АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской федерации
РЕШЕНИЕ
г. ЧелябинскДело № А76-11232/2014
09 июля 2014 года.
Резолютивная часть решения объявлена 02.07.2014.
Полный текст решения изготовлен 09.07.2014.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Т.Н. Васильева,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Додиной И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора г. Карабаша Челябинской области, Челябинская область, г. Карабаш,
к обществу с ограниченной ответственностью «Перспектива», г. Челябинск,
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: ФИО1, личность установлена по служебному удостоверению,
от ответчика: ФИО2, действующей на основании доверенности от 15.04.2014 №25/2014,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Карабаша Челябинской области (далее – заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (далее – лицо, в отношении которого возбуждено административное производство, ООО «Перспектива») к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях (далее – КоАП РФ).
ООО «Перспектива», в соответствии с п.1 ст. 131 АПК РФ, представил письменный отзыв (л.д.86-89). Указывает на то, что прокурором не правильно квалифицированы выявленные в ходе проверки нарушения по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ, поскольку к спорным правоотношениям подлежит применению специальная норма, при квалификации выявленного правонарушения необходимо применять ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, а не ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Заявителем представлены возражения на отзыв (л.д.112-114).
Заслушав мнение сторон, участвующих в судебном заседании, изучив представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный суд считает требования прокурора не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО «Перспектива» зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС России по Курчатовскому району г.Челябинска 27.08.2007 за основным государственным регистрационным номером <***> (л.д.41).
14.04.2014 прокуратурой г.Карабаша Челябинской области (далее – прокуратурой) и заданием прокуратуры Челябинской области от 05.02.2014 (л.д.14) проведена проверка ООО «Перспектива» по вопросу соблюдения требований законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов – склад ГСМ №3 г.Карабаша и система теплоснабжения г.Карабаша, расположенные по адресу: Челябинская область, г.Карабаш, ул.1 Мая.
В ходе проверки прокуратурой было установлено, что обществом в процессе производства осуществляется эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов, а именно: -склада ГСМ №3 г.Карабаша и
-системы теплоснабжения г.Карабаша, расположенных по вышеуказанному адресу, без специального разрешения (лицензии).
21.04.2014 прокуратурой отобраны объяснения у заместителя директора ООО «Перспектива» ФИО3 (л.д.17), действующего на основании доверенности №26/2014 от 15.04.2014 (л.д.18).
По результатам проверки в присутствии начальника Карабашского участка ООО «Синергия» ФИО4 и инженера по производственному контролю ООО «Синергия» ФИО5 составлен акт проверки от 14.04.2014, зафиксировавший выявленное правонарушение (л.д.15-16).
Копия данного акта получена заместителем директора ООО «Перспектива» ФИО3 21.04.2014, о чем свидетельствует подпись указанного лица, учиненная в названном акте (л.д.16).
21.04.2014 рассмотрев материалы проверки в присутствии заместителя директора ООО «Перспектива» ФИО3, установив в действиях общества наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, прокурор вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д.9-13).
Копия данного постановления получена ФИО3 21.04.2014, права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, данному лицу разъяснены, о чем свидетельствуют подписи указанного лица, учиненные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д.12).
На основании ст.ст. 25.11, 23.1 КоАП РФ прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
В обоснование заявления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 14 1 КоАП РФ, прокурор указывает на использование ООО «Перспектива» вышеназванных опасных, взрывопожароопасных объектов при отсутствии лицензии, наличие которой при использование таких объектов обязательна, просит привлечь ООО «Перспектива» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 14.1 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, ООО «Перспектива» с 01.11.2013 является ресурсоснабжающей организацией, обеспечивает подачу теплоснабжения населения и иных потребителей Карабашского городского округа, за предоставленные услуги потребителя оплачивают счета, т.е. ООО «Перспектива» с 01.11.2011 по настоящее время осуществляет деятельность по эксплуатации опасных, взрывопожароопасных объектов – склад ГСМ №3 г.Карабаша и системы теплоснабжения г.Карабаша, расположенных по вышеуказанному адресу.
Оперативное обслуживание котельной, расположенной в <...> осуществляет ООО «ПКП «Синергия» на основании договора №10/1, заключенного с ООО «Перспектива» 31.10.2013 (л.д.65-66) и договора №10/2 от 31.10.2013 (л.д.67-72). На территории производственного объекта по адресу: г.Карабаш, ул.1 Мая, расположены два опасных производственных объекта: склад №3 г.Карабаша и система теплоснабжения г.Карабаша. Данные объекты зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов.
Согласно п. 2.4 Устава ООО «Перспектива» Общество осуществляет следующие виды деятельности: производство, передача и распределение электроэнергии, производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), поставка (продажа) электрической энергии и мощности, пара и горячей воды (тепловой энергии) (л.д.27-37).
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, IIи IIIклассов опасности входит в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ лицензия – специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанной электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии с ч.1 ст.6, ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся эксплуатация, реконструкция, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта. Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством - Российской Федерации.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно приложению 1 к Положению о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и IIIклассов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 №492, к перечню выполняемых работ на взрывоопасных и химически опасныхпроизводственных объектах относится:
- Использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах.
- Использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); водыпри температуре нагрева более 115 градусов Цельсия.
Согласно карте учета объекта в государственном реестре опасных производственных объектов «Система теплоснабжения» г.Карабаш, код местонахождения объекта по ОКАТО 75415000 признаками опасности объекта и их числовыми обозначениями являются: получение, использование, переработка, образование, хранение, транспортирование, уничтожение опасных веществ, указанных в приложении 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Использование оборудования, работающего под давлением более 0,7 МПа или при температуре нагрева воды более 115 градусов С.
Виды деятельности, на осуществление которых требуется лицензия при эксплуатации объекта - эксплуатация взрывоопасных производственных объектов, эксплуатация пожарных производственных объектов.
Аналогичные характеристики видов деятельности отражены в карте учета объекта «Склад ГСМ» г.Карабаш в государственном реестре опасных производственных объектов, выданной Уральским управлением Ростехнадзора.
Таким образом, ООО «Перспектива» в нарушение требований Федерального законодательства осуществляет эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов и оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 градусов С без соответствующей лицензии, выданной Ростехнадзором.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону данного правонарушения образуют действия либо бездействия при эксплуатации опасных производственных объектов, направленные на несоблюдение требований промышленной безопасности.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях. Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к этому Закону.
Согласно данному приложению к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, в том числе воспламеняющиеся, горючие, взрывчатые, токсичные.
Объективную сторону правонарушения по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ образует не только нарушение условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, но и иных требований законодательства о промышленной безопасности.
Само наличие лицензии на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности является в силу части 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ одним из требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, несоблюдение которого влечет ответственность по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, также как и нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности.
Таким образом, в рассматриваемом случае часть 1 статьи 9.1 КоАП РФ является специальной нормой, устанавливающей ответственность за несоблюдение требований законодательства в области промышленной безопасности, в том числе, и за отсутствие лицензии на осуществление такого вида деятельности, по сравнению с положениями статьи 14.1 КоАП РФ, содержащей общие нормы.
Руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 206 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований прокурора г.Карабаша Челябинской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Перспектива», адрес (место нахождение): 454106, <...>, зарегистрированное в качестве юридического лица 27.08.2007 ИФНС России по Курчатовскому району г.Челябинска за ОГРН <***>, ИНН <***>, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Челябинской области в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Судья Т.Н. Васильева
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru