ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-11587/2021 от 19.07.2021 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

ул. Воровского, д. 2, г. Челябинск, 454000,

www.chelarbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск      

19 июля 2021 года                                                     Дело № А76-11587/2021

Резолютивная часть решения объявлена 19 июля 2021 года.

Решение в полном объеме изготовлено 19 июля 2021 года.

Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Свечникова А.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Старыгиным В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Бакальское рудоуправление» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области о признании недействительными решений № 4 от 12.01.2021, № 143 от 01.02.2021, № 2705 от 02.12.2020, № 6 от 12.01.2021, № 26 от 01.02.2021, № 540 от 10.03.2021, № 897 от 05.04.2021,  

при участии в судебном заседании представителей: от заявителя – ФИО1 (доверенность от 01.01.2021, диплом от 22.06.2007, паспорт РФ), от ответчика – ФИО2 (доверенность от 11.01.2021, диплом от 02.07.2007, служебное удостоверение), ФИО3 (доверенность от 13.01.2021, диплом от 29.09.2005, паспорт РФ),

У С Т А Н О В И Л :

Общество с ограниченной ответственностью «Бакальское рудоуправление» (далее – заявитель, общество, налогоплательщик, ООО «БРУ») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением, измененным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области (далее – ответчик, инспекция) о признании недействительными решений № 4 от 12.01.2021, № 143 от 01.02.2021, № 2705 от 02.12.2020, № 6 от 12.01.2021, № 26 от 01.02.2021, № 540 от 10.03.2021, № 897 от 05.04.2021.

В обоснование доводов заявления его податель сослался на обоснованность применения при исчислении НДПИ понижающего коэффициента, равного 0,1, по подп. 1 п. 1 ст. 342.1 НК РФ. По мнению налогоплательщика, из содержания п. 2 ст. 342.1 НК РФ следует, что значение указанного коэффициента применяется только в отношении участка недр, добычу кондиционных руд черных металлов на котором предполагается полностью завершить не позднее 01.01.2024. При этом завершением добычи кондиционных руд черных металлов на участке недр признается завершение ликвидации (консервации) горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, в соответствии с согласованным техническим проектом. Исходя из установленной законодательством дифференциации недропользователей, налоговую льготу вправе применять как налогоплательщики, полностью выработавшие балансовые запасы полезного ископаемого (ликвидирующие объекты, связанные с добычей полезного ископаемого), так и налогоплательщики, планирующие консервацию объектов, связанных с добычей полезного ископаемого (выработавшие балансовые запасы полезного ископаемого не полностью). Законодательно не установлено обязанности полной добычи всех запасов, имеющихся на балансе по состоянию на 01.01.2012, в качестве необходимого условия применения налоговой льготы. Решение о консервации месторождения может быть принято и в связи с экономической неэффективностью добычи полезного ископаемого на месторождении, а потому своевременная консервация (ликвидация) горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, даже в условиях неполной выработки месторождения, является условием льготного расчета НДПИ. При этом налоговое законодательство не требует для применения налоговой льготы представление документов о начале выполнения работ по консервации шахт, а также не ограничивает срок начала таких работ или их проектирования. Дополнительно налогоплательщик просил применить смягчающие налоговую ответственность обстоятельства и снизить размер штрафов.

Инспекцией представлен отзыв, в котором его податель ссылается на то, что коэффициент, характеризующий способ добычи кондиционных руд черных металлов (Кподз), исходя из п.п. 1 и 2 ст. 342.1 НК РФ подлежит применению при выполнении одновременно следующих условий: 1) балансовые запасы руд черных металлов для отработки подземным способом на участке недр, на котором осуществляется добыча кондиционных руд черных металлов, составляют более 90% балансовых запасов руд черных металлов на этом участке недр (используется показатель балансовых запасов руд черных металлов, утвержденных в установленном порядке, определяемый как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 01.01.2012), 2) добычу кондиционных руд черных металлов на участке недр в соответствии с техническим проектом, согласованным в установленном порядке, предполагается полностью завершить не позднее 01.01.2024. Завершением добычи кондиционных руд черных металлов на участке недр в целях применения ст. 342.1 НК РФ признается завершение ликвидации (консервации) горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, в соответствии с техническим проектом, согласованным в установленном порядке. В соответствии со статистической отчетностью по форме 5-гр «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых» за 2012 год налогоплательщиком выполнено предусмотренное подп. 1 п. 1 ст. 342.1 НК РФ условие об отработке 90% балансовых запасов руд черных металлов подземным способом на Ново-Бакальском и Шиханском месторождениях. Вместе с тем, учитывая эксплуатационные остатки на 01.01.2019 в количестве 95 280 тыс.тон и плановую добычу в количестве 2 500 тыс.тон в год, выработать до 01.01.2024 данный объем запасов технически невозможно, что подтверждается сведениями, содержащимися в п. 2.16 «Перспективы развития шахты «Сидеритовая» проектной документации, согласно которому при проектной производительности 2 500 тыс.тон/год рудник обеспечен запасами до 2057 года. Дальнейшая перспектива развития шахты связана со вскрытием запасов ниже горизонтов +480 м, составит 349 354 тыс.тон балансовых запасов, 322 906 тыс.тон эксплуатационных запасов, добыча продлится до 2186 года. Соответственно, налогоплательщиком не выполнено предусмотренное  п. 2 ст. 342.1 НК РФ условие для применения понижающего коэффициента, равного 0,1 по подп. 1 п. 1 ст. 342.1 НК РФ. При вынесении оспоренных решений инспекцией применены смягчающие налоговую ответственность обстоятельства и размер штрафов снижен в 8 раз.

В судебном заседании представитель налогоплательщика поддержал доводы заявления по изложенным в нем основаниям, просил заявленные требования удовлетворить.  

Представители инспекции в судебном заседании против доводов заявления возражали по мотивам изложенным в отзыве, просили в удовлетворении заявленных требований отказать.

Арбитражный суд не нашел оснований для удовлетворения ходатайства налогоплательщика о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Федерального агентство по недропользованию.

Так, в судебном заседании представитель налогоплательщика не дал пояснений о том, каким образом судебный акт по настоящему делу может повлиять на права или обязанности указанного лица.

Кроме того, представители инспекции в судебном заседании против удовлетворения заявленного ходатайства возражали за необоснованностью.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.

Исходя из смысла приведенной правовой нормы привлечение третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, является правом, а не обязанностью суда (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.10.2017 № 304-КГ17-11116).

Для привлечения лиц к участию в деле необходимо, чтобы судебный акт не просто затрагивал права и обязанности этих лиц, а был принят непосредственно об их правах и обязанностях.

Кроме того, указанное лицо должно иметь ярко выраженный экономический интерес, по причине наличия материально-правовых отношений со стороной по делу, на которые может повлиять судебный акт по рассматриваемому делу в будущем (предъявление регрессного иска и т.п.).

При этом судебный акт может быть признан вынесенным о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, лишь в том случае, если им устанавливаются права или обязанности этого лица либо возлагаются обязанности на это лицо по установленным судом правоотношениям.

В данном случае, предметом заявленных требований является оспаривание решений инспекции о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а потому спор касается именно налогоплательщика и инспекции.

При этом, само по себе упоминание какого-либо лица в тексте оспоренного решения налогового органа не налагает на такое лицо обязанностей, которые могут привести к нарушению его прав и законных интересов.

Следовательно, факты, подлежащие установлению при рассмотрении настоящего дела, относятся только к конкретному налогоплательщику и его налоговым обязательствам, а оценка деяний налогоплательщика имеет значение лишь для конкретного налогового спора.

Предположительное наличие у заявленного к привлечению лица пояснений, об устранимости несоответствий налогоплательщика нормам НК РФ, в опровержение доводов инспекции не является основанием для удовлетворения заявленного ходатайства.

Соответственно, судебный акт по настоящему делу не оказывает непосредственного влияния на права или обязанности заявленного к привлечению лица.

На основании изложенного, в удовлетворении заявленного ходатайства следует отказать.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле и исследовав материалы дела, арбитражный суд в ходе судебного разбирательства установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, инспекцией проведены камеральные налоговые проверки налоговых деклараций по НДПИ за март-сентябрь 2020 года, по результатам которых составлены акты: № 3729 от 17.11.2020, № 4338 от 14.12.2020, № 3429 от 14.10.2020, № 3728 от 17.11.2020, № 4337 от 14.12.2020, № 5184 от 21.01.2021, № 1112 от 16.02.2021 и, с учетом письменных возражений налогоплательщика, вынесены решения: № 4 от 12.01.2021, № 143 от 01.02.2021, № 2705 от 02.12.2020, № 6 от 12.01.2021, № 26 от 01.02.2021, № 540 от 10.03.2021, № 897 от 05.04.2021 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которых налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафов, налогоплательщику предложено уплатить НДПИ за март-сентябрь 2020 года и пени.

Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области: № 16-07/002078 от 26.03.2021, № 16-07/002071 от 26.03.2021, № 16-07/002285 от 01.04.2021, № 16-07/003389 от 14.05.2021, № 16-07/003675 от 28.05.2021, вынесенными по результатам рассмотрения апелляционных жалоб налогоплательщика, оспоренные решения инспекции утверждены.

Не согласившись с вынесенными решениями инспекции, налогоплательщик обратился в арбитражный суд.

Исследовав представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, арбитражный суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его вынесения, возлагается на орган, принявший этот ненормативный правовой акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).

Нормой п. 1 ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Надлежащее исполнение обязанности по уплате налога обеспечивается пенями, рассчитываемыми в соответствии со ст. 75 НК РФ.

В силу п. 1 ст. 122 НК РФ налоговым правонарушением является неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст.ст. 129.3 и 129.5 НК РФ.

Основанием для вынесения оспоренных решений послужили выводы инспекции о занижении налоговой базы по НДПИ, по причине неправильного применения налогоплательщиком при исчислении налога понижающего коэффициента равного 0,1 по подп. 1 п. 1 ст. 342.1 НК РФ.

Так, в ходе налоговых проверок инспекцией установлено, что налогоплательщиком велась, в том числе, разработка подземным способом Ново-Бакальского (Ново-Бакальский участок) и Шиханского (Северо-Шиханский, Средне-Шиханский участки) месторождений (технический проект «Техническое перевооружение шахты «Сидеритовой», ОАО Институт «Уралгипроруда», 2011 год) запасов сидеритов на основании лицензий серии ЧЕЛ 01152 ТЭ, срок действия с 07.02.2003 по 30.04.2016, продлена до 01.01.2025; ЧЕЛ 11503 ТЭ, срок действия с 17.04.2003 по 01.01.2025.

Запасы железных руд (сидерит с массовой долей железа не менее 25%) Ново-Бакальского месторождения утверждены протоколом ГКЗ СССР от 29.06.1957 № 1872 в следующих количествах: B и C1 – 116 485 тыс.тонн, С2 – 4 873 тыс.тонн, Шиханского месторождения - протоколом ГКЗ СССР от 31.03.1959 № 2637 в следующих количествах: B и C1 – 67 416 тыс.тонн, С2 – 291 тыс.тонн.

По результатам доразведки запасы железных руд Северного участка Шиханского месторождения определены (протокол от 24.06.1981 №169) в следующих количествах: B и C1 – 74 091 тыс.тонн, С2 – 3 272 тыс.тонн; Среднего и Южного участков Шиханского месторождения (протокол от 04.10.1963 № 4164): B и C1 – 241 627 тыс.тонн, С2 – 85 775 тыс.тонн.

По состоянию на 01.01.2012 согласно форме № 5-гр «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых» за соответствующий период балансовые запасы категории А, В, C1, С2 по спорным месторождениям составляют: Шиханское месторождение: B и C1 – 289 843 тыс.тонн, С2 - 93 150 тыс.тонн; Ново-Бакальское месторождение: B и C1 – 63 666 тыс.тонн, С2 - 16 328 тыс.тонн (с учетом разработки открытым способом менее 10%).

По данным налогоплательщика, обеспеченность шахты «Сидеритовая» запасами железных руд в контурах отработки по состоянию на 01.01.2011 составляет: Шиханское месторождение – 139 208 тыс.тонн, Ново-Бакальское месторождение - 58 729 тыс.тонн.

Таким образом, общая обеспеченность шахты «Сидеритовая» в контурах отработки запасами сидеритов составляла 197 937 тыс.тонн.

Согласно представленным налоговым декларациям по НДПИ за март-июль 2020 года, налогоплательщиком в отношении добычи кондиционных руд черных металлов в шахте «Сидеритовая» на Ново-Бакальском и Шиханском месторождениях запасов сидеритов применен коэффициент, характеризующий способ добычи кондиционных руд черных металлов (Кподз), в размере, установленном подп. 2 п. 1 ст. 342.1 НК РФ, равном 0,1.

В соответствии со статистической отчетностью по форме 5-гр «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых» за 2012 год налогоплательщиком выполнено предусмотренное подп. 1 п. 1 ст. 342.1 НК РФ условие об отработке 90% балансовых запасов руд черных металлов подземным способом на Ново-Бакальском и Шиханском месторождениях.

Вместе с тем, согласно календарному плану добычи сидеритовых руд (Таблица 2.8.2 Раздела 5.7 проектной документации «Техническое перевооружение шахты «Сидеритовой») (далее - проектная документация) балансовые запасы шахты «Сидеритовой» до горизонта +480м составляют 119 935 тыс.т, эксплуатационные запасы - 110 340 тыс.тонн.

Плановая добыча за 2011 год составляет 860 тыс.тонн, 2012 год - 1 150 тыс.тонн, 2013 год - 1 500 тыс.тонн, 2014 год - 1 850 тыс.тонн, 2015 год - 2 200 тыс.тонн, 2016 год - 2 500 тыс.тонн, 2017 год - 2 500 тыс.тонн, 2018 год - 2 500 тыс.тонн, плановый остаток эксплуатационных запасов на 01.01.2019 составит 95 280 тыс.тонн.

Согласно заданию на разработку проекта производительность должна быть 2 500 тыс.тонн сырой руды (сидеритов) в год, в период 2019-2056 годы планируется добыча 95 000 тыс.тонн.

Согласно представленным налогоплательщиком декларациям по НДПИ за 2015-2019 годы, фактически добыты следующие объемы сидерита: в 2015 году - 1 125 тыс.тонн, в 2016 году - 721 тыс.тонн, в 2017 году - 462 тыс.тонн, в 2018 году - 382 тыс.тонн, в 2019 году – 268 тыс.тонн.

Учитывая эксплуатационные остатки на 01.01.2019 в количестве 95 280 тыс.тонн и плановую добычу в количестве 2 500 тыс.тонн в год, выработать до 01.01.2024 данный объем запасов технически невозможно.

Указанное подтверждается сведениями, содержащимися в п. 2.16 «Перспективы развития шахты «Сидеритовая» проектной документации, согласно которому при проектной производительности 2500 тыс.тонн/год рудник обеспечен запасами до 2057 года.

Дальнейшая перспектива развития шахты связана со вскрытием запасов ниже горизонтов +480 м, составит 349 354 тыс.тонн балансовых запасов, 322 906 тыс.тонн эксплуатационных запасов, добыча продлится до 2186 года.

Следовательно, налогоплательщиком осуществляется подземная добыча руды, которая в соответствии с техническим проектом предусмотрена до 2186 года.

Таким образом, налогоплательщиком не выполнено предусмотренное п. 2 ст. 342.1 НК РФ условие для применения значения коэффициента Кподз, установленного подп. 1 п. 1 ст. 342.1 НК РФ, равного 0,1, в части предположения завершения полностью добычи кондиционных руд черных металлов не позднее 01.01.2024.

По результатам налоговых проверок инспекцией сделан вывод о занижении налоговой базы по причине неправомерного применения понижающего коэффициента в целях исчисления НДПИ.

Арбитражный суд признает указанный вывод инспекции правомерным.

Так, согласно ст. 334 НК РФ налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налогоплательщиками признаются организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании ст. 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на основании лицензий и иных разрешительных документов.

Нормой подп. 1 п. 1 ст. 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи, признаются, в том числе полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 337 НК РФ в целях исчисления НДПИ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено п. 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.

В соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 4,8% при добыче кондиционных руд черных металлов.

При добыче кондиционных руд черных металлов указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий способ добычи кондиционных руд черных металлов (Кподз), определяемый в соответствии со ст. 342.1 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 342.1 НК РФ при соблюдении условий, установленных данной статьей, коэффициент, характеризующий способ добычи кондиционных руд черных металлов (Кподз), принимается равным 0,1 при добыче кондиционных руд черных металлов на участке недр, на котором балансовые запасы руд черных металлов для отработки подземным способом составляют более 90% балансовых запасов руд черных металлов на этом участке недр.

В целях применения указанной правовой нормы используется показатель балансовых запасов руд черных металлов, утвержденных в установленном порядке, определяемый как сумма запасов категорий A, B, C1 и C2 в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 01.01.2012.

В силу п. 2 ст. 342.1 НК РФ значение коэффициента Кподз, установленное подп. 1 п. 1 ст. 342.1 НК РФ, применяется в отношении участка недр, добычу кондиционных руд черных металлов на котором предполагается полностью завершить не позднее 01.01.2024.

Завершением добычи кондиционных руд черных металлов на участке недр признается завершение ликвидации (консервации) горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, в соответствии с техническим проектом, согласованным в установленном порядке.

Порядок подтверждения завершения добычи кондиционных руд черных металлов на участке недр на определенную дату определяется Правительством Российской Федерации.

Нормой п. 3 ст. 342.1 НК РФ предусмотрено, что в случаях, если по состоянию на 01.01.2024 налогоплательщик не завершил добычу кондиционных руд черных металлов на участке недр, на котором применялся коэффициент, установленный подп. 1 п. 1 ст. 342.1 НК РФ, либо если налогоплательщик самостоятельно отказался от применения коэффициента, установленного подп. 1 п. 1 ст. 342.1 НК РФ, сумма налога, исчисленная по этим рудам, подлежит перерасчету исходя из коэффициента Кподз, установленного подп. 2 п. 1 ст. 342.1 НК РФ, начиная с того налогового периода, в котором впервые был применен коэффициент Кподз, установленный подп. 1 п. 1 ст. 342.1 НК РФ, и уплате в бюджет с применением ставки пени, равной 1/300 действующей в этот период ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

При этом, налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие правильность исчисления и уплату налога с применением коэффициента, установленного подп. 1 п. 1 ст. 342.1 НК РФ, в течение всего срока применения такого коэффициента.

Соответственно, право налогоплательщика применить понижающий коэффициент Кподз, равный 0,1, возникает при наличии обоснованного предположения, что выработка всех имеющихся балансовых запасов будет завершена в срок до 01.01.2024 с учетом имеющихся мощностей выработки.

Порядок подтверждения завершения добычи кондиционных руд черных металлов на участке недр на определенную дату определен Постановлением Правительства Российской Федерации № 1204 от 21.12.2013 (далее – Порядок).

В соответствии с этим Порядком, подтверждением завершения добычи кондиционных руд черных металлов на участке недр на определенную дату является подписание акта о ликвидации или консервации горных выработок и иных сооружений, связанных с добычей кондиционных руд черных металлов. Акт подписывается должностным лицом Федерального агентства по недропользованию (его территориального органа) и должностным лицом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ее территориального органа).

Согласно абз. 1 ст. 26 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон № 2395-1) предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.

В силу ст. 20 Закона № 2395-1 право пользования недрами может быть досрочно прекращено по инициативе владельца лицензии или по инициативе недропользователя по его заявлению.

Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации № 33 от 02.06.1999 утверждена «Инструкция о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами» (далее – Инструкция).

В соответствии с п. 10 этой Инструкции, в случаях истечения срока действия лицензии на пользование недрами, при досрочном прекращении права пользования недрами на горных отводах с неотработанными запасами следует рассматривать возможность консервации объекта, связанного с добычей полезных ископаемых.

Консервация объекта может осуществляться по инициативе пользователя недр в случаях временной невозможности или нецелесообразности его дальнейшей эксплуатации по технико-экономическим, экологическим, горнотехническим и другим причинам (п. 12 Инструкции).

При этом, информация о сроках и условиях выполнения работ по консервации и (или) ликвидации торных выработок, скважин, иных подземных сооружений, а также рекультивации земель согласно п. 12 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 118 от 03.03.2010, подлежит обязательному включению в проектную документацию, подлежащую согласованию Федеральным агентством по недропользованию (его территориальным органом).

Проект ликвидации или консервации объекта утверждается организацией, принявшей решение о ликвидации или консервации объекта, при наличии положительного заключения   экспертизы   промышленной   безопасности;   положительного   заключения государственной экологической экспертизы; согласования с органами Госгортехнадзора России (п. 24 Инструкции).

Работы по ликвидации или консервации горных выработок и иных сооружений, связанные с пользованием недрами, выполняются после утверждения в установленном порядке проекта.

Согласно ст. 23.2 Закона № 2395-1 технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, за исключением проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудно извлекаемых полезных ископаемых, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Проектная документация на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудно извлекаемых полезных ископаемых, изменения, вносимые в указанную проектную документацию, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользование участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 118 от 03.03.2010 утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее – Положение).

В силу п. 5 этого Положения проектная документация, до утверждения пользователем недр, подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом (далее – комиссия). Организационное обеспечение деятельности комиссии возлагается на Федеральное агентство по недропользованию или его соответствующий территориальный орган.

В соответствии с п. 6 указанного Положения, в состав комиссии включаются представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства по недропользованию, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Согласно п. 9 указанного Положения комиссия осуществляет согласование проектной документации в отношении твердых полезных ископаемых, в том числе согласование проекта опытно-промышленной разработки месторождения, технического проекта разработки месторождения, технического проекта ликвидации или консервации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений, технологической схемы первичной переработки минерального сырья.

Согласование проектной документации комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, или комиссиями, создаваемыми его территориальными органами, осуществляется с учетом критериев отнесения рассматриваемых вопросов к компетенции соответствующей комиссии, определяемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (п. 7 Положения).

Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации издан приказ № 154 от 13.05.2010 «Об утверждении критериев отнесения вопросов согласования проектной документации к компетенции комиссии, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, и компетенции комиссии, создаваемых его территориальными органами».

В силу этого Приказа комиссией Федерального агентства по недропользованию утверждается проектная документация по консервации горных выработок железных руд на шахте с запасами свыше 50 млн. тонн.

Соответственно, поскольку запасы железных руд шахты «Сидеритовая» на Шиханском и Ново-Бакальском месторождениях составляют свыше 50 млн.тонн, проект консервации горных выработок указанной шахты подлежит утверждению комиссией Федерального агентства по недропользованию.

Проекты консервации горных выработок на шахте утверждаются при наличии положительного заключения комиссии, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом, государственной экологической экспертизы, экспертизы промышленной безопасности и согласования с органами Ростехнадзора России.

Как установлено п. 12 Положения в проектную документацию включаются: а) мероприятия по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами;б) мероприятия по рациональному использованию и охране недр; в) мероприятия по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами; г) информация о сроках и условиях выполнения работ по консервации и (или) ликвидации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений, а также рекультивации земель.

Для согласования проектной документации пользователь недр подает в Федеральное агентство по недропользованию (его территориальный орган) или в уполномоченный орган соответственно заявление с указанием своих полного и сокращенного наименований, организационно-правовой формы и места нахождения, а также перечня прилагаемых к заявлению документов (п. 15 Положения).

К заявлению прилагаются следующие документы: а) проектная документация (2 экземпляра на бумажном носителе и 2 экземпляра в электронном виде); б) копия предыдущего решения комиссии или уполномоченного органа (если рассмотрение проектной документации проводится повторно); в) копия заключения государственной экспертизы запасов (за исключением запасов углеводородного сырья) - в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; г) копия лицензии на пользование участком недр, в пределах которого находится месторождение полезного ископаемого или подземное сооружение, не связанное с добычей полезных ископаемых, со всеми приложениями и дополнениями к ней.

В силу п. 24 Инструкции о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации № 33 от 02.06.1999, проект ликвидации или консервации объекта утверждается организацией, принявшей решение о ликвидации или консервации объекта, при наличии: 1) положительного заключения экспертизы промышленной безопасности; 2) положительного заключения государственной экологической экспертизы; 3) согласования с органами Госгортехнадзора России.

Работы по ликвидации или консервации горных выработок и иных сооружений, связанные с пользованием недрами, выполняются после утверждения в установленном порядке проекта.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» экспертизе промышленной безопасности подлежат документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта.

Согласно п. 5 этого Закона заключение экспертизы промышленной безопасности представляется ее заказчиком в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, которые вносят в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности это заключение в течение пяти рабочих дней со дня его поступления. Заключение экспертизы промышленной безопасности может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом, исключительно с даты его внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом.

В соответствии с п. 7.4 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня относится проект ликвидации горных выработок с использованием отходов производства черных металлов IV и V классов опасности.

Согласно п. 4 ст. 18 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В силу п. 10 Постановления Госгортехнадзора РФ от 17.09.1997 № 28 «Об утверждении Инструкции о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых» технические работы по ликвидации горных выработок могут производиться после решения вопросов о балансовой принадлежности запасов полезных ископаемых и их дальнейшего учета в государственном балансе запасов полезных ископаемых.

При консервации организаций по добыче полезных ископаемых списание запасов полезных ископаемых не производится.

В соответствии с подп. «г» п. 14 этого Постановления подготовленные и готовые к выемке, а также незатронутые подготовительными и очистными работами запасы полезных ископаемых на ликвидируемых из-за нерентабельности организациях по добыче полезных ископаемых списываются в соответствии с технико-экономическим обоснованием (проектом) ликвидации, прошедшим экспертизу и согласованным с органами Госгортехнадзора России.

Согласно п. 1.2.17 «ПБ 03-428-02. Правила безопасности при строительстве подземных сооружений», утвержденные Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации № 49 от 02.11.2001 (далее – Правила) проектная документация на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию подземных сооружений подлежит экспертизе на промышленную безопасность в установленном порядке.

В силу п. 18.1 этих Правил решение о консервации или ликвидации подземных сооружений должно приниматься той инстанцией, которая принимала решение об их строительстве, по согласованию с заинтересованными органами местной администрации.

В соответствии с п. 18.5 указанных Правил проект ликвидации или консервации подземного сооружения утверждается организацией, принявшей решение о ликвидации или консервации подземного сооружения, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, экспертизы промышленной безопасности и согласования с территориальными органами Госгортехнадзора России.

В данном случае инспекцией установлено, что налогоплательщиком велась разработка подземным способом Ново-Бакальского (Ново-Бакальский участок) и Шиханского (Северо-Шиханский, Средне-Шиханский участки) месторождений (технический проект «Техническое перевооружение шахты «Сидеритовой», ОАО Институт «Уралгипроруда», 2011 год) запасов сидеритов на основании лицензий серии ЧЕЛ 01152 ТЭ, срок действия с 07.02.2003 по 30.04.2016, продлена до 01.01.2025, ЧЕЛ 11503 ТЭ, срок действия с 17.04.2003 по 01.01.2025.

Исходя из проверенных инспекцией налоговых деклараций за март-сентябрь 2020 года, налогоплательщиком в отношении добычи кондиционных руд черных металлов в шахте «Сидеритовая» на Ново-Бакальском и Шиханском месторождениях запасов сидеритов применен коэффициент, характеризующий способ добычи кондиционных руд черных металлов (Кподз), равный – 0,1.

В соответствии со статистической отчетностью по форме 5-гр «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых» за 2012 год налогоплательщиком выполнено предусмотренное подп. 1 п. 1 ст. 342.1 НК РФ условие об отработке 90% балансовых запасов руд черных металлов подземным способом на Ново-Бакальском и Шиханском месторождениях.

Однако, на основе балансовых запасов категории А, В, С1 и С2 по вышеуказанным месторождениям (данные формы № 5-гр) и годовой проектной мощности шахт проведен расчет количества лет выработки рассматриваемых месторождений, исходя из которого следует, что до 01.01.2024 добыча руды на этом месторождении полностью завершиться не может, а потому у налогоплательщика отсутствуют основания для применения при исчислении НДПИ понижающего коэффициента 0,1.

Проектная документация отработки Шахта «Сидеритовая» не содержит информации о мероприятиях по консервации шахты, что также подтверждается ответом Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Челябинской области № 009393 от 04.07.2019, согласно которому  сведения о проведении работ по консервации (ликвидации) опасного производственного объекта «Рудник с подземным способом разработки (шахта «Сидеритовая»)» отсутствуют.

Действие лицензий, предоставленных налогоплательщику серии ЧЕЛ 01152 ТЭ, ЧЕЛ 11503 ТЭ превышает установленный законом срок ликвидации горных выработок.

Представленный технический проект консервации горных выработок шахты «Сидеритовая» ни на момент применения налогоплательщиком пониженного коэффициента, ни в ходе налоговых проверок, ни в ходе рассмотрения судебного дела не утвержден в законном порядке.

Исходя из анализа технической документации и наличии балансовых запасов полезного ископаемого инспекция правомерно заключила, что налогоплательщиком не выполнено условие, предусмотренное п. 2 ст. 342.1 НК РФ (наличие обоснованного предположения, что добыча будет полностью завершена не позднее 01.01.2024).

Консервация месторождения шахта «Сидеритовая» к 01.01.2024 может быть осуществлена лишь при наличии на балансе месторождения неотработанных запасов, что свидетельствует о невыполнении налогоплательщиком требования п. 2 ст. 342 НК РФ (полное завершение добычи по месторождению).

Соответственно, оспоренные решения инспекции вынесены при наличии законных оснований.

Данный вывод арбитражного суда соответствует правовой позиции, изложенной в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2017 № 305-КГ17-19093 по делу № А40-222191/2016 и от 26.04.2018 № 305-КГ18-4140 по делу № А40-15359/17-140-146.

Довода налогоплательщика о том, что им получено положительное заключение экспертизы промышленной безопасности проектной документация на консервацию опасного производственного объекта «Рудник с подземным способом разработки (шахта Сидеритовая) общества с ограниченной ответственностью «Бакальское рудоуправление», а также ссылка на технические проекты, подтверждающие возможность полностью завершить добычу кондиционных руд черных металлов до 01.01.2024, подлежат отклонению, поскольку указанные документы на момент применения налогоплательщиком пониженного коэффициента у него не имелись.

Изложенное подтверждается ответом Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Челябинской области на запрос от 13.06.2019 № 12-28/011544, согласно которому сведения о проведении работ по консервации (ликвидации) опасного производственного объекта «Рудник с подземным способом разработки (шахта «Сидеритовая»)» отсутствуют.

Кроме того, в протоколе заседания ЦКР-ТПИ Роснедр от 16.03.2021 № 32/21-стп изложен отказ в согласовании проектной документации «Технический проект консервации горных выработок шахты «Сидеритовая» на Шиханском и Ново-Бакальском месторождении железных руд в Саткинском районе Челябинской области», в связи с наличием ряда выявленных замечаний, в том числе указано на представление информации о прохождении представленной технической документации экспертизы промышленной безопасности опасного производственного объекта в установленном законодательством порядке.

Соответственно, как указано выше, представленный технический проект консервации горных выработок шахты «Сидеритовая» не утвержден в законном порядке.

Изложенное подтверждено представителем налогоплательщика в ходе судебного разбирательства (аудиопротокол предварительного судебного заседания).

Ссылка налогоплательщика на п. 3 ст. 342.1 НК РФ, предусматривающий возможность пересчета и уплаты в бюджет налога с применением коэффициента 1, в случае не подписания к 2024 году акта о ликвидации или консервации горных выработок не принимается.

Так, в силу п. 3 ст. 342.1 НК РФ, в случаях, если по состоянию на 01.01.2024 налогоплательщик не завершил добычу кондиционных руд черных металлов на участке недр, на котором применялся коэффициент, установленный подп. 1 п. 1 ст. 342.1 НК РФ, либо если налогоплательщик самостоятельно отказался от применения коэффициента, установленного подп. 1 п. 1 ст. 342.1 НК РФ, сумма налога подлежит перерасчету исходя из коэффициента Кподз, установленного подп. 2 п. 1 ст. 342.1 НК РФ, начиная с того налогового периода, в котором впервые был применен коэффициент Кподз, установленный подп. 1 п. 1 ст. 342.1 НК РФ, и уплате в бюджет с применением ставки пени, равной 1/300 действующей в этот период ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Норма п. 3 ст. 342.1 НК РФ применяется в тех случаях, когда налогоплательщиком изначально выполнялись условия, предусмотренные подп. 1 п. 1 и п. 2 ст. 342.1 НК РФ, которые однако в данном случае налогоплательщиком изначально не выполнялись (полное завершение добычи до 01.01.2024).

Доводы о том, что в случае подписания акта консервации шахты в будущем (в срок не позднее 01.01.2024), налогоплательщик будет лишен возможности возвратить излишне уплаченный налог за пределами 3-х летнего периода, не принимается поскольку подписание акта о консервации до 01.01.2024 по иным причинам, отличным от полной выработки имеющихся балансовых запасов по состоянию на 01.01.2012, также не будет являться подтверждением выполнения условия, установленного п. 2 ст. 342.1 НК РФ.

Кроме того, в случае возникновения излишне уплаченного налога налогоплательщик не лишен возможности обращения в арбитражный суд с исковым заявлением о возврате такого налога в течение 3 лет с момента, когда он узнает о нарушении своих прав в этой части.

Ссылка налогоплательщика о наличии оснований для дополнительного снижения размера штрафов по смягчающим ответственность обстоятельствам подлежит отклонению.

Так, в соответствии со ст. 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных гл.гл. 16 и 18 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются: 1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; 2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения; 3)  иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

Нормой п. 3 ст. 114 НК РФ предусмотрено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 19 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 41/9, учитывая, что п. 3 ст. 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза. При оценке обоснованности и законности оспариваемого решения налогового органа суд проверяет соразмерность примененной меры ответственности и с учетом установленных обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, вправе изменить оспариваемое решение налогового органа в части определения размера налоговой санкции. (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2010 № 3299/10).

Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимся в постановлении от 15.07.1999 № 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Вопрос о признании обстоятельств смягчающими ответственность отнесен к усмотрению государственного органа, рассматривающего дело о привлечении к ответственности, а также суда, пересматривающего решение такого органа.

В данном случае, при вынесении оспоренных решений инспекцией учтены смягчающие налоговую ответственность обстоятельства (тяжелое материальное положение, экономическая, производственная, социальная значимость предприятия, благотворительная деятельность), в связи с чем штрафы по каждому решению уменьшены в 8 раз, которые являются обоснованными и соразмерными допущенному нарушению.

Оснований для переоценки выводов инспекции в данной части у арбитражного суда не имеется.

Вопреки позиции налогоплательщика, экономическая, производственная, социальная значимость предприятия учтены инспекцией в качестве смягчающих налоговую ответственность обстоятельств и получили должную оценку в оспоренных решениях.

Дальнейшее снижение штрафных санкций нарушит принципы соразмерности и справедливости наказания, вследствие чего юридическая ответственность утрачивает присущие ей функции пресечения и предупреждения правонарушений, а также баланс частных и публичных интересов.

Желание налогоплательщика минимизировать размер налоговой ответственности нельзя рассматривать в качестве самостоятельного основания, смягчающего ответственность и влекущего уменьшение размера штрафа.

На основании изложенного, отсутствует совокупность условий для признания ненормативных актов инспекции недействительными, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований.

При обращении в Арбитражный суд Челябинской области налогоплательщику за рассмотрение дела предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины.

Согласно ст. 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов, к которым в соответствии со ст. 101 АПК РФ относится государственная пошлина, разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.

Учитывая, что судебный акт принят не в пользу налогоплательщика, которому предоставлялась отсрочка уплаты, государственная пошлина в размере 21 000 руб. (7 решений * 3 000 руб.) подлежит взысканию с налогоплательщика непосредственно в доход Федерального бюджета Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Бакальское рудоуправление» в доход Федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 21 000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья                                                                                     А.П. Свечников