ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-13064/2022 от 14.07.2022 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

21 июля 2022 года                                                                                     Дело № А76-13064/2022

Резолютивная часть решения оглашена                                                             14 июля 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено                                                             21 июля 2022 года

Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Наконечной О.Г. при ведении  протокола   судебного   заседания   секретарем   судебного   заседания Лушниковым Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «ТехЭнергохолдинг», г.Пушкино (ОГРН 1185050005755)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, г. Челябинск (ОГРН 1027403895310)

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерного общества «Электросеть», г. Междуреченск

о признании незаконным и отмене решения от 07.12.2021 № 074/07/3-3510/2021

при участии в заседании:

заинтересованного лица: Берх Н.В. – представителя по доверенности от 19.01.2022, диплом от 21.06.2021, удостоверение,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «ТехЭнергохолдинг» (далее – ООО «ТД «ТехЭнергохолдинг», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России, антимонопольный орган) от 07.12.2021 № 074/07/3-3510/2021.

Заявитель считает оспариваемый ненормативный правовой акт антимонопольного органа необоснованным, противоречащим законодательству Российской Федерации, нарушающим его права и законные интересы в экономической сфере.

Челябинское УФАС России представило отзыв на заявление от 07.06.2022, в котором с требованием ООО «ТД «ТехЭнергохолдинг» не согласилось, оспариваемое решение находит правомерным (л.д. 17-18).

На основании статьи 51 АПК РФ определением суда от 14.06.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спор, привлечено: акционерное общество «Электросеть» (далее – АО «Электросеть»).

АО «Электросеть» представило письменное мнение от 06.07.2022, в котором поддержало позицию антимонопольного органа (л.д. 94-95).

Заявитель и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание 14.07.2022 не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом с соблюдением требований статей 121-123 АПК РФ.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержала доводы, изложенные в отзыве на заявление.

Заслушав пояснения представителя заинтересованного лица, исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд считает заявлениеподлежащим отклонению по следующим мотивам.

Из материалов настоящего дела следует, что в Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «ТД «Техэнергохолдинг» от 26.11.2021 № 26/11/2021-1-ТДТ при проведении процедуры запроса коммерческих предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку изоляторов для нужд АО «Электросеть» в г. Златоуст (извещение № 32110618183) (л.д. 26-27).

В своем заявлении ООО «ТД «ТехЭнергохолдинг» указывает на то, что в срок, указанный в Протоколе закупочной комиссии № 2764575 от 18.10.2021, а именно: не позднее 20 рабочих дней с момента размещения настоящего протокола на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, АО «Электросеть» не инициировало процедуру подписания договора, что, по мнению заявителя, противоречит пункту 15 статьи 3.2. Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц».

Рассмотрев вышеуказанную жалобу, Челябинское УФАС России приняло решение от 07.12.2021 № 074/07/3-3510/2021 о признании жалобы ООО «ТД «ТехЭнергохолдинг» от 29.11.2021 вх. № 16628-ЭП/21 на действия АО «Электросеть» при проведении процедуры запроса коммерческих предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку изоляторов для нужд АО «Электросеть» в г. Златоуст (извещение № 32110618183), необоснованной (л.д. 7-9).

Не согласившись с вышеуказанным решением антимонопольного органа, полагая, что последнее нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, ООО «ТД «ТехЭнергохолдинг» обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Признав уважительной причину пропуска заявителем срока обращения в суд, на основании части 4 статьи 198 АПК РФ арбитражный суд восстановил последний.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На основании части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В силу части 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

Согласно части 11 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Итоговый протокол процедуры запроса коммерческих предложений в электронной форме размещён 18.10.2021 в 13:54 (МСК+4).

Протокол об отказе от заключения договора № 32110370266-03 размещен 26.11.2021 в 11:35 (МСК+4).

Жалоба ООО «ТД «ТехЭнергохолдинг» поступила в Челябинское УФАС России 29.11.2021.

ООО «ТД «ТехЭнергохолдинг» является участником Закупки.

Таким образом, Заявителем правомерно подана жалоба в антимонопольный орган на действия Заказчика.

Как указано выше, в своем заявлении ООО «ТД «ТехЭнергохолдинг» ссылается на то, что в срок, указанный в Протоколе закупочной комиссии № 2764575 от 18.10.2021, а именно: не позднее 20 рабочих дней с момента размещения настоящего протокола на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, АО «Электросеть» не инициировало процедуру подписания договора, что, по мнению заявителя, противоречит пункту 15 статьи 3.2. Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц».

Закупочная деятельность заказчика регламентируется Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), Положением о закупке товаров, работ, услуг АО «Электросеть» (далее - Положение о закупке), размещенного на официальном сайте ЕИС.

07.09.2021 АО «Электросеть» на электронной торговой площадке B2B-Centr (www.b2b-center.ru) размещен запрос коммерческих предложений на право заключения договора поставки опорных изоляторов для нужд обособленного подразделения АО «Электросеть» в г. Златоуст. Запрос предложений № 2764575. Номер извещения 32110618183.

Одновременно указанное извещение было опубликовано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

Закупка проводилась на основании закупочной документации по открытому запросу предложений на право заключения договора на поставку опорных изоляторов для нужд обособленного подразделения АО «Электросеть» в г. Златоуст. Текст Закупочной документации был размещен на торгово-закупочной площадке.

18.10.2021 в единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ruразмещен протокол по подведению итогов запроса коммерческих предложений № 2764575, согласно которому ООО «ТД «ТехЭнергохолдинг» признан единственным участником процедуры, с которым заключается договор № 2764575.

Однако, 24.11.2021 закупочной комиссией принято решение об отмене решения комиссии по запросу предложений от 18.10.2021 № 2764575 в связи с утратой необходимости в закупаемой продукции.

26.11.2021 в единой информационной системе на сайте www, zakupki.gov.ruразмещён протокол отказа от заключения договора №2764575, согласно которому Заказчик отказался от заключения договора на основании пункта 1.2.3 Закупочной документации.

Согласно части 1 пункта 10 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1)       информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3)целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4)отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Пунктом 2 статьи 3 Закона о закупках установлено, что в соответствии с Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок.

Статья 3.2 Закона о закупках регулирует порядок осуществления конкурентной закупки.

Согласно Закону о закупке, а также Положению о закупках конкурентной признается закупка, осуществляемая при одновременном соблюдении следующих условий:

1.Информация о конкурентной закупке сообщается Заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в ЕИС извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие при проведении закрытой конкурентной закупки, с приложением документации о конкурентной закупке не менее, чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2.Обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки на право заключить договор с Заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложений такой закупки.

В соответствии с частью 3.2 статьи 3 Закона о закупках неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Соответственно, неконкурентная закупка - это закупка, которая не соответствует вышеуказанным критериям, а также закупка у единственного поставщика. Способы неконкурентных закупок предусмотрены в пункте 5.9.2 Положения о закупках.

В пункте 5.9.2 Положения о закупке названы такие виды неконкурентных закупок как:

1)закупка у Единственного поставщика;

2)запрос цен;

3)запрос коммерческих предложений.

В пункте 1.2.1 Закупочной документации также указано, что: «процедура Запроса коммерческих предложений не является торгами, в. т.ч. конкурсом и/или аукционом, и ее проведение не регулируется статьями 447-449 части первой ГК РФ. Настоящая процедура Запроса коммерческих предложений/цен также не является публичным конкурсом и не регулируется статьями 1057-1061 ГК РФ» (л.д. 32, 40).

В комментарии к извещению № 32110618183 также было указано, что: «настоящий Запрос коммерческих предложений не является извещением о проведении конкурса (публичного конкурса) или публичной офертой и не регулируется вышеперечисленными статьями Гражданского кодекса Российской Федерации. Исходя из чего, указанная процедура не накладывает на организатора соответствующего объема гражданско-правовых обязательств и оставляет за ним право отказаться от всех полученных предложений или прекратить процедуру отбора в любой момент».

Таким образом, проведение процедуры запроса коммерческих предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку изоляторов для нужд АО «Электросеть» в г. Златоуст (извещение № 32110618183) не является конкурентной закупкой, а, следовательно, требования статьи 3.2 Закона о закупках на нее не распространяются.

Кроме того, действующим законодательством установлено, что заказчик вправе отказаться от закупки или от заключения договора по ее результатам в случаях, предусмотренных документацией и (или) Положением о закупке.

Так согласно пункту 1.2.3 Закупочной документации в случае потери актуальности закупки Заказчиком, а также в иных случаях Организатор оставляет за собой право приостановить и/или отменить настоящую процедуру, без оценки и/или акцепта полученных Оферт, а также компенсации каких-либо расходов и/или убытков Участников, с последующим уведомлением о таком приостановлении и/или отмене процедуры всех Участников (л.д. 41).

Таким образом, в рассматриваемом случае, заказчик (АО «Электросеть») вправе отказаться от заключения договора по результатам проведения неконкурентной закупки, в том числе и в связи с утратой необходимости в закупаемой продукции.

Суд считает необходимым также отметить, что ООО «ТД «ТехЭнергохолдинг» было вправе обжаловать положения документации до окончания срока подачи заявок, однако не воспользовалось своим правом.

В соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность. Участник является коммерческой организацией и самостоятельно несет ответственность за свой предпринимательский риск.

ООО «ТД «ТехЭнергохолдинг» направляя коммерческое предложение согласилось на все условия документации.

Принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий при наличии права Заказчика отказаться от заключения договора.

Таким образом, доводы ООО «ТД «ТехЭнергохолдинг» о признании незаконным решения Челябинского УФАС России от 07.12.2021 по делу № 074/07/3-3510/2021, являются необоснованным и противоречат материалам жалобы.

При таких обстоятельствах, проанализировав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства каждое в отдельности, а также в их совокупности, арбитражный суд считает, что решение Челябинского УФАС России от 07.12.2021 по делу № 074/07/3-3510/2021 является достаточно мотивированным, законным и обоснованным при этом не нарушает прав и законных интересов заявителя. Доказательств обратного ООО «ТД «ТехЭнергохолдинг» в материалы настоящего дела не представило.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, требование заявителя подлежит отклонению.

Судебные расходы по оплате государственной пошлины следует распределить между сторонами в соответствии со статьей 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд Челябинской области

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                   О.Г. Наконечная