Арбитражный суд Челябинской области
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
29 марта 2016 года Дело №А76-11000/2015
Резолютивная часть решения объявлена 23 марта 2016 года
Решение в полном объеме изготовлено 29 марта 2016 года
Судья Арбитражного суда Челябинской области Попова Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи, при содействии Арбитражного суда Свердловской области, в целях обеспечения участия ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ г. Екатеринбург дело по заявлению ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ г.Екатеринбург
к ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска
о признании недействительным решения от 20.03.2015г. №25407.
третье лицо: Управление Федеральной службы безопасности РФ по Челябинской области.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности №141/4-6967 от 08.06.2015г., паспорт.
от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности №05-24/027651 от 15.09.2015г., служебное удостоверение.
от третьего лица (УФСБ по Челябинской области): ФИО3 – представитель по доверенности от 28.05.2014г., служебное удостоверение.
У С Т А Н О В И Л :
Федеральное государственное учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации г.Екатеринбург (далее по тексту - заявитель, налогоплательщик, ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к ИФНС России по Калининскому району г.Челябинска (далее по тексту – ответчик, налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 20.03.2015 № 25407 в части доначисленного земельного налога за 2013 год в сумме 931525 руб. 00 коп., соответствующих пени – 118286 руб. 20 коп., штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ – 46576 руб. 25 коп.
В обоснование заявления ссылается на то, что важное значение для целей налогообложения имеет не категория земель, а нахождение на земельном участке Федеральных объектов недвижимого имущества, необходимого для функционирования Вооруженных сил Российской Федерации.
В обоснование заявления ссылается на то, что:
- на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0605001:11 по адресу <...>, расположены объекты военного городка № 1, в частности, оздоровительный комплекс, контора РСГ, гараж, пилорама, растворный узел, склад, являющиеся федеральной собственностью и необходимые для функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации. Городок используется в интересах Министерства обороны Российской Федерации. Схема расположения военного городка направлялась ранее, паспорт военного городка прилагается к настоящему дополнению.
На территории данного земельного участка располагаются:
- ОАО «Славянка», филиал «Челябинский», указанная организация осуществляет эксплуатационное содержание и комплексное обслуживание казарменно-жилищного фонда и сетей водоснабжения военных городков Минобороны России и оказывает услуги по коммунальному обеспечению (водоснабжение и водоотведение) потребителей Минобороны России. В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации ОАО «Славянка» определено единственным поставщиком холодной воды и услуг по отведению и очистке сточных вод для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций;
- ОАО «РЭУ». Данное юридическое лицо определено единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 г. № 643-р);
- 786 отдел территориальной эксплуатации и контроля за оказанием услуг Министерства обороны Российской Федерации, который входит в Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации и предназначен для организации эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах Российской Федерации (Приказ Министра обороны Российской Федерации от 22.04.2013 г. № 305);
- отделение авиационной медицины 300 лаборатории авиационной медицины Военно-воздушных сил Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 июля 1997 г. Военно-воздушные силы Российской Федерации (ВВС) включают в себя: авиацию, зенитные ракетные и радиотехнические войска, являющиеся родами войск ВВС, а также специальные войска (разведывательные, связи, радиотехнического обеспечения и автоматизированных систем управления, радиоэлектронной борьбы, инженерные, РХБЗ, топогеодезические, поиска и спасания, метеорологические, воздухоплавательные, материально-технического обеспечения), части, подразделения охраны органов военного управления, медицинские идругие организации.
На земельном участке с кадастровым номером 74:36:0605001:13 по адресу <...>, расположены объекты военного городка № 1, городок используется в интересах Министерства обороны Российской Федерации. На данном земельном участке, в частности, находятся казармы, караульные помещения, контрольно-пропускные пункты, лаборатории, курсантская и офицерская кухни-столовые, склады, тепловые пункты, стрелковый тир, учебные корпуса, штаб и другие объекты, необходимые для функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации. С 2010 года на участке располагаются здания, занимаемые отделом ФСБ РФ Челябинского гарнизона.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не признаются объектом налогообложения земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: объектами организаций федеральной службы безопасности.
Соответственно, земельный участок с кадастровым номером 74:36:0605001:13 по адресу <...> также не является объектом обложения по земельному налогу.
Тот факт, что на указанный земельный участок к 01.12.2014 г. передислоцирован Учебный центр (по подготовке младших специалистов автобронетанковой службы) Военной академии материально-технического обеспечения, не означает, что до данной даты земельный участок не использовался в интересах Министерства обороны Российской Федерации.
На земельном участке с кадастровым номером 74:36:0609012:15 по адресу <...>, расположены объекты военного городка № 13, городок используется в интересах Министерства обороны Российской Федерации, а именно склад (для военных нужд) и наружные сети водоснабжения, канализации, теплоснабжения. На указанном земельном участке дислоцируется ФГКУ «1340 Центр обеспечения медицинской техникой и имуществом» Министерства обороны Российской Федерации - правопреемник войсковой части 01767 и войсковой части 35779.
Под «военным городком» понимается комплекс зданий и сооружений, расположенных на одном земельном участке и используемых для расквартирования воинских частей и для размещения военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота (пункт 34 Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота, утверждённого Приказом Министерства обороны СССР от 22.02.1977 № 75). Военные городки могут быть открытыми и закрытыми. Военные городки № 1 и № 13 города Челябинск являются открытыми военными городками.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Таким образом, на всех вышеуказанных земельных участках находятся объекты федеральной собственности, необходимы для постоянной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, а также объекты, переданные Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Данные земельные участки не являются и не могут являться объектами гражданского оборота, используются исключительно в интересах Министерства обороны Российской Федерации.
Оспаривая сумму штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ заявитель ссылается на то, что состав правонарушения по конструкции объективной стороны является материальным. Объективная сторона правонарушения включает в себя совершение деяний, перечисленных в диспозициях пунктов, общественно опасные последствия (неуплат или неполная уплата налога) и причинно-следственную связь между совершенными деяниями и наступившими последствиями (неуплата или неполная уплата налога должна произойти в результате именно этих неправомерных действий).
При этом в рассматриваемом случае, по мнению заявителя, неуплата налога по итогам налогового периода не связана с неверным исчислением налога, выявленным налоговым органом в ходе камеральной налоговой проверки второй корректирующей декларации, поскольку, налогоплательщиком ранее самостоятельно исчислен земельный налог.
Уменьшение впоследствии налоговых обязательств посредством подачи уточненных деклараций само по себе не влечет возникновение недоимки, даже с учетом неверного начисления налога.
Таким образом, в рассматриваемом случае отсутствует причинно-следственная связь между действиями налогоплательщика (неверное исчисление налога) и неуплатой налога в бюджет.
Данные обстоятельства в ходе проверки налоговым органом не исследованы, так как оспариваемое решение суждений и оценки обстоятельств, свидетельствующих о наличии (отсутствии) в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения, не содержит.
Выводы налогового органа о виновности должностных лиц налогоплательщика, определении размера налоговой санкции, отсутствии оснований для применения ст. ст. 111, 112 НК РФ, считает заявитель, не заменяют установление наличия в действиях налогоплательщика состава правонарушения; объективной стороны и причинно-следственной связи.
Ответчик требования заявителя отклонил, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве по делу от 08.06.2015 № 05-18/015340, считает оспариваемое решение принято правомерно, основания для его отмены отсутствуют (л.д. 138-143).
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
ИФНС России по Калининскому району г.Челябинска проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, представленной ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в налоговый орган 29.04.2014.
Выявленные в ходе камеральной налоговой проверки нарушения отражены инспекцией в акте камеральной налоговой проверки от 12.08.2014 № 45058.
22.12.2014 по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки инспекцией было вынесено решение от 22.12.2014 № 25407 о привлечении ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 46 576,25 руб. за неуплату земельного налога за 2013 год в результате занижения налоговой базы.
Кроме того, учреждению в оспариваемом решении доначислен земельный налог за 2013 год в общей сумме 931525 руб., а также соответствующие пени по земельному налогу в размере 118286,20 руб.
Не согласившись с решением налоговой инспекции, заявитель обратился в апелляционном порядке в УФНС России по Челябинской области.
Решением от 20.03.2015 № 16-07/001248 Управление ФНС России по Челябинской области утвердило решение ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска от 22.12.2014 № 25407.
В порядке ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов; незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела и не опровергнуто учреждением, Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению «Челябинская квартирно-эксплуатационная часть района» ИНН <***> (далее - ФГКЭУ «Челябинская КЭЧ района») на праве постоянного (бессрочного) пользования с 11.06.2008 принадлежат земельные участки:
- земельный участок с кадастровым номером 74:36:0605001:11 (запись в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним № 74-74-01/341/2008-480);
- земельный участок с кадастровым номером 74:36:0605001:13 (запись в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним № 74-74-01/341/2008-477);
- земельный участок с кадастровым номером 74:36:0609012:15 (запись в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним № 74-74-01/341/2008-479).
Собственником данных земельных участков является Российская Федерация.
Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 № 1871 ФГКЭУ «Челябинская КЭЧ района» 19.08.2011 реорганизовано в форме присоединения к федеральному государственному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России как правопреемнику ФГКЭУ «Челябинская КЭЧ района», земельные участки с кадастровыми номерами 74:36:0605001:11, 74:36:0605001:13, 74:36:0609012:15 принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно кадастровым выпискам от 04.02.2015 №№ 7400/101/15-85639, 7400/101/15-81748, от 20.02.2014 №7400/101/14-124838, полученным из филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области, земельные участки с кадастровыми номерами 74:36:0605001:11, 74:36:0605001:13, 74:36:0609012:15 имеют вид разрешенного использования - «для эксплуатации существующей территории», относятся к категории земель «земли населенных пунктов»:
- земельный участок с кадастровым номером 74:36:0605001:13 площадью 277484 кв.м., расположенный по адресу: <...>, поставлен на государственный кадастровый учет 04.08.1992;
- земельный участок с кадастровым номером 74:36:0609012:15 площадью 3847 кв.м., расположенный по адресу: <...>, поставлен на государственный кадастровый учет 22.11.2007;
- земельный участок с кадастровым номером 74:36:0605001:11 площадью 16653 кв.м., расположенный по адресу: <...>, поставлен на государственный кадастровый учет 09.06.2002.
Кадастровые стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2013 составляют: земельного участка с кадастровым номером 74:36:0605001:11 - 17352925,59 руб., земельного участка с кадастровым номером 74:36:0605001:13 - 289146652,52 руб., земельного участка с кадастровым номером 74:36:0609012:15 - 4008689,41 руб.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 06.12.2012 №7400/101/12-459085 на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0605001:11 (<...>) расположены следующие объекты недвижимости: пилорама, контора РСГ, склад красок, столярно-мебельный цех, растворный узел, гараж, что соответствует перечню объектов в справке о балансовой стоимости по состоянию на 10.09.2014, предоставленной ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России.
Вместе с тем, по данным кадастрового паспорта земельного участка от 06.12.2012 №7400/101/12-459085 на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0605001:11 расположены еще склад техинвентаря, склад материальный, которые в справке о балансовой стоимости по состоянию на 10.09.2014, предоставленной ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России, отсутствуют.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 06.12.2012 №7400/101/12-459220 на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0609012:15 (<...>) расположен склад. Кроме того, согласно справке о балансовой стоимости по состоянию на 10.09.2014, предоставленной ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России, на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0609012:15 расположены наружные сети водоснабжения, наружные сети канализации, наружные сети теплоснабжения.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что в 2013 году в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся на земельных участках с кадастровыми номерами 74:36:0605001:11 и 74:36:0609012:15, размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 06.12.2012 № 7400/101/12-459067 на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0605001:13 (<...>) расположены следующие объекты недвижимости: 6 казарм, 6 гаражей, 5 учебных корпусов, 2 лабораторных корпуса, клуб, спортзал, 2 тира, штаб, 9 складов, 2 хранилища, 3 КПП, баня, 2 кухни-столовые, медпункт, 2 овощехранилища, что соответствует выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от 23.10.2014 № 01/245/2014-452, подготовленной Управлением Росреестра по Челябинской области на запрос инспекции от 16.10.2014, а также перечню объектов в справке о балансовой стоимости по состоянию на 10.09.2014, предоставленной ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России.
Кроме того, на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0605001:13 до 01.10.2010 располагалось Челябинское высшее военное автомобильное командно-инженерное училище (военный институт) имени главного маршала бронетанковых войск ФИО4 (филиал) ФГВОУ высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации», которое ликвидировано в соответствии с приказом Министра обороны России от 20.07.2010 № 990.
С целью установления фактического использования недвижимого имущества, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0605001:13, был направлен запрос от 18.02.2015г. №15-1-06/000556дсп в Омский автобронетанковый инженерный институт - филиал Военной академии материально-технического обеспечения.
Учебным центром (по подготовке младших специалистов автобронетанковой службы) - структурным подразделением Омского автобронетанкового инженерного института (филиала) федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева» Министерства обороны Российской Федерации в письме от 04.03.2015 №500/8/93 предоставлена следующая информация:
- на основании директивы Министра обороны Российской Федерации от 22.09.2014 № Д-бОдсп «Об организационных мероприятиях, проводимых в Вооруженных Силах Российской Федерации в 2014 году» Учебный центр (по подготовке младших специалистов автобронетанковой службы) Военной академии материально-технического обеспечения передислоцирован из г. Омск в г. Челябинск к 01.12.2014;
- объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0605001:13, в учебном процессе в период с 01.01.2013 по 31.12.2013 не использовались.
Таким образом, в 2013 году в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0605001:13, Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы для постоянной деятельности не были размещены.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации к изъятым из оборота отнесены, в частности, земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничены в обороте земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, не указанные в пункте 4 названной статьи.
В силу положений статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации. В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.03.98 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба как особый вид федеральной государственной службы исполняется гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
Согласно пунктам 3 и 19 Устава ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России, данное учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил по решениям (заданиям) Министра обороны Российской Федерации и (или) директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны.
Учредителем учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляет Министерство обороны. Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства обороны (пункты 5, 6 Устава).
Согласно пункту 12 статьи 1 Закона «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Министерство обороны Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций (пункт 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082).
Подпунктом 71 пункта 7 названного Положения предусмотрено, что Минобороны России, помимо прочего, осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации. Минобороны России обеспечивает в Вооруженных Силах Российской Федерации учет, хранение и расходование материальных ресурсов и финансовых средств в соответствии с установленными порядком и нормами, а также осуществляет контроль финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил (подпункт 56 пункта 7 Положения).
Пунктом 1 Постановления № 1053 предусмотрено, что Минобороны России осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30.11.2011 № 365-ФЗ, действовавшей до 01.01.2013, было предусмотрено, что земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, не признаются объектом налогообложения.
Между тем, в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2012 № 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» положения подпункта 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ утратили силу с 01.01.2013, в результате чего земельные участки, ограниченные в обороте и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности исключены из перечня земельных участков, которые не признаются объектом налогообложения.
Указанным выше законом земельные участки, ограниченные в обороте и предоставленные для нужд обороны, безопасности и таможенных нужд, включены в перечень земельных участков, для которых предусмотрено установление более низкой(льготной) налоговой ставки, которая не может превышать 0,3% (подпункт 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ).
Таким образом, с 01.01.2013 законодательно установленное право на полное освобождение от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, ограниченных в обороте и предоставленных для нужд обороны, утрачено.
Оценив в совокупности, представленные в материалы дела доказательства и доводы представителей сторон в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В силу положений статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации. В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий).
Вопросы применения Земельного кодекса РФ в части признания земель изъятыми из оборота находятся в компетенции Министерства экономического развития Российской Федерации, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в частности, в сфере земельных отношений.
В целях обеспечения обороны могут предоставлять земельные участки для нужд, предусмотренных п. 2 ст. 93 Земельного кодекса РФ. Для отнесения земельных участков к землям, предоставленным для нужд безопасности, таможенных нужд принципиальным является их использование для обеспечения деятельности, предусмотренной Федеральным законом от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности», Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» соответственно.
Такие земельные участки могут быть отнесены к землям ограниченным в обороте в случае их фактического соответствующего использования.
Вместе с тем, представляется, что в случае, если земельные участки заняты иными объектами (жилыми, административными или социальными зданиями), которые не используются непосредственно для целей, предусмотренных пп. 2 п. 4 и пп. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса, то такие земельные участки не относятся к изъятым из оборота или ограниченным в обороте земельным участкам.
Вывод о том, что земельный участок относится к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте, следует из документов, подтверждающих основания для отнесения земельного участка к изъятым из оборота или ограниченным в обороте землям. Такими документами могут являться документы, содержащие сведения государственного кадастра недвижимости.
Следовательно, использование земельных участков для иных целей, как в рассматриваемом случае, не будет относиться напрямую к целям, указанным в подпункте 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ вне зависимости от того, что данные земельные участки предоставлены МЧС России, МВД России или Минобороны России.
Кроме того, в силу статьи 7 Земельного кодекса в состав земель в Российской Федерации входят в том числе земли населенных пунктов и земли обороны и безопасности.
При этом правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии со статьей 83 Земельного кодекса землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Согласно статье 85 Земельного кодекса в состав таких земель могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальной зоне военных объектов.
Таким образом, земельные участки, отнесенные к категории земель населенных пунктов в соответствии с градостроительными регламентами, могут иметь вид разрешенного использования «для обеспечения обороны и безопасности» и должны использоваться в соответствии с этим видом разрешенного использования.
Данная позиция изложена в письме Министерства финансов РФ от 16.12.2008 № 03-05-04-02/74.
В рамках проведения контрольных мероприятий налоговым органом установлено, что Федеральномугосударственному квартирно-эксплуатационному учреждению «Челябинская квартирно-эксплуатационная часть района» ИНН <***> (далее - ФГКЭУ «Челябинская КЭЧ района») на праве постоянного (бессрочного) пользования с 11.06.2008 принадлежат земельные участки:
- земельный участок с кадастровым номером 74:36:0605001:11 (запись в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним № 74-74-01/341/2008-480);
- земельный участок с кадастровым номером 74:36:0605001:13 (запись в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним № 74-74-01/341/2008-477);
- земельный участок с кадастровым номером 74:36:0609012:15 (запись в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним № 74-74-01/341/2008-479).
Собственником данных земельных участков является Российская Федерация.
Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 № 1871 ФГКЭУ «Челябинская КЭЧ района» 19.08.2011 реорганизовано в форме присоединения к федеральному государственному учреждению «Приволжско-Уральское территориально управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России правопреемнику ФГКЭУ «Челябинская КЭЧ района» с кадастровыми номерами 74:36:0605001:11, 74:36:0605001:13, 74:36:0609012:15 принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки с кадастровыми номерами 74:36:0605001:11, 74:36:0605001:13, 74:36:0609012:15 принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно кадастровым выпискам от 04.02.2015 №№ 7400/101/15-85639, 7400/101/15-81748, от 20.02.2014 №7400/101/14-124838, полученным из филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области, земельные участки с кадастровыми номерами 74:36:0605001:11, 74:36:0605001:13, 74:36:0609012:15 имеют вид разрешенного использования - «для эксплуатации существующей территории», относятся к категории земель «земли населенных пунктов»:
- земельный участок с кадастровым номером 74:36:0605001:13 площадью 277484 кв.м., расположенный по адресу: <...>, поставлен на государственный кадастровый учет 04.08.1992;
- земельный участок с кадастровым номером 74:36:0609012:15 площадью 3847 кв.м., расположенный по адресу: <...>, поставлен на государственный кадастровый учет 22.11.2007;
- земельный участок с кадастровым номером 74:36:0605001:11 площадью 16653 кв.м., расположенный по адресу: <...>, поставлен на государственный кадастровый учет 09.06.2002.
Кадастровые стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2013 составляют: земельного участка с кадастровым номером 74:36:0605001:11 - 17352925,59 руб., земельного участка с кадастровым номером 74:36:0605001:13 - 289146652,52 руб., земельного участка с кадастровым номером 74:36:0609012:15 - 4008689,41 руб.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 06.12.2012 №7400/101/12-459085 на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0605001:11 (<...>) расположены следующие объекты недвижимости: пилорама, контора РСГ, склад красок, столярно-мебельный цех, растворный узел, гараж, что соответствует перечню объектов в справке о балансовой стоимости по состоянию на 10.09.2014, предоставленной ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России.
Вместе с тем, по данным кадастрового паспорта земельного участка от 06.12.2012 № 7400/101/12-459085 на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0605001:11 расположены еще склад техинвентаря, склад материальный, которые в справке о балансовой стоимости по состоянию на 10.09.2014, предоставленной ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России, отсутствуют.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 06.12.2012 № 7400/101/12-459220 на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0609012:15 (<...>) расположен склад. Кроме того, согласно справке о балансовой стоимости по состоянию на 10.09.2014, предоставленной ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России, на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0609012:15 расположены наружные сети водоснабжения, наружные сети канализации, наружные сети теплоснабжения.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что в 2013 году в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся на земельных участках с кадастровыми номерами 74:36:0605001:11 и 74:36:0609012:15, размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 06.12.2012 № 7400/101/12-459067 на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0605001:13 (<...>) расположены следующие объекты недвижимости: 6 казарм, 6 гаражей, 5 учебных корпусов, 2 лабораторных корпуса, клуб, спортзал, 2 тира, штаб, 9 складов, 2 хранилища, 3 КПП, баня, 2 кухни-столовые, медпункт, 2 овощехранилища, что соответствует выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от 23.10.2014 № 01/245/2014-452, подготовленной Управлением Росреестра по Челябинской области на запрос инспекции от 16.10.2014, а также перечню объектов в справке о балансовой стоимости по состоянию на 10.09.2014, предоставленной ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России.
Кроме того, на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0605001:13 до 01.10.2010 располагалось Челябинское высшее военное автомобильное командно-инженерное училище (военный институт) имени главного маршала бронетанковых войск ФИО4 (филиал) ФГВОУ высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации», которое ликвидировано в соответствии с приказом Министра обороны России от 20.07.2010 №990.
Как явствует из материалов дела, в 2013 году в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0605001:13, Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы для постоянной деятельности не были размещены.
Вывод о том, что земельный участок относится к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте, следует из документов, подтверждающих основания для отнесения земельного участка к изъятым из оборота или ограниченным в обороте землям. Такими документами могут являться документы, содержащие сведения государственного кадастра недвижимости.
Следовательно, использование земельных участков для иных целей, как в рассматриваемом случае, не будет относиться напрямую к целям, указанным в подпункте 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ вне зависимости от того, что данные земельные участки предоставлены МЧС России, МВД России или Минобороны России.
Кроме того, в силу статьи 7 Земельного кодекса в состав земель в Российской Федерации входят в том числе, земли населенных пунктов и земли обороны и безопасности.
При этом правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии со статьей 83 Земельного кодекса землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Согласно статье 85 Земельного кодекса в состав таких земель могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальной зоне военных объектов.
Таким образом, земельные участки, отнесенные к категории земель населенных пунктов в соответствии с градостроительными регламентами, могут иметь вид разрешенного использования «для обеспечения обороны и безопасности» и должны использоваться в соответствии с этим видом разрешенного использования.
Вместе с тем, как явствуют материалы дела, в свидетельствах о государственной регистрации права на спорные земельные участки зарегистрирован объект права и указана категория земель: земли населенных пунктов – для эксплуатации существующей территории. Существующие ограничения (обременения) права: не зарегистрировано.
Таким образом, в представленных документахотсутствуют данные о специальном назначении данных земельных участков, как используемых исключительно для нужд обороны.
Согласно ч. 1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылаетсякак на основание своих требований и возражений.
В материалы дела была представлена выписка из Единого Государственного реестра юридических лиц на Акционерное общество «Ремонтно-эксплуатационное управление», которое по утверждению заявителя расположено не территории земельного участка с кадастровым номером № 74:36:0605001:11.
Согласно данной выписки АО «РЭУ» является коммерческой структурой, управляющей компанией указанной организации является ООО «Оборонстрой».
Основным видом деятельности АО «РЭУ» является производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).
Дополнительными видами деятельности: строительство заданий и сооружений, распиловка и строгание древесины, производство отделочных работ и т.д.
Таким образом, данное юридическое лицо является самостоятельной коммерческой организацией, не имеющей непосредственного отношения к осуществлению функций по обороне РФ.
Аналогичная ситуация в отношении ОАО «Славянка», филиал Челябинский, который осуществляет эксплуатационное обслуживание, 786 отдела ТЭК, осуществляющего организацию эксплуатации объектов.
Доводы заявителя о том, что на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0605001:13 располагаются объекты военного городка № 1, которые обеспечивают учебный процесс по подготовке специалистов автобронетанковой службы и используются в интересах обороны, не принимаются судом, поскольку Военная академия материально-технического обеспечения передислоцирована из г. Омска в г. Челябинск к 01.12.2014, объекты недвижимости, расположенные на этом земельном участке, в учебном процессе в период с 01.01.2013 по 31.12.2013 не использовались.
Принимая во внимание характеристики объектов, находящихся на спорных земельных участках, отсутствие доказательств нахождения в них Вооруженных сил Российской Федерации и других войск и воинских формирований, суд считает, земельные участки с кадастровыми номерами 74:36:0605001:13, 74:36:0605001:11, 74:36:0609012:15, не могут быть признаны изъятыми из оборота в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ, и как следствие, исключаться из объекта обложения земельным налогом.
На основании статьи 394 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2013) налоговая ставка по земельному налогу в отношении земельных участков ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд устанавливается в размере 0,3 процента.
Таким образом, действия инспекции по доначисленному ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России земельного налога на 2013 год в отношении спорных земельных участков являются обоснованными, решение в части доначисления земельного налога принято правомерно.
В соответствии со ст. 75 НК РФ правомерно начислены пени и применена ответственность в виде штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Согласно данных карточки по расчетам с бюджетом земельный налог за 2013 год налогоплательщиком в бюджет не уплачивался, отсутствуют платежи по переплате и за иной период.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства заявителем представлены документы, которые, подтверждают, что на земельном участке 74:36:0605001:13, согласно распоряжения № 43 от 15.11.2010 Министерства обороны РФ ПУВО, находится отдел ФСБ по Челябинскому гарнизону, которым используются здания казарм с общей площадью земельных участков 1529,15 кв.м.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 27 ЗК РФ, данный участок должен исключаться из объекта обложения земельным налогом, суд считает, в отношении данных земельных участков налоговой инспекцией неправомерно доначислен земельный налог в сумме 4780 руб., соответствующие пени в сумме 610 руб. 24 коп. и применена ответственность в виде штрафа в сумме 239 руб.
Доводы заявителя о том, что неуплата налога не связана с неверным
исчислением налога, выявленным налоговым органом в ходе налоговой проверки и о неправомерности привлечения к ответственности по ст. 122 НК РФ не принимаются судом.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.
Согласно абз. 3 п. 2 ст. 88 НК РФ в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки имеющихся у налогового органа документов (информации) налогоплательщиком представлена налоговая декларация, камеральная налоговая проверка прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе представленной налоговой декларации. Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении, имеющихся у налогового органа документов (информации).
Первичная декларация представлена заявителем 31.01.2014 с суммой к уплате 940507 руб., которая по сроку уплаты налога - 05.02.2014 в бюджет не уплачена.
Уточненная декларация с суммой к уплате 0 руб. представлена 29.04.2014.
В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, исходя из положений абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ, предполагается, что сведения, которые содержались в ранее представленной декларации, недостоверны, содержат ошибки и т.п.
Указанный вывод согласуется с нормой абз. 3 п. 2 ст. 88 НК РФ, согласно которой, в связи с представлением уточненной декларации камеральная проверка ранее представленной декларации, которая не завершена на дату представления уточненной декларации, прекращается.
В связи с представлением уточненной декларацией, сумма налога к уплате в которой отражена в размере 0 руб., учреждение заявило о том, что сумма налога к уплате по итогам налогового периода 2013 год у него отсутствует.
Налоговым органом при проверке уточненной декларации установлено, что налогоплательщиком необоснованно в декларации при отражении объектов налогообложения - рассматриваемых земельных участков, налоговые база и ставка указаны равными нулю.
В связи с тем, что земельные участки, в отношении которых доначислен земельный налог, не являются изъятыми из оборота, налоговым органом выявлено, что учреждением не уплачен земельный налог в результате занижения налоговой базы.
Сумма неуплаченного налога выявлена именно налоговым органом, так как в последней декларации, являющейся, по мнению налогоплательщика, достоверной, сумма налога составляет 0 руб., сумма налога к уплате, отраженная в первичной декларации, учреждением аннулирована.
По результатам налоговой проверки уточненной декларации налоговым органом установлено, что сумма налога должна составлять 931525 руб.
Таким образом, сумма налога по уплате выявлена налоговым органом в ходе налоговой проверки, переплата по сроку уплаты отсутствовала, в связи с чем, налогоплательщик обоснованно привлечен к ответственности по ст. 122 НК РФ за неуплату налога в результате занижения налоговой базы.
В соответствии с п. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по оплате госпошлины не распределяются, поскольку стороны освобождены от ее уплаты.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным решение от 22.12.2014 № 25407 ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска в части доначисленного земельного налога 4780 руб., пени 610 руб. 24 коп., штрафа в сумме 43576 руб. 25 коп.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Судья Т.В. Попова
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить соответственно на Интернет – сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.ru.