РђР Р‘РТРАЖНЫЙ РЎРЈР” ЧЕЛЯБРРќРЎРљРћР™ ОБЛАСТР
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
РЕШЕНРР•
г. Челябинск
21 июля 2022 года                                                                                    Дело № А76-13064/2022
Резолютивная часть решения оглашена                                                            14 июля 2022 года
Решение в полном объеме изготовлено                                                             21 июля 2022 года
Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Наконечной О.Г. при ведении протокола   судебного   заседания   секретарем  судебного  заседания Лушниковым Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества СЃ ограниченной ответственностью «Торговый РґРѕРј «ТехРнергохолдинг», Рі.Пушкино (ОГРН 1185050005755)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, г. Челябинск (ОГРН 1027403895310)
РїСЂРё участии РІ деле РІ качестве третьего лица, РЅРµ заявляющего самостоятельных требований относительно предмета СЃРїРѕСЂР°: акционерного общества В«Рлектросеть», Рі. Междуреченск
о признании незаконным и отмене решения от 07.12.2021 № 074/07/3-3510/2021
при участии в заседании:
заинтересованного лица: Берх Н.В. – представителя по доверенности от 19.01.2022, диплом от 21.06.2021, удостоверение,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
общество СЃ ограниченной ответственностью «Торговый РґРѕРј «ТехРнергохолдинг» (далее – РћРћРћ «ТД «ТехРнергохолдинг», заявитель) обратилось РІ Арбитражный СЃСѓРґ Челябинской области СЃ заявлением Рѕ признании незаконным Рё отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы РїРѕ Челябинской области (далее – Челябинское УФАС Р РѕСЃСЃРёРё, антимонопольный орган) РѕС‚ 07.12.2021 в„– 074/07/3-3510/2021.
Заявитель считает оспариваемый ненормативный правовой акт антимонопольного органа необоснованным, противоречащим законодательству Российской Федерации, нарушающим его права и законные интересы в экономической сфере.
Челябинское УФАС Р РѕСЃСЃРёРё представило отзыв РЅР° заявление РѕС‚ 07.06.2022, РІ котором СЃ требованием РћРћРћ «ТД «ТехРнергохолдинг» РЅРµ согласилось, оспариваемое решение находит правомерным (Р».Рґ. 17-18).
РќР° основании статьи 51 РђРџРљ Р Р¤ определением СЃСѓРґР° РѕС‚ 14.06.2022 Рє участию РІ деле РІ качестве третьего лица, РЅРµ заявляющего самостоятельных требований относительно предмета СЃРїРѕСЂ, привлечено: акционерное общество В«Рлектросеть» (далее – РђРћ В«Рлектросеть»).
РђРћ В«Рлектросеть» представило письменное мнение РѕС‚ 06.07.2022, РІ котором поддержало позицию антимонопольного органа (Р».Рґ. 94-95).
Заявитель и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание 14.07.2022 не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом с соблюдением требований статей 121-123 АПК РФ.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержала доводы, изложенные в отзыве на заявление.
Заслушав пояснения представителя заинтересованного лица, исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд считает заявлениеподлежащим отклонению по следующим мотивам.
РР· материалов настоящего дела следует, что РІ Челябинское УФАС Р РѕСЃСЃРёРё поступила жалоба РћРћРћ «ТД «Техэнергохолдинг» РѕС‚ 26.11.2021 в„– 26/11/2021-1-ТДТ РїСЂРё проведении процедуры запроса коммерческих предложений РІ электронной форме РЅР° право заключения РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° РЅР° поставку изоляторов для нужд РђРћ В«Рлектросеть» РІ Рі. Златоуст (извещение в„– 32110618183) (Р».Рґ. 26-27).
Р’ своем заявлении РћРћРћ «ТД «ТехРнергохолдинг» указывает РЅР° то, что РІ СЃСЂРѕРє, указанный РІ Протоколе закупочной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё в„– 2764575 РѕС‚ 18.10.2021, Р° именно: РЅРµ позднее 20 рабочих дней СЃ момента размещения настоящего протокола РЅР° официальном сайте www.zakupki.gov.ru, РђРћ В«Рлектросеть» РЅРµ инициировало процедуру подписания РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°, что, РїРѕ мнению заявителя, противоречит пункту 15 статьи 3.2. Федерального закона РѕС‚ 18.07.2011 в„– 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц».
Рассмотрев вышеуказанную жалобу, Челябинское УФАС Р РѕСЃСЃРёРё приняло решение РѕС‚ 07.12.2021 в„– 074/07/3-3510/2021 Рѕ признании жалобы РћРћРћ «ТД «ТехРнергохолдинг» РѕС‚ 29.11.2021 РІС…. в„– 16628-РРџ/21 РЅР° действия РђРћ В«Рлектросеть» РїСЂРё проведении процедуры запроса коммерческих предложений РІ электронной форме РЅР° право заключения РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° РЅР° поставку изоляторов для нужд РђРћ В«Рлектросеть» РІ Рі. Златоуст (извещение в„– 32110618183), необоснованной (Р».Рґ. 7-9).
РќРµ согласившись СЃ вышеуказанным решением антимонопольного органа, полагая, что последнее нарушает права Рё законные интересы заявителя РІ экономической сфере, РћРћРћ «ТД «ТехРнергохолдинг» обратилась РІ арбитражный СЃСѓРґ СЃ настоящим заявлением.
Признав уважительной причину пропуска заявителем срока обращения в суд, на основании части 4 статьи 198 АПК РФ арбитражный суд восстановил последний.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Р’ силу части 5 статьи 18.1 Закона Рѕ защите конкуренции РІ случае, если заключение РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° РЅРµ осуществлено РїРѕ результатам торгов, либо РІ случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, РєРѕРЅРєСѓСЂСЃРЅРѕР№ или аукционной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РІ антимонопольный орган РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном настоящей статьей, допускается РІ течение трех месяцев СЃРѕ РґРЅСЏ подведения итогов торгов либо РІ случае, если предусмотрено размещение результатов торгов РЅР° сайте РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет», СЃРѕ РґРЅСЏ такого размещения.
Согласно части 11 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Ртоговый протокол процедуры запроса коммерческих предложений РІ электронной форме размещён 18.10.2021 РІ 13:54 (РњРЎРљ+4).
Протокол об отказе от заключения договора № 32110370266-03 размещен 26.11.2021 в 11:35 (МСК+4).
Жалоба РћРћРћ «ТД «ТехРнергохолдинг» поступила РІ Челябинское УФАС Р РѕСЃСЃРёРё 29.11.2021.
РћРћРћ «ТД «ТехРнергохолдинг» является участником Закупки.
Таким образом, Заявителем правомерно подана жалоба в антимонопольный орган на действия Заказчика.
Как указано выше, РІ своем заявлении РћРћРћ «ТД «ТехРнергохолдинг» ссылается РЅР° то, что РІ СЃСЂРѕРє, указанный РІ Протоколе закупочной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё в„– 2764575 РѕС‚ 18.10.2021, Р° именно: РЅРµ позднее 20 рабочих дней СЃ момента размещения настоящего протокола РЅР° официальном сайте www.zakupki.gov.ru, РђРћ В«Рлектросеть» РЅРµ инициировало процедуру подписания РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°, что, РїРѕ мнению заявителя, противоречит пункту 15 статьи 3.2. Федерального закона РѕС‚ 18.07.2011 в„– 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц».
Закупочная деятельность заказчика регламентируется Федеральным законом РѕС‚ 18.07.2011 в„– 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон Рѕ закупках), Положением Рѕ закупке товаров, работ, услуг РђРћ В«Рлектросеть» (далее - Положение Рѕ закупке), размещенного РЅР° официальном сайте Р•РРЎ.
07.09.2021 РђРћ В«Рлектросеть» РЅР° электронной торговой площадке B2B-Centr (www.b2b-center.ru) размещен запрос коммерческих предложений РЅР° право заключения РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° поставки опорных изоляторов для нужд обособленного подразделения РђРћ В«Рлектросеть» РІ Рі. Златоуст. Запрос предложений в„– 2764575. Номер извещения 32110618183.
Одновременно указанное извещение было опубликовано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Закупка проводилась РЅР° основании закупочной документации РїРѕ открытому запросу предложений РЅР° право заключения РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° РЅР° поставку опорных изоляторов для нужд обособленного подразделения РђРћ В«Рлектросеть» РІ Рі. Златоуст. Текст Закупочной документации был размещен РЅР° торгово-закупочной площадке.
18.10.2021 РІ единой информационной системе РЅР° сайте www.zakupki.gov.ruразмещен протокол РїРѕ подведению итогов запроса коммерческих предложений в„– 2764575, согласно которому РћРћРћ «ТД «ТехРнергохолдинг» признан единственным участником процедуры, СЃ которым заключается РґРѕРіРѕРІРѕСЂ в„– 2764575.
Однако, 24.11.2021 закупочной комиссией принято решение об отмене решения комиссии по запросу предложений от 18.10.2021 № 2764575 в связи с утратой необходимости в закупаемой продукции.
26.11.2021 в единой информационной системе на сайте www, zakupki.gov.ruразмещён протокол отказа от заключения договора №2764575, согласно которому Заказчик отказался от заключения договора на основании пункта 1.2.3 Закупочной документации.
Согласно части 1 пункта 10 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1)      информационная открытость закупки;
2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3)целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4)отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Пунктом 2 статьи 3 Закона о закупках установлено, что в соответствии с Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок.
Статья 3.2 Закона о закупках регулирует порядок осуществления конкурентной закупки.
Согласно Закону о закупке, а также Положению о закупках конкурентной признается закупка, осуществляемая при одновременном соблюдении следующих условий:
1.Рнформация Рѕ конкурентной закупке сообщается Заказчиком РѕРґРЅРёРј РёР· следующих СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРІ:
Р°) путем размещения РІ Р•РРЎ извещения РѕР± осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному РєСЂСѓРіСѓ лиц, СЃ приложением документации Рѕ конкурентной закупке;
б) посредством направления приглашений принять участие при проведении закрытой конкурентной закупки, с приложением документации о конкурентной закупке не менее, чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;
2.Обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки на право заключить договор с Заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложений такой закупки.
В соответствии с частью 3.2 статьи 3 Закона о закупках неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
Соответственно, неконкурентная закупка - это закупка, которая не соответствует вышеуказанным критериям, а также закупка у единственного поставщика. Способы неконкурентных закупок предусмотрены в пункте 5.9.2 Положения о закупках.
В пункте 5.9.2 Положения о закупке названы такие виды неконкурентных закупок как:
1)закупка у Единственного поставщика;
2)запрос цен;
3)запрос коммерческих предложений.
В пункте 1.2.1 Закупочной документации также указано, что: «процедура Запроса коммерческих предложений не является торгами, в. т.ч. конкурсом и/или аукционом, и ее проведение не регулируется статьями 447-449 части первой ГК РФ. Настоящая процедура Запроса коммерческих предложений/цен также не является публичным конкурсом и не регулируется статьями 1057-1061 ГК РФ» (л.д. 32, 40).
Р’ комментарии Рє извещению в„– 32110618183 также было указано, что: «настоящий Запрос коммерческих предложений РЅРµ является извещением Рѕ проведении РєРѕРЅРєСѓСЂСЃР° (публичного РєРѕРЅРєСѓСЂСЃР°) или публичной офертой Рё РЅРµ регулируется вышеперечисленными статьями Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. РСЃС…РѕРґСЏ РёР· чего, указанная процедура РЅРµ накладывает РЅР° организатора соответствующего объема гражданско-правовых обязательств Рё оставляет Р·Р° РЅРёРј право отказаться РѕС‚ всех полученных предложений или прекратить процедуру отбора РІ любой момент».
Таким образом, проведение процедуры запроса коммерческих предложений РІ электронной форме РЅР° право заключения РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° РЅР° поставку изоляторов для нужд РђРћ В«Рлектросеть» РІ Рі. Златоуст (извещение в„– 32110618183) РЅРµ является конкурентной закупкой, Р°, следовательно, требования статьи 3.2 Закона Рѕ закупках РЅР° нее РЅРµ распространяются.
Кроме того, действующим законодательством установлено, что заказчик вправе отказаться от закупки или от заключения договора по ее результатам в случаях, предусмотренных документацией и (или) Положением о закупке.
Так согласно пункту 1.2.3 Закупочной документации в случае потери актуальности закупки Заказчиком, а также в иных случаях Организатор оставляет за собой право приостановить и/или отменить настоящую процедуру, без оценки и/или акцепта полученных Оферт, а также компенсации каких-либо расходов и/или убытков Участников, с последующим уведомлением о таком приостановлении и/или отмене процедуры всех Участников (л.д. 41).
Таким образом, РІ рассматриваемом случае, заказчик (РђРћ В«Рлектросеть») вправе отказаться РѕС‚ заключения РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° РїРѕ результатам проведения неконкурентной закупки, РІ том числе Рё РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ утратой необходимости РІ закупаемой продукции.
РЎСѓРґ считает необходимым также отметить, что РћРћРћ «ТД «ТехРнергохолдинг» было вправе обжаловать положения документации РґРѕ окончания СЃСЂРѕРєР° подачи заявок, однако РЅРµ воспользовалось СЃРІРѕРёРј правом.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность. Участник является коммерческой организацией и самостоятельно несет ответственность за свой предпринимательский риск.
РћРћРћ «ТД «ТехРнергохолдинг» направляя коммерческое предложение согласилось РЅР° РІСЃРµ условия документации.
Принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий при наличии права Заказчика отказаться от заключения договора.
Таким образом, РґРѕРІРѕРґС‹ РћРћРћ «ТД «ТехРнергохолдинг» Рѕ признании незаконным решения Челябинского УФАС Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 07.12.2021 РїРѕ делу в„– 074/07/3-3510/2021, являются необоснованным Рё противоречат материалам жалобы.
РџСЂРё таких обстоятельствах, проанализировав Рё оценив РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ статьи 71 РђРџРљ Р Р¤ представленные РІ материалы дела доказательства каждое РІ отдельности, Р° также РІ РёС… совокупности, арбитражный СЃСѓРґ считает, что решение Челябинского УФАС Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 07.12.2021 РїРѕ делу в„– 074/07/3-3510/2021 является достаточно мотивированным, законным Рё обоснованным РїСЂРё этом РЅРµ нарушает прав Рё законных интересов заявителя. Доказательств обратного РћРћРћ «ТД «ТехРнергохолдинг» РІ материалы настоящего дела РЅРµ представило.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, требование заявителя подлежит отклонению.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины следует распределить между сторонами в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд Челябинской области
РЕШРР›:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья                                                                                                  О.Г. Наконечная