ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-9143/2022 от 03.10.2022 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

03 октября 2022 г.

Дело № А75-9143/2022

          Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе
судьи Заболотина А.Н., при ведении протокола секретарем Гуляевой О. В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилище-сервис» (ОГРН: 1058600566804, ИНН: 8603124219) об оспаривании предписания Нижневартовского отдела инспектирования Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 27.08-Пр-КНО-79 от 07.04.2022,

с участием представителей сторон: от заявителя (посредством веб – конференции) – Педченко О. Л. по доверенности от 29.12.2021; от службы – Простяков Д. С. по доверенности от 05.03.2020,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилище - сервис» (далее - заявитель, общество, ООО УК «Жилище - сервис») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением об оспаривании предписания  Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – орган государственного контроля, служба)
№ 27.08-пр-кно-79 от 07.04.2022.

          Заявленные требования мотивированы недоказанностью нарушений в действиях общества, в связи с чем у службы отсутствовали основания для выдачи оспоренного предписания.

          Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.

          Представитель Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в судебном заседании возражал относительно заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает оспоренное предписание законным и обоснованным.

          Выслушав представителей сторон и изучив представленные доказательства, суд постановил следующий вывод.

          Как следует из материалов дела, общество осуществляет управление общим имуществом в многоквартирном доме № 26 по ул. Омская в г. Нижневартовске.

          На основании решения от 28.03.2022 уполномоченным лицом органа государственного контроля в период с 31.03.2022 по 07.04.2022 проведена выездная проверка в рамках государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, о чем составлен акт от 07.04.2022 № 27.08-пр-кно-79.

          В результате проверки установлен факт нарушения ООО «УК «Жилище-сервис» требований п. 10 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, п.5.7.1, п.5.7.2 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170. В частности, установлено, что естественная вытяжная вентиляция в многоквартирном доме не обеспечивает удаление необходимого объема воздуха из всех предусмотренных проектом помещений при текущих температурах наружного воздуха 5 град. С и ниже.

          В целях устранения выявленного нарушения в адрес общества выдано предписание от 07.04.2022 № 27.08-пр-кно-79 о выполнении в срок до 20.05.2022 осмотра и устранения всех выявленных неисправностей системы вентиляции по стояку кв. № 104 ж.д. № 26 по ул. Омская в г. Нижневартовске ХМАО-Югра; провести обследование квартир, расположенных по стояку квартиры № 104 ж.д. № 26 по ул. Омская в г. Нижневартовске ХМАО-Югра на предмет переустройства системы вентиляции.

          Названное предписание оспорено обществом в судебном порядке.

          В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

          Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.

Согласно части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании пожарной безопасности, защиты  прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований и надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещении в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования входящих в состав общего имущества собственников помещении в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме в соответствии с правилами предоставления приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

В силу части 2 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08 2006 г. № 491 (далее Правила № 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а)  соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б)            безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц государственного, муниципального и иного имущества; в)            доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; г)          соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д.) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг); е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; ж)           соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В соответствии с пунктом  11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно- климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровые граждан; з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.

Согласно пунктов  5.7.1 и 5.7.2 Правил и Норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 09 2003 №170 (зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003. регистрационный №5176) (далее ПиН ТЭЖФ) расчетные температуры, кратности и нормы воздухообмена для различных помещений жилых домов должны соответствовать установленным требованиям. Естественная вытяжная вентиляция должна обеспечивать удаление необходимого объема воздуха из всех предусмотренных проектом помещений при текущих температурах наружного воздуха 5 град. С и ниже.

Персонал, обслуживающий системы вентиляции жилых домов, обязан производить: плановые осмотры и устранение всех выявленных неисправностей системы; замену сломанных вытяжных решеток и их крепление; устранение неплотностей в вентиляционных каналах и шахтах; устранение засоров в каналах; устранение неисправностей шиберов и дроссель-клапанов в вытяжных шахтах, зонтов над шахтами и дефлекторов.

Согласно пункта 9.7 СП 54.13330.2016 «СНиП 31- 01-2003 Здания жилые многоквартирные», утвержденного приказом Минстроя России от 03.12.2016 № 883/пр (в редакции до 01.09.2022), удаление воздуха следует предусматривать из кухонь, уборных (туалетов), ванных комнат (душевых), совмещенных санузлов и, при необходимости, из других комнат квартир, при этом следует предусматривать установку на вытяжных каналах и воздуховодах регулируемых вентиляционных решеток и клапанов; воздух из помещений, в которых могут выделяться вредные вещества или неприятные запахи, должен удаляться непосредственно наружу и не попадать в другие помещения здания, в том числе через вентиляционные каналы.

Материалами дела подтверждается, что в ходе инструментального обследования в квартире № 104 многоквартирного дома, расположенного в г. Нижневартовске по ул. Омская, д. 26, проведенного с применением анемометра Testo 410-1, зав. № 38448507/506, в системе вентиляции установлено наличие обратной тяги. Согласно протоколу осмотра от 31.03.2022, температура наружного воздуха при проведении замеров работы вентиляции составляла +2 С0.

При таких обстоятельствах орган государственного контроля постановил правомерный вывод о ненадлежащей работы системы вентиляции, в связи с чем оспоренное предписание выдано в целях устранения нарушения.

Доводы общества о прочности результатов измерения в связи с выполнением таких измерений при наличии наружного ветра судом отклоняются, поскольку такие доводы не опровергают выводы органа государственного контроля.

Ранее судом отмечено, что согласно пунктов  5.7.1 и 5.7.2 ПиН ТЭЖФ, пункта 9.7 СП 54.13330.2016 «СНиП 31- 01-2003 Здания жилые многоквартирные» обратная тяга в вентиляции многоквартирных домов не допускается вообще, в связи с чем условия измерения воздухообмена в поставленном перед судом правоотношении не имеют существенного значения и не привели к неверным результатам исследования.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2010 г. № 6464/10, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда, являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.

Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется пи по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.

Оценив в совокупности представленные доказательства, с учетом приведенных норм права, суд пришел к убеждению о том, что оспоренное предписание соответствует требованиям закона и не повлекло нарушение прав и законных интересов общества.

            Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

решил:

            в удовлетворении заявления отказать.

            Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

            Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

            По ходатайству указанных лиц копии решения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                                  А. Н. Заболотин