Арбитражный суд Челябинской области
454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 2
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск Дело № А76-13288/2011
06 марта 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 06.03.2012
Полный текст решения изготовлен 06.03.2012
Арбитражный суд Челябинской области в лице судьи Каюрова С.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Гордеевой Н. В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Муниципального учреждения здравоохранения «Саткинская центральная районная больница» г. Сатка Челябинской области
к Межрайонной ИФНС России № 18 по Челябинской области
о признании недействительными действий, выразившихся в отказе в осуществлении возврата на общую сумму 818097, 65 руб., обязании возвратить данную сумму
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1, паспорт, по доверенности от 25.08.2011 № 90
от ответчика: ФИО2, специалист-эксперт, служ. уд. УР № 691587, по доверенности № 1 от 21.03.2011г.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное учреждение здравоохранения «Саткинская центральная районная больница» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с требованиями к Межрайонной ИФНС России № 8 по Челябинской области о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России № 8 по Челябинской области, выразившиеся в отказе в осуществлении возврата на общую сумму 818097,65 руб. переплаты по налогам, сборам, взносам, зачисленным в Фонд социального страхования и обязании возвратить сумму 818097,65 руб. переплаты по налогам, сборам, взносам, зачисленным в Фонд социального страхования.
В ходе судебного разбирательства требования были уточнены: о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России № 8 по Челябинской области, выразившиеся в отказе МУЗ «Саткинская ЦРБ» в осуществлении возврата на общую сумму 866328 руб. 87 коп. переплаты по налогам, сборам, взносам и обязании возвратить МУЗ «Саткинская ЦРБ» сумму 866328 руб. 87 коп. переплаты по налогам, сборам, взносам.
Также в ходе судебного разбирательства было удовлетворено ходатайство Межрайонной ИФНС России № 8 по Челябинской области о замене ее в качестве ответчика правопреемником: Межрайонной ИФНС России № 18 по Челябинской области
В обоснование требований заявитель ссылается на следующее (т. 1 л.д. 2-4, т. 2 л.д. 1-3, т. 3 л.д. 1-4):
Согласно справки № 71536 от 31.12.2009г. Межрайонной ИФНС России №8 по Челябинской области по состоянию на 31.12.2009г у Муниципального учреждения здравоохранения «Саткинская Центральная районная больница» имеется переплата по налогам, сборам, взносам, зачисленным в Фонд социального страхования (КБК 18210909020070000110) в сумме 1409187,37руб.
Государственное учреждение Челябинское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (Уполномоченный по Саткинскому району) подтверждает переплату в сумме 882026,82руб.по состоянию на 01.01.2010г.
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В Межрайонную ИФНС России № 8 по Челябинской области было подано заявление в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ произвести возврат переплаты:
1)письмо №773 от 06.05.2011г. на сумму 878656,25 руб.
2)письмо №785 от 10.05.2011г. на сумму 3370,57 руб.
В ответ на наше письмо №773 от 06.05.2011г. от Межрайонной ИФНС России № 8 по Челябинской области 17 мая 2011г. было получено:
- извещение о принятом налоговым органом решении о возврате на сумму 63929,17 руб.
- решение об отказе в осуществлении возврата на сумму 814727,08 руб.
В решении указано, что возврат по ЕСН ФСС в сумме 8147273,08 руб. не может быть исполнено в связи с тем, что прошло более трех лет со дня уплаты.
В ответ на наше письмо № 785 от 10.05.2011г. от Межрайонной ИФНС России №8 по Челябинской области 27 мая 2011г. было получено решение об отказе в осуществлении возврата на сумму 3370,57 руб.
Таким образом, удалось вернуть переплату на общую сумму 63929,17 руб. Получен отказ в осуществлении возврата на общую сумму 818097,65 руб., согласно выписки из лицевого счета за период с 01.01.2011г. по 04.10.2011г. по состоянию расчетов на 05.10.2011г. с учетом поданных уточненных деклараций от 04.08.2011г. отказ в осуществлении возврата по ФСС составил 813120,20 (восемьсот тринадцать тысяч сто двадцать) рублей 20 копеек.
На основании справки № 68090 Межрайонной ИФНС России № 8 по Челябинской области о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.04.2011г. у МУЗ «Саткинская ЦРБ» имеется переплата в сумме 46396,47руб. по пени по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет. В ответ на заявление, с просьбой вернуть переплату (письмо №786 от 10.05.2011г. на сумму 46396,47 руб.), было получено решение от 23.05.2011г. об отказе в осуществлении возврата.
На основании справки №68826 Межрайонной ИФНС России №8 по Челябинской области о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.05.2011г. у МУЗ «Саткинская ЦРБ» имеется переплата в сумме 2209,74 (двадцать две тысячи девять)рублей 74 копеек по пени по налогу на доходы физических лиц. В ответ на заявление, с просьбой вернуть переплату (письмо №1033 от 10.06.2011г. на сумму 2209,74 руб.), было получено решение от 20.06.2011г. об отказе в осуществлении возврата.
На основании справки №70514 Межрайонной ИФНС России №8 по Челябинской области о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.06.2011г. у МУЗ «Саткинская ЦРБ» имеется переплата:
- в сумме 4331,95 (четыре тысячи триста тридцать один)рубль 95 копеек по пени по взносам в территориальный ФОМС;
- в сумме 42,94 руб. по пении по взносам в федеральный ФОМС;
- в сумме 0,01 руб. по недоимке;
- в сумме 227,56 руб. по государственной пошлине по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
В ответ на заявление, с просьбой вернуть переплату (письмо №1548 от 22.07.2011г. на вышеперечисленные суммы), было получено решение об отказе в осуществлении возврата:
- решение об отказе от 10.08.2011г.на сумму 4331,95руб.
- решение об отказе от 10.08.2011г. на сумму 42,94 руб.
- решение об отказе от 28.07.2011г. на сумму 0,01 руб.;
-решение об отказе от 28.07.2011г. на сумму 227,56 руб.
Из вышесказанного следует, что переплата у МУЗ «Саткинская ЦРБ» по состоянию на 01.07.2011г. составила 866328,87 руб.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 НК РФ возлагается на налоговый орган обязанность сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и его сумме не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. При выявлении фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, который подписывается налоговым органом и налогоплательщиком.
В связи с не выполнением налоговым органом своих обязанностей, переплата достигла в нашем случае огромной суммы.
В соответствии с п. 2 ст. 160.1 БК РФ администратор доходов (налоговый орган) принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврат и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов РФ.
В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Общий срок исковой давности в силу статьи 196 ГК РФ установлен в пределах трех лет.
Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса", в силу статей 21 и 78 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней, регламентирует порядок реализации налогоплательщиком этого права, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате указанных сумм либо об их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности и одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными названной статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение.
Налоговый орган с требованиями заявителя не согласен по следующим основаниям:
Саткинская Центральная больница письмом № 773 от 06.05.2011г. и письмом № 785 от 10.05.2011г. обращалась в Межрайонную ИФНС России №8 произвести возврат переплаты по ЕСН, зачисляемому в Фонд социального страхования на сумму 878 656,25 руб. и на сумму 3 370,57 руб.
12.05.2011 года было направлено извещение о принятом налоговым органом решении о возврате на сумму 63929,17 руб. и решение об отказе в осуществлении возврата на сумму 814727,08 руб., в связи с тем, что прошло более трёх лет со дня уплаты.
В соответствии с п.7 ст.78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в налоговый орган в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Для определения размера реальных сумм, подлежащих возврату, установлен механизм проведения совместной сверки расчетов, по результатам которой оформляется акт, форма которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п.3 ст. 78 НК).
Таким образом, получение налогоплательщиком акта взаимной сверки расчетов (справки), подтверждающего наличие у него сумм переплаты по налогу, в этом случае должно рассматриваться в качестве момента, с которого исчисляется трехлетний срок на обращение в суд за защитой своего нарушенного права.
Письмом от 10 мая 2007 года налогоплательщик обращался в Межрайонную ИФНС России № 8 по Челябинской области исх. № 698 с просьбой выдать акты сверок по всем видам налогов по состоянию на 01.05.2007 года.
17.05.2007 был составлен акт совместной сверки расчетов по налогам на 01.05.2007г. № 2013, 2021, 2038, 2037, 2036, 2034, 2031, 2030, 2029, 2028, 2027, 2026, 2025, 2024, 2023, 2020, 2019, 2015, 2008, 2009, 2012, 2033, 2032, 2022, 2018, 2017, 2014, 2010, 2011 (получен н/пл. 21.05.2007г без разногласий) из которого было видно переплату по ЕСН в ФСС в сумме 1 370 473, 94 руб., а также по другим налогам, которые налогоплательщик указал в уточненном исковом заявлении.
Таким образом, срок следует исчислять с даты получения акта сверки по налогам, а именно с 21.05.2007 года, именно тогда налогоплательщик уже знал о наличии переплаты.
Согласно справки № 2099 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на 23.05.2007 года у данного налогоплательщика уже имелась переплата по ЕСН в ФСС в сумме 1 398 306,02 руб. (выдан н./пл. 28.05.2007г).
Также был составлен акт совместной сверки расчетов по налогам на 15.04.2008г № 287 (получен н./пл. 22.05.2008г) из которого было видно переплату по ЕСН в ФСС в сумме 1 080 885,87руб.
Таким образом, срок следует исчислять с даты получения справки о состоянии расчетов по налогам, а именно с 28.05.2007 года, именно тогда налогоплательщик уже знал о наличии переплаты.
Письмом от 10 мая 2007 года налогоплательщик обращался в Межрайонную ИФНС России № 8 по Челябинской области исх. № 698 с просьбой выдать акты сверок по всем видам налогов по состоянию на 01.05.2007 года.
Министерство финансов российской федерации приказом от 18 января 2008 г. N 9н«Об утверждении административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков п. 16 пп.90 утвердило последовательность действий должностных лиц налоговых органов при индивидуальном информировании налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам.
Основанием для индивидуального информирования налогоплательщика (его представителя) о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам является письменный запрос (далее - запрос) налогоплательщика (его представителя) в инспекцию ФНС России.
Следовательно, налогоплательщик обращался в инспекцию с письменным запросом на основании, которого были выданы справка и акт сверки в 2007 и в 2008 году.
Таким образом, инспекция считает, что налогоплательщик пропустил трёхлетний срок на возврат налога в судебном порядке (дата отправки в суд 13.07.2011г.)
Также следует отметить, что данная переплата образовалась из-за сданных первичных на уменьшение деклараций.
Если в налоговых декларациях по единому социальному налогу (далее-ЕСН) налогоплательщиком указана отрицательная величина ЕСН, подлежащая уплате в ФСС РФ, это означает, что сумма произведенных им расходов на цели обязательного социального страхования работников с учетов полученных возмещений от органов ФСС РФ превысила начисленную сумму ЕСН в этот фонд за соответствующий период.
Превышение расходов, производимых налогоплательщиком на цели государственного социального страхования, над суммой начисленного им налога возмещает ФСС РФ. Налоговые органы такой возврат не осуществляют, (письмо ФНС от 10.12.2007 г. № 05-2-05/481@).
Налоговыми органами возврат (зачёт) излишне уплаченных сумм ЕСН в этот фонд в порядке, установленном ст.78 Кодекса, производится только в случае наличия переплаты по налогу в денежном выражении, которая отражается в базах данных налоговых органов.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные в материалах дела доказательства, суд считает, что при разрешении спора следует руководствоваться следующим:
Как следует из материалов дела:
Письмом от 10 мая 2007 года налогоплательщик обращался в Межрайонную ИФНС России № 8 по Челябинской области исх. № 698 с просьбой выдать акты сверок по всем видам налогов по состоянию на 01.05.2007 года (т. 2 л.д. 10).
17.05.2007 был составлен акт совместной сверки расчетов по налогам на 01.05.2007г № 2013, 2021, 2038, 2037, 2036, 2034, 2031, 2030, 2029, 2028, 2027, 2026, 2025, 2024, 2023, 2020, 2019, 2015, 2008, 2009, 2012, 2033, 2032, 2022, 2018, 2017, 2014, 2010, 2011 (полученный налогоплательщиком 21.05.2007г без разногласий), согласно которого переплата по ЕСН в ФСС составила 1 370 473,94 руб. (т. 2 л.д. 11-18).
Согласно справки № 2099 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на 23.05.2007 года переплата по ЕСН в ФСС составила 1 398 306,02 руб. (получен налогоплательщиком 28.05.2007г). (т. 1 л.д. 57-59).
Письмом от 08.02.2008 МУЗ Центральная медико-санитарная часть «Магнезит» просила Межрайонную ИФНС России № 8 возместить сумму переплаты по Единому социальному налогу, зачисленному в Фонд социального страхования 2,9% в сумме 719 793,56 руб. установленную проведением совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам № 553 от 02.02.2008г.(т. 3 л.д. 126).
Межрайонная ИФНС России №8 по Челябинской области в решении об отказе в осуществлении возврата № 1708 от 05.03.2008 указала, что заявление не может быть исполнено: согласно ст. 78 НК РФ возврат производится, если переплата образовалась в результате уплаты налогов или сборов, в связи с чем предлагаем к заявлению на возврат приложить справку из фонда социального страхования, подтверждающую указанную переплату (т. 3 л.д. 125).
Письмом от 20.03.2008 № 743 МУЗ Центральная медико-санитарная часть «Магнезит» просила Межрайонную ИФНС России №8 возместить сумму переплаты по Единому социальному налогу, зачисленному в Фонд социального страхования 2,9% в сумме 719793,56 руб., установленную проведением совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам № 553 от 02.02.2008г. Данные по сумме 719793,56 руб. за счет переплаты по единому социальному налогу прилагались (т. 3 л.д. 128).
Межрайонная ИФНС России №8 по Челябинской области в решении об отказе в осуществлении возврата № 1793 от 27.03.2008указала, что переплата не подтверждена камеральной проверкой, так как возникла в результате превышения расходов над начислениями, необходимо обратиться в фонд социального страхования за возмещением этих расходов (т. 3 л.д. 127).
15.04.2008г. был составлен акт совместной сверки расчетов по налогам № 287 (получен налогоплательщиком 22.05.2008г) согласно которого переплата по ЕСН в ФСС составила 1 080 885,87руб. (т. 1 л.д. 54-56)
Письмом от 23.07.2008 № 1517 МУЗ Центральная медико-санитарная часть «Магнезит» просила Межрайонную ИФНС России №8 возместить сумму переплаты по Единому социальному налогу, зачисленному в Фонд социального страхования 2,9% в размере 842674,30 руб. на расчетный счет. Переплата была выявлена при сдаче отчетов за I полугодие по Единому социальному налогу, зачисленному в Фонд социального страхования. (т. 3 л.д. 130-131).
Межрайонная ИФНС России №8 по Челябинской области в решении об отказе в осуществлении возврата № 2315 от 06.08.2008 указала, что в соответствии со ст.78 НК РФ возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога производится при отсутствии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам.Предлагаем погасить задолженность по всем КБК ЕСН и Федеральным налогам, после погашения задолженности произвести сверку по платежам в бюджет и, при отсутствии задолженности по соответствующим видам налогов и бюджетов, написать новое заявление на возврат переплаты по ЕСН ФСС. (т. 3 л.д. 129).
Письмом от 24.10.2008 № 3106 МУЗ Центральная медико-санитарная часть «Магнезит» просила Межрайонную ИФНС России №8 возместить сумму переплаты по Единому социальному налогу, зачисленному в Фонд социального страхования 2,9% в размере 854295,23 руб. на расчетный счет. Переплата была выявлена при сдаче отчетов за I полугодие по Единому социальному налогу, зачисленному в Фонд социального страхования. (т. 3 л.д. 133-134).
Межрайонная ИФНС России №8 по Челябинской области в решении об отказе в осуществлении возврата № 2711от 31.10.2008указала, что переплата не подтверждается камеральной проверкой (т. 3 л.д. 132).
Письмом № 3206 от 06.11.2008 МУЗ Центральная медико-санитарная часть «Магнезит» просила Межрайонную ИФНС России №8 возместить сумму переплаты по Единому социальному налогу, зачисленному в Фонд социального страхования 2,9% в размере 854295,23 руб. на расчетный счет. На письме главный специалист – уполномоченный ФСС по Саткинскому району подтвердил наличие переплаты в сумме 854295,23 руб. (т. 3 л.д. 133-134).
Межрайонная ИФНС России №8 по Челябинской области в решении об отказе в осуществлении возврата № 2758 от 13.11.2008указала, возврат переплаты по ЕСН в ФСС производится только по окончании налогового периода, т.е. по окончании 2008г. (т. 3 л.д. 135).
Письмом № 1343 от 20.07.2009 МУЗ Центральная медико-санитарная часть «Магнезит» просила Межрайонную ИФНС России №8 возместить сумму переплаты по Единому социальному налогу, зачисленному в Фонд социального страхования 2,9 % в размере 880127 руб. 52коп. на расчетный счет. При этом в письме было указано, что:
учреждению 06.08.08 за № 2315 было направлено решение об отказе в осуществлении возврата, с предложением погасить задолженность по всем КБК, ЕСН и Федеральным налогам.
В справке № 34091 от 25.06.2009 г. «О состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам» указана задолженность пени и санкции до 2005 года. Выяснить, за что начислена пеня и штрафные санкции в настоящее время, не представляется возможным. К тому же, согласно ГК РФ истек срок исковой давности.
С 2006 года ИФНС № 8 каких-либо требований о погашении пени и штрафных санкций не выставляло.
Межрайонная ИФНС России №8 по Челябинской области в решении об отказе в осуществлении возврата № 726 от 22.07.2009 указала, что в соответствии со ст. 78 НК РФ возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога производится при отсутствии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам. Предлагаем вам погасить задолженность по штрафу по НДФЛ в сумме 3993р.69к; задолженность по штрафу по денежным взысканиям за нарушения законодательства в сумме 94351руб, а также за Вами числится задолженность по пени по прибыли бюджет субъектов, задолженность по ЕСН ТФОМС, после чего сделать сверку и при отсутствии задолженности написать новое заявление на возврат с приложением копий платежных поручений (т. 3 л.д. 138).
Согласно справки № 71536 от 31.12.2009г. Межрайонной ИФНС России №8 по Челябинской области по состоянию на 31.12.2009г у Муниципального учреждения здравоохранения «Саткинская Центральная районная больница» имеется переплата по налогам, сборам, взносам, зачисленным в Фонд социального страхования (КБК 18210909020070000110) в сумме 1 409 187,37 (один миллион четыреста девять тысяч сто восемьдесят семь) руб.37 коп. (т. 1 л.д. 24-26).
Государственное учреждение Челябинское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (Уполномоченный по Саткинскому району) подтвердило переплату в сумме 882 026,82 руб. по состоянию на 01.01.2010г. (т. 1 л.д. 30).
В Межрайонную ИФНС России №8 по Челябинской области было подано заявление на возврат переплаты:
1)письмо №773 от 06.05.2011г. на сумму 878656,25 руб. (т. 1 л.д. 31).
2)письмо №785 от 10.05.2011г. на сумму 3370,57 руб. (т. 1 л.д. 33).
В ответ на письмо № 773 от 06.05.2011г. от Межрайонной ИФНС России №8 по Челябинской области 17 мая 2011г. было получено:
- извещение о принятом налоговым органом решении о возврате на сумму 63929,17 руб., (т. 1 л.д. 124).
- решение об отказе в осуществлении возврата на сумму 814 727,08 руб., в котором указано, что возврат по ЕСН ФСС в сумме 814 727,08 руб. не может быть исполнено в связи с тем, что прошло более трех лет со дня уплаты (т. 1 л.д. 34).
В ответ на письмо № 785 от 10.05.2011г. от Межрайонной ИФНС России №8 по Челябинской области 27 мая 2011г. было получено решение об отказе в осуществлении возврата на сумму 3370,57 руб. (т. 1 л.д. 35).
Таким образом, отказано в осуществлении возврата переплаты по Единому социальному налогу, зачисленному в Фонд социального страхования на общую сумму 818 097,65руб.
Согласно п. 3 ст.78 НК РФ ( в редакции от 17.05.2007), налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
Сторонами не оспаривается, что 17.05.2007 такой акт был составлен. Согласно акта переплата по ЕСН в ФСС составила 1 370 473,94 руб.
Кроме того, как следует из переписки, 02.02.2008г. был составлен акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам № 553, не представленный в материалы дела.
Пунктом 7 ст. 78 НК РФ установлено, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Налоговым органом не доказано, что на момент обращения заявителя 08.02.2008 в ИФНС за возвратом переплаты по Единому социальному налогу, зачисленному в Фонд социального страхования 2,9% в сумме 719 793,56 руб., установленную проведением совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам № 553 от 02.02.2008г., указанный срок истек.
В соответствии с п.6 ст.78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (п.8 ст.78 НК РФ).
По мнению суда, отказывая заявителю в возврате переплаты по основаниям, приведенным выше, ИФНС нарушила положения ст.78 НК РФ, поскольку при наличия заявления на возврат от 08.02.2008 и совместных актов сверки № 2013, 2021, 2038, 2037, 2036, 2034, 2031, 2030, 2029, 2028, 2027, 2026, 2025, 2024, 2023, 2020, 2019, 2015, 2008, 2009, 2012, 2033, 2032, 2022, 2018, 2017, 2014, 2010, 2011 от 15.05.2007г. и № 553 от 02.02.2008г подтверждающего наличие переплаты, налоговый орган обязан был возвратить переплату.
Кроме того, Межрайонная ИФНС России № 8 по Челябинской области в решении об отказе в осуществлении возврата № 2711от 31.10.2008 указала на отсутствие переплаты в сумме 854295,23 руб., что противоречит данным КРСБ (т. л.д.)
Требуя от заявителя совершения действий, не предусмотренных ст.78 НК РФ, налоговый орган не исполнял обязанности, установленные указанной нормой, и искусственно создал основания для отказа в возврате налога на сумму 818 097,65руб. в мае 2011г., связи с тем, что прошло более трех лет со дня уплаты.
Следует учитывать и то, что за период с 01.01.2007. по 25.05.20011, согласно данным КРСБ, сумма переплаты не оставалась неизменной, трансформируясь как в сторону повышения, так и понижения.
Учитывая изложенное, требования заявителя в части суммы переплаты в размере 818 097 руб. 65 коп. по налогам, сборам, взносам, зачисленным в Фонд социального страхования подлежат удовлетворению.
В остальной части в удовлетворении требований следует отказать, поскольку заявителем не опровергнуто доказательно утверждение налогового органа о том, что переплата:
в сумме 46396,47руб. по пени по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет;
в сумме 2209,74 руб. по пени по налогу на доходы физических лиц.
в сумме 4331,95 руб. по пени по взносам в территориальный ФОМС;
в сумме 42,94 руб. по пени по взносам в федеральный ФОМС;
в сумме 0,01 руб. по недоимке;
в сумме 227,56 руб. по государственной пошлине по делам, рассматриваемым в арбитражных судах;
образовалась до составления акта сверки № 2013, 2021, 2038, 2037, 2036, 2034, 2031, 2030, 2029, 2028, 2027, 2026, 2025, 2024, 2023, 2020, 2019, 2015, 2008, 2009, 2012, 2033, 2032, 2022, 2018, 2017, 2014, 2010, 2011 от 15.05.2007г., о чем было известно заявителю.
В соответствии с п. 1 ст. 102 АПК РФ заявителем уплачена госпошлина в сумме 19 361 руб. 95 коп. по платежному поручению № 9180 от 26.08.2011 (т. 1 л.д. 47).
Учитывая, что требования удовлетворены частично, государственная пошлина распределяется между сторонами пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 22 по Челябинской области в пользу МУЗ «Саткинская центральная районная больница» сумму госпошлины в размере 19361 руб. 95 коп, уплаченной по платежному поручению № 9180 от 26.08.2011 г.
Взыскать с МУЗ «Саткинская центральная районная больница» в доход федерального бюджета сумму госпошлины в размере 2 000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167–168, 199 – 201, 324, 327 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требования Муниципального учреждения здравоохранения «Саткинская центральная районная больница» удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России № 8 по Челябинской области, выразившиеся в отказе МУЗ «Саткинская центральная районная больница» осуществления возврата на общую сумму 818 097 руб. 65 коп. переплаты по сборам, зачисленным в Фонд социального страхования.
Обязать Межрайонную ИФНС России № 18 по Челябинской области возвратить МУЗ «Саткинская центральная районная больница» сумму переплаты в размере 818 097 руб. 65 коп. по налогам, сборам, взносам, зачисленным в Фонд социального страхования.
В удовлетворении требований МУЗ «Саткинская центральная районная больница» о возврате Межрайонной ИФНС России № 8 по Челябинской области заявителю суммы переплаты в размере 48 231 руб. 22 коп. отказать.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 18 по Челябинской области в пользу МУЗ «Саткинская центральная районная больница» сумму госпошлины в размере 19361 руб. 95 коп, уплаченной по платежному поручению № 9180 от 26.08.2011 г.
Взыскать с МУЗ «Саткинская центральная районная больница» в доход федерального бюджета сумму госпошлины в размере 2 000 руб.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Судья С.Б.Каюров
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru