АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2
тел. (351)265-78-24, факс (351)266-72-10
E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
21 ноября 2013 г. Дело № А76-14208/2012
Резолютивная часть решения принята 21 ноября 2013года
Решение в полном объеме изготовлено 28 ноября 2013года
Судья Арбитражного суда Челябинской области В.В. Худякова
При ведении протокола судебного заседания помощником судьи Решетовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "Молл", г. Челябинск,
к Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области ,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: - Общество с ограниченной ответственностью "Омсквинпром", г. Омск Челябинской области,
- Общество с ограниченной ответственностью "Алкогольная Сибирская группа",
г. Омск Челябинской области,
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
в судебном заседании приняли участие представители заявителя: Безменов Вячеслав Владимирович (личность установлена по паспорту, действующий по доверенности № 224 от 01.04.2013), ответчика: Соболь Наталья Владимировна (личность установлена по служебному удостоверению, действующая на основании доверенности № 31 от 22.01.2013), От третьих лиц: не явились, извещены,
В судебном заседании в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 21.11.2013.
Общество с ограниченной ответственностью "Молл", г. Челябинск, (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – ответчик, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления № 7158/08 от 03.07.2013 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ) в виде наложения административного штрафа в размере 10 000 руб.
Определением от 23.07.2013 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 19.09.2013 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.
Заявитель ссылается на отсутствие вины, поскольку ненадлежащая реклама распространена рекламораспространителем, которому были переданы все документы, содержащие достоверную информацию относительно рекламируемого товара. ООО «Молл» полагает также,, что реклама не противоречит информации о составе алкогольной продукции, размещенной на этикетке, в части указания сорта использованного спирта. Водка «ПЯТЬ ОЗЕР ПРЕМИУМ» производится в соответствии с технологической инструкцией по производству водки, для приготовления водки применяется «спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья «Люкс» по ГОСТ Р 51652-2000 с дегустационной оценкой «Альфа» по Положению «О проведении органолептической (дегустационной) оценки» (далее - Положение). Согласно Положению в зависимости от оценки органолептических показателей (прозрачность, цвет, аромат, вкус) спирт, используемый при приготовлении алкогольной продукции, подразделяется на уровни качества Альфа, Бета и Гамма. Положение является внутренним документом производителя, и определяет стандарт особого отбора ингредиентов, используемых при приготовлении водки. Нормативные документы, утвержденные уполномоченными государственными органами, в частности на производство (ГОСТ Р 51652-2000) и оборот спирта (Инструкция по приемке, хранению, отпуску, транспортированию и учету этилового спирта) подразделяют спирт на сорта. Производителем водки ООО «ОМСКВИНПРОМ» представлены ООО «Молл» документы на продукцию, в частности рецептура, технологическая инструкция, Положение о проведении органолептической (дегустационной) оценки, согласно которым спирт «Люкс» по степени оценки приравнивается к спирту «Альфа».
Кроме того, просит освободить общество от административной ответственности в виду малозначительности на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административным органом заявленные требования отклонены, ссылаясь на совершение заявителем административного правонарушения, в связи, с чем общество привлечено к административной ответственности. Указывает, что заявитель имел возможности отказаться от использования недостоверной рекламы, между тем, допустил ее размещение.
Заслушав представителей сторон, а также, исследовав материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Ответчик – Общество с ограниченной ответственностью "Молл", юридический адрес: инд. 454021, г.Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д. 91, копр. "А", ОГРН: 1057424517798, ИНН: 7453142976
Из материалов дела видно, что на основании обращения гражданина о размещении в торговой сети «Молния» рекламы алкогольной продукции, в которой указаны не соответствующие действительности сведения, административным органом произведен осмотр рекламных конструкций в торговом магазине «Молния» по адресу: г. Челябинск, ул. Бр. Кашириных, д. 133.
30.05.2013года административным органом в отношении ООО "Молл" составлен протокол №41-2013 (5495/08) об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно протоколу от 30.05.2013 №41-2013 (5495/08), административное нарушение состоит в нарушении пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе" (далее – Закона "О рекламе") а именно: размещении в торговом магазине «Молния» по адресу: г. Челябинск, ул. Бр. Кашириных, д. 133, рекламы алкогольной продукции – водки "ПЯТЬ ОЗЕР ПРЕМИУМ», в которой указаны не соответствующие действительности сведения об использовании в ее составе спирта стандарта «Альфа».
Постановлением по делу №41-2013 от 01.07.2013 Общество с ограниченной ответственностью "Молл" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 100 000 рублей.
Согласно части 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 10 Закона Российской Федерации № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» информация о товарах в обязательном порядке должна содержать сведения о составе продукции.
Часть 3 статьи 18 Федерального закона № 29-ФЗ от 02.01.2000 «О качестве и безопасности пищевых продуктов» предусматривает, что указанная информация размещается, в том числе, на этикетках пищевых продуктов.
Фактически на этикетке водки «ПЯТЬ ОЗЕР ПРЕМИУМ» содержится информация о составе данного продукта, в который входит спирт этиловый ректификованный «Люкс», а не отборный спирт стандарта «Альфа».
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Согласно пункту 3.1. ГОСТ Р 51652-2000 «Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья. Технические условия» (далее - ГОСТ Р 51652-2000) в зависимости от степени очистки этиловый ректификованный спирт подразделяют на:
1-го сорта (для производства алкогольных напитков не используется); высшей очистки; «Базис»; «Экстра»; «Люкс»; «Базис»; «Альфа».
В пункте 4.2.1 ГОСТ Р 51652-2000 указано, что спирты «Люкс», «Экстра» и «Базис» вырабатываются из различных видов зерна и смеси зерна и картофеля (количество крахмала картофеля и смеси не должно превышать 35 % при выработке спирта «Люкс» 60 % - при выработке спиртов «Экстра» и «Базис»). Спирт «Альфа» вырабатывается пшеницы, ржи или смеси пшеницы и ржи.
Классификация спирта «Люкс» и спирта «Альфа» по разным категориям в зависимости от степени очистки и выработки фактически означает разное качество товара, и у спирта «Альфа» этот показатель выше.
Указанные в рекламе сведения «отборный спирт стандарта АЛЬФА» позволяют сделать вывод о том, что в состав водки «ПЯТЬ ОЗЕР ПРЕМИУМ» входит спирт «Альфа», что вводит в заблуждение потребителей рекламы.
Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 27 марта 2013 года реклама водки «ПЯТЬ ОЗЕР ПРЕМИУМ» признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». Указанное решение заявителем в судебном порядке не оспорено.
Вина общества заключается в указании в рекламе водки «ПЯТЬ ОЗЕР ПРЕМИУМ» не соответствующих действительности сведений о составе данного продукта, а именно об использовании в ней спирта стандарта «Альфа», противоречит требованиям пункта 2 части 3 статьи Федерального закона «О рекламе».
Порядок привлечения ООО «Молл» к административной ответственности, предусмотренный ст. 25.1 КоАП РФ не нарушен: протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление рассмотрены с надлежащим извещением общества об их составлении.
Довод заявителя об отсутствии вины не может быть принят судом как основанный на неверном толковании норм права. Вменяемое заявителю административное правонарушение предусматривает ответственность рекламодателей одновременно с рекламораспростарнителями, из чего следует, что обществу надлежало проверить текст рекламы по предмет её соответствия закону.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Оснований для освобождения от административной ответственности и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, по мнению суда, не имеется.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований о признании незаконным постановления № 7158/08 от 03.07.2013 суд не находит.
Руководствуясь ст.ст. 67-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течении десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aas.arbitr.ru).
Судья: В.В. Худякова