ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-14124/16 от 20.02.2017 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

25 февраля 2017 года Дело № А76-14124/2016

Резолютивная часть решения оглашена 20 февраля 2017 года

Решение в полном объеме изготовлено 25 февраля 2017 года

Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Наконечной О.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зоновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

федерального государственного унитарного предприятия по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны «Экран», г. Владимир (ОГРН <***>)

к Главному управлению МЧС России по Челябинской области, г. Челябинск (ОГРН <***>)

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области, г. Челябинск

о признании недействительным предписания от 04.04.2016 № 5\3\1-626

при участии в заседании:

заявителя: ФИО1 – представителя по доверенности от 20.12.2016 № 186, паспорт;

заинтересованного лица: ФИО2 - представителя по доверенности от 08.12.2016 № 33, удостоверение;

третьего лица: ФИО3 - представителя по доверенности от 09.01.2017 № 1, удостоверение,

УСТАНОВИЛ:

федеральное государственное унитарное предприятие по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны «Экран» (далее – ФГУП «Экран») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления МЧС России по Челябинской области (далее – ГУ МЧС России по Челябинской области) от 04.04.2016 № 5\3\1-626 по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны (с учетом уточнения заявления от 28.06.2016 и дополнений №1, №2 №3 к уточнению заявления, которые с соблюдением положений статьи 49 АПК РФ приняты арбитражным судом, т.3 л.д. 1-5).

Заявитель считает, что оспариваемое предписание противоречит законодательству Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы в экономической сфере.

Так, в соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.

Согласно пунктам 2,14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне. МЧС России принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны; осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Пунктами 1.2., 2.1., 2.2., 2.4. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, установлено, что статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликацией помещений, заверенных органами технической инвентаризации.

Учет защитных сооружений гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе соответствующие сооружения.

Документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам его инвентаризации.

Инвентарные номера убежищам и противорадиационным укрытиям присваиваются органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с нумерацией защитного сооружения гражданской обороны, устанавливаемой на территории субъекта Российской Федерации. Для присвоения инвентарных номеров организации представляют в органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации данные о месте расположения защитных сооружений гражданской обороны и копии паспортов сооружений.

Согласно пункту 6 распоряжения УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 08.02.2016 № 5\3 предметом проверки является проверка соответствия и состояния используемых организацией (юридическим лицом) объектов и имущества гражданской обороны, технических систем управления гражданской обороной, защитных сооружений, систем оповещения, средств индивидуальной защиты и специальной техники и принимаемые организацией (юридическим лицом) меры по исполнению обязательных требований и мероприятий в области гражданской обороны.

УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области было проверено 58 объектов, из которых 14 имеют паспорта убежищ, 44 объекта не имеют паспортов убежищ, следовательно, не имеют статуса защитного сооружения гражданской обороны.

Из 14 объектов, имеющих паспорта убежищ, 10 объектов являются убежищами 5 класса. Все 10 объектов были введены в эксплуатацию в 50-е годы прошлого столетия.

Убежища 5 класса были введены СНиП II-И-77 «Защитные сооружения гражданской обороны», утвержденным постановлением Госстроя СССР от 13.10.1977 № 158. В соответствии с указанным СНиП убежища 5 класса должны обеспечивать защиту от воздействия избыточного давления во фронте воздушной ударно волны, равного 0,5 кгс\см2. Постановлением Госстроя СССР от 04.09.1985 № 109, утвердившим СНиП II-11-77* «Защитные сооружения гражданской обороны», убежища 5 класса были исключены из классификации убежищ.

В соответствии с пунктом 4.1. СП 88.13330.2014 «СНиП П-11-77 «Защитные сооружения гражданской обороны», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18.02.2014 № 59\пр., п.7.26 СП 165.1325800.2014 «Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне», утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.11.2014 № 705\пр, убежища должны иметь степень ослабления проникающей радиации ограждающими конструкциями, равную 1000 и обеспечивать защиту от избыточного давления во фронте воздушной ударной волны, равного 100 кПа (1 кгс\см2). Требования к убежищам установлены в СП 88.13330.2014 «СНиП П-11-77» «Защитные сооружения гражданской обороны».

Укрытия должны обеспечивать защиту от избыточного давления во фронте воздушной ударной волны, равного 50 кПа (0,5 кгс\см2). Требования к укрытиям установлены в СП 165.1325800.2014 пунктов 7.35-7.39.

При проведении проверки и в предписании № 5\3\1-626 от 04.04.2016 УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области рассматривало убежища 5 класса как убежища и выдало требования по устранению нарушений как к убежищам, хотя это объекты таковыми не являются, чем нарушило нормы действующего законодательства.

ГУ МЧС России по Челябинской области представило отзыв на заявление от 11.07.2016, а также дополнение к отзыву от 13.07.2016 (т.3 л.д. 15-17, 19-21), в котором оспариваемое предписание находит правомерным.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные ими в заявлении (с учетом уточнения заявления от 28.06.2016 и дополнений №1, №2 №3 к уточнению заявления заинтересованного лица) и в отзыве на заявление соответственно.

На основании статьи 51 АПК РФ определением суда от 10.06.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (далее – ТУ ФАУГИ).

В судебном заседании представитель третьего лица выразила единство с позицией заявителя.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд считает заявление подлежащим отклонению по следующим мотивам.

ГУ МЧС по Челябинской области издано распоряжение от 08.02.2016 № 5/3 о проведении плановой выездной проверки в отношении ФГУП «ЭКРАН» с целью исполнения ежегодного плана проведения плановых проверок на 2016 год, утверждённого начальником УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области ФИО4 (т.3 л.д. 22-25).

Задачами данной проверки являются изучение актов предыдущих проверок в области гражданской обороны, изучение и проверка планируемых и распорядительных документов в области гражданской обороны, проверка выполнения требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны.

Предметом проверки являются проверка выполнения организацией (юридическим лицом) требований и мероприятий в области гражданской обороны, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, проверка соответствия и состояния используемых организацией (юридическим лицом) объектов и имущества гражданской обороны, технических систем управления гражданской обороной, защитных сооружений, систем оповещения, средств индивидуальной защиты и специальной техники и принимаемые организацией (юридическим лицом) меры по исполнению обязательных требований и мероприятий в области гражданской обороны.

Срок проведения проверки – не более 20 рабочих дней.

Период проверки – с 09.03.2016 по 05.04.2016.

Правовое основание проведения проверки: Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны».

В соответствии с требованием части 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ заявитель уведомлен о начале проведения плановой проверки 09.03.2016, о чём свидетельствует соответствующая отметка (т.3 л.д. 24).

По итогам проведения данной проверки ГУ МЧС России по Челябинской области составлен акт проверки от 04.04.2015 № 5/3 и вручен заявителю 04.04.2016, о чем имеется соответствующая отметка в акте (т.3 л.д. 27-101).

Порядок организации и проведения внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

В ходе проведения проверки были выявлены нарушения требований и
 мероприятий в области гражданской обороны, установленные законодательством Российской Федерации, в связи с чем 04.04.2016 вынесено оспариваемое предписание (т.3 л.д. 102-162), которое вручено заявителю посредством направления копии предписания с сопроводительным письмом от 04.04.2016 № 218-2-3-4 заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, что, в свою очередь, подтверждается почтовым уведомлением (т.3 л.д. 163-165).

Не согласившись с вынесенным ГУ МЧС России по Челябинской области предписанием от 04.04.2016 № 5\3\1-626 по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны, полагая, что последнее нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, ФГУП «Экран» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. Заявитель же обязан доказать факт нарушения обжалуемым ненормативным правовым актом, решением, совершением действий (бездействия) своих прав и законных интересов.

Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ) определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

В силу статьи 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее – Порядок), в силу пункта 2 которого к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

В пункте 14 Порядка установлено, что МЧС России принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны; осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.

ФГУП «Экран» создано в соответствии с решением Территориального агентства Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 27.08.1992 № 398 и является специализированным предприятием по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны (ЗС ГО).

ФГУП «Экран» создано в целях удовлетворения потребностей cy6ъектов имущественных правоотношений в результатах его деятельности и получения прибыли от деятельности Предприятия, не противоречащей законодательству Российской Федерации и Уставу Предприятия, исходя из необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации (пункт 2.1. Устава Предприятия).

Также пунктом 3.1. Устава Предприятия определено, что имущество предприятия находится в федеральной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками Предприятия, принадлежит Предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе.

В соответствии со статьёй 294 ГК РФ право хозяйственного ведения представляет собой право государственного и муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.

Таким образом, ФГУП «Экран» распоряжается и пользуется ЗС ГО, перечисленными в материале административного дела, соответственно несёт ответственность за их состоянием в соответствии с действующим законодательством РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ) объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации утилизации (сноса).

Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.

Таким образом, положения Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ распространяются на рассматриваемые объекты гражданской обороны.

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.

Таким образом, поддержание в надлежащем состоянии объектов гражданской обороны должно быть обеспечено в течение всего жизненного цикла объектов, вне зависимости от того, осуществляется фактическая эксплуатация объектов или нет.

К аналогичному выводу пришли суды первой, апелляционной, кассационной инстанций, а также Высший Арбитражный Суд Российской Федерации по делу № А76-5037/2013.

В соответствии с пунктом 1.9. Устава ФГУП «Экран» в целях представления интересов по осуществлению своей уставной деятельности на территории города Челябинск и Челябинской области создан филиал в городе Челябинск (далее - филиал), расположенный по адресу: 454080, <...>.

Указанный филиал осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о нем, утвержденным генеральным директором ФГУП «Экран» ФИО5 01.12.2014, на основании которого филиал осуществляет все виды деятельности, установленные Уставом Предприятия, а также наделяется движимым и недвижимым имуществом, учтенным на балансе Предприятия.

Уставом ФГУП «Экран» определено, что к основным его видам деятельности относятся:

эксплуатация и содержание зданий, сооружений и других объектов, являющихся федеральной собственностью и переданных Предприятию в установленном порядке в хозяйственное ведение;

обеспечение работоспособности соответствующих инженерных коммуникаций, технических средств и оборудования, организация и выполнение всех видов ремонта, необходимых для их нормальной эксплуатации;

организация и проведение всех видов ремонтно-строительных работ, в том числе ремонт зданий и сооружений.

Согласно распоряжениям ТУ ФАУГИ за ФГУП «Экран» закреплено на праве хозяйственного ведения имущество государственной собственности Российской Федерации, а именно:

распоряжением от 24.12.2009 № 1762-р закреплено 26 ЗСГО;

распоряжением от 15.03.2010 № 238-р закреплено 148 ЗС ГО;

распоряжением от 02.04.2010 № 328-р закреплено 3 ЗС ГО;

распоряжением от 15.11.2010 № 398-р закреплено 27 ЗС ГО;

распоряжением от 20.07.2011 № 275-р закреплено 2 ЗС ГО;

распоряжением от 08.05.2014 № 189-р закреплено 15 ЗС ГО.

Переданные объекты созданы исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации. Защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях 1 - 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 не упомянуты.

Поэтому защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке.

Такой порядок определен в настоящее время статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ранее действовал порядок, утвержденный распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 № 114-рп).

Положения Федерального закона от 22.08.2004 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», определяющие полномочия субъектов Федерации, позволяют им иметь в собственности защитные сооружения, но не изменяют порядка передачи из федеральной собственности тех сооружений, которые созданы до вступления в силу этого Федерального закона.

Из приведенного в постановлении Президиума ВАС РФ от 26.10.2010 №12757/09 толкования норм права следует, что поскольку спорные объекты в надлежащем порядке из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность не передавались, следовательно, из состава федеральной собственности не выбывали.

Пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284, приватизация защитных сооружений гражданской обороны запрещена.

Пунктом 3.1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», установлено, что встроенные и отдельно стоящие защитные сооружения гражданской обороны допускается использовать при выполнении обязательных требований действующих нормативных документов к помещениям данного функционального назначения.

Таким образом, из содержания названных норм следует, что защитные сооружения гражданской обороны, в силу своей специфичности являются объектами федеральной собственности, при содержании и использовании которых необходимо соблюдение установленных норм и правил. Передача жилого фонда в муниципальную собственность и отсутствие доказательств снятия защитных сооружений гражданской обороны с учета в установленном законом порядке, не свидетельствует об утрате ими статуса защитных сооружений гражданской обороны и прекращении федеральной собственности на данные объекты.

В момент начала проведения проверки письмом директора филиала ФГУП «Экран» в г. Челябинске ФИО6 от 09.03.2016 № 94 представлен Перечень объектов гражданской обороны Челябинской области (далее – Перечень), в котором перечислено 63 (шестьдесят три) ЗС ГО, закрепленных на праве хозяйственного ведения за заявителем.

В ходе проведения рассматриваемой проверки проверено 61 (шестьдесят одно) ЗС ГО, указанных в Перечне.

Одновременно с этим 23 и 24 марта 2016 года непосредственно при выезде на место фактического расположения ЗС ГО по адресам: <...> (РНФИ - П13740001062) и <...> (РНФИ - П13740001062) и филиалом ФГУП «ЭКРАН» в городе Челябинске, в лице его директора, не был предоставлен доступ в вышеуказанные помещения должностным лицам, уполномоченным на проведение проверки.

Изложенные выше факты подтверждаются актом проверки от 04.04.2016 № 5/3.

В соответствии с решением совместного заседания коллегии МЧС России и коллегии по безопасности при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе от 19.06.2002 № 13/3 «О совершенствовании гражданской обороны и территориальных подсистем РСЧС субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Уральского федерального округа» и в целях сохранения имеющегося фонда защитных coopужений гражданской обороны, организации планирования мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены и введены в действие Правила эксплуатации защитных coopужений гражданской обороны (далее - Правила).

Требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО) – убежищ и противорадиационных укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.

Однако, в ходе проверки выявлено, что, несмотря на представленные полномочия, ФГУП «Экран» не осуществляются мероприятия по соблюдению правил эксплуатации ЗС ГО, закрепленных за ним на праве хозяйственного ведения, обеспечению работоспособности соответствующих инженерных коммуникаций, технических средств и оборудования ЗС ГО, организации и выполнении всех видов ремонта, необходимых для их нормальной эксплуатации, в том числе не принимаются меры по устранению выявленных нарушений.

Результатом бездействия ФГУП «Экран» является тот факт, что по итогам проверки ГУ МЧС Росси по Челябинской области выявлено 626 нарушений требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, в части несоблюдения Правил эксплуатации ЗС ГО.

Бездействие заявителя привело к ухудшению имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, что, в свою очередь, негативно отражается на обеспечении безопасности граждан, проживающих на территории Челябинской области.

Доводы заявителя о том, что 44 проверенных объектов не имеют паспортов убежищ, а, следовательно, не имеют статуса защитного сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО) несостоятелен по следующим основаниям.

Как указано выше, все рассматриваемые объекты закреплялись на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Экран» именно как объекты гражданской обороны, о чем свидетельствуют распоряжения Управления Росимущества в Челябинской области №1762-р от 24.12.2009, №238-р от 15.03.2010, №328-р от 02.04.2010 и №189-р от 08.05.2014 (т.2 л.д. 107-139).

В соответствии с пунктом 2.2 приказа МЧС России № 583 от 15.12.2002 документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

В соответствии с пунктом 2.4 приказа МЧС России от 15.12.2002 №583 инвентарные номера убежищам и противорадиационным укрытиям присваиваются органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с нумерацией ЗСГО, устанавливаемой на территории субъекта Российской Федерации.

Таким образом, для присвоения инвентарных номеров организации представляют в Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации данные о месте расположения ЗС ГО и копии паспортов сооружений.

Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО.

Вместе с тем, проверкой выявлено, что большая часть защитных сооружений не имеет паспортов, вместе с тем, указанные объекты состоят на учете в ГУ МЧС по Челябинской области и им присвоены соответствующие инвентарные номера, что подтверждается актом проверки № 5-/3 от 04.04.2016 и оспариваемом предписанием.

Данный факт не опровергнут материалами дела.

Также несостоятельными являются доводы заявителя о том, что в оспариваемом предписании рассмотрены убежища 5 класса.

В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 глава III, п.3.2.1, п. 3.2.2; приказ МЧС России от 21.07.2005 № 575 п. 2, п. 3, СНиП 3.01.09-84, ст. 3.) содержание ЗС ГО, вне зависимости от классов убежищ и групп укрытий, в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.

Вместе с тем, при содержании ЗС ГО в мирное время запрещается: перепланировка помещений; устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования; применение горючих строительных материалов для внутренней отделки помещений; загромождение путей движения, входов в ЗС ГО и аварийных выходов; оштукатуривание потолков и стен помещений; облицовка стен керамической плиткой; окрашивание резиновых деталей уплотнения, резиновых амортизаторов, хлопчатобумажных, прорезиненных и резиновых гибких вставок, металлических рукавов, табличек с наименованием завода изготовителя и техническими данными инженерно-технического и специального оборудования; установка и эксплуатация приборов и оборудования, застройка территории вблизи входов, аварийных выходов и наружных воздухозаборных и вытяжных устройств ЗС ГО.

Должностными лицами УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области проверены переданные заявителю на праве хозяйственного ведения защитные сооружения гражданской обороны. В акте проверки № 5/3 от 04.04.2016 и оспариваемом предписании отсутствуют сведения о вменении выявленных нарушений убежищам 5 класса, а нарушения, отраженные в указанных документах, распространяются на все ЗС ГО вне зависимости от классов убежищ и групп укрытий.

При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу статьи 65 АПК РФ должен доказать заявитель.

В нарушение указанной нормы права ФГУП «Экран» не приведено правовое обоснование незаконности оспариваемого предписания, нарушения заинтересованным лицом прав и законных интересов заявителя и не представлены допустимые доказательства в обоснование приведенных доводов.

Поскольку судом не установлена совокупность условий несоответствия оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанным предписанием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, требование заявителя следует отклонить.

Судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат распределению между сторонами в соответствии со статьей 110 АПК РФ. При этом суд учитывает, что на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации стороны освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд Челябинской области

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья О.Г. Наконечная