ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-11928/16 от 29.11.2016 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

6 декабря 2016 года                                                       Дело № А76-11928/2016

Резолютивная часть решения объявлена       29 ноября 2016 года

Решение изготовлено в полном объеме          6 декабря 2016 года

Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Наконечной О.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зоновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Вега», г.Челябинск (ОГРН 1137453007031)

к Министерству имущества и природных ресурсов Челябинской области, г. Челябинск (ОГРН 1047424527479)

о признании незаконным отказа от 12.02.2016 № 2/2137 в предоставлении права пользования недрами

при участии в заседании:

заявителя: Прохорова В.А. – директора, паспорт; Семенова А.В. – представителя по доверенности от 15.03.2016, паспорт; Котельникова М.Г. – представителя по доверенности от 10.01.2016, паспорт;

заинтересованного лица: Поповой Н.В. - представителя по доверенности

от 11.01.2016 № 1/4, удостоверение,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Вега» (далее – ООО «Вега») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными отказа Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области (далее – Министерство) в предоставлении права пользования недрами в форме письма от 12.02.2016 № 2/2137.

В обоснование заявления указано, что оспариваемый отказ Министерства противоречит Закону Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее - Закон Российской Федерации «О недрах») и нарушает права и законные интересы ООО «Вега» в экономической сфере.

Министерство представило отзыв на заявление от 07.07.2016 б/д  (т.2 л.д. 6-7), в котором с требованием  ООО «Вега» не согласилось, оспариваемый отказ находит правомерным.

В судебном заседании представители сторон поддержали позиции, изложенные ими в заявлении и в отзыве на заявление соответственно.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, арбитражный суд считает заявлениеподлежащим отклонению по следующим мотивам.

10.04.2015 Министерством издано распоряжение № 678-р о предоставлении ООО «Вега» права пользования участками недр местного значения, содержащими общераспространенные полезные ископаемые (т.1 л.д. 129).

13.01.2016 ООО «Вега» обратилось в адрес Министерства с заявлением о выдаче лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых на открытое месторождение строительного камня «Вега», расположенного в 2 км к западу от п.Солнечный на территории Сосновского муниципального района Челябинской области с приложением ряда документов (т.1 л.д.32).

С сопроводительным письмом от 26.01.2016 №45 ООО «Вега» направило в адрес Министерства дополнительные документы (т.1 л.д.139).

Письмом от 12.02.2016  № 2/2137 Министерство отказало ООО «Вега» в предоставлении права пользования участком недр местного значения для разведки и добычи на участке Вега в связи с отсутствием в представленных материалах копий актов приема-передачи транспортных средств к договору от 12.01.2016 между ООО «Вега» и ООО «Оникс», к договору от 11.01.2016 между ООО «Вега»  и  ООО «Авиационно-Транспортное Агентство-Сервис» (т.1 л.д. 16).

Не согласившись с указанным отказом Министерства, полагая, что последний нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, ООО «Вега» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Правовое регулирование общественных отношений, связанных с недропользованием, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О недрах» и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В силу пунктов «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения недрами, законодательство о недрах находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 43 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьей 4 Закона Российской Федерации «О недрах»  к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено установление порядка пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и распоряжения данными участками недр, в том числе разработки и реализации территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы Российской Федерации.

Как следует из статей 3 и 4 Закона Российской Федерации «О недрах» полномочия по распоряжению участками недр могут осуществляться исключительно органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и исключительно органами государственной власти субъектов РФ.

Статьей 10 Закона Российской Федерации «О недрах» предусмотрено, что участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для: геологического изучения - на срок до 5 лет или на срок до 10 лет при проведении работ по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации; добычи полезных ископаемых - на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр; добычи подземных вод - на срок до 25 лет; добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр в соответствии со статьей 21.1 Закона о недрах - на срок до 1 года.

В соответствии с пунктом 6 статьи 10.1 Закона Российской Федерации «О недрах» одним из оснований возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом.

В соответствии со статьёй 14 Закона Российской Федерации «О недрах» отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона может последовать в следующих случаях:

1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе если ее содержание не соответствует объявленным условиям конкурса или аукциона;

2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;

3) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;

4) если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования;

5) заявитель не соответствует критериям, установленным условиями проведения аукциона, для предоставления права пользования участком недр федерального значения.

В то же время, согласно абзацу 1 статьи 18 Закона Российской Федерации «О недрах» участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Так, согласно части 3 статьи 6 Закона Челябинской области от 29.03.2012 № 294-ЗО «О пользовании недрами на территории Челябинской области» (далее - Закон Челябинской области от 29.03.2012 № 294-ЗО) основаниями возникновения права пользования участками недр местного значения является решение уполномоченного органа Челябинской области о предоставлении права пользования участком недр, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенным в перечень участков недр местного значения, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом;

По решению уполномоченного органа Челябинской области, принятому без проведения аукциона, предоставляется в пользование участок недр местного значения, содержащий месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенный в перечень участков недр местного значения, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, выполнявшим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом (абз. 2 пункта 2 статьи 7 Закона Челябинской области от 29.03.2012 № 294-ЗО).

Со гласно статье 15 Закона Челябинской области от 29.03.2012 № 294-ЗО заявка на получение права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых, без проведения аукциона подается в уполномоченный орган Челябинской области субъектом предпринимательской деятельности, желающим получить право пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенным в перечень участков недр местного значения, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия субъектом предпринимательской деятельности, выполнявшим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом;

К заявке, указанной в настоящей статье, прилагаются:

1) документы, подтверждающие наличие квалифицированных специалистов, необходимых финансовых и технических средств для эффективного и безопасного проведения работ по освоению соответствующих участков;

2) копии учредительных документов (представляются субъектом предпринимательской деятельности, являющимся юридическим лицом);

3) документы, подтверждающие факт открытия месторождения субъектом предпринимательской деятельности, являющимся индивидуальным предпринимателем, желающим получить право пользования участком недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия субъектом предпринимательской деятельности, выполнявшим работы по геологическому изучению такого участка недр, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом.

Уполномоченный орган Челябинской области в течение десяти рабочих дней со дня поступления от субъекта предпринимательской деятельности заявки на получение права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых, без проведения аукциона уведомляет его о приеме заявки либо об отказе в приеме заявки. В уведомлении об отказе в приеме заявки указываются основания отказа (часть 1 статьи 16 Закона Челябинской области от 29.03.2012 № 294-ЗО).

Уполномоченный орган Челябинской области отказывает субъекту предпринимательской деятельности в приеме заявки на получение права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых, без проведения аукциона в случаях, если в заявке указаны неверные сведения о подавшем ее субъекте предпринимательской деятельности и (или) не приложены документы, указанные в части 2 статьи 15 настоящего Закона (часть 2 статьи 16 Закона Челябинской области от 29.03.2012 № 294-ЗО).

Уполномоченный орган Челябинской области рассматривает принятую заявку на получение права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых, без проведения аукциона в течение тридцати календарных дней со дня принятия заявки (часть 3 статьи 16 Закона Челябинской области от 29.03.2012 № 294-ЗО).

Согласно пункту 1 статьи 17 Закона Челябинской области от 29.03.2012 № 294-ЗО  по результатам рассмотрения принятой заявки на получение права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых, без проведения аукциона уполномоченный орган Челябинской области в течение пяти рабочих дней принимает решение о предоставлении субъекту предпринимательской деятельности права пользования соответствующим участком недр либо об отказе в предоставлении такого права.

В решении об отказе в предоставлении субъекту предпринимательской деятельности права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых, без проведения аукциона указываются основания отказа (пункт 3 статьи 17 Закона Челябинской области от 29.03.2012 № 294-ЗО).

Как следует из материалов настоящего дела, ООО «Вега» обратилось в Министерство с заявлением от 13.01.2016 № 44 о выдаче лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых на открытое месторождение строительного камня «Вега», расположенного в 2 км к западу от п. Солнечный на территории Сосновского муниципального района Челябинской области (т.1 л.д. 32).

К данному заявлению ООО «Вега» приложены,  в том числе: договоры аренды специальной техники от 11.01.2016 между заявителем и ООО «Авиационно-Транспортное Агентство-сервис» (т.1 л.д. 77-80)  и от 12.01.2016 между заявителем и ООО «Оникс» (т.1 л.д. 81-83).

Согласно пункту 1.2 указанных договоров передача техники арендатору и его возврат арендодателю подтверждается составлением актов приема-передачи, подписываемых уполномоченными представителями сторон.

С учётом рекомендаций экспертного совета по лицензированию пользования участками недр местного значения (протокол от 11.02.2016 № 03) письмом от 12.02.2016 № 2/2137 Министерство отказало ООО «Вега» в предоставлении права пользования участком недр местного значения в связи с отсутствием в предоставленных материалах копий актов приёма-передачи транспортных средств к вышеуказанным договорам аренды (т.1 л.д. 25-29, 33).

Проанализировав приложенные к заявлению ООО «Вега» документы, суд пришёл к выводу о том, что их объём и содержание не соответствуют требованиям, содержащимся в статье 14 Закона Российской Федерации «О недрах» и статье 15 Закона Челябинской области от 29.03.2012 № 294-ЗО, а именно: отсутствуют акты приёма-передачи специальной техники, указанной в договорах аренды от 11.01.2016  и от 12.01.2016, подписанных заявителем с ООО «Авиационно-Транспортное Агентство-Сервис» и с ООО «Оникс».

Кроме того, согласно письму ГУ МВД России по Челябинской области  от 12.02.2016 № 3/5003072 (т.1 л.д. 31), полученному Министерством путём направления межведомственного запроса, в отношении учредителей и директоров ООО «Вега», ООО «Авиационно-Транспортное Агентство-Сервис» и ООО «Оникс» 27.01.2016  возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного пунктами «а», «б» части 4 статьи 158 УК РФ, в связи с чем правоохранительными органами изъята специальная техника (экскаваторы, погрузчики, самосвалы и т.п.).

 Таким образом, при обращении ООО «Вега» в Министерство с заявлениями от 13.01.2016 № 44 и от 26.01.2016 №45 о предоставлении в пользование участка недр местного значения для разработки и добычи полезных ископаемых на открытом месторождении, расположенном в 2 км к западу от п. Солнечный на территории Сосновского муниципального района Челябинской области, у заявителя отсутствовали доказательства того, что он обладает либо будет обладать техническими возможностями для ведения горных работ на участке недр. 

В судебном заседании заявителем представлены в материалы дела акты приёма-передачи имущества по уголовному делу № 5003072 на ответственное хранение специальной техники,  переданной следователем по уголовному делу ООО «Авиационно-Транспортное Агентство-сервис» от 05.08.2016 и акты от 27.10.2016 приёма-передачи  данной техники от ООО «Авиационно-Транспортное Агентство-сервис» заявителю (т.1 л.д. 73-79).

Однако, данные документы суд не может принять в качестве доказательств, подтверждающих позицию заявителя, так как данные акты не отвечают требованиям относимости и допустимости доказательств в смысле, придаваемом статьями 64, 67, 68 и 75 АПК РФ (изготовлены за пределами спорного периода и не предъявлялись в Министерство совместно с заявлением).

Кроме того, часть специальной техники, указанной в настоящих актах, не соответствует данным по специальной технике, указанной в договорах аренды от 11.01.2016  и от 12.01.2016, подписанных заявителем с ООО «Авиационно-Транспортное Агентство-сервис» и с ООО «Оникс».

В судебном заседании 29.11.2016  ООО «Вега» в качестве доказательств по настоящему делу также представило копии дубликатов актов приёма-передачи специальной техники к договорам аренды от 11.01.2016  и от 12.01.2016, подписанным заявителем с ООО «Авиационно-Транспортное Агентство-сервис» и с ООО «Оникс» (т.2 л.д. 94-96).

Однако, к данным копиям дубликатов актов приёма-передачи, как к доказательствам по делу, суд относится критически.

Как следует из их содержания, данные «дубликаты изготовлены в связи с утратой оригинала», что само по себе свидетельствует об отсутствии у заявителя самого оригинала.

Также из содержания указанных дубликатов следует, что последние изготовлены 28.11.2016, то есть, за рамками спорных правоотношений.  

Более того, согласно перечню документов, приложенных ООО «Вега» к  заявлениям от 13.01.2016 № 44 и от 26.01.2016 №45 о предоставлении в пользование участка недр местного значения для разработки и добычи полезных ископаемых на открытом месторождении, расположенном  в 2 км к западу от п. Солнечный на территории Сосновского муниципального района Челябинской области, при обращении в Министерство указанные акты приёма-передачи специальной техники заявителем не прикладывались ни в оригиналах, ни в виде дубликатов, в связи с чем Министерство не давало и не могло дать им оценку при вынесении оспариваемого решения - отказа. 

В данных обстоятельствах у Министерства отсутствовали правовые основания для вынесения решения, отличного от оспариваемого отказа от 12.02.2016 №2/2137, а потому признать последнее недействительным невозможно.

На основании изложенного суд пришёл к выводу о том, что отказ Министерства в предоставлении ООО «Вега» права пользования участком недр местного значения, расположенного в 2 км к западу от п. Солнечный на территории Сосновского муниципального района Челябинской области в форме письма от 12.02.2016 № 2/2137 принят в пределах полномочий данного органа исполнительной власти Челябинской области с учётом представленных заявителем документов и в соответствии с действующим законодательством, следовательно, является правомерным.

Проанализировав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства каждое в отдельности, а также в их совокупности, арбитражный суд считает, что в удовлетворении заявления ООО «Вега» следует отказать.

Судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат распределению между сторонами в соответствии со статьей 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд Челябинской области

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                           О.Г. Наконечная