ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-13845/18 от 20.12.2018 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ


Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

25 декабря 2018 года                                                       Дело № А76-13845/2018

Резолютивная часть решения объявлена 20 декабря 2018 года.

Решение изготовлено в полном объеме 25 декабря 2018 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Белякович Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степановой О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Агроресурс» о признании предписания отдела государственного надзора по Челябинской области Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии  недействительным,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике,

при участии в судебном заседании представителя  от заинтересованного лица – Подколзиной Т.Г. (доверенность от 22.01.2018),

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Агроресурс» (далее – ООО «Агроресурс», общество)  обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании   предписания отдела государственного надзора по Челябинской области Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее –  Росстандарт)  от 24.04.2018 №07-14/71-28-4  недействительным.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная инспекция труда в Удмуртской Республике.

В представленном отзыве заинтересованным лицом высказаны возражения против доводов заявителя (т.1 л.д.141-143).

Представленные заявителем письменные пояснения содержат доводы о незаконности оспариваемого предписания (т. 2 л.д. 15-17, 62-64).

В судебном заседании в порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ, объявлялись перерывы с18 декабря 2018 года  до 17 часов 30 минут 20 декабря 2018 года, о чем вынесены протокольные определения.

В судебном заседании представитель  заинтересованного лица поддержал доводы  отзыва.

При рассмотрении дела судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.

Как следует из материалов дела, на основании обращения Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике по вопросу нарушения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), технического регламента Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011), технического регламента Таможенного союза «Электромагнитная совместимость технических средств» (ТР ТС 020/2011) повлекшие за собой тяжелый несчастный случай на производстве, произошедший 02.02.2018, проведена внеплановая выездная проверка деятельности ООО «Агроресурс».

В ходе проверки установлено, что ООО «Агроресурс» допустило хранение и реализацию 03.03.2017 тестомесильной машины HYW-(H) не отвечающей требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011), технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), технического регламента Таможенного союза «Электромагнитная совместимость технических средств» (ТР ТС 020/2011):

 - на машине отсутствует наименование изготовителя и (или) его товарный знак, наименование и обозначение низковольтного оборудования (тип, марка, модель (при наличии));

- на машине отсутствует единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы низковольтного оборудования;

- отсутствует в эксплуатационных документах к низковольтному оборудованию информация о мерах, которые следует предпринять при обнаружении неисправности этого оборудования; месяц и год изготовления низковольтного оборудования и (или) информацию о месте нанесения и способе определения года изготовления, а также единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза;

- отсутствуют четкие и нестираемые предупреждающие надписи или знаки о видах опасности; - отсутствуют наименование изготовителя и (или) его товарный знак;

- отсутствуют наименование и (или) обозначение оборудования (тип, марка, модель);

- отсутствуют месяц и год изготовления;

- отсутствует единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза нанесенный любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы;

- отсутствуют месяц и год изготовления;

- в руководстве по эксплуатации отсутствуют месяц и год изготовления машины, не определены меры для предотвращения использования не по назначению оборудования после достижения назначенного ресурса или назначенного срока службы, сведения о декларации о соответствии, единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза, не указано применение соответствующих креплений оборудование для устойчивости в предусматриваемых рабочих условиях, обеспечивая использование без опасности их опрокидывания, падения или неожиданного перемещения, не установлены параметры шума машины и (или) оборудования и параметры неопределенности, отсутствует крышка, с блокированным приводом месильных устройств.

Кроме того, машина разработана и изготовлена без принятия каких-либо дополнительных мер безопасности эксплуатации, в частности: на тестомесильной машине отсутствует крышка, с блокированным приводом месильных устройств; рабочие органы не имеют ограждения с блокировками, обеспечивающими отключение электродвигателей при открывании крышки тестовой камеры, снятии ограждения делительной головки или привода машины; отсутствует блокировка от работы электродвигателя при открывании двери; валы вращения не защищены от случайного соприкосновения с ними; тестомесильная машина не имеет устойчивости (установка осуществляется на колесах, имеется только блокировка одного колеса).

Помимо этого, испытания образцов серийно выпускаемого оборудования проведены в испытательной лаборатории завода-изготовителя «NANTONG WORLDBASE IMP.& EXP.CJ.LTD», которая не включена в единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.

По результатам проведенной проверки был составлен акт проверки от 24.04.2018 №28 (т.1 л.д.17-23).

24.04.2018 заявителю выдано предписание №07-14/71-28-4 о приостановлении действия декларации о соответствии № RU Д-CN/AB72.B02940 (т.1 л.д.13-15).

Считая оспариваемое предписание недействительным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Рассмотрев заявленные требования, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Такое заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).

Судом установлено, что заявителем при обращении в суд в рамках настоящего дела соблюден процессуальный срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ.  

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу приведенных норм права, а также исходя из пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в предмет доказывания по настоящему делу входит установление совокупности следующих юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту, и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Статья 2 указанного Федерального закона определяет понятие технического регламента, в соответствии с которой технический регламент - это документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);

Под безопасностью продукции и связанными с ней процессами производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, согласно статье 2 указанного Закона понимается состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Требования к низковольтному оборудованию в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно его назначения и безопасности установлены Техническим регламентом Таможенного Союза «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 768 (далее – ТР ТС 004/2011).

Согласно статье 4 ТР ТС 004/2011 низковольтное оборудование должно быть разработано и изготовлено таким образом, чтобы при применении его по назначению и выполнении требований к монтажу, эксплуатации (использованию), хранению, перевозке (транспортированию) и техническому обслуживанию это оборудование обеспечивало: необходимый уровень защиты от прямого или косвенного воздействия электрического тока; отсутствие недопустимого риска возникновения повышенных температур, дуговых разрядов или излучений, которые могут привести к появлению опасностей; необходимый уровень защиты от травм вращающимися и неподвижными частями низковольтного оборудования; необходимый уровень защиты от опасностей неэлектрического происхождения, возникающих при применении низковольтного оборудования, в том числе вызванных физическими, химическими или биологическими факторами; необходимый уровень изоляционной защиты; необходимый уровень механической и коммутационной износостойкости; необходимый уровень устойчивости к внешним воздействующим факторам, в том числе немеханического характера, при соответствующих климатических условиях внешней среды; отсутствие недопустимого риска при перегрузках, аварийных режимах и отказах, вызываемых влиянием внешних и внутренних воздействующих факторов; отсутствие недопустимого риска при подключении и (или) монтаже.

Согласно пунктам 1, 3, 4 статьи 5 ТР ТС 004/2011 наименование и (или) обозначение низковольтного оборудования (тип, марка, модель), его основные параметры и характеристики, влияющие на безопасность, наименование и (или) товарный знак изготовителя, наименование страны, где изготовлено низковольтное оборудование, должны быть нанесены на низковольтное оборудование и указаны в прилагаемых к нему эксплуатационных документах. При этом наименование изготовителя и (или) его товарный знак, наименование и обозначение низковольтного оборудования (тип, марка, модель) должны быть также нанесены на упаковку (пункт 1 статьи 5). Маркировка низковольтного оборудования должна быть разборчивой, легко читаемой и нанесена на низковольтное оборудование в доступном для осмотра без разборки с применением инструмента месте (пункт 3 статьи 5).

К низковольтному оборудованию обязательно должны прилагаться эксплуатационные документы на бумажном или электронном носителях, содержащие информацию: о назначении низковольтного оборудования; характеристиках и параметрах; правилах и условиях безопасной эксплуатации (использования); правилах и условиях монтажа, хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации (при необходимости - установление требований к ним); информацию о мерах, которые следует предпринять при обнаружении неисправности этого оборудования; наименовании и местонахождении изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними; месяце и годе изготовления низковольтного оборудования и (или) информацию о месте нанесения и способе определения года изготовления (пункты 4, 5 статьи 5 ТР ТС 004/2011).

Согласно пунктам 1, 2 статьи 7 Технического регламента Таможенного Союза «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 768 перед выпуском в обращение на рынке низковольтное оборудование должно пройти подтверждение соответствия требованиям безопасности настоящего технического регламента Таможенного союза. Подтверждение соответствия низковольтного оборудования осуществляется по схемам в соответствии с Положением о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Таможенного союза, утвержденным Комиссией Таможенного союза (пункт 1 статьи 7).

Обязательные для применения и исполнения требования к машинам и (или) оборудованию при разработке (проектировании), изготовлении, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, транспортировании, реализации и утилизации, обеспечения свободного перемещения машин и (или) оборудования, выпускаемого в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза установлены Техническим регламентом Таможенного Союза «О безопасности машин и оборудования», принятым Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 823 (далее – ТР ТС 010/2011).

Согласно пунктам 1, 2 статьи 1 ТР ТС 010/2011 технический регламент распространяется на машины и (или) оборудование, выпускаемое в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза. Технический регламент устанавливает минимально необходимые требования к безопасности машин и (или) оборудования при разработке (проектировании), изготовлении, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, транспортировании, реализации и утилизации в целях защиты жизни или здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.

Статьей 5 ТР ТС 010/2011 предусмотрено, что изготовитель машины и (или) оборудования должен обеспечивать машины и (или) оборудование руководством (инструкцией) по эксплуатации.

Машина и (или) оборудование должны иметь четкие и нестираемые предупреждающие надписи или знаки о видах опасности.

Машина и (или) оборудование должны иметь хорошо различимую четкую и нестираемую идентификационную надпись, содержащую: наименование изготовителя и (или) его товарный знак; наименование и (или) обозначение машины и (или) оборудования (тип, марка, модель (при наличии)); месяц и год изготовления.

Сведения, указанные в пункте 8 статьи, должны содержаться в руководстве (инструкции) по эксплуатации. Кроме того, руководство (инструкция) по эксплуатации должно содержать наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними.

Согласно статье 8 ТР ТС 010/2011 подтверждение соответствия машин и (или) оборудования требованиям настоящего технического регламента осуществляется в форме: сертификации аккредитованным органом по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) (далее - орган по сертификации), включенным в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза; декларирования соответствия на основании собственных доказательств и (или) полученных с участием органа по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории (центра), включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза (далее - аккредитованная испытательная лаборатория (центр)).

Декларация о соответствии или сертификат соответствия является единственным документом, подтверждающим соответствие машины и (или) оборудования требованиям настоящего технического регламента.

Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 12 ТР ТС 010/2011 машины и (или) оборудование, соответствующие требованиям безопасности настоящего технического регламента и прошедшие процедуру подтверждения соответствия согласно статье 8 настоящего технического регламента, должны иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза осуществляется перед выпуском машин и (или) оборудования в обращение на рынке.

Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза наносится на каждую единицу машин и (или) оборудования любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы машины и (или) оборудования.

Приложением № 1 ТР ТС 010/2011 установлено также, что системы управления машиной и (или) оборудованием должны обеспечивать безопасность их эксплуатации на всех предусмотренных режимах работы и при всех внешних воздействиях, предусмотренных условиями эксплуатации. Системы управления должны исключать создание опасных ситуаций при возможных логических ошибках и из-за нарушения персоналом управляющих действий. В зависимости от сложности управления и контроля режима работы машин и (или) оборудования системы управления должны включать средства автоматического регулирования режимов работы или средства автоматической остановки, если нарушение режима работы может явиться причиной создания опасной ситуации.

Техническим регламентом также предусмотрено, что изготовитель обязан предусмотреть комплекс мер, препятствующих возникновению чрезвычайных ситуаций при эксплуатации машины, обеспечивающих защиту от травм при контакте или непосредственной близости с частями машины и (или) оборудования либо использовании в работе веществ, которые имеют высокую или низкую температуру, в частности оборудование машины средствами отключения электроэнергии, обеспечение защитными и предохранительными устройствами движущихся частей машины, надежные крепления машины и ее составных частей.

В случае если несмотря на принятые меры имеется опасность, машина и (или) оборудование должны снабжаться предупредительными надписями (знаками), которые должны быть понятны и составлены на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) - члена(ов) Таможенного союза.

Единые обязательные требования по электромагнитной совместимости технических средств, обеспечению свободного перемещения технических средств, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза предусмотрены Техническим регламентом Таможенного союза «Электромагнитная совместимость технических средств», утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 879 (далее – ТР ТС 020/2011).

Согласно пункту 4 статьи 5 ТР ТС 020/2011 эксплуатационные документы к техническому средству должны содержать: информацию, перечисленную в пункте 1 настоящей статьи; информацию о назначении технического средства; характеристики и параметры; правила и условия монтажа технического средства, его подключения к электрической сети и другим техническим средствам, пуска, регулирования и введения в эксплуатацию, если выполнение указанных правил и условий является необходимым для обеспечения соответствия технического средства требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза; сведения об ограничениях в использовании технического средства с учетом его предназначения для работы в жилых, коммерческих и производственных зонах; правила и условия безопасной эксплуатации (использования); правила и условия хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации (при необходимости - установление требований к ним); информацию о мерах, которые следует предпринять при обнаружении неисправности технического средства; наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними; месяц и год изготовления технического средства и (или) информацию о месте нанесения и способе определения года изготовления.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки Росстандартом установлено, что проверенная тестомесильная машина серии HYW-(H) не соответствует вышеуказанным требованиям ТР ТС 004/2011, ТР ТС 020/2011 и ТР ТС 010/2011:  на машине отсутствует наименование изготовителя и (или) его товарный знак, наименование и обозначение низковольтного оборудования (тип, марка, модель (при наличии)); на машине отсутствует единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы низковольтного оборудования; отсутствует в эксплуатационных документах к низковольтному оборудованию информация о мерах, которые следует предпринять при обнаружении неисправности этого оборудования; месяц и год изготовления низковольтного оборудования и (или) информацию о месте нанесения и способе определения года изготовления, а также единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; отсутствуют четкие и нестираемые предупреждающие надписи или знаки о видах опасности; отсутствуют наименование изготовителя и (или) его товарный знак; отсутствуют наименование и (или) обозначение оборудования (тип, марка, модель); отсутствуют месяц и год изготовления;  отсутствует единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза нанесенный любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы; отсутствуют месяц и год изготовления; в руководстве по эксплуатации отсутствуют месяц и год изготовления машины, не определены меры для предотвращения использования не по назначению оборудования после достижения назначенного ресурса или назначенного срока службы, сведения о декларации о соответствии, единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, не указано применение соответствующих креплений оборудование для устойчивости в предусматриваемых рабочих условиях, обеспечивая использование без опасности их опрокидывания, падения или неожиданного перемещения, не установлены параметры шума машины и (или) оборудования и параметры неопределенности, отсутствует крышка, с блокированным приводом месильных устройств.

Кроме того, машина разработана и изготовлена без принятия каких-либо дополнительных мер безопасности эксплуатации, в частности: на тестомесильной машине отсутствует крышка, с блокированным приводом месильных устройств; рабочие органы не имеют ограждения с блокировками, обеспечивающими отключение электродвигателей при открывании крышки тестовой камеры, снятии ограждения делительной головки или привода машины; отсутствует блокировка от работы электродвигателя при открывании двери; валы вращения не защищены от случайного соприкосновения с ними; тестомесильная машина не имеет устойчивости (установка осуществляется на колесах, имеется только блокировка одного колеса).

Помимо этого, испытания образцов серийно выпускаемого оборудования проведены в испытательной лаборатории завода-изготовителя «NANTONG WORLDBASE IMP.& EXP.CJ.LTD», которая не включена в единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.

Факт того, что именно заявителем осуществлен ввоз и реализация тестомесильной машины на территорию Российской Федерации, подтвержден материалами дела, а также установлен судами в рамках дела № А7615734/2018.

Доказательств соблюдения требований вышеуказанных технических регламентов при производстве и реализации спорного оборудования в материалы дела не представлено. Факт того, что при эксплуатации тестомесильной машины возникла чрезвычайная ситуация, повлекшая за собой причинение тяжкого вреда здоровью человека, подтвержден материалами проверки Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике.

Доводы  заявителя о том, что заинтересованным лицом не представлено доказательств ненадлежащего состояния машины при ее реализации, подлежит отклонению ввиду следующего.

Суд полагает, что выявленные в ходе проверки нарушения такие как, отсутствие обязательных маркировок и обозначений (которые должны быть нестираемыми и не удаляемыми), отсутствие необходимых и обязательных сведений в содержании инструкции по эксплуатации машины, ненадлежащие конструктивные характеристики машины в части дополнительных мер безопасности ее эксплуатации, таких как отсутствие крышки с блокированным приводом месильных устройств, отсутствие блокировки от электродвигателя при открывании двери, незащищенность валов вращения от случайного соприкосновения с ними, имели место с момента ввоза спорной машины на территорию Российской Федерации и заявитель, как импортер, располагал сведениями о несоответствии данного товара Техническим регламентам Таможенного союза.

Из содержания ТР ТС 020/2011 следует, что дополнительные меры безопасности эксплуатации должны предприниматься и закладываться в конструкцию оборудования при его изготовлении.

Из паспорта оборудования не усматривается, что защитные механизмы имеются в составе конструкции машины и предусмотрены изготовителем. В материалах дела отсутствуют какие-либо подтверждения того, что в конструкцию машины вносились или могли быть внесены изменения, повлекшие за собой последующее выявление вышеуказанных нарушений Росстандартом.

Кроме того, отсутствие нестираемых маркировок и обозначений, а также обязательных сведений в инструкции по эксплуатации в любом случае не могут быть вменены в вину последующим собственникам тестомесильной машины. Суд также отмечает то, что заявителем не представлено доказательств того, что испытания спорной машины произведены аккредитованной организацией, включенной в единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.

Таким образом, приобретая товар у производителя, заявитель обязан был предусмотреть, что испытания, проведенные изготовителем, осуществлялись в лаборатории, которая не включена в единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, следовательно, такие испытания надлежащими и соответствующими Техническому регламенту являться не будут.

Факт допущенных обществом нарушений установлен также судами в рамках дела №А76-15734/2018.

В соответствии с абзацем 6 статьи 2 Закона о техническом регулировании декларация о соответствии это документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Положениями пункта 1 статьи 34 Закона о техническом регулировании закреплено право органов государственного контроля (надзора) выдавать предписания о приостановлении или прекращении действия декларации соответствия продукции, что согласно пункту 2 статьи 28 названного Закона влечет обязанность лица, которому выдана декларация, приостановить или прекратить реализацию продукции.

На основании пунктов 1 и 3 статьи 39 Закона о техническом регулировании в случае, если орган государственного контроля (надзора) обладает достоверной информацией о несоответствии продукции требованиям технических регламентов, и необходимо принятие незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции либо угрозы причинения такого вреда, орган государственного контроля (надзора) вправе выдать предписание о приостановке реализации продукции.

Таким образом, установленная законом мера в виде приостановления действия декларации соответствия в связи с нарушением требований технических регламентов носит ускоренный защитный и обеспечительный характер – она применяется органами государственного контроля (надзора) при наличии достоверных сведений (документов), подтверждающих несоответствие продукции нормативным требованиям, и в случаях, когда промедление в принятии данной меры способно повлечь причинение вреда жизни или здоровью граждан.

Данный подход согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 31.01.2018 по делу № 302-КГ17-13396.

Вместе с тем суд отмечает, что внеплановая выездная проверка поведена по вопросу несоответствия тестомесильной машины серии HYW-(Н) требованиях технических регламентов; по результатам данной проверки обществу выдано оспариваемое предписание о приостановлении действия декларации о соответствии.

В свою очередь,  декларация  о соответствии (регистрационный номер ТС № RU Д-CN.АВ72.В.02940) распространяется на оборудование технологическое для торговли, общественного питания и пищеблоков: машины хлебонарезные модели HY; мясорубки моделей HY, TC, CS, JQR, QR; миксеры вертикальные многофункциональные модели В.

Учитывая, что предметом проверки являлась только тестомесильная машина серии HYW-(Н), а другая продукция, в отношении которой выдана декларация о соответствии, не проверялась на соответствие требованиям технических регламентов, суд полагает, что у Росстандарта отсутствовали правовые основания для вынесения предписания о приостановлении действия декларации о соответствии в отношении иной продукции, за исключением тестомесильной машины серии HYW-(H).

На основании изложенного заявленные обществом требования подлежат удовлетворению в части признания недействительным предписания от 24.04.2018 №07-14/71-28-4 в части приостановления действия декларации в отношении продукции за исключением тестомесильной машины серии HYW-(H).

Правовых оснований для удовлетворения требований  в остальной части (признание недействительным предписания о приостановлении действия декларации в отношении тестомесильной машины серии HYW-(H)) суд не усматривает, поскольку факт нарушения требований технических регламентов установлен.

В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В силу пункта 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина организациями уплачивается в размере 3000 рублей.

Главой 24 АПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, поэтому вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом по правилам главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отношении сторон по делам искового производства.

Вместе с тем, исходя из неимущественного характера требований, к данной категории дел не могут применяться положения пункта 1 статьи 110 АПК РФ, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований.

В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.

Таким образом, признав оспариваемое предписание  недействительным в части с заинтересованного лица подлежит взысканию в пользу общества 3 000 рублей в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины  платежным поручением № 487774 от 28.04.2018.

Руководствуясь статьями 110, 176, 200, 201 АПК РФ, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать недействительным предписание отдела государственного надзора по Челябинской области Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.04.2018 № 07-14/71-28-4 о приостановлении действия декларации о соответствии в части продукции за исключением тестомесильной машины серии HYW-(H). 

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в пользу общества с ограниченной ответственностью «Агроресурс» 3 000 (Три тысячи) рублей в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                   Е.В. Белякович