ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-9287/16 от 26.09.2016 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

26 сентября 2016 г.

Дело № А75-9287/2016

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе
 судьи Зубакиной О.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Север» к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об оспаривании постановления о привлечении
 к административной ответственности от 30.06.2016 № 017-09,

у с т а н о в и л:

общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Север» (далее – Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением
 к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – административный орган, Жилнадзор Югры) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 30.06.2016 № 017-09.

В силу части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело в порядке упрощенного производства рассматривается без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков.

Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании приказа (распоряжения) от 23.05.2016 № 075-09 в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Север» была проведена внеплановая документарная проверка по обращению гражданина, проживающего по адресу: Березовский р-н, пгт. Березово, ул. Собянина, д. 19 кв. 4 по факту незаконного отключения абонента от коммунальной услуги газоснабжения в связи с неуплатой.

В ходе проверки установлено, что Общество в письменном виде не уведомляло абонента о предстоящем приостановлении исполнении обязательств по поставке газа.

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 03.06.2016 № 074-09 (л.д. 77-81).

По факту выявленных нарушений в отношении Общества составлен протокол
 об административном правонарушении от 06.06.2016 № 010-09 по признакам правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения административного дела Жилнадзором Югры вынесено постановление от 30.06.2016 № 017-09, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ и назначено наказание
 в виде штрафа в размере 5 000 руб. (л.д. 92-94).

Не согласившись с вынесенным постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Субъектами такого правонарушения являются лица, на которых лежит обязанность обеспечивать население установленным уровнем потребления коммунальных услуг.

В соответствии с частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

В соответствии с частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Природный газ не является видом коммунальных услуг, но является коммунальным ресурсом, количество которого определяет норматив потребления коммунальных услуг.

Таким образом, природный газ, поставляемый Обществом населению, при поступлении непосредственно в жилое помещение преобразуется в коммунальную услугу.

Согласно подпунктам «в», «д» пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила), предоставление коммунальных услуг потребителю должно осуществляться круглосуточно, бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1 к настоящим Правилам.

Подпунктом «а» пункта 117 Правил предусмотрено, что исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае: неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в разделе XI.

В силу пункта 119 Правил, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения);

б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку;

в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения - предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.

Аналогичные требования содержатся и в пункте 46 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 (далее - Правила № 549), согласно которому до приостановления исполнения договора поставщик газа обязан направить абоненту уведомление по почте заказным письмом (с уведомлением о его вручении) о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах не позднее чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа.

Между ЗАО «Газпром межрегионгаз Север» (поставщик) и ОАО «Березовогаз» (ГРО) был заключен договор от 01.01.2013№ 63-3-64-0127/13 о взаимодействии по поставке и транспортировке газа, по условиям которого предусмотрен порядок ограничения прекращения и возобновление транспортировки газа покупателем.
 В соответствии с решением единственного акционера от 14.07.15 № 05/15 ЗАО «Газпром межрегионгаз Север» преобразован в ООО «Газпром межрегионгаз Север».

ООО «Газпром межрегионгаз Север» направлено извещение от 08.04.2016 МХИ/1336/16 в адрес ОАО «Березовогаз» «Об окончании газоснабжения жилых помещений абонентов – должников в пгт. Березово», в том числе по адресу: пгт. Березово, ул. Собянина, д. 19, кв. 4, абонент - ФИО1.

В соответствии с письменным указанием ООО «Газпром межрегионгаз Север»
 ОАО «Березовогаз» 09.04.2016 произвело отключение жилого помещения по адресу: пгт. Березово, ул. Собянина, д. 19, кв. 4, от газоснабжения путем отключения газовых приборов ПГ – 14, ГПБ – 14 с оформлением акта-наряда от 09.04.2016№ 178. Отключение газоснабжения жилого помещения производилось в присутствии представителей ООО «Газпром межрегионгаз Север» и в отсутствие абонента – гр. ФИО1, являющейся собственником вышеуказанного жилого помещения.

В ходе проведения проверки было установлено, что абонентом ФИО2, в целях погашения задолженности произведена оплата на лицевой счет абонента 104002080, через ПАО «Ханты-Мансийский банк Открытие» 07.04.2016 в сумме 5300 руб., 11.04.2016 в сумме 500 руб., произведенные оплаты поступили на счет регистратора 11.04.2016 и 12.04.2016. В том числе, 12.04.2016 абонентом произведена оплата в ОАО «Березовогаз» стоимости услуг за отключение/подключение к системе газоснабжения в сумме 2 288 руб.

На основании заявления абонента ФИО1 от 11.04.2016 (л.д. 105), адресованного директору филиала ООО «Газпром межрегионгаз Север» в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре о необходимости подключения газа, Обществом направлено извещение от 11.04.2016 МХ-ИМ/1392/16 в адрес ООО «Березовогаз» о пуске газа в жилые помещения, в том числе по адресу: пгт. Березово, ул. Собянина, д. 19, кв. 4. После проведений оплаты абонентом стоимости услуг в ОАО «Березовогаз» за отключение/подключение к системе газоснабжения. ОАО «Березовогаз» 12.04.2016 проведено подключение жилого помещения абонента к системе газоснабжения путем подключения газовых приборов ПГ-14, ГПБ-14 в присутствии абонента ФИО1
 с оформлением акта-наряда от 09.04.2016 № 178.

Из материалов следует, что Обществом уведомление о приостановлении поставки газа с 09.04.2016 в отношении кв. 4, <...> в пгт. Березово собственнику указанного помещения не направлялось, как то предусмотрено пунктом 46 Правил № 549. Доказательств обратного заявителем не представлено.

Ссылка заявителя на получение уведомления абонентом под расписку 16.03.2016 (л.д. 24) судом не принимается, поскольку данный факт отрицается ФИО2 в заявлении, адресованном в Прокуратуру пгт. Березово (л.д. 67-68), а сама расписка содержит подпись неустановленного лица, без указания фамилии, имени, отчества получившего расписку лица.

В рассматриваемом случае основанием для приостановления подачи газа послужило наличие задолженности по оплате поставленного газа.

Императивная норма закона в данном случае предписывает направление абоненту уведомления по почте заказным письмом (с уведомлением о его вручении) о предстоящем приостановлении подачи газа за 20 дней до даты приостановления (пункт 46 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549).

Статьей 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Объективная сторона указанного правонарушения представляет собой действия (бездействие) по нарушению нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами и заключается в невыполнении обязанностей, связанных с обеспечением населения коммунальными услугами соответствующего уровня и соблюдением режима их предоставления.

Субъектом указанного правонарушения является лицо, которое в результате реализации предоставленных ему полномочий допустило виновные противоправные действия (бездействие), повлекшие нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Согласно части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

При этом следует отметить, что в соответствии с пунктом 45 Правил № 549 право приостановления исполнения обязательств по поставке газа в одностороннем порядке без предварительного уведомления абонента принадлежит поставщику, то есть заявителю в рассматриваемом случае, в случае использования абонентом газоиспользующего оборудования, не соответствующего оборудованию, указанному в договоре (подпункт. «г»), поступления уведомления от организации, которая по договору с абонентом осуществляет техническое обслуживание внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, об использовании абонентом газоиспользующего оборудования, не соответствующего предъявляемым к этому оборудованию нормативным требованиям (подпункт «д»).

Доказательств возникновения указанных оснований для приостановления подачи газа его поставщиком суду не представлено.

Возможность ограничения и приостановления коммунальных услуг (за исключением отопления и холодного водоснабжения) допускается при условии уведомления об этом должника, однако, приостановлению предоставления коммунальной услуги должно предшествовать ограничение ее предоставления.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации
 об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина заявителя была исследована административным органом при рассмотрении административного материала, оценка вины юридического лица нашла отражение
 в оспариваемом постановлении.

Суд считает данную оценку полной и объективной, соглашается с выводами административного органа.

Таким образом, состав административного правонарушения подтверждается материалами дела.

Нарушения процессуальных норм при проведении проверки, составлении административного протокола и вынесении оспариваемого постановления не допущено (л.д. 82, 90-91, 106-107).

При изложенных обстоятельствах требования заявителя не подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению.

Указанное решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня
 его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено
 или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок,
 не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.

Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал
 в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы,
 и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только
 по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья О.В. Зубакина