Арбитражный суд Челябинской области
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск
25 февраля 2010 г. Дело № А76-11246/2009-51-190
Судья Арбитражного суда Челябинской области Забутырина Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богатыревой С.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Совета депутатов Коркинского городского поселения
к Главе Коркинского городского поселения ФИО1
Администрации Коркинского городского поселения
о признании постановления Главы № 113 от 01.10.2007 «О передаче муниципального имущества на праве аренды МУП «Водоканал» недействительным; признать постановление Главы № 185 от 21.07.2008 «О прекращении права хозяйственного ведения на часть имущества МУП «Водоканал» недействительным; признать действия Главы и Администрации в части изъятия из хозяйственного ведения Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» муниципального имущества – незаконными; возложении обязанности на Главу и Администрацию Коркинского городского поселения вернуть в хозяйственное ведение Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» незаконно изъятое у него муниципальное имущество
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал», г. Коркино
Муниципальное унитарное предприятие «Горводоканал», г. Коркино
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Регион-Сервис», г. Коркино
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Техно-Сервис», г. Коркино
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания», г. Коркино
Общество с ограниченной ответственностью «Регион – сервис», г. Коркино
Общество с ограниченной ответственностью «Горводоканал», г. Коркино
Общество с ограниченной ответственностью «Водосбыт», г. Коркино
Общество с ограниченной ответственностью «КомСервис», г. Коркино
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен (л.д. 109 т.7);
от ответчиков:
от Главы: не явился, извещен (л.д. 97 т.7);
от Администрации: до объявления перерыва: ФИО2 – представителя по доверенности № 35 от 10.08.09 (удостоверение); после окончания перерыва: не явился, извещен (л.д. 98, 110 т.7);
от третьих лиц:
МУП «Водоканал»: не явился, извещен (л.д. 103 т.7);
МУП «Горводоканал»: не явился, извещен (л.д. 105 т.7);
ООО УК «Регион-Сервис»: не явился, извещен (л.д. 100 т.7);
ООО УК «Техно-Сервис»: не явился, извещен (л.д. 99 т.7);
ООО «Управляющая компания»: не явился, извещен (л.д. 104 т.7);
ООО «Регион – сервис»: не явился, извещен (л.д. 102 т.7);
ООО «Горводоканал»: не явился, извещен (л.д. 101 т.7);
ООО «Водосбыт»: не явился, извещен (л.д. 107 т.7);
ООО «КомСервис»: не явился, извещен (л.д. 108 т.7);
У С Т АН О В И Л:
Совет депутатов Коркинского городского поселения (далее – заявитель, Совет депутатов) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением (с учетом уточнения) к Главе Коркинского городского поселения ФИО1 (далее Глава) и Администрации Коркинского городского поселения (далее – Администрация) о признании недействительными постановления Главы № 113 от 01.10.2007 «О передаче муниципального имущества на праве аренды МУП «Водоканал», постановление Главы № 185 от 21.07.2008 «О прекращении права хозяйственного ведения на часть имущества МУП «Водоканал»; признать действия Главы и Администрации в части изъятия из хозяйственного ведения Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» муниципального имущества – незаконными; возложить обязанности на Главу и Администрацию Коркинского городского поселения вернуть в хозяйственное ведение Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» незаконно изъятое у него муниципальное имущество (л.д. 3-14 т.1, 129-130 т.3, 49-50 т.5).
Определениями суда от 09.06.2009, 30.06.2009, 21.07.2009 (л.д. 1 т.1, 135-136 т.2, 146-147 т.3) к участиюв деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» (далее – МУП «Водоканал», предприятие), Муниципальное унитарное предприятие «Горводоканал» (далее – МУП «Горводоканал»), Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Регион-Сервис» (далее – ООО УК «Регион-Сервис»), Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Техно-Сервис» (далее – ООО УК «Техно-Сервис»), Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» (далее – ООО «УК»), Общество с ограниченной ответственностью «Регион – сервис» (далее – ООО «Регион-Сервис»), Общество с ограниченной ответственностью «Водосбыт» (далее – ООО «Водосбыт»), Общество с ограниченной ответственностью «Горводоканал» (далее – ООО «Горводоканал»), Общество с ограниченной ответственностью «КомСервис» (далее – ООО «КомСервис»).
Представитель заявителя в ходе судебного разбирательства требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, отзыве на возражения Администрации (л.д. 3-14 т.1, 51-53 т.5). В обоснование своих требований приводитследующие доводы. При издании оспариваемых постановлений нарушены нормы ст.ст. 215, 294, 295, 299 ГК РФ, ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – Закон 131-ФЗ) , п.3 ст. 18 Федерального закона № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон о предприятиях), пп2 п.2 ст. 25, пп.2 п.1 ст. 30, п.3 ст. 33 Устава Коркинского городского поселения, Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Коркинского городского поселения, утв. Решением Совета депутатов Коркинского городского поселения от 18.11.2005 №18, Положения о порядке закрепления муниципального имущества Коркинского городского поселения на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, утв. Решением Совета депутатов Коркинского городского поселения от 23.05.2007 №147); Положение о порядке принятия решений о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений (утв. Решением Совета депутатов Коркинского городского поселения от 30.05.2007 №148). Изъятие всего имущества, принадлежащего МУП «Водоканал» на праве хозяйственного ведения, необходимого для осуществления уставной деятельности и дальнейшая передача его в аренду, является неправомерным. Кроме того, действия по распоряжению муниципальным имуществом после его передачи в хозяйственное ведение МУП «Водоканал», являются незаконными, поскольку собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду, либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Право подписания председателем Совета депутатов исковых заявлений предполагает его право и на подачу иска в суд.
Представитель ответчика – Администрации в ходе судебного разбирательства требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 110-112 т. 2). Вобоснование своих возражений ссылается на следующее. Совет депутатов не представил решение, подтверждающее коллегиальное решение вопроса об обращении в арбитражный суд. Заявителем не представлено доказательств нарушения его прав, кроме того, пропущен срок для обращения в суд, установленный ч.4 ст. 198 АПК РФ. Со ссылкой на п.1 ст. 235, п.3 ст. 299 ГК РФ, пояснил, что было произведено прекращение хозяйственного ведения в результате добровольного отказа самого предприятия от части имущества. Среди представленных заявителем документов отсутствуют доказательства того, что передача имущества привела к невозможности продолжения хозяйственной деятельности МУП «Водоканал», действующее законодательство не содержит императивной нормы, запрещающей передавать муниципальным предприятиям муниципальное имущество на праве аренды. Право хозяйственного ведения на часть имущества было прекращено собственником в связи с возникшей необходимостью рационального и эффективного использования муниципального имущества, которое принято от предприятия на основании ходатайства руководителя муниципального предприятия по обоюдному согласию с собственником имущества. Принятие оспариваемых постановлений было осуществлено Главой в рамках его компетенции.
Представитель ответчика – Главы в судебное заседание не явился, документов, затребованных определением суда, в том числе письменного мнения, не представил. В материалах дела имеется доказательство извещения указанного лица о времени и месте судебного заседания (л.д. 97 т.7).
Представитель МУП «Водоканал» в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется доказательство надлежащего извещения указанного лица о времени и месте судебного заседания (л.д. 103 т.7), представил письменное мнение (л.д. 46-47 т.3), в котором, со ссылкой на Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 14.12.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Закон Челябинской области от 29.03.2007 №119-ЗО «О разграничении имущества между Коркинским муниципальным районом и Коркинским городским поселением», пояснил, что часть имущества для осуществления качественного обслуживания водо-канализационного хозяйства в г.Коркино по ходатайству директора МУП «Водоканал» было передано в аренду с последующей передачей имущества в субаренду вновь созданным предприятиям.
Представитель ООО «Водосбыт», ООО «Горводоканал», ООО «КомСервис», ООО «Регион – сервис», ООО «Управляющая компания», ООО УК «Регион-Сервис», ООО УК «Техно-Сервис» в судебное заседание не явился, в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения указанных лиц о времени и месте судебного заседания (л.д. 99, 100, 101, 102, 104, 107, 108 т.7). Представил письменное мнение (л.д. 57-58 т.4), в котором пояснил, что 01.10.2007 были созданы общества с ограниченной ответственностью для осуществления деятельности по водо-канализационному хозяйству.
Представитель МУП «Горводоканал» в судебное заседание не явился, документов, затребованных определением суда, в том числе письменного мнения, не представил. В материалах дела имеется доказательство извещения указанного лица о времени и месте судебного заседания (л.д. 105 т.7).
В судебном заседании 13.10.2009 объявлялся перерыв до 20.10.2009.
Информация об объявлении перерыва была размещена на официальном сайте Арбитражного суда Челябинской области в сети Интернет (л.д. 110 т.7).
После окончания перерыва представители лиц, участвующих в деле в судебное заседание не явились.
Дело рассматривается в порядке ст. ст. 156, 163, 200 АПК РФ с учетом положений Информационного письма Президиума ВАС РФ от 19.09.2006 № 113 «О применении ст. 163 АПК РФ».
Исследовав представленные в материалы письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства.
23.04.2007 Администрация Коркинского городского поселения обратилась к Главе Коркинского городского поселения с представлением о создании муниципального унитарного предприятия Коркинского городского поселения «Водоканал» (л.д.21-22 т.1).
02.07.2007 Главой издано постановление № 73 о создании МУП КГП «Водоканал». Указанным постановлением определено местонахождение предприятия, его учредитель (Администрация КГП), утвержден Устав; отделу муниципальной собственности и градостроительства администрации предписано наделить предприятие имуществом на праве хозяйственного ведения для формирования уставного фонда (л.д.23-24 т.1).
В соответствии с Уставом предприятие осуществляет следующие виды деятельности: обеспечение населения и организаций КГП питьевой водой, прием в канализационную сеть сточных вод и их очистка, эксплуатация водопроводно-канализационных сооружений и сетей, оказание различного вида услуг, выполнение работ, связанных с эксплуатацией водопроводно-канализационных систем, осуществление иных видов коммунальной деятельности (л.д.27 т.1).
26.07.2007 Главой издано постановление № 81 о предоставлении муниципального имущества МУП «Водоканал» на праве хозяйственного ведения согласно приложению, предоставлении предприятию в безвозмездное срочное пользование движимого имущества согласно приложению (л.д.35-58 т.1).
01.08.2007 между Администрацией и предприятием заключен договор № 8 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения на срок до 31.12.2007 (л.д.59-64 т.1). 01.08.2007 имущество было передано, что подтверждается актом приема-передачи (л.д. 66-93 т.1). Дополнительным соглашением № 36 от 01.01.2008 договор № 8 был пролонгирован на срок с 01.01.2008 по 31.12.2008 на прежних условиях (л.д. 65 т.1).
28.09.2007 письмом исх. № 106/3 предприятие обратилось к Главе с заявлением о прекращении права хозяйственного ведения в отношении имущества, переданного по договору № 8, одновременно предприятие просило передать имущество согласно приложению к письму на праве аренды (л.д.94-95 т.1).
28.09.2007 письмом исх. № 108/3 предприятие обратилось к Главе с заявлением о расторжении договора безвозмездного пользования транспортными средствами от 01.8.2007 № 12, одновременно просило передать указанное в договоре имущество с 01.10.2007 по договору аренды (л.д. 96 т.1).
01.10.2007 письмом исх. № 109/3 предприятие обратилось к Главе с заявлением, в котором просило дать разрешение на передачу арендованного имущества предприятия в субаренду согласно перечню: ООО «Управляющая компания», ООО «Техно-Сервис», ООО «Регион-Сервис», ООО «Горводоканал», ООО «Водосбыт» (л.д.97-104 т.1).
01.10.2007 Главой издано постановление № 113 о расторжении 30.09.2007 договора безвозмездного срочного пользования движимым муниципальным имуществом от 01.08.2007 № 12; заключении с 01.10.2007 с МУП «Водоканал» договора о передаче движимого муниципального имущества на праве аренды сроком на 3 месяца согласно приложению; изъятии части имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, договором от 01.08.2007 № 8, заключении с 01.10.2007 с предприятием договора о передаче изъятого из хозяйственного ведения муниципального имущества на праве аренды сроком на 3 месяца согласно приложению; заключении с 01.10.2007 с предприятием договора о передаче на праве аренды нежилого муниципального помещения, расположенного по адресу: <...>, сроком на 3 месяца (л.д.105-110 т.1).
01.10.2007 между Муниципальным образование КГП в лице Главы (Арендодатель) и предприятием (Арендатором) заключен договор № 14 аренды транспортных средств, согласно приложению без экипажа на срок до 31.12.2007 (л.д. 125-134 т.1). Имущество передано по акту приема-передачи (л.д.). Дополнительными соглашениями №№ 34, 46 договор аренды № 14 пролонгирован на срок с 01.01.2008 по 28.04.2008, с 29.04.2008 до 31.12.2008 на прежних условиях (л.д.135, 137 т.1).
01.10.2007 между Муниципальным образованием КГП в лице Главы (Арендодатель) и предприятием (Арендатором) заключен договор аренды сооружений № 15, согласно акту приема-передачи на срок до 31.12.2007 (л.д.111-122 т.1). Дополнительными соглашениями №№ 33, 47 договор аренды № 15 пролонгирован на срок с 01.01.2008 по 28.04.2008, с 29.04.2008 по 15.07.2008 на прежних условиях (л.д. 123 -124 т.1).
01.10.2007 между предприятием (Арендатор) и ООО «Водосбыт» (Субарендатор) заключен договор субаренды сооружений №9 на срок с 01.10.2007 по 31.12.2007, но не более срока действия договора аренды сооружений №15 от 01.10.2007 (л.д. 81-83 т.3). Дополнительными соглашениями №№ 3, 4, 6 договор субаренды № 9 пролонгирован на срок с 01.01.2008 по 29.04.2008, с 29.04.2008 по 15.07.2008 на прежних условиях (л.д. 86, 87, 89 т.3).
01.10.2007 между предприятием (Арендатор) и ООО «РегионСервис (Субарендатор) заключен договор субаренды сооружений №10 на срок с 01.10.2007 по 31.12.2007, но не более срока действия договора аренды сооружений №15 от 01.10.2007 (л.д. 72-74 т.3). Дополнительными соглашениями №№ 3, 5, 6 договор субаренды № 10 пролонгирован на срок с 01.01.2008 по 29.04.2008, с 29.04.2008 по 15.07.2008, с 16.07.2008 по 28.02.2009 на прежних условиях (л.д. 77, 79, 80 т.3).
01.10.2007 между предприятием (Арендатор) и ООО «Горводоканал» (Субарендатор) заключен договор субаренды сооружений №11 на срок с 01.10.2007 по 31.12.2007, но не более срока действия договора аренды сооружений №15 от 01.10.2007 (л.д. 63-65 т.3). Дополнительными соглашениями №№ 3, 4, 6 договор субаренды № 11 пролонгирован на срок с 01.01.2008 по 31.12.2008, с 01.01.2008 по 29.04.2008, с 29.04.2008 по 15.07.2008 на прежних условиях (л.д. 68, 69, 71 т.3).
01.10.2007 между предприятием (Арендатор) и ООО «ТехноСервис» (Субарендатор) заключен договор субаренды транспортного средства без экипажа №8 на срок с 01.10.2007 по 31.12.2007 (л.д. 90-93 т.3). Дополнительными соглашениями №№ 1, 2, 3 договор субаренды № 8 пролонгирован на срок с 01.01.2008 по 28.04.2008, с 29.04.2008 по 31.12.2008 на прежних условиях (л.д. 94, 95, 96 т.3).
01.10.2007 между предприятием (Арендатор) и ООО «Управляющая компания» (Субарендатор) заключен договор субаренды нежилого помещения №7 на срок с момента передачи нежилого помещения по акту и до 31.12.2007 (л.д. 97-100 т.3). Дополнительным соглашением №№ 4 договор субаренды № 7 пролонгирован на срок с 01.01.2008 по 31.12.2008 на прежних условиях (л.д. 104 т.3).
21.07.2008 Главой издано постановление № 185, в соответствии с которым на отдел муниципальной собственности и земельных отношений администрации возложена обязанность в срок до 01.08.2008 подготовить дополнительное соглашение к договору хозяйственного ведения о прекращении права хозяйственного ведения на часть муниципального имущества – инженерные сети, согласно приложению; включить имущество в реестр муниципальной собственности (л.д. 142-150 т.1).
Письмами от 17.12.2008, 24.02.2009, 11.03.2009, 18.03.2009 МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения г. Челябинска» неоднократно уведомляло МУП «Водоканал», Главу Администрации района, Главу поселения, Прокурора г. Коркино, Совет депутатов о наличии задолженности МУП «Водоканал» перед МУП «ПОВВ» и необходимости погашения ее, а также принятии мер к безаварийному сокращению подачи питьевой воды (л.д.151, 153-155 т.1).
Письмами от 18.04.2008 №38, 20.05.2008 № 49 Совет депутатов обратился к Главе с требованием указать перечень правовых актов, на основании которых осуществляется реформирование системы жилищно-коммунального хозяйства Коркинского городского поселения, предоставить сведения о созданных муниципальных унитарных предприятиях и учреждениях, в том числе, с указанием оснований, целей их создания, условий и порядка деятельности, сроков создания, сведений об учредителях, составе муниципального имущества, закрепленного за этими предприятиями, а также перечень правовых актов, на основании которых муниципальное имущество передано МУП «Водоканал» на праве аренды, осуществляется предоставление жилищно-коммунальных услуг населению, в том числе подрядными организациями любых форм собственности, осуществляется управление муниципальным имуществом (л.д. 94-97, 101-103 т.2).
Письмами от 25.04.2008 №01/29, 05.06.2008 №01/39 Главой в адрес Совета депутатов были даны разъяснения, в том числе, что Уставом МУП «Водоканал» предусмотрено право предприятия заключать все виды договоров с юридическими и физическими лицами, не противоречащие законодательству Российской Федерации, целям и предмету деятельности предприятия, а также право арендовать имущество (л.д. 97-100, 104-109 т.2).
15.06.2009 между Муниципальным образованием КГП в лице Главы (Арендодатель) и ООО УК «Техно-Сервис» (Арендатором) заключен договор аренды транспортного средства без экипажа № 25, согласно акту приема-передачи на срок до 14.06.2012 (л.д. 121-128 т.3).
01.07.2009 между Муниципальным образованием КГП в лице Главы (Арендодатель) и ООО УК «Регион-Сервис» (Арендатором) заключен договор аренды муниципального имущества – нежилых зданий водопроводно-канализационного хозяйства КГП № 14, согласно акту приема-передачи на срок до 30.06.2012 (л.д. 113-120 т.3).
01.07.2009 между Муниципальным образованием КГП в лице Главы (Арендодатель) и ООО «Горводоканал» (Арендатором) заключен договор аренды муниципального имущества – нежилых зданий водопроводно-канализационного хозяйства КГП № 26, согласно акту приема-передачи на срок до 30.06.2012 (л.д. 105-112 т.3).
Кроме того, судом установлено следующее.
МУП «Горводоканал», г. Коркино, обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к Управлению муниципальным имуществом Администрации Коркинского городского поселения, г. Коркино, о признании недействительным соглашения № 2 о расторжении договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 01.03.2007, заключённого между Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Коркинского городского поселения и Муниципальным унитарным предприятием «Горводоканал». Решением Арбитражного суда Челябинской области от 31.12.2008 по делу №А76-18949/2008-1-473 признано недействительным соглашение № 2 о расторжении договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 01.03.2007, заключённого между Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Коркинского муниципального района и Муниципальным унитарным предприятием «Горводоканал». В судах апелляционной и кассационной инстанции указанное решение не обжаловалось, вступило в законную силу.
Определениями от 02.09.2009, 08.10.2009 заявления от 26.08.2009, 01.10.2009 Администрации Коркинского городского поселения Челябинской области, г. Коркино, о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения Арбитражного суда Челябинской области от 31.12.2008 по делу № А76-18949/2008 были возвращены заявителю (л.д. 98-99 т.4, 89-90, 91-92, 95-96 т.7).
Муниципальное унитарное предприятие «Горводоканал», г. Коркино, обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковыми требованиями об обязании Администрации Коркинского городского поселения передать Муниципальному унитарному предприятию «Горводоканал», г. Коркино, на праве хозяйственного ведения имущество. Указанное заявление принято к производству, делу присвоен номер А76-5040/2009-19-288/17-610. Определением суда от 23.06.2009 производство по указанному делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу № А76-11246/2009.
Полагая, что постановления Главы № 113 от 01.10.2007, № 185 от 21.07.2008, действия Главы и Администрации в части изъятия из хозяйственного ведения МУП «Водоканал» муниципального имущества не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в суд с требованием о признании их незаконными.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием, а, следовательно, спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате изданием ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Решением Совета депутатов Коркинского городского поселения от 25.08.2005 №7 принят Устав Коркинского городского поселения (Зарегистрировано в ГУ Минюста РФ по Уральскому федеральному округу 9 декабря 2005 № RU745131012005001) (далее – Устав), в соответствии с п.3 ст. 5 которого, к вопросам местного значения Коркинского поселения, в том числе, относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Коркинского поселения.
Статья 16 Устава установлена структура органов местного самоуправления Коркинского поселения, которую составляют: 1) Совет депутатов Коркинского городского поселения (далее - Совет депутатов) - представительный орган Коркинского поселения; 2) глава Коркинского городского поселения (далее - глава Коркинского поселения) - высшее должностное лицо Коркинского поселения; 3) администрация Коркинского городского поселения (далее - администрация) - исполнительно-распорядительный орган Коркинского поселения.
В соответствии с п.1 ст. 17 Устава Совет депутатов является постоянно действующим коллегиальным органом Коркинского поселения, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В исключительной компетенции Совета депутатов, согласно п.п. 5, 9 п.1 ст. 18 Устава, в том числе, находятся: определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Совет депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает нормативные правовые акты в форме решений, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Коркинского поселения, а также решения по вопросам организации деятельности Совета депутатов (п.1 ст. 20 Устава).
Как следует из положений п.п. 13 п. 2 ст. 21 Устава председатель Совета депутатов от имени Совета депутатов подписывает доверенности, исковые заявления и другие документы, направляемые в суды, в случаях, предусмотренных законодательством.
В соответствии с п.1 ст. 24 Устава Глава поселения является высшим должностным лицом Коркинского поселения и наделяется настоящим Уставом в соответствии с федеральным законом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Как установлено статьей 25 Устава Глава поселения, в том числе, издает в пределах своих полномочий правовые акты, являясь главой администрации Коркинского поселения, глава поселения осуществляет также полномочия, в том числе, по обеспечению на территории Коркинского поселения исполнения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области, правовых актов органов местного самоуправления.
Являясь главой администрации Коркинского поселения, глава поселения в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Челябинской области, настоящим Уставом и решениями Совета депутатов, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Челябинской области, а также распоряжения по вопросам организации работы администрации Коркинского поселения. Постановления главы поселения вступают в силу со дня их подписания, если иное не установлено в самом постановлении (п.1, 2 ст. 26 Устава).
В соответствии со ст. 30 Устава Администрация, в том числе, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решениями Совета депутатов, осуществляет права собственника в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности, создает муниципальные предприятия и учреждения.
Согласно ст. 33 Устава перечень объектов имущества, которое может находиться в собственности поселений, устанавливается федеральным законом (п.1).
Особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливается федеральным законом (п.2).
От имени муниципального образования права собственника в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности Коркинского поселения, осуществляет администрация Коркинского поселения на основании федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Совета депутатов (п.3).
Администрация создает муниципальные предприятия и учреждения, участвует в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения (п.4).
В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В соответствии со ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Статьей 295 ГК РФ определены права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия (п.1).
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами (п.2).
В соответствии с п.1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (п.1).
В соответствии со ст. 49 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об организации местного самоуправления, Закон 131-ФЗ) экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.
Согласно ст. 51 Закона об организации местного самоуправления органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч.1).
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (ч.2).
Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования (ч.4).
В ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон о муниципальных унитарных предприятиях) закреплены положения, аналогичным ст. 113 ГК РФ, унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Согласно ст. 11 Закона о муниципальных унитарных предприятиях Имущество унитарного предприятия формируется за счет: имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников (п.1).
Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.
Особенности осуществления права хозяйственного ведения и права оперативного управления в отношении недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации и являющегося федеральной собственностью, а также ценных бумаг, долей, паев в находящихся за пределами Российской Федерации юридических лицах, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п.2).
В соответствии со ст. 18 Закона о муниципальных унитарных предприятиях государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (п.1).
Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия (п.2).
Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными (п.3).
Правомочия собственника имущества унитарного предприятия определены ст. 295 ГК РФ и ст. 20 Закона 161-ФЗ.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника (п.3 ст. 299 ГК РФ).
Как следует из положений ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В силу статьи 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
При этом, право собственника на изъятие муниципального имущества, переданного унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения не предусмотрено. Указанное право закреплено в законе только лишь в отношении имущества, переданного на праве оперативного управления (ст. 296 ГК РФ).
Таким образом, указанными нормативными актами установлен принцип специальной (целевой) правоспособности унитарных предприятий, поскольку действия предприятия по распоряжению закрепленным за ним имуществом собственника должны быть обусловлены, прежде всего, задачами его уставной деятельности и целевым назначением предоставленного для выполнения этих задач имущества, вместе с тем, предприятие наделено и правом на отказ от права в отношении имущества, исходя из вышеприведенных положений, при этом такой отказ возможен только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены Уставом.
Пленум Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении № 6/8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением ч.1 Гражданского кодекса РФ» разъяснил, что при разрешении споров судам необходимо учитывать, что правомочия унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения по владению, пользованию и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, находящимся у него в хозяйственном ведении, определены статьями 294, 295 ГК. В связи с этим условия договоров, заключенных между собственником соответствующего государственного (муниципального) имущества и таким предприятием, которые изменяют характер и пределы указанных правомочий, являются ничтожными (п.39). Перечень прав собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия, определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 295 ГК и иными законами. При разрешении споров необходимо учитывать, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными (п.40).
Следовательно, акты, изданные с нарушением вышеуказанных положений, не могут являться законными.
12.04.2007 Правительством Челябинской области издано постановление №85-П «Об итогах реформирования жилищно-коммунального хозяйства Челябинской области за 2006 год и задачах по развитию жилищно-коммунального хозяйства Челябинской области на 2007 год», в соответствии с п.6 которого Главам муниципальных образований Челябинской области рекомендовано определить объекты коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, закрепленные на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями, с целью прекращения права хозяйственного ведения и последующим заключением договоров аренды или доверительного управления на данное имущество.
На основании Закона Челябинской области от 29.03.2007 № 119-ЗО «О разграничении имущества между Коркинским муниципальным районом и Коркинским городским поселением» Коркинскому городскому поселению было передано муниципальное имущество для решения вопросов местного значения. В соответствии со ст. 2 данного закона, право собственности Коркинского городского поселения на передаваемое имущество возникает с 01.05.2007.
Как усматривается из материалов дела, МУП «Водоканал» создано для обеспечения населения и организаций Коркинского городского поселения питьевой водой, приема в канализационную сеть сточный вод и их очистки, эксплуатации водопроводно-канализационных сооружений и сетей.
Решением Совета депутатов Коркинского городского поселения от 18.11.2005 № 18 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Коркинского городского поселения (далее – Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности) (л.д.22-31 т.2).
В соответствии с п. 2 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности от имени муниципального образования права собственника в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности поселения осуществляет Администрация на основании федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Совета депутатов.
При этом, как установлено п. 3 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности под управлением муниципальной собственностью поселения понимается осуществление от имени поселения и в интересах его населения деятельности органов местного самоуправления поселения по реализации в рамках их компетенции правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Администрация в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью, согласно п.11 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, осуществляет, в том числе, следующие полномочия: от имени муниципального образования осуществляет права собственника в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности поселения; создает муниципальные предприятии и учреждения, участвует в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
В соответствии с п.27 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности имущество, находящееся в муниципальной собственности поселения, может сдаваться в аренду. Порядок сдачи в аренду имущества, порядок определения арендной платы за пользование имуществом устанавливаются Советом депутатов.
Решение о сдаче в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности, принимается администрацией (п. 28 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности).
Арендуемое имущество может быть сдано арендатором в субаренду в случаях и в порядке, предусмотренных договором аренды имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 29 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности).
Решением Совета депутатов Коркинского городского поселения от 23.12.2005 № 26 утверждено Положение о порядке сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности Коркинского городского поселения (далее – Положение о порядке сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности) (л.д. 45-55 т.1).
В соответствии с п.3 Положения о порядке сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности, решение о сдаче в аренду имущества, находящегося в муниципальной казне поселения принимается администрацией. В качестве арендодателя имущества, находящегося в муниципальной собственности поселения, выступает администрация поселения.
Согласно п.5 Положения о порядке сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности, арендуемое имущество может быть сдано арендатором в субаренду в случаях и в порядке, предусмотренных договором аренды имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
На основании Постановления Главы, администрация осуществляет передачу в аренду муниципального имущества по акту приема-передачи, а по истечении договора аренды, либо при досрочном его расторжении принимает по акту приема – передачи у арендатора муниципальное имущество в исправном состоянии с учетом его нормального износа (п.7).
Решением Совета депутатов Коркинского городского поселения от 23.05.2007 № 147 утверждено Положение о порядке закрепления муниципального имущества Коркинского городского поселения на праве хозяйственного ведения и оперативного управления (далее - Положение о порядке закрепления муниципального имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления) (л.д.32-36 т.2), в соответствии с п.2 которого субъектом права хозяйственного ведения является муниципальное унитарное предприятие (далее по тексту - Предприятие). Предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Положением и договором о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения.
Пунктом 4 вышеуказанного Положения установлено, что закрепляемое на праве хозяйственного ведения и оперативного управления имущество может быть движимым и недвижимым.
Согласно п.5 Положения о порядке закрепления муниципального имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления право хозяйственного ведения имуществом у Предприятия или право оперативного управления у Учреждения возникает с момента фактической передачи имущества, если иное не установлено законом, и иными правовыми актами органов местного самоуправления.
Право хозяйственного ведения имуществом у Предприятия или право оперативного управления у Учреждения прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в иных случаях правомерного изъятия имущества у Предприятия или Учреждения по решению собственника (п.7).
Основанием для передачи имущества в хозяйственное ведение Предприятий является постановление Главы Коркинского городского поселения о создании Предприятия (п.9).
На основании постановления Главы поселения с Предприятием заключается договор о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения (далее - Договор) (п. 10).
В соответствии с п.22 Положения о порядке закрепления муниципального имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, право хозяйственного ведения на имущество прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также в случаях изъятия имущества у Предприятия по постановлению Главы Коркинского городского поселения, принятого в соответствии с действующим законодательством.
Решением Совета депутатов Коркинского городского поселения от 30.05.2007 № 148 утверждено Положение о порядке принятия решений о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений (л.д.37-44 т.2).
К компетенции Главы Коркинского городского поселения (далее - Глава поселения), как руководителя администрации Коркинского городского поселения (далее - администрация поселения), в том числе, относится координация работы муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, передача им муниципального имущества на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления, безвозмездного пользования (п.п. «б» п.3).
К компетенции отраслевого (функционального) органа администрации по управлению муниципальным имуществом, в том числе, относится закрепление на основании постановления Главы администрации Коркинского городского поселения имущества, относящегося к муниципальной собственности, на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления (п.п. «б» п.3).
Глава поселения по итогам рассмотрения представленного пакета документов принимает одно из следующих решений: 1) о создании муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения. Такое постановление оформляется постановлением Главы поселения, в котором должно быть указано, в каких целях, за счет какого имущества создается муниципальное унитарное предприятие, муниципальное учреждение, его местонахождение. Постановление должно содержать информацию об учредителе создаваемого муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения, об утверждении его устава, о передаче и закреплении муниципального имущества, утверждении акта приема-передачи; 2) об отказе в создании муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения. Такое решение Главы поселения оформляется постановлением с обоснованием причин отказа (п.9).
Закрепленное за муниципальным унитарным предприятием, муниципальным учреждением, на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, имущество образует его первоначальный уставный фонд. Имущество муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения находится в муниципальной собственности поселения, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (паям), в том числе между работниками предприятия (п.12).
Решением Совета депутатов Коркинского городского поселения от 25.10.2007 № 189 утверждено Положение о порядке сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности Коркинского городского поселения (далее – Положение) (л.д.56-63 т.2).
В соответствии с п. 3 Положения арендодателем муниципального имущества, расположенного на территории Коркинского городского поселения, является собственник - администрация Коркинского городского поселения (далее - Администрация).
Пунктом 4 Положения установлено, что арендуемое муниципальное имущество может быть сдано арендатором в субаренду только с согласия Администрации, в соответствии с действующим законодательством и порядком, установленным настоящим Положением.
Муниципальное имущество предоставляется в аренду на основании заявок арендаторов для осуществления деятельности, не запрещенной действующим законодательством (п. 11 Положения).
В соответствии с ч.1. ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в т.ч.: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
При этом, в силу ч.2. указанной статьи кодекса права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В соответствии с ч.1 ст. 164 Гражданского кодекса РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 настоящего Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Аналогичные положения закреплены и в ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
На основании ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода и прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и названным Законом. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что предприятию МУП «Водоканал» по договору № 8 было передано как движимое имущество, так и недвижимое имущество, необходимое в целях реализации уставной деятельности, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Из материалов дела, следует, что оспариваемые постановления № № 113, 185 изданы, в т.ч. на основании обращения предприятия об изъятии имущества из права хозяйственного ведения с последующей передачей на праве аренды. В соответствии с указанными постановлениями из права хозяйственного ведения изъято недвижимое имущество.
Указанный отказ, по мнению суда, не может быть принят судом во внимание, поскольку не допускается в силу п.3 ст. 18 Закона об унитарных предприятиях, и фактически лишает МУП Водоканал осуществления деятельности, предусмотренной Уставом, поскольку имущество в совокупности составляет производственный комплекс.
Осуществление производственной деятельности на арендованном у собственника унитарным предприятием имуществе, при отсутствии закрепленного за предприятием имущества на праве хозяйственного ведения, законом не предусмотрено.
Суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил, что доказательства возникновения у предприятия «Водоканал» права хозяйственного ведения на недвижимое имущество отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным постановлений № № 113, 185 и незаконными действий Главы и Администрации в части изъятия из хозяйственного ведения МУП «Водоканал» недвижимого муниципального имущества. Исходя из положений ст. 209 ГК РФ заинтересованные лица вправе были распорядиться указанным имуществом.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ).
В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается (ч.1 ст. 607 ГК РФ).
В соответствии с ч.1 ст. 689 Гражданского кодекса РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
В силу ч.1. ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Исходя из ч.2. ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
При этом, в силу ч.3. указанной статьи кодекса в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Исходя из ч.1 ст. 698 Гражданского кодекса РФ ссудодатель вправе потребовать досрочного расторжения договора безвозмездного пользования в случаях, когда ссудополучатель: использует вещь не в соответствии с договором или назначением вещи; не выполняет обязанностей по поддержанию вещи в исправном состоянии или ее содержанию; существенно ухудшает состояние вещи; без согласия ссудодателя передал вещь третьему лицу.
В силу ч.2. ст. 698 ГК РФ ссудополучатель вправе требовать досрочного расторжения договора безвозмездного пользования: при обнаружении недостатков, делающих нормальное использование вещи невозможным или обременительным, о наличии которых он не знал и не мог знать в момент заключения договора; если вещь в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, окажется в состоянии, непригодном для использования; если при заключении договора ссудодатель не предупредил его о правах третьих лиц на передаваемую вещь; при неисполнении ссудодателем обязанности передать вещь либо ее принадлежности и относящиеся к ней документы.
Иных оснований для досрочного расторжения договора безвозмездного пользования закон не устанавливает.
Указанное свидетельствует, что для принятия решения о расторжении договора безвозмездного пользования необходимо также наличие указанных условий.
Как усматривается из материалов дела, МУП «Водоканал» на основании постановления Главы от 26.07.2007 № 81, договора 01.08.2007 № 12 в безвозмездное срочное пользование передано движимое имущество.
28.09.2007 письмом исх. № 108/3 предприятие обратилось к Главе с заявлением о расторжении договора безвозмездного пользования транспортными средствами от 01.8.2007 № 12, одновременно просило передать указанное в договоре имущество с 01.10.2007 по договору аренды (л.д. 96 т.1).
Оспариваемым постановлением № 113 отделу муниципальной собственности и земельных отношений Администрации КГП предписано расторгнуть договор безвозмездного срочного пользования движимым имуществом, заключить с МУП «Водоканал» договор о передаче движимого имущества на праве аренды сроком на 3 месяца.
Закон об унитарных предприятиях данные правоотношения не регулирует.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что фактически стороны пришли к соглашению о досрочном расторжении договора безвозмездного срочного пользования движимым имуществом.
Учитывая вышеприведенные положения нормативных актов, применительно к фактическим обстоятельствам, установленным судом по настоящему делу, суд приходит к выводу о соответствии оспариваемого акта № 113 в части, касающейся расторжения договора безвозмездного срочного пользования, положениям Гражданского кодекса РФ, и недоказанности его несоответствия закону или иному нормативному правовому акту.
Нормативное обоснование требований в части, касающейся пп.4 п.1 постановления № 113 в соответствии с п/п. 4 п. 1 ст. 199 АПК РФ в заявлении не приведено, таким образом, в нарушение ст. 65, ст. 199 АПК РФ заявителем не представлено доказательств противоречия оспариваемого акта положениям законодательства, что лишило возможности арбитражному суду проверить оспариваемый акт на соответствие конкретным нормам права.
Поскольку совокупность условий, при наличии которых оспариваемые акты, действия могут быть признаны незаконным (недействительными), отсутствует, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Исходя из смысла ст. ст. 198-201 АПК РФ, суд вынужден отказать и в восстановлении нарушенных прав.
Именем РФ, руководствуясь ст. ст. 167, 168, п.2 ст. 176, ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Совета депутатов Коркинского городского поселения к Главе Коркинского городского поселения ФИО1, Администрации Коркинского городского поселения о признании постановления Главы № 113 от 01.10.2007 «О передаче муниципального имущества на праве аренды МУП «Водоканал» недействительным; постановления Главы № 185 от 21.07.2008 «О прекращении права хозяйственного ведения на часть имущества МУП «Водоканал» недействительным; действий Главы и Администрации в части изъятия из хозяйственного ведения Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» муниципального имущества – незаконными; возложении обязанности на Главу и Администрацию Коркинского городского поселения вернуть в хозяйственное ведение Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» незаконно изъятое у него муниципальное имущество, отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья: Л.В. Забутырина