ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-12716/11 от 24.10.2011 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

31 октября 2011 г. Дело №А76-12716/2011

Резолютивная часть решения объявлена 24 октября 2011г.

Полный текст решения изготовлен 31 октября 2011 г.

Судья Арбитражного суда Челябинской области  А.В. Белый,

При ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чаус О.С.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению

индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Челябинск

к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Челябинска

о признании недействительным решения №08400111РК0004793 от 22.04.2011г. о привлечении к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО2 – представитель по доверенности от 26.08.2011 г., паспорт

от ответчика: ФИО3 – представитель по доверенности от 12.01.2011 г. № 2/81, паспорт

Индивидуальный предприниматель ФИО1, г. Челябинск (далее заявитель, страхователь) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения №08400111РК0004793 от 22.04.2011г. о привлечении к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, вынесенное Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Челябинска (далее ответчик, Пенсионный фонд).

ГУ УПФ РФ в Центральном районе г. Челябинска представлен отзыв на заявление от 24.10.11 г. (л.д. 49), в котором просит отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Администрацией Центрального района г. Челябинска от 01.08.2001 г., основной государственный регистрационный номер <***> (л.д. 8).

Как следует из материалов дела, по результатам проверки представленного ФИО1 расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010г. Пенсионным фондом 22.04.2011г. вынесено решение №08400111РК0004793 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах в виде взыскания финансовых санкций в размере 600руб.14коп.

Заявитель 16.05.11 г. обратился с жалобой в Отделение ПФР по Челябинской области об отмене решения №08400111РК0004793 от 22.04.2011г.

Отделение ПФР по Челябинской области рассмотрев жалобу ИП ФИО1 вынесло решение №41 от 08.06.11 г. (л.д. 21), в котором возражения заявителя оставлены без удовлетворения, решение УПФ в Центральном районе г. Челябинска оставлено без изменения.

Не согласившись с решением №08400111РК0004793 от 22.04.2011г. в Арбитражный суд с настоящим заявлением.

В обоснование своих требований заявитель указывает, что . 22.02.11 г. по электронным каналам связи в Пенсионный фонд был направлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-2. Расчет фактически получен Пенсионным фондом 22.02.11 г. В связи с выявлением ошибок расчет был исправлен и направлен 05.03.11 г. по электронным каналам связи. В связи с чем первоначально расчет был представлен 22.02.11 г., а не 5.03.11 г. как указано в оспариваемом решении, т.е. представлен своевременно.

ГУ УПФ РФ в Центральном районе г. Челябинска с требованиями не согласно в полном объеме (л.д.49), считает решение законным и обоснованным. Указывает, что для разных категорий плательщиков страховых взносов законодательством предусмотрены разные сроки сдачи отчетности и разные формы такой отчетности. Заявитель состоит на учете в Пенсионном фонде в качестве плательщика страховых взносов, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Также с 01.03.05 г. зарегистрирована в качестве страхователя – работодателя. Заявителем 22.02.11 г. был представлен расчет с регистрационным номером как плательщика страховых взносов, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Расчет был не принят в связи с ошибками и адресовался именно страхователю – работодателю. РСВ за 2010 г. как плательщика страховых взносов не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам был направлен в Пенсионный фонд только 05.03.11 г. В связи с чем срок представления нарушен, оспариваемое решение вынесено обоснованно.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно п. 5 ст. 16 Федерального закона №212-ФЗ от 24.07.09 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее ФЗ №212-ФЗ) плательщики страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

В силу части 1 статьи 46 вышеназванного Закона непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

Материалами дела установлено, что ИП ФИО1 зарегистрирована в Пенсионном фонде в качестве индивидуального предпринимателя с 13.08.01 г. с регистрационным номером 084001016763.

С 01.03.2005 г. ИП ФИО1 зарегистрирована также в качестве страхователя – работодателя с регистрационным номером 084001019712.

Срок представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010 г. по форме РСВ-2 плательщиком страховых взносов, не производящим выплаты физическим лицам в соответствии с п. 5 ст. 16 ФЗ №212-ФЗ – не позднее 01.03.11 г.

22.02.11 г. заявителем в Пенсионный фонд был направлен Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010 г. по форме РСВ-2 (л.д. 24).

Пенсионный фонд данный расчет не принял и протоколом проверки (л.д.26), уведомил заявителя о выявленных ошибках.

ИП ФИО1 05.03.11 г. вновь по электронным каналам связи был предоставлен повторный расчет.

По результатам проверки представленного ФИО1 расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010г. Пенсионным фондом 22.04.2011г. вынесено решение №08400111РК0004793 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах в виде взыскания финансовых санкций в размере 600руб.14коп.

Основанием для привлечения ИП ФИО1 к ответственности по п. 1 ст. 46 ФЗ №212-ФЗ явилось непредставление предпринимателем расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010 г. плательщиком страховых взносов не производящим выплаты физическим лицам в срок до 01.03.11 г.

Пенсионный фонд в отзыве указывает, что расчет направленный заявителем 22.02.11 г. представлен страхователем-работодателем, поскольку в расчете указан регистрационный номер 084001019712 и не может являться надлежащим.

Суд не может согласиться с выводами Пенсионного фонда на основании следующего.

При обозрении судом расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010 г. представленных заявителем в Пенсионный фонд 22.02.11 г. и 05.03.11 г. установлено, что они полностью совпадают, все данные по начисленным и уплаченным страховым взносам идентичны. Имеется только отличие в регистрационных номерах страхователя.

Из протокола приема сведений (л.д. 26), представленного в материалы дела следует, что Пенсионным фондом была проведена проверка именно расчета по страховым взносам плательщиками не производящими выплаты физическим лицам, представленного страхователем 22.02.11 г.

Таким образом, данный протокол подтверждает прием РСВ за 2010 г. 22.02.11 г. от плательщика страховых взносов не производящих выплаты физическим лицам.

Кроме того, Пенсионный фонд не предоставил предпринимателю разумного срока на исправление допущенных ошибок.

В акте камеральной проверки №08400130003819 от 21.03.11 г. (л.д. 12) не указано на исследование данных обстоятельств, какое-либо описание совершенного правонарушения в акте полностью отсутствует; при этом по результатам проверки предлагается привлечь ИП ФИО1 к ответственности за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Кроме того, заявитель 06.04.11 г. представил возражения на акт проверки (л.д. 15), в которых указал на своевременность представления РСВ за 2010 г. как плательщика страховых взносов не производящих выплаты физическим лицам

Однако, в оспариваемом решении отсутствует информация об исследовании представленных возражений.

Привлечение к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется органами контроля за уплатой страховых взносов (часть 2 статьи 40 Закона N 212-ФЗ).

Порядок проведения камеральной проверки страховых взносов и оформление ее результатов регулируются ст. 34, 38 Закона N 212-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 38 Закона N 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Требования к составлению акта камеральной проверки утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов" (далее - Требования).

В соответствии с п. 6. Требований описательная часть акта камеральной проверки должна содержать:

- сведения о выявленной недоимке по страховым взносам;

- сведения о документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе камеральной проверки.

В силу части 1 статьи 39 Закона N 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 этого Федерального закона.

Пунктом 9 статьи 39 Закона N 212-ФЗ установлено, что в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.

При рассмотрении материалов проверки могут быть оглашены акт проверки, иные материалы, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки.

Судом установлено, что у предпринимателя имелись возражения относительно материалов проверки.

Между тем, ни акт камеральной проверки, ни оспариваемое решение не содержит указания на документы, явившиеся предметом рассмотрения проверки, сведения, свидетельствующие о нарушении заявителем законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе камеральной проверки, а также не поименованы документы, подтверждающие данное обстоятельство.

Из текста акта проверки усматривается, что контролирующим органом выявлено нарушение срока представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам как плательщика не производящих выплаты физическим лицам, что не соответствует действительности, поскольку установлено, что расчет представлен своевременно, т.е. 22.02.11 г.

Оспариваемое решение не содержит описания правонарушения со ссылками на документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства совершенного заявителем правонарушения, результатов проверки доводов, изложенных предпринимателем в возражениях на акт проверки.

Указанные обстоятельства свидетельствует о нарушении Управлением Пенсионного фонда требований Федерального законаN 212-ФЗ об оформлении результатов проверки и вынесении решения, которые являются существенными, не позволяющими признать решение Управления Пенсионного фонда принятым правомерно.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что поскольку РСВ за 2010 г. заявителем представлен своевременно, а в акте и оспариваемом решении отсутствует факт исследования данных обстоятельств, то требования заявителя подлежат удовлетворению.

Согласно п. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с п. 1 ст. 102 АПК РФ заявителем при подаче заявления уплачена госпошлина в сумме 200 руб. по платежному поручению №69 от 30.06.11 г. (л.д.7).

Согласно п. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

На основании изложенного, с ГУ УПФ в Центральном районе г. Челябинска подлежит взысканию госпошлина в размере 200руб.

Именем Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 110, 167, 168, п.2 ст. 176, ст.201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить.

Признать недействительной решение № 08400111РК0004793 от 22.04.2011г., вынесенное Государственным учреждением Управлением Пенсионного фонда России в Центральном районе г. Челябинска, как несоответствующее Федеральному Закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

Взыскать с Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда России в Центральном районе г. Челябинска в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>) судебные расходы по уплате госпошлины в размере 200руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.

Судья: А.В. Белый