ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-9634/18 от 11.02.2019 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

18 февраля 2019 г.

Дело № А75-9634/2018

Резолютивная часть решения объявлена 11 февраля 2019 г.

Полный текст решения изготовлен 18 февраля 2019 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе
судьи Голубевой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем
Цанько Ю.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А75-9634/2018
по заявлению конкурсного управляющего открытого акционерного общества «Советские коммунальные системы» Плесовских В.А. к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о признании невозможной ко взысканию задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в связи с истечением срока взыскания, признании недействительными и не подлежащими исполнению инкассовые поручения, при участии заинтересованных лиц- Управления Федеральной налоговой службы  по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Югорске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное),

при участии представителей:

от заявителя - Плесовских В.А., определение о продлении процедуры конкурсного производства от 01.10.2018.,

от ответчика –  Закиров Н.Ш., доверенность от 25.10.2018,

от иных лиц – не явились,

установил:

конкурсный управляющий открытого акционерного общества «Советские коммунальные системы» Плесовских В.А. (далее – заявитель, конкурсный управляющий) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании невозможной ко взысканию задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме  40 111 151 рубля 04 копеек в связи с истечением срока взыскания, а также о признании недействительными и не подлежащими исполнению инкассовые поручения от 13.02.2018 №№ 1712, 1714, 1716, 1718, 1722, 1724, 1728, 1732, 1736, 1738, 1743, 1750.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены  Управление Федеральной налоговой службы  по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Управление ФНС), государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Югорске Пенсионного фонда Российской Федерации
в г. Югорске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) (далее – Управление Пенсионного фонда).

Протокольным определением суда от 28.01.2019 судебное заседание отложено на 11.02.2019 на 10 часов 30 минут. Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В материалах дела имеется отзыв ответчика на заявление с приложением документов, на основании которых была начислена спорная недоимка по страховым взносам, а также выставлены оспариваемые инкассовые поручения.

Управление ФНС представило отзыв на заявление, в котором просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Управление Пенсионного фонда представило отзыв на заявление, из которого следует, что постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов (Общества) были направлены в территориальный орган службы судебных приставов, которыми были возбуждены исполнительные производства, а инкассовые поручения во избежание двойного взыскания были отозваны.

В судебном заседании представитель заявителя заявил ходатайство о частичном отказе от заявленных требований - в части признания невозможной ко взысканию задолженности по страховым взносам в сумме 399 125 рублей 33 копейки, а также в части признания недействительным и неподлежащим исполнению инкассового поручения от 13.02.2018 № 1750 на сумму 399 125 рублей 33 копеек.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Учитывая, что отказ от заявленных требований, указанных в ходатайстве Конкурсного управляющего, не противоречит закону и иным нормативным актам, не нарушает прав и законных интересов других лиц, отказ заявителя от части упомянутых требований судом принимается.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.

С учетом вышеизложенного, производство по делу в части требований Конкурсного управляющего о признании невозможной ко взысканию задолженности по страховым взносам в сумме 399 125 рублей 33 копейки, а также в части признания неподлежащим исполнению инкассового поручения от 13.02.2018 № 1750 на сумму 399 125 рублей 33 копеек подлежит прекращению.

Заслушав представителей заявителя и ответчика, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела,решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.02.2016 по делу № А75-13199/2014 в отношении открытого акционерного общества «Советские коммунальные системы» (далее – ОАО «СКС») введена процедура наблюдения, конкурсным управляющим утвержден Плесовских Виктор Александрович.

Определением суда от 21.09.2018 в реестр требований кредиторов ОАО «СКС» в составе третьей очереди включены требования Инспекции на сумму 99 242 976 рублей 24 копейки, в том числе сумма основного долга 79 029 008 рублей 13 копеек.

Определением суда от 11.11.2015 в реестр требований кредиторов ОАО «СКС» в составе третьей очереди включены требования Инспекции на сумму 3 265 869 рублей 08 копеек, сумма основного долга составляет 2 539 483 рубля 29 копеек.

09.08.2016 судом вынесено определение о включении в реестр требований кредиторов составе третьей очереди требований Инспекции на сумму 94 246 рублей
33 копейки.

В ходе конкурсного производства заявитель установил, что задолженность ОАО «СКС» по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды до 01.01.2017 в общей сумме составила 40 111 151 рубль 04 копейки. Указанные сведения стали известны Конкурсному управляющему из писем Инспекции  от 02.05.2017, 07.08.2017 и 17.10.2017.

14.12 2018 к расчетному счету ОАО «НКС» № 40702810500020000653 в ПАО Банк «ФК  Открытие» поступили инкассовые поручения Инспекции на общую сумму 40 337 686 рублей 14 копеек.

Конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд заявлением о признании невозможной ко взысканию задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды до 01.01.2017, а также о признании незаконными и не подлежащими исполнению инкассовых поручений на общую сумму 39 938 560 рублей 81 копейки, в том числе № 1712 на 8 925 444,22 руб., № 1714 на 67 241,56 руб., № 1716 на 9 112 597,29 руб., № 1718 на 68 987,05 руб., № 1722 на 4 366 232,03 руб., № 1724 на 3 016,11 руб., № 1728 на 634 613,80 руб., № 1732 на 408 874,63 руб., № 1736 на 10 939 619,55 руб., № 1738 на 87 290,38 руб. и № 1743 на 5 324 644,19 руб. (с учетом уточнения заявленных требований).

Заявленные требования Конкурсного управляющего мотивированы утратой Инспекцией права взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды до 01.01.2017.

В обосновании своих требований конкурсный управляющий указывает, что решения о взыскании задолженности за счет денежных средств плательщика, принятые Управлением Пенсионного фонда, в адрес Конкурсного управляющего не поступали, первоначально выставленные Управлением Пенсионного фонда инкассовые поручения были им отозваны в 2016 году, при повторном выставлении инкассовых поручений Инспекцией нарушен установленный Налоговым кодексом РФ годичный срок, следовательно, указанная в  инкассовых поручениях №№ 1716, № 1718, 1722, 1724, 1728, 1732, 1736, 1738, 1743 задолженность является безнадежной к взысканию, а сами упомянутые инкассовые поручения не подлежат исполнению.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в период до 1 января 2017 года регулировались положениями Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ
«О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон о страховых взносах).

В соответствии со статьей 18 Закона о страховых взносах плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы (часть 1). В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном названным Законом (часть 2).

Процедура принудительного взыскания с организаций недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов урегулирована статьями 19 и 20 Закона о страховых взносах.

В силу части 3 статьи 19, статьи 22 Закона о страховых взносах в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть направлено плательщику страховых взносов не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

При неисполнении указанного требования решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, может быть принято органом контроля за уплатой страховых взносов не позднее двух месяцев после истечения предусмотренного в требовании срока (часть 5 статьи 19 Закона о страховых взносах).

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации орган контроля за уплатой страховых взносов вправе в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов принять решение о взыскании страховых взносов за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации (часть 14 статьи 19, части 1, 2, 3 статьи 20 Закона о страховых взносах).

В соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон № 243-ФЗ) с 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 Налогового кодекса, а администрирование страховых взносов осуществляет Федеральная налоговая служба.

Пунктом 2 статьи 4 Закона № 243-ФЗ предусмотрено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Закон о страховых взносах утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Закона № 250-ФЗ.

Таким образом, после 01.01.2017 взыскание недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникших до 01.01.2017, осуществляется налоговыми органами в соответствии с положениями Налогового кодекса, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 46 Налогового кодекса в случае неуплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения его взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках.

Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Положения статей 46 и 47 Налогового кодекса применяются также при взыскании страховых взносов (пункт 10 статьи 46, пункт 9 статьи 47 Налогового кодекса).

Таким образом, не смотря на передачу функций администрирования страховых взносов от органов Пенсионного фонда органам Федеральной налоговой службы, порядок взыскания задолженности, в том числе сроки такого взыскания, не изменились и подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям.

Исходя из приведенных норм налогового законодательства, возможность внесудебного порядка взыскания налоговым органом налогов, пени, штрафов реализуется путем принятия решения о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога; путем принятия решения
о взыскании задолженности за счет имущества в течение года с момента истечения срока исполнения требования. Возможность взыскания задолженности по налогам, пени, штрафам в судебном порядке ограничена шестимесячным сроком, исчисляемым со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Истечение указанных сроков влечет утрату возможности взыскания налогов, пени, штрафов.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Системное толкование норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что списание задолженности, сроки взыскания которой пропущены, возможно только путем установления данного факта судом, поскольку иного порядка списания или других действий, осуществляемых в отношении такой задолженности, не предусмотрено.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда, изложенной в абзаце 5 пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса (о признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию) судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд соглашается с доводами Конкурсного управляющего о том, что задолженность, отраженная в решениях Управления Пенсионного фонда о взыскании задолженности по страховым взносам, пени, штрафам за счет денежных средств плательщика, впоследствии отраженная в инкассовых поручениях Инспекции №№ 1712, 1714, 1716, 1718, 1722, 1724, 1728, 1732, 1736, 1738, 1743, является безнадежной к взысканию.

При этом суд исходит из следующих обстоятельств, установленных при рассмотрении настоящего спора.

1. По инкассовым поручениям от 13.02.2018 № 1712 на сумму 8 925 444,22 руб.
и № 1714 на сумму 67 241,56 руб
.

Управлением Пенсионного фонда в адрес ОАО «СКС» направлено требование от 19.06.2015 № 02701840065001 об уплате задолженности по страховым взносам
за 1 квартал 2015 года в общей сумме 13 820 384,94 руб. Срок уплаты указанным требованием установлен  до 10.07.2015.

В связи с неуплатой в установленный в требовании срок задолженности Управлением Пенсионного фонда вынесено решение от 16.07.2015
№ 02701815ВД0015501 о взыскании за счет денежных средств налогоплательщика в банке на сумму 13 820 384,94 рублей, на основании указанного решения Управлением Пенсионного фонда в банк направлены инкассовые поручения от 16.07.2015, в том числе:

- № 02701870040007 на сумму 67 241,56 рублей (оспариваемая сумма);

- № 02701870040001 на сумму 8 925 444,22 рублей (оспариваемая сумма).

Как установлено при рассмотрении настоящего дела, инкассовые поручения от 16.07.2015 № 02701870040007 и № 02701870040001 были отозваны Управлением Пенсионного фонда, в адрес Инспекции не поступали.

Причины, по которым были отозваны инкассовые поручения от 16.07.2015
№ 02701870040007 и № 02701870040001, Управление Пенсионного фонда не указало.

Таким образом, срок взыскания спорной суммы задолженности за 1 квартал
2015 года истек по истечение одного года с даты, указанной в требовании Управления Пенсионного фонда от 19.06.2015 № 02701840065001 – то есть с 10.07.2016.

Следовательно, сумма задолженности по страховым взносам, пени, штрафам ОАО «СКС» за 1 квартал 2015 года в общей сумме 8 992 685,78 руб., является безнадежной к взысканию в связи с истечением годичного срока, установленного статьями 46, 47 Налогового кодекса.

Выставление Инспекцией повторных инкассовых поручений № 1712 от 13.02.2018 на сумму 8 925 444,22 руб., № 1714 от 13.02.2018 на сумму 67 241,56 руб. на основании решения Инспекции № 12498 от 14.12.2017, принятого в порядке статьи 46 Налогового кодекса, не может свидетельствовать о соблюдении Инспекцией положений статей 46, 47 Налогового кодекса при принудительном взыскании задолженности по страховым взносам, поскольку и повторное вставление инкассовых поручений вне зависимости от причин отзыва первоначальных инкассовых поручений Управлением Пенсионного фонда должно производится в течение одного года с даты истечения срока уплаты, указанного в первоначальном требовании.

Доводы Инспекции о том, что повторные инкассовые поручения от 13.02.2018 фактически сформированы и направлены в банк Инспекцией по решению Управления Пенсионного фонда от 16.07.2015 № 02701815ВД0015501 о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика в банке, подлежат отклонению, поскольку после  10.07.2016 правовые основания для такого взыскания задолженности у налогового органа отсутствуют.

Также не может быть принята во внимание ссылка ответчика на  то, что банк отклонил и не принял к исполнению инкассовые поручения Инспекции от 14.12.2017, поскольку и эти инкассовые поручения Инспекции не подлежат исполнению в связи с нарушением годичного срока, истекшего 10.07.2016.

2.           По инкассовым поручениям от 13.02.2018 № 1716 на сумму
9 112 597,29 руб.и № 1718 на сумму 68 987,05 руб.

Управлением Пенсионного фонда в адрес ОАО «СКС» направлено требование от 25.09.2015 № 027S01150014179 об уплате задолженности по страховым взносам
за 1 полугодие 2015 года в сумме 11 609 382,21 руб., установленный срок уплаты в требовании - 16.10.2015.

В связи с неуплатой в установленный в требовании срок задолженности Управлением Пенсионного фонда вынесено решение от 08.10.2015
№ 02701815ВД0015501 о взыскании за счет денежных средств налогоплательщика в банке на сумму 11 609 382,21 руб., на основании указанного решения Управлением Пенсионного фонда в банк направлены инкассовые поручения от 28.10.2015, в том числе:

- № 02701870040001 на сумму 68 987,05 рублей (оспариваемая сумма);

- № 02701870040003 на сумму 9 112 597,29 рублей (оспариваемая сумма).

Как установлено при рассмотрении настоящего дела, инкассовые поручения от 28.10.2015 № 02701870040001 и № 02701870040003 были отозваны Управлением Пенсионного фонда, в адрес Инспекции не поступали. Причины, по которым были отозваны указанные инкассовые поручения, Управление Пенсионного фонда не указало.

Таким образом, срок взыскания спорной суммы задолженности за 1 полугодие 2015 года истек по истечение одного года с даты, указанной в требовании Управления Пенсионного фонда от 25.09.2015 № 027S01150014179 – то есть с 16.10.2016.

Следовательно, задолженность по страховым взносам, пени, штрафам ОАО «СКС» за 1 полугодие 2015 года в общей сумме 9 181 584,34 руб., является безнадежной к взысканию в связи с истечением годичного срока, установленного статьями 46, 47 Налогового кодекса.

Выставление Инспекцией повторных инкассовых поручений от 14.12.2017,
а также от 13.02.2018 № 1716 на сумму 9 112 597,29 руб.и № 1718 на сумму
68 987,05 руб. на основании решения Управления Пенсионного фонда от 08.10.2015
№ 02701815ВД0015501, не может свидетельствовать о соблюдении Инспекцией положений статей 46, 47 Налогового кодекса при принудительном взыскании задолженности по страховым взносам, поскольку и повторное вставление инкассовых поручений вне зависимости от причин отзыва первоначальных инкассовых поручений Управлением Пенсионного фонда должно производится в течение одного года с даты истечения срока уплаты, указанного в первоначальном требовании.

3.           По инкассовым поручениям от 13.02.2018 № 1722 на сумму
4 366 232,03 руб. и № 1724 на сумму 3 016,11 руб.

Управлением Пенсионного фонда в адрес ОАО «СКС» направлено требование от 18.04.2015 № 027S01160072262 об уплате задолженности по страховым взносам
за 1 квартал 2016 года в сумме 5 538 597,63 рублей, установленный срок уплаты в требовании - 13.05.2016.

В связи с неуплатой в установленный в требовании срок задолженности Управлением Пенсионного фонда вынесено решение от 16.05.2016
№ 027S02160025204 о взыскании за счет денежных средств налогоплательщика в банке на сумму 5 538 597,63 руб., на основании указанного решения Управлением Пенсионного фонда в банк направлены инкассовые поручения от 16.05.2016, в том числе:

- № 061261 на сумму 4 366 232,03 рублей (оспариваемая сумма);

- № 061266 на сумму 46 503,38 рублей (оспариваемая сумма 3 016,11 рублей).

Как установлено при рассмотрении настоящего дела, инкассовые поручения от 16.05.2016 № 061261 и № 061266  были отозваны Управлением Пенсионного фонда, в адрес Инспекции не поступали. Причины, по которым были отозваны указанные инкассовые поручения, Управление Пенсионного фонда не указало.

Таким образом, срок взыскания спорной суммы задолженности за 1 квартал 2016 года истек по истечение одного года с даты, указанной в требовании Управления Пенсионного фонда от 18.04.2015 № 027S01160072262 – то есть с 13.05.2017.

Следовательно, задолженность по страховым взносам, пени, штрафам ОАО «СКС» за 1 квартал 2016 года в общей сумме 4 369 248,14 руб., является безнадежной к взысканию в связи с истечением годичного срока, установленного статьями 46, 47 Налогового кодекса.

Выставление Инспекцией повторных инкассовых поручений от 14.12.2017,
а также от 13.02.2018 № 1722 на сумму 4 366 232,03 руб. и № 1724 на сумму
3 016,11 руб. на основании решения Управления Пенсионного фонда от 16.05.2016
№ 027S02160025204, не может свидетельствовать о соблюдении Инспекцией положений статей 46, 47 Налогового кодекса при принудительном взыскании задолженности по страховым взносам, поскольку и повторное вставление инкассовых поручений вне зависимости от причин отзыва первоначальных инкассовых поручений Управлением Пенсионного фонда должно производится в течение одного года с даты истечения срока уплаты, указанного в первоначальном требовании.

4. По инкассовому поручению от 13.02.2018 № 1728 на сумму 634 613,80 руб.

Управлением Пенсионного фонда в адрес ОАО «СКС» направлено требование от 22.07.2016      № 027S01160110582 об уплате задолженности по страховым взносам
за 1 полугодие 2016 года в сумме 792 846,69 рублей, установленный срок уплаты в требовании - 12.08.2016.

В связи с неуплатой в установленный в требовании срок задолженности Управлением Пенсионного фонда вынесено решение от 15.08.2016 № 027S02160048228 о взыскании за счет денежных средств налогоплательщика в банке на сумму
792 846,69 рублей, на основании указанного решения Управлением Пенсионного фонда в банк направлены инкассовые поручения от 15.08.2016, в том числе № 121764 на сумму 634 613,80 рублей (оспариваемая сумма).

Как установлено при рассмотрении настоящего дела, инкассовое поручение от 15.08.2016 № 121764 было отозвано Управлением Пенсионного фонда, в адрес Инспекции не поступали. Причины, по которым были отозваны указанные инкассовые поручения, Управление Пенсионного фонда не указало.

Таким образом, срок взыскания спорной суммы задолженности за 1 полугодие 2016 года истек по истечение одного года с даты, указанной в требовании Управления Пенсионного фонда от 22.07.2016            № 027S01160110582 – то есть с 12.08.2017.

Следовательно, задолженность по страховым взносам, пени, штрафам ОАО «СКС» за 1 полугодие 2016 года в сумме 634 613,80 руб., является безнадежной к взысканию в связи с истечением годичного срока, установленного статьями 46, 47 Налогового кодекса.

Выставление Инспекцией повторных инкассовых поручений от 14.12.2017,
а также от 13.02.2018 № 1728 на сумму 634 613,80 руб. на основании решения Управления Пенсионного фонда от 15.08.2016 № 027S02160048228, не может свидетельствовать о соблюдении Инспекцией положений статей 46, 47 Налогового кодекса при принудительном взыскании задолженности по страховым взносам, поскольку и повторное вставление инкассовых поручений вне зависимости от причин отзыва первоначальных инкассовых поручений Управлением Пенсионного фонда должно производится в течение одного года с даты истечения срока уплаты, указанного в первоначальном требовании.

5.           По инкассовому поручению от 13.02.2018 № 1732 на сумму
408 874,63 руб.

Управлением Пенсионного фонда в адрес ОАО «СКС» направлено требование от 18.10.2016 № 027S01160139784 об уплате задолженности по страховым взносам за 9 месяцев 2016 года в сумме 509 214,29 руб., установленный срок уплаты в требовании - 09.11.2016.

В связи с неуплатой в установленный в требовании срок задолженности Управлением Пенсионного фонда вынесено решение от 11.11.2016 № 027S02160065295 о взыскании за счет денежных средств налогоплательщика в банке на сумму
509 214,29 рублей. На основании указанного решения Управлением Пенсионного фонда в банк направлены инкассовые поручения от 11.11.2016, в том числе № 161702 на сумму 408 874,63 рублей (оспариваемая сумма).

Как установлено при рассмотрении настоящего дела, инкассовое поручение от 11.11.2016 № 161702 было отозвано Управлением Пенсионного фонда, в адрес Инспекции не поступали. Причины, по которым были отозваны указанные инкассовые поручения, Управление Пенсионного фонда не указало.

Таким образом, срок взыскания спорной суммы задолженности за 9 месяцев
2016 года истек по истечение одного года с даты, указанной в требовании Управления Пенсионного фонда от 18.10.2016 № 027S01160139784 – то есть с 09.11.2017.

Следовательно, задолженность по страховым взносам, пени, штрафам ОАО «СКС» за 9 месяцев 2016 года в сумме 408 874,63 руб., является безнадежной к взысканию в связи с истечением годичного срока, установленного статьями 46, 47 Налогового кодекса.

Выставление Инспекцией повторных инкассовых поручений от 14.12.2017,
а также от 13.02.2018 № 1732 на сумму 408 874,63 руб. на основании решения Управления Пенсионного фонда от 11.11.2016 № 027S02160065295, не может свидетельствовать о соблюдении Инспекцией положений статей 46, 47 Налогового кодекса при принудительном взыскании задолженности по страховым взносам, поскольку и повторное вставление инкассовых поручений вне зависимости от причин отзыва первоначальных инкассовых поручений Управлением Пенсионного фонда должно производится в течение одного года с даты истечения срока уплаты, указанного в первоначальном требовании.

6.           По инкассовым поручениям от 13.02.2018 № 1736 на сумму
10 939 619,55 руб. и № 1738 на сумму 87 290,38 руб
.

Управлением Пенсионного фонда в адрес ОАО «СКС» направлено требование от 05.02.2015 № 027S01160007615 об уплате задолженности по страховым взносам за 2015 год в сумме 13 797 692,65 рублей, установленный срок уплаты в требовании - 29.02.2016.

В связи с неуплатой в установленный в требовании срок задолженности Управлением Пенсионного фонда вынесено решение от 01.03.2016 № 027S02160007241 о взыскании за счет денежных средств налогоплательщика в банке на сумму
13 797 692,65 руб. На основании указанного решения Управлением Пенсионного фонда в банк направлены инкассовые поручения от 01.03.2016, в том числе № 017375
на сумму 10 939 619,55 руб. (оспариваемая сумма) и № 017372 на сумму
87 290,38 руб. (оспариваемая сумма).

Как установлено при рассмотрении настоящего дела, инкассовые поручения от 01.03.2016 № 017375 и №  017372 были отозваны Управлением Пенсионного фонда, в адрес Инспекции не поступали. Причины, по которым были отозваны указанные инкассовые поручения, Управление Пенсионного фонда не указало.

Таким образом, срок взыскания спорной суммы задолженности за 2015 год истек по истечение одного года с даты, указанной в требовании Управления Пенсионного фонда от 05.02.2015 № 027S01160007615 – то есть с 28.02.2017.

Следовательно, задолженность по страховым взносам, пени, штрафам ОАО «СКС» за 2015 год в сумме 11 026 909,93 руб., является безнадежной к взысканию в связи с истечением годичного срока, установленного статьями 46, 47 Налогового кодекса.

Выставление Инспекцией повторных инкассовых поручений от 14.12.2017,
а также от 13.02.2018 № 1736 на сумму 10 939 619,55 руб. и № 1738 на сумму
87 290,38 руб. на основании решения Управления Пенсионного фонда от 01.03.2016
№ 027S02160007241, не может свидетельствовать о соблюдении Инспекцией положений статей 46, 47 Налогового кодекса при принудительном взыскании задолженности по страховым взносам, поскольку и повторное вставление инкассовых поручений вне зависимости от причин отзыва первоначальных инкассовых поручений Управлением Пенсионного фонда должно производится в течение одного года с даты истечения срока уплаты, указанного в первоначальном требовании.

7. По инкассовому поручению от 13.02.2018 № 1743 на сумму 5 324 644,19 руб.

В материалы дела ответчиком представлено письмо Управления Пенсионного фонда от 25.12.2018 № 398/19, согласно которому взыскание задолженности с заявителя за 9 месяцев 2015 года производилось на основании требования от 02.11.2015 № 027S01150023042, решения о взыскании от 24.11.2015 № 027S02150001625 и постановления о взыскании от 07.12.2015 № 027S04150004544. В связи с изменением суммы задолженности в январе 2017 года было сформировано уточненное требование № 027S01170006199 от 09.01.2017, взыскание по которому проводила Инспекция.

В материалы дела Управлением Пенсионного фонда представлено требование от 02.11.2015 № 027S01150023042  за 9 месяцев 2015 года в сумме 12 244 419,60 руб., установленный срок уплаты в требовании – 23.11.2015 (т.4, л.д. 64-65), решение о взыскании от 24.11.2015 № 027S02150001625 (т.4, л.д. 62-63) и постановление о взыскании от 07.12.2015 № 027S04150004544 (т.4, л.д. 60,61).

При этом 09.01.2017 Управлением Пенсионного фонда в адрес ОАО «СКС» направлено требование № 027S01170006199 об уплате задолженности по страховым взносам за 9 месяцев 2015 года в сумме 14 090 196,72 рублей, установленный срок уплаты в требовании - 30.04.2017.

Как указывает в письменных пояснениях Управление Пенсионного фонда
(т.4, л.д. 58-59) разница  по страховым взносам, пени, штрафам, отраженная в требовании от 02.11.2015 № 027S01150023042 и в требовании от 09.01.2017 № 027S01170006199, возникла в связи с перерасчетом ОАО «СКС» страховых взносов за предыдущие периоды, а также в связи с доначислением пени по состоянию на 31.12.2016.

При этом ни ответчик, ни Управление Пенсионного фонда не представили в материалы дела какие-либо доказательства, свидетельствующие о подаче ОАО «СКС» уточненного расчета суммы страховых взносов за указанный период.

При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами заявителя о том, что требование Управлением Пенсионного фонда от 09.01.2017 принято уже с нарушением годичного срока, указанного в требовании от 02.11.2015 № 027S01150023042. Указанный срок истек 23.11.2016 и у Управления Пенсионного фонда отсутствовали какие-либо правовые основания для повторного выставления требования за тот же отчетный период (9 месяцев 2015 года).

Следовательно, вынесение Инспекцией решения от 05.05.2017 № 4585 о взыскании за счет денежных средств налогоплательщика в банке на сумму
9 258 450,10 руб., на основании которого в банк Инспекцией были направлены инкассовые поручения  от 05.05.2017, в том числе  № 6581 на сумму
5 324 644,19 рублей (оспариваемая сумма), произведены с нарушением годичного срока, истекшего 23.11.2016.

Доводы Инспекции о том, что решение о взыскании от 05.05.2017 № 4585 было  принято в сроки, предусмотренные статьей 46 Налогового кодекса (не позднее двух месяцев после истечения срока указанного в требовании от 09.01.2017 № 027S01 170006199), подлежат отклонению, поскольку при вынесении решения от 05.05.2017 Инспекция должна была проверить правомерность выставления Управлением Пенсионного фонда требования от 09.01.2017 в отношении задолженности за 9 месяцев 2015 года.

В постановлении от 04.02.2014  № 13114/13 Президиум ВАС РФ отметил, что выставление повторных инкассовых поручений к иным расчетным счетам налогоплательщика, равно как и поручений на взыскание электронных денежных средств (пункт 6.1 статьи 46 Налогового кодекса) производится налоговым органом в пределах установленного пунктом 1 статьи 47 Налогового кодекса годичного срока, в течение которого должно быть принято решение об обращении взыскания за счет имущества налогоплательщика.

В рассматриваемом случае повторные инкассовые поручения на оплату страховых взносов за 2015 - 2016 гг. к расчетному счету ОАО «СКС»
№ 40702810500020000653 были направлены Инспекцией только 13.02.2018, то есть с нарушением порядка, предусмотренного статьями 69-70 Налогового кодекса.

В абзаце первом пункта 31 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ» подчеркивается, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса.

Аналогичные разъяснения сформулированы в абзаце седьмом пункта 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016.

Доводы ответчика о том, что период конкурсного производства не включается в срок принудительного взыскания недоимки по обязательным платежам, установленный статьей 47 Налогового кодекса, является несостоятельным, поскольку период конкурсного производства не включается в срок принудительного взыскания недоимки по обязательным платежам, установленный абзацем 3 пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса только в случае последующего прекращения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) по любым основаниям, предусмотренным статьей 57 Закона о банкротстве, что в рассматриваемом деле не установлено.

Открытие в отношении ОАО «СКС» процедуры конкурсного производства не является основанием приостановления течения плескательного срока, установленного Налоговым кодексом для принятия мер по взысканию задолженности по обязательным платежам, относящимся к текущим требованиям.

Также подлежат отклонению доводы ответчика о том, что  после получения постановления  судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства Управление Пенсионного фонда обязано было принять решение о приостановлении списания денежных средств в бесспорном порядке со счетов должника. Действительно, исходя из сложившейся судебной практики возобновление действия инкассового поручения не признается нарушением процедуры принудительного взыскания, однако в рассматриваемом случае действие отозванных Управлением Пенсионного фонда инкассовых поручений не приостанавливалось и не возобновлялось, следовательно, направление Инспекцией повторных инкассовых поручений после отзыва инкассовых поручений в добровольном порядке является нарушением процедуры принудительного взыскания.

Доводы ответчика и третьего лица в обоснование необходимости отзыва инкассовых поручений по причине принятия решений о взыскании задолженности за счет имущества должника являются несостоятельными, поскольку отзыв инкассовых поручений сам по себе не является необходимым условием для вынесения решения о взыскании налога за счет имущества.

Из разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 64 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ» следует, что оспаривание налогоплательщиком в суде инкассового поручения налогового органа, вынесенного на основании статьи 46 Налогового органа возможно путем признания его неподлежащим исполнению.

Таким образом, повторно предъявленные Инспекцией инкассовые поручения с нарушением установленного годичного срока являются в рассматриваемом случае неподлежащими исполнению.

С учетом изложенного, заявленные Конкурсным управляющим требования о признании задолженности ОАО «СКС» по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, соответствующим суммам пени, штрафов  в общей сумме 39 938 560 рублей 81 копейки безнадежной к взысканию и обязанность по ее уплате прекращенной, а также о признании неподлежащими исполнению инкассовых поручений, выставленных Инспекцией  на общую сумму 39 938 560 рублей 81 копейки, в том числе № 1712 на 8 925 444,22 руб., № 1714 на 67 241,56 руб., № 1716 на 9 112 597,29 руб., № 1718 на 68 987,05 руб., № 1722 на 4 366 232,03 руб., № 1724 на 3 016,11 руб., № 1728 на 634 613,80 руб., № 1732 на 408 874,63 руб., № 1736 на 10 939 619,55 руб., № 1738 на 87 290,38 руб. и № 1743 на 5 324 644,19 руб., подлежат удовлетворению.

Судебные расходы заявителя по оплате государственной пошлины в сумме 45 000 рублей подлежат взысканию с ответчика.

Руководствуясь статьями 49, 67, 68, 71, 150, 167-170, 176, 180, 181, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

принять отказ конкурсного управляющего открытого акционерного общества «Советские коммунальные системы» Плесовских В.А. от заявленных требований о признании невозможной к взысканию задолженности открытого акционерного общества «Советские коммунальные системы» по страховым взносам в сумме 399 125 рублей 33 копеек и признании не подлежащим исполнению инкассового поручения
№ 1750 от 13.02.2018 на сумму 399 125 рублей 33 копеек.

Производство по делу в части признания невозможной к взысканию задолженности открытого акционерного общества «Советские коммунальные системы» по страховым взносам в сумме 399 125 рублей 33 копеек и в части признания не подлежащим исполнению инкассового поручения № 1750 от 13.02.2018 на сумму 399 125 рублей 33 копеек прекратить.

Заявление конкурсного управляющего открытого акционерного общества «Советские коммунальные системы» Плесовских В.А.удовлетворить.

Признать задолженность открытого акционерного общества «Советские коммунальные системы» по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, соответствующим суммам пени, штрафов  в общей сумме 39 938 560 рублей 81 копейки безнадежной к взысканию и обязанность по ее уплате прекращенной.

Признать неподлежащими исполнению инкассовые поручения, выставленные  межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, на общую сумму 39 938 560 рублей 81 копейки, в том числе № 1712 на 8 925 444,22 руб., № 1714 на 67 241,56 руб., № 1716 на 9 112 597,29 руб., № 1718 на 68 987,05 руб., № 1722 на 4 366 232,03 руб., № 1724 на 3 016,11 руб., № 1728 на 634 613,80 руб., № 1732 на 408 874,63 руб., № 1736 на 10 939 619,55 руб., № 1738 на 87 290,38 руб. и № 1743 на 5 324 644,19 руб.

Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4
по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в пользу открытого акционерного общества «Советские коммунальные системы»  государственную пошлину в размере
45 000 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                  Е.А. Голубева