ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-12541/07 от 13.09.2007 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

« 18 » сентября 2007 года Дело №А76-12541/2007-49-197

Резолютивная часть решения объявлена 13 сентября 2007

Решение в полном объеме изготовлено 18 сентября 2007

Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Анциферовой О.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поздняковым А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Прокурора Металлургического района г.Челябинска

к ЗАО «Нижневартовсквтормет» г.Челябинск

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 (удостоверение №128641) прокурор

от лица, привлекаемого к ответственности: ФИО2 (паспорт №<...>) представитель по доверенности от 07.07.2007, ФИО3 (удостоверение №581) адвокат по доверенности от 07.07.2007

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Металлургического района г.Челябинска обратился в арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении ЗАО «Нижневартовсквтормет» к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (л.д.3-5).

Представитель заявителя в судебном заседании на требованиях настаивает, ссылаясь на доводы изложенные в заявлении.

Представитель лица привлекаемого к административной ответственности требования заявителя не признал. Считает, что в действиях общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения поскольку прокурором, в том числе, не доказан факт осуществления предпринимательской деятельности посредством эксплуатации склада ГСМ, принадлежащего обществу.

Заслушав представителей лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Закрытое акционерное общество «Нижневартовсквтормет» было зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией ЗАТО г.Озерск 24.03.1998, основной государственный регистрационный номер 1027402818640 (л.д.27).

ЗАО «Нижневартовсквтормет» имеет лицензию Федерального горного и промышленного надзора России (Росгортехнадзор) от 11.09.2003 №65-ЭВ-000440 со сроком действия до 11.09.2008 на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов. Деятельность, в процессе осуществления которой хранятся, транспортируются вещества, способные образовывать взрывоопасные смеси с кислородом воздуха легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (л.д. 35).

Сотрудниками прокуратуры Металлургического района г.Челябинска совместно с государственными инспекторами Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Челябинской области 17.07.2007 на основании распоряжения №5 от 17.07.2007 была проведена проверка соблюдения ЗАО «Нижневартовсквтормет» лицензионных требований и условий при эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, а именно склада ГСМ и участка транспортирования опасных веществ, по результатам которой составлен акт от 17.07.2007 (л.д.14-18).

В ходе указанной проверки были установлены многочисленные нарушения осуществления предпринимательской деятельности, предусмотренной лицензией №65-ЭВ-000440. Данные нарушения зафиксированы актом проверки и указаны в предписании №47 от 23.07.2007, которое получено директором общества (л.д.15-24).

По результатам проверки прокурором Металлургического района г.Челябинска 31.07.2007 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в присутствии директора ФИО4, о чем свидетельствует ее подпись на постановлении (л.д.11-13).

Изучив представленные по делу доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.3 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) образует состав административного правонарушения и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати до сорока тысяч рублей.

Согласно п.5 ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В силу п.5 Постановления Правительства РФ от 17.01.2007 №18 «О лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов» лицензионными требованиями и условиями при эксплуатации опасного производственного объекта являются, в том числе, соблюдение лицензиатом требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, установленных ст.9 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Положения ст.9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» содержат требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, в том числе обязанность по соблюдению положений данного закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных документов в области промышленной безопасности.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается представителем общества, а также объяснительной директора, что ЗАО «Нижневартовсквтормет» эксплуатирует склад ГСМ, расположенный в г.Челябинске, Северо-восточный промрайон Металлургического района с нарушением федеральных законов и подзаконных актов, регламентирующих эксплуатацию данного взрывоопасного производственного объекта, а также Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (л.д.37), а именно:

1.Положение о производственном контроле не содержит перечня основных производственных объектов, порядка организации и периодичности проверок, порядка расследования и учета несчастных случаев, аварий и инцидентов, разработки мероприятий по устранению и предупреждению отступлений от требований промбезопасности, порядок информирования руководства о состоянии промбезопасности на объектах (п.2.2 Методические рекомендации по организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах РД 04-355-00, приказ МТУ Ростехнадзора по УрФО №71 от 30.01.2007г.)

2. Не соблюдается график проведения проверок производственного контроля - не проведены проверки в январе и мае 2007г. (п. 12 б, в Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте).

3. Не представлена проектная документация на расширение и техническое перевооружение нефтебазы (установку приборов контроля уровня в емкостях хранения нефтепродуктов и довзрывных концентраций) (п.1 ст. 8 ФЗ № 116, п.п.2.2, 2.4, 2.5 Общие правила взрывобезопасности для химических нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств ПБ 09-540-03, п.п. 1.5, 6.3 Правила промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов ПБ 09-560-03).

4. Не проведена экспертиза проектной документации на расширение и техническое перевооружение нефтебазы (п.п.1, 2 ст. 8 ФЗ № 116, п.2.5 ПБ 09-540-03, п.п. 3.6. 4.1, 4.2 Общие правила промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов ПБ 03-517-02).

5. Не разработана расчетно-пояснительная записка к Плану локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) с характеристикой опасных веществ, оценкой уровня опасности и расчетом вероятных зон поражающих факторов, отсутствует ситуационный план, на технологической схеме отсутствует нумерация задорной арматуры, документ не переплетен, страницы не пронумерованы (п.п.1.9, 1.11, 2.2, 2.6, 2.17, 2.12, 3.11, 3.23 Методические указания о порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) РД 09-536-03).

6.Не обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности Плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) нефтебазы (п.4 РД-13-02-2006 «Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций на взрывоопасных, пожароопасных и химически опасных производственных объектах»).

7.На момент проверки не заключен договор на обслуживание с профессиональнымаварийно-спасательным формированием, обученное нештатное формирование на объекте отсутствует (ст. 10 ФЗ № 116, п.3.4 РД 09-536-03).

8.На двух емкостях 400м3 хранения поручни лестниц не приварены к поручням переходов и площадок, имеются участки со смещением в соединениях поручней (П.3.13.2 ПБ 03-605-03)

9.На крыше емкостях 400м3 хранения отсутствуют площадки для обеспечения доступа к местам обслуживания оборудования (п.3.13.3 ПБ 03-605-03).

10. Вновь установленные емкости хранения нефтепродуктов (объемом 400м3), находящиеся в эксплуатации, не оснащены средствами измерения уровня с сигнализацией предельных значений по заполнению (п. 2.6.26 ПБ 09-560-03, п.п.4.1.12. 4.7.3 ПБ 09-540-03).

11. Не представлены паспорта, сертификаты соответствия требованиям ПБ, разрешения на применение на емкости хранения нефтепродуктов (объемом 400м3), на устройства нижнего слива из ж/д цистерн (п.5.1.7 ПБ 09-540-03, п.п.1.5, 2.6.8, 4.27 ПБ 09-560-03).

12. Не представлены документы, подтверждающие приемо-сдаточные испытания емкостей хранения нефтепродуктов (объемом 400м3) - контроль качества сварных швов, испытание на прочность и герметичность (п.п.9.2, 9.3, Правила устройства вертикальных цилиндрических стальных резервуаров для нефти и нефтепродуктов ПБ 03-605-03, п.п.5.2, 6.2. 6.7, 6.11 Правила проектирования, изготовления и приемки сосудов и аппаратов стальных сварных ПБ 03-584-03)

13. Не организован контроль за осадкой вновь установленных емкостей 400мэ хранения (п.4.5 ПБ 09-560-03).

14. Не организован контроль коррозионного износа емкостей хранения нефтепродуктов, не проведена экспертиза емкостей, находящиеся в эксплуатации более 20 лет (п.5.3.3 ПБ 09-540-03, п.п.4.4, 425 ПБ 09-560-03 п.2.2.1 ПОТ Р М-021-2002, Положение о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности РД 09-539-03).

15. Не разработана инструкция по эксплуатации и техническому надзору и отбраковке резервуаров хранения нефтепродуктов (п.п.2.6.44; 3.1.3; 4.34 ПБ 09-560-03).

16. Не проводится техническое обслуживание дыхательных клапанов на резервуарах хранения нефтепродуктов в установленные сроки (п.2.6.11 ПБ 09-560-03, Паспорт дыхательного клапана).

17. В производственной инструкцией по эксплуатации склада ГСМ, где отражен порядок постановки под слив ж/д цистерн, заземления при сливо-наливных операциях, эксплуатации насосного оборудования, устройств налива в автоцистерну, технологических трубопроводов, возможные неполадки и способы их устранения и т.д. (п.п.1.5, 2.3.31, 2.6.44, 3.1.3, 4.2, 4.34 ПБ 09-560-03).

18. Сливоналивная эстакада, резервуарный парк, пункт налива в автомобильные цистерны не оснащены сигнализаторами довзрывных концентраций на пары нефтепродуктов (нарушение п.п.2.3.27, 2.4.15, 2.6.27 ПБ 09-560-03)

19. На насосном оборудовании не установлены манометры для контроля работы (п.2.9.11 ПБ 09-560-03).

20. Не разработаны паспорта на технологические трубопроводы нефтепродуктов (нарушение п.п.2.8.2; 2.4.4 ПБ 09-560-03; п.п.9.1.4; 9.1.6 Правила устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов ПБ 03-585-03)

21. Не представлены акты проведения испытаний трубопроводов на прочность, плотность и герметичность после реконструкции (п.п.8.1.10, 8.1.18, 8.5.1 ПБ 03-585-03).

22. Не представлены акты проверки качества сварных швов после монтажа трубопроводов нефтепродуктов (п.п.7.3.3, 7.3.9 ПБ 03-585-03)

23. Не обеспечено проведение проверки герметичности сливоналивного и раздаточного оборудования (П.4.18ПБ 09-560-03)

24. Не пересмотрен перечень газоопасных работ на 2007г., перечень не включены работы по зачистке резервуаров для .-хранения нефтепродуктов, ремонту, техническому , обслуживанию насосного оборудования, запорной арматуры и др. (п.п.4.29, 4.30 ПБ 09-560-03, п.п.1.5, 1.7,6.1 Типовая инструкция по организации безопасного проведения газоопасных работ).

25. Имеются нарушения организации безопасного проведения газоопасных работ - не оформлено документально техобслуживание насосов и АСН в апреле 2007г., слив ж/д цистерны 17.07.2007г., в журнале учета газоопасных работ не заполняется графа о результатах анализа воздушной среды, не указываются фамилии исполнителей (п.п.1.11, 1.12, 4.5, прил. 3 Типовая инструкция по организации безопасного проведения газоопасных работ, п.4.29 ПБ 09-560-03)

26. Не указана категория наружных взрывопожарной и пожарной опасности (п.6.6  ПБ 09-560-03, п.5, табл.1 НПБ 105-03 Определение категорий помещений зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности).

27. Не представлены акты проверки молниезащиты в 2007г., документальное подтверждение о принятых мерах по поддержанию молниезащитных устройств в исправном состоянии (п.п.3.3.2, 3.3.12, 4.20 ПБ 09-560-03, п.1.14 РД 34.21.122-87 Инструкция по устройству молниезащиты зданий и сооружений)

28. Не обеспечено проведение контроля заземлителей на поражение коррозией в установленные сроки (П.3.3.9 ПБ 09-560-03).

29. Не обеспечен ремонт после зимнего периода обвалования резервуаров из бетонных блоков (п.п.7.13, 7.15 Правила технической эксплуатации нефтебаз, от 30.06.2003г., п.4.35 ПБ 09-560-03).

30. Не представлена идентификация опасного производственного объекта предприятия, связанного с транспортированием опасных веществ автомобильным транспортом в соответствии с требованиями «Методических рекомендаций по осуществлению идентификации опасных производственных объектов»,утв. Приказом Ростехнадзора от 13.07.2006г. № 382.

31. Руководители, специалисты предприятия не прошли аттестацию по Правилам перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в комиссии Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Челябинской области (Приказ Ростехнадзора № 37 от 29.01.2007г.).

32. Не представлены документы по контролю технического состояния, своевременности обслуживания и проведения профилактических работ путевого хозяйства (п.6.7 ПБ 03-517-02, п.6.5 ПБ ПОГ РД 15-73-94).

33. Не представлена техническая документация на транспортные емкости, технические средства, применяемые на топливозаправщике (п.6.2 ГОСТ 50913-96г., п.п.6.4, 6.7 ПБ 03-517-02).

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что в действиях ЗАО «Нижневартовсквтормет» имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Довод представителя ЗАО «Нижневартовсквтормет» о том, что прокурором не доказано осуществление предпринимательской деятельности не принимается судом во внимание по следующим основаниям.

В ч.1 ст.2 Гражданского Кодекса РФ дано легальное определение предпринимательской деятельности - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В материалах дела имеется свидетельство о государственной регистрации ЗАО «Нижневартовсквтормет» в качестве юридического лица. Из устава ЗАО «Нижневартовсквтормет» усматривается, что целью общества является извлечение прибыли, что в соответствии с ч.1 ст.50 Гражданского Кодекса РФ является признаком коммерческой организации, а потому суд приходит к выводу о том, что ЗАО «Нижневартовсквтормет» осуществляет предпринимательскую деятельность, в том числе при эксплуатации склада ГСМ и участка транспортирования опасных веществ. Данный факт также подтверждается актом проверки исполнения лицензионных условий и требований, в котором установлено, что согласно учета поступивших нефтепродуктов по складу ГСМ (начат 08.02.2002) последнее поступление нефтепродуктов было осуществлено в адрес ЗАО «Нижневартовсквтормет» 17.07.2007 из ООО «Газпромтранс» - бензин А-92) (л.д. 17). Данный акт подписан Главным инженером ЗАО «Нижневартовсвтормет» ФИО5

В судебном заседании представителем лица, привлекаемого к административной ответственности, представлен пакет документов, свидетельствующий о том, что обществом предприняты меры по устранению выявленных нарушений (л.д. 49-106).

При этом суд разъясняет, что в соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Перечислить сумму штрафа можно по следующим реквизитам: Получатель штрафа Управление Федерального казначейства по Челябинской области (прокуратура Челябинской области) ИНН <***>, КПП 745301001, Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Челябинской области г.Челябинск, Счет получателя: 40204810900000000137, БИК 047501001, КБК 41511690040040000140, ОКАТО 45401000000.

В соответствии с п.15 Постановления Пленума ВАС РФ №10 от 02.06.2004 по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, будет выдан исполнительный лист.

Руководствуясь ст.ст. 167-170,202,205,206 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные прокурором Металлургического района г.Челябинска требования удовлетворить.

Привлечь закрытое акционерное общество «Нижневартовсквтормет», основной государственный регистрационный номер 1027402818640, зарегистрированного администрацией ЗАТО г.Озерска 24.03.1998 №13078, находящегося по адресу г.Челябинск, ул.2-я Павелецкая, д.10 к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме тридцать тысяч рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федерального арбитражного суда Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aaa.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья: О.В.Анциферова