ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-8636/19 от 16.09.2019 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

23 сентября 2019 г.

Дело № А75-8636/2019

Резолютивная часть решения объявлена 16 сентября 2019 г.

В полном объеме решение изготовлено 23 сентября 2019 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе
судьи Яшуковой Н.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поминовой О.К., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Лянторского городского муниципального унитарного предприятия «Управление тепловодоснабжения водоотведения» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 06.11.2009, место нахождения: 628449, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, р-он Сургутский, <...> стр. 14) кобществу с ограниченной ответственностью «АКВАсеть» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 24.04.2002, место нахождения: 628449, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, р-он Сургутский, <...>) о взыскании 3 518 571 рубля 17 копеек,

при участии представителей сторон:

от истца – ФИО1 по доверенности от 09.01.2019 №5-Д (до перерыва), ФИО2  по доверенности от 09.01.2019г № 2-Д, ФИО3 по доверенности от 09.01.2019 № 1-Д,

от ответчика - ФИО4 по доверенности от 07.06.2019г № 13, ФИО5
по доверенности от 07.06.2019г № 14,

установил:

Лянторское городское муниципальное унитарное предприятие «Управление тепловодоснабжения водоотведения» (далее – истец, ЛГ МУП УТВиВ) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «АКВАсеть» (далее – ответчик,
ООО «АКВАсеть») о взыскании убытков за период с 01.03.2016  по 04.06.2018 в размере 2 926 889 рублей 36 копеек, убытков за период с сентября 2018 года по февраль 2019 года в размере 591 681 рубля 81 копейки.

Исковые требования со ссылкой на статьи 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 36, 135, 138, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации мотивированы несанкционированной врезкой к транзитному трубопроводу теплоснабжения минуя общедомовой прибор учета, в связи с чем, истец понес убытки в виде неполученного дохода за оказанную услугу.

Определением суда от 08.08.2019 судебное заседание отложено на 10.09.2019
в 11 часов 00 минут.

Стороны обеспечили явку представителей в судебное заседание.

Истец представил письменные пояснения на доводы ответчика, а также уточнил исковые требования, с учетом заявленного ответчиком пропуска срока исковой давности. Просили взыскать с ответчика убытки в размере 2 679 245 рублей 65 копеек за период с 24.04.2016 по 30.06.2018, убытки в размере 591 681 рубль 81 копейка за период с 01.07.2019 по 28.02.2019.

Представители истца в судебном заседании поддержали требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении (л.д. 5-11), дополнениях (л.д. 73-79), пояснениях (л.д. 108-112).

Представители ответчика возражали относительно заявленных требований, по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д. 81-94), а также отзыве на пояснения истца (105-106), просили в удовлетворении иска отказать. Полагают, что истец не доказал вину ответчика в безучетном потреблении тепловой энергии потребителями подъездов № 1,2 дома № 33. Считают, что ответчик не является потребителем тепловой энергии.

Суд, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял к рассмотрению заявленное уточнение.

В судебном заседании перед сторонами поставлен вопрос о необходимости привлечения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований администрацию города Лянтор с целью установления обстоятельств, связанных с проведением обследования объекта, расположенного по адресу: 6 мкр., д. № 33 в г. Лянторе.

Представители выразили свою позицию, указав на отсутствие такой необходимости, полагают, что права и законные интересы указанного лица не могут быть нарушены принимаемым по делу судебным актом, а кроме того, все документы, необходимые для полного исследования обстоятельств, представлены сторонами.

Учитывая позицию истца и ответчика, суд снял с рассмотрения вопрос.

В судебном заседании, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации протокольным определением объявлялся перерыв до 14 час. 30 мин. 16.09.2019.

Об объявлении перерыва в судебном заседании, а также о времени и месте продолжения судебного заседания участники арбитражного процесса извещены путем размещения объявления на официальном сайте Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сети «Интернет».

После окончания перерыва судебное заседание было продолжено в указанное время в том же составе суда с участием представителей сторон.

Представители поддержали свои доводы и возражения.

В силу статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности.

          Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. 

Как следует из материалов дела, ООО «АКВАсеть» на основании договора управления, ответчик является управляющей компанией многоквартирного дома расположенного по адресу: <...>.

Между истцом и потребителями многоквартирного дома расположенного по указанному выше адресу, находящегося в управлении ответчика, заключены прямые договоры с потребителями на поставку тепловой энергии на нужды отопления. При этом договорные обязательства на покупку тепловой энергии между истцом и ответчиком отсутствуют.

В ходе проведения комиссионного обследования транзитных сетей тепловой энергии, проходящих по нежилым помещениям многоквартирного дома № 33, расположенного в
6 мкрн. г. Лянтор, в марте 2019 была обнаружена врезка Ду-57мм внутридомовых инженерных сетей телоснабжения в транзитный трубопровод теплоснабжения Ду-150 мм. от которой производится теплоснабжение первого и второго подъезда многоквартирного жилого дома № 33  в 6 мкр. г. Лянтора, минуя общедомовой узел учета теплоснабжения (ОДПУ).

Указанные обстоятельства зафиксированы в акте от 04.03.2019, а также фотоматериалах, приложенных к акту (приложение № 3,4 к исковому заявлению в эл. виде).

Претензией от 14.03.2019 № 06-386 истец потребовал произвести оплату стоимости тепловой энергии, полученной в результате бездоговорного потребления за период с 01.03.2016 по 28.02.2019 в размере 3 518 571 рубль 17 копеек (приложение № 13 к исковому заявлению в эл. виде).

Неисполнение ответчиком обязательства по оплате принятых энергетических ресурсов послужили основанием для обращения истца с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539-547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации  по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

Частью 7 статьи 22 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя в целях выявления бездоговорного потребления.

При выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя теплоснабжающая организация или теплосетевая организация составляет акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя.
В указанном акте должны содержаться сведения о потребителе или об ином лице, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, о способе и месте осуществления такого бездоговорного потребления, описание приборов учета на момент составления указанного акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, относительно факта выявленного бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их претензии к составленному акту (в случае наличия этих претензий). При составлении указанного акта должны присутствовать потребитель или иное лицо, осуществившие бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представители. Отказ потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представителей от подписания составленного акта, а также их отказ от присутствия при его составлении отражается с указанием причин этого отказа в указанном акте или в отдельном акте, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц и подписанном ими (часть 8 статьи 22 Закона о теплоснабжении).

В соответствии с частью 29 статьи 2 Закона о теплоснабжении бездоговорное потребление тепловой энергии представляет собой потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем.

Согласно пунктам 7, 8 и 9 статьи 22 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации обязаны проводить проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, оснований для этого потребления в целях выявления бездоговорного потребления. При выявлении факта бездоговорного потребления составляется акт, в котором должны содержаться сведения о лице, осуществивших бездоговорное потребление, о способе и месте осуществления такого потребления, описание приборов учета на момент составления указанного акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя относительно выявленного факта и их претензии к акту.

 Оценив акт о выявлении факта бездоговорного потреблении от 04.03.2019, фотоматериал, отснятый в ходе проведения проверки, суд признает указанные документы допустимым доказательством факта бездоговорного потребления тепловой энергии.

Так, в акте зафиксированы сведения о потребителе, осуществившем бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя (ответчик), место осуществления бездоговорного потребления (транзитный трубопровод теплоснабжения, проходящий в подвале многоквартирного жилого дома № 33 в 6 мкр. г. Лангепаса), сведения о способе такого потребления (врезка Ду-57 мм в транзитный трубопровод Ду-150 мм.).

Акт составлен в присутствии представителя ответчика, подписан им без замечаний относительно данных обстоятельств.

Пунктом 9 статьи 22 Закона о теплоснабжении установлено, что расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их стоимости осуществляется теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией в течение пяти рабочих дней со дня составления акта о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя на основании указанного акта, документов, представленных потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Объем бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, но не более чем за три года.

В соответствии с пунктом 10 статьи 22 Закона о теплоснабжении, стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории потребителей с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии и подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации.

В случае неоплаты в указанный срок потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления, теплоснабжающая организация вправе прекратить подачу тепловой энергии, теплоносителя и взыскать с потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, убытки в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя.

Истец, с учетом срока исковой давности произвел расчет убытков, в том числе с учетом пункта 9 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ.

Судом установлено, что расчет объемов безучетного потребления тепловой энергии в период с 24.04.2016 по 28.02.2019 выполнен приборно-расчетным (аналоговым) методом
(п. 40 «Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах РФ», утвержденных приказом Госстроя РФ от 21.04.2000 № 92).

Указанный метод так же применяется при определении нормативов потребления в Правилах установления определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006
 № 306, а, также, в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (для определения объемов тепловой энергии, необходимой для отопления 1 м2 общей площади квартиры (п.3(1) приложения № 2 к Правилам № 354).

Истец при проведении расчета представил аргументированную позицию с учетом сведений о среднесуточной температуре воздуха в сравнительном анализе. Суд признает представленный расчет верным и подлежащим удовлетворению в заявленном размере.

Суд соглашается с доводами истца, из которых следует, что исполнительной документацией на дом № 33, расположенный в 6 микр. г. Лянтор, не предусмотрены дополнительные врезки, обнаруженные 04.03.2019 во время комиссионного обследования трубопровода тепловой энергии, проходящего через подвальное помещение указанного дома.

В соответствии с пунктом 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013г. № 416, ответчик осуществляет: хранение технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 № 491; хранение ключей от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации многоквартирного дома и управления им (далее - техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование);  осуществляет их актуализацию и (при необходимости), восстановление, в силу пункта 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124, в связи с чем несет ответственность за безучетное потребление тепловой энергии.

Доводы ответчика о том, что в отношении него не может применяться пункт 18 Правил № 124 несостоятелен в силу следующего.

 Как следует из представленных в материалы дела документов, между истцом и ответчиком заключен договор на обеспечение  снабжения тепловой энергией посредством внутридомовых инженерных сетей потребителей многоквартирного дома № 33, расположенного в 6 мкр. г. Лянтор.

Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений многоквартирного дома выбрали способ управления управляющей организацией, но сохранили прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией.

В соответствии с пунктом 2.3. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений за выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.

Согласно пункту 2 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация по договору управления многоквартирным домом по заданию собственников помещений в этом доме обязуется выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества и осуществлять иную направленную на достижение целей управления деятельность.

В соответствии с  пунктом 42 Правил № 491 управляющие организации, выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, в соответствии с нормами жилищного законодательства РФ, собственники помещений в многоквартирном доме по договору управления многоквартирным домом фактически передают свои обязанности управляющей компании.

Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.

Все остальные аргументы ответчика, суд также отклоняет, принимая во внимание доводы, приведенные истцом в обоснование заявленных требований.

В силу пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле (статья 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Доказательств, опровергающих изложенные в акте обстоятельства, ответчик не представил, равно как и не представил доказательств того, что врезка в теплоноситель осуществлена иным лицом, а не ответчиком.

Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленный истцом акт о бездоговорном потреблении, суд признает их соответствующими требованиям вышеприведенных норм и надлежащими доказательствами факта бездоговорного потребления.

Учитывая изложенное, требование истца о взыскании убытков подлежит удовлетворению в заявленной сумме.

Статьёй 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела
по существу.

При подаче искового заявления истец уплатил государственную пошлину
в размере 40 593 рубля, что подтверждается платежным поручением от 23.04.2019 № 1146.

В связи с удовлетворением исковых требований, на основании статей 101, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика, излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату из федерального бюджета.

            Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

РЕШИЛ:

исковые требования Лянторского городского муниципального унитарного предприятия «Управление тепловодоснабжения и водоотведения» удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «АКВАсеть» в пользу Лянторского городского муниципального унитарного предприятия «Управление тепловодоснабжения и водоотведения» убытки в размере 3 270 927 рублей 46 копеек, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 39 355 рублей.

Возвратить Лянторскому городскому муниципальному унитарному предприятию «Управление тепловодоснабжения и водоотведения»  из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 238 рублей, уплаченную по платежному поручению от 23.04.2019 № 1146.

Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                        Н.Ю. Яшукова