Арбитражный суд Челябинской области
454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 2
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск Дело № А76-11177/06-47-662
1 сентября 2006г.
Резолютивная часть решения объявлена 1 сентября 2006г.
Полный текст решения изготовлен 7 сентября 2006г.
Арбитражный суд Челябинской области в лице судьи Каюрова С.Б.,
при ведении протокола судьей Каюровым С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ЗАО Акционерная строительнаяфирма «Челябстрой» г. Челябинск
к ИФНС РФпо Центральному районуг.Челябинска
о признании недействительным решения
и встречному заявлению ИФНС РФпо Центральному районуг.Челябинска о взыскании санкций по решению в сумме 687 459 руб. с ЗАО АСФ «Челябстрой»
при участии в заседании:
от истца: ФИО1, ФИО2, ФИО3
от ответчика: ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7
УСТАНОВИЛ:
ИФНС РФ по Центральному району г.Челябинска по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки (акт № 63 от 12.04.2006 г ) вынесла решение № 69/12 от 05.05.2006 г. о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК за неуплату налога на добавленную стоимость и налога на прибыль в виде штрафа в размере 687 459 руб., в том числе: по НДС - 325 206 руб.; по налогу на прибыль 362 253 руб. Указанным решением обществу также было предложено уплатить суммы заниженных налогов: НДС - 2 152 293 руб., налог на прибыль - 2 171 824 руб. и пени за несвоевременную уплату налогов в сумме 1 395 592 руб. (по НДС 623 607 руб., по налогу на прибыль - 771 985 руб.).
Указанное решение оспаривается заявителем в полном объеме.
ИФНС РФпо Центральному районуг.Челябинска подано встречное заявление о взыскании с ЗАО АСФ «Челябстрой» санкций по решению в сумме 687 459 руб.
Выводы решения обоснованы следующим:
1. Неполная уплата налога на добавленную стоимость в сумме 2277070 руб. в результате неправомерных действий и неправильного исчисления:
В нарушение п.2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ, организацией в период 2002 - 2003г., необоснованно предъявлены к возмещению из бюджета суммы НДС по работам и услугам, приобретенным у («недобросовестных» налогоплательщиков - субподрядчиков в размере 890375 руб.
ЗАО АСФ «Челябстрой» заключен договор подряда № 2-Ю-02 от 18.04.2002г. с Южно- Уральским государственным Университетом, согласно которого ЗАО АСФ "ЧЕЛЯБСТРОЙ" выступает подрядчиком и в рамках договора обязуется выполнить своими, либо привлеченными силами работы по устройству защитного настила в уровне 6-го этажа и демонтажу конструкций лестничных клеток в здании главного корпуса ЮУрГУ. С целью выполнения данных строительно - монтажных работ, а также услуг по модернизации башенного крана ЗАО АСФ «Челябстрой» были привлечены субподрядчики, в том числе ООО « Восток-Запад» ИНН <***>, ООО « Регион Профит» ИНН <***>, ООО « Инвест-Холдинг» ИНН <***>, ИП ФИО14 ИНН <***>.
При проведении дополнительных мероприятий налогового контроля установлена «недобросовестность» данных субподрядчиков (п. 1.15 акта ):
В связи с тем, что оплата НДС по строительно-монтажным работам и услугам по модернизации башенного крана субподрядчиками в бюджет не производилась, соответственно суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным услугам не подлежат вычету (возмещению).
ЗАО АСФ «Челябстрой» расчеты за выполнение работ и оказание услуг с ООО «Восток- Запад», ООО «Инвест-Холдинг», ООО « Регион-Профит» и ИП ФИО14 осуществляло только путем передачи векселей, в том числе и собственных векселей ЗАО АСФ «Челябстрой» (приложение № 11,12,13,14 акта).
При анализе первичных документов выявлено в отдельных случаях нарушение хронологии при составлении счетов- фактур, так например счет-фактура от 31.09.02г. имеет № 29, при этом счета -фактуры от июля и августа уже выписывались за номерами 38 , 39, 40 и т.д. (п.3.1 раздел 2,1 акта).
Совокупность установленных вышеуказанных фактов дает право налоговому органу считать данные сделки между ЗАО АСФ «Челябстрой» и субподрядчиками мнимыми, то есть совершенными лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, в частности, целью заключения сделок является создание условий для неправомерного получения из бюджета денежных средств в виде возмещения.
Суммы неуплаченного налога на добавленную стоимость в результате неправомерных действий составил 890375 руб.
В нарушение п.2 ст.171, п.1 ст. 172 НК РФ, организацией в июне 2005г. неверно определены суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие включению в налоговые вычеты. При сверке первичных документов с журналами ордерами по бухгалтерским счетам 19, 60, 51, 168, книги покупок и главной книги за июнь 2005г. установлены расхождения данных бухгалтерского учета с данными отраженными в налоговой декларации, повлекшее неуплату НДС в сумме 11000 руб.
Всего по итогам проверки сумма НДС, неправомерно включенная в налоговые вычеты составила 901375 руб.,
В нарушение п.3 ст. 154 НК РФ ЗАО АСФ «Челябстрой» занизило налоговую базу для исчисления НДС:
ЗАО АСФ «Челябстрой» в проверяемом периоде осуществляло деятельность в сфере строительства зданий (жилье, монолитное домостроение) и при данной деятельности ЗАО АСФ «Челябстрой» выступает как заказчик-застройщик. Налоговая база при исчислении налога на добавленную стоимость у заказчика-застройщика возникает при окончании строительства введенных в эксплуатацию объектов и представляет собой разницу между объемом полученных средств целевого финансирования и суммой фактических понесенных (предъявленных подрядчиками) затрат на строительство. При проверке правильности определения налоговой базы установлено, что ЗАО АСФ «Челябстрой» в отдельных периодах 2002-2005г.г. занижена налоговая база в результате включения в затраты стоимости строительно-монтажных работ, выполненных «недобросовестными» организациями, а именно ООО «Восток- Запад», ООО «Инвест-Холдинг», ООО « Регион-Профит».
Оплата услуг подрядчикам за выполненные работы при строительстве жилых домов в основном осуществлялась собственными векселями и путем заключения соглашений о зачете взаимных требований по определенной схеме:
ЗАО АСФ «Челябстрой» эмитирует собственный вексель и передает его за выполненные строительно-монтажные работы подрядчику (либо ООО «Восток-Запад», либо ООО «Инвест-Холдинг» или ООО «Регион-Профит»). Затем этот вексель у данных организаций приобретает ФИО8 , который в 2002- 2005 гг. работал в ЗАО АСФ «Челябстрой» в качестве монтажника железобетонных конструкций по трудовому договору. Далее собственные векселя ФИО8 передавал ЗАО АСФ «Челябстрой» в качестве доли в долевое строительство. Таким образом, в результате такой схемы передачи векселей собственные векселя фактически оставались в распоряжении ЗАО АСФ «Челябстрой» и соответственно не использовались в качестве оплаты за работы и услуги.
За проверяемый период ФИО8 заключил с ЗАО АСФ «Челябстрой» 13 Договоров долевого участия (приложения № 12,13,14,15,16 акта). ФИО8 работал в ЗАО АСФ «Челябстрой» в качестве монтажника железобетонных конструкций, заработная плата в соответствии с платежными ведомостями выплачивалась в размере от 3 до 7 тыс. руб. в месяц, что также доказывает о невозможности данного лица с указанным доходом участвовать в долевом строительстве.
Кроме того, в соответствии с Соглашениями о погашении взаимной задолженности подрядчики засчитывали оплату ЗАО АСФ «Челябстрой» за выполненные работы, а ЗАО ЗАО АСФ «Челябстрой» погашал эту сумму в счет долевого взноса ФИО8 согласно договорам долевого участия в строительстве, а ФИО8 самостоятельно регулировал отношения с подрядчиками. В ходе опроса ФИО8 на вопрос каким образом он регулирует отношения с ООО « Инвест -Холдинг» и каким образом им получены векселя ЗАО АСФ «Челябстрой», уклонился от ответа, но подтвердил свои подписи на актах приема передачи векселей и соглашениях.
Указанные подрядчики не могли осуществлять строительно-монтажные работы для ЗАО АСФ «Челябстрой» по причине отсутствия лицензии на осуществление строительных работ. В соответствии со ст. 17 Закона № 128-ФЗ от 08.08.01 г. « О лицензировании отдельных видов деятельности» выполнение работ по строительству зданий подлежит обязательному лицензированию.
В результате вышеизложенного неуплата НДС составила- 1375695 руб., в. т. ч.
- по жилому объекту, расположенному по Проспекту Победы дом № 25.1, на 3894150 руб., в т.ч. НДС 594023 руб.
- по жилому объекту по ул. Братьев Кашириных, д.37 на сумму 1799507руб., в том числе НДС 299917руб.;
- по жилому объекту по ул. Красной на 3158169 руб., в том числе НДС 481755 руб.
Капитальное строительство жилого дом по улице Братьев Кашириных закончено в декабре 2003 г., соответственно в данном периоде у организации возникает налоговая база по НДС, при проверке которой установлено, что в налоговую декларацию включена сумма разницы между объемом полученных средств целевого финансирования и суммой фактических понесенных (предъявленных подрядчиками) затрат на строительство в размере 482746 руб. и исчислен НДС 80458 руб. По дому, расположенному по ул. Братьев Кашириных, 37 в налоговую базу 4 кв. 2004г. включена сумма дополнительного взноса в сумме 341914 руб.
Капитальное строительство жилого дом по проспекту Победы, дом № 25.1 закончено в 4 квартале 2004 г., соответственно в данном периоде у организации по данному виду деятельности возникает налоговая база по НДС, при проверке которой установлено, что в налоговую декларацию включена сумма разницы между объемом полученных средств целевого финансирования и суммой фактических понесенных (предъявленных подрядчиками) затрат на строительство в размере 1229213 руб.(887238 руб. + 341914 руб. ) и исчислен НДС 187507 руб.
Привлечение ЗАО АСФ «Челябстрой» при строительстве данных объектов недобросовестных подрядчиков, повлекли неправомерное увеличение затрат - расходы завышены на 3894150 руб. (3218246руб. + 675904руб.), соответственно занижена налоговая база по НДС на данную сумму и не уплачен налог в размере 594023 руб.
Строительство жилого дом по улице Красной закончено в апреле 2005 г. , соответственно в данном периоде у организации по данному объекту возникает налоговая база по НДС в виде разницы между объемом , полученных средств целевого финансирования и суммой фактических понесенных (предъявленных подрядчиками ) затрат на строительство, в размере 1998986 руб. и исчислен НДС 304930 руб.
Привлечение ЗАО АСФ «Челябстрой» для строительства данного объекта «недобросовестных» подрядчиков, повлекло неправомерное увеличение затрат - расходы завышены на 3158169 руб. (2648562руб. + 509607 руб.), соответственно занижена налоговая база по НДС на данную сумму и неполная уплата налог в размере 481755 руб.
Всего по итогам выездной налоговой проверки неполная уплата сумм налога на добавленную стоимость в результате неправильного исчисления и занижения налоговой базы в результате неправомерных действий составила 2277070 руб.
2. Неполная уплата налога на прибыль 2212910 руб. в результате неправомерных действий и занижения налоговой базы:
- В нарушение ст. 249 НК РФ, ЗАО АСФ «Челябстрой» в 2003-2004г.г для целей налогообложения занижен доход в сумме 4799717 руб. ( 5693657 руб.- НДС 893940 руб.) в результате включения в затраты стоимости строительно-монтажных работ, выполненных «недобросовестными» подрядчиками, а именно ООО «Восток- Запад», ООО «Инвест-Холдинг», ООО « Регион-Профит».
При строительстве жилых объектов по проспекту Победы, 25.1 и улице Братьев Кашириных,37 подрядчики выполняли строительно-монтажные работы, указанные в таблицах № 2 и 3 . Привлечение ЗАО АСФ «Челябстрой» для строительства данных объектов «недобросовестных» подрядчиков, повлекли неправомерное увеличение затрат на 4799717 руб. (569657 руб. - НДС 893940руб.), в том числе :
- в 2003г.(декабрь) 1499590 руб. ( 1799507 руб. - НДС 299917 руб.);
- в 2004г.(4 квартал) 3300127 руб. ( 3894150 руб. -НДС 594023 руб.).
Соответственно неправомерные действия ЗАО АСФ «Челябстрой» повлекли занижение дохода на указанные суммы.
При осуществлении подрядных работ в соответствии с п.п.6 п.1 ст. 254 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на стоимость приобретенных работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организация , определяемую в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения. В нарушение вышеизложенного организацией в 2002-2003г. включены в состав расходов, уменьшающих доходы от реализации, расходы по строительно-монтажным работам, приобретенным у «недобросовестных» налогоплательщиках в сумме 4451876 руб. (5342251 руб. 890375руб.(НДС)= 4451876 руб.)
С целью выполнения строительно-монтажных работ по договору подряда № 2-Ю-02 от 18.04.2002г. с Южно-Уральским государственным Университетом, а также услуг по модернизации башенного крана, ЗАО АСФ «Челябстрой» были привлечены субподрядчики, в том числе ООО « Восток-Запад», ООО « Регион Профит», ООО «Инвест-Холдинг», ИП ФИО14.
При проведении дополнительных мероприятий налогового контроля установлена «недобросовестность» данных субподрядчиков (п. 1.15 акта ): единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей ИФНС по Орджоникидзевскому району г. Магнитогорска не содержит сведений о ИП ФИО14 ( ИНН <***>). При этом ЗАО АСФ «Челябстрой» в ходе проверки представлен договор б/н от 16.04.03г. с ИП ФИО14 на оказание услуги по модернизации башенного крана (приложение №5,11 к акту);
- ООО «Регион -Профит» (ИНН <***>) является недобросовестным налогоплательщиком-субподрядчиком, которые не представляет налоговую отчетность в налоговый орган со 2-го квартала 2002г. Кроме того, ООО «Регион-Профит» не внесен в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), поскольку организация не представила сведения для внесения в ЕГРЮЛ. Руководителем ООО « Регион-Профит» в соответствии с информацией, полученной из ИФНС по Калининскому району г. Челябинска являлась ФИО9 (паспортные данные <...> , выдан 22.05. 1998г. УВД Металлургического района г. Челябинска, зарегистрирована по адресу: Челябинская область, пос.Аэропорт, 1- ый пр., 22) . Согласно данным опроса ФИО9 установлено , что ФИО9 за вознаграждение размером в 1000 руб. согласилась оформить на себя предприятие ООО « Регион-Профит». После регистрации организации в налоговом органе, оно было «продано» некоему гражданину ФИО10. Со слов ФИО9 она никого материального вознаграждения за внесения изменений в учредительные документы она не получала. Согласно полученным показаниям ФИО9 никогда не являлась фактически бухгалтером и руководителем ООО «Регион-Профит», и соответственно не совершала никаких финансово-хозяйственных операций от имени ООО « Регион-Профит». В первичных документах, представленных ЗАО АСФ «Челябстрой» руководителем ООО « Регион-Профит» значится ФИО10. При визуальном сравнении подпись ФИО10 на учредительных документах не совпадает с подписью «ФИО10» на первичных документах представленных для выездной налоговой проверки организацией. Таким образом, ООО «Регион-Профит» в соответствии с договором № б\н от 27.08.2002г., №2\10 от 15.03.02г., и т.д. (приложение № 17к акту) не могло осуществлять строительно-монтажные работы в качестве субподрядчика ;
- ООО « Инвест Холдинг» (ИНН <***>), состоит на налоговом учете в ИФНС по Курчатовскому району г. Челябинска с 09.09.2003г., имеет Государственный регистрационный № 1037402553847. Руководитель , главный бухгалтер – ФИО11 ( паспорт серии XVIII - ИВ, № 610376, выдан 06.03. 1996г. ОВД Красноармейского района Челябинской области, прописан: <...>.) В налоговый орган бухгалтерская и налоговая организацией представлялась с прочерками .
В представленных ЗАО АСФ «Челябстрой» для выездной налоговой проверки первичных документах руководителем ООО «Инвест Холдинг» указан ФИО12. В соответствии со ст. 90 НК РФ проведен опрос данного физического лица. Из опроса ФИО12, временно не работающего, проживающего в селе Миасское, Красноармейского района Челябинской области, по ул. Молодежная д.1, установлено, что ФИО12 за вознаграждение представлял паспорт для регистрации на свое имя организаций (в настоящее время на его имя зарегистрировано порядка 100 предприятий), в том числе и ООО « Инвест Холдинг». ФИО12 подтверждает, что он не совершал никаких сделок купли продажи и не выполнял ремонтно-строительных работ.
При визуальном сравнении подпись ФИО12 на объяснении не совпадает с подписью ФИО12 на первичных документах представленных для выездной налоговой проверки организацией ;
- ООО « Восток-Запад» (ИНН <***>) с момента регистрации в налоговые органы налоговые декларации не представляются. Фактическое место нахождение его не установлено, контактные телефоны отсутствуют. С целью розыска организации ИФНС по Центральному району г. Челябинска направлен запрос ГУВД Челябинской области Управление по налоговым преступлениям. В результате розыскных мероприятий Управлением по налоговым преступлениям ГУВД Челябинской области установлен руководитель, учредитель и главный бухгалтер ООО «Восток-Запад» ФИО13, которая представила объяснения: организация ООО « Восток-Запад» было зарегистрировано по ее документам , но без ее ведома. О деятельности данной организации ей ничего не известно. Руководителем, и главным бухгалтером в данной организации она никогда не работала.
Кроме того, все вышеуказанные организации не получали лицензий на право осуществления строительной деятельности в Челябинском филиале Федерального Лицензионного центра при Госстрое России. В открытой информации реестра Федерального Лицензионного центра нет информации о получении лицензий данными предприятиями. ( приложение № 9 к акту).
Вышеперечисленные факты показывают, что данные договоры носят формальный характер, ООО « Восток-Запад», ООО « Регион Профит», ООО « Инвест-Холдинг» для ЗАО АСФ «Челябстрой» услуги и работы фактически не могли быть выполнены и оказаны в силу мнимости сделок, и как следствие, расходы ЗАО АСФ «Челябстрой» по приобретению работ и услуг производственного характера не могли быть понесены.
Таким образом, организация включила в состав расходов, уменьшающих доходы от реализации, расходы по приобретению работ и услуг, фактически не понесенными, что привело к завышению расходов в сумме 4420741 руб.
Кроме того, вышеуказанные нарушения повлекли неправильное исчисление сумм авансовых платежей по налогу на прибыль ( п. 12 раздела 22 акта).
Таким образом, в результате выездной налоговой проверки установлено : -занижение налоговой базы по налогу на прибыль:
-за 2002г. в сумме 1344167 руб., в т.ч.: 2 кв. 2002г.- 445833 руб.; 3 кв. 2002г. - 898334 руб.
- за 2003г. в сумме 4576164 руб., в т.ч.: 1кв. 2003г. - 889348 руб.,2 кв. 2003г.- 1292376 руб.;3 кв. 2003г. - 894850 руб.,4 кв.2003г. - 1499590 руб.
- за 2004г. в сумме 3300127 руб., в т.ч.: 4 кв. 2004г.- 3300127 руб.
Неуплата налога на прибыль за проверяемый период составила 2212910руб. (9220458,0 руб. х 24 % : 100%), в том числе:
2002г. - 322600 руб., из них: 2 кв. 2002г.- 107000 руб.;3 кв. 2002г.-215600руб.
2003г.- 1098280 руб., из них: 1 кв. 2003г. - 213444 руб., 2 кв. 2003г.- 310170 руб., 3кв. 2003г.-214764руб., 4 кв.2003г. - 359902 руб.
2004г. - 792030 руб., из них: 4 кв. 2004г.- 792030 руб.
ЗАО АСФ «Челябстрой» не согласно с указанным решением по следующим основаниям:
Согласно ст. 170 ГК РФ, мнимой сделкой является сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия. Статья 702 ГК РФ, к правовым последствиям договора подряда относит возмездное выполнение определенной работы и сдачу ее результата заказчику.
Таким образом, договор подряда может быть признан мнимым, только в случае отсутствия правовых последствий, заключенных с субподрядчиками договоров, в виде результата выполненных работ.
Налоговым органом объемы выполненных работ не оспариваются.
Кроме того, факт выполнения, исключенных из состава затрат строительно-монтажных работ, подтверждается технической документацией и сметами; актами выполнения отдельных видов работ; актами Государственной комиссии, сданных в эксплуатацию законченных строительством объектов и т.д.
В соответствии со ст. 171 НК РФ, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Согласно ст. 172 НКРФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Из содержания ст. 171 НК РФ следует, что для отражения в налоговой декларации подлежащих возмещению (вычету) сумм налога на добавленную стоимость, относящихся к приобретенным для производственных нужд или перепродажи товарам (работам, услугам), имеют значение следующие условия: отражение в бухгалтерском учете приобретенных товаров (работ, услуг), фактическая их оплата продавцам.
Налогоплательщиком все необходимые действия для возмещении НДС в сумме 890 375 руб. (п.3.1. раздела 2.1. акта проверки) были произведены, первичные документы (счета-фактуры, документы об оплате выполненных работ) налоговому органу представлены.
Законодатель не возлагает на покупателя (заказчика) обязанности проверять, правильно ли продавцом (подрядчиком) при реализации товара (работ, услуг) исчислена сумма НДС, а также контролировать выполнение контрагентом обязанности по перечислению в бюджет полученных сумм НДС за реализованный товар (работы, услуги). Кроме того, налоговый кодекс не ставит в зависимость право на налоговый вычет от фактической уплаты НДС поставщиком товара (работ, услуг).
Согласно ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Из содержания ст. 171 НК РФ следует, что для отражения в налоговой декларации подлежащих возмещению (вычету) сумм налога на добавленную стоимость, относящихся к приобретенным для производственных нужд или перепродажи товарам (работам, услугам), имеют значение следующие условия: отражение в бухгалтерском учете приобретенных товаров (работ, услуг), фактическая их оплата продавцам.
Налогоплательщиком все необходимые действия для возмещении НДС в сумме 890 375 руб. (п.3.1. раздела 2.1. акта проверки) были произведены, первичные документы (счета-фактуры, документы об оплате выполненных работ) налоговому органу представлены.
Законодатель не возлагает на покупателя (заказчика) обязанности проверять, правильно ли продавцом (подрядчиком) при реализации товара (работ, услуг) исчислена сумма НДС, а также контролировать выполнение контрагентом обязанности по перечислению в бюджет полученных сумм НДС за реализованный товар (работы, услуги). Кроме того, налоговый кодекс не ставит в зависимость право на налоговый вычет от фактической уплаты НДС поставщиком товара (работ, услуг).
Согласно ст.51 ГК РФ, юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Нарушения положений законодательства по созданию и регистрации предприятия являются основанием для его ликвидации - ст.61 ГК РФ. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Постановление Правительства РФ от 16.10.2003 г. № 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей…» обязывает индивидуальных предпринимателей предоставлять сведения для включения в ЕГРИП с 01.01. 2005 г.
Таким образом, сам по себе факт регистрации предприятия или предпринимателя с нарушением требований закона, либо не постановка его на налоговый учет, не влечет «автоматического» признания недействительными сделок, заключенных таким юридическим лицом (предпринимателем) и как следствие исключение из состава затрат стоимости фактически выполненных
субподрядчиками работ.
Сделка заключенная АСФ «Челябстрой» с ИП ФИО14 по договору б/н от 16.04.03года на сумму 893822 охватывает период 2003 год.
Согласно договора, ИП ФИО14 были выполнены работы по модернизации башенного крана.
На основании ст. 171 и 172 НК РФ налоговый вычет НДС из бюджета выполняется при наличии реального осуществления хозяйственных операций и при выполнении сделок с реальными товарами. Согласно п.2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства изменяется в случаях реконструкции и модернизации. В целях настоящей главы к реконструкции относиться переустройство существующих объектов основных средств, связанное с повышением его технико-экономических показателей. Объект основного средства, а именно передвижной башенный кран КБ-503Б-2, был модернизирован для увеличения высоты подъема и вылета стрелы. Работы по модернизации были выполнены ИП ФИО14 на сумму 893822 рубля, в т.ч. НДС 20%=148970 рублей. На основании акта модернизированного объекта от 14.05.03года первоначальная стоимость башенного крана увеличена на стоимость выполненных работ, а именно на сумму 744852 рубля без НДС. Таким образом, расходы по выполнению реконструкции башенного крана не списывались на расходы , а включены в первоначальную стоимость башенного крана. Затраты по реконструкции (расширяющие технические характеристики башенного крана) в бухгалтерском учете отражены в составе капитальных вложений через счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» с последующим отражением по Дт01 счета «Основные средства» - увеличение первоначальной стоимости объекта основного средства. В текущие затраты производства данная сумма 744752 руб. не включалась.
Налоговый вычет суммы НДС в размере 148970 рублей произведен на основании ст.171 НК РФ в момент принятия к учету соответствующих работ по модернизации, их оплаты и наличии счета-фактуры №1 от 14/05-ОЗг, оформленного в соответствии со ст 169 НК РФ.
ИП ФИО14 осуществлял поставку запасных частей для башенных кранов, работающих на объектах ЗАО АСФ «Челябстрой». Всего в составе основных средств у ЗАО числилось пять башенных кранов.
Запасные части поставлялись по счету-фактуре № 452 от 16.12.02г на сумму 36828 рублей, в том числе НДС 6138 рублей. Принятие к учету на склад было произведено в декабре 2002 года. Оплата произведена путем внесения денежных средств в кассу ИП ФИО14. Оправдательным документом для оплаты является корешок приходного кассового ордера № 452 от 16.12.02 г.. В связи с чем сумма налога на добавленную стоимость принята к вычету и отражена в книге покупок в январе 2003 года, в соответствии со ст.ст. 171 и 172 НК РФ.
Запасные части от ИП ФИО14 поставлялись по счету-фактуре №53 от 28.03.03г на сумму 44400рублей, в том числе НДС 7400 рублей. Принятие к учету на склад было произведено в марте 2003 года. Оплата произведена путем внесения денежных средств в кассу ИП ФИО14. Оправдательным документом для оплаты является корешок приходного кассового ордера № 78 от 28.03.03 г. В связи с чем сумма налога на добавленную стоимость принята к вычету и отражена в книге покупок в марте 2003 года, в соответствии со ст.ст. 171 и 172 НК РФ.
В акте проверки отсутствует анализ фактического исполнения и обязательств по договорам с подрядчиками ООО «Регион Профит», ООО «Восток-Запад», ООО «Инвест-Холдинг».
В каждом случае предъявленные к оплате счета-фактуры подтверждались выполненными объемами работ. Акты формы проектно-сметной документацией, актами выполненных работ по форме ЗКС; предъявленными к оплате счетами - фактурами, включающими суммы НДС.
Выполненные объемы строительно-монтажных работ подтверждаются генеральной сметой на производство работ по реконструкции в здании главного корпуса ЮУрГУ, являющейся неотъемлемой частью договора № 2-10-02 от 18.04.2002года
Договора подряда имеют место быть, работы выполнены. Имеется разумная деловая цель, а именно извлечение дохода по окончания договора с ЮУрГУ. По данным первичного бухгалтерского учета, регистров бухгалтерского учета, данным Главной книги АСФ Челябстрой получило прибыль от СМР на объекте ЮУрГУ: за 2002 год в сумме 831449,28 рублей; за 2003 год в сумме 706479,47 рублей. Соответственно сумма налога на прибыль составила за 2002 год по подрядным работам на ЮУрГУ 199457 руб., фактически уплачено 281167 рублей. Сумма налога на прибыль за 2003 год составила 169554руб, фактически уплачено в бюджет 186935 рублей. Оплата налога на добавленную стоимость в целом по организации составила в 2002 году сумму 751084,20 рублей, в 2003 году 911376,24 рублей.
Целью заключения договора - с субподрядчиками явилось не получение НДС из бюджета , а извлечение прибыли от предпринимательской деятельности.
Реальность проводимых подрядчиками строительно-монтажных работ доказывается внутренними учетными документами АСФ «Челябстрой» ЗАО. Исходя из общего объема строительно-монтажных работ проводимым АСФ «Челябстрой» ЗАО в 2002 и в 2003 году выполненные объемы СМР на объектах ЮУрГУ составили 10782535 рублей. Общестроительные работы выполнялись с помощью подрядчика . а именно с ООО «Регион-Профит», на основании договоров подряда .
ЗАО АСФ «Челябстрой» вправе осуществлять контроль за ведением строительно-монтажных работ. Ответственные за производство работ на объекте ЮУрГУ назначались АСФ «Челябстрой» и утверждались штатным расписанием по объектам. Фактическое исполнение строительного подряда без привлечения трудовых ресурсов подрядных организаций для АСФ «Челябстрой» было невозможно. Как следствие реально выполненных подрядчиками объемов СМР, на основании актов КС-3 подрядчиками предъявлялись для оплаты счета-фактуры, с выделенной суммой НДС. Таким образом основанием для вычета из бюджета НДС по подрядным работам, выполненным на объектах ЮУрГУ явились договора на производство подрядных работ на объекте ЮУрГУ, акты выполненных работ по форме КС-3, счета/фактуры, составленные в соответствии со ст. 169 НК РФ и их оплата. АСФ «Челябстрой» на основании ст. 171 и 172 НК РФ приняло к вычету суммы НДС по СМР на объектах ЮУрГУ.
В период проведения документальной налоговой проверки ни разу не подвергалась сомнению добросовестность налогоплательщика АСФ «Челябстрой»
В решении выездной налоговой проверки нет правовой оценки разумности заключенных с субподрядчиками договоров, а именно получения прибыли, а не возмещения из бюджета НДС.
Указывая на недобросовестность подрядчиков, в решении ИФНС отсутствуют ссылки на договора ( №.дата, цена, срок исполнения, порядок расчетов), которые по мнению ИФНС являются мнимыми. Оспариваемая сумма по договору, цель, срок исполнения. Не установлена причинно-следственная связь между договорами заключенными АСФ «Челябстрой» с подрядчиками для выполнения строительно-монтажных работ и счетами - фактурами, предъявляемыми для оплаты, включающими в себя оспариваемые ИФНС суммами налога на добавленную стоимость.
В период проведения документальной налоговой проверки ни разу не подвергалась сомнению добросовестность налогоплательщика ЗАО АСФ «Челябстрой».
В решении выездной налоговой проверки нет правовой оценки разумности заключенных с субподрядчиками договоров, а именно получения прибыли, а не возмещения из бюджета НДС.
Указывая на недобросовестность подрядчиков, в решении ИФНС отсутствуют ссылки на договора ( №.дата, цена, срок исполнения, порядок расчетов), которые по мнению ИФНС являются мнимыми. Оспариваемая сумма по договору, цель, срок исполнения. Не установлена причинно-следственная связь между договорами заключенными ЗАО АСФ «Челябстрой» с подрядчиками для выполнения строительно-монтажных работ и счетами -фактурами, предъявляемыми для оплаты, включающими в себя оспариваемые ИФНС суммами налога на добавленную стоимость.
Счета-фактуры это лишь документы подтверждающие факт оплаты работ выполненных субподрядчиками на основании актов по форме КС-3 и не могут быть основанием для признания сделок (договоров - каких именно в решении ИФНС не указано) мнимыми, поскольку это противоречит п. 1,2 ст 170 ГК РФ. Налоговыми проверяющими не оспаривается факт мнимости, не действительности счетов-фактур.
Считаем неправомерным исключение из налоговых вычетов суммы НДС по объектам ЮУрГУ в размере 697200 рублей.
Доводы ИФНС по решению № 69/12 в части неуплаты налога на прибыль обосновываются на тех же счетах-фактурах, оплаченных ЗАО АСФ «Челябстрой» подрядчику за выполненные подрядные работы на объектах ЮУрГУ. Документальным доказательством реально выполненных объемов СМР являются первичные бухгалтерские документы Реально понесенные затраты осуществленные ЗАО АСФ «Челябстрой», доказываются документами оплаты выполненных субподрядчиками работ, путем отчуждения собственного имущества.
ИФНС в решении неправомерно исключил из вычета по НДС сумму налога в размере 30667 рублей налога добавленную стоимость относящуюся к капитальному строительству собственного объекта ЗАО АСФ «Челябстрой», а именно «Сооружение (электрокабельная линия от подстанции «Западная» до РП №55). Свидетельство о регистрации права собственности серии 74 АЕ № 062340, зарегистрировано 12 февраля 2003 года. Акт №99 Государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию подписан 1 ноября 2001 года.
Во исполнение п.5 ст. 172 НК РФ налоговый вычет по НДС в I квартале 2003 года был применен по объекту капитального строительства на основании свидетельства о регистрации права собственности объекта завершенного капитальным строительством в 1 ноября 2001 года. Считаем незаконным исключение из вычетов суммы НДС 30667 рублей, которая ни каким образом не связана со строительством объекта ЮУрГУ.
Выполненные объемы строительно-монтажных работ при строительстве жилых домов по ул. Братьев Кашириных дом №37/1, по проспекту Победы дом №25.1, по ул Красной подтверждаются сметами на производство работ. Работы осуществлялись с привлечением подрядных организаций ООО «Регион-Профит», ООО «Запад -Восток» и ООО «Инвест-Холдинг».
Реальность проводимых подрядчиками строительно-монтажных работ доказывается внутренними учетными документами ЗАО АСФ «Челябстрой». Строительно-монтажные работы проводимые АСФ «Челябстрой» ЗАО в 2002 в 2003 году и в 2004 году выполнялись с помощью подрядчиков , а именно:
Дом по ул. Красной:
ООО «Регион-Профит» объемы выполненных СМР осуществлены на сумму 130000 руб.
ООО «Восток-Запад» объемы выполненных СМР осуществлены на сумму 101119руб.
ООО Инвест-Холдинг» объемы выполненных СМР осуществлены на сумму 2238238 руб.
По окончании строительства дома получена прибыль в размере 2092669 рублей. Уплачен в бюджет налог на прибыль в сумме 502240 рублей.
Дом по ул.Братьев Кашириных 37/1:
ООО «Регион-Профит» объемы выполненных СМР осуществлены на сумму 1097880 рублей ООО Инвест-Холдинг» объемы выполненных СМР осуществлены на сумму 708560 рублей
По окончании строительства дома получена прибыль в размере 2107513 рублей. Уплачен в бюджет налог на прибыль в сумме 505803 рублей.
Дом по проспекту Победы 25.1
ООО «Регион-Профит» объемы выполненных СМР осуществлены на сумму 1019524 рублей ООО «Восток-Запад» объемы выполненных СМР осуществлены на сумму 129070рублей ООО Инвест-Холдинг» объемы выполненных СМР осуществлены на сумму 2680930 рублей
По окончании строительства дома получена прибыль в размере 3245359 рублей. Уплачен в бюджет налог на прибыль в сумме 778886 рублей.
ИФНС в решении №69/12 указывает на нарушение п.3 ст 154 НК РФ, что послужило причиной занижения налоговой базы для исчисления НДС у предприятия.
Применение данной статьи НК РФ по существу незаконно, и противоречит нормам действующего законодательства.
При осуществлении строительства жилых домов денежные средства инвесторов (дольщиков), поступающие на расчетный счет ЗАО АСФ «Челябстрой», выполняющего в соответствии с лицензией функции заказчика -застройщика, осуществляющего работы по организации инвестиционного проекта с привлечением подрядных организаций, являются источником целевого финансирования и не рассматриваются как средства, связанные с реализацией товаров (работ, услуг). Следовательно, не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
В соответствии с пп. 4 п. 3 ст.39 НК РФ передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (вклады по договору долевого участия в совместной деятельности) не признается реализацией товаров. Поскольку эта операция не является реализацией, то согласно пп1,п1,ст146 НК РФ она не образует и объекта обложения НДС.
Передача доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме в соответствии с пп.22 п.3 ст. 149 НК РФ относиться к операциям не подлежащим налогообложению (освобождаемые от налогообложения).
ЗАО АСФ «Челябстрой» выполняя функции заказчика-застройщика оставляет за собой право единоличного распоряжения прибылью от совместной деятельности (извлечение из Договора о совместной деятельности в долевом капитальном строительстве жилого дома)-п.3.2.Договора).
Статья 162 НК РФ регламентирует определение налоговой базы по НДС с учетом сумм. связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг). Согласно п.2 ст. 162 НК РФ суммы полученные в счет увеличения дохода (пп.2,п.1,ст162) не подлежат обложению НДС, если эти операции освобождаются от налогообложения.
Поэтому применение п.3 ст. 154 НК РФ в отношении операций связанных с определением прибыли (дохода) от результатов совместной деятельности неправомерно.
Начисление НДС от прибыли полученной от результатов совместной деятельности при строительстве жилых домов незаконно.
Доначисление НДС в сумме 1261918 рублей от прибыли, полученной от результатов осуществления совместной деятельности при строительстве жилых домов не правомерно
Таким образом, выводы ИФНС РФ о занижении НДС в сумме 2 152 293 руб. и налога на прибыль 2 171 824 руб. несостоятельны.
Суд считает, что при разрешении спора следует руководствоваться следующим:
Пунктом 27 Постановления ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5, установлено, что согласно части первой статьи 87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. При толковании указанной нормы судам необходимо исходить из того, что она имеет своей целью установить давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой, и не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года.
Таким образом, проведение проверки по НДС за период с 01.01.2002 по 30.09.2005. является правомерным.
Выводы налогового органа, совершенные в решении, основаны на недобросовестности контрагентов заявителя.
При этом в отношении ИП ФИО14 ИНН <***> подвергнуто сомнению само его существование, на основании ответа ИФНС по Орджоникидзевскому району г. Магнитогорска от 06.02.2006.(л.д.34), о том, что единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей содержит сведений о ИП ФИО14. Указанный ответ дан на запрос от 26.01.06.
Сделки с предпринимателем были совершены в 2002-2003г.г., что ИФНС не оспаривает.
В счетах- фактурах и договоре, представленных в налоговый орган для проверки, были указаны Ф.И.О. предпринимателя - ФИО14, его адрес: <...> а также № свидетельства № ОР 32498.
Согласно п.2 Правил передачи документов об индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных до 1 января 2004 г.(утв. постановлением Правительства РФ от 9 октября 2003 г. N 617), документы об индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных до 1 января 2004 г., подлежат передаче в территориальные органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее именуются - регистрирующие органы) органами, осуществлявшими государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей до 1 января 2004 г. (далее именуются - органы, ранее осуществлявшие государственную регистрацию). Пункт 9 Постановления устанавливает, что регистрационные дела, находящиеся на хранении в государственных и муниципальных архивах, могут быть затребованы регистрирующими органами по согласованию с органами управления архивных дел субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу настоящего Федерального закона, до 1 января 2005 года обязано представить в регистрирующий орган по месту своего жительства документы для получения подтверждения факта внесения записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
В случае неисполнения физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу Федерального закона(1 января 2004г.), предусмотренной настоящей статьей обязанности государственная регистрация данного лица в качестве индивидуального предпринимателя с 1 января 2005 года утрачивает силу.
Поскольку налоговым органом не приняты в полном объеме меры к установлению фактов регистрации ФИО14 в качестве предпринимателя, осуществлении им деятельности в 2002-2003г.г., уплаты налогов в бюджет, проживания по указанному адресу и.т.д., факт отсутствия сведений о нем в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей на 06.02.2006. достоверно не опровергают возможности выполнения им работ и поставок товара в проверяемом периоде.
Учитывая, что произведенные работы, указанные в паспорте башенного крана соответствуют указанным в договоре, выводы налогового органа о недобросовестности ФИО14 не доказаны и носят предположительный характер.
Таким образом, начисление по данному эпизоду НДС в сумме 162 508 руб., налога на прибыль в сумме 195 464 руб., пени по НДС в сумме 47394 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 69479 руб., штрафа по НДС в сумме 24715 руб., штрафа по налогу на прибыль в сумме 32602 руб. является неправомерным.
Судом не принимаются доводы инспекции о мнимости сделок, заключенных ЗАО АСФ «Челябстрой» с ООО «Регион-Профит», ООО «Восток-Запад», ООО Инвест-Холдинг», поскольку согласно ст. 170 ГК РФ, мнимой сделкой является сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия.
Однако, договорные объемы строительно-монтажных работ реально выполнены, объекты сданы в эксплуатацию. При этом налоговым органом не установлено, какими конкретно лицами заключалась сделка, и преследовалась ли ими цель заключить мнимую сделку для получения налогового вычета.
Суд считает, что материалами дела подтвержден факт недобросовестного исполнения ООО «Регион-Профит», ООО «Восток-Запад», ООО Инвест-Холдинг» обязанностей налогоплательщика, по представлению налоговой и бухгалтерской отчетностей, исчислению и уплате налогов в бюджет.
Однако, ООО «Регион-Профит», ООО «Восток-Запад», ООО Инвест-Холдинг» реально создавались конкретными физическими лицами (установленными ИФНС), прошли регистрацию в качестве юридических лиц. Не представление отчетности в налоговые органы не опровергает возможности заключения ими различного рода гражданско-правовых договоров и выполнения работ.
Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом суммы НДС, фактически уплаченные поставщикам продукции, подлежат перечислению последними в бюджет для формирования в нем источника возмещения НДС.
Поскольку суммы НДС, подлежащие перечислению поставщиками фактически в бюджет не поступали по причине их недобросовестности, источник возмещения НДС не сформирован в бюджете. Таким образом, основания для возмещения НДС отсутствуют.
НДС в отношении ООО «Регион-Профит», ООО «Восток-Запад», ООО Инвест-Холдинг», соответственно, в сумме 1042864 руб., 78447 руб., 868474 руб., пени по НДС, соответственно, 302449 руб., 22450 руб., 251314 руб., санкции в сумме, соответственно 157725 руб.,11708 руб., 131058 руб. начислены правомерно.
На основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В силу статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Законодательство о бухгалтерском учете установило основные требования к оформлению документов, а статьей 252 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что затраты налогоплательщика должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем глава 25 Кодекса не содержит императивной нормы, которая бы устанавливала, что не могут быть приняты к учету первичные документы, имеющие пороки в оформлении (юридическое лицо не представляет отчетность, неясность полномочий представителей), как, например, указано в статье 169 Налогового кодекса Российской Федерации относительно счетов-фактур.
Вывод налогового органа о не соответствии подписей ФИО10 и ФИО12 в представленных документах, исходя из визуального анализа, не принимается судом, поскольку для совершения указанного вывода необходимы специальные экспертные исследования, которые в рамках данной проверки не проводились.
Фактически налоговым органом не опровергнуто понесение заявителем расходов на строительно-монтажные работы, поскольку объекты недвижимости, на строительство которых отнесены указанные расходы, построены и сданы в эксплуатацию, заявителем получен доход, налог на прибыль уплачен. Налоговым органом не доказано, что строительство объектов недвижимости было возможно без понесения заявителем указанных расходов, выполнение работ было нецелесообразно.
Таким образом, налог на прибыль в отношении ООО «Регион-Профит», ООО «Восток-Запад», ООО Инвест-Холдинг», соответственно, в сумме 1207534 руб., 78186 руб., 690640 руб., пени по налогу на прибыль, соответственно, 429224 руб., 27791 руб., 245491 руб., санкции в сумме, соответственно 201413 руб.,13042 руб., 115196 руб. начислены неправомерно.
Учитывая изложенное, требования сторон подлежат частичному удовлетворению.
С заявителя с учетом ст.102,110 АПК РФ подлежит взысканию госпошлина в сумме 6407 руб.72 коп.(7509 руб.82 коп.- 1102руб.10 коп.)
руководствуясь ст.ст. 110, 167–168, 201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Требования ЗАО Акционерная строительнаяфирма «Челябстрой» удовлетворить частично.
Признать недействительным решение ИФНС РФпо Центральному району № 69/12 от 05.05.2006 г. в части привлечении ЗАО Акционерная строительнаяфирма «Челябстрой к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК в виде штрафа в размере 386968руб., в том числе: по НДС - 24715 руб.; по налогу на прибыль 362 253 руб., доначисления налогов в сумме 2324332 руб., в т.ч. : НДС - 162508 руб., налог на прибыль - 2 171 824 руб. и пени за несвоевременную уплату налогов в сумме 819379 руб., в т.ч.: по НДС 47394 руб., по налогу на прибыль - 771 985 руб.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Встречные требования ИФНС РФпо Центральному районуг. Челябинска удовлетворить частично.
Взыскать с ЗАО АСФ «Челябстрой» в доход бюджета штраф поп.1 ст.122 НК РФ по НДС в сумме 300491 руб., в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 6407 руб.72 коп
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано: в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Челябинской области в течение месяца со дня изготовления решения в полном объеме; в кассационную инстанцию путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья С.Б. Каюров