ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-12570/14 от 03.04.2015 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

(дополнительное)

г. Челябинск

03 апреля 2015 г.                                                  Дело А76-12570/2014

Судья Арбитражного суда Челябинской области, Воронин А.Г., рассматривая вопрос о принятии дополнительного решения по делу по иску общества с ограниченной ответственностью «Златпроф» (ООО «Златпроф») ОГРН <***>, г. Златоуст, к муниципальному образованию Златоустовский городской округ в лице администрации Златоустовского городского округа (Администрация ЗГО) ОГРН <***>, г. Златоуст, и органа местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» (КУИ ЗГО) ОГРН <***>, г. Златоуст, о взыскании 201358 руб,

УСТАНОВИЛ:

Согласно определению от 03.12.2014 ответчиками по делу являются муниципальное образование Златоустовский городской округ в лице администрации Златоустовского городского округа и орган местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа».

В решении от 19.01.2015 (резолютивная часть решения от 16.01.2015) не принято решение по требованию, в отношении ответчика - органа местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд, принявший решение, до вступления этого решения в законную силу по своей инициативе или по заявлению лица, участвующего в деле, вправе принять дополнительное решение в случае, если по какому-либо требованию, в отношении которого лица, участвующие в деле, представили доказательства, судом не было принято решение.

Вопрос о принятии арбитражным судом дополнительного решения разрешается в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка надлежащим образом извещённых лиц не препятствует рассмотрению вопроса о принятии дополнительного решения (часть 2 статьи 178 АПК РФ).

Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями статей 121-124 АПК РФ.

На основании части 3 статьи 156 и части 2 статьи 178 АПК РФ судебное заседание 03.04.2015 проведено в отсутствие представителей сторон.

Ответчик, Администрация ЗГО, в отзыве на исковое заявление считает надлежащим ответчиком по настоящему делу орган местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа».

Второй ответчик, КУИ ЗГО, в отзыве на исковое заявление считает себя ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку на момент затопления 19.12.2012 у КУО ЗГО отсутствовала обязанность по содержанию бесхозяйного имущества.

Исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, арбитражный суд установил:

Материалами дела подтверждено, что причиной аварии в ночь с 18 на 19 декабря 2012 года послужил засор коллекторов колодцев, являющихся на момент аварии бесхозяйными и расположенными в границах муниципального образования Златоустовского городского округа.

Статьёй 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причинённый гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счёт соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Возмещение убытков - мера гражданско-правовой ответственности, в силу чего по требованию о взыскании убытков в виде реального ущерба лицо, требующее такое возмещение, в соответствии со статьёй 65 АПК РФ должно доказать совокупность следующих фактов: факт нарушения обязательства, наличие понесённых убытков и подтверждения их размера, наличие причинной связи между правонарушениями и возникшими убытками.

Отсутствие одного из вышеназванных условий состава правонарушения влечёт за собой отказ судом в удовлетворении требования о возмещении ущерба.

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» бесхозяйные сети эксплуатируются организацией водопроводно-канализационного хозяйства на основании передаточного акта, подписанного органом местного самоуправления, до момента признания права собственности на данные сети.

В пункте 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена обязанность органа местного самоуправления поселения организовывать в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения.

В силу пунктов 4.2 и 4.3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В пункте 1 части 1 статьи 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В части 5 статьи 8 данного Закона указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путём эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети, к которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьёй 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

В силу пункта 3 бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим её собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Таким образом, органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия по установлению собственника бесхозяйной вещи и до установления собственника на неё, либо признания муниципальной собственность.

Поскольку спорные канализационные сети являются объектом водоотведения, а обязанность городского поселения осуществлять водоотведение надлежащим образом, последнее должно принять меры направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения.

Из материалов дела следует, что на дату затопления спорные канализационные сети, на которые не произведена регистрация права, как объекта недвижимого имущества, являлись бесхозяйными.

В силу пункта 3 части 1 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 225 ГК РФ муниципальное образование должно принять бесхозяйное имущество на учёт и в дальнейшем признать на него право муниципальной собственности, а также обеспечить ввиду отсутствия собственника имущества его эксплуатацию в целях организации водоснабжения и водоотведения населения муниципального образования.

Согласно Положению о Комитете по управлению имуществом Златоустовского городского округа (далее - Комитет) Комитет является органом местного самоуправления городского округа и осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий в соответствии с Уставом Златоустовского городского округа, настоящим Положением и другими нормативными актами (пункт 2).

К функциям Комитета относится в том числе: осуществление ведения реестра муниципального имущества, реестра муниципальных предприятий и учреждений, автономных учреждений; осуществление обособленного учёта имущества, составляющего казну городского округа; осуществление закрепления муниципального имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления в соответствии с действующими нормативными актами; осуществляет передачу муниципального имущества во владение и пользование юридическим и физическим лицам, в том числе в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, на хранение, в залог в соответствии с действующими нормативными актами с заключением соответствующих договоров (пункт 12); осуществляет инвентаризацию муниципального имущества (пункт 19); выступает от имени муниципального образования Златоустовский городской округ заявителем при обращении за государственной регистрацией права (перехода права) муниципальной собственности на недвижимое имущество (включая земельные участки), сделок с ним и обременений; внесением изменений в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним; постановкой на учёт имущества в качестве бесхозяйного (пункт 25).

Комитет является истцом и ответчиком в суде от имени муниципального образования Златоустовский городской округ по искам о признании права муниципальной собственности на движимое и недвижимое имущество (пункт 27).

В ответ на письмо истца от 27.02.2013 №43 КУИ ЗГО в письме от 07.03.2013 №мс-1332 сообщило, что канализационная сеть, расположенная по ул. Карла Маркса между домами 33 и 35 до магистрального коллектора не числится в реестре муниципального имуществ муниципального образования Златоустовский городской округ и не является собственностью муниципального образования Златоустовский городской округ (т. 4 л.д. 89).

Согласно распоряжению Администрации Златоустовского городского округа от 29.01.2010 №133-р создана комиссия по обследованию неучтённых инженерных сетей и объектов благоустройства, которой предписано по мере необходимости, проводить обследование неучтённых инженерных сетей и предложения представлять в орган местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа». Контроль по исполнению распоряжения возложен на заместителя главы Златоустовского городского округа по инфраструктуре.

На основании распоряжения Администрации Златоустовского городского округа от 19.12.2012 №2355-р в распоряжение Администрации Златоустовского округа от 29.01.2010 №133-р «О создании комиссии» внесены изменения в пункты 1 и 2.

Согласно распоряжению Администрации Златоустовского городского округа от 12.04.2013 №615-р «О включении инженерных сетей в Реестр муниципального имущества муниципального образования Златоустовский городской округ» в раздел «Муниципальная казна Златоустовского округа» реестра муниципального имущества муниципального образования Златоустовский городской округ включены: канализационная сеть, расположенная по ул. имени Карла Маркса между домами №33 и №35 до магистрального коллектора, протяжённостью 84 погонных метров и диаметром 150 миллиметров (материал – керамика, канализационных колодцев – 7 штук); и протяжённостью 63 погонных метров, диаметром 150 миллиметров (материал – керамика, канализационных колодцев – 3 штуки бутовая кладка).

МКУ ЗГО «УЖКХ» предписано обеспечить восстановление вышеперечисленных сетей в рамках исполнения долгосрочной целевой программы «Выявление и восстановление бесхозяйных сетей водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения на территории Златоустовского городского округа на 2012-2014 годы», утверждённой постановлением Администрации Златоустовского городского округа от 21.11.2011 №429 (8) в редакции от 05.12.2012 №461-П (т. 2 л.д. 71).

Как видно из материалов дела КУИ ЗГО является уполномоченным от имени муниципального образования Златоустовский городской округ быть заявителем при обращении за государственной регистрацией права (перехода права) муниципальной собственности на недвижимое имущество (включая земельные участки), сделок с ним и обременений; внесением изменений в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним; постановкой на учёт имущества в качестве бесхозяйного.

Также наделён правом от имени муниципального образования Златоустовский городской округ, выступать истцом или ответчиком в суде по искам о признании права муниципальной собственности на движимое и недвижимое имущество.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие полномочий (обязанность) у КУИ ЗГО по своевременному выявлению бесхозяйного имущества на территории Златоустовского городского округа и постановке его на учёт с дальнейшей реализацией процедуры установленной действующим законодательством Российской Федерации, в связи с чем в удовлетворении исковых требований к КУИ ЗГО следует отказать, так как КУИ ЗГО не является виновным лицом в причинении истцу убытков.

Руководствуясь статьями 101-104, 106, 110, 112, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В иске к органу местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа», отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объёме), путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья                                                                                 А.Г. Воронин

Информацию о времени, месте и результате рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru