АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск Дело №А76-12115/2012
12 октября 2012 г. решение изготовлено в полном объёме.
Судья Арбитражного суда Челябинской области, Воронин А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания, Белоусовой Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «СК «Трансстрой» (ООО «СК «Трансстрой»), ОГРН <***>, г. Екатеринбург, к обществу с ограниченной ответственностью «Юнион Трейд» (ООО «Юнион Трейд»), ОГРН <***>, г. Сатка, о взыскании суммы долга 158 597 руб 22 коп по договору №0110/2011 от 01.10.2011 на оказание услуг по предоставлению железнодорожных вагонов для перевозки грузов и пени за сверхнормативный простой вагонов 63 000 руб, пени за просрочку оплаты услуги по предоставлению вагонов 18 947 руб 31 коп, пени за просрочку оплаты сверхнормативного простоя вагонов 6 156 руб, всего: 246 700 руб 53 коп, а также судебных издержек (оплата услуг, лица, оказавшего юридическую помощь) в сумме 5 000 руб,
при участии в судебном заседании представителей:
истца, ФИО1, действующего на основании доверенности от 02.05.2012,
ответчика, ФИО2, действующего на основании доверенности от 17.09.2012; и ФИО3, действующей на основании доверенности от 17.09.2012,
Представитель истца со ссылкой на статьи 309, 395, 780, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, считает, что ответчик обязательства из договора от 01.10.2011 №0110/2011 по оплате стоимости оказанных услуг в декабре 2011 г. и январе 2012 г. надлежащим образом не исполнил, что повлекло начисление неустойки (л.д. 5-7, 120, 121 том 1).
Представитель ответчика в иске просит отказать, поскольку договор №0110/2011 от 01.10.2011 сторонами не заключён. Фактическое оказание заявленных услуг документально не подтверждено (л.д. 80, 81, 140, 144-146 том 1).
Исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, арбитражный суд установил:
Истец в качестве юридического лица зарегистрирован 26.12.2006; учредители: ФИО4 и ФИО5; лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица (директор): ФИО4 (л.д. 60-63, 66, 67 том 1).
Ответчик в качестве юридического лица зарегистрирован 07.06.2010; учредитель: ФИО6; лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица (директор): ФИО6 (л.д. 87-90 том 1).
Согласно справке директора ООО «Юнион Трейд», ФИО7 (л.д. 42 том 2) ФИО8 не является учредителем и штатным работником общества «Юнион Трейд», не получал доверенности и полномочий на подписание договора и дополнительных соглашений с ООО «СК «Трансстрой».
Согласно электронной переписке между ФИО3 и Викторией в период с 02.09.2011 по 28.10.2011 обсуждался вопрос подписания договора (л.д. 37-41 том 2).
Истец (экспедитор), в лице генерального директора ФИО4, и ответчик (клиент) в лице директора ФИО8, 01.10.2011 подписали договор транспортной экспедиции №0110/2011 на условиях комиссии с использованием собственного подвижного состава экспедитора (л.д. 20-23, 141-143 том 1), предметом которого является: поучение и предоставление клиентом экспедитору исключительного права, а экспедитор обязуется за вознаграждение и за счёт клиента оказывать транспортно-экспедиционные услуги, в том числе совершать от своего имени или от имени клиента юридические и иные действия, определённые настоящим договором, в том числе приложениями к нему.
Комплекс транспортно-экспедиционных услуг (услуги), выполняемых экспедитором и (или) третьими лицами, определяются в каждом конкретном случае в соответствующих приложениях к настоящему договору. Экспедитор вправе по своему усмотрению привлекать третьих лиц к исполнению обязательств.
Экспедитор обязался: организовать подачу подвижного состава под погрузку в порядке и на условиях, определяемых в дополнительных соглашениях к настоящему договору; после отправления порожних вагонов на станцию погрузки, направить клиенту письменное уведомление (по факсимильной связи или электронной почте), в котором указать номера вагонов и дату отправления; при получении от клиента заявки на планирование перевозок следующего месяца, до двадцать пятого числа месяца, предшествующего месяцу перевозок предоставить клиенту на согласование график подачи подвижного состава под погрузку. Согласованный график перевозок подписывается сторонами до двадцать восьмого числа месяца, предшествующего месяцу перевозок.
Порядок оказания дополнительных услуг согласовывается отдельно.
Клиент обязался: производить погрузочно-разгрузочные работы в течение семидесяти двух часов с момента прибытия вагонов на пути грузополучателя (грузоотправителя), в случае если нахождение вагонов на путях грузоотправителя или грузополучателя превышает семьдесят два часа, уплатить экспедитору пени 1 500 руб (с учётом НДС) в сутки за использование одного вагона; если иное не оговорено в дополнительном соглашении, за свой счёт доставить вагоны с грузом от станции погрузки до станции назначения.
Стоимость предоставляемых услуг и валюта платежа определяется и согласовывается сторонами в дополнительных соглашениях к настоящему договору и указывается в актах выполненных работ.
Все расходы экспедитора (по согласованным сторонами маршрутам перевозок) не предусмотренные договором и дополнительными соглашениями к настоящему договору, погашаются за счёт вознаграждения экспедитора.
В случае если экспедитор оказал клиенту услуги, предусмотренные настоящим договором, на условиях более выгодных, чем согласованные сторонами, дополнительная выгода является прибылью экспедитора.
Если иное не предусмотрено в дополнительном соглашении к настоящему договору, клиент производит оплату всех причитающихся экспедитору платежей на основании выставленных счетов с обязательным разделением общей суммы на провозные платежи и комиссионное вознаграждение, в срок не позднее пяти банковских дней со дня их выставления.
Датой оплаты считается дата зачисления денежных средств клиента на расчётный счёт экспедитора.
Экспедитор и клиент в срок до пятнадцатого числа каждого месяца, следующего за отчётным периодом (а также квартал и год), производят сверку взаимных расчётов за фактически оказанные услуги.
Результат сверки оформляются актами сверки взаимозачётов и актами приёма-передачи выполненных работ (оказанных услуг) с выставлением счетов (счетов-фактур) для произведения необходимых расчётов между сторонами.
Акт сверки и акт выполненных работ являются первичными расчётными документами, неотделимыми от договора.
За задержку в перечислении денежных средств клиент уплачивает пени 0,1% от неуплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. В любом случае общая сумма пени не может превышать неоплаченной в срок суммы.
Факсимильные копии актов и счетов-фактур, переданные посредством почтовой, телеграфной, факсимильной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору, признаются обеими сторонами.
Договор вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует до 31.12.2011.
Все дополнения и изменения к настоящему договору имеют силу, если они оформлены в письменном виде, подписаны уполномоченными представителями обеих сторон и скреплены печатями. Все дополнительные соглашения и приложения к договору, согласованные сторонами, являются неотъемлемой частью настоящего договора.
Экспедитор имеет право исполнять свои обязанности по настоящему договору лично или привлечь к исполнению своих обязанностей другие лица.
Документы, переданные посредством почтовой, телеграфной, факсимильной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору, признаются обеими сторонами (копия л.д. 20-23 том 1).
Текст (условия) договора транспортной экспедиции №0110/2011 на условиях комиссии с использованием собственного подвижного состава экспедитора от 01.10.2011, представленный ответчиком в материалы дела (копия л.д. 140-143 том 1) не является тождественным тексту (условиям) договора транспортной экспедиции №0110/2011 на условиях комиссии с использованием собственного подвижного состава экспедитора от 01.10.2011, представленного в материалы дела истцом (копия л.д. 20-23 том 1).
Согласно заявке на перевозку №8 от 27.10.2011 ООО «Юнион Трейд», подписанной директором ФИО8 – станция и дорога отправления: Инта-2 Северной железной дороги; станция и дорога назначения: Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; лом чёрных металлов 60-70 тонн; грузоотправитель: ООО «Шротт»; заявка действительна до 31.10.2011; вагон с люками 55577456, условия перевозки 6% к тарифу 10-01 (л.д. 122 том 1).
Акт №399 от 03.11.2011 – предоставление вагона 55577456 по цене 49 274 руб 49 коп со стороны заказчика не подписан (л.д. 125 том 1).
Истец для оплаты ответчику сформировал счёт №399 от 03.11.2011 и счёт-фактуру №399 от 03.11.2011 (л.д. 123, 124 том 1).
Ответчик платёжным поручением №49 от 08.11.2011 уплатил истцу 49 250 руб 11 коп – оплата по счёту №399 от 03.11.2011 за предоставление вагона (л.д. 126 том 1).
Согласно заявке на перевозку №10 от 28.10.2011 ООО «Юнион Трейд», подписанной директором ФИО8 – станция и дорога отправления: Усинск Северной железной дороги; станция и дорога назначения: Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги и Первоуральск Северо-Восточной железной дороги; лом чёрных металлов; грузоотправитель: ООО «Шротт»; дата подачи вагона под погрузку 31.10.2011; полувагон 55585574, примечание: Магнитогорск-грузовой 7%, Первоуральск 6% (л.д. 127 том 1).
Акт №435 от 21.11.2011 – предоставление вагона 55585574 по цене 40 457 руб 46 коп со стороны заказчика не подписан (л.д. 130 том 1).
Истец для оплаты ответчику сформировал счёт №435 от 21.11.2011 и счёт-фактуру №435 от 21.11.2011 (л.д. 128, 129 том 1).
Ответчик платёжным поручением №56 от 24.11.2011 уплатил истцу 40 457 руб 46 коп – оплата по счёту №435 от 21.11.2011 за предоставление вагона (л.д. 131 том 1).
Согласно заявке №3 от 02.02.2012 ООО «Юнион Трейд», подписанной директором ФИО8 и директором ООО «Трансстрой» ФИО4 в соответствии с договором №0110/2011 от 01.10.2011 заказчик поручил исполнителю организовать предоставление вагонов 57566887, 57565335 под погрузку серой в биг-бэгах на станцию Каргала Южно-Уральской железной дороги, грузоотправитель ООО ПО «Сельхозхимия»; период действия заявки 1502.-25.02.2012; примечание: 38 000 руб без учёта НДС (л.д. 132 том 1).
Акт №14 от 14.02.2012 – предоставление вагонов 57566887, 57565335 по цене 38 000 руб за шутку на общую сумму 76 000 руб со стороны заказчика не подписан (л.д. 135 том 1).
Истец для оплаты ответчику сформировал счёт №80 от 14.02.2012 и счёт-фактуру №80 от 14.02.2012 (л.д. 133, 134 том 1).
Ответчик платёжными поручениями №5 от 20.02.2012, №6 от 21.02.2012 уплатил истцу 76 000 руб – оплата по счёту №80 от 14.02.2012 за предоставление вагонов (л.д. 136, 137 том 1).
В соответствии со статьёй 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключённым, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и её акцепта (принятия предложения) другой стороной.
По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счёт другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определённых договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (пункт 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме; клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (статья 802 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции (пункт 1 статьи 804 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные (пункт 2 статьи 804 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Существенными условиями договора транспортной экспедиции являются: предмет договора, то есть условие, определяющее конкретный вид (виды) оказываемой услуги, связанной с перевозкой груза, которую экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение (пункт 1 статьи 801, статья 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 2, 3 статья 434 Гражданского кодекса Российской Федерации договор в письменной форме может быть заключён путём составления одного документа, подписанного сторонами, а также путём обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
Письменная форма договора считается соблюдённой, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 438 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для её акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
В рассматриваемом случае сторонами не соблюдена письменная форма договора транспортной экспедиции №0110/2011 на условиях комиссии с использованием собственного подвижного состава экспедитора от 01.10.2011, поскольку в материалы дела подписанный сторонами договор не представлен.
Вместе с тем на основании пункта 2 статьи 434, статьи 438, пункта 1 статьи 802 Гражданского кодекса Российской Федерации заявка на перевозку является офертой на заключение договора транспортной экспедиции.
В спорной заявке на перевозку №23 от 24.11.2011 ООО «Юнион Трейд», подписанной директором ФИО8 указано: дата подачи вагонов по погрузку: ноябрь – декабрь 2011 г.; полувагоны с люками 65131666, 65196255, 60105988, 67066134, 65209140; станция отправления: Усинск Северной железной дороги; отправитель: ЗАО УПТК «Северстрой»; станция назначения: Череповец-2 Северной железной дороги; примечание: 7% к тарифу 10-01 (л.д. 24 том 1).
Согласно заявке ООО «Сибирская транспортная компания» - дата подачи вагонов пол погрузку: ноябрь – декабрь 2011 г.; полувагоны с люками 65131666, 65196255, 60105988, 67066134, 65209140; станция отправления: Усинск Северной железной дороги; отправитель: ЗАО УПТК «Северстрой»; станция назначения: Череповец-2 Северной железной дороги, Магнитогорск-грузовой; примечание: Череповец-2 (4%), Магнитогорск-грузовой - 5% (л.д. 110 том 1).
Согласно заявке ООО «Империя» - станция отправления: Усинск Северной железной дороги; отправитель: ЗАО УПТК «Северстрой»; станция назначения: Череповец, Магнитогорск, Пермь; вагоны 65131666, 65196255, 60105988, 67066134, 65209140; дата подачи вагонов на станцию: ноябрь – декабрь 2011 г.; период действия заявки: по мере погрузки; примечание: Череповец – 4%, Магнитогорск – 5%, Пермь – 9% от тарифа ОАО «РЖД» (л.д. 147 том 1).
Согласно дорожной ведомости на перевозку грузов эг934167, станция отправления – Усинск; отправитель – ЗАО УПТК «Северстрой»; станция назначения – Череповец-2; грузополучатель – ОАО «Северсталь»; вагон 65196255 не принадлежит перевозчику ОАО «РЖД», собственник ОАО «ВГК» (л.д. 25, 26 том 1). Ведомость подачи и уборки вагонов №241213 (л.д. 27 том 1).
Акт №491 от 22.12.2011 – предоставление вагона 65196255 (Усинск-Череповец-2) на сумму 32 438 руб 34 коп со стороны заказчика не подписан (л.д. 28 том 1). Истец для оплаты ответчику сформировал счёт №491 от 22.12.2011 и счёт-фактуру №491 от 22.12.2011 (л.д. 29, 30 том 1).
Согласно дорожной ведомости на перевозку грузов эд086508, станция отправления – Усинск; отправитель – ЗАО УПТК «Северстрой»; станция назначения – Череповец-2; грузополучатель – ОАО «Северсталь»; вагон 60105988 не принадлежит перевозчику ОАО «РЖД», собственник ОАО «ВГК» (л.д. 31, 32 том 1). Ведомость подачи и уборки вагонов №020083 (л.д. 33-36 том 1).
Акт №9 от 12.01.2012 – предоставление вагона 60105988 (Усинск-Череповец-2) на сумму 32 372 руб 43 коп со стороны заказчика не подписан (л.д. 37 том 1). Истец для оплаты ответчику сформировал счёт №9 от 12.01.2012 и счёт-фактуру №9 от 12.01.2012 (л.д. 38, 39 том 1).
Акт №73 от 13.02.2012 – сверхнормативный простой вагона 60105988 (Череповец-2) 30 суток по цене 1 500 руб на сумму 45 000 руб, со стороны заказчика не подписан (л.д. 40 том 1). Истец для оплаты ответчику сформировал счёт №73 от 13.02.2012 и счёт-фактуру №73 от 13.02.2012 (л.д. 41, 42 том 1).
Согласно дорожной ведомости на перевозку грузов эг934167, станция отправления – Усинск; отправитель – ЗАО УПТК «Северстрой»; станция назначения – Череповец-2; грузополучатель – ОАО «Северсталь»; вагон 65196255 не принадлежит перевозчику ОАО «РЖД», собственник ОАО «ВГК» (л.д. 25, 26 том 1). Ведомость подачи и уборки вагонов №241213 (л.д. 27 том 1).
Акт №491 от 22.12.2011 – предоставление вагона 65196255 (Усинск-Череповец-2) на сумму 32 438 руб 34 коп со стороны заказчика не подписан (л.д. 28 том 1). Истец для оплаты ответчику сформировал счёт №491 от 22.12.2011 и счёт-фактуру №491 от 22.12.2011 (л.д. 29, 30 том 1).
Согласно транспортной железнодорожной накладной эд442608, станция отправления – Усинск; отправитель – ЗАО УПТК «Северстрой»; станция назначения – Пермь-1; грузополучатель – ООО «Металлургический завод «КАМАСТАЛЬ»; вагон 65131666 не принадлежит перевозчику ОАО «РЖД», собственник ОАО «ВГК» (л.д. 43, 44 том 1). Ведомость подачи и уборки вагонов №281238 (л.д. 45 том 1).
Согласно дорожной ведомости на перевозку грузов эе290868, станция отправления – Усинск; отправитель – ЗАО УПТК «Северстрой»; станция назначения – Череповец-2; грузополучатель – ОАО «Северсталь»; вагон 65209140 не принадлежит перевозчику ОАО «РЖД», собственник ОАО «ВГК» (л.д. 46, 47 том 1). Ведомость подачи и уборки вагонов №210170 (л.д. 48 том 1).
Согласно транспортной железнодорожной накладной эд287791, станция отправления – Усинск; отправитель – ЗАО УПТК «Северстрой»; станция назначения – Пермь-1; грузополучатель – ООО «Металлургический завод «КАМАСТАЛЬ»; вагон 679066134 не принадлежит перевозчику ОАО «РЖД», собственник ОАО «ВГК» (л.д. 49, 50 том 1).
Акт №50 от 31.01.2012 – предоставление вагона 65209140 (Усинск-Череповец-2) на сумму 33 305 руб 33 коп и вагонов 65131666, 67066134 (Усинс-Пермь-1) на сумму 60 481 руб 12 коп, со стороны заказчика не подписан (л.д. 51 том 1). Истец для оплаты ответчику сформировал счёт №50 от 31.01.2012 и счёт-фактуру №50 от 31.01.2012 (л.д. 52, 53 том 1).
Акт №51 от 31.01.2012 – сверхнормативный простой вагонов 60105988 (Усинск) - 1 сутки; 65196255 (Усинск) – 2 суток; 65131666 (Усинск) – 4 суток; 65209140 (Усинск) – 5 суток, по цене 1 500 руб на общую сумму 18 000 руб, со стороны заказчика не подписан (л.д. 54 том 1). Истец для оплаты ответчику сформировал счёт №51 от 31.01.2012 и счёт-фактуру №51 от 31.01.2012 (л.д. 55, 56 том 1).
В претензии от 15.05.2012 №5 истец со ссылкой на договор №0110/2011 от 01.10.2011 и счета №491 от 22.12.2011, №9 от 12.01.2012, №50 от 31.01.2012 сообщил ответчику о его долге за предоставленные вагоны в сумме 158 597 руб 22 коп и за сверхнормативный простой вагонов начисленной пени в сумме 63 000 руб, а также за задержку оплаты начисленной пени 19 057 руб 36 коп и потребовал в срок до 04.06.2012 уплатить 240 654 руб 58 коп (л.д. 58, 59 том 1).
Ответчик требование истца добровольно не исполнил, что послужило основанием для обращения 28.06.2012 в арбитражный суд с рассматриваемым иском. Исковое заявление принято к производству 05.07.2012.
Как видно из материалов дела договор транспортной экспедиции №0110/2011 на условиях комиссии с использованием собственного подвижного состава экспедитора от 01.10.2011 сторонами незаключён, поскольку не соблюдена письменная форма; дополнительные соглашения к этому договору стороны не согласовывали.
Оферта ответчика, выраженная в заявке на перевозку №23 от 24.11.2011, истцом не акцептована, так как истец не представил в материалы дела доказательства, подтверждающие обоснованность формирования актов №491 от 22.12.2011, №9 от 12.01.2012, №73 от 13.02.2012, №50 от 31.01.2012, №51 от 31.01.2012, счетов на оплату и счетов-фактур №491 от 22.12.2011, №9 от 12.01.2012, №73 от 13.02.2012, №50 от 31.01.2012, №51 от 31.01.2012 (часть 2 статьи 9; часть 1 статьи 65; части 1, 7, 8 статьи 66; часть 1 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), что исключает удовлетворение заявленных требований.
Судебные расходы истца, связанные с уплатой платёжным поручением №190 от 08.06.2012 государственной пошлины за подачу иска в арбитражный суд 8 034 руб 01 коп и расходным кассовым ордером №48 от 14.06.2012 ФИО1 5 000 руб на основании договора №18 от 02.05.2012 и акта №2 от 14.06.2012 (л.д. 70-74 том 1) относятся на истца в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в части государственной пошлины в сумме 7 934 руб 01 коп, исходя из цены иска 246 700 руб 53 коп, в связи с чем в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации из федерального бюджета подлежит возврату государственная пошлина 100 руб.
Руководствуясь статьями 104, 106, 110, 112, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
решил:
В удовлетворении иска отказать.
Возвратить истцу, обществу с ограниченной ответственностью «СК «Трансстрой», из федерального бюджета государственную пошлину за подачу иска в арбитражный суд 100 руб.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объёме), апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Челябинской области.
Судья А.Г. Воронин
Информацию о времени, месте и результате рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru; Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru.