ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-11588/2021 от 07.07.2021 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

14 июля 2021 года                                                      Дело №А76- 11588/2021

Резолютивная часть решения объявлена 07 июля 2021 года

Полный текст решения изготовлен 14 июля 2021 года

Судья арбитражного суда Челябинской области Кунышева Н.А., при ведении протокола   судебного заседания секретарем судебного заседания Ковалевой М.В., рассматривает в   судебном заседании, в помещении Арбитражного суда Челябинской области по адресу: <...>, каб. 607, дело по заявлению Автономной некоммерческой организации  "Агентство инвестиционного развития Челябинской области", г. Челябинск  к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району, о  признании недействительным решения

В судебное заседание явились:

от заявителя: ФИО1– представитель по доверенности от 29.04.2021, личность подтверждается паспортом гражданина РФ, диплом о высшем юридическом образовании, ФИО2- руководитель, личность подтверждается паспортом гражданина РФ

от ответчика: ФИО3 - представитель по доверенности 29.12.2020, служебное удостоверение; ФИО4- представитель по доверенности от 28.12.2020г., служебное удостоверение, ФИО5- представитель по доверенности от 28.12.2020г., служебное удостоверение.

УСТАНОВИЛ:

Автономная некоммерческая организация  "Агенство инвестиционного развития Челябинской области", г. Челябинск  (далее – заявитель, налогоплательщик, Агенство) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району, о  признании недействительным решения от 30.09.2020 №17/16.

В судебном заседании заявитель требование  поддержал. Считает, что положения статей 252, 280 Налогового Кодекса РФ (далее – НК РФ, Кодекс) им соблюдены при включении в состав расходов в спорный период стоимости ценных бумаг, приобретенных за счет целевых средств, в том числе, имущественного взноса за счет средств областного бюджета.

Ответчик заявленные требования не признал по доводам, отраженным в отзыве, оспариваемое решение считает законным, соответствующим требованиям Налогового Кодекса РФ.

Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения Инспекцией материалов налоговой  проверки принято решение от 30.09.2020 №17/16 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в резолютивной части которого АНО «АИР ЧО» предложено уплатить налог на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемый в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, за налоговые периоды 2016-2017 годов в сумме 149 238 264 руб., налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, зачисляемый в федеральный бюджет (15%), за 2016 год в сумме 118 084 833 руб., пени по налогу на прибыль организаций в сумме 86 074 419,89 руб., штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ (с учетом пункта 1 статьи 112, пункта 3 статьи 114 НК РФ) в сумме 13 366 154,85 руб. за неполную уплату налога на прибыль за налоговые периоды 2016-2017 годов в результате занижения налоговой базы, а также уменьшить убытки, исчисленные налогоплательщиком в завышенном размере за 12 месяцев 2017 года, в сумме 45 812 781 руб.

         Решением УФНС РФ по Челябинской области от 03.11.2020 оспариваемое решение утверждено.

           Полагая, что оспариваемое решение  нарушает права и охраняемые законом интересы организации в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в суд с заявлением о признании недействительным указанного ненормативного правового акта.

Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, судом установлено следующее.

      Налоговым органом в ходе проверки доначислен налог на прибыль при установлении:

-       Занижение налоговой базы по налогу на прибыль за 2016 год, облагаемой по ставке 15%, в результате неправомерного завышения расходов на сумму 787 232 223 руб., что привело к неуплате налога на прибыль за 2016 год в сумме 118 084 833 руб.;

        -  занижения налоговой базы по налогу на прибыль за 2016 год, облагаемой по ставке 20%, в результате занижения внереализационных доходов на сумму 496 754 591 руб., что привело к неуплате налога на прибыль за 2016 год в сумме 99 350 918 руб.

         - Завышение расходов за 2017 год в сумме 295 249 511 руб., повлекшее завышение убытка за 2017 год, сформированного налогоплательщиком в целях налогового учета, в размере 45 812 781 руб. и занижение налоговой базы, облагаемой по ставке 20% , в целях исчисления налога на прибыль за 2017 год в размере 249 436 730 руб., что привело к неуплате налога на прибыль за 2017 год в сумме 49 887 346 руб.

Согласно сведениям ЕГРЮЛ заявитель зарегистрирован 11.06.2013 в качестве юридического лица, единственным учредителем организации является Министерство экономического развития Челябинской области.  Основным видом  деятельности, зарегистрированным в ЕГЮЛ 11.06.2013, является деятельность в области права и бухгалтерского  учета, дополнительный вид деятельности – вложение в ценные бумаги зарегистрирован 11.02.2016.

Согласно материалам дела, в проверяемом периоде Агентством на основании договора от 12.02.2016 №12-ПИ, заключенного с Министерством экономического развития Челябинской области,  получена субсидия из средств областного бюджета (далее - целевые средства) в размере 1 510 000 тыс. руб. (л.д.68 т.19).

 Целевые средства выделены из средств областного бюджета на основании Постановлений Правительства Челябинской области от 16.12.2015 №623-П «О государственной программе Челябинской области» (далее - Постановление №623-П) и от 08.02.2016 №54-П «О порядке определения объема и предоставления в 2016 году субсидии в виде имущественного взноса АНО «АИР ЧО» (далее - Постановление №54-П) для финансового обеспечения уставной деятельности Агентства.

Пунктом 1.4 вышеуказанного договора предусмотрено, что средства субсидии в сумме 1 500 000 тыс. руб. предназначаются для приобретения ценных бумаг АО «ЮУ КЖСИ», в сумме 10 000 тыс. руб. - на обеспечение Агентством режима «одного окна» для инвесторов, которые направляются Агентством на расходы своей уставной деятельности.

          2016 год

           В части занижения налоговой базы по налогу на прибыль за 2016 год, облагаемой по ставке 15%, в результате неправомерного завышения расходов на сумму 787 232 223 руб., что привело к неуплате налога на прибыль за 2016 год в сумме 118 084 833 руб. судом устанволено следующее.

            Из материалов дела следует, что на полученные 16.02.2016 целевые средства в размере 1 500 000 тыс. руб. Агентством на основании договора от 16.02.2016 №04-01/07-04-16, заключенного с АО «ЮУ КЖСИ»,  приобретены ипотечные сертификаты участия (далее ИСУ) с ипотечным   покрытием «Шелковый путь» в количестве 1 млн. шт. по цене 1 099 532 633,08 руб., управляющим   ипотечным   покрытием   ИСУ   является   ООО   УК   «РФЦ-Капитал» (л.д.1-4 т.17).  

           На основании договора от 16.02.2016 №04-01/07-02-16 Агентством у АО «ЮУ КЖСИ» также приобретены закладные и уступки права требования по займам (требования к должникам по договорам займа, заключенным продавцом) в количестве 351 шт. по цене 400 467 366,92 руб., всего на сумму 1 500 000 тыс. руб.(л.д.119-145 т.16).

Согласно условиями договора купли-продажи закладных (уступки прав требования по займам) от 16.02.2016 №04-01/07-02-16 одновременно предусмотрена обязанность Продавца (АО «ЮУ КЖСИ») осуществить обратный выкуп (приобретение) закладных и прав требования по займам (пункт 5.4). Согласно условиям договора, понятие «Закладная» и «Право требования по займам» являются идентичными в зависимости от контекста (пункт 1.1.2).

В подтверждение сумм полученных доходов и понесенных расходов налогоплательщиком в ходе проверки предоставлены ежемесячные отчеты о фактически поступивших от заемщиков платежей, налоговые регистры операций с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке, а также акты, счета-фактуры, подтверждающие расходы доверительного управляющего (тома 12-13).

В течение 2016 года на последнее число каждого месяца Агентство во внереализационных доходах отражало доход в виде фактически поступивших от заемщиков платежей (обязательства по процентам и основному долгу), который за 2016 год составил 864 998 612 руб.

В течение 2016 года АО «ЮЖ КЖСИ» выкупило у Агентства ранее реализованные ему закладные и уступки права требования по займам на основании договоров обратного выкупа от 14.07.2016 №04-01/07-07-16, от 18.05.2016 №04-01/07-08-16, от 22.09.2016 №04-01/07-14-16, от 14.10.2016 №04-01/07-17-16, от 16.12.2016 №04-01/07-24-16.

По итогам 2016 года заявитель одновременно с доходом по ИСУ отразил расходы, которые связаны    с    осуществлением    доверительного    управления    имуществом    (включая вознаграждение доверительного управляющего) (48 977 151 руб.) и расходы, понесенных на приобретение ипотечных сертификатов (787 232 223 руб.)

При этом, как установлено в ходе проверки, приобретение ипотечных сертификатов осуществлено заявителем за счет средств областного бюджета в результате получения от учредителя Агентства – Министерства экономического развития Челябинской области субсидии. Иного источника финансирования в ходе проверки не установлено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией.

В соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от организации и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, по перечню таких поступлений, установленному пунктом 2 статьи 251 НК РФ.

На основании подпункта 3 пункта 2 статьи 251 НК РФ к целевым поступлениям отнесены средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.

Налогоплательщики - получатели целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

На основании изложенного, суд считает обоснованным вывод налогового органа о том, что понесенные заявителем расходы на приобретение ИСУ за счет полученной субсидии из областного бюджета не подлежат отнесению к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу.

          В части занижения налоговой базы по налогу на прибыль за 2016 год, облагаемой по ставке 20%, в результате занижения внереализационных доходов на сумму 496 754 591 руб., что привело к неуплате налога на прибыль за 2016 год в сумме 99 350 918 руб. судом установлено следующее.

Из материалов проверки следует, что в течение 2016 года (18.05.2016, 14.07.2016, 22.09.2016, 14.10.2016, 16.12.2016) на основании договоров обратного выкупа Агентство реализует в адрес АО «ЮУ КЖСИ» 404 шт. закладных (уступки права требования по займам) общей стоимостью 496 754 591 руб., из них 324 шт. закладных (уступок права требования по займам) по цене, равной 359 144 тыс. руб., ранее приобретенных у АО «ЮУ КЖСИ» по договору от 16.02.2016 №04-01/07-02-16, а также 80 закладных (уступок права требования по займам) стоимостью 137 611265,39 руб., которые получены Агентством от АО «ЮУ КЖСИ» в качестве расчетов по договорам обратного выкупа закладных от 22.09.2016 №04-01/07-14-16 (всего по договору АО «ЮУКЖСИ» произведен обратный выкуп закладных в количестве 40 шт. на сумму 51 945 316,44 руб.) и от 14.10.2016 №04-01/07-17-16 (АО «ЮУКЖСИ» произведен обратный выкуп закладных в количестве 85 штук на сумму 95 866 474,08 руб.).

 На основании соглашения об отступном от 14.10.2016 №04-01/07-18-16 стороны договорились о прекращении обязательств по оплате закладных, вытекающих из указанных договоров обратного выкупа закладных.

Согласно указанному соглашению об отступном в связи с невозможностью исполнить свои обязательства по указанным  договорам в части уплаты денежных средств в размере 147 811 790,52 руб. (51 945 316,44 + 95 866 474,08) АО «ЮУ КЖСИ» предоставляет АНО «АИР ЧО» закладные и права требования к должникам, сумма отступного составляет 147 552 752,20 руб. Денежные средства в размере 259 038,32 руб. (разницу между суммой задолженности по договорам и суммой отступного) АО «ЮУ КЖСИ» обязуется оплатить денежными средствами.

Сторонами к соглашению об отступном от 14.10.2016 №04-01/07-18-16 составлены дополнительные соглашения, а именно:

- от 26.10.2016 №1, согласно которому сумма отступного определена сторонами - 145 266 999,56 руб., АО «ЮУ КЖСИ» обязуется оплатить денежными средствами разницу между суммой задолженности по договорам и суммой отступного, которая составляет 2 544 790,96 руб.;

- от 28.10.2016 №2, согласно которому сумма отступного определена сторонами - 142 100 868,58 руб., АО «ЮУ КЖСИ» обязуется оплатить денежными средствами разницу между суммой задолженности по договорам и суммой отступного, которая составляет 5 710 921,94 руб.

В ходе проверки установлено, что операции по реализации закладных и уступки права требования не отражены Агентством в составе доходов. В бухгалтерском учете налогоплательщика в части основного долга по закладным (уступки права требования) при их выбытии сделаны следующие проводки: Дебет 76.09.3 (АО «ЮУ КЖСИ») Кредит 58.02.3 (Заемщик), по счету 91.01 «Прочие доходы» не отражены. Для целей исчисления налога на прибыль организаций данная операция не включена во внереализационные доходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль за 2016 год.

        В соответствии со статьей 249 НК РФ в целях расчета налоговой базы по налогу на прибыль доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемая исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги, имущественные права).

Согласно пункту 3 статьи 13 Федерального закона от 16.07.1998 №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», закладная является ценной бумагой. Право требования по займам по своему экономическому содержанию, предоставляя возможность получить исполнение по договору займа (денежные средства, имущество), является имущественным правом.

            Согласно п.2 ст. 280 НК РФ доходы налогоплательщика от операций по реализации или от иного выбытия ценных бумаг (в том числе от погашения или частичного погашения их номинальной стоимости) определяются исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги.

Поскольку, как установлено в ходе проверки, расходы по приобретению выкупленных у АО «ЮУ КЖСИ» заявителем не понесены, по доводам, изложенным выше, суд соглашается с выводом налогового органа, что при реализации Агентством закладных (ценных бумаг) и прав требования по займам (имущественных прав) доходы (выручка от реализации) подлежат определению налогоплательщиком исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные ценные бумаги и имущественные права и подлежат включению в налоговую базу.

Таким образом, по результатам проверки Инспекцией сделан обоснованный вывод о том, что в нарушение пункта 3 статьи 279 НК РФ Агентством неправомерно занижена налоговая база по налогу на прибыль организаций за 2016 год в результате занижения внереализационных доходов в сумме 496 754 591 руб., что привело к неполной уплате налога на прибыль за 2016 год в сумме 99 350 918 руб. (496 754 591*20%).

2017 год.

           Занижение налоговой базы по налогу на прибыль за 2016 год, облагаемой по ставке 20%, в результате занижения внереализационных доходов на сумму 496 754 591 руб., что привело к неуплате налога на прибыль за 2016 год в сумме 99 350 918 руб.

На основании договора купли-продажи от 25.01.2017 №04-01/07-01-17 (л.д.5-10 т.17) АО «ЮУ КЖСИ» также приобрело у Агентства ранее реализованные в его адрес ипотечные сертификаты участия с ипотечным покрытием «Шелковый путь», оплатив их частично денежными средствами, частично предоставив в качестве отступного по соглашению от 19.05.2017 квартиры и жилые дома.

На основании договора купли-продажи от 25.01.2017 №04-01/07-01-17 (сделка одобрена Протоколом заседания наблюдательного совета АНО «АИР ЧО» от 25.01.2017 №18) Агентство реализовало  в адрес АО «ЮУ КЖСИ» ранее приобретенные у данного лица ипотечные сертификаты участия в количестве 1 млн. шт. по цене 217 279 977,74 руб. (размер ипотечного покрытия по состоянию на 25.01.2017 составил 181 926 811,73 руб.).

В налоговой декларации по налогу на прибыль организаций Агентства за 2017 год во внереализационных доходах отражен доход от реализации ипотечных сертификатов участия в размере 217 279 978 руб., одновременно, во внереализационных расходах отражена себестоимость ипотечных сертификатов в размере 295 249 511 руб. Убыток по данной операции составил 77 969 533 руб. (всего по результатам 2017 года в декларации по налогу на прибыль Агентством сформирован убыток в размере 45 812 781 руб.).

При этом, как установлено в ходе проверки, полученные Агентством на основании соглашений об отступном от 19.05.2017 №04-01/07-08-17, от 06.06.2017 №04-01/07-09-17 в счет прекращения обязательств АО «ЮУ КЖСИ» по оплате ИСУ на сумму 117 338 тыс.  руб. объекты недвижимого имущества (13 квартир, 13 индивидуальных жилых домов, земельных участков), а также на основании соглашения об отступном от 23.12.2016 №04-01/07-29-16 в счет прекращения обязательств АО «ЮУ КЖСИ» по оплате закладных на сумму 344 412 тыс. руб. квартиры в количестве 118 шт., в дальнейшем на основании договора пожертвования недвижимого имущества от 26.12.2017 №П-43 договора безвозмездной передачи (дарения) квартир от 29.08.2017 б/н переданы в адрес Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области, ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (тома 14-15).

           Согласно положениям статьи 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях, которое может делаться гражданам, медицинским, образовательным организациям, организациям социального обслуживания и другим аналогичным организациям, благотворительным и научным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 ГК РФ.

        Согласно положениям ст. 251 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, осуществление расходов в виде благотворительных пожертвований - это добровольное волеизъявление налогоплательщиков, преследующее общеполезные цели, которое не направлено на извлечение доходов в коммерческих целях.

На основании изложенного, суд считает, что с учетом приобретения заявителем  ценных бумаг, выкупленных АО «ЮУ КЖСИ», за счет субсидии, полученной из областного бюджета, а также передачу заявителем полученных в оплату ИСУ объектов недвижимости по договорам пожертвования и договорам безвозмездной передачи (дарения) вывод налогового органа о завышении Агентством внереализационных расходов в размере 295 249 511 руб. является обоснованным.

Таким образом, суд считает, что оспариваемое решение налогового органа является обоснованным в связи с чем оснований для признания его недействительным не имеется.

В связи с отказом в удовлетворении требований, понесенные заявителем расходы по уплате госпошлины в сумме 3 000 руб. относятся на него, излишне уплаченная госпошлина в сумме 3 000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 167-168,176,110 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований отказать.

Возвратить Автономной некоммерческой организации  "Агентство инвестиционного развития Челябинской области" из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину в сумме 3 000 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый Арбитражный  апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Арбитражный суд Уральского округа http.fasuo.arbitr.ru.

Судья                                                                          Н.А.Кунышева