ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-14202/13 от 10.09.2013 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

тел. (351)265-78-24, факс (351)266-72-10

E-mail: info@chel.arbitr.ru, http: www.chel.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск Дело № А76-14202/2013

17 сентября 2013 г.

Резолютивная часть решения объявлена 10 сентября 2013 г.

Полный текст решения изготовлен 17 сентября 2013 г.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Васильева Т.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Додиной И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению Открытого акционерного общества «Энергосистемы», ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Сатка, Челябинской области,

к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области, ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Челябинск,

об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: ФИО1, личность установлена на основании паспорта, действующей на основании генеральной доверенности № 5 от 09.01.2013,

от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области: ФИО2, личность установлена на основании служебного удостоверения, действующего на основании доверенности № 1999-2-11-24 от 19.04.2011.

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Энергосистемы» (далее – заявитель, общество, ОАО «Энергосистемы») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее - ответчик, административный орган, Управление) о признании незаконными и отмене

1. постановления № 490/491/492 от 09.07.2013 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде назначения административного штрафа в размере 150 000 рублей;

2. постановления № 493/494/495 от 09.07.2013 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде назначения административного штрафа в размере 150 000 рублей.

В судебном заседании представитель ОАО «Энергосистемы» заявленные требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении (л.д. 4-6).

Представитель Управления в судебном заседании заявленные требования не признал, письменный отзыв на заявление общества с нормативным и документальным обоснованием возражений в материалы дела не представил.

Исследовав письменные материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, в период с 27.05.2013 по 06.06.2013 отделом надзорной деятельности № 4 Управления (далее - ОНД № 4) на основании распоряжений от 06.05.2013 № 284, от 06.05.2013 № 283 и приказов от 03.06.2013 № 19, от 03.06.2013 № 20 проведена плановая, выездная проверка в отношении объектов защиты помещений организации обслуживания населения, расположенных по адресам: г. Сатка, Челябинской области, Пролетарская, 1; ул. Торговая, 8 используемых (эксплуатируемых) ОАО «Энергосистемы».

Проверка проводилась с целью исполнения ежегодного плана проведения плановых проверок на 2013 год.

Копии вышеназванных распоряжений и приказов, содержащие сведения о проведении плановой проверки были вручены 08.05.2013 (вх. № 897, вх. № 895, вх. № 1241, вх. № 1240) исполнительному директору ОАО «Энергосистемы» ФИО3, что подтверждается подписью данного лица, а также входящими штампами общества, учиненными в указанных актах.

Доказательств направления данных актов ОАО «Энергосистемы» заказной корреспонденцией с уведомлением о вручении по адресу места нахождения (регистрации) общества: г. Сатка, Челябинской области, Пролетарская, 1, Управлением и ОНД № 4 в материалы дела не представлено.

06.06.2013 в ходе проведения проверки на объектах защиты, при эксплуатации территорий, зданий и помещений котельной, а также АБК, используемых (эксплуатируемых) ОАО «Энергосистемы», на основании договора аренды № 1А-12 муниципального недвижимого имущества производственного назначения от 01.02.2012 и на основании договора аренды № 129 от 25.04.2005 по адресам: г. Сатка, Челябинской области, ул. Торговая, 8, ул. Пролетарская, 1 ОНД № 4 были выявлены нарушения требований пожарной безопасности по основаниям частей 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

Мероприятие по контролю на вышепоименованных объектах защиты проводилось ОНД № 4 с участием инженера по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям ОАО «Энергосистемы» ФИО4

06.06.2013 по результатам проведенной проверки должностным лицом ОНД № 4 составлены акт проверки № 284 и акт проверки № 283 с указанием выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Вышеназванные акты проверки составлены ОНД № 4 в присутствии инженера по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям ОАО «Энергосистемы» ФИО4

Копии данных актов вручены 06.06.2013 вышеуказанному лицу, что подтверждается его подписью, учиненной в указанных документах.

Доказательств направления актов проверки № 284 и № 283 ОАО «Энергосистемы» заказной корреспонденцией с уведомлением о вручении по адресу его места нахождения (регистрации): г. Сатка, Челябинской области, Пролетарская, 1, Управлением и ОНД № 4 в материалы дела не представлено.

В письмах от 06.06.2013 № 11502-12 и от 06.06.2013 № 115/2-12 законному (уполномоченному) представителю ОАО «Энергосистемы» предложено 18.06.2013 в 16 час. 00 мин. и 18.06.2013 в 17 час. 30 мин. явиться в ОНД № 4 для составления протоколов об административных правонарушениях в отношении юридического лица – по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

Указанные письма были направлены ОНД № 4 обществу посредством почтовой связи заказными письмами с уведомлениями о вручении по адресу его места нахождения (регистрации): г. Сатка, Челябинской области, ул. Пролетарская, 1.

Из почтовых уведомлений, представленных ОНД № 4 в материалы дела следует, что копии названных протоколов об административных правонарушениях, были получены представителем ОАО «Энергосистемы» ФИО5, действующей на основании доверенности в день их составления, 18.06.2013.

При этом из названных почтовых уведомлений, представленных ОНД № 4 в материалы дела в подтверждение надлежащего уведомления ОАО «Энергосистемы» о времени и месте совершения отдельных процессуальных действий (составления в отношении общества протоколов об административных правонарушениях) установить время их получения вышеназванным представителем общества невозможно.

Протоколы об административных правонарушениях от 18.06.2013 также не содержат время их составления ОНД № 4.

Иных доказательств, свидетельствующих об извещении ОАО «Энергосистемы» о времени и месте составления протокола, административным органом в порядке части 1 статьи 65, части 4 статьи 210 АПК РФ не представлено.

18.06.2013 ОНД № 4, в отсутствии ОАО «Энергосистемы», которое ОНД № 4 посчитал надлежащим образом, извещенным о времени и месте совершения соответствующих процессуальных действий, составлены протоколы

- № 490, № 491 и № 492 об административных правонарушениях, которыми деяния общества квалифицированы по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ (объект защиты - котельная, расположенная по адресу: г. Сатка, Челябинской области, ул. Торговая, 8);

- № 493, № 494 и № 495 об административных правонарушениях, которыми деяния общества квалифицированы по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ (объект защиты - АБК, расположенная по адресу: г. Сатка, Челябинской области, ул. Пролетарская, 1), в которых указаны обстоятельства совершения административного правонарушения.

Копии данных протоколов от 18.06.2013, содержащие дату, время и место рассмотрения дел об административных правонарушениях (09.07.2013 в 14 час. 20 мин. и 09.07.2013 в 15 час. 00 мин.) были направлены ОНД № 4 обществу посредством почтовой связи заказной корреспонденцией с уведомлениями о вручении по адресу места нахождения (регистрации) общества: г. Сатка, Челябинской области, ул. Пролетарская, 1 и получены представителем ОАО «Энергосистемы» ФИО5, действующей на основании доверенности, 26.06.2013.

На основании вышеуказанных протоколов и собранных материалов, постановлениями о назначении административного наказания № 490/491/492 от 09.07.2013 и № 493/494/495 от 09.07.2013, ОАО «Энергосистемы» привлечено к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ; с учетом части 2 статьи 4.4 КоАП РФ заявителю назначено административное наказание, предусмотренное санкцией части 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 рублей по каждому из вышеназванных постановлений.

Данные постановления вынесены ОНД № 4 в отсутствии законного (уполномоченного) представителя ОАО «Энергосистемы», при наличии доказательств надлежащего извещения указанного лица о времени и месте совершения данного процессуального действия.

Полагая, данные постановления незаконными, ОАО «Энергосистемы» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В обоснование заявленных требований, представитель общества, не оспаривая факта выявленных на объектах защиты правонарушений, установленных в оспариваемых актах ссылается на проведение проверки с грубым нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля». Так, по мнению представителя заявителя, оспариваемые постановления вынесены ОНД № 4 с нарушением процессуальных норм права, поскольку в материалах административных дел отсутствуют доказательства, свидетельствующие о надлежащем уведомлении законного представителя юридического лица, которым является директор управляющей организации - ООО «Группа Коммунальные технологии», расположенной по адресу: 454014, <...> 32А-215:

- о проведении проверки в отношении ОАО «Энергосистемы»;

- о времени и месте составления в отношении ОАО «Энергосистемы» протоколов об административных правонарушениях;

- о рассмотрении материалов проверки, вследствие чего процессуальные права обществу не разъяснены, возможности дать объяснения по факту выявленных правонарушений не представлено, общество было лишено возможности воспользоваться своими правами, предусмотренными КоАП РФ.

Также ссылается на то, что ОАО «Энергосистемы» привлечено к административной ответственности с нарушением требований части 1 статьи 4.4 КоАП РФ, поскольку за одно административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.4 КоАП РФ, общество, на основании оспариваемых актов привлечено к административной ответственности два раза и два раза подвергнуто наказанию в виде административного штрафа.

Кроме того, полагает, что совершенное ОАО «Энергосистемы» правонарушение является малозначительным.

Возражая против удовлетворения заявленных требований, представитель Управления ссылается на совершение ОАО «Энергосистемы» административного правонарушения, в связи с чем, полагает, что заявитель законно и обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ. Оспариваемые ОАО «Энергосистемы» постановления о привлечении к административной ответственности соответствуют требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, в них указаны обстоятельства, установленные ОНД № 4 при рассмотрении материалов проверки, описано событие административного правонарушения. Полагает, что порядок и процедура привлечения ОАО «Энергосистемы» к административной ответственности ОНД № 4 соблюдены, наказания назначены с учетом всех обстоятельств дела в пределах санкции статьи. Доводы заявителя полагает несостоятельными, а требования не подлежащими удовлетворению. Ссылается на обязанность общества обеспечивать выполнение требований пожарной безопасности в силу норм действующего законодательства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые заявителем постановления являются незаконными и подлежащими отмене по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В силу части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.

Как следует из материалов дела и установлено судом, срок на обращение с вышеназванными требованиями в арбитражный суд, предусмотренный частью 2 статьи 208 АПК РФ и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ ОАО «Энергосистемы» не пропущен. Заявление об отмене вышеназванных постановлений подано заявителем в арбитражный суд в течение установленного 10-дневного срока.

В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьёй 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений, представить доказательства.

Статьей 20.4. КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, так:

- частью 1 предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей;

- частью 3 предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

- частью 4 предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Порядок привлечения к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях, установлен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Доводы заявителя о допущенных ОНД № 4 нарушениях, выразившихся в том, что законный представитель юридического лица, которым является директор управляющей организации - ООО «Группа Коммунальные технологии», расположенной по адресу: 454014, <...> 32А-215 не был надлежащим образом уведомлен ОНД № 4:

- о проведении проверки в отношении ОАО «Энергосистемы»;

- о рассмотрении материалов проверки, судом отклоняются, как опровергающиеся материалами дела и основанные на неверном толковании норм действующего законодательства, на основании нижеследующего.

Исследовав материалы дела, суд отмечает, что отсутствие доказательств извещения управляющей организации (ООО «Группа Коммунальные технологии») о проведении проверки в отношении ОАО «Энергосистемы» и рассмотрении материалов проверки, с учетом того факта, что само ОАО «Энергосистемы» было надлежащим образом извещено о совершении данных процессуальных действий, не свидетельствует о нарушении процедуры привлечения к административной ответственности в указанной части.

Факт надлежащего уведомления ОАО «Энергосистемы» как о проведении проверки, так и о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки подтверждается материалами дела и установлен судом.

Процессуальные документы в рамках административного производства, содержащие сведения о проведении проверки, о дате, времени и месте рассмотрения материалов дел об административных правонарушениях были направлены ОНД № 4 ОАО «Энергосистемы» по надлежащему адресу, а именно по месту нахождения (регистрации) ОАО «Энергосистемы»: г. Сатка, Челябинской области, Пролетарская, 1 (по которому общество извещалось, в том числе и судом до настоящего времени, получает заказную корреспонденцию и реагирует на нее явкой своих уполномоченных представителей в судебные заседания) и получены обществом заблаговременно (до совершения соответствующих процессуальных действий). При этом наличие договорных отношений с управляющей организацией не изменило местонахождение ОАО «Энергосистемы».

В свою очередь, ОАО «Энергосистемы» было обязано обеспечить вручение извещений своему единоличному исполнительному органу, кем бы он ни являлся – директором в качестве должностного лица либо управляющей организацией (ООО «Группа Коммунальные технологии»), не вручение обществом извещений своему единоличному исполнительному органу, по мнению суда, свидетельствует об отсутствии у общества должной организации на корпоративном уровне.

Кроме того, в рассматриваемом случае к административной ответственности привлекается непосредственно само ОАО «Энергосистемы», а не его управляющая организация, и, соответственно, направление (вручение) ОНД № 4 процессуальных документов, содержащих сведения о проведении плановой выездной проверки, о дате, времени и месте рассмотрения дел об административных правонарушениях по месту нахождения (регистрации) ОАО «Энергосистемы»: г. Сатка, Челябинской области, Пролетарская, 1 является обоснованным.

Таким образом, доводы Управления о соблюдении ОНД № 4 процедуры производства по делу в части надлежащего уведомления ОАО «Энергосистемы» о проведении плановой выездной проверки, о дате, времени и месте рассмотрения дел об административных правонарушениях, правомерны и принимаются судом.

Между тем, оценив, в порядке статьи 71 АПК РФ, все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности суд приходит к выводу о том, что ОНД № 4 допущены существенные нарушения, влекущие за собой признание незаконными и отмену оспариваемых заявителем постановлений о назначении административных наказаний, по безусловным основаниям.

Исходя из смысла положений статей 2.1, 26.1 КоАП РФ, для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, устанавливаемого совокупностью полученных административным органом в ходе административного производства доказательств, отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Следовательно, одним из условий законности применения мер административного принуждения по факту выявленного правонарушения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.

Обязанностью должностного лица, уполномоченного органа, судьи в процессе производства по делу об административном правонарушении является надлежащее, документальное (позволяющее контролировать факт направления, вручения, получения), заблаговременное извещение, уведомление лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте, дате и времени совершения процессуальных действий - составлении протокола об административном правонарушении, вынесении постановления по делу об административном правонарушении, с целью обеспечения соблюдения прав и интересов, в том числе, на защиту, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (статьи 25.1, 25.4, 25.5 КоАП РФ).

Располагая к поименованной дате названными доказательствами извещения привлекаемого лица, административный орган вправе совершить процессуальное действие - составить протокол, вынести постановление, как в случае явки, так в случае не явки такого лица, его законного представителя. В такой ситуации явка на совершение таких процессуальных действий является правом, а не обязанностью привлекаемого лица.

В силу пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения, за исключением специально предусмотренных законом случаев, составляется протокол, который должен отвечать требованиям, предъявляемым данной статьей. В частности, при составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3). Физическому лицу или законному представителю юридического лица должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом, право представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4).

Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (часть 2 статьи 25.4 КоАП).

В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» также указано на необходимость соблюдения установленных КоАП РФ требований к порядку составления протокола об административном правонарушении. При этом судам предписано в процессе рассмотрения дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может в силу части 2 статьи 211 АПК РФ являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.

Таким образом, составление протокола об административном правонарушении и рассмотрение дела об административном правонарушении должны осуществляться с надлежащим извещением лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при этом административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты своих прав и законных интересов.

Указанные выше нормы права призваны обеспечить соблюдение процессуальных гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, так как без предоставления их правонарушителю дело об административном правонарушении не может быть признано всесторонне, полно и объективно рассмотренным.

В пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не относится к существенным недостаткам протокола в том случае, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 11.04.2013 № 515, представленной в материалы дела, ОАО «Энергосистемы» зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области 26.12.2003, за основным государственным регистрационным номером 103740164524. Адресом места нахождения (регистрации) ОАО «Энергосистемы» является: 456910, г. Сатка, Челябинской области, ул. Пролетарская, 1, единоличным исполнительным органом ОАО «Энергосистемы» является - директор общества с ограниченной ответственностью «Группа Коммунальные технологии» (далее - ООО «Группа Коммунальные технологии») ФИО6 (л.д. 22-31). Лицом, имеющим право действовать от имени ОАО «Энергосистемы» без доверенности, также является директор общества с ограниченной ответственностью «Группа Коммунальные технологии» ФИО6

Таким образом, законным представителем ОАО «Энергосистемы» является директор общества с ограниченной ответственностью «Группа Коммунальные технологии» ФИО6

Как следует из материалов дела, протоколы

- № 490, № 491 и № 492 об административных правонарушениях, которыми деяния общества квалифицированы по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ (объект защиты - котельная, расположенная по адресу: г. Сатка, Челябинской области, ул. Торговая, 8);

- № 493, № 494 и № 495 об административных правонарушениях, которыми деяния общества квалифицированы по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ (объект защиты - АБК, расположенная по адресу: г. Сатка, Челябинской области, ул. Пролетарская, 1), в которых указаны обстоятельства совершения административного правонарушения от 18.06.2013 составлены государственным инспектором ОНД № 4 без участия представителя ОАО «Энергосистемы».

Из материалов дела также следует, что письма от 06.06.2013 № 11502-12 и от 06.06.2013 № 115/2-12, содержащие сведение о дате, времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях в отношении юридического лица – по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ (18.06.2013 в 16 час. 00 мин. и 18.06.2013 в 17 час. 30 мин.) направлялись ОНД № 4 обществу посредством почтовой связи заказной корреспонденцией с уведомлениями о вручении по адресу места нахождения (регистрации) общества.

Данные письма были вручены органом почтовой связи представителю ОАО «Энергосистемы» ФИО5, действующей на основании доверенности, лишь 18.06.2013, т.е. в день составления ОНД № 4 вышеназванных протоколов об административных правонарушениях, что подтверждается копиями почтовых уведомлений.

При этом из названных почтовых уведомлений, представленных ОНД № 4 в материалы дела в подтверждение надлежащего уведомления ОАО «Энергосистемы» о дате, времени и месте совершения отдельных процессуальных действий (составления в отношении общества протоколов об административных правонарушениях) установить время их получения указанным представителем общества невозможно. Протоколы об административных правонарушениях от 18.06.2013 также не содержат время их составления ОНД № 4.

Представитель общества в ходе судебного разбирательства факт заблаговременного и надлежащего извещения ОАО «Энергосистемы» о дате, времени и месте составления протоколов отрицал.

Доказательств, подтверждающих факт принятия ОНД № 4 исчерпывающих мер для надлежащего извещения ОАО «Энергосистемы» о дате, времени и месте составления протоколов об административном правонарушении, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 1, 3 и 4 статьи 20.4. КоАП РФ – 18.06.2013, в том числе иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи), равно как и доказательств явного уклонения ОАО «Энергосистемы» от получения указанной информации административным органом в порядке части 1 статьи 65, части 4 статьи 210 АПК РФ суду не представлено.

Следовательно, на момент составления протоколов об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 1, 3 и 4 статьи 20.4. КоАП РФ – 18.06.2013 ОНД № 4 не располагал сведениями о вручении ОАО «Энергосистемы» писем от 06.06.2013 № 11502-12 и от 06.06.2013 № 115/2-12 и о заблаговременном и надлежащем извещении общества о времени и месте совершения указанных процессуальных действий.

Таким образом, протоколы об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 1, 3 и 4 статьи 20.4. КоАП РФ составлены ОНД № 4 в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, заблаговременно не извещенного надлежащим образом о времени и месте совершения данных процессуальных действий.

Надлежащих доказательств, подтверждающих заблаговременное уведомление лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протоколов об административном правонарушении, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 1, 3 и 4 статьи 20.4. КоАП РФ ОНД № 4 и Управлением, в нарушение положений статьи 65 АПК РФ, суду также не представлено.

Принимая во внимание, изложенное выше, суд считает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, которые бы позволяли считать, что руководитель общества был заблаговременно уведомлен о дате, времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях, что обеспечивало бы ему реальную возможность участия при их составлении.

Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

В силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Допущенные ОНД № 4 процессуальные нарушения являются существенными, так как в данном случае лицо, привлекаемое к административной ответственности, было лишено возможности воспользоваться своими процессуальными правами при составлении протоколов об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 1, 3 и 4 статьи 20.4. КоАП РФ. Возможность устранения допущенных недостатков отсутствует.

Существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Нарушение процедуры привлечения к административной ответственности является самостоятельным основанием для признания незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении.

Наличие существенных нарушений порядка привлечения ОАО «Энергосистемы» к административной ответственности исключает правомерность выводов в решении суда о наличии состава вменяемого обществу административного правонарушения, в связи с чем, вопрос о виновности лица, а также доказанности в действиях названного лица состава административного правонарушения, судом рассмотрен быть не может.

Иные доводы лиц, участвующих в деле, в том числе, приведенные в ходе судебного разбирательства и изложенные в заявлении общества, также судом не рассматриваются, поскольку при вышеизложенных обстоятельствах не имеют правового значения для настоящего дела.

Исходя из указанных обстоятельств, оспариваемые ОАО «Энергосистемы» постановления являются незаконными и подлежат отмене.

С учетом приведенных обстоятельств, заявление ОАО «Энергосистемы» подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Признать незаконным и отменить постановление № 490/491/492 от 09.07.2013, вынесенное главным государственным инспектором отдела надзорной деятельности № 4 по пожарному надзору о привлечении открытого акционерного общества «Энергосистемы», ИНН <***>, ОГРН <***>, к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде назначения административного штрафа в размере 150 000 рублей.

2. Признать незаконным и отменить постановление № 493/494/495 от 09.07.2013, вынесенное главным государственным инспектором отдела надзорной деятельности № 4 по пожарному надзору о привлечении открытого акционерного общества «Энергосистемы», ИНН <***>, ОГРН <***>, к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде назначения административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Челябинской области в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Судья Т.Н. Васильева

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru.