АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 2
тел.(351)265-24-11, факс (351)266-72-10
E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск
16 декабря 2011 года Дело № А76-13094/2011
Резолютивная часть решения объявлена 12 декабря 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 16 декабря 2011 года.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Щукина Г.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Окуневой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Уралмостострой» в лице филиала «Мостоотряд №16» г. Челябинск
к Министерству по радиационной и экологической безопасности по Челябинской области
об отмене постановления №246 (11)-у от 10.06.11г. по делу об административном правонарушении
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, доверенность №126/1-11 от 16.05.11г., паспорт
от ответчика: ФИО2, доверенность №85 от 16.08.11г., удостоверение
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество «Уралмостострой» в лице филиала «Мостоотряд №16» г. Челябинск (далее – ЗАО «Уралмостострой»; общество; заявитель) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Челябинской области к Министерству по радиационной и экологической безопасности по Челябинской области (ответчик; Министерство) об отмене постановления №246 (11)-у от 10.06.11г. по делу об административном правонарушении.
28.10.11г. при помощи факсимильной связи от заявителя поступило ходатайство об объединении дела №А76-13094/11, предметом рассмотрения которого является отмена постановления №246 (11)-у от 10.06.11г. по делу об административном правонарушении, и дело №А76-2003/2011, предметом рассмотрения которого является признание незаконным и отмена определения Министерства по радиационной и экологической безопасности по Челябинской области №246 (11)-п от 10.10.2011 об исправлениях, внесенных в определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, в одно производство (т.3 л.д. 48).
Определением от 02.11.11г., дело №А76-13094/2011 и дело №А76-20003/2011 было объединено в одно производство с присвоением объединенному делу номера №А76-13094/2011 (т.3 л.д. 37).
В судебном заседании 12.12.11г., представитель заявителя заявил ходатайство об отказе от заявленных требований в части признания незаконным и отмене определения Министерства по радиационной и экологической безопасности по Челябинской области №246 (11)-п от 10.10.2011 об исправлениях, внесенных в определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (т.3 л.д. 69).
Судом, в порядке ст. 49 АПК РФ, отказ принят.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме (т.1 л.д. 3-5; т.3 л.д. 50).
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против заявленных требований, по основаниям, изложенным в письменном мнении и дополнениях к нему (т.1 л.д. 77-79;т.3 л.д. 72-73).
Исследовав представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Закрытое акционерное общество «Уралмостострой»» зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС по Советскому району г. Челябинска за ОГРН <***>, о чем выдано свидетельство серии 74 №005303533 (т.1 л.д. 52).
На основании Приказа Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области за №111 от 31.05.11г. №71 от 05.04.11г. (т.1 л.д. 128-129; т.2 л.д. 9-11), в отношении ЗАО «Уралмостострой» 18.04.11г. и 31.05.11г. совместно с Челябинской природоохранной прокуратурой была проведена выездная проверка по требованию №25ж-2011 от 27.05.2011г. (т.1 л.д. 110), а также по фактам поступления из администрации Президента РФ жалобы ФИО3 о вырубке лесного массива на территории городского бора (т.1 л.д. 112-115).
В ходе проведенной проверки было установлено, что на территории бора, являющегося областной собственностью, на пересечении улицы Худякова – плотины – реки Миасс ведутся работы по строительству моста через реку Миасс.
На момент осмотра в границах Челябинского городского бора и в прибрежной полосе реки Миасс работает тяжелая строительная техника: подъемный кран, экскаватор, бульдозер. Техника осуществляет движение вне дорог с асфальтовым покрытием.
Кроме того, на территории памятника природы размещены: бульдозер, экскаватор, кран, буровая растворная машина – миксер, автобусы.
Также было установлено, что снят (нарушен) природный слой почвы, площадь нарушения почвенно-растительного слоя составляет около 80 кв.м.
По результатам осмотра, 18.04.11г. был составлен Протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, произведена фотосъемка (т.2 л.д. 13-26).
Определением от 11.05.11г., государственным инспектором Челябинской области в области охраны окружающей среды, в отношении ЗАО «Уралмостострой» в лице филиала «Мостоотряд №16» г. Челябинск было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ (т.1 л.д. 106-107).
Законному представителю ЗАО «Уралмостострой» в лице филиала «Мостоотряд №16» г. Челябинск было предложено явиться в Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области 31.05.11г. для дачи объяснений по существу выявленного нарушения.
Определением от 31.05.11г. о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, законному представителю ЗАО «Уралмостострой» в лице филиала «Мостоотряд №16» г. Челябинск было предложено явиться в Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области 02.06.11г. для дачи объяснений по существу выявленного нарушения (т.1 л.д. 102-103).
02.06.11г. в отношении ЗАО «Уралмостострой» в лице филиала «Мостоотряд №16» г. Челябинск старшим государственным инспектором Челябинской области в области охраны окружающей среды, в присутствии представителя общества – ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.39 КоАП РФ (т.1 л.д. 96-99).
Постановлением №246 (11)-у от 10.06.11г., ЗАО «Уралмостострой» в лице филиала «Мостоотряд №16» г. Челябинск было привлечено к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей (т.1 л.д. 10-13).
Считая вынесенное постановление незаконным, ЗАО «Уралмостострой» в лице филиала «Мостоотряд №16» г. Челябинск обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о его отмене.
Согласно статьей 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Челябинский (городской) бор отнесен к памятникам природы областного значения на основании решения Исполнительного комитета Челябинского областного Совета депутатов трудящихся от 21.01.1969г. №29 «Об охране памятников природы в области».
Памятник природы имеет особо важное средозащитное, водоохранное, санитарно-гигиеническое, оздоровительное и рекреационное значение для населения Челябинской области и других субъектов Российской Федерации, является уникальным островным бором, реликтом плейстоценовой перигляциальной лесостепи, расположенным в черте города Челябинска.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 14.03.1995г. 333-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ст. 16 Закона Челябинской области от 14.05.2002г. №81 – ЗО «Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области» на территориях, на которых находятся памятники природы регионального значения, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы регионального значения.
Режим особой охраны памятника природы утвержден постановлением Правительства Челябинской области от 15.02.07г. №27-П «Положение о памятнике природы Челябинской области Челябинский (городской) бор.
В соответствии с подпунктами 6,9 пункта 19 Положения, в границах памятника природы запрещается:
-движение автомобилей, тракторов и других транспортных средств, за исключением движения на дорогах с асфальтовым покрытием, имеющих дорожные знаки, разрешающие движение;
- нарушение почвенно-растительного слоя.
Довод заявителя о том, что основанием для проведения работ на объекте является муниципальный контракт №20-11-П от 14.02.11г., согласно которому сдача объекта предусмотрена в конце 2011 года, и нарушать сроки у общества как подрядчика не было оснований, а кроме того, и Заказчик (МУП «Челябметротрансстрой») и администрация г. Челябинска неоднократно просили общество незамедлительно приступить к работам, судом не принимается.
Согласно пунктам 2.1, 2.3, 2.5 Муниципального контракта №20-11-П от 14.02.11г., на основании Протокола от 25.01.2011г. №2-Д заседания Конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом конкурсе №10-868, Муниципального заказчика передает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по строительству объекта в соответствии с проектно-сметной документацией, а предприятие принимает на себя обязательства по выполнению функций строительного контроля на объектах, прямо оговоренных контрактом.
Подрядчик выполняет работы согласно проектно-сметной документации, утвержденной заказчиком, и в соответствии с требованиями, предусмотренными нормативными актами РФ, в том числе, сводами правил по проектированию и строительству, строительными нормативами и правилами, временными строительными нормами, санитарно-эпидемиологические правилами и нормативами.
Проектно-сметная документация, укомплектованная и утвержденная предприятием передается подрядчику в двух экземплярах (т.3 л.д. 7-8).
Статьей 8.39Кодекса установлена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).
Объективную сторону вмененного обществу правонарушения составляет нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регулируются Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
В преамбуле к Закону N 33-ФЗ дано понятие особо охраняемых природных территорий - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно части 6 статьи 2 Закона N 33-ФЗ особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов РФ и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ.
Совершение ЗАО «Уралмостострой» в лице филиала «Мостоотряд №16» г. Челябинск административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, подтверждается протоколом осмотра от 18.04.11г., фотографиями, сделанными в ходе проведенной проверки, протоколом об административном правонарушении от 02.06.11г. и другими материалами дела.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
На основании части 3 статьи 28.2 Кодекса при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе, и должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении.
По смыслу части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется в присутствии законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а в случае его неявки, если оно извещено в установленном порядке - протокол об административном правонарушении составляется в отсутствие законного представителя юридического лица.
В силу части 2 статьи 25.4 Кодекса законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 02.06.2011 составлен в присутствие представителя Общества. Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего извещения законного представителя ЗАО «Уралмостострой» в лице филиала «Мостоотряд №16» г. Челябинск о месте и времени составления протокола.
Присутствие 02.06.11г. при составлении протокола об административном правонарушении ФИО1 также не подтверждает надлежащее извещение законного представителя Общества о месте и времени составления протокола, так как общество было извещено на 02.06.11г. только для дачи объяснений по существу заявленных требований, согласно определения от 31.05.11г. о возбуждении дела об административном правонарушении, а не для составления протокола.
Представленное ответчиком в материалы дела определение об исправлении, внесенных в определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №246 (11)-п от 31.05.11г., согласно которому пункт 2 главы «Определения» дополняется словами «и составления протокола об административном правонарушении» не может быть принят судом в качестве допустимого доказательства, так как данное определение было вынесено 10.10.11г., то есть уже после составления протокола об административном правонарушении (т.3 л.д. 43-44).
В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 АПК РФ.
Как установлено судом, протокол об административном правонарушении от 02.06.2011 вынесен в отсутствии доказательств надлежащего извещения общества о проведении соответствующего процессуального действия.
В соответствии с пунктом 10Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. п.4 ч.1 ст.150, 151, 167-170, 211 АПК РФ, РФ арбитражный суд
РЕШИЛ:
1.Принять отказ от заявленных требований в части признания незаконным определения № 246/11/-п от 10.10.2011г. об исправлениях внесенных, в определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 31.05.2011г№ 246/11/-п, дело производством в данной части прекратить.
2.Признать незаконным и отменить постановление от 10.06.2011г № 246(11)-у по делу о привлечении к административной ответственности закрытого акционерного общества « Уралмостострой» в лице филиала «Мостоотряд № 16» г. Челябинск, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50000руб.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объёме).
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Судья: Г.С. Щукина
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.аrbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.