ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-10922/09 от 10.09.2009 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССЙИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

«17» сентября 2009 Дело № А76-10922/2009-51-205

Резолютивная часть решения объявлена 10 сентября 2009 года

Решение в полном объеме изготовлено 17 сентября 2009 года

Судья Арбитражного суда Челябинской области Забутырина Л.В.,

При ведении протокола судебного заседания судьей Забутыриной Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Котломонтаж», г. Челябинск

к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска

Администрации г. Челябинска;

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

Главное Управление архитектуры и градостроительства г. Челябинска;

о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении установленных ст. 36 Земельного кодекса РФ сроков подготовки и утверждения проекта границ земельного участка площадью 7007 кв.м, расположенного по адресу: г. Челябинск. Копейское шоссе, 9-П, обеспечения изготовления кадастровой карты (плана) земельного участка, принятия решения о предоставлении обществу земельного участка в собственность и направления проекта договора купли-продажи земельного участка, находящегося под зданиями, принадлежащими обществу на праве собственности; обязать Администрацию в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу подготовить и вручить обществу распоряжение об определении границ участка (об утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане территории), принять решение о предоставлении участка в собственность общества; обязать Комитет в месячный срок с момента вступления решения в законную силу подготовить и подписать договор купли-продажи участка

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 – представителя по доверенности от 01.06.09 (паспорт); ФИО2 – представителя по доверенности от 10.02.09 (удостоверение);

от ответчиков:

КУИиЗО: ФИО3 – представителя по доверенности № 12756 от 26.12.08 (удостоверение);

Администрации г. Челябинска - ФИО4 - представителя по доверенности № 05-419 от 18.03.09 (удостоверение);

от третьих лиц:

ГУАиГ г. Челябинска - не явился, извещен (л.д. 115 т.1);

ФИО5 – ФИО6 – представителя по доверенности от 27.02.09 (паспорт);

ФИО7 – до объявления перерыва: не явился, извещен; ФИО6 – представителя по доверенности от 27.02.2009 (паспорт);

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Котломонтаж», г. Челябинск (далее - ООО «Котломонтаж», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - Комитет, КУИиЗО) о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении установленных ст. 36 Земельного кодекса РФ сроков утверждения проекта границ земельного участка площадью 7007 кв.м. расположенного по адресу: Г. Челябинск, Копейское шоссе. 9-П, обеспечения изготовления кадастровой карты (плана) земельного участка, принятия решения о предоставлении обществу земельного участка в собственность и направления проекта договора купли-продажи земельного участка, находящегося под зданиями, принадлежащими обществу на праве собственности, возложении обязанности в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу утвердить проект границ земельного участка, обеспечить изготовление кадастровой карты (плана), принять решение о предоставлении участка в собственность общества и направить обществу проект договора купли-продажи участка.

Определениями суда от 26.06.2009, 20.07.2009, 13.08.2009 (л.д. 1, 72-75, 110-112 т.1) к участию в деле в качестве третьих лип, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Администрация города Челябинска (далее Администрация), Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска (далее - ГУАиГ), ФИО5, г. Челябинск (далее - ФИО5). ФИО7, г. Челябинск (далее - ФИО7)

В ходе судебного разбирательства представителем заявителя требования были уточнены, которые на момент принятия решения заключаются в следующем:

признать незаконным бездействие Комитета и Администрации, выразившегося в нарушении установленных ст. 36 Земельного кодекса РФ сроков подготовки и утверждения проекта границ земельного участка площадью 7007 кв.м, расположенного по адресу: г. Челябинск. Копейское шоссе, 9-П, обеспечения изготовления кадастровой карты (плана) земельного участка, принятия решения о предоставлении обществу земельного участка в собственность и направления проекта договора купли-продажи земельного участка, находящегося под зданиями, принадлежащими обществу на праве собственности;

обязать Администрацию в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу подготовить и вручить обществу распоряжение об определении границ участка (об утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане территории), принять решение о предоставлении участка в собственность общества;

обязать Комитет в месячный срок с момента вступления решения в законную силу подготовить и подписать договор купли-продажи участка.

Уточнения судом приняты.

В связи с уточнением требований, процессуальное положение Администрации было изменено: Администрация исключена из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена к участию в деле в качестве второго ответчика (л.д. 13-14 т.2).

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал но основаниям, изложенным в заявлении, уточнениях к нему (л.д. 6-8, 85 т.1). Со ссылкой на ст. 28, 29, п. 5, 6 ст.36 Земельного кодекса РФ, Временный порядок оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации, строительства, проектирования и реконструкции объектов на территории г. Челябинска (утв. Решением Челябинской городской Думы от 29.05.2006 №13/3), пояснил, что Общество, обладая правом собственности на объекты недвижимости, обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность для эксплуатации существующих объектов, однако, Администрацией, Комитетом соответствующих действий произведено не было.

Представитель Комитета в судебном заседании требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.76-78 т.1). Пояснил, со ссылкой на ст. 11, 28, 36 Земельного кодекса РФ, п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», п.6, 7 Временного порядка оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации, строительства, проектирования и реконструкции объектов на территории г.Челябинска (утв. Решением Челябинской городской Думы от 29.05.2006 №13/3), ст. 198 АПК РФ, что заявителем пропущен срок на обжалование; надлежащего обращения в уполномоченный орган не было; всех необходимых документов представлено не было; в границах испрашиваемого участка расположен объект, принадлежащий физическим лицам, что не учтено заявителем; заявителем снята с исполнения заявка, а земдело получено на руки представителем общества; указанное свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны органов местного самоуправления.

Представитель Администрации в судебном заседании пояснил, что требования заявителя считает незаконными, не обоснованными, не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном мнении (л.д. 82 т.1) и указанным Комитетом. Со ссылкой на ст. 36 ЗК РФ, ч.1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Приказ Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 № 370, ст. 198 АПК РФ, пояснил, что надлежащего обращения заявителя с приложением всех документов необходимых не было, свидетельства получены после подачи заявки, следовательно, на момент обращения заявитель не обладал правом собственности на объекты недвижимости, в связи с чем, невозможно определить границы испрашиваемого участка; указанное свидетельствует об отсутствии обязанности у органа местного самоуправления по принятию соответствующего решения о предоставлении в собственность земельного участка; кроме того заявителем пропущен срок для обращения.

Представитель ФИО7 в судебное заседание не явился, документов, затребованных определением суда, в том числе, письменного мнения, не представил, в материалах дела имеется доказательство надлежащего извещения указанного лица о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании 03.09.2009 объявлялся перерыв до 10.09.2009.

Информация об объявлении перерыва была размещена на официальном сайте Арбитражного суда Челябинской области в сети Интернет (л.д. 12 т.2).

После окончания перерыва представитель третьего лица – ГУАиГ в судебное заседание не явился.

Дело рассматривается в порядке ст. ст. 156, 163, 200 АПК РФ с учетом положений Информационного письма Президиума ВАС РФ от 19.09.2006 № 113 «О применении ст. 163 АПК РФ».

Представитель ФИО5 и ФИО7 в судебном заседании пояснил, что требования заявителя незаконны, необоснованны и не подлежат удовлетворению, поскольку у органов местного самоуправления отсутствовали основания для совершения действий, доказательств нарушения прав в материалы дела не представлено.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Котломонтаж» создано путем преобразования Закрытого акционерного общества Компания «Котломонтаж» и является полным правопреемником прав и обязанностей последнего (л.д. 33-34 т.1).

08.12.2002 в Единый государственный реестр юридических лиц Инспекцией МНС России по Ленинскому району г. Челябинска внесена запись о юридическом лице - ООО «Котломонтаж», зарегистрированном до 01.07.2002 Администрацией г. Челябинска (Управление государственной регистрации г. Челябинска 28.01.2001 № 19781, за основным государственным регистрационным номером 1027402702678, что подтверждается свидетельством серии 74 № 001960882 (л.д. 42 т.1).

ООО «Котломонтаж» на основании передаточного акта от 03.05.2001 (л.д. 15 т.1) владеет па праве собственности объектами недвижимого имущества: нежилое 3-х этажное здание (производственное здание с административно-бытовыми помещениями) площадью 557.8 кв.м, инв. № 39359, литер W, гараж I эт. площадью 89,4 кв.м. инв. № 39359, литер V, гараж 1 эт. площадью 180,6 кв.м. инв. № 39359, литер Я, гараж 1 эт, площадью 1000,2 кв.м. инв. № 39359, литер К-К4, расположенными по адресу: <...>, о чем 07.07.2008 и 29.07.2008 Управлением ФРС по Челябинской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны соответствующие записи регистрации, что подтверждается свидетельствами (л.д. 11, 12, 13, 14 т.1).

В 2006-2007 годах ООО «Горизонт» на основании заявления ООО «Котломонтаж» выполнено межевание земельного участка, проведены землеустроительные работы и подготовлено землеустроительное дело № 846 (л.д. 126-172 т.1).

05.02.2002 ООО «Котломонтаж» обратилось в Комитет с заявлением об оформлении права постоянного пользования землей или договора долгосрочной аренды земли для эксплуатации зданий и сооружений (л.д. 28 т. 1).

16.11.2007 ООО «Котломонтаж» обратилось в Комитет с заявлением об
утверждении границ участка по адресу: <...>, для
 дальнейшего выкупа (л.д. 66 т.1).

28.11.2007 ООО «Котломонтаж» обратилось в Комитет с заявлением сформировать границы земельного участка по адресу: <...>. для дальнейшего выкупа (л.д. 27 т.1).

07.02.2008 ООО «Котломонтаж» обратилось в Комитет с заявлением об
 установлении границ земельного участка по адресу: <...> для дальнейшего выкупа (л.д. 26 т.1).

ФИО8, ФИО9 на основании договора купли-продажи от 21.07.2008 владеют на праве общей долевой собственности (по 1/2доли) сооружением (благоустройство территории автотранспортного цеха) площадью 3245,9 кв.м. расположенным по адресу: <...>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 04.08.2008 сделаны соответствующие записи регистрации, что подтверждается свидетельствами (л.д. 64-65 т.1).

17.12.2008 ФИО8, ФИО9 обратились в Комитет с заявлением, в
 котором сообщили о приобретении площадки благоустройства территории
 автотранспортного цеха, подаче заявления о формировании границ земельного участка, одновременно просили приостановить оформление документов по утверждению границ земельного участка для ООО «Котломонтаж» до момента согласования смежных с ними границ (л.д. 63 т.1).

ООО «Котломонтаж» обратилось в Ленинский районный суд с иском к ФИО8. ФИО9 о признании недействительным зарегистрированного права общей долевой собственности на благоустройство территории автотранспортного цеха, расположенного по адресу: <...>. Решением Ленинского районного суда г. Челябинска от 14.04.2009 по делу № 2-522/09 в удовлетворении иска отказано. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Челябинскою областного суда от 05.06.2009 решение суда оставлено без изменения (л.д. 1-5, 6-8 т.2).

19.03.2009 ООО «Котломонтаж» обратилось в Комитет с заявлением, в котором просило отказать ФИО5 и ФИО9 в формировании границ участка, его выкупе, одновременно просило ускорить процесс оформления сформированного участка в собственность общества (л.д. 104 т.1).

23.03.2009 заявка об утверждении границ была снята с исполнения, земдело № 846 получено на руки (л.д. 66 т.1).

Полагая, что Администрация и Комитет незаконно бездействуют, не совершая действий по подготовке, утверждению проекта границ земельного участка площадью 7007 кв.м, расположенного по адресу: г. Челябинск. Копейское шоссе, 9-П, обеспечению изготовления кадастровой карты (плана) земельного участка, принятию решения о предоставлении обществу земельного участка в собственность и направлению проект договора купли-продажи земельного участка, находящегося под зданиями, принадлежащими обществу на праве собственности, а бездействие нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в суд с соответствующими требованиями.

Статья 8 Гражданского кодекса РФ предусматривает основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Так, исходя из ч.1. ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в т.ч. из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; вследствие иных действий граждан и юридических лиц.

В силу ч.2. ст. 8 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

В соответствии с ч.1. ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Указанным положениям корреспондирует ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации прав).

Исходя из ч.1. ст. 2 Закона о регистрации прав государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Как усматривается из материалов дела, право собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: <...>, возникло у заявителя – ООО «Котломонтаж» 07.07.2008, 29.07.2008 - с момента государственной регистрации.

Из материалов дела, также следует, что ранее указанное имущество принадлежало на праве собственности ЗАО «Компания «Котломонтаж» на основании договоров купли-продажи недвижимого имущества от 14.09.2000, от 16.11.2000 (л.д.52-57, 144-147 т.1), правопреемником которого является заявитель, поскольку создан путем преобразования из ЗАО «Компания «Котломонтаж».

Земельный кодекс РФ и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в т.ч. на следующих принципах: единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами; сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли (ч.1 ст. 1).

В соответствии с ч.1. ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ч.2 ст. 11 ЗК РФ).

В силу ч.1. ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч.2 ст. 28 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Исходя из положений ч.1. ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.

В соответствии с ч.10. ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»
 распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии с ч.1. ст. 68 ЗК РФ землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при ведении государственного земельного кадастра и мониторинга земель (ч.2 ст. 68 ЗК РФ).

Исходя из положений ч.4. ст. 69 ЗК РФ при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.

Как усматривается из материалов землеустроительного дела, межевание земельного участка, землеустроительные работы производились в 2006-2007 годах.

Право собственности в отношении объектов недвижимого имущества у ООО «Котломонтаж» на момент проведения работ еще не возникло, поскольку государственная регистрация была произведена только 07.07.2008, 29.07.2008 (л.д. 11-14 т.1).

На момент проведения землеустроительных работ ФИО5 и ФИО7 не обладали правом общей долевой собственности в отношении сооружения (благоустройство территории автотранспортного цеха) площадью 3245,9, расположенным по адресу: <...>, указанное право возникло только 04.08.2008 (л.д. 64-65 т.1). Следовательно, на тот момент права указанных лиц не могли быть затронуты при землеустройстве.

Из материалов дела также следует, что в границы участка, указанного обществом, входит земельный участок находящийся под сооружением (благоустройство территории автотранспортного цеха) площадью 3245,9 кв.м, принадлежащим ФИО5 и ФИО7 (л.д.83-84 т.1).

Часть 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ устанавливает, что граждане и юридические лица, имеющие, в том числе в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

При этом, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Поскольку общество владеет на праве собственности объектами недвижимости, то оно обладает исключительным правом на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, на которых расположены здания, следовательно, вправе обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

В силу ч.5. ст. 36 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент 16.11.2007 – первого обращения общества в Комитет с заявлением об утверждении границ участка) для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2007 г. N 370 утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, согласно приложению.

В соответствии с вышеназванным Приказом к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Заявление), прилагаются следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;

2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);

3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);

4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);

5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

6) кадастровый паспорт, а до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - выписка из государственного земельного кадастра (кадастровый план земельного участка (разделы В.1 и В.2, а также В.3 и В.4 - при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре));

7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.

В соответствии с ч.6 ст. 36 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент 16.11.2007 – первого обращения общества в Комитет с заявлением об утверждении границ участка) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

При этом, в силу ч.7. ст. 36 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент 16.11.2007 – первого обращения общества в Комитет с заявлением об утверждении границ участка) в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.

Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Исходя из ч.8. ст. 36 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент 16.11.2007 – первого обращения общества в Комитет с заявлением об утверждении границ участка) Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка.

На основании проекта границ земельного участка за счет указанных лиц устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.

В соответствии со ст. 24 Устава города Челябинска (зарегистрировано в ГУ Минюста РФ по Уральскому федеральному округу 26 марта 2007 г. N RU743150002007001) структуру органов местного самоуправления города Челябинска составляют, в том числе глава муниципального образования - Глава города Челябинска (далее Глава города); исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация города Челябинска (ч.1).

Иные органы местного самоуправления могут включаться в структуру органов местного самоуправления города Челябинска путем внесения изменений в настоящий Устав и наделения их собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч.2).

Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Челябинской области (ч.3).

В соответствии с ч.1. ст. 36 Устава города Челябинска исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Челябинска, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Челябинска федеральными законами и законами Челябинской области, является администрация города Челябинска (далее - администрация города).

Администрация города в силу ч.4 ст. 36 Устава осуществляет полномочия собственника муниципального имущества в порядке, установленном решением городской Думы, контроль владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом.

Структура администрации города утверждается городской Думой по представлению Главы города (ч.1 ст. 37 Устава).

Структура администрации города включает в себя: первых заместителей Главы города, заместителей Главы города, структурные подразделения аппарата, отраслевые (функциональные) и территориальные (районные) органы администрации города (ч.2 ст. 37 Устава).

Решением Челябинской городской Думы третьего созыва от 24 мая 2005 г. N 3/5 утверждена Структура Администрации города Челябинска, в которую входит Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска как орган управления.

Постановлением Главы города Челябинска от 26 декабря 2005 г. N 1507-п утверждено Положение о Комитете по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее – Положение о Комитете).

Положение определяет основные функции, права и обязанности Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, а также принципы его деятельности и организации.

В соответствии с п.1. Положения Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска создан Решением VIII сессии городского Совета народных депутатов двадцать первого созыва от 25 октября 1991 года, переименован в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска в соответствии с Постановлением Главы города от 19.10.1998 N 1474-п и решением комиссии по городскому хозяйству Челябинской городской Думы от 03.11.1998 N 56/5 в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами "О приватизации государственного и муниципального имущества" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Челябинска и является структурным подразделением органа местного самоуправления - Администрации города, наделенным правами юридического лица.

Комитет действует в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и Челябинской области, настоящим положением, а также в соответствии с нормативными актами органов местного самоуправления города Челябинска, изданными в пределах их полномочий (п.2 Положения).

Комитет подотчетен по вопросам управления, владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом - органам местного самоуправления города Челябинска в соответствии с утвержденным порядком (п.3 Положения).

В соответствии с п.4. Положения Комитет является юридическим лицом.

В силу п.9. Положения о Комитете решения и приказы Комитета, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными для всех органов государственного управления и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и предприятий, а также организаций всех организационно-правовых форм.

Основной целью деятельности Комитета в силу п.18 Положения о Комитете является осуществление в пределах своей компетенции от имени муниципального образования город Челябинск функции по управлению, владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью.

Основными задачами Комитета в соответствии с п.п. 19, 21 Положения являются: обеспечение эффективного управления, владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе земельными участками в границах города Челябинска, находящихся в федеральной, государственной (до разграничения государственной собственности на землю) и муниципальной собственности, муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями, акциями (долями) акционерных (хозяйственных) обществ.

В силу п.24 Положения Комитет осуществляет, в т.ч. следующие функции: принимает и регистрирует заявки на приватизацию муниципальной собственности, утверждает планы приватизации объектов муниципальной собственности, принимает решения об условиях приватизации муниципального имущества, заключает в соответствии с утвержденным порядком договоры купли-продажи объектов приватизации, в том числе земельных участков, осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков в границах города Челябинска, находящихся в федеральной, государственной (до разграничения государственной собственности на землю) и муниципальной собственности, а также иного муниципального имущества, в установленном порядке заключает договоры купли-продажи земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности юридических и физических лиц, осуществляет в порядке, установленном федеральным законодательством, разграничение государственной собственности на землю.

Челябинской городской Думой третьего созыва 29.05.2006 принято решение об утверждении Временного порядка оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации, строительства, проектирования и реконструкции объектов на территории города Челябинска (далее Временный порядок).

В силу п. 1 Временный порядок оформления документов о предоставлении земельных участков в пользование и собственность определяет права и обязанности органов местного самоуправления муниципального образования и его структурных подразделений при предоставлении расположенных на территории муниципального образования земельных участков в пользование (аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование) или собственность для эксплуатации, проектирования и строительства объектов капитального строительства.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с настоящим Порядком осуществляется органами местного самоуправления, если законом Челябинской области не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти Челябинской области (п.2 Временного порядка).

Предоставление земельных участков для эксплуатации существующих объектов, проектирования и строительства новых объектов на территории города осуществляется на основании заявления гражданина или юридического лица с приложением документов в соответствии с перечнями, утвержденными настоящим Порядком (п.3 Временного порядка).

В соответствии с п.4. Временного порядка заявления подаются в канцелярию администрации города или соответствующего структурного подразделения администрации города, определенного настоящим Порядком.

Раздел 3 Временного порядка предусматривает порядок оформления документов на земельные участки для эксплуатации существующих объектов.

Порядок предоставления земельных участков в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, собственность для эксплуатации существующих объектов осуществляется в соответствии с требованиями статей 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (п.5 Временного порядка).

Гражданин или юридическое лицо обращаются на имя Главы города Челябинска с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, собственность для эксплуатации существующих объектов. Заявление с копиями документов, заверенными надлежащим образом, подается в канцелярию администрации города Челябинска (п. 6 Временного порядка).

Оформление документов в соответствии с вышеуказанным порядком возложено на Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям.

Как усматривается из материалов дела, общество неоднократно обращалось в Комитет с заявкой об оформлении проекта границ (л.д. 26, 27, 66 т.1). Исходя из вышеприведенных нормативных положений в совокупности, суд приходит к выводу, что общество за утверждением проекта границ обратилось в уполномоченный орган.

Первая заявка была представлена 16.11.2007. Представление заявок обществом в последующем не изменяет сути первоначального обращения, и не может свидетельствовать о возникновении иных правоотношений между обществом и Комитетом. Следовательно, указанные обращения оцениваются судом как одно заявление, направленное на достижение определенного правового результата – утверждение проекта границ земельного участка по адресу: <...>.

На момент обращений право собственности общества еще не было зарегистрировано.

Из материалов, представленных в дело, невозможно установить какие документы представлялись обществом в адрес Комитета.

Указанное свидетельствует об отсутствии возможности у суда установить: все ли документы были представлены, имелись ли препятствия для утверждения проекта границ.

Невозможно также установить, когда было представлено земдело: поскольку оно содержит и копии свидетельств о госрегистрации прав общества, выданные обществу только 07.07.2008 и 29.07.2008, то, соответственно, оно не могло быть представлено в момент представления Комитету заявлений (16.11.2007, 28.11.2007, 07.02.2008).

Исходя из смысла вышеприведенных положений нормативных актов, орган местного самоуправления обязан был в месячный срок рассмотреть обращение общества и предоставить ответ (положительный или отрицательный).

Действий каких-либо по заявлению общества Комитетом предпринято не было, суду доказательств обратного не представлено.

Вместе с тем бездействие органов местного самоуправления по не рассмотрению обращения общества не является предметом настоящего судебного разбирательства.

Оспаривается бездействие, выразившееся в не совершении определенных действий.

За время, прошедшее с момента первого обращения (16.11.2007) до момента обращения в суд (29.05.2009), изменилось не только законодательство, но и фактические обстоятельства.

Так, из материалов дела следует, что в марте 2009 года заявка общества была снята с исполнения, а земдело получено на руки (л.д. 66 т.1).

В судебном заседании представитель общества подтвердил, что с исполнения была снята заявка от 16.11.2007, при этом пояснил, что снята с исполнения была только одна заявка, остальные заявки общества не снимались с исполнения соответственно, по ним должны быть совершены определенные действия.

Однако, поскольку все заявки общества следует оценивать как одно обращение, то указанные действия общества следует рассматривать как отказ от совершения юридически значимых действий, который является основанием для прекращения соответствующих правоотношений.

Кроме того, из материалов дела следует, судом установлено, что в границы, об утверждении которых просит заявитель, на момент принятия решения по настоящему делу включены иные землепользователи - физические лица, имеется спор о границах между указанными лицами (л.д.63, 104 т.1, 1-8 т.2), что также является препятствием для подготовки и утверждения проекта границ и обеспечения изготовления кадастровой карты (плана) в установленных землеустроительной организацией предельных показателях (7007 кв.м).

Данные обстоятельства в совокупности, по мнению суда, свидетельствуют об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Кроме того, суд считает необходимым обратить внимание заявителя на следующее.

В соответствии с ч.6. ст. 36 ЗК РФ (в редакции, действующей на момент вынесения решения по настоящему делу) в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В силу ч.7 ст. 36 ЗК РФ (в редакции, действующей на момент вынесения решения по настоящему делу) в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В соответствии с ч.8. ст. 36 ЗК РФ (в редакции, действующей на момент вынесения решения по настоящему делу) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Анализ настоящих положений в совокупности с вышеприведенными положениями Земельного кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что для принятия решения необходимо наличие факта постановки испрашиваемого земельного участка на кадастровый учет.

Представленные в материалы дела письма от 16.11.2007, 28.11.2007, 07.02.2008 (л.д.26, 27, 66 т.1), на которые заявитель ссылается как на основания возникновения обязанности у органа местного самоуправления по принятию соответствующего решения о предоставлении участка в собственность, по мнению суда, не могут рассматриваться как заявления о предоставлении испрашиваемого участка в собственность, поскольку не содержат такого обращения, а имеют лишь ссылку на цель обращения с заявлением.

Доказательств наличия иного обращения в уполномоченный орган с таким заявлением материалы дела не содержат.

Из представленных в материалы дела доказательств невозможно установить какие документы были представлены в орган местного самоуправления, были ли выполнены требования ст. 36 ЗК РФ в полном объеме и представлены ли все необходимые документы.

Поскольку, доказательств надлежащего обращения в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность общества с приложением всех необходимых в соответствии со ст. 36 ЗК РФ документов, не имеется, а земельный участок не прошел процедуру постановки на государственный кадастровый учет, то, оснований полагать, что у органа местного самоуправления возникла обязанность по принятию решения о предоставлении участка в собственность общества, по подготовке и направлению соответствующего проекта договора купли-продажи участка, по мнению суда, не имеется. Следовательно, бездействие отсутствует, не может быть признано незаконным, что также свидетельствует об отсутствии нарушенных прав и законных интересов общества.

Препятствий для обращения в орган местного самоуправления с заявлением в установленном порядке не имеется, доказательств обратного суду не представлено.

В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием, а, следовательно, спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате изданием ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Вышеизложенное свидетельствует об отсутствии совокупности условий для признания оспариваемого бездействия незаконным, следовательно, в удовлетворении требований заявителю следует отказать.

Исходя из смысла ст.ст. 198-201 АПК РФ у суда отсутствуют и основания для восстановления нарушенных прав.

Определением арбитражного суда от 26.06.2009 заявителю предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до вынесения решения по заявлению.

При таких обстоятельствах, учитывая, что заявителем, исходя из смысла ст. 36 Земельного кодекса РФ, заявлено два отдельных требования (первое требование - признать незаконным бездействие, выразившееся в нарушении установленных ст. 36 Земельного кодекса РФ сроков подготовки и утверждения проекта границ земельного участка, обеспечения изготовления кадастровой карты (плана) земельного участка; второе требование – о признании незаконным принятия решения о предоставлении обществу земельного участка в собственность и направления проекта договора купли-продажи земельного участка, находящегося под зданиями, принадлежащими обществу на праве собственности), а также в силу ст. 110 АПК РФ, с заявителя подлежит взысканию сумма госпошлины в размере 4000 рублей.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Котломонтаж» к Администрации г. Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении установленных ст. 36 ЗК РФ сроков подготовки и утверждения проекта границ земельного участка площадью 7007 кв.м, расположенного по адресу: <...> обеспечения изготовления кадастровой карты (плана) земельного участка, принятия решения о предоставлении обществу земельного участка в собственность, находящегося под зданиями, принадлежащими обществу на праве собственности, возложении обязанности на Администрацию в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу подготовить и вручить обществу распоряжение об определении границ земельного участка (об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории), принять решение о предоставлении указанного участка в собственность общества, возложении обязанности на Комитет в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу подготовить и подписать договор купли-продажи указанного участка, отказать полностью.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Котломонтаж» госпошлину в доход федерального бюджета в размере 4000 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья Л.В. Забутырина