ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-9674/2011 от 15.02.2012 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

20 февраля 2012 г.

Дело № А75-9674/2011

Резолютивная часть решения объявлена 15 февраля 2012 г.

Полный текст решения изготовлен 20 февраля 2012 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Членовой Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Хамидовой О.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Советском районе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры к муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва» о взыскании 124 140 рублей 20 копеек,

при участии представителей:

от заявителя: ФИО1 – по доверенности от 01.01.2012 № 2,

от ответчика: ФИО2 – по доверенности от 30.01.2012 № 71, ФИО3 – исполняющий обязанности директора, приказ от 08.06.2011 № 033 л/с,

установил:

Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва» 124 140 рублей 20 копеек финансовых санкций.

Требования заявителя мотивированы нарушением ответчиком статьи 17 Федерального Закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ).

Представитель заявителя полностью поддержал заявленные требования. Представил суду дополнительные пояснения.

Ответчик факт несвоевременного представления сведений признал, однако просит снизить размер санкций, ссылаясь на наличие смягчающих обстоятельств: совпавшая по времени с датой сдачи отчетности реорганизация учреждения путем присоединения к нему МОУ ДОД ДЮСШ «Арена», увольнение главного бухгалтера и всего штата бухгалтерии в период, отведенный Управлением Пенсионного фонда для исправления ошибок в представленных формах отчетности, в связи с чем отчетность была представлена с нарушением установленного срока на полтора месяца.

Суд, исследовав представленные доказательства, установил.

Как видно из материалов дела ответчиком 11.02.2011 были представлены в Управление индивидуальные сведения на застрахованных лиц за отчетный период 2010 года, что подтверждается журналом приема – сдачи индивидуальных сведений (л.д. 24-31). При проверке указанных сведений органами Пенсионного фонда были выявлены ошибки, в связи с чем ответчику было предложено в двухнедельный срок устранить замечания. 14, 15 и 16 февраля ответчик представлял скорректированные сведения, однако суммы начисленных страховых взносов, указанных в Описи сведений, передаваемых страхователем в ПФР о начисленных и уплаченных страховых взносах (форма АДВ-6-2), не совпадали с суммами, указанными в Расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма РСВ-1), что следует из протоколов проверки сведений от 15.02.2011, 16.02.2011 (л.д. 32-33).

Исправленные сведения были окончательно представлены ответчиком и приняты Управлением только 20.04.2011 (л.д. 34).

По данному факту 08.06.2011 специалистом Управления был составлен акт № 204 о нарушении законодательства об обязательном пенсионном страховании (л.д. 9-10). Данный акт с указанием времени, места и даты рассмотрения материалов проверки был направлен ответчику заказной корреспонденцией, что подтверждается материалами дела (л.д.12-14).

Рассмотрение акта состоялось в отсутствие ответчика, что следует из решения начальника Управления от 18.07.2011 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании.

Согласно решению на ответчика в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за предоставление недостоверных сведений наложены финансовые санкции в размере 10% суммы платежей, причитающейся за отчётный период, что составило 124 140 рублей 20 копеек (л.д.15-17).

На основании указанного решения в адрес ответчика направлено требование от 15.08.2011 № 60 об уплате финансовой санкции в добровольном порядке в срок до 03.09.2011 (л.д. 20).

Неисполнение ответчиком требования об уплате финансовых санкций в добровольном порядке послужило основанием для обращения Управления в суд с исковым заявлением о взыскании суммы штрафа в судебном порядке.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» страхователями являются организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ) страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Согласно пункту 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Согласно части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании должен установить, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверить правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Представление ответчиком недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год, подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.

Расчет и размер финансовой санкции, представленный истцом, судом проверен, признается обоснованным, ответчиком также не оспаривается.

Вместе с тем, как всякая мера публичной ответственности указанная мера должна отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной им в постановлении от 24.06.2009 № 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.

Согласно статье 2 Федерального закона № 167-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ) законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

Федеральный закон № 27-ФЗ не регулирует порядок привлечения к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном персонифицированном учете, следовательно, в данном случае подлежат применению нормы Федерального закона от 24.07.2009 № 212 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 44 Федерального закона № 212-ФЗ при привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании должны быть установлены обстоятельства, как смягчающие, так и отягчающие ответственность за совершение правонарушения. Данные обстоятельства устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 44 Федерального Закона № 212
 к обстоятельствам, смягчающим ответственность за совершение правонарушения, относятся иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Таким образом, суду предоставлено право относить те или иные фактические обстоятельства, прямо не предусмотренные пунктами 1 – 3 части 1 статьи 44 указанного Закона, к обстоятельствам, смягчающим ответственность страхователя, и устанавливать по результатам их оценки размер финансовой санкции, установленной законом.

В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном
 и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Исходя из изложенного, суд признает в качестве смягчающих ответственность обстоятельств то обстоятельство, что ответчик, хотя и с нарушением срока, но самостоятельно устранил нарушение законодательства, направив в органы Пенсионного фонда указанные сведения, что свидетельствует об отсутствии умысла в его действиях. Судом также учитывается статус ответчика – муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей, финансируемое из местного бюджета, не имеющее иных источников дохода, отсутствие в материалах дела сведений о неоднократном нарушении законодательства об обязательном пенсионном страховании. Судом также принимается во внимание то обстоятельство, что за период своего существования с 1992 г. данное образовательное учреждение претерпело ряд реорганизаций: в 2002, 2006; 2008. Последняя реорганизация в форме присоединения к ответчику МОУ ДОД ДЮСШ «Арена» была начата в сентябре 2010 г. и завершена в феврале 2011 (л.д. 44-54; 61-62), что, несомненно, увеличило объем работы по обработке индивидуальных сведений для представления их в Управление за счет работников присоединенного учреждения. Кроме того, как видно из материалов дела, 10.02.2011, т.е. в период сдачи сведений, уволились работники бухгалтерии во главе с главным бухгалтером (л.д. 63), новый главный бухгалтер был принят на работу только 15.03.2011.

Указанное стечение обстоятельств, повлиявших на своевременность представления сведений в территориальный орган Пенсионного фонда, признается судом в качестве смягчающих ответственность обстоятельств, в связи с чем суд, оценив в совокупности и взаимосвязи все представленные сторонами доказательства, считает возможным уменьшить сумму подлежащей взысканию финансовой санкции до 3000 рублей.

Расходы по государственной пошлине, исчисленные пропорционально взыскиваемой сумме финансовых санкций, относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 180-182, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Р Е Ш И Л:

  требования государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Советском районе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры удовлетворить.

Взыскать с муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва» (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: <...>) в пользу государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Советском районе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: <...>) финансовые санкции в сумме 3 000 рублей.

Взыскать с муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва» (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: <...>) в доход федерального бюджета 114 рублей 16 копеек государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Членова Л.А.