Арбитражный суд Челябинской области Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
"03" июля 2006г. Дело № А76-10493/2006-37-390
Арбитражный суд Челябинской области в составе: судья Н.Г.Трапезникова
при ведении протокола судебного заседания судьей Трапезниковой Н.Г.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Стром», г.
Озерск
к Инспекции ФНС по г. Озерску Челябинской области
о признании недействительным решения от 19.04.2006г. № 617
и по встречному заявлению: Инспекции ФНС по г. Озерску Челябинской
области о взыскании налоговых санкций в сумме 88997,60 руб.
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1- представитель (доверенность от 23.09.2005г.,
паспорт <...> выдан 11.04.2000г.)
от ответчика: ФИО2 – главный госналогинспектор (доверенность от 10.01.2006г. № 1, удостоверение УР № 169291 от 17.10.2003г.)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Стром» г. Озерск обратилось в суд заявлением о признании недействительным решения от 19.04.2006г. № 617, вынесенного Инспекцией ФНС по г. Озерску Челябинской области.
В судебном заседании представитель заявителя заявленные
требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении. По мнению налогоплательщика налоговый орган необоснованно считает, что у заявителя в июне 2005 года отсутствовали основания для применения льготы по налогу на добавленную стоимость, предусмотренной подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Ответчиком заявленные требования отклонены по мотивам, изложенным в отзыве от 23.05.06г. № 04-15-9019 (л.д. 58-60) - со ссылкой на то, что ООО «Стром» не подпадает под условия п/п. 19 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ, поскольку данным налогоплательщиком, в налоговый орган не представлен контракт с донором безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации; «статус официальных представителей Министерства обороны США (донора), официальных представителей получателя - Федеральное агентство по промышленности, не может устанавливаться российским юридическим лицом, осуществляющим деятельность в рамках БТП, поскольку представительство должно быть удостоверено самим представляемым лицом».
Инспекцией ФНС России по городу Озерску представлено встречное заявление (л.д. 62-66) о взыскании налоговых санкции начисленных по оспариваемому решению в размере 88997,60 руб., которое заявителем не признано.
Из имеющихся в деле документов следует, что Инспекцией ФНС по г. Озерску проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость ООО «Стром» за июнь 2005г. (л.д. 126-136), по вопросам правомерности применения льготы, предусмотренной п/п. 19 п. 2 ст. 149 НК РФ.
По результатам проведенных мероприятий налогового контроля инспекцией составлен акт камеральной проверки от 30.03.2006г. № 455 (л.д. 11-13).
Обществом представлены в инспекцию возражения по акту проверки (л.д. 14-17), которые были рассмотрены и налоговым органом не приняты.
19.04.2006 заместителем руководителя ИФНС России городу Озерску было вынесено решение № 617 (л.д. 18-22) о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ в связи с неполной уплатой НДС за июнь 2005г. в результате неправомерных действий, выразившихся в неправомерном использовании освобождения от налогообложения в виде штрафа – 88997,60 руб., также ООО «Стром» предложено уплатить неуплаченную сумму налога на добавленную стоимость за июнь 2005г. - 222494 руб. и начисленные на основании ст. 75 НК РФ пени, составляющие 25468,13 руб.
На уплату налога на добавленную стоимость и пени за несвоевременную уплату налога, начисленных по результатам проверки, и уплату налоговых санкций налоговой инспекции в адрес общества 26.04.2006 года выставлены требования №№ 1813, 18480, 18483 (л.д. 23-25).
Налоговая инспекция в связи с неисполнением требования об уплате налоговых санкций в установленный срок обратилась со встречным заявлением о их принудительном взыскании.
Оценив доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, суд приходит к выводу об обоснованности применения заявителем льготы по НДС.
В соответствии с п. п. 19 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению реализация товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации».
Для обоснования права на получение льготы по налогу необходимо
представить:
- контракт (копию контракта) налогоплательщика с донором
безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной
помощи (содействия) на постановку товаров (выполнение работ, оказание
услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской
Федерации;
- удостоверение (нотариально заверенную копию удостоверения),
выданное в установленном порядке и подтверждающее принадлежность
поставляемых товаров (выполняемых работ, оказанных услуг) к
гуманитарной или технической помощи (содействию);
- выписку банка, подтверждающую фактическое поступление
выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные
донору безвозмездной помощи (содействия) или получателя безвозмездной
помощи (содействия) товары (работы, услуг).
В соответствии с пунктами 2 и 11 Порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.1999 № 1046 (в редакции от 06.09.2000 № 659 и от 25.04.2003 № 242) для целей настоящего Порядка используемые понятия означают следующее:
«техническая помощь» - вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой в целях оказания поддержки в осуществлении экономической, социальной реформ и осуществления разоружения путем проведения конверсии, утилизации вооружения и военной техники,
проведения радиационно - экологических мероприятий по обращению с радиоактивными отходами, отработанным ядерным топливом и другими ядерными материалами, ранее накопленными и (или) образующимися при эксплуатации и выводе из нее объектов мирового и военного использования атомной энергии, а также путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, поставок оборудовании и других материально-технических средств;
«получатели технической помощи» - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица;
«доноры технической помощи» - иностранные государства, их федеративные или муниципальные образования, международные и иностранные учреждения или некоммерческие организации, предоставляющие техническую помощь».
В случае, если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, в налоговый орган представляется выписка банка, подтверждающая внесение полученных налогоплательщиком сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от покупателя указанных товаров (работ, услуг).
Мотивами выводов налогового органа, послуживших основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, доначисления налога и начисления пени, служит то, что ООО «Стром» не представлены все необходимые документы в целях подтверждения права на льготу, предусмотренную п/п. 19 п. 2 ст. 149 НК РФ, а именно -контракт налогоплательщика с донором безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации.
При этом Инспекцией указано на то, что представленные ООО «Стром» договоры субподряда на выполнение работ по наружным сетям водопровода и канализации на объектах, входящих в пакет «СП. - 4.3, Насосная станция пожаротушения» для Российского Комплекса по уничтожению химического оружия (РКУХО) в г. Щучье Курганской области России и пакет «СП-2.1 Зона котельной. Строительные работы и газораспределительный пункт» Российского Комплекса по уничтожению химического оружия (РКУХО) в г. Щучье Курганской области России, не могут быть приняты в качестве документа, подтверждающего льготу, так как не являются по своей сути контрактом с донором или получателем технической помощи».
Между Компанией «Парсонс Делавэр Инк.» (Подрядчиком) и ООО «Стройтрансгаз - М», г. Москва (Субподрядчиком) заключен контракт (договор) субподряда от 01.09.2003 г. № 402291-30070. При этом контракт предусматривают следующие условия: субподрядчик предоставляет рабочую силу, все оборудование, материалы и оказывает услуги, изложенные в техническом задании и во всех разделах договора субподряда. Контракт (договор) содержит упоминание о заказчике -Министерстве обороны США, и номер основного контракта - ВАСА-87-97-О-008, тип субподряда - рамочное соглашение (л.д. 148-125).
Факт выполнения работ в рамках вышеназванного контракта не оспаривается налоговым органом.
ООО «Стром» заключило договор субподряда с ООО «Стройтрансгаз-М» от 18.02.2005г. № 402291-30070-4.3-008 (л.д. 38-40) на сумму 8 558 643,38 руб. на выполнение комплекса работ по наружным сетям водопровода и канализации на объектах, входящих в пакет «С.П-4.3, Насосная станция пожаротушения» Российского Комплекса по уничтожению химического оружия (РКУХО) в г. Щучье Курганской области России.
Договор заключен в рамках выполнения обязательств по договору субподряда от 01.09.2003г. № 402291-30070 (Рамочное соглашение). Подрядчиком по указанному рамочному соглашению
выступает Компания «Парсонс Дэлавер Инк.», действующая в интересах Заказчика - Министерства Обороны США в соответствии с основным контрактом № DACA87-97-B-0008 в рамках реализации межправительственного соглашения и Программы «За совместное уменьшение угрозы» по безопасным хранению, перевозке и уничтожению химического оружия» (п. 4 договора). Согласно п. 3 указанного договора: «цена НДС не учитывает - на основании п. 19, ст. 149 Налогового кодекса РФ - реализация (работ, услуг) по программе оказания безвозмездной помощи РФ».
Представленное для проведения проверки удостоверение № 3194 о признании средств, товаров, работ и услуг технической помощью выдано Комиссией по вопросам международной технической помощи при Правительстве Российской Федерации (л. д. 33-36) содержит в числе прочего, следующие реквизиты:
Российский получатель: Федеральное агентство по промышленности для ООО «Стройтрансгаз - М»;
Организация - поставщик: ООО «Стройтрансгаз - М»;
Донор: Министерство обороны США через Парсонс Делавер Инк.;
Регистрационный № и наименование проекта/программы: DOD001000 Программа относительно безопасных и надежных перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия;
Наименование соглашения, договора, контракта: договор
субподряда № 402291-30070, поручения ТО-002 и ТО-003 от 16 июля 2004
года;
Срок действия: 2009г.
В удостоверении также указано на то, что средства для строительства газоспасательной станции и насосной станции пожаротушения РОУХО на сумму 5 907 762 тыс. долл. США являются технической помощью (содействием).
Согласно Перечню Поручений компании «Парсонс Делавэр Инк.», участвующей в реализации Программы технической помощи (содействия) Российской программе уничтожения химического оружия, и ее российских соисполнителей (л.д. 34-36), за номером в реестре ВСЮ001000, получателем указано Федеральное агентство по промышленности для ООО «Стройтрансгаз - М»; организация-донор - Министерство обороны США через Парсонс Делавэр Инк.; организация-поставщик - ООО «Стройтрансгаз - М», вид техпомощи (контракт, сопроводительные документы): договор субподряда № 402291-30070, поручение TG-002 от 16 июля 2004 года «СП-1.1, Газоспасательная станция», договор субподряда № 402291-30070, поручение TG-003 от 16 июля 2004года «СП-4.3, Насосная станция пожаротушения», также за номером в реестре DOD001000, получателем значится Федеральное агентство по промышленности; организация - донор - Министерство обороны США через Парсонс Глобал Сервисез Инк.; организация - поставщик - ООО «Стром» (456780, Россия, <...> а, ИНН <***>); вид техпомощи (контракт, товаросопроводительные документы): договор субподряда с ООО «Стройтрансгаз - М» № 402291-30070-4.3-008 от 18.02.2005г. на выполнение комплекса по наружным сетям водопровода и канализации на объектах РКУХО г. Щучье; поручение GO-003 от 16 июля 2004 года «СП-4.3, Насосная станция пожаротушения»; стоимость (доллары США) - 305 670 (8 558 643 руб.).
В материалах дела имеется также копия «Полномочий на выполнение поручения TG-003 (л.д. 46), предусматривающих в числе прочего объем работ - «СП-4.3, Насосная станция пожаротушения».
При этом следует учитывать тот факт, что в договор субподряда № 402291-30070 (л.д. 45 были внесены изменения (л.д. 44) относительно наименования подрядчика; описание изменения содержит следующий текст: «настоящим подтверждается, что компания «Парсонс Делавер Инк.» была переименована в компанию «Парсонс Глобал Сервисез Инк.» В соответствии с действующим законодательством указанная смена наименования была зарегистрирована 29 июля 2004 года Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции Российской Федерации, официально подтверждена письмом упомянутой регистрационной палаты от 11 августа 2004 года за номером ВС-575 (л.д. 37) и не влияет на действительность, а также какие - либо права и обязанности сторон настоящего Договора».
Данные изменения, а также вышеупомянутое письмо Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции Российской Федерации приобщены к материалам дела.
В соответствии с договором субподряда от 18.02.2005 г. № 402291-30070-4.3-008 ООО «Стром» оказало услуги технической помощи в июне 2005г. на сумму 1236079 руб. (без НДС).
ООО «Стром» предъявило счет-фактуру от 31.05.2005 г. № 26 на сумму 2 883 360 руб. за выполненные работы и оказанные услуги организации - заказчику ООО «Стройтрансгаз-М» (без НДС).
Оплата по счет - фактуре произведена в июне 2005г. ООО «Стройтрансгаз-М» в адрес ООО «Стром» по платежному поручению от 15.06.2005г. № 734 в сумме 1236078 руб. (без НДС).
Следует отметить что, поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке от ООО «Стройтрансгаз - М» (л. <...>), а не от Компании «Парсонс Делавэр Инк.» («Парсонс Глобал Сервисез Инк.») непосредственно, не свидетельствует о том, что ООО «Стром» не соблюдены условия п/п. 19 п. 2 ст. 149 НК РФ - поскольку фактически российское юридическое лицо, осуществило перечисление средств, не собственных, но в рамках программы технической помощи (содействия) Российской программе уничтожения химического оружия - то есть, полученных из США.
Целью Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки относительно безопасных и надежных перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия, является оказание содействия Российской Федерации в достижении следующих целей: уничтожение ядерного, химического и других видов оружия и объектов по производству химического оружия; безопасные и надежные перевозка и хранение такого оружия в связи с их уничтожением и с установлением дополнительных поддающихся контролю мер против распространения такого оружия, которое подвержено риску распространения (статья I).
Пунктом первым статьи Xназванного Соглашения установлено, что Соединенные Штаты Америки, их персонал, подрядчики и персонал подрядчиков не обязаны платить каких - либо налогов или аналогичных сборов Российской Федерации или любых ее органов в отношении деятельности, осуществляемой в соответствии с настоящим Соглашением.
В соответствии со статьей XIСоглашения, в случае заключения одной из Сторон контрактов на приобретение товаров и услуг, включая строительство, для осуществления настоящего Соглашения, таковые заключаются в соответствии с законами и правилами Сторон; Товары и услуги, приобретаемые в Российской Федерации Соединенными Штатами Америки, или от их имени при осуществлении настоящего Соглашения, не облагаются Российской Федерацией или ее органами какими - либо налогами, таможенными пошлинами, сборами или аналогичными сборами.
Учитывая изложенное, налогоплательщик надлежащим образом подтвердил свое право на применение положений п/п. 19 п. 2 ст. 149 НК РФ, тем более, что соответствующие положения данного подпункта не содержат ограничений относительно того, каким именно образом донором будет оказана безвозмездная техническая помощь - путем непосредственного участия, либо через уполномоченные донором иные организации.
Применительно к рассматриваемой ситуации соблюден Порядок регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверении, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием, утвержденный постановлением Правительства РФ от 17.09.1999г. № 1046.
Учитывая содержание п. п. 1, 3, 7, 10, 11, 13 указанного «Порядка...», следует полагать, что Комиссией по вопросам Международной технической помощи при Правительстве Российской Федерации удостоверения № 3194 выданы на законных основаниях.
Поскольку у заявителя отсутствовала обязанность по уплате налога, а пени в порядке ст. 75 НК РФ начисляются лишь в нарушение сроков уплаты налога, оспариваемое решение в части начисления пеней следует признать вынесенным с нарушением закона.
Согласно п.1 ст. 122 НК РФ привлечение к налоговой ответственности предусмотрено за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий. Отсутствие нарушений со стороны заявителя при начислении НДС в объеме, рассматриваемом в рамках настоящего дела, свидетельствует об отсутствии в его действиях признаков налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст. 122 НК РФ.
При таких обстоятельствах привлечение заявителя к налоговой ответственности является неправомерным, а потому заявленные ООО «Стром»» требования подлежат удовлетворению.
Встречное заявление налогового органа подлежит отклонению.
Руководствуясь ст. ст. 104, 167 - 170, 201, 216 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требования Общества с ограниченной ответственностью «Стром» г. Озерск удовлетворить.
Признать недействительным решение Инспекции ФНС по г.
Озерску Челябинской области от 19.04.2006г. № 617 о привлечении
налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение
налогового правонарушения как несоответствующее требованиям ст. 75, п.
1 ст. 122. п/п. 19 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ, Международному
Соглашению между РФ и США относительно безопасных и надежных
перевозок, хранения и уничтожения оружия и предотвращения
распространения оружия, совершенного в г. Москве и в г. Вашингтоне 17
июня 1992 года.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Стром» <...> «а», зарегистрированному Администрацией города Озерска 09.07.2001г. за № 335-рп Администрацией закрытого территориального образования г. Озерска Челябинской области, 02.10.2002г. Инспекцией МНС России по г. Озерску Челябинской области за основным государственным регистрационным номером 1027401179299, находящемуся по адресу: 456780, <...> «а», из федерального бюджета РФ госпошлину в сумме 3 000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 27.04.2006г. № 542 на сумму 1 000 руб. и по платежному поручению от 27.04.2006г. № 535 на сумму 2 000 руб.
Судья:Н.Г. Трапезникова