Арбитражный суд Челябинской области
454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 2
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск Дело № А76-1365/2014
«10» апреля 2014 года
Резолютивная часть решения оглашена 03 апреля 2013 года
Полный текст решения изготовлен 10 апреля 2013 года
Судья Арбитражного суда Челябинской области Л.А. Елькина
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.С.Малышевой,
рассматривает в открытом судебном заседании в помещении Арбитражного суда Челябинской области по адресу: <...>, каб. 708
дело по заявлению
ООО «Завод крупнопанельного домостроения», г. Миасс
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г. Челябинск
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
ООО «Завод крупнопанельного домостроения», г. Миасс обратилось с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области ( Управление Росприроднадзора) от 30 декабря 2013 г. № 486-2013.
В обоснование своего заявления заявитель указывает на то, что при вынесении оспоренного постановления не была дана оценка представленным в материалы дела доказательствам, оставлены без внимания объяснения заявителя, отсутствует состав правонарушения, а также принято постановление по истечении срока давности привлечения к административной ответственности.
Управление Росприроднадзора не согласилось с доводами заявителя, указав на законность привлечения общества к ответственности.
Заслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению в силу нижеследующего:
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Управления Росприроднадзора от 13.11.2013 № 279 в ООО «Завод КПД» г. Миасс была проведена плановая выездная проверка соблюдения обществом природоохранного законодательства. Данное распоряжение было направлено обществу по почте заказным письмом от 13.11.2013 № 8346, которое вручено адресату согласно почтовому уведомлению 19.11.2013.
С распоряжением в первый день проверки был ознакомлен законный представитель общества. Проверку предстояло провести в срок 20 дней, начиная со 02.12.2013. Проверка была закончена 12 декабря, по результатам проверки оформлен акт, в котором нашли отражение установленные нарушения. С актом был ознакомлен и его получил законный представитель общества, о чем свидетельствует отметка на последней странице акта.
Для устранения нарушений обществу выданы предписания от 20 декабря №№ 279/3-О, 279/1-О, 279/2-О, согласно которым предписано установить норматив образования отходов, не допускать превышения нормативов образования отходов и произвести профессиональную подготовку лиц, допущенных к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов в срок до 05.11.2014.
По факсимильной связи общество было уведомлено о времени и месте составления протоколов. В составлении протокола участвовала представитель общества по доверенности.
В протоколе нашли отражение следующие нарушения:
- отсутствуют свидетельства на право работы с опасными отходами 1-4 класса опасности у лиц, допущенных к обращению с отходами (ртутными лампами);
- образуются отходы, не включенные в проект ПНООЛР;
- допущено превышение утвержденных лимитов на образование отходов в 2012 году по 3 и 5 классу опасности по отдельным видам отходов.
Полагая, что установленные нарушения образуют состав административного нарушения, ответственность за который предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, общество было привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб. по постановлению от 30.12.2013 № 486-2013. Постановление принято административным органом в отсутствии представителя общества, которым представлено объяснение с приложением документов. Доводам общества и представленным документам дана оценка при рассмотрении материалов административного дела. Постановление направлено в адрес общества по почте и получено им согласно почтовому извещению 10 января 2014 года.
Согласно Инструкции № 1Э от10.01.2013 в обществе определены экологические требования по обращению с отходами производства и потребления. В Инструкции указано, что образование, сбор, накопление, хранение отходов является неотъемлемой составной частью производственной деятельности, в ходе которой они образуются. Таким образом, положения действующей Инструкции предполагают, что общество ведет деятельность по обращению с отходами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона N 89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
По смыслу приведенной нормы наличие указанного допуска предусмотрено в случаях осуществления деятельности по обращению с отходами. В соответствии с Проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на объектах общества образуются 19 видов отходов, из них один - ртутные лампы. Указанные ртутные лампы накапливаются в обществе для демеркуризации.
Отсутствие свидетельств на право работы с опасными отходами было установлено в результате оценки приказа № 8 от 28.01.2013 «Об организации производственного экологического контроля». В соответствии с данным приказом ответственными за выполнение мероприятий по охране окружающей среды, за обеспечение экологических требований по обращению с отходами производства и потребления являются (указаны по перечню) руководители (начальники отделов и цехов) и специалисты (мастер по подготовке производства, энергетик бетоносмесительного цеха, механик транспортного участка и заведующая столовой).
Согласно распоряжению руководителя общества № Т5 от 06.07.2012 «О порядке временного хранения ртутных ламп», обязанность по обеспечению учета и помещению отработанных ртутных ламп на отведенное место участка вентиляции возложена на начальника электроцеха ФИО1, начальника РМЦ С., электромеханика арматурного цеха ФИО2 и энергетика БСЦ ФИО3
Распоряжением № Т5 установлен порядок, при котором следует помещать ртутные лампы на складирование, а также назначено лицо – инженер по охране окружающей среды ФИО4, ответственное по организации отправки накопленных отработанных ртутных ламп на демеркуризацию согласно договору со специализированной организацией.
В контексте указанных приказа и распоряжения названных ответственных работников следует считать допущенными к обращению с отходами, в связи с чем согласно подпункту б) пункта 3 Положения лицензионными требованиями и условиями осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 N 524) должны обладать профессиональной подготовкой, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Свидетельство о повышении квалификации № 764-13 в обществе имеет только ФИО4 На иных лиц, включенных в приказ № 8, обществом свидетельств не представлено.
Судом отклоняется довод общества том, что лица, не прошедшие профессиональную подготовку на право работы с отходами I - IV классов опасности, не допущены к непосредственному обращению с указанными отходами и являются лишь ответственными за обеспечение учета и организацию накопления отработанных ртутных ламп. Возложение обязанности по организации предполагает контроль, который должным образом может быть осуществлен только при непосредственном доступе к отходам. Кроме того, деятельность по оформлению соответствующих документов (в связи с возложением обязанности по учету), также относится к деятельности по обращению с опасными отходами. С учетом у предприятия ряда объектов контроля в области обращения с отходами производства и потребления, один работник (ФИО4) не может обеспечить осуществление в полном объеме деятельности по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. К тому же, на ФИО4, имеющую соответствующую квалификацию, подтвержденную свидетельством, возложена конкретная обязанность по организации отправки накопленных отработанных ртутных ламп на демеркуризацию.
Согласно представленному журналу первичного учета образования и движения отходов (ведется в соответствии с Приказом МПР РФ от 01.09.2011 № 721) за 3 квартал 2013 г., октябрь-ноябрь 2013 года на предприятии было образовано в указанных периодах 23 вида отходов. При этом ПНООЛР обществу разрешено образовывать 19 видов отходов производства и потребления. Фактически при осуществлении деятельности на заводе крупнопанельного домостроения образуются отходы, для которых не установлены нормативы проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Это отходы эмульсий и эмульсионных смесей для механической обработки, содержащие масла или нефтепродукты, остатки и огарки стальных сварочных электродов и отходы твердого полистерола, полистерольной пены или пленки.
В соответствии со статьей 11 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Согласно статье 18 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (пункт 3). При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (пункт 5).
Таким образом, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с обращением с отходами, в результате которой образуются отходы, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Природопользователь имеет право на образование строго определенного перечня отходов согласно выданных лимита и проекта НООЛР.
Факт образования ненормированных отходов не оспорен обществом, при этом указано на принятие мер по утверждению нового проекта НООЛР с учетом образования новых отходов в производстве. Новый проект согласован Росприроднадзором только в декабре 2013 года (приказ от 20.12.2013 № 2455).
Довод заявителя об отсутствии его вины в указанном правонарушении, так как им приняты меры к недопущению нарушения, не приняты судом в качестве достаточных для свидетельства принятия всех необходимых мер для предотвращения нарушения закона. После обращения с заявлением об утверждении ПНООЛР 25.04.2013 и возврата 06.06.2013 проекта, как не соответствующего требованиям, установленным приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 (замечания указаны в сопроводительном письме), с проектом повторно общество обратилось лишь 11 ноября 2013 года. До указанного срока, превышение образования отходов, является нарушением экологических требований. Обстоятельств, объективно препятствовавших согласованию проекта в периоде с июля до сентября (начало третьего квартала, в котором установлено нарушение) суду не представлено.
Управлением Ростехнадзора по Челябинской области утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещения. Данным документом утверждены годовые нормативы образования отходов производства.
Из отчета по форме 2-тп (отходы) за 2012 год следует, что в результате хозяйственной деятельности общества в 2012 году образовалось 2066,666 тонн отходов, в том числе: 1 класса опасности - 0,264 тонны, 2 класса опасности – 0,0 тонн, 3 класса опасности – 3.6 тонны, 4 класса опасности -68,2 тонны, 5 класса опасности – 1994,6 тонны. При сравнении с показателями таблицы 2-о установлено, что нормативы были превышены по классу опасности 1 – ртутные лампы, 3 – обтирочный материал загрязненный, и 5 – лом черных металлов. Факт нарушения обществом не оспорен.
При этом указано на пропуск срока привлечения к ответственности за спорное нарушение, так как фактически превышение имело место в периоде года 2012 в месяцах, за пределами годичного срока привлечения к ответственности согласно ст. 4.5 КоАП РФ. Данный довод не принят судом, та как результат превышения образования отходов определяется по итогам года (норматив устанавливается на год). Образование отходов имело место (обратное не доказано обществом) и в декабре 2012, в связи с чем событие нарушения (вне зависимости от его количества в отдельных месяцах) имело место по итогу года. Срок давности привлечения за спорное нарушение истек 31.12.2013 года, то есть привлечение к ответственности 30.12.2013 не нарушает срок давности.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно - эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) установлены требования по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
Согласно статье 11 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
На основании статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что общество осуществляет обращение с отходами в виде накопления и хранения отходов, факт образования которых в результате его производственной деятельности подтвержден материалами дела.
Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Следовательно, общество, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологичесие требования, предусмотренные действующим законодательством.
ООО «Завод крупнопанельного домостроения» осуществляло свою производственную деятельность, нарушая экологические требования действующего природохранного законодательства, в связи с чем правомерно было привлечено к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению экологических требований при обращении с отходами, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии его вины в совершении вмененного ему правонарушения.
Не считает возможным суд к спорному правоотношению применить и правило о малозначительности.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10).
Согласно пункту 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В данном случае по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере охраны окружающей среды, к формальным требованиям публичного права. Поэтому данное административное правонарушение не является малозначительным.
Данных о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению заявителем соответствующих требований, материалы дела не содержат.
Процессуальных нарушений при проведении проверки и привлечении к ответственности, влекущих признание незаконным и отмену постановления по делу об административном правонарушении, административным органом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 167, 168, ч 2 ст. 176, 211 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Управления Росприроднадзора от 30.12.2013 № 486-2013 о привлечении ООО «Завод крупнопанельного домостроения» г. Миасс к административной ответственности по основанию статьи 8.2 КоАП РФ отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Челябинской области.
Судья Л.А. Елькина