Арбитражный суд Челябинской области
454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 2
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск Дело № А76-10976/2013
29 июля 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 29.07.2013 года
Полный текст решения изготовлен 29.07.2013 года
Арбитражный суд Челябинской области в лице судьи Каюрова С.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Нужной Н. В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ООО «Уралтрейс» г. Челябинск
к ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска
об обязании аннулировать запись под номером 15 в ЕГРЮЛ, ГН 2137452044068 от 15.05.2013 о внесении в ЕГРЮЛ сведений о повторной выдаче свидетельства налоговым органом в запись ОГРН <***>.
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1, действующей по доверенности от 05.06.2013г., паспорт
от ответчика: ФИО2, действующего по доверенности от 30.01.2013, служебное удостоверение.
УСТАНОВИЛ:
ООО «Уралтрейс» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с требованиями об обязании ИФНС по Тракторозаводскому району г.Челябинска аннулировать запись под номером 15 в Едином государственном реестре юридических лиц, государственный регистрационный номер записи 2137452044068 от 15.05.2013 года о внесении в ЕГРЮЛ сведений о повторной выдаче свидетельства ИФНС по Тракторозаводскому району г. Челябинска в запись ОГРН <***>.
Доводы в обоснование требований изложены в заявлении:
04 июня 2013 года при получении выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащую сведения об Обществе с ограниченной ответственностью «Уралтрейс», директору ООО «Уралтрейс» ФИО3 стало известно, что в данной выписке под порядковым номером 15 содержится информация о том, что 15 мая 2013 года Инспекцией Федеральной налоговой службы по Тракторозаводскому району г.Челябинска было выдано повторно свидетельство ОГРН.
04 июня 2013 года директором ООО «Уралтрейс в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Тракторозаводскому району г.Челябинска было подано заявление с просьбой выдать из материалов регистрационного дела ООО «Уралтрейс» ОГРН <***> копии документов (заявление, доверенности, квитанции об оплате государственной пошлины, сведения о лице получившем свидетельство) послуживших основанием для выдачи повторного свидетельства ОГРН серия 74 № 006193338 от 15.05.2013 г. для обращения в правоохранительные органы за защитой своих интересов.
В это же день директору ООО «Уралтрейс» ФИО3 были предоставлены копи документов заявления, квитанции об оплате государственной пошлины и доверенности на получение дубликатов свидетельства о государственной регистрации и дубликат свидетельства о постановке на налоговый учет.
В связи с тем, что никаких заявление и доверенностей на получение вышеуказанных дубликатов директор ООО «Уралтрейс» ФИО3 не подписывал, 04 июня 2013 года директором ООО «Уралтрейс» ФИО3 было написано заявление в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Тракторозаводскому району г.Челябинска, в котором было указано, что вышеуказанное свидетельство (серия 74 № 006193338 от 15 мая 2013 года ООО «Уралтрейс» не получало, заявления и доверенности на получения свидетельства не выдавало, в связи с чем просило аннулировать запись в ЕГРЮЛ о выдаче данного свидетельства.
Кроме того, так же было написано заявление в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Тракторозаводскому району г.Челябинска в котором директор ООО «Уралтрейс» с просьбой не осуществлять никаких регистрационных действий в отношении ООО «Уралтрейс», связанные с внесением в ЕГРЮЛ изменений как учредителя предприятия, директора предприятия, а также иных сведений, касающихся деятельности предприятия, в связи с тем, что 15 мая 2013 года неизвестными лицами был осуществлен подог документов в ИФНС по Тракторозаводскому району г.Челябинска для получения повторного свидетельства.
Общество «Уралтрейс» обратилось в отдел полиции № 4 УМВД России по г.Челябинску с заявлением, (зарегистрированное за № 13817 от 05 июня 2013 года) по факту подделки документов и незаконного внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц ИФНС России, а именно внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц ИФНС России за регистрационным номером 2137452044068 от 15 мая 2013 года о повторной выдаче свидетельства ОГРН Общества «Уралтрейс» <***>.
В соответствии со статьей 2 Закона N 129-ФЗ от 08.08.2011 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственная регистрация осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Таким органом, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от17.05.2002 N 319 и Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. N 314, является Федеральная налоговая служба.
Согласно части 3 статьи 1 Закона N 129-ФЗ от 08.08.2011 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» законодательство о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), данного Закона и издаваемых в соответствии с ними нормативных актов Российской Федерации. Следовательно, полномочия Федеральной налоговой службы по ведению государственной регистрации (ведению ЕГРЮЛ) регламентируются Законом N 129-ФЗ и ГК РФ.
Статьей 1 Закона N 129-ФЗ от 08.08.2011 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что Закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц.
В статье 6 главы 2 Закона N 943-1 "Задачи, права и обязанности налоговых органов" указано, что главными задачами налоговых органов определены - контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Согласно статье 8 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 г. участник общества имеет определенные Законом права по управлению обществом, а, следовательно, его права и законные интересы затрагиваются записью в ЕГРЮЛ, так как получение дубликата свидетельства ОГРН и ИНН на ООО «Уралтрейс» существенно нарушают права и законные интересы общества, так как при наличии данных незаконно полученных документов неустановленные лица могут осуществлять различные действия по управлению Обществом и заключение различных сделок.
Таким образом, законные права и интересы общества «Уралтрейс» существенно нарушены.
Инспекция ФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска от «15» мая 2013 года с заявленными требованиями не согласна по следующим основаниям:
На основании п. 20 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц» запрос от имени юридического лица на повторную выдачу Свидетельства о государственной регистрации юридического лица по форме N Р51001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, составляется в произвольной форме.
Согласно ст. 333.33 "Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий" Налогового кодекса Российской Федерации за выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации юридического лица уплачивается государственная пошлина.
14 мая 2013 года в ИФНС России по Тракторозаводскому району г.Челябинска поступило Заявление о выдаче дубликатов Свидетельства о государственной регистрации и Свидетельства о постановке на учет, подписанное директором организации и заверенное печатью организации с приложением квитанцией об уплате государственной пошлины.
15 мая 2013 года на основании заявления было принято решение о государственной регистрации и в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) за № 2137452044068 была внесена запись о повторной выдаче свидетельства. Документы получены представителем по доверенности.
В соответствии п.4.1. ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее - ФЗ-129) регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах ведения, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ-129.
Согласно п. 1 ст. 25 ФЗ-129 за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Таким образом, инспекцией правомерно принято решение о выдаче дубликата свидетельства о государственной регистрации и внесении записи в ЕГРЮЛ
Так же, 05 июня 2013 в инспекцию от заявителя поступило еще одно заявление о выдаче дубликата свидетельства о государственной регистрации. На основании, которого 05.06.2013 принято решение о государственной регистрации и в ЕГРЮЛ за № 137452049931 была внесена запись о повторной выдаче свидетельства. Документы получены директором общества ФИО3 лично.
Соответственно, с внесением в ЕГРЮЛ записи от 05.06.2013 документы, выданные 15.05.2013, признаны не действительными.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные в материалах дела доказательства, суд считает, что при разрешении спора следует руководствоваться следующим:
Согласно п.1 ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Фактически заявитель оспаривает действия инспекции по выдаче 15 мая 2013 г. дубликатов Свидетельства о государственной регистрации и Свидетельства о постановке на учет, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц за № 2137452044068 была внесена запись о повторной выдаче свидетельства.
В силу п.п. 4 п. 1 ст. 199 АПК РФ, в заявлении должны быть указаны законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие).
Указывая на то, что полномочия Федеральной налоговой службы по ведению государственной регистрации (ведению ЕГРЮЛ) регламентируются Законом N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и ГК РФ, заявитель тем не менее, в нарушение п.п. 4 п. 1 ст. 199 АПК РФ, не привел правовых норм, которым не соответствует действия инспекции в данном случае.
Статья 6 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» устанавливает, что: содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта.
Сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, содержащиеся в государственных реестрах, могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Данное ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей, которые предоставляются в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи.
Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются в виде:
выписки из соответствующего государственного реестра;
копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре;
справки об отсутствии запрашиваемой информации.
Форма и порядок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, а также предусмотренной пунктом 6 статьи 6 настоящего Федерального закона справки осуществляется за плату, если иное не установлено федеральными законами.
Размер платы за предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, а также предусмотренной пунктом 6 статьи 6 настоящего Федерального закона справки устанавливается Правительством Российской Федерации (п. 1 ст.7 Закона)
Согласно п. 20 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц», содержащиеся в государственном реестре сведения о конкретном юридическом лице предоставляются по запросу, составленному в произвольной форме с указанием необходимых сведений по перечню согласно приложению N 2 к настоящим Правилам, в виде:
выписки из государственного реестра по форме согласно приложению N 5 к настоящим Правилам.
копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле юридического лица;
Указанная в пункте 20 настоящих Правил информация предоставляется по запросу за плату (при условии представления одновременно с запросом документа, подтверждающего оплату) юридическому лицу - сведения о нем при обращении в регистрирующий орган за повторной выдачей документа, подтверждающего факт внесения записи в государственный реестр, а также при обращении о срочном предоставлении сведений о нем в виде выписки из государственного реестра (п.23 Правил).
Заявление о выдаче дубликатов свидетельства о государственной регистрации и свидетельства о постановке на учет, поступившее 14 мая 2013 года в ИФНС России по Тракторозаводскому району г.Челябинска (л.д.52) было подписано директором организации ФИО3 и заверено печатью организации с приложением квитанцией об уплате государственной пошлины (л.д.14,53)
Дубликаты свидетельства о государственной регистрации и свидетельства о постановке на учет, исполненные на бланках 74 № 006200444 и 74 № 006193338 по форме N Р51001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 (утратило силу согласно постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2013 г. N 454), соответственно (л.д.55, 75-76) были получены ФИО4, по доверенности (л.д.54), подписанной директором организации ФИО3 и заверенной печатью организации.
Данное действие в виде выдачи дубликатов документов было оформлено в виде решения о государственной регистрации и в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись за № 2137452044068 о повторной выдаче свидетельства.
При указанных обстоятельствах действия налогового органа соответствуют законодательству РФ о государственной регистрации юридических лиц.
Заявитель считает, что его права и законные интересы затрагиваются записью в ЕГРЮЛ о получении дубликатов, так как получение дубликата свидетельства ОГРН и ИНН на ООО «Уралтрейс» существенно нарушают права и законные интересы общества, так как при наличии данных незаконно полученных документов неустановленные лица могут осуществлять различные действия по управлению Обществом и заключение различных сделок.
Однако, поскольку фактически дубликаты выданы, аннулирование записи об их выдаче невозможно.
Совершение неустановленными лицами противоправных действий в отношении ООО «Уралтрейс» на основании полученных дубликатов носят предполагаемый характер.
В ходе судебного разбирательства установлено, что дубликаты свидетельства о государственной регистрации и свидетельства о постановке на учет, исполненные на бланках 74 № 006200444 и 74 № 006193338 были получены ФИО4, не являющейся сотрудником организации; по доверенности, которая организацией не выдавалась.
Заявителем направлено в ИФНС России по Тракторозаводскому району г.Челябинска заявление (л.д.11) с требованием не осуществлять какие-либо регистрационные действия в отношении ООО «Уралтрейс», связанные с внесением в ЕГРЮЛ изменений , как учредителя предприятия, а также иных сведений, касающихся деятельностью предприятия.
Кроме того, заявителем направлено в ОП-4 УМВД по г. Челябинску заявление (л.д.9) о привлечении гр. ФИО4 к уголовной ответственности за подделку документов.
17.07.2013г. ОЭБ и ПК УМВД России по Челябинску назначено почерковедческое исследование подписей на заявлениях в ИФНС от имени директора ФИО3.(л.д. 79-80).
Таким образом, действия налогового органа по выдаче дубликатов свидетельств, сами по себе, не привели к нарушению прав и интересов заявителя. Возможное нарушение прав и интересов может быть инициировано лицами, получившими дубликаты.
Учитывая изложенное, в удовлетворении требований следует отказать.
Государственная пошлина по делу составляет 2 000 руб.
Истцу в порядке п. 4 ст. 102 АПК РФ, ст. 333.41 НК РФ при подаче заявления была предоставлена отсрочка уплаты госпошлины до рассмотрения заявления по существу.
Согласно п. 1 ст. 110 НК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167–168, 199 – 201, 324, 327 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ООО «Уралтрейс» г. Челябинск отказать.
Взыскать с ООО «Уралтрейс» г. Челябинск в доход федерального бюджета сумму госпошлины в размере 2 000 руб.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Судья С.Б.Каюров
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru