Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
23 ноября 2021 г.
Дело № А75-9580/2021
Резолютивная часть решения объявлена 16 ноября 2021 г.
Полный текст решения изготовлен 23 ноября 2021 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Яшуковой Н.Ю., при ведении протокола секретарем Логуновой О.В., рассмотрев
в судебном заседании дело по исковому заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
к межрегиональному территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 20.07.2009, адрес: 625000, <...>) о прекращении права собственности,
третье лицо не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Управление Федеральной службы кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, администрация Нижневартовского района,
без участия представителей сторон,
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее – истец, Глава КФХ ФИО1) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к межрегиональному территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (далее – ответчик, МТУ Росимущества) о снятии с кадастрового учета и прекращения права собственности в отношении следующих объектов:
- коровник, реестровый номер объекта П12840000428, кадастровый номер 86:04:0000010:461, право собственности от 25.09.2014 № 86-86-01/022/2014-763;
- пилорама, реестровый номер объекта П12840000429, кадастровый номер 86:04:0000010:340, право собственности от 26.09.2014 № 86-86-01/022/2014-763.
Определением от 05.07.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Управление Росреестра).
Определением суда 14.09.2021 к участию в деле в качестве третьего лица,
не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена администрация Нижнеартовского района (далее – администрация).
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
От ответчика поступил отзыв на исковое заявление, а также письменные пояснения,
в которых полагает, что права истца не нарушены.
От Управления Росреестра поступил отзыв на исковое заявление, в котором решение просит принять на усмотрение суда, дело рассмотреть в отсутствие представителя.
От администрации Нижневартовского района поступил отзыв, в котором подтвердил наличие договорных правоотношений с истцом в части аренды земельного участка, который является действующим. Сообщает, что согласно сведениям из ЕГРН, недвижимости
в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 86:04:0000001:23958; 86:04:0000001:23960; 86:04:0000001:23961 нет. При этом указывает, что в пределах земельного участка с кадастровым номером 86:04:0000001:23959 расположено сооружение «подъездная автомобильная дорога к с. Большертархово», кадастровый номер 86:04:0000001:68925.
Определением суда от 14.10.2021 судебное заседание отложено на 16.11.2021.
Стороны и дате и времени судебного заседании извещены надлежащим образом, ответчик и третьи лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело по существу по имеющимся в деле доказательствам
в отсутствие представителей надлежаще извещенных сторон.
В силу статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон в их совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит исковое заявление не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 01.02.2005 года между Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Ханты-Мансийскому округу – Югре (правопреемник – Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ХМАО – Югре, в дальнейшем правопреемник - Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе) (далее – Арендодатель) и Крестьянско-фермерским хозяйством «Тархово» (правопреемник - ИП ГКФХ ФИО1) был заключен договор № 104 о передаче в аренду имущества (далее — Договор).
01.01.2005г. истец принял имущество по передаточному акту, находящееся по адресу: Нижневартовский район с. Большетархово, в количестве 7 (семи) наименований (далее – имущество) оценочной стоимостью 326 000 рублей.
Состав передаваемого имущества определяется в Приложении № 1 к Договору, согласно п. 1.1. Договора. Приложением № 1 определено к передаче следующее имущество: 1. ? часть коровника на 50 мест,
2. Емкость 50м3 ,
3. Пилорама,
4. Щит электрический,
5. Трансформаторная подстанция,
6. Вагон дома 3 шт.,
7. Вагон-магазин 1 шт.
Дополнительным соглашением к указанному договору от 01.06.2015 стороны изменили состав имущества, переданного в аренду.
Согласно п.1. дополнительного соглашения от 01.06.2015 года в аренду передано следующее имущество:
1. Коровник, реестровый номер объекта П12840000428,
2. Пилорама, реестровый номер объекта П12840000429.
Указанное имущество находится на земельном участке, арендованном истцом
у администрации по договору аренды земельных участков № 2417 от 05.06.2008.
Решением Арбитражного суда Тюменской области по делу №А70-19459/2020 исковое заявление ИП ГКФХ ФИО1 о признании договора о передаче в аренду имущества №104 от 01.02.2005г. прекращенным с 01.03.2018г. удовлетворено.
Основанием для удовлетворения исковых требований явилось непригодность переданного в аренду имущества его целевому назначению.
Указывая на конструктивную гибель спорного имущества: коровника (реестровый номер объекта П12840000428, кадастровый номер 86:04:0000010:461, право собственности от 25.09.2014 № 86-86-01/022/2014-763) и пилорамы (реестровый номер объекта П12840000429, кадастровый номер 86:04:0000010:340, право собственности от 26.09.2014
№ 86-86-01/022/2014-763), а также прекращение действия договора аренды указанного имущества, истец полагая, что имущество должно быт снято к кадастрового учета, обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением, в том числе указывая на существенное нарушение его прав на пользование земельным участком, на котором находятся поименованные объекты.
В соответствии частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.
Следовательно, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ
«О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном
в соответствии с Законом о кадастре недвижимом имуществе, а также сведений
о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий (далее - объекты землеустройства), иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственный кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на государственный кадастровый учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с государственного кадастрового учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости (часть 1 статьи 16 Закона о кадастре).
Государственный кадастровый учет осуществляется в порядке, установленном Законом о государственной регистрации, согласно части 1 статьи 8 которого в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются
и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Закона
о государственной регистрации).
Сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия
с государственного кадастрового учета на основании пункта 7 части 4 статьи 8 указанного Закона отнесены к основным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости.
Также Законом о государственной регистрации предусмотрены следующие основания для снятия с учета объектов недвижимости: объект недвижимости перестал существовать (пункт 4 части 1, пункт 2 части 2 статьи 15); раздел объекта недвижимости, объединение объектов недвижимости (части 1, 3 статьи 41).
В силу части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации основанием для снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости является в том числе, акт обследования, подготавливаемый кадастровым инженером в результате проведения кадастровых работ.
Акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер
в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено (часть 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации).
Истец в материалы дела такого акта обследования не представил.
Более того, судебными актами по делу №А70-19459/2020 не было установлено факта прекращения существования недвижимого имущества - коровника, реестровый номер П12840000428, и пилорамы реестровый номер объекта П12840000429, в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования.
При этом, как верно отметил ответчик, списание объектов недвижимого имущества, составляющего казну Российской Федерации, проводится в соответствии с Приказом Росимущества от 06.09.2019 №236 «О порядке рассмотрения Росимуществом обращений
по вопросам утилизации федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации» (далее - Приказ №236).
Пунктом 3 Приказа №236 установлено, что принятие решений об утилизации составляющего государственную казну Российской Федерации движимого имущества первоначальной стоимостью 500 000 рублей и более, а также недвижимого имущества, за исключением фактически отсутствующего, принимается заместителем руководителя Росимущества, к компетенции которого в соответствии с распределением обязанностей отнесены вопросы управления имуществом, составляющим государственную казну Российской Федерации, на основании документов, представленных территориальным органом Росимущества.
Территориальный орган в целях рассмотрения вопроса об утилизации недвижимого имущества, составляющего казну Российской Федерации формирует и направляет
в Росимущество пакет документов, в соответствии с разделом 2 Порядка принятия решений об утилизации имущества составляющего государственную казну Российской Федерации (далее - Порядок об утилизации), утвержденным Приказом №236.
Ответчик представил в материалы дела письмо 03.12.2019 №72-ПС-110116 адресованное Росимуществу о списании недвижимого имущества казны: коровника
и пилорамы, расположенных по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, с. Болшетархово.
Рассмотрев указное обращение Межрегионального территориального управления, Росимущества направило поручение от 09.04.2020 №ЕГ-07/11372 о представлении документов и информации о причинах, приведших здания в ненадлежащее техническое состояние, а также поручено зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок под зданиями.
Как указано ранее, в соответствии с вступившими в законную силу судебными актам по делу №А70-19459/2020 договор аренды имущества №140 от 01.02.2005, заключенный между истцом и ответчиком признан прекращенным с 01.03.2018 года.
Соответственно в настоящее время спорные объекты находятся в казне Российской Федерации. Истец не является пользователем указанных объектов недвижимости.
МТУ Росимущества как собственник нежилых строений самостоятельно должен самостоятельно принимать решение о дальнейшей судьбе этих строений с учетом их фактического состояния, принимая во внимание положения Приказа Росимущества
от 06.09.2019 №236 «О порядке рассмотрения Росимуществом обращений по вопросам утилизации федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации».
Ответчик как собственник имущества по прежнему вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом на свое усмотрение, в том числе осуществлять ремонт, отчуждать его любым способом, продавать. Также вправе рассматривать вопросы, связанные с поступающими предложениями о выкупе лицами, заинтересованными в их дальнейшей судьбе.
При этом, истец как и иные участники гражданского оборота вправе обратиться
к ответчику с целью выкупа строений и распоряжаться ими по своему усмотрению.
Как верно заметил ответчик, условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются, во - первых, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, во - вторых, установление факта его нарушения и, в - третьих, установление факта нарушения права истца именно ответчиком.
При этом иск предъявляется к лицу, которое, по убеждению истца, нарушило или нарушает его права или законные интересы.
Из материалов дела не усматривается нарушение прав истца ответчиком.
Более того, истец указал в дополнительных пояснениях, что им осуществляется строительство иных объектов, необходимых для его деятельности, при этом, доказательств невозможности использования земельного участка при наличии на нем спорных объектов, истцом в материалы дела не представлено, равно как и не представлено доказательств того, что спорные объекты фактически отсутствуют на земельном участке в виду их фактической гибели (разрушение до основания, снос, демонтаж и т.д.).
Принимая во внимание изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Принимая во внимание отказ в удовлетворении исковых требований, руководствуясь статьями 101, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд относит судебные расходы истца по уплате государственной пошлины на истца.
Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
исковые требования главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что
в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок
со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом
с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья Н.Ю. Яшукова