АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
23 июня 2021года Дело № А76-11689/2021
Резолютивная часть решения принята 16 июня 2021 года.
Решение изготовлено в полном объеме 23 июня 2021 года.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Белякович Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сморчковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Котро-М» о признании требования и постановлений Челябинской таможни незаконным,
при участии в судебном заседании представителей: от заявителя – ФИО1 (директор), ФИО2 (доверенность от 08.06.2021), от административного органа – ФИО3 (доверенность от 11.01.2021), ФИО4 (доверенность от 11.01.2021),
установил:
акционерное общество «Котро-М» (далее – АО «Котро-М», общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании требования Челябинской таможни (далее – таможня) №14-29/03840 от 24.03.2021 незаконным и отмене постановления №10504000-430/2021 и №10504000-431/2021 от 23.03.2021 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В представленном отзыве таможня высказала возражения против удовлетворения заявленных требований (т.1 л.д. 30-38).
Заявителем представлены письменные пояснения по делу (т.2 л.д. 111-112).
В судебном заседании представители от заявителя поддержали доводы, изложенные в заявлении, представители от административного органа просили отказать в удовлетворении заявленных требований.
При рассмотрении дела судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.
Как следует из материалов дела, 04.09.2020 в адрес АО «Котро-М» было направлено письмо с информацией о необходимости представления статистических форм учета в таможню в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 №891 «О порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2015 года №1329» (далее – Постановление №891) (т.1 л.д. 134), которое получено обществом 14.09.2020 (т.1 л.д. 135) и оставлено без ответа.
23.11.2020 таможней в налоговый орган направлен запрос о предоставлении документов, подтверждающих перемещение товаров на территории стран-членов ЕАЭС АО «Котро-М» (т.1 л.д. 136).
По результатам анализа документов, полученных из налогового органа 23.12.2020 (т.2 л.д. 61), в адрес общества направлено письмо с уведомлением о явке в таможенный орган для составления протокола об административных правонарушениях (т.1 л.д. 54) по факту непредставления статистических форм (вывоз товаров в Казахстан, отчетный период – июль 2020 года, срок представления – до 14.08.2020 включительно), а также содержащее запрос о представлении коммерческих, уставных, регистрационных документов и пояснений.
17.02.2021 в отношении общества составлен протокол № 10504000-430/2021 (т.1 л.д. 42-49) и №10504000-431/2021 (т.1 л.д. 125-132) об административных правонарушениях по признакам правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Постановлением от 23.03.2021 №10504000-430/2021 (т.1 л.д. 13-18) и №10504000-431/2021 (т.1 л.д. 8-12) общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей и 20 000 рублей (соответственно).
24.03.2021 таможней в целях недопущения в дальнейшем обществом административных правонарушений принято требование (т.1 л.д. 7), в котором предписано АО «Котро-М»:
1.Принять меры по устранению причин и условий способствующих совершению административных правонарушений.
2. Обеспечить изучение Постановления №891 должностным лицам, ответственным за представление статистической отчетности.
Не согласившись с вынесенными постановлениями и требованием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев заявленные требования, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Заявленное требование рассматривается в порядке параграфа 2 главы 25 АПК РФ (статьи 207-211).
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 23.8 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.7.13 КоАП РФ отнесено к подведомственности таможенного органа.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС.
Субъектами данного правонарушения являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также должностные лица.
Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, заключается в несвоевременном представлении в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 29.11.2007
№ 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее – Закон № 282-ФЗ) первичные статистические данные – документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения.
Согласно частям 2, 5 статьи 6 Закона № 282-ФЗ федеральное статистическое наблюдение проводится в отношении респондентов, которыми являются созданные на территории Российской Федерации юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, филиалы, представительства и подразделения, действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций, граждане Российской Федерации, находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации. Сбор первичных статистических данных при проведении федерального статистического наблюдения осуществляется путем предоставления этих данных респондентами либо путем опроса респондентов или регистрации соответствующих фактов лицами, привлекаемыми для сбора первичных статистических данных. Способ сбора первичных статистических данных определяется субъектами официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона № 282-ФЗ субъекты официального статистического учета – федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации (Банк России), осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 части 2 статьи 254 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 289-ФЗ) установлено, что таможенные органы ведут таможенную статистику Российской Федерации.
В соответствии со статьей 278 Закона № 289-ФЗ статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации. Российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности. Порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами -членами Союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать статистические пороги учета товаров в статистике взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза.
Пунктом 4 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза» (далее – Правила ведения статистики) предусмотрено, что ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членамиЕвразийского экономического союза обеспечивается Федеральной таможенной службой в соответствии с Единой методологией ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 525, и включает в себя сбор статистических форм учета перемещения товаров (далее – статистическая форма), обработку содержащихся в них сведений, формирование, публикацию и предоставление заинтересованным пользователям официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.
Формирование официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза осуществляется на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации (пункт 5 Правил ведения статистики).
В соответствии с пунктом 5 Правил ведения статистики российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее – заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.
В соответствии с пунктом 6 Правил ведения статистики статистическая форма заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
В силу пункта 7 Правил ведения статистики статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", независимо от наличия или отсутствия у заявителя усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной для представления сведений в таможенные органы (далее – электронная подпись).
При наличии у заявителя электронной подписи статистическая форма представляется только в виде электронного документа, заверенного электронной подписью. Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В случае отсутствия у заявителя электронной подписи статистическая форма, заверенная подписью и печатью заявителя (при ее наличии), представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом). Датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.
Пунктом 9 Правил ведения статистики предусмотрено, что статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за месяцев, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 Правил ведения статистики.
Из материалов дела следует, что в соответствии со сведениями, полученных из налогового органа 23.12.2020 (т.2 л.д. 61), АО «Котро-М» по договору от 04.06.2020 №1839/20-SN(т.2 л.д. 77-80) в адрес покупателя ТОО «КазФосфат» (общество из Казахстана) отгружен товар по счет-фактуре от 21.07.2020 №00000033 (т.2 л.д. 83) и товарной накладной от 21.07.2020 №43 (т.2 л.д. 84).
С учетом срока, установленного Правилами ведения статистики, статистическая форма должна быть представлена АО «Котро-М» за отчетный период – июль 2020 года – не позднее 14.08.2020.
Однако в нарушение вышеназванных требований обществом статистическая форма учета за июль 2020 года в таможенный орган не представлена.
Таким образом, факт нарушения обществом норм действующего законодательства по представлению статистической формы учета подтвержден материалами дела.
Приведенные обществом доводы судом проверены и признаны подлежащими отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о доказанности наличия в действиях общества объективной стороны вмененного административного правонарушения.
Вина заявителя в совершении вменяемого правонарушения административным органом исследована, что отражено в постановлении по делу об административном правонарушении от 23.03.2021 №10504000-430/2021 (т.1 л.д. 13-18) и №10504000-431/2021 (т.1 л.д. 8-12).
Доказательств того, что АО «Котро-М» предприняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение норм действующего законодательства, за нарушение которых статьей 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность, суду не представлено.
Довод заявителя об отсутствии события правонарушения опровергается имеющимися материалами дела, которые подтверждают факт поставки товара (июль 2020 года) и факт непредставления статистической формы учета в таможенный орган.
Кроме того, у общества имелась возможность представить статистическую форма учета в таможенный орган в более поздний срок, чем 14.08.2020, однако заявитель не воспользовался данным правом и не представил статистическую форму учета даже в наиболее поздний срок.
Таким образом, наличие состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, в действиях АО «Котро-М» подтверждаются материалами дела.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за вмененное обществу правонарушение, на дату вынесения оспариваемого постановления не истек.
Избранная таможенным органом мера ответственности применена в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ. Штраф установлен в пределах санкции данной статьи в минимальном размере.
Указанный вид административного наказания соответствует конституционно закрепленному принципу справедливости наказания и обеспечивает реализацию превентивной цели наказания, заключающейся в предупреждении совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами и не ухудшает положения общества.
Следовательно, таможней правомерно в отношении заявителя вынесены оспариваемые постановления о наложении административного штрафа в размере 20 000 рублей и 20 000 рублей (соответственно).
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд соглашается с выводами оспариваемых постановлений и размером назначенного административного наказания.
Общество, обжалуя постановления о привлечении к административной ответственности, ссылается на малозначительность совершенного правонарушения.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – Постановление № 10), при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2, 3 стати 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 названного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 Постановления № 10).
Таким образом, правила о малозначительности правонарушения применяются в исключительных случаях и независимо от состава административного правонарушения. Применение названных норм является правом, а не обязанностью суда и осуществляется с учетом конкретных обстоятельств дела.
Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношением может быть оценено судом с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности. В частности, существенная степень угрозы охраняемым общественным отношениям имеет место в случае пренебрежительного отношения лица к установленным правовым требованиям и предписаниям (публичным правовым обязанностям).
Суд отмечает, что довод заявителя о введении моратория на проведение контролирующими органами проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства в период с 01.04.2020 по 31.12.2020 не подлежит оценке в связи со следующим.
Согласно части 1.1 статьи 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Если иное не установлено Правительством Российской Федерации, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Как следует из материалов дела (выписке с сайтаhttps://rmsp.nalog.ru), АО «Котро-М» не является микропредприятием и не включено в Единый
реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (т.2 л.д. 128), следовательно, мораторий к заявителю не применим.
Кроме того, лица, включенные в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, либо соответствующие их критериям не освобождаются от обязанности представления статистической формы учета в таможенные органы.
В связи с изложенным и с учетом конкретных обстоятельств суд не усматривает оснований для признания совершенного АО «Котро-М» правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности по настоящему делу.
Суд отмечает, что доводы заявителя по делу проверены и признаны подлежащими отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемых постановлений таможенного органа не соответствующим требованиям действующего законодательства.
Вынесенное на основании данных постановлений требование таможенного органа №14-29/03840 от 24.03.2021 также соответствует действующему законодательству.
При таких обстоятельствах в рассматриваемом случае отсутствует совокупность условий, необходимых для признания незаконным оспариваемых постановлений и требования таможенного органа, что исключает удовлетворение заявленных требований.
Руководствуясь статьями 207, 210, 211 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявленных требований о признании требования Челябинской таможни №14-29/03840 от 24.03.2021 незаконным и об отмене постановлений Челябинской таможни №10504000-430/2021 и №10504000-431/2021 от 17.02.2021 о привлечении акционерного общества «Котро-М»к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья Е.В. Белякович