ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-8615/14 от 25.09.2014 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

02 октября 2014 г.

Дело № А75-8615/2014

Резолютивная часть решения объявлена 25 сентября 2014 г.

Полный текст решения изготовлен 02 октября 2014 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Зубакиной О.В., при ведении протокола заседания секретарем Петуховой М.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Ханты-Мансийского межрайонного прокурора о привлечении общества с ограниченной ответственностью «АСС-Групп»
 (ОГРН <***>, место нахождения: 620061, <...>) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии представителей:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 30.12.2013 № 34,

от ответчика – ФИО2, доверенность от 09.06.2014 № 03/2014,

у с т а н о в и л:

Ханты-Мансийский межрайонный прокурор (далее – заявитель, административный орган, прокурор) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного
 округа - Югры с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «АСС-Групп» (далее – ответчик, общество, ООО «АСС-Групп») к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Представитель заявителя требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика с требованиями не согласился по доводам отзыва на заявление.

Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Ханты-Мансийской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на опасных производственных объектах.

Проверкой установлено, что 30.12.2013 ЗАО «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция» и Ханты-Мансийский филиал ООО «АСС-Групп» заключили договор
 № 08/13 ЛАРН на ликвидацию аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на опасных производственных объектах ЗАО «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция»
 (том 1 л.д. 46).

По условиям договора ответчик обеспечивает постоянную готовность дежурной аварийно-спасательной группы профессионального аварийно-спасательного формирования ООО «АСС-Групп» к реагированию на чрезвычайные ситуации, вызванные разливами нефти (нефтепродуктов), для выполнения работ по ликвидации аварийных разливов нефти (нефтепродуктов) на объектах, необходимых ЗАО «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция», в соответствии с настоящим договором
 и приложениями к нему.

Перечень объектов ЗАО «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция» стороны определили в приложении № 1 к договору.

В соответствии с выпиской из государственного реестра опасных производственных объектов объекты, указанные в приложении № 1 к договору, относятся к опасным производственным объектам.

Согласно письму казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного
 округа - Югры «Центроспас-Югория» от 15.07.2014 в территориальную аттестационную комиссию документы на аттестацию аварийно-спасательного формирования
 ООО «АСС-Групп» не поступали, аттестацию указанное формирование не проходило, свидетельство на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях не выдавалось.

По факту осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения прокурором 06.08.2014 в отношении общества вынесено постановление
 о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д. 11).

В соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации
 об административных правонарушениях административный орган обратился с заявлением
 о привлечении ответчика к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось
 ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена
 ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения
 и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица,
 в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Обществу вменяется в вину осуществление в период с 01.01.2014
 по настоящее время деятельности по оказанию услуг ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на объектах ЗАО «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция» в отсутствие специального разрешения (лицензии).

По мнению заявителя, осуществление обществом деятельности
 по аварийно-спасательным и другим неотложным работам в чрезвычайных ситуациях
 без свидетельства об аттестации на право ведения таких работ образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку такое свидетельство является специальным разрешением, дающим право осуществлять соответствующую деятельность.

Общество, не оспаривая факт отсутствия у него свидетельства об аттестации, полагает, что его вина в совершении правонарушения отсутствует.

Из пояснений представителя ответчика, а также материалов дела следует,
 что Территориальной комиссией Ханты-Мансийского автономного
 округа - Югры по аттестации аварийно-спасательных формирований и спасателей № 505 обществу было выдано свидетельство от 30.11.2012 № 000102 на право ведения
 аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях
 (том 1 л.д. 33). Впоследствии выяснилось, что свидетельство под таким номером фактически выдано иному лицу, а не ООО «АСС-Групп».

Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа
 на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч
 до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ) лицензией признается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Виды деятельности, подлежащие лицензированию, указаны в статье 12 Федерального закона № 99-ФЗ, деятельность по аварийно-спасательным и иным неотложным работам в чрезвычайных ситуациях к видам деятельности, подлежащим лицензированию, не относится.

Деятельность по аварийно-спасательным и иным неотложным работам
 в чрезвычайных ситуациях регулируется Федеральным законом от 22,08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (далее - Федеральный закон
 № 151-ФЗ), статьей 2 которого установлено, что правовые основы создания
 и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно- спасательных формирований
 и деятельности спасателей составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Федеральный закон «О защите населения и территорий
 от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», другие законы
 и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Для целей данного Федерального закона под аварийно - спасательной службой понимается совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных
 для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют
 аварийно-спасательные формирования (п. 1 ст. 2); аварийно спасательные формирования - самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (п. 2 ст. 2); аварийно- спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов (п. 4 ст. 2 Федерального закона
 № 151-ФЗ).

Статьей 12 Федерального закона № 151-ФЗ установлено, что все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации
 в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.

Порядок проведения аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, а также спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, установлен постановлением Правительства Российской Федерации
 от 22.12.2001 № 1091, утвердившим соответствующее Положение о проведении аттестации.

Пунктом 2 этого Положения установлено, что аварийно-спасательные службы (формирования) аттестуются на право ведения аварийно-спасательных работ.
 При проведении аттестации аварийно-спасательной службы (формирования) определяется ее (его) соответствие установленным настоящим Положением обязательным требованиям и готовность к выполнению задач, которые возлагаются на аварийно-спасательную службу (формирование) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 18 Положения аварийно-спасательной службе (формированию), ее (его) структурным подразделениям, созданным на базе представительств и филиалов организации, в отношении которых аттестационной комиссией принято положительное решение об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, выдается свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.

Ссылаясь на указанные нормы, прокурор полагает, что свидетельство об аттестации является разрешением, дающим право осуществление деятельности
 по аварийно-спасательным и иным неотложным работам в чрезвычайных ситуациях,
 а осуществление деятельности в отсутствие такого свидетельства (разрешения) образует административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Данный вывод не может быть признан обоснованным.

По своей юридической сути лицензия представляет собой разрешительный документ, выдаваемый соискателю лицензии в качестве подтверждения им соблюдения всех предусмотренных законом лицензионных требований, и является юридическим фактом (основанием) для возникновения (изменения) правоспособности юридического лица.

В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ; абзацем 2 пункта 3 данной статьи установлено, что право юридического лица осуществлять деятельность,
 для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает
 с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо
 с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ
 и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства
 в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Из этого следует, что лицензия - это правовое средство легитимации определенных видов деятельности юридического лица, которое является подтверждением законности предпринимательской деятельности, основанием возникновения у юридического лица специальной правоспособности - возможности осуществлять определенные виды деятельности, перечень которых определен Федеральным законом № 99-ФЗ.

Положениям статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации корреспондирует статья 2 Федерального закона № 99-ФЗ, раскрывающая понятие «лицензии» через понятие «специальное разрешение» на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий.

Применение законодателем понятия «специальное разрешение» вместе с понятием «лицензия» как разрешительный документ, обязательный для осуществления лицензиатом соответствующего вида деятельности свидетельствует о том, что при осуществлении предпринимательской деятельности обязательным документом, подтверждающим специальную правоспособность юридического лица, является только один разрешительный документ - лицензия, которая и есть специальное разрешение.

Свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ
 не является разрешением, подтверждающим законность такого вида деятельности, поскольку подтверждает соответствие аварийно-спасательных служб (формирования, спасателей) установленным требованиям и готовность к выполнению задач, которые возлагаются на аварийно-спасательную службу (формирование) в соответствии
 с законодательством Российской Федерации, что прямо указано в пункте 2 Положения
 о проведении аттестации.

Свидетельство об аттестации не является основанием возникновения
 у юридического лица специальной правоспособности, поскольку отсутствие аттестации
 не влечет неправомерности самой деятельности, и последствием того,
 что соответствующее лицо не прошло аттестацию или не подтвердило в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ
 по их ликвидации, является запрещение таким лицам обслуживать организации
 по договору и невозможность привлечения их к аварийно-спаса