ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-13848/18 от 05.03.2019 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

13 марта 2019 года                                                Дело № А76-13848/2018

Резолютивная часть решения объявлена 05 марта  2019 года

Решение в полном объеме изготовлено  13 марта 2019 года

Судья Арбитражного суда Челябинской области Мрез И.В.,  при ведении протокола судебного секретарем судебного заседания Бердюгиной Я.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Арбитражного суда Челябинской области, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Воровского, 2, каб. 416,  дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Агроресурс»  к Отделу государственного надзора по Челябинской области Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственной инспекции труда в Удмуртской Республики

о признании предписания недействительным,

при участии в заседании:

от заявителя: не явился, извещен;

от заинтересованного лица: Колтышевой Н.А. – доверенность от 10.03.2017; Подколзиной Т.Г., - доверенности от 22.01.2019;

от третьего лица: не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью  «Агроресурс» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к отделу государственного надзора по Челябинской области Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее – заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 24.04.2018 года № 07-14/71-28-2.

Судом к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная инспекция труда в Удмуртской Республики.

Представители заявителя, третьего лица не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, о чем в материалах дела имеются соответствующие доказательства.

С учетом изложенного, суд рассмотрел дело в отсутствие представителей заявителя, третьего лица, в порядке статьи 156 АПК РФ.

Представитель заявителя в обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки административным органом у ООО «Агроресурс» не было запрошено ни одного документа, касающегося технического состояния тестомесильной машины на момент ее реализации и подтверждающего соответствие спорного товара требованиям технических регламентов. Проверка была проведена с нарушениями требований Положения об Уральском межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласился, представил отзыв.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующие обстоятельства

Отделом государственного надзора по Челябинской области Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в отношении ООО «Агороресурс» на основании приказа от 16.04.2018 № 07-14/71-28 проведена внеплановая выездная проверка на основании обращения Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике по вопросу нарушения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), технического регламента Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011), технического регламента Таможенного союза «Электромагнитная совместимость технических средств» (ТР ТС 020/2011) повлекшие за собой тяжелый несчастный случай на производстве, произошедший 02.02.2018.

По итогам проведенной проверки 24.04.2018 составлен акт проверки № 28 и установлено, что ООО «Агроресурс» допустило хранение и реализацию 03.03.2017 тестомесильной машины HYW-(H) не отвечающей требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011), технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), технического регламента Таможенного союза «Электромагнитная совместимость технических средств» (ТР ТС 020/2011).

В ходе проверки установлены следующие нарушения.

Тестомесильная машина серии HYW-(H) не соответствует требованиям:

1)пунктов 1, 4 статьи 5, пункта 3 статьи 8 ТР ТС 004/2011

на низковольтном оборудовании не нанесено:

- наименование   изготовителя   и   (или)   его   товарный   знак,   наименование   и   обозначение низковольтного оборудования (тип, марка, модель (при наличии));

- единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза любым способом,   обеспечивающим   четкое   и   ясное   изображение в течение всего срока службынизковольтного оборудования;

эксплуатационные документы к низковольтному оборудованию не содержат:

информацию о мерах, которые следует предпринять при обнаружении неисправности этого оборудования; месяц и год изготовления низковольтного оборудования и (или) информацию о месте нанесения и способе определения года изготовления, а также единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

2) пунктов 7, 8, 19 статьи 5, пунктов 2, 8 статьи 8, пункта 3 статьи 12, пунктов 7, 13, 18-20, 27, 33, 36, 38-45, 53 приложения № 1 к ТР ТС 010/2011 на оборудовании отсутствуют:

- четкие и нестираемые предупреждающие надписи или знаки о видах опасности;

- наименование изготовителя и (или) его товарный знак;

- наименование и (или) обозначение оборудования (тип, марка, модель);

- месяц и год изготовления;       

- единый знак обращения продукции на рынке государств - членов таможенного союза нанесенный любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы;

- месяц и год изготовления;

В руководстве (инструкции) по эксплуатации:

- не указаны месяц и год изготовления;

- не определены меры для предотвращения использования не по назначению оборудования после достижения назначенного ресурса или назначенного срока службы;

- сведения о декларации о соответствии не указаны;

- единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза не нанесен;

- не указано применение соответствующих креплений оборудование для   устойчивости в предусматриваемых рабочих условиях, обеспечивая использование без опасности их опрокидывания, падения или неожиданного перемещения;

- не установлены параметры шума машины и (или) оборудования и параметры неопределенности; крышка, с блокированным приводом месильных устройств.

декларирование о соответствии проведено с нарушением:

испытания образцов серийно выпускаемого  оборудования  проведены  в испытательной лаборатории завода-изготовителя «NANTONG WORLDBASE IMP.& EXP.CJ.LTD», данная  испытательная лаборатория не включена в единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза;

Оборудование разработано и изготовлено с нарушением требований пунктов 7, 13, 18-20, 27,33, 36, 38-25, Приложение № 1 к ТР ТС 010/2011:

- на тестомесильной  машине  отсутствует  крышка, с блокированным  приводом  месильных устройств;

- рабочие органы не имеют ограждения с блокировками,   обеспечивающими   отключение электродвигатели при открывании крышки тестовой камеры, снятии ограждения делительной головки или привода машины;

- отсутствует блокировка от работы электродвигателя при открывании двери;

- валы вращения не защищены от случайного соприкосновения с ними;

- тестомес не имеет  устойчивости (установка  осуществляется   на  колесах,   имеется только блокировка одного колеса).

3)  пунктов 1, 4 статьи 5, пункта 3 статьи 8 ТР ТС 020/2011 на техническом средстве не указано:

- наименование изготовителя и (или) его товарный знак, наименование и обозначение технического средства (тип, марка, модель - при наличии);

- единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза любым способом,   обеспечивающим   четкое   и   ясное   изображение   в   течение   всего   срока   службы технического средства. эксплуатационные документы к техническому средству не содержат:

сведения об ограничениях в использовании технического средства с учетом его предназначения для работы в жилых, коммерческих и производственных зонах;

- информацию о мерах, которые следует предпринять при    обнаружении неисправности технического средства;

- месяц и год изготовления технического средства и (или) информацию о месте нанесения и способе определения года изготовлении;

- единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

На основании данного акта Отделом государственного надзора по Челябинской области Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ООО «Агроресурс» выдано предписание от 24.04.2018 № 07/14/71-28-2, в котором обществу на основании пункта 3 статьи 39 Федерального закона «О техническом регулировании» в связи с необходимостью принятия незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции либо угрозой причинения такого вреда с 24.04.2018 предписано приостановить реализацию этой продукции до устранения выявленных нарушений.

Полагая, что предписание от 24.04.2018 № 07/14/71-28-2не соответствуют требованиям законодательства и нарушают его права и законные интересы, ООО «Агроресурс» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что 03.05.2018 ООО «Агроресурс» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании   предписания отдела государственного надзора по Челябинской области Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.04.2018 №07-14/71-28-4  недействительным.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 25.12.2018 по делу № А76-13845/2018 требования удовлетворены частично, признано недействительным предписание отдела государственного надзора по Челябинской области Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.04.2018 № 07-14/71-28-4 о приостановлении действия декларации о соответствии в части продукции за исключением тестомесильной машины серии HYW-(H), в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Указанное решение по делу № А76-13845/2018 не вступило в законную силу.

Так же при рассмотрении настоящего дела судом установлено, что 18.05.2018 ООО «Агроресурс» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Отделу государственного надзора по Челябинской области Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии о признании недействительным постановления №18 от 10.05.2018 о привлечении к административной ответственности за нарушение ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 17.07.2018 по делу № А76-15734/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2018 по делу № А76-15734/2018 решением Арбитражного суда Челябинской области от 17.07.2018 оставлено без изменения.

Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 29.01.2019 решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.07.2018 по делу № А76-15734/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2018 оставлены без изменения.

При рассмотрении дела № А76-15734/2018 Арбитражным судом Челябинской области установлено, что проверенная тестомесильная машина серии HYW-(H) не соответствует вышеуказанным требованиям ТР ТС 004/2011, ТР ТС 020/2011 и ТР ТС 010/2011:

 - на машине отсутствует наименование изготовителя и (или) его товарный знак, наименование и обозначение низковольтного оборудования (тип, марка, модель (при наличии));

- на машине отсутствует единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы низковольтного оборудования;

- отсутствует в эксплуатационных документах к низковольтному оборудованию информация о мерах, которые следует предпринять при обнаружении неисправности этого оборудования; месяц и год изготовления низковольтного оборудования и (или) информацию о месте нанесения и способе определения года изготовления, а также единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза;

- отсутствуют четкие и нестираемые предупреждающие надписи или знаки о видах опасности; - отсутствуют наименование изготовителя и (или) его товарный знак; - отсутствуют наименование и (или) обозначение оборудования (тип, марка, модель);

 - отсутствуют месяц и год изготовления; - отсутствует единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза нанесенный любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы; - отсутствуют месяц и год изготовления;

- в руководстве по эксплуатации отсутствуют месяц и год изготовления машины, не определены меры для предотвращения использования не по назначению оборудования после достижения назначенного ресурса или назначенного срока службы, сведения о декларации о соответствии, единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза, не указано применение соответствующих креплений оборудование для устойчивости в предусматриваемых рабочих условиях, обеспечивая использование без опасности их опрокидывания, падения или неожиданного перемещения, не установлены параметры шума машины и (или) оборудования и параметры неопределенности, отсутствует крышка, с блокированным приводом месильных устройств.

Кроме того, машина разработана и изготовлена без принятия каких-либо дополнительных мер безопасности эксплуатации, в частности: на тестомесильной машине отсутствует крышка, с блокированным приводом месильных устройств; рабочие органы не имеют ограждения с блокировками, обеспечивающими отключение электродвигателей при открывании крышки тестовой камеры, снятии ограждения делительной головки или привода машины; отсутствует блокировка от работы электродвигателя при открывании двери; валы вращения не защищены от случайного соприкосновения с ними; тестомесильная машина не имеет устойчивости (установка осуществляется на колесах, имеется только блокировка одного колеса).

Помимо этого, испытания образцов серийно выпускаемого оборудования проведены в испытательной лаборатории завода-изготовителя «NANTONG WORLDBASE IMP.& EXP.CJ.LTD», которая не включена в единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.

Также при рассмотрении дела № А76-15734/2018 судом установлено, что заявителем осуществлен ввоз и реализация тестомесильной машины на территорию Российской Федерации, а именно Декларацией о соответствии от 14.05.2015, дилерским договором № АРД0000839 от 10.01.2017, спецификацией к дилерскому договору на партию товара по счету № 3507 от 30.03.2017, паспортом тестомесильной машины, в котором в качестве импортера указано ООО «Агроресурс». Заявитель, как лицо, осуществляющее импорт указанного оборудования на территорию Российской Федерации и его последующую перепродажу является субъектом вменяемого правонарушения. Факт того, что при эксплуатации тестомесильной машины возникла чрезвычайная ситуация, повлекшая за собой причинение тяжкого вреда здоровью человека, подтвержден материалами проверки Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике. Таким образом, материалами административного дела доказан факт наличия в действиях ООО «Агроресурс» события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.

В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статей 13 ГК РФ установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В силу п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия),  а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).

Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Статья 2 указанного Федерального закона определяет понятие технического регламента, в соответствии с которой технический регламент - это документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);

Под безопасностью продукции и связанными с ней процессами производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, согласно статье 2 указанного Закона понимается состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Требования к низковольтному оборудованию в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно его назначения и безопасности установлены Техническим регламентом Таможенного Союза «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 768 (далее – ТР ТС 004/2011).

Согласно статье 4 ТР ТС 004/2011 низковольтное оборудование должно быть разработано и изготовлено таким образом, чтобы при применении его по назначению и выполнении требований к монтажу, эксплуатации (использованию), хранению, перевозке (транспортированию) и техническому обслуживанию это оборудование обеспечивало: необходимый уровень защиты от прямого или косвенного воздействия электрического тока; отсутствие недопустимого риска возникновения повышенных температур, дуговых разрядов или излучений, которые могут привести к появлению опасностей; необходимый уровень защиты от травм вращающимися и неподвижными частями низковольтного оборудования; необходимый уровень защиты от опасностей неэлектрического происхождения, возникающих при применении низковольтного оборудования, в том числе вызванных физическими, химическими или биологическими факторами; необходимый уровень изоляционной защиты; необходимый уровень механической и коммутационной износостойкости; необходимый уровень устойчивости к внешним воздействующим факторам, в том числе немеханического характера, при соответствующих климатических условиях внешней среды; отсутствие недопустимого риска при перегрузках, аварийных режимах и отказах, вызываемых влиянием внешних и внутренних воздействующих факторов; отсутствие недопустимого риска при подключении и (или) монтаже.

Согласно пунктам 1, 3, 4 статьи 5 ТР ТС 004/2011 наименование и (или) обозначение низковольтного оборудования (тип, марка, модель), его основные параметры и характеристики, влияющие на безопасность, наименование и (или) товарный знак изготовителя, наименование страны, где изготовлено низковольтное оборудование, должны быть нанесены на низковольтное оборудование и указаны в прилагаемых к нему эксплуатационных документах. При этом наименование изготовителя и (или) его товарный знак, наименование и обозначение низковольтного оборудования (тип, марка, модель) должны быть также нанесены на упаковку (пункт 1 статьи 5). Маркировка низковольтного оборудования должна быть разборчивой, легко читаемой и нанесена на низковольтное оборудование в доступном для осмотра без разборки с применением инструмента месте (пункт 3 статьи 5).

К низковольтному оборудованию обязательно должны прилагаться эксплуатационные документы на бумажном или электронном носителях, содержащие информацию: о назначении низковольтного оборудования; характеристиках и параметрах; правилах и условиях безопасной эксплуатации (использования); правилах и условиях монтажа, хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации (при необходимости - установление требований к ним); информацию о мерах, которые следует предпринять при обнаружении неисправности этого оборудования; наименовании и местонахождении изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними; месяце и годе изготовления низковольтного оборудования и (или) информацию о месте нанесения и способе определения года изготовления (пункты 4, 5 статьи 5 ТР ТС 004/2011).

Согласно пунктам 1, 2 статьи 7 Технического регламента Таможенного Союза «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 768 перед выпуском в обращение на рынке низковольтное оборудование должно пройти подтверждение соответствия требованиям безопасности настоящего технического регламента Таможенного союза. Подтверждение соответствия низковольтного оборудования осуществляется по схемам в соответствии с Положением о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Таможенного союза, утвержденным Комиссией Таможенного союза (пункт 1 статьи 7).

Обязательные для применения и исполнения требования к машинам и (или) оборудованию при разработке (проектировании), изготовлении, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, транспортировании, реализации и утилизации, обеспечения свободного перемещения машин и (или) оборудования, выпускаемого в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза установлены Техническим регламентом Таможенного Союза «О безопасности машин и оборудования», принятым Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 823 (далее – ТР ТС 010/2011).

Согласно пунктам 1, 2 статьи 1 ТР ТС 010/2011 технический регламент распространяется на машины и (или) оборудование, выпускаемое в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза. Технический регламент устанавливает минимально необходимые требования к безопасности машин и (или) оборудования при разработке (проектировании), изготовлении, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, транспортировании, реализации и утилизации в целях защиты жизни или здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.

Статьей 5 ТР ТС 010/2011 предусмотрено, что изготовитель машины и (или) оборудования должен обеспечивать машины и (или) оборудование руководством (инструкцией) по эксплуатации.

Машина и (или) оборудование должны иметь четкие и нестираемые предупреждающие надписи или знаки о видах опасности.

Машина и (или) оборудование должны иметь хорошо различимую четкую и нестираемую идентификационную надпись, содержащую: наименование изготовителя и (или) его товарный знак; наименование и (или) обозначение машины и (или) оборудования (тип, марка, модель (при наличии)); месяц и год изготовления.

Сведения, указанные в пункте 8 статьи, должны содержаться в руководстве (инструкции) по эксплуатации. Кроме того, руководство (инструкция) по эксплуатации должно содержать наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними.

Согласно статье 8 ТР ТС 010/2011 подтверждение соответствия машин и (или) оборудования требованиям настоящего технического регламента осуществляется в форме: сертификации аккредитованным органом по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) (далее - орган по сертификации), включенным в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза; декларирования соответствия на основании собственных доказательств и (или) полученных с участием органа по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории (центра), включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза (далее - аккредитованная испытательная лаборатория (центр)).

Декларация о соответствии или сертификат соответствия является единственным документом, подтверждающим соответствие машины и (или) оборудования требованиям настоящего технического регламента.

Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 12 ТР ТС 010/2011 машины и (или) оборудование, соответствующие требованиям безопасности настоящего технического регламента и прошедшие процедуру подтверждения соответствия согласно статье 8 настоящего технического регламента, должны иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза осуществляется перед выпуском машин и (или) оборудования в обращение на рынке.

Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза наносится на каждую единицу машин и (или) оборудования любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы машины и (или) оборудования.

Приложением № 1 ТР ТС 010/2011 установлено также, что системы управления машиной и (или) оборудованием должны обеспечивать безопасность их эксплуатации на всех предусмотренных режимах работы и при всех внешних воздействиях, предусмотренных условиями эксплуатации. Системы управления должны исключать создание опасных ситуаций при возможных логических ошибках и из-за нарушения персоналом управляющих действий. В зависимости от сложности управления и контроля режима работы машин и (или) оборудования системы управления должны включать средства автоматического регулирования режимов работы или средства автоматической остановки, если нарушение режима работы может явиться причиной создания опасной ситуации.

Техническим регламентом также предусмотрено, что изготовитель обязан предусмотреть комплекс мер, препятствующих возникновению чрезвычайных ситуаций при эксплуатации машины, обеспечивающих защиту от травм при контакте или непосредственной близости с частями машины и (или) оборудования либо использовании в работе веществ, которые имеют высокую или низкую температуру, в частности оборудование машины средствами отключения электроэнергии, обеспечение защитными и предохранительными устройствами движущихся частей машины, надежные крепления машины и ее составных частей.

В случае если несмотря на принятые меры имеется опасность, машина и (или) оборудование должны снабжаться предупредительными надписями (знаками), которые должны быть понятны и составлены на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) - члена(ов) Таможенного союза.

Единые обязательные требования по электромагнитной совместимости технических средств, обеспечению свободного перемещения технических средств, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза предусмотрены Техническим регламентом Таможенного союза «Электромагнитная совместимость технических средств», утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 879 (далее – ТР ТС 020/2011).

Согласно пункту 4 статьи 5 ТР ТС 020/2011 эксплуатационные документы к техническому средству должны содержать: информацию, перечисленную в пункте 1 настоящей статьи; информацию о назначении технического средства; характеристики и параметры; правила и условия монтажа технического средства, его подключения к электрической сети и другим техническим средствам, пуска, регулирования и введения в эксплуатацию, если выполнение указанных правил и условий является необходимым для обеспечения соответствия технического средства требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза; сведения об ограничениях в использовании технического средства с учетом его предназначения для работы в жилых, коммерческих и производственных зонах; правила и условия безопасной эксплуатации (использования); правила и условия хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации (при необходимости - установление требований к ним); информацию о мерах, которые следует предпринять при обнаружении неисправности технического средства; наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними; месяц и год изготовления технического средства и (или) информацию о месте нанесения и способе определения года изготовления.

В ходе проверки Росстандартом установлено, что проверенная тестомесильная машина серии HYW-(H) не соответствует вышеуказанным требованиям ТР ТС 004/2011, ТР ТС 020/2011 и ТР ТС 010/2011:  на машине отсутствует наименование изготовителя и (или) его товарный знак, наименование и обозначение низковольтного оборудования (тип, марка, модель (при наличии)); на машине отсутствует единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы низковольтного оборудования; отсутствует в эксплуатационных документах к низковольтному оборудованию информация о мерах, которые следует предпринять при обнаружении неисправности этого оборудования; месяц и год изготовления низковольтного оборудования и (или) информацию о месте нанесения и способе определения года изготовления, а также единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; отсутствуют четкие и нестираемые предупреждающие надписи или знаки о видах опасности; отсутствуют наименование изготовителя и (или) его товарный знак; отсутствуют наименование и (или) обозначение оборудования (тип, марка, модель); отсутствуют месяц и год изготовления;  отсутствует единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза нанесенный любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы; отсутствуют месяц и год изготовления; в руководстве по эксплуатации отсутствуют месяц и год изготовления машины, не определены меры для предотвращения использования не по назначению оборудования после достижения назначенного ресурса или назначенного срока службы, сведения о декларации о соответствии, единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, не указано применение соответствующих креплений оборудование для устойчивости в предусматриваемых рабочих условиях, обеспечивая использование без опасности их опрокидывания, падения или неожиданного перемещения, не установлены параметры шума машины и (или) оборудования и параметры неопределенности, отсутствует крышка, с блокированным приводом месильных устройств.

Кроме того, машина разработана и изготовлена без принятия каких-либо дополнительных мер безопасности эксплуатации, в частности: на тестомесильной машине отсутствует крышка, с блокированным приводом месильных устройств; рабочие органы не имеют ограждения с блокировками, обеспечивающими отключение электродвигателей при открывании крышки тестовой камеры, снятии ограждения делительной головки или привода машины; отсутствует блокировка от работы электродвигателя при открывании двери; валы вращения не защищены от случайного соприкосновения с ними; тестомесильная машина не имеет устойчивости (установка осуществляется на колесах, имеется только блокировка одного колеса).

Помимо этого, испытания образцов серийно выпускаемого оборудования проведены в испытательной лаборатории завода-изготовителя «NANTONG WORLDBASE IMP.& EXP.CJ.LTD», которая не включена в единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.

Факт того, что именно заявителем осуществлен ввоз и реализация тестомесильной машины на территорию Российской Федерации, подтвержден материалами дела, а также установлен судами в рамках дела № А76-15734/2018.

Доказательств соблюдения требований вышеуказанных технических регламентов при производстве и реализации спорного оборудования в материалы дела не представлено.

Факт того, что при эксплуатации тестомесильной машины возникла чрезвычайная ситуация, повлекшая за собой причинение тяжкого вреда здоровью человека, подтвержден материалами проверки Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике.

Подлежат отклонению доводы  заявителя о том, что заинтересованным лицом сделан неверный вывод о том, что именно Обществом допущено хранение и реализация тестомесильной машины, не отвечающей требованиям безопасности, а также доводы об отсутствии доказательств ненадлежащего состояния машины при ее реализации, как противоречащие фактическим обстоятельствам дела.

Суд полагает, что выявленные в ходе проверки нарушения такие как, отсутствие обязательных маркировок и обозначений (которые должны быть нестираемыми и не удаляемыми), отсутствие необходимых и обязательных сведений в содержании инструкции по эксплуатации машины, ненадлежащие конструктивные характеристики машины в части дополнительных мер безопасности ее эксплуатации, таких как отсутствие крышки с блокированным приводом месильных устройств, отсутствие блокировки от электродвигателя при открывании двери, незащищенность валов вращения от случайного соприкосновения с ними, имели место с момента ввоза спорной машины на территорию Российской Федерации и заявитель, как импортер, располагал сведениями о несоответствии данного товара Техническим регламентам Таможенного союза.

Из содержания ТР ТС 020/2011 следует, что дополнительные меры безопасности эксплуатации должны предприниматься и закладываться в конструкцию оборудования при его изготовлении.

Из паспорта оборудования не усматривается, что защитные механизмы имеются в составе конструкции машины и предусмотрены изготовителем. В материалах дела отсутствуют какие-либо подтверждения того, что в конструкцию машины вносились или могли быть внесены изменения, повлекшие за собой последующее выявление вышеуказанных нарушений Росстандартом.

Кроме того, отсутствие нестираемых маркировок и обозначений, а также обязательных сведений в инструкции по эксплуатации в любом случае не могут быть вменены в вину последующим собственникам тестомесильной машины. Суд также отмечает то, что заявителем не представлено доказательств того, что испытания спорной машины произведены аккредитованной организацией, включенной в единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.

Таким образом, приобретая товар у производителя, заявитель обязан был предусмотреть, что испытания, проведенные изготовителем, осуществлялись в лаборатории, которая не включена в единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, следовательно, такие испытания надлежащими и соответствующими Техническому регламенту являться не будут.

Факт допущенных обществом нарушений установлен также судами в рамках дела №А76-15734/2018.

Подлежат отклонению и доводы заявителя о том, что из предписания невозможно установить в отношении какой продукции оно вынесено, как противоречащее фактическому содержанию предписания, выданного на основании акта проверки №28 от 24.04.2018.

Доводы представителя заявителя о том, что административным органом не была проверена продукция, реализуемая Обществом в настоящий момент на предмет ее соответствия требованиям технических регламентов, как не имеющий юридического значения для рассмотрения настоящего дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» на основании положений настоящего Федерального закона и требований технических регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения.

Проанализировав все установленные в ходе судебного разбирательства, обстятельства, с учетом обстоятельств, установленных при рассмотрении дела А76-15734/2018, суд приходит к выводу о правомерности выданного предписания № 07-14/71-28-2 от 24.04.2018 об устранении нарушений требований технических регламентов.

Учитывая все изложенное выше, оснований для удовлетворения требований, не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ, Арбитражный суд Челябинской области

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

        Судья                                                                               И.В.Мрез