общество уплатило налог в сумме 2 885,34 руб. и пени в сумме 3 212,91 руб. Впоследствии платежи в счёт погашения задолженности налогоплательщиком не производились, в связи с чем, сумма неуплаченного налога составила 286 131, 03 руб., пени по состоянию на 01.01.2009 – 380 465, 48 руб.
Задолженность по единому социальному налогу (ЕСН-ФСС) у ЗАО «Карст-М» образовалась до 2001 года. На начало 2001 у Общества имелась задолженность в размере 32 438, 02 руб., пени в размере 6 122, 82 руб., недоимка на 31.12.2002 составила – 42 803, 08 руб., на 31.12.2003 недоимка составила – 43 315, 08 руб. В период с 2001 по 2006 год задолженность добровольно не уплачивалась. Платежными поручениями от 23.01.2007 №№ 2, 19. Общество уплатило пени в сумме 913,95 руб. Впоследствии платежи в счёт погашения задолженности налогоплательщиком не производились, в связи с чем, сумма неуплаченного налога составила 43 315, 08 руб., пени по состоянию на 01.01.2009 – 55 472, 81 руб.
Задолженность по единому социальному налогу (ЕСН – ОФОМС фед.) у ЗАО «Карст-М» образовалась до 2001 года. На начало 2001 у Общества имелась задолженность в размере 2 457, 29 руб., пени в размере 2 457, 29 руб., недоимка на 31.12.2002 составила – 2 973, 37 руб., на 31.12.2003 недоимка составила – 2 998, 97 руб. В период с 2001 по 2006 год задолженность добровольно не уплачивалась. Инкассовым поручением от 28.03.2006 с расчетного счета Общества были списаны пени в размере 164, 08 руб. Платежными поручениями от 23.01.2007 №№ 1, 20. Общество уплатило пени в сумме 63,29 руб. Впоследствии платежи в счёт погашения задолженности налогоплательщиком не производились, в связи с чем, сумма неуплаченного налога составила 2 998, 97 руб., пени по состоянию на 01.01.2009 –3 612, 89 руб.
Задолженность по единому социальному налогу (ЕСН – ОФОМС тер.) у ЗАО «Карст-М» образовалась до 2001 года. На начало 2001 у Общества имелась задолженность в размере 28 012, 62 руб., пени в размере- 5 453, 22 руб., недоимка на 31.12.2002 составила – 36 829, 46 руб., на 31.12.2003 недоимка составила – 37 264, 66 руб. В период с 2001 по 2006 год задолженность добровольно не уплачивалась. Платежными поручениями от 23.01.2007 №№ 6, 21. Общество уплатило пени в сумме 786,28 руб. Впоследствии платежи в счёт погашения задолженности налогоплательщиком не производились, в связи с чем, сумма неуплаченного налога составила 37 264, 66 руб., пени по состоянию на 01.01.2009 –47 943, 79 руб.
Задолженность по страховым взносам на страховую часть пенсии у ЗАО «Карст-М» образовалась в 2002 году. Недоимка на 31.12.2002 составила – 31 293, 48 руб., на 31.12.2003 недоимка составила – 49 717, 48 руб. За период с 2004 по 2006 год задолженность добровольно не уплачивалась, сумма задолженности на конец 2006 года составила 102 780, 48 руб. В 2007 Обществом было начислено к уплате 23 686 руб., в счет погашения взносов было оплачено 122 019 руб., с учетом этого размер задолженности составил 4 446, 80 руб. в 2008 году Обществом было начислено к уплате 68 232 руб., оплачено в счет погашения взносов- 21 926 руб., С учетом этого сумма неуплаченного страховых взносов на страховую часть пенсии составила 85 710, 80 руб., пени по состоянию на 01.01.2009 –35 381, 98 руб.
Задолженность по страховым взносам на накопительную часть пенсии у ЗАО «Карст-М» образовалась в 2002 году. Недоимка на 31.12.2002 составила – 2 286, 86 руб., в 2003 году – Обществом начисление взносов не производилось, задолженность добровольно не уплачивалась. В 2004 году Обществом было начислено к уплате 645,08 копеек, размер задолженности на 31.12.2004 составил 2 932, 66 руб. В 2005 - 2006 годах задолженность добровольно не уплачивалась. В 2007 Обществом было начислено к уплате 2 976 руб., в счет погашения взносов было оплачено 5 908, 66 руб., с учетом этого размер задолженности составил 0 руб. в 2008 году Обществом было начислено к уплате 39 563 руб., оплачено в счет погашения взносов - 5 405 руб., С учетом этого сумма неуплаченного страховых взносов на накопительную часть пенсии составила 34 158, 80 руб., пени по состоянию на 01.01.2009 –3 621, 50 руб.
Задолженность по налогу на добавленную стоимость у ЗАО «Карст-М» образовалась до 2001 года. На начало 2001 у Общества имелась задолженность в размере 635 490, 69 руб., пени в размере- 722 363, 15 руб., недоимка на 31.12.2002 составила – 668 348, 69 руб., на 31.12.2003 недоимка составила – 683 061, 69 руб. Платежным поручением от 08.10.2004 № 15 Общество уплатило налог в сумме 140 061, 69 руб., на 31.12.2004 размер задолженности составил 543 000 руб. В период с 2005 по 2008 год Обществом начисления не производились, пени погашены в добровольном порядке в незначительном размере. Впоследствии платежи в счёт погашения задолженности налогоплательщиком не производились, в связи с чем, сумма неуплаченного налога составила 543 000 руб., пени по состоянию на 01.01.2009 –1 384 916, 99 руб.
Задолженность по единому налогу, распределяемому по уровням бюджетной системы РФ, у ЗАО «Карст-М» образовалась до 2003 года. Недоимка на 31.12.2003 составила – 82 506 руб. в 2004 году Обществом к уплате было начислено 53 293, счет погашения взносов было уплачено 107 480 руб., на 31.12.2004 недоимка составила 31 448 руб. В 2005 году Обществом было начислено к уплате 11 286 руб., недоимка на 31.12.2005 составила 42 734 руб. В 2006 году Обществом начисления не производились, с учетом произведенных уменьшений на 3 960 руб., на 31.12.2006 недоимка составила 38 774 руб. Платежными поручениями №№30, 31 от 02.03.2006 Обществом уплачены пени в сумме 22 413, 76 руб. В 2007 году Обществом к уплате было начислено 13 304 руб., в счет погашения взносов уплачено 12 881, 66 руб., недоимка на 31.12.2007 составила 39 197 руб. В 2008 году Обществом к уплате было начислено 59 662 руб. Впоследствии платежи в счёт погашения задолженности налогоплательщиком не производились, в связи с чем, сумма неуплаченного налога составила 98 859 руб., пени по состоянию на 01.01.2009 –18 581 , 17 руб.
Задолженность по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности у ЗАО «Карст-М» образовалась до 2002 года, на 31.12.2002 недоимка составила – 11 912, 26 руб. в 2003 году Обществом начисления налога не производились, задолженность добровольно не оплачивалась. Платежным поручением от 08.10.2004 № 12 Общество уплатило налог в сумме 11 912, 26 руб. В результате уплаты налога сумма недоимки Общества по ЕНВД была погашена, но по лицевому чету налогоплательщика остались суммы пени в размере 12 306, 57 руб., начисление которых прекратилось после погашения недоимки и штраф 818 руб.
Задолженность по транспортному налогу у ЗАО «Карст-М» образовалась до 2005 года, на 31.12.2004 недоимка составила – 19 575, 26 руб., пени- 2 954, 73 руб. и штраф – 652 руб. В 2005 году Обществом к уплате было начислено 13 050 руб., недоимка на 31.12.2005 составила 32 625 руб. В 2006 году Обществом к уплате было начислено 13 049 руб., в счет погашения взносов было оплачено 3 626, 66 руб., недоимка на 31.12.2006 составила 42 412 руб. В 2007 году Обществом было начислено к уплате 13 052 руб., в счет погашения взносов было оплачено – 9 788, 66 руб. недоимка на 31.12.2007 составила 45 676 руб. в 2008 году Обществом к уплате было начислено 13 050 руб. Впоследствии платежи в счёт погашения задолженности налогоплательщиком не производились, в связи с чем, сумма неуплаченного налога составила 58 726 руб., пени по состоянию на 01.01.2009 –22 347 , 90 руб.
Задолженность по налогу на имущество предприятий (остатки 2003 года) у ЗАО «Карст-М» образовалась до 2001 года. На начало 2001 у Общества имелась задолженность в размере 267 740, 24 руб., пени в размере- 94 580, 15 руб., недоимка на 31.12.2002 составила – 313 246, 24 руб., на 31.12.2003 недоимка составила – 322 917, 24 руб. в 2004 году Обществом начисления не производились, в счет погашения задолженности было уплачено 9 617 руб., недоимка на 31.12.2004 составила 313 246, 24 руб. с 2005 по 2008 Обществом задолженность добровольно не уплачивалась, в 2007 по заключению от 05.04.2007 сумма налога была уменьшена на 3 482, 29 руб. Впоследствии платежи в счёт погашения задолженности налогоплательщиком не производились, в связи с чем, сумма неуплаченного налога составила 309 763, 95 руб., пени по состоянию на 01.01.2009 – 461 108, 08 руб.
Задолженность по налогу на пользователей автодорог у ЗАО «Карст-М» образовалась до 2001 года. На начало 2001 у Общества имелась задолженность в размере 51 208, 24 руб., пени в размере- 48 927, 38 руб., недоимка на 31.12.2002 составила – 71 237, 24 руб., на 31.12.2003 недоимка составила – 71 864руб. С 2002 по 2008 Обществом задолженность добровольно не уплачивалась, в связи с чем, сумма неуплаченного налога составила 71 864 руб., пени по состоянию на 01.01.2009 – 158 376, 10 руб.
Задолженность по прочим налогам и сборам, мобилизуемым на территориях городских округов у ЗАО «Карст-М» образовалась до 2000 года. На начало 2000 задолженность Обществом была погашена, по лицевому счету налогоплательщика числились пени в размере 10 632, 73 руб., которые не были уплачены.
Задолженность в ПФ РФ, ФСС, ОФОМС – фед. и ОФОМС - тер. возникла у ЗАО «Карст-М» в 2001 году, что подтверждается копиями карточек расчетов с бюджетом и лицевыми счетами налогоплательщика.
Задолженность в ПФ РФ, переданная в Инспекцию ФНС РФ на начало 2001 года составила по налогу -380 405 руб., пени – 566 989, 37 руб. и штраф – 103 726 руб. в период с 2001 по 2008 год задолженность Обществом м добровольно не уплачивалась, в связи с чем, сумма неуплаченного налога составила 380 405 руб., пени по состоянию на 01.01.2009 – 1 013 467, 98 руб., штраф – 726 руб.
Задолженность в ОФОМС-фед., переданная в Инспекцию ФНС РФ на начало 2001 года составила по налогу -4 087 руб., пени – 13 928, 27 руб. В период с 2001 по 2008 год задолженность Обществом добровольно не уплачивалась, в связи с чем, сумма неуплаченного налога составила 4 087 руб., пени по состоянию на 01.01.2009 – 18 364, 50 руб.
Задолженность в ОФОМС-терр., переданная в Инспекцию ФНС РФ на начало 2001 года составила по налогу -69 613 руб., пени – 237 819, 58 руб. В период с 2001 по 2008 год задолженность Обществом добровольно не уплачивалась, в связи с чем, сумма неуплаченного налога составила 69 613 руб., пени по состоянию на 01.01.2009 – 319 524, 80 руб.
Задолженность по платежам в Фонд занятости РФ образовалась у ЗАО «Карст- М» до 2001 года. На начало 2001 у Общества имелась задолженность в размере 30 656, 52 руб., пени в размере- 37 550, 84 руб. С 2001 по 2008 Обществом задолженность добровольно не уплачивалась, в связи с чем, сумма неуплаченного налога составила 30 656, 52 руб., пени по состоянию на 01.01.2009 – 73 473, 74 руб.
Анализ лицевых счетов налогоплательщика свидетельствует о том, что задолженность ЗАО «Карст-М» по налогам, взносам, пеням и штрафам, включенная Инспекцией ФНС РФ в акты сверки образовалась до 2005 года на основании данных, представленных самим налогоплательщиком либо выявленных налоговым органом с учетом произведенной оплаты.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации. Взыскание налога с организации производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Одним из способов обеспечения исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и сборов является взыскание пеней, предусмотренных пунктом 1 статьи 72 и пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации. Введение государством такой меры, как взимание пеней, направлено на понуждение налогоплательщика - в целях избежания им дополнительных финансовых потерь - своевременно, без задержки уплачивать установленные законодательством о налогах и сборах обязательные платежи в бюджетную систему Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пункт 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым прекращается обязанность по уплате налога и (или) сбора, а именно:
1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;
2) со смертью физического лица - налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества, в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя;
3) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;
4) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
В силу статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:
по федеральным налогам и сборам - Правительством Российской Федерации;
по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Эти же правила применяются при списании безнадежной задолженности по пеням.
Во исполнение статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 12.02.2001 № 100, согласно которому признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам в случае ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вопросы признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по региональным и местным налогам и сборам решают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления применительно к порядку, определенному названным постановлением.
Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика.
Налоговые органы осуществляют права, предусмотренные Кодексом, и несут обязанности, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами (пункт 2 статьи 31 и пункт 2 статьи 32 Кодекса). Должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции (статья 33 Кодекса).
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы в своей деятельности руководствуются Кодексом и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
Должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что у Инспекции ФНС РФ, действовавшей в рамках предоставленных ей полномочий, не было оснований удовлетворять заявление Общества об исключении сумм задолженности по налогам, пеням, штрафам.
Данный вывод подтверждается правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 11.05.2005 № 16504/04 и № 16507/04
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии задолженности, указанной в актах сверки, ЗАО «Карст-М» не представлено.
Отсутствие у налогоплательщика документов (требований об уплате налога, решений), а также пропуск Инспекцией ФНС РФ срока для принудительного взыскания налоговых платежей, пеней и санкций не свидетельствует об отсутствии у него указанной задолженности и не является основанием для списания с налогоплательщика долгов.
Кроме того, лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов (Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденные приказом МНС России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411). Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
Акт сверки - это документ, отражающий существующую неоплаченную задолженность Общества, который не предписывает проведение каких-либо действий в отношении налогоплательщика и, соответственно, не влечет никаких последствий для заявителя.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьёй 110 АПК РФ расходы по оплате госпошлины относятся на заявителя.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
РЕШИЛ:
требования закрытого акционерного общества «Карст-М» оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения. Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Судья Г.А. Шабанова