Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
03 ноября 2020 г. | Дело № А75-9878/2020 |
Резолютивная часть решения объявлена 28 октября 2020 г.
Полный текст решения изготовлен 03 ноября 2020 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Чешковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем
ФИО1, рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению региональной ассоциации некоммерческих организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН <***>, ИНН <***>) к администрации Сургутского района о взыскании субсидии в размере 154 011,67 руб.,
при участии представителей:
от истца – ФИО2 руководитель на основании приказа № 2 от 22.11.2017,
от ответчика – ФИО3 по доверенности № 1561 от 11.09.2020, ФИО4 по доверенности №1504 от 01.10.2019,
у с т а н о в и л :
Региональная ассоциация некоммерческих организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - истец, РАНО) обратилась в арбитражный суд с иском
к администрации Сургутского района (далее - ответчик, администрация) о взыскании субсидии в размере 154 011,67 руб.
Представитель истца в судебном заседании поддержал требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласен по мотивам, изложенным в отзыве на заявлении, просил отказать в удовлетворении требований.
Подготовку дела суд осуществил в процессе упрощенного производства, когда стороны представили письменно свои позиции по рассматриваемому спору, в связи с чем, в отсутствие возражений сторон, суд завершил подготовку дела к судебному разбирательству и перешел к рассмотрению дела по существу в судебном заседании, в соответствии с пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в рамках подпрограммы «Поддержка малого и среднего предпринимательства» муниципальной программы «Поддержка предпринимательства и развития инвестиционной деятельности в Сургутском районе», утвержденной постановлением администрации Сургутского района от 29.11.2018 № 4782 (далее - муниципальная программа) администрацией Сургутского района реализовывалось мероприятие «Субсидии некоммерческим организациям и социально- ориентированным некоммерческим организациям, предоставляющим перечень услуг
в целях развития предпринимательства» (текст программы с приложениями доступен по ссылке http://www.admsr.ru/legislation/adm/mpa/7bitrix_includeareas=Y&dateDATE_ ACTIVEFROMl=&dateDATEACTIVEFROM 2=&datepf% 5 В NAME% 5 D=&datepf%5BNOMER%5D=4782&setfilter=%CF%EE%E8%Fl%EA&setfilter=Y
В соответствии с Порядком предоставления субсидий некоммерческим организациям и социально-ориентированным некоммерческим организациям, предоставляющим перечень услуг в целях развития предпринимательства, утвержденным постановлением администрации Сургутского района от 25.12.2018 № 5211-нпа в редакции изменений от 15.08.2019 № 3066-нпа (далее - Постановление 5211-нпа, Порядок), в рамках мероприятия «Субсидии некоммерческим организациям и социально-ориентированным некоммерческим организациям, предоставляющим перечень услуг в целях развития предпринимательства» возмещению подлежали услуги, оказываемые организациями вновь создаваемым субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) согласно следующего перечня:
- услуги по созданию на территории Сургутского района вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - ВЗСМСП);
- подготовка всех необходимых документов для осуществления государственной регистрации юридического лица (ВЗСМСП);
- изготовление (подготовка документов и получение) электронной цифровой подписи физического лица и ВЗСМСП;
- оплата государственной пошлины за государственную регистрацию вновь регистрируемого субъекта малого и среднего предпринимательства;
- изготовление (подготовка документов и получение) печати ВЗСМСП;
- оформление доверенности на осуществление необходимых действий от лица ВЗСМСП;
- обеспечение государственной регистрации ВЗСМСП;
- услуги по бухгалтерскому, юридическому и методологическому сопровождению
(в том числе обеспечение своевременной сдачи бухгалтерской, налоговой и статистической отчётности) вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах 1 года с момента их государственной регистрации: обеспечение бухгалтерского (в том числе обеспечение своевременной сдачи бухгалтерской, налоговой и статистической отчётности), юридического и методологического сопровождения ВЗСМСП в течение 1 года с момента его государственной регистрации.
16.12.2019 РАНО предоставило в администрацию заявление о предоставлении субсидии с пакетом документов, подтверждающих оказание услуг по регистрации четырех юридических лиц и семи индивидуальных предпринимателей (согласно Порядку - из расчета 14 000 руб. за каждого субъекта предпринимательской деятельности).
20.12.2019 данный пакет документов был рассмотрен экспертной комиссией и принято решение о предоставлении субсидии в рамках мероприятия «Субсидии некоммерческим организациям и социально-ориентированным некоммерческим организациям, предоставляющим перечень услуг в целях развития предпринимательства» в размере 154 011 (сто пятьдесят четыре тысячи одиннадцать) рублей 67 копеек (Протокол № 19 заседания экспертной (конкурсной) комиссии от 20.12.2019 г.), о чём РАНО уведомлено уведомлением от 26.12.2019 № 20-21-2283.
25.12.2019 принято постановление администрации № 5186 «О предоставлении субсидии». В соответствии с вышеуказанным постановлением 26.12.2019 между администрацией и РАНО заключен договор о предоставлении из бюджета Сургутского района субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением на возмещение затрат № 1141 (далее - Договор).
В соответствии с п. 28 главы 2 Порядка перечисление денежных средств на расчётный счёт получателя осуществляется не позднее десятого рабочего дня после издания постановления администрации Сургутского района о предоставлении субсидии, на основании представленных документов.
В связи с опубликованием 23.12.2019 па информационном сайте URA.RUстатьи «Мэр из ХМАО привлек «мертвые души», чтобы казаться успешным» прокуратурой Сургутского района принято решение о проведении проверки в отношении администрации (Требование от 25.12.2020 № 01-01-10482). В этой связи администрацией принято решение о приостановлении действия постановления администрации Сургутского района от 25.12.2019 № 5186 «О предоставлении субсидии» на срок
до 23.01.2020 (Постановление администрации Сургутского района от 27.12.2019 № 5275), о чем с РАНО 09.01.2020 было заключено соответствующее дополнительное соглашение
к Договору. В этой связи перечисление денежных средств было приостановлено.
В дальнейшем, на основании представления Прокуратуры Сургутского района
от 24.01.2020 № 03-02-2020 «Об устранении нарушений закона» принято решение (Постановление администрации Сургутского района от 05.02.2020 № 431)
о приостановлении действия постановления администрации Сургутского района
от 25.12.2019 № 5 1 86 «О предоставлении субсидии» на срок до 01.03.2020, о чем также 05.03.2020 в адрес РАНО было направлено соответствующее дополнительное соглашение к Договору (Исх. № 04-02-462 от 03.03.2020). Соглашение РАНО не подписано. В ответ направлен отказ в подписании (Исх. № 07/20 от 10.03.2020).
10.03.2020 РАНО обратилось в адрес администрации с требованием о выплате субсидии в соответствии с заключенным договором, 16.03.2020 направлена претензия с требованием об исполнении договора, на которые администрация направила ответ, с указанием на то, что перечисление денежных средств приостановлено в связи с проверкой прокуратуры.
В соответствии с постановлениями администрации Сургутского района от 12.03.2020 № 1130 «О внесении изменений в постановление администрации Сургутского района от 29.11.2018 № 4782», от 18.03.2020 № 1193 «О признании утратившими силу муниципальных правовых актов» муниципальная программа утратила силу и вступила
в действие муниципальная программа «Поддержка предпринимательства и развитие инвестиционной деятельности в Сургутском районе», утвержденная постановлением администрации Сургутского района от 27.12.2019 № 5263, ссылка: http://www.admsr.ru/legislation/adm/inpa/7bitrixinchide_areas=Y&date_ DATEACTIVEFROMl=&dateDATEACTIVEFROM _2=&dateр1Уо5ВЫАМЕ%5 D=&datepf%5BNOMER%5D=5263&setfilter=%c:i:%F::E%E8%Fl%EA&setfilter=Y, в которой мероприятие «Субсидии некоммерческим организациям и социально-ориентированным некоммерческим организациям, предоставляющим перечень услуг в целях развития предпринимательства» отсутствовало (введено новое мероприятие «Возмещение затрат некоммерческим организациям и социально ориентированным некоммерческим организациям, предоставляющим перечень услуг в целях развития предпринимательства»).
Согласно пункту 4 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень разделов, подразделов, целевых статей (государственных (муниципальных) программ и непрограммных направлений деятельности), групп (групп и подгрупп) видов расходов бюджета утверждается в составе ведомственной структуры расходов бюджета законом (решением) о бюджете либо в установленных указанным Кодексом случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета. Бюджет на 2020 год сформирован
в соответствии с мероприятиями вновь принятой программы.
В связи с отсутствием оснований для перечисления субсидии 30.03.2020 в адрес РАНО направлено соглашение о расторжении Договора для рассмотрения и подписания (Письмо от 30.03.2020 №04-02-682).
Полагая, что администрацией необоснованно отказано в выплате субсидии по заключенному договору, а так же направлено соглашение о расторжении договора
о предоставлении субсидии, РАНО обратилось в суд с рассматриваемым иском, требуя взыскать с администрации в свою пользу 154 011,67 руб. субсидии за фактически оказанные услуги и в соответствии с договором № 1141 от 26.12.2019.
Рассмотрев представленные в дело доказательства и оценив доводы сторон, суд не находит оснований для удовлетворения требований иска, руководствуясь следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2017 № 541 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями», действовавшим в период спорных правоотношений, установлены такие требования.
На территории Сургутского района было принято постановление администрации
от 25.12.2018 № 5211-нпа «Об утверждении Порядка предоставления субсидий некоммерческим организациям и социально-ориентированным некоммерческим организациям, предоставляющим перечень услуг в целях развития предпринимательства».
Из материалов дела следует, что истец представил для получения субсидии документы, предусмотренные Порядком, подтверждающие факт создания и государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (всего 11). Представленные документы были признаны администрацией отвечающими предъявляемым к ним требованиям, в связи с чем заключен договор о предоставлении субсидии на возмещение фактически понесенных затрат в порядке, установленном постановлением № 5211-нпа.
Истец мотивирует свои требования обязанностью ответчика исполнять договорные обязательства.
Между тем, структура бюджетного законодательства определена в статье 2 Бюджетного кодекса РФ и не включает Гражданский кодекс РФ. В силу пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе
к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
При оценке обоснованности требований истца следует исходить из оснований выплаты субсидии, в соответствии с бюджетным законодательством, с соблюдением принципа эффективного расходования бюджетных средств.
Из материалов дела следует, что на основании представления Прокуратуры Сургутского района от 24.01.2020 № 03-02-2020 «Об устранении нарушений закона»,
в соответствии с постановлениями администрации Сургутского района от 12.03.2020
№ 1130 «О внесении изменений в постановление администрации Сургутского района от 29.11.2018 № 4782», от 18.03.2020 № 1193 «О признании утратившими силу муниципальных правовых актов» муниципальная программа утратила силу и вступила
в действие муниципальная программа «Поддержка предпринимательства и развитие инвестиционной деятельности в Сургутском районе», утвержденная постановлением администрации Сургутского района от 27.12.2019 № 5263, в которой мероприятие «Субсидии некоммерческим организациям и социально-ориентированным некоммерческим организациям, предоставляющим перечень услуг в целях развития предпринимательства» отсутствовало (введено новое мероприятие «Возмещение затрат некоммерческим организациям и социально ориентированным некоммерческим организациям, предоставляющим перечень услуг в целях развития предпринимательства»).
Прокуратурой Сургутского района, а так же Отделом финансового мониторинга администрации было установлено, что Порядок, утвержденный постановлением 5211-нпа не в полной мере отвечает требованиям действующего бюджетного законодательства, а именно: не содержит показателей результативности (целевые показатели) предоставления субсидии, которые должны быть конкретными, измеримыми; не определены показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии, значения которых должны быть установлены в соглашении; не определены меры ответственности в случае достижения результатов, показателей, указанных при установлении показателей в соглашениях (договорах); не определены требования к отчетности предусматривающие определение порядка, а так же сроков и формы представления получателями субсидии о достижении результатов и право главного распорядителя как получателя бюджетных средств устанавливать в соглашении сроки и формы предоставления получателем субсидии дополнительной отчетности.
Таким образом, по верному утверждению администрации, утвержденный на территории района Порядок, в нарушение нормативного правового акта с большей юридической силой, а именно, Постановления Правительства Российской Федерации от 07.05.2017 № 541 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями», не обеспечивал эффективного использования бюджетных средств,
что повлекло признание утратившей силу муниципальной программы, на основании
и в соответствии с которой допускалось субсидирование деятельности истца по регистрации юридических лиц и предпринимателей, и в соответствии с которой был заключен договор между администрацией и РАНО от 26.12.2019 № 1141.
Поскольку с даты отмены программы, предусматривающей предоставление субсидии, правовые основания для её выплаты отсутствовали, а договор от 26.12.2019 заключенный на основании муниципального правового акта, не соответствующего Бюджетному кодексу Российской Федерации и имеющему большую юридическую силу Постановлению Правительства Российской Федерации, не подлежал исполнению, ответчик обоснованно отказал истцу в выплате требуемой суммы.
Суд исходит так же из подтвержденных материалами дела фактов формального подхода истца к совершению действий и оказанию услуг, за которые предусматривалось возмещение затрат за счет бюджета района действовавшей в момент подписания договора Программой, без доказательства достижения действительных целей субсидирования, направленных на поддержку предпринимательства и развитие инвестиционной деятельности в Сургутском районе.
Так, из четырех юридических лиц, в связи с созданием которых подано заявление о предоставлении субсидии, налоговым органом в отношении трёх
(ООО «Гринарктикконсалтинг» (ОГРН <***>), ООО «СТАВР»
(ОГРН: <***>), ООО «Ленорт» (ОГРН: <***>) налоговым органом установлена недостоверность сведений в ЕГРЮЛ об юридическом адресе организаций, что свидетельствует о формальной их регистрации, без реального намерения осуществления предпринимательской деятельности.
В отношении других субъектов предпринимательства, по которым заявлено о выплате субсидии, объективных данных об их реальном осуществлении предпринимательской деятельности в деле не представлено, между тем согласно акту проверки, проведенной прокуратурой Сургутского района от 10.02.2020 установлено, что администрация совместно с РАНО за счет бюджетных средств обеспечили создание на территории района субъектов предпринимательства, фактически не осуществляющих хозяйственную деятельность, не создающих рабочие места и не перечисляющих налоги в соответствующий бюджет. Данный вывод прокурора свидетельствует о недостижении целей субсидирования.
Таким образом, помимо отсутствия правового основания для выплаты субсидии (отмена Программы), истец не представил доказательств достижения целей субсидирования для получения средств из бюджета.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Руководствуясь статьями 67, 68, 71, 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Р Е Ш И Л :
в иске отказать полностью.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья О.Г. Чешкова