ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-13737/12 от 12.10.2012 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

тел. (351)265-78-24, факс (351)266-72-10

E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск Дело № А76-13737/2012

«12» октября 2012 года

Судья Арбитражного суда Челябинской области Л.А. Елькина

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.В. Додиной,

рассматривает в открытом судебном заседании в помещении Арбитражного суда Челябинской области по адресу: <...>, каб. 708

дело по заявлению

ООО «Челябинский областной лесхоз», г. Челябинск

к Главному управлению лесами Челябинской области, г. Челябинск

об отмене Постановления о назначении административного наказания № 257 от 02.05.2012 административного органа – первого заместителя начальника главного управления лесами Челябинской области ФИО1 о привлечении к административной ответственности и о прекращении производство по делу.

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО2 – представитель, действующий на основании доверенности от 12.03.12, личность удостоверяется паспортом.

от заинтересованного лица: ФИО3 – представитель, действующая на основании доверенности от 29.12.2011 № 9333, должность подтверждается удостоверением.

Общество с ограниченной ответственностью «Челябинский областной лесхоз» (далее общество) обратилось с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного Управления лесами от 02.05.2012 N 257 по делу об административном правонарушении, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс).

Спор рассмотрен в присутствии представителей сторон. В судебном заседании объявлялся перерыв до 12.10.2012.

В обоснование заявления общество указало на недоказанность события правонарушения, нарушение порядка привлечения к ответственности (протокол составлен в отсутствии законного представителя, не уведомленного о времени его составления), нарушение срока направления принятого постановления о привлечении к административной ответственности и отсутствие вины предпринимателя в его совершении. Заявителем указано на проведение в спорном периоде плановых работ во исполнение контракта, заключенного с Главным управлением лесами, в результате которых древесина остается в собственности заявителя. Кроме того, протокол составлен в периоде пожароопасного сезона, в связи с которым согласно постановлению губернатора Челябинской области от 17 апреля 2012 на всей территории региона введен особый пожароопасный режим. При указанном режиме действуют Правила пожарной безопасности, которыми запрещено сжигание порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок до окончания пожароопасного сезона (подпункт «в» п.17). Срубленные деревья в случае оставления их на месте рубок (лесосеках) на период пожароопасного периода должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю (п.19).

Управление лесами не согласилось с доводами заявителя, указав на законность своего постановления.

Заслушав доводы представителей сторон, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению в силу нижеследующего:

Как следует из представленных документов, Челябинский областной лесхоз зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц 26.10.2010 за основным государственным номером 1107447013596.

Общество на основании государственного контракта № 05 от 28.02.2012, заключенного с Главным Управлением лесами Челябинской области по итогам открытого аукциона, взяло на себя обязательства по выполнению работ по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на территории ЧОБУ «Шершневское лесничество» Главного Управления лесами Челябинской области. Содержание, сроки и объемы работ, а также требования к выполнению работ определены сторонами в техническом задании (приложение №1), являющимся неотъемлемой частью названного контракта. В данном контракте стороны предусмотрели одновременное заключение договора купли-продажи лесных насаждений (приложение № 2). Договор купли-продажи согласно пункту 1.2 вступает в силу на следующий день после предоставления акта приема выполненных работ по контракту согласно объемам 1 квартала, внесения платы за лесные насаждения в установленные контрактом сроки, подписания акта передачи лесных насаждений. Указанные условия продублированы и в пункте 1.3 контракта.

Общество в договоре является подрядчиком, на которого согласно пункту 3.4.11 контракта возложена обязанность за свой счет при захламлении естественных водостоков рек, ручьев, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других дорожных т гидромелиоративных сооружений, просек, квартальных и других столбов, дорог приводить лесные участки в прежнее состояние.

Договор купли-продажи лесных насаждений на 2012 год (Приложение №2) заключен 28 февраля 2012 года. Согласно договору передача лесных насаждений осуществляется по акту передачи лесных насаждений в соответствии с приложением № 2, после оплаты за лесные насаждения в установленные контрактом сроки и подписания акта выполненных работ по государственному контракту за первый квартал 2012 г. (пункт 3 договора).

Предельный объем рубки стороны предусмотрели в договоре, который составляет 7558куб. м. при осуществлении рубки согласно сводной ведомости лесосек (пункты 5,6 договора). Очистка лесосеки от порубочных остатков производится одновременно с заготовкой способами согласно сводной ведомости лесосек (пункт 11 договора). Общество – покупатель по договору вправе приступить к заготовке древесины после разработки и согласовании карт с продавцом – Управлением лесами технологических.

Срок действия договора купли-продажи установлен сторонами со следующего дня после подписания акта приемки выполненных работ по государственному контракту за первый квартал 2012 года.

ЧОБУ «Шершневское лесничество» провело проверку выполненных работ в первом квартале 2012 года по государственному контракту № 05 от 28.02.2012, в ходе которых были предъявлены замечания по части мероприятий. Обществу предложено (письмо от 30.03.2012 № 299) в срок до 10 апреля устранить выявленные недостатки и в случае не устранения недостатков прибыть в ЧОБУ «Шершневское лесничество» 11 апреля для принятия мер административного воздействия.

Замечания, указанные в приложении к письму касались несвоевременной очистки мест рубок от порубочных остатков, оставления пней с превышением допустимого размера (высоты). Нарушения допущены в процессе рубки ухода за лесом, прочистки, санитарно-оздоровительных мероприятий, уборки захламления и расчистки квартальных просек.

Названное письмо вручено непосредственно работнику общества и направлено по электронной почте.

11 апреля 2012 года был «Шершневским лесничеством» совместно со специалистом Главного Управления лесами произведен осмотр рубок по договору купли-продажи лесных насаждений в кварталах 34 (выдел 16,20), 17 (выдел 39), 36 (выдел 12), 66 (выдел 36). Было установлено наличие поврежденных деревьев, оставленных после рубки в квартале и неполная очистка лесосеки в квартале 34, оставление завалов и срубленных деревьев в кварталах 17 и 36. По указанным фактам составлены акты от 11.04.2012. В тот же день составлен протокол об административном правонарушении № 16 в отсутствие представителя общества. В протоколе указано на событие правонарушения: не произведена очистка мест рубок одновременно с заготовкой; рубка велась в зимний период согласно государственному контракту, не проводится весенняя доочистка мест рубок от порубочных остатков; не произведена укладка порубочных остатков в кучи или валы на соответствующих площадях; при заготовке древесины произведена валка деревьев, сваленные деревья находятся в месте валки. 13.04.2012 протокол вручен законному представителю общества, который определением от 16 апреля 2012 приглашен для рассмотрения материалов административного дела на 02 мая 2012. В установленный срок материалы были рассмотрены первым заместителем начальника Главного Управления лесами, по результату рассмотрения принято постановление о привлечении к ответственности по основанию части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.

Статьей 8.32 Кодекса предусмотрена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, которая налагается на юридических лиц в виде штрафа в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Правовое регулирование спорных правоотношений обеспечивается Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N 417 «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах» (в ред. Постановления от 05.05.2011 № 343 и от 26.01.2012 № 26).

Предметом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.32 Кодекса, является пожарная безопасность в лесах; объектом правонарушения - нарушение правил пожарной безопасности.

Правилами пожарной безопасности предусмотрено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок от порубочных остатков (пункт 16). При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются весенняя доочистка в случае рубки в весеннее время, укладка порубочных остатков в кучи или валы, и завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона (пункт 17 Правил).

Нарушение указанных требований было установлено административным органом при проведенной проверке, что зафиксировано в актах и протоколах об административном правонарушении (описано выше). Обнаружение должностными лицами события правонарушения в контексте ст. 28.1 КоАП РФ является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении считается возбужденным в числе иных обстоятельств, предусмотренных в части 4 ст. 28.1 КоАП РФ с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесении прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

Доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения по делу (часть 1 ст. 26.2 КоАП РФ). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснением лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. При этом в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Физическому лицу, или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. В целях реализации указанных прав правонарушитель должен быть уведомлен о времени и месте составления протокола. При неявке физического лица или представителя юридического лица протокол может быть составлен в их отсутствии, только если они извещены в установленном порядке (ст. 28.2 КоАП РФ). При составлении протокола в отсутствии представителя и его надлежащего извещения протокол не может служить доказательством совершения правонарушения.

Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении составлен в отсутствии представителя ООО «Челябинский областной лесхоз». Письмо ОБУ «Шершневское лесничество» от 30.03.2012, на которое ссылается Управление лесами как на уведомление о составлении протокола, не может быть принято судом в качестве доказательства уведомления. В данном письме указано, что по результатам проверки выполнения работ по заключенному контракту от 28.02.2012 имеются замечания по части мероприятий (указаны в приложении), которые следует устранить в срок до 10 апреля 2012 года. При не устранении следует представителю прибыть в лесничество к 11 часам 11 апреля 2012 для принятия мер административного воздействия. При этом протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом Управления лесами, которое на дату направления письма не могло знать о наличии события правонарушения и соответственно выразить волю на составление протокола об этом правонарушении. Указание на принятие мер административного воздействия не свидетельствует о необходимости явки для составления протокола, тем более, что повод (конкретный факт) для его составления еще отсутствует (только предполагается).

При не надлежащем уведомлении о составлении протокола об административном правонарушении, составленный в отсутствии представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, протокол не может являться доказательством по делу, а привлечение к ответственности на основании такого протокола законным.

При указанных обстоятельствах административным органом не соблюден порядок привлечения к ответственности, поскольку в силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом. В связи с указанным, постановление о привлечении к ответственности не может быть признано законным и подлежит отмене.

Руководствуясь ст.ст. 167 -170, ст. 211 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление Главного Управления лесами Челябинской области от 02.05.2012 № 257 о назначении административного наказания ООО «Челябинский областной лесхоз» г. Челябинск по основанию ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья Л.А. Елькина