ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-11383/10 от 29.07.2010 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Челябинск

05 августа 2010 года Дело № А76-11383/2010-59-358

Резолютивная часть решения объявлена 29 июля 2010 года.

Решение в полном объеме изготовлено 05 августа 2010 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Зайцев С.В.,  при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению открытого акционерного общества «Южуралэлектромонтаж»,   г.Челябинск 

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском Федеральном округе,   г.Екатеринбург 

о признании незаконным и отмене постановления № 62-09-295/ПН от 19.05.2010. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.9 ст.19.5 КоАП РФ,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: ФИО1   – генерального директора, приказ № 31 от 01.06.2010., паспорт <...> выдан 06.02.2002. УВД Центрального района г.Челябинска, ФИО2  ., доверенность от 01.07.2010., паспорт <...> выдан 07.06.2002. УВД Ленинского района г.Челябинска,

от ответчика: не явился, извещён (уведомление № 20135 с отметкой о получении определения суда 12.07.2010.),

у с т а н о в и л :

Открытое акционерное общество «Южуралэлектромонтаж» (далее по тексту ОАО «Южуралэлектромонтаж», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № 62-09-295/ПН от 19.05.2010. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.9 ст.19.5 КоАП РФ, вынесенного Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском Федеральном округе (далее по тексту – РО ФСФР в УрФО, административный орган, ответчик).

Заявитель свои требования мотивирует следующим. Размер административного наказания в виде штрафа в 500 000 рублей несоразмерен тяжести совершенного административного правонарушения, а совершенное административное правонарушение является малозначительным. Информация, которую необходимо было раскрыть в соответствии с предписанием в виде пояснительных записок, уже содержалась в иных документах Общества, опубликованных в сети Интернет. Частичное неисполнение предписание не является умышленным, поскольку Общество полагало, что аналогичная информация уже опубликована. В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ, просит освободить Общество от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

В отзыве на заявление ответчик против требований заявителя возражает, ссылаясь на то, что неисполнение предписания федерального органа исполнительной власти в сфере финансовых рынков по своей природе относится к числу правонарушений с формальным составом. Характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением не входит в предмет доказывания по делам об административных правонарушениях с формальным составом. Следовательно, для привлечения к административной ответственности, административному органу не требуется доказывать наличие и размер ущерба, причиненного в результате совершенного правонарушения. В случае непредставления лицом, привлекаемым к административной ответственности доказательств отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, лицо, рассматривающее дело не вправе применять положения о малозначительности.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора, в судебное заседание своего представителя не направил. В соответствии с ч.3 ст.156 АПК РФ, неявка в судебное заседание представителя ответчика, надлежащим образом извещённого о месте и времени судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.

Заслушав объяснения заявителя, исследовав письменные доказательства, арбитражный суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Открытое акционерное общество «Южуралэлектромонтаж», находящееся по адресу: 454048, <...>, зарегистрировано в качестве юридического лица 16.07.1992. за регистрационным № 265-5. На основании свидетельства серии 74 № 002184601, выданного 21.12.2002. инспекцией МНС России по Центральному району г.Челябинска, о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1027403886553 (л.д.118).

Как следует из материалов дела, в феврале 2010 года сотрудниками РО ФСФР России в УрФО была проведена проверка ОАО «Юуралэлектромонтаж» на предмет соблюдения требований законодательства РФ о ценных бумагах.

В ходе проверки со стороны заявителя были установлены нарушения требований «Положения о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг», утвержденного Приказом ФСФР России № 06-117/пз-н от 10.20.2006., а именно:

- содержание ежеквартального отчета за 4 квартал 2009 года не соответствует форме Приложения № 10 к «Положению о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг», поскольку во введении отсутствуют основания возникновения у эмитента обязанности осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета, предусмотренные п.5.1 Положения,

- файл, содержащий текст ежеквартального отчета Общества, представлен в ином формате, чем XML-формат (версия 1.0) в кодировке Windows-1251 с расшифровкой «.xml»,

- на странице в сети Интернет, используемой Обществом для раскрытия информации, не опубликованы следующие документы Общества: пояснительные записки к годовой бухгалтерской отчетности за 2006, 2007, 2008 годы, аудиторские заключения к годовой бухгалтерской отчетности за 2006, 2007, 2008 годы, годовая бухгалтерская отчетность в полном объеме, а именно формы 3, 4, 5 годовой бухгалтерской отчетности за 2006, 2007, 2008 годы.

О необходимости устранения выявленных нарушений, путем предоставления документов и опубликования их в сети «Интернет» в течение 30 дней, административным органом в адрес Общества направлено предписание № 62-10-СФ-08/2343 от 25.02.2010. (т.2 л.д.46-47)., которое получено заявителем 01.03.2010. (т.2 л.д.48).

К указанному в предписании сроку требования предписания были выполнены Обществом частично. Так, на странице в сети Интернет, используемой Обществом для раскрытия информации, не были опубликованы формы 3, 4, 5 годовой бухгалтерской отчетности за 2008 год, пояснительные записки к годовой бухгалтерской отчетности за 2006, 2007, 2008 годы.

По факту совершения правонарушения, выразившегося в невыполнении в установленный срок законного предписания территориального органа федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, 04.05.2010. в отношении ОАО «Южуралэлектромонтаж» в присутствии представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении № 62-10-323/пр-ап (т.2 л.д.3-6).

На основании протокола от 04.05.2010. и собранных материалов, постановлением № 62-10-295/ПН от 19.05.2010. ОАО «Южуралэлектромонтаж» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.19.5 КоАП РФ, было привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей (т.1 л.д.142-145).

Заявитель, считая постановление административного органа не соответствующим законодательству, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Согласно ст.207 АПК РФ, арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

В силу части 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.

В соответствии со ст.92 Федерального закона № 208-ФЗ от 26.12.1995. "Об акционерных обществах", открытое общество обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность (ч.1).

Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ч.2).

Согласно ст.30 Федерального закона № 39-ФЗ от 22.04.1996. "О рынке ценных бумаг", под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение.

Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.

Порядок и сроки раскрытия информации о существенных фактах определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

На основании п.1.1 «Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», утвержденного Приказом ФСФР РФ № 06-117/пз-н от 10.10.2006., Положение регулирует состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг (далее - ценные бумаги), раскрытия информации в форме проспекта ценных бумаг, ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг (далее - ежеквартальный отчет) и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг (далее - сообщения о существенных фактах), а также устанавливает требования к порядку раскрытия эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам.

В силу подпункта «в» п.5.1 Положения, обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном настоящим Положением, распространяется, в том числе, на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и/или муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.

В соответствии с п.5.5 Положения, ежеквартальный отчет должен быть составлен по форме согласно Приложению 10 к настоящему Положению.

Согласно п.5.6 Положения, ежеквартальный отчет составляется по итогам каждого квартала. Ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала.

На основании п.5.7 Положения, в срок не более 45 дней с даты окончания соответствующего квартала эмитент обязан опубликовать текст ежеквартального отчета в сети Интернет.

Текст ежеквартального отчета должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет.

В силу п.8.3.1 Положения, Акционерные общества обязаны раскрывать информацию в форме годовой бухгалтерской отчетности.

В соответствии с п.8.3.3 Положения, годовая бухгалтерская отчетность акционерного общества должна содержать: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, предусмотренные нормативными актами Российской Федерации; аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; пояснительную записку.

Согласно п.8.3.4 Положения, Акционерное общество, обязанное в соответствии с настоящим Положением раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, раскрывает годовую бухгалтерскую отчетность в составе ежеквартального отчета за I квартал.

Из материалов дела усматривается, что ежеквартальный отчет Общества за 4 квартал 2009 года не содержал полной информации, указанной в форме согласно Приложению 10 к «Положению о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», утвержденного Приказом ФСФР РФ № 06-117/пз-н от 10.10.2006., кроме того, на странице в сети Интернет не были опубликованы необходимые для публикации документы за 2006, 2007, 2008 годы, поэтому направление предписания Обществу является правомерным.

На основании п.7 ст.44 Федерального Закона РФ № 39-ФЗ от 22.04.1996. «О рынке ценных бумаг», Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе, в том числе, направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Аналогичная норма содержится в п.5.3.7 Положения «О Федеральной службе по финансовым рынкам», утвержденным постановлением Правительства РФ № 317 от 30.09.2004.

В соответствии с п.1 ст.11 Федерального Закона РФ № 46-ФЗ от 05.03.1999. «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что предписание РО ФСФР России в УрФО № 62-10-СФ-08/2343 от 25.02.2010. получено заявителем 01.03.2010., о чем свидетельствует уведомление № 62099423195172 о вручении почтового отправления. В срок до 31.03.2010. требования предписания Обществом в полном объеме не исполнены.

Невыполнение данной обязанности является основанием для привлечения юридического лица к ответственности за невыполнение в установленный срок законного предписания территориального органа федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, в соответствии с частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.

Нарушение подтверждено материалами административного дела, в том числе, предписанием РО ФСФР России в УрФО № 62-10-СФ-08/2343 от 25.02.2010., протоколом об административном правонарушении № 62-10-323/пр-ап от 04.05.2009. Процессуальный порядок привлечения заявителя к ответственности административным органом не нарушен.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.19.5 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

На основании изложенного, суд считает, что административное правонарушение, предусмотренное ч.9 ст.19.5 КоАП РФ, имеет место, ответственность применена в соответствии с законом. Права заявителя не нарушены, процедуры, необходимые для привлечения к ответственности, соблюдены.

Вместе с тем, учитывая конституционные принципы соразмерности и справедливости при назначении наказания, а также характер правонарушения, отсутствие вредных последствий для государства и конкретных граждан, устранение заявителем нарушений, арбитражный суд приходит к выводу о том, что совершенное административное правонарушение является малозначительным, так как при формальном наличии всех признаков состава правонарушения последнее само по себе не содержит каких-либо существенных угроз охраняемым общественным отношениям, а потому считает возможным применить к данному правонарушению нормы ст.2.9 КоАП РФ.

Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 02.06.2004. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно п.21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24.03.2005. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Судом установлено, что намерений не исполнять предписание государственного органа у Общества не имелось. Частичное неисполнение предписания связано с мнением заявителя о том, что необходимая для раскрытия информация уже содержится в других документах Общества, которые опубликованы в сети Интернет.Доказательства, подтверждающие причинение какого-либо ущерба, нарушение прав акционеров, иных лиц, наличие жалоб на действия юридического лица в материалах дела не имеется.

В конкретном случае отсутствует причинённый вред или угроза его причинения личности, обществу или государству, поскольку требуемая к раскрытию информация содержится в иных документах Общества размещенных в сети Интернет, правонарушение юридическим лицом совершено впервые, государственные интересы, интересы конкретных граждан и юридических лиц не пострадали. Характер совершенного обществом административного правонарушения свидетельствует об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и об отсутствии умысла на его совершение.

В силу ст.2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Если же малозначительность правонарушения установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа, суд в соответствии с ч.2 ст.211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным этого постановления и его отмене (п.17 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

На основании изложенного суд считает, требование заявителя подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, ст.211 АПК РФ, ст.2.9 КоАП РФ, арбитражный суд

р е ш и л :

1. Требование открытого акционерного общества «Южуралэлектромонтаж» удовлетворить.

2. Постановление № 62-10-295/ПН от 19.05.2010. о назначении ОАО «Южуралэлектромонтаж» административного наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.19.5 КоАП РФ, вынесенное заместителем руководителя Регионального отделения Федеральной службы по Финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе, - признать незаконным и отменить, в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

3. Объявить открытому акционерному обществу «Южуралэлектромонтаж» устное замечание.

4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объёме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья С.В. Зайцев

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aac.ru) или Федерального арбитражного суда Уральского округа (www.fаsuo.arbitr.ru).