ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-10134/09 от 13.08.2009 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССЙИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

«20» августа 2009 Дело № А76-10134/2009-51-168

Резолютивная часть решения объявлена 13 августа 2009 года

Решение в полном объеме изготовлено 20 августа 2009 года

Судья Арбитражного суда Челябинской области Забутырина Л.В.,

При ведении протокола судебного заседания секретарем Богатыревой С.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Аист», г. Челябинск

к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по дела гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области,

о признании незаконным действий по проведению проверки соблюдения требований пожарной безопасности

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 – представителя по доверенности от 05.12.08 (паспорт);от ответчика: до объявления перерыва: ФИО2 – представителя по доверенности № 2000-2-20 от 03.04.09 (удостоверение); после окончания перерыва: ФИО3 – представителя по доверенности № 7755-2-21 от 07.11.07 (удостоверение);

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Аист», г. Челябинск (далее – заявитель, ООО «Аист», Общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением (с учетом уточнений) к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по дела гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее – ответчик) о признании незаконным действий по проведению проверки соблюдения требований пожарной безопасности Общества с ограниченной ответственностью «Аист».

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования, изложенные в заявлении, уточнениях к заявлению (л.д. 2-5, 32-34). Со ссылкой на п.4 ст. 7, ст. 15, 16, ч.2 ст. 20 Федерального закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ст. 8, 9, 13 Федерального закона №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», пояснил, что Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 18.01.2008, в связи с чем, плановая проверка в отношении Общества проведена быть не могла. Представители Общества в какой-либо проверке не участвовали, акты проверок ОО «Аист» не вручались. В указанный в распоряжении срок – с 17.02.2009 по 18.03.2009 проверка не проводилась, проверка была проведена 17.04.2009, т.е. через месяц после окончания срока, указанного в распоряжении. О проведении проверки общество не было уведомлено. Обратил внимание суда на то обстоятельство, что ответчиком принято два распоряжения от одной даты и одним номером, но указан разный период проведения проверки, с содержанием последнего заявитель не был ознакомлен.

Представитель ответчика в судебном заседании требования не признал в полном объеме по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 24-26). Со ссылкой на Федеральный закон №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федеральный закон №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», пояснил, что Общество извещалось о проведении проверки по юридическому адресу, однако, письменные обращения были возвращены с отметкой «отсутствие адресата по указанному адресу». Акт и протокол проверки были направлены Обществу почтой. Проведенная сотрудниками ответчика совместно с прокуратурой г.Челябинска проверка затрагивала не вопросы хозяйственной деятельности владельцев здания, а лишь вопросы соответствия помещений действующим противопожарным требованиям и разработанным на строительство КРТК «Фокус» специальным техническим условиям после введения здания в эксплуатацию. Проверка была поведена в период с 27.02.2009 по 17.04.2009 и следовательно, не попадала под действие Федерального закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», вступившего в силу с 01.05.2009.

В судебном заседании 06.08.2009 объявлялся перерыв до 13.08.2009 до 14.00.

Информация об объявлении перерыва была размещена на официальном сайте Арбитражного суда Челябинской области в сети Интернет (л.д. 112-113).

Определения Арбитражного суда Челябинской области содержат информацию об адресе официального сайта в сети Интернет.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Аист», сокращенное наименование – ООО «Аист» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г.Челябинска за основным государственным регистрационным номером 1087449000693, что подтверждается свидетельством серии 74 № 004624435 (л.д. 16).

Обществу на праве собственности на основании договоров купли-продажи, принадлежат:

- нежилое помещение №20, общей площадью 8634,2 кв.м., этаж 2,3,4, расположенное по адресу: <...>;

- нежилое помещение №21, общей площадью 2605,3 кв.м., этаж 3, расположенное по адресу: <...>;

- нежилое помещение №23 (часть торгового центра), общей площадью 3118,3 кв.м., этаж цокольный 1, расположенное по адресу: <...>;

- нежилое помещение №24 (часть торгового центра), общей площадью 10114,10 кв.м., расположенное по адресу: <...>,

что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 50-53).

27.02.2009 Главным государственным инспектором по пожарному надзору Челябинской области было издано распоряжение №37 о проведении мероприятий по надзору, которым на основании пятилетнего графика плановых мероприятий по надзору на объектах надзора Челябинской области было предписано провести плановое мероприятие по надзору с целью соблюдения требований пожарной безопасности на территории и помещениях ООО «Аист», расположенных в культурно-развлекательном торговом комплексе «Фокус», по улице Молдавской, 16 в Курчатовском районе г.Челябинска. Мероприятия по надзору должны быть осуществлены в период с 17.02.2009 по 18.03.2009 (л.д. 19).

Согласно п. 13 Графика плановых мероприятий по надзору за соблюдением установленных требований пожарной безопасности на объектах Челябинской области на 2009-2013 гг. была запланирована проверка помещений ООО «Русский Дом», расположенных по адресу: <...>. Указанный график информации о проведении плановых проверочных мероприятий в отношении ООО «Аист» не содержит (л.д. 98).

03.03.2009 ООО «Аист» письмом №002 (Вх. от 04.03.2009), направленном Прокурору Челябинской области сообщило, что в адрес ООО «Аист» было направлено распоряжение Управления Государственного пожарного надзора от 27.02.2009 №37, поскольку Общество является субъектом малого предпринимательства, а также ограничением, установленным действующим законодательством, государственного контроля (надзора) с целью снижения административных барьеров в период экономического кризиса, то общество посчитало, что принятое распоряжение грубо противоречит действующему законодательству, сообщено, что в 2007 году было проведено 2 проверки соблюдения требований пожарной безопасности в ТРК «Фокус» 27.09.2007 и 26.12.2007 (л.д. 20).

17.03.2009 на имя начальника Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Челябинской области Главным специалистом ОНОПБ ОГД УГПН ГУ МСЧ России по Челябинской области был подан рапорт, в котором сообщено, что согласно плану проверок и распоряжению №37 от 27.02.2009 проводится проверка введенного в эксплуатацию здания КРТК «Фокус», расположенного по адресу: ул. Молдавская, 16 в Курчатовском районе г.Челябинска. В ходе проверки установлено, что введенные помещения принадлежат нескольким организациям, а руководители двух основных владельцев помещений ООО «Русский Дом» и ООО «Аист» находятся в длительной командировке в г.Москве. Кроме того, прокуратурой г.Челябинска проводится проверка правомочности проверки комплекса органом ГПН. В связи с чем, в рапорте содержится просьба продлить проверку указанного объекта до 17.04.2009. На рапорте начальником Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Челябинской области проставлена резолюция «Не возражаю. Оформить в соответствии с ФЗ» (л.д. 95).

27.02.2009 Главным государственным инспектором по пожарному надзору Челябинской области было издано распоряжение №37 о проведении мероприятий по надзору, в соответствии с которым на основании пятилетнего графика плановых мероприятий по надзору на объектах надзора Челябинской области было предписано провести плановое мероприятие по надзору с целью соблюдения требований пожарной безопасности на территории и помещениях ООО «Аист», расположенных в культурно-развлекательном торговом комплексе «Фокус», по улице Молдавской, 16 в Курчатовском районе г.Челябинска. Мероприятия по надзору должны быть осуществлены в период с 17.02.2009 по 17.04.2009 (л.д. 63).

02.04.2009 Главный государственный инспектор Челябинской области по пожарному надзору обратился с письмом к Прокурору г.Челябинска (Исх.№1964-2-1-20) с просьбой об оказании содействия со стороны прокуратуры и в порядке прокурорского надзора осуществить совместное плановое мероприятие по контролю в области пожарной безопасности на территории, в здании и помещениях КРТК «Фокус» в связи с том, что со стороны администраций ООО «Русский дом» и ООО «Аист» учиняются препятствия для осуществления государственного контроля (надзора) (л.д. 65).

17.04.2009 было проведено мероприятие по надзору – плановая проверка введенных в эксплуатацию территорий и помещений I и II этапов первой очереди культурно-развлекательного, торгового комплекса «Фокус», расположенного по адресу: <...>. Проверка проведена на территории и в помещениях ООО «Аист», расположенных в цокольном, первом, втором, третьем и четвертом этажах I и II этапов 1 очереди культурно-развлекательного, торгового комплекса «Фокус», расположенных по ул. Молдавской, 16 в Курчатовском районе г.Челябинска, совместно с генеральным директором ООО «Русский Дом» Смолиным П.В. и управляющим комплексом «Фокус» ФИО4 В ходе проведения проверки были выявлены нарушения, о чем составлен акт проверки №37 (л.д. 86-90), об устранении нарушений выдано предписание №37 (л.д. 71-76).

06.05.2009 государственным инспектором Челябинской области по пожарному надзору Обществу был выдан протокол о временном запрете деятельности №64, в соответствии с которым, в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении решено применить временный запрет эксплуатации на территории и в помещениях ООО «Аист», расположенных в культурно-развлекательном, торговом комплексе «Фокус» по адресу: <...> в период с 09-00 час. 07.05.2009 по 09.00 час. 11.05.2009 (л.д. 77-80).

06.05.2009 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении №64 по факту обнаружения 17.04.2009 в 15-30 час. на территории и в помещениях культурно-развлекательного, торгового комплекса «Фокус» нарушений требований пожарной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью людей, за что предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 81-83).

06.05.2009 ООО «Аист» письмом №013 (Вх. от 06.05.2009), направленным на имя начальника ГУ МЧС России по Челябинской области сообщило, что в апреле 2009 года сотрудниками Госпожнадзора с участием помощника прокурора предположительно проводилась проверка соблюдения требований пожарной безопасности на территории и в помещениях ООО «Аист», расположенных в ТРК «Фокус». До настоящего времени какой-либо акт составлен не был, о результатах проверки Общество не уведомлено, в связи с чем, просило уведомить о результатах проверки и направить соответствующие акты (л.д. 21).

Полагая, что действия Главного Управления Министерства Российской Федерации по дела гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области по проведению проверки соблюдения требований пожарной безопасности ООО «Аист» нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными.

В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием, а, следовательно, спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате изданием ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее – Закон №134-ФЗ), указанным законом регулируются отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями (далее - органы государственного контроля (надзора), уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации и устанавливаются:

порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля (надзора);

права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов;

обязанности органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении мероприятий по контролю.

Согласно ст. 2 Закона №134-ФЗ государственный контроль (надзор) - проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами (далее также - обязательные требования); мероприятие по контролю - совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.

Статьей 3 Закона №134-ФЗ установлены принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), которыми, в том числе являются:

презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);

установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора);

соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);

периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока;

возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю, установленный настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 Закона №134-ФЗ определение федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка деятельности осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".

Указом Президента РФ от 11.07.2004 №868 утверждено Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в соответствии с которым, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему: территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в том числе, Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Государственная противопожарная служба).

МЧС России, в том числе, осуществляет надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности (за исключением пожарного надзора на подземных объектах и при ведении взрывных работ), а также по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий.

В соответствии с п.1. Административного регламента Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС РФ от 01.10.2007 N 517 (далее – Административный регламент), настоящий Административный регламент по исполнению государственной функции определяет последовательность и сроки действий (административные процедуры) по осуществлению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами (далее - организации и граждане) установленных требований пожарной безопасности (далее - государственный пожарный надзор или ГПН).

В силу п. 7 Административного регламента организация и проведение мероприятий по надзору в отношении лиц, указанных в п. 6 настоящего Административного регламента, осуществляются в соответствии с принципами законности и презумпции их добросовестности.

Выполнение административных процедур исполнения государственной функции может быть закончено, в том числе составлением и вручением акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности, возбуждением дела об административном правонарушении; вынесением постановления или решения по делу об административном правонарушении; выдачей предписаний по устранению нарушений требований пожарной безопасности (п. 20 Административного регламента).

К полномочиям федеральных органов исполнительной власти в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) в том числе относятся:

разработка и реализация единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора);

организация государственного контроля (надзора) на территории Российской Федерации, проводимого федеральными органами исполнительной власти, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора);

координация деятельности органов государственного контроля (надзора) в Российской Федерации в соответствующей сфере контроля.

Статьей 7 Закона №134-ФЗ установлено, что мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора).

В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются:

номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;

наименование органа государственного контроля (надзора);

фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;

наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;

цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;

правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Как усматривается из материалов дела, 27.02.2009 Главным государственным инспектором по пожарному надзору Челябинской области было издано распоряжение №37 о проведении мероприятий по надзору, которым на основании пятилетнего графика плановых мероприятий по надзору на объектах надзора Челябинской области было предписано провести плановое мероприятие по надзору с целью соблюдения требований пожарной безопасности на территории и помещениях ООО «Аист», расположенных в культурно-развлекательном торговом комплексе «Фокус», по улице Молдавской, 16 в Курчатовском районе г.Челябинска. Мероприятия по надзору должны быть осуществлены в период с 17.02.2009 по 18.03.2009 (л.д. 19).

Доказательств предъявления указанного распоряжения должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица, в материалы дела не представлено.

Однако, как следует из материалов дела, обществом указанное распоряжение было получено, что подтверждается письмом ООО «Аист» от 03.03.2009 №002, направленном Прокурору Челябинской области, в котором заявитель сообщил, что в адрес ООО «Аист» было направлено распоряжение Управления Государственного пожарного надзора от 27.02.2009 №37 (л.д. 20).

17.03.2009 на имя начальника Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Челябинской области был подан рапорт, в котором сообщено, что согласно плану проверок и распоряжению №37 от 27.02.2009 проводится проверка введенного в эксплуатацию здания КРТК «Фокус», расположенного по адресу: ул. Молдавская, 16 в Курчатовском районе г.Челябинска. В ходе проверки установлено, что введенные помещения принадлежат нескольким организациям, а руководители двух основных владельцев помещений ООО «Русский Дом» и ООО «Аист» находятся в длительной командировке в г.Москве. Кроме того, прокуратурой г.Челябинска проводится проверка правомочности проверки комплекса органом ГПН. В связи с чем, в рапорте содержится просьба продлить проверку указанного объекта до 17.04.2009. На рапорте проставлена резолюция «Не возражаю. Оформить в соответствии с ФЗ» (л.д. 95).

Срок проведения проверки был продлен до 17.04.2009 путем издания Главным государственным инспектором по пожарному надзору Челябинской области повторного распоряжения №37. При этом, дата распоряжения - 27.02.2009, а срок проведения проверки указан как с 17.02.2009 по 17.04.2009 (л.д. 63).

Доказательств предъявления указанного распоряжения должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица, в материалы дела не представлено.

Суд относится критически к представленной в материалы дела копии конверта (л.д. 64), поскольку из ее содержания невозможно установить, что именно направлялось 07.04.2009 в адрес ООО «Аист», а заявитель указывал на то, что его с содержанием распоряжения в новой редакции, не знакомили.

Кроме того, ответчиком, в нарушение ч.5 ст.200 АПК РФ, не представлено доказательств правомерности издания распоряжения о проведении проверки 27.02.2009 (тогда как рапорт о продлении срока проведении проверки представлен 17.03.2009), и изменения периода проведения проверки путем исправления в первоначальном распоряжении.

Статьей 7 Закона №134-ФЗ также установлено, что в целях проверки выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований органом государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции проводятся плановые мероприятия по контролю.

В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

К субъектам малого и среднего предпринимательства в силу ч.1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Как следует из п. 13 Графика плановых мероприятий по надзору за соблюдением установленных требований пожарной безопасности на объектах Челябинской области на 2009-2013 гг. была запланирована проверка помещений ООО «Русский Дом», расположенных по адресу: <...>. Указанный график информации о проведении плановых проверочных мероприятий в отношении ООО «Аист» не содержит (л.д. 98).

Доказательств внесения изменений в график плановых мероприятий о проведении проверки в отношении ООО «Аист» в материалы дела не представлено.

Согласно ст. 8 Закона №134-ФЗ при проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:

проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;

осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

По результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.

В акте указываются: дата, время и место составления акта; наименование органа государственного контроля (надзора); дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю; фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю; наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю; дата, время и место проведения мероприятия по контролю; сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений; сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи; подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю.

К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора).

В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.

Как следует из материалов дела, 17.04.2009 было проведено мероприятие по надзору – плановая проверка введенных в эксплуатацию территорий и помещений I и II этапов первой очереди культурно-развлекательного, торгового комплекса «Фокус», расположенного по адресу: <...>. Проверка проведена на территории и в помещениях ООО «Аист», расположенных в цокольном, первом, втором, третьем и четвертом этажах I и II этапов 1 очереди культурно-развлекательного, торгового комплекса «Фокус», расположенных по ул. Молдавской, 16 в Курчатовском районе г.Челябинска, совместно с генеральным директором ООО «Русский Дом» Смолиным П.В. и управляющим комплексом «Фокус» ФИО4 В ходе проведения проверки были выявлены нарушения, о чем составлен акт проверки №37 (л.д. 86-90), об устранении нарушений выдано предписание №37 (л.д. 71-76).

Указанное не позволяет установить в каких конкретно помещениях, принадлежащих ООО «Аист», проведена проверка, поскольку из свидетельств о регистрации права собственности следует, что Обществу принадлежит лишь часть помещений на указанных этажах (л.д. 50-53).

Информации об участии в проведении проверки уполномоченного лица проверяемой организации – ООО «Аист» материалы дела не содержат.

Доказательств направления или вручения акта проверки руководителю юридического лица или его заместителю или их представителям под расписку либо направления посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора), в материалы дела не представлено.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал учета мероприятий по контролю.

В журнале учета мероприятий по контролю должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись.

Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.

При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенного мероприятия по контролю, делается соответствующая запись (статья 9 Закона №134-ФЗ).

Статьей 11 Закона №134-ФЗ установлены обязанности должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю, среди которых, в том числе:

своевременное и в полной мере исполнение предоставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;

соблюдение законодательства Российской Федерации, прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

проведение мероприятий по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятий по контролю в порядке, установленном статьей 8 настоящего Федерального закона;

не препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведении мероприятия по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

предоставлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятия по контролю, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;

знакомить должностных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;

доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как следует из содержания статьи 13 Закона №134-ФЗ должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении мероприятий по контролю имеют право:

непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

получать информацию, предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами;

знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);

обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают по требованию органа государственного контроля (надзора) присутствие своих должностных лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований, и (или) своих представителей при проведении мероприятий по контролю.

В соответствии с положениями ст. 15 Закона №134-ФЗ защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заявления об обжаловании действий (бездействия) органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц подлежат рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Нормативные правовые акты, принятые органами государственного контроля (надзора) в нарушение законодательства Российской Федерации, признаются недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что ответчик не доказал законности совершения оспариваемого действия, а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемого действия.

Указанные действия нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку по результатам проверки были составлены и выданы предписание об устранении нарушений, протокол о временном запрете деятельности, протокол об административном правонарушении (л.д. 71-76, 77-80, 81-83).

При таких обстоятельствах требование ООО «Аист» о признании незаконным действий ответчика подлежит удовлетворению.

Довод заявителя о нарушений ответчиком положений Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не может быть принят судом во внимание, как основанный на неверном толковании норм действующего законодательства, поскольку указанный закон вступил в силу с 01.05.2009 (ст. 27), на момент проведения проверки и осуществления ответчиком оспариваемых действий действовал Закон №134-ФЗ.

В соответствии с п. 2 ст. 126 АПК РФ к исковому заявлению прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины.

Согласно ч. 3 ст. 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении.

Как усматривается из материалов дела, при обращении с заявлением Обществом в качестве подтверждения уплаты госпошлины приложены платежные поручения от 19.05.2009 №1537 и №1538 (л.д. 34, 35). Указанные платежные поручения не содержат отметок банка о его исполнении.

Учитывая изложенное, вопрос о распределении судебных расходов будет решен судом после представления заявителем доказательств надлежащего исполнения обязанности по уплате государственной пошлины, а именно - платежных поручений с отметкой банка о их исполнении.

Именем РФ, руководствуясь 167-170,176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования Общества с ограниченной ответственностью «Аист», г. Челябинск удовлетворить.

Признать незаконными действия Главного Управления Министерства Российской Федерации по дела гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области по проведению проверки соблюдения требований пожарной безопасности,как не соответствующие Федеральному закону от 08.08.2001 №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья Л.В. Забутырина