ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-14640/16 от 03.10.2016 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

10 октября 2016 года

                   Дело № А76-14640/2016

Резолютивная часть решения объявлена 03 октября 2016 года

Решение в полном объеме изготовлено  10 октября 2016 года

         Судья Арбитражного суда Челябинской области Мрез И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бакировой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Автомобильный завод «Урал», г.Миасс

к  Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области о  признании незаконными отказов  в государственной регистрации

при участии в заседании:

от акционерного общества «Автомобильный завод «Урал»: Копыловой Е.Н. - доверенность № 172 от  01.02.2016;

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области: Кардава О.Б. - доверенность № 246 от  28.09.2015

                                                       УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Автомобильный завод «Урал»  (далее: заявитель, АО «Автомобильный завод «Урал») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (ответчик, Управление Росреестра по Челябинской области), в котором просит:

1. Признать недействительным сообщение № 74/034/301/2016-1726 от 11 апреля 2016 года Управления федеральной регистрационной службы, кадастра и картографии по Челябинской области об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество - дом для сторожа (агрегатного цеха) общей площадью 47,9 кв. м. расположенного по адресу: Челябинская область, город Миасс, оз. Тургояк.

2.Признать недействительным сообщение № 74/034/301/2016-2130 от 22 апреля 2016 года Управления федеральной регистрационной службы, кадастра и картографии по Челябинской области об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество - дом сторожа (цех нормаль), общей площадью 48,2 кв. м., расположенного по адресу: Челябинская область, город Миасс, оз. Тургояк.

3.Признать недействительным сообщение № 74/034/301/2016-2132 от 22 апреля 2016 года Управления федеральной регистрационной службы, кадастра и картографии по Челябинской области об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество - дача 2 (цех нормаль), общей площадью 38,1 кв. м., расположенного по адресу: Челябинская область, город Миасс, оз. Тургояк.

4.Признать недействительным сообщение № 74/034/301/2016-2134 от 22 апреля 2016 года Управления федеральной регистрационной службы, кадастра и картографии по Челябинской области об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество - дача 1 (цех нормаль), общей площадью 31,4 кв. м., расположенного по адресу: Челябинская область, город Миасс, оз. Тургояк.

5.Признать недействительным сообщение № 74/034/301/2016-2135 от 22 апреля 2016 года Управления федеральной регистрационной службы, кадастра и картографии по Челябинской области об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество - дача (кузовной цех), общей площадью 40,5 кв. м. расположенного по адресу: Челябинская область, город Миасс, оз. Тургояк.

6.Признать недействительным сообщение № 74/034/301/2016-2136 от 22 апреля 2016 года Управления федеральной регистрационной службы, кадастра и картографии по Челябинской области об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество - дача 6-ти комнатная (агрегатного цеха), общей площадью 43,3 кв. м., расположенного по адресу: Челябинская область, город Миасс, оз. Тургояк.

7.Обязать Управление федеральной регистрационной службы, кадастра и картографии по Челябинской области зарегистрировать переход права собственности к Акционерному обществу «Автомобильный завод «УРАЛ» на недвижимое имущество:

- дом   для   сторожа   (агрегатного   цеха)   общей   площадью   51,1   кв.   м. расположенного по адресу: Челябинская область, город Миасс, оз. Тургояк;

-дом сторожа (цех нормаль), общей площадью 48,2 кв. м. расположенного по адресу: Челябинская область, город Миасс, оз. Тургояк;

-дача 2 (цех нормаль), общей площадью 38,1 кв. м. расположенного по адресу: Челябинская область, город Миасс, оз. Тургояк;

-дача 1 (цех нормаль), общей площадью 31,4 кв. м. расположенного по адресу: Челябинская область, город Миасс, оз. Тургояк;

-дача (кузовной цех), общей площадью 40,5 кв. м. расположенного по адресу: Челябинская область, город Миасс, оз. Тургояк;

-дача  6-ти  комнатная  (агрегатного  цеха),  общей  площадью  43, 3   кв. м. расположенного по адресу: Челябинская область, город Миасс, оз. Тургояк.

В судебном заседании 27.09.2016 объявлялся перерыв до 03.10.2016. Информация в форме публичного объявления о перерыве и продолжении судебного заседания была размещена на официальном сайте Арбитражного суда Челябинской области в сети Интернет. Определения Арбитражного суда Челябинской области содержат ссылку об адресе официального сайта Арбитражного суда Челябинской области.

После перерыва представитель ответчика не явился. С учетом изложенного, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика в порядке ст. 156,163 АПК РФ с учетом положений Информационного письма Президиума ВАС РФ от 19.09.2006 № 113 «О применении ст. 163 АПК РФ».

        Представитель заявителя в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал по основаниям указанным в заявлении.

Управление Росреестра по Челябинской области представило отзыв на заявление (л.д. 1-6 т.3), в котором просит в удовлетворении требований АО «Автомобильный завод «Урал» отказать. Оспариваемые отказы считает законными и обоснованными.

           Исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

         02.11.2001 между ОАО «Автмобильный завод «УРАЛ» (Покупатель) и ОАО «УралАЗ» (Продавец) заключен договор купли-продажи № 1855у/1891 прс согласно условиям, которого Продавец обязуется передать Покупателю недвижимое имущество согласно приложению № 1 к договору, а Покупатель принять то имущество и оплатить его (л.д. 1-8 т.2).

       26.11.2001 года между Продавцом и Покупателем подписано дополнительное соглашение к договору № 1855у/1891 прс от 02.11.2001 года, согласно которому стороны дополнили приложение № 1 к договору  недвижимым имуществом, указанным в Приложении № 1 к дополнительному соглашению (л.д.10-12 т.2), в том числе:

        -  дом   для   сторожа   (агрегатного   цеха)   общей   площадью   51,1   кв.   м. расположенного по адресу: Челябинская область, город Миасс, оз. Тургояк;

       - дом сторожа (цех нормаль), общей площадью 48,2 кв. м. расположенного по адресу: Челябинская область, город Миасс, оз. Тургояк;

       - дача 2 (цех нормаль), общей площадью 38,1 кв. м. расположенного по адресу: Челябинская область, город Миасс, оз. Тургояк;

       - дача 1 (цех нормаль), общей площадью 31,4 кв. м. расположенного по адресу: Челябинская область, город Миасс, оз. Тургояк;

     - дача (кузовной цех), общей площадью 40,5 кв. м. расположенного по адресу: Челябинская область, город Миасс, оз. Тургояк;

       - дача  6-ти  комнатная  (агрегатного  цеха),  общей  площадью  43, 3   кв. м. расположенного по адресу: Челябинская область, город Миасс, оз. Тургояк.

Указанное выше имущество принято ОАО «Автомобильный завод «УРАЛ» по акту приема-передачи имущества от 26.12.2001 года (л.д.15-16 т.2).

          ОАО «УралАЗ» ликвидировано вследствие банкротства по решению Арбитражного суда Челябинской области 02.11.2005 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного ресстра юридических лиц (л.д.21-26 т.2).

         02.03.2016, 15.03.2016 года АО «Автомобильный завод «Урал» обратилось в Управление Росреестра по Челябинской области с заявлениями о государственной регистрации права собственности на нежилые здания, назначение нежилое, площадью 48,2 кв.м., площадью 43,3 кв.м, площадью 40,5 кв.м., площадью 31,4 кв.м., площадью 38,1 кв.м., 47,9 кв.м., расположенные по адресу: Челябинская область г.Миасс, оз.Тургояк.

17.03.2016 в порядке межведомственного взаимодействия Управлением Росреестра по Челябинской области направлены запросы в адрес Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии "по Челябинской области о предоставлении кадастрового паспорта на объекты недвижимого имущества, в ответ на которые поступили Уведомления об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений от 10.04.2016, 21.03.2016 г.

         При проведении правовой экспертизы представленных документов были выявлены замечания, препятствующие проведению государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем заявитель был уведомлен письмами № 74/034/301/2016-2130 от 10.03.2016, №№ 74/034/301/2016-2130, 74/034/301/2016-2136, 74/034/301/2016-2135, 74/034/301/2016-2134,  74/034/301/2016-2132от 22.03.2016 государственная регистрация была приостановлена с 10.03.2016 по 08.04.2016 и с 22.03.2016 по 21.04.2016 соответственно, согласно пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации). 

        Управлением Росреестра по Челябинской области заявителю было предложено самостоятельно обратиться с заявлением в орган кадастрового учета за постановкой на учет объекта недвижимости.

         Также при проведении правовой экспертизы документов, поступивших на регистрацию,выявлено, чтозаявитель обратился за государственной регистрацией права собственности на основанииДоговора купли-продажи от 02.11.2001 г. и дополнительного соглашения к нему от26.12.2001 г. Однако в Едином государственном реестре прав отсутствуют сведения орегистрации права Продавца на указанный объект недвижимого имущества. Заявление ииные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего правана объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственнойрегистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального законаперехода данного права, не представлены. Также не представлено заявление о переходеправа собственности на данный объект недвижимости от ОАО "УралАЗ".

          Управление Росреестра по Челябинской области сообщениями от 19.04.2016 № № 74/034/301/2016-2130,74/034/301/2016-2136, 74/034/301/2016-2134, 74/034/301/2016-2132на основании аб.9,10,12 п.1 ст.20 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отказало АО «Автомобильный завод «Урал» в государственной регистрации права собственности в связи с не представлением документов необходимых для государственной регистрации права.

В обоснование отказа в государственной регистрации Управление указало, что правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; осуществление государственной регистрации права собственности не допускается всоответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи. Управление указало, что          Заявителем представлено заявление о государственной регистрации права собственности на основании Договора купли-продажи от 02.11.2001 г. и дополнительного соглашения к нему от 26.12.2001 г. Однако в Едином государственном реестре прав отсутствуют сведения о регистрации права Продавца на указанный объект недвижимого имущества, заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, не представлены. Также не представлено заявление о переходе права собственности на данный объект недвижимости от ОАО "УралАЗ". Согласно сведениям, полученным в порядке межведомственного взаимодействия через Портал государственных услуг ОАО "УралАЗ" ликвидировано по решению суда 02.11.2005г.

          Также АО «Автомобильный завод «Урал» получено сообщение об отказе в государственной регистрации права собственности на здание – назначение: нежилое, площадь: 40,5 кв.м., расположенное по адресу: Челябинская область, г.Миасс, оз.Тургояк от 22.04.2016  № 74/034/301/2016-2135( л.д. 44-45 т.3), где в качестве основания отказа Управление Росреестра по Челябинской области указало на непредставление заявителемзаявления и иных необходимых документов на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;непредставление документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;

02.03.2016, 12.04.2016, 13.04.2016, 20.04.2016 АО «Автомобильный завод «Урал»  обратилось в Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области  с заявлениями о постановке на кадастровый учет нежилых зданий: дом сторожа (цех нормаль) общей площадью 48,2 кв.м., дом сторожа (агрегатного цеха) общей площадью 47,9 кв.м., дача 2 (цех нормаль) общей площадью 38,1 кв.м., дача 2 (цех нормаль) общей площадью 31,4 кв.м., дача (кузовной цех) общей площадью 40,5 кв.м., дача 6-ти комнатная (агрегатного цеха) общей площадью 43,3 кв.м., расположенных по адресу: Челябинская область, г. Миасс, оз. Тургояк.

Указанные объекты недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости 07.04.2016, 21.04.20016, 25.04.2016, 06.05.2016 с присвоением кадастровых номеров 74:34:0310009:557 (дом сторожа пл. 48,2 кв.м), 74:34:0310009:559 (дача 2 пл. 38,1 кв.м.), 74:34:0310009:563 (дача (цех нормаль) пл. 31,4 кв.м.), 74:34:0000000:6814 (дача пл. 40,5 кв.м.), 74:34:0310009:562 (дача агрегатного цеха) пл. 4,3 кв.м.).

        Заявитель, посчитав, что отказами в государственной регистрации права собственности на указанные выше объекты недвижимости нарушены его законные права и интересы, обратился с настоящим заявлением в суд.

В соответствии с ч. 1  ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием, а, следовательно, спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате изданием ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с п. 1, 5, 6 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Отказ в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть оспорены в суде. Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) для целей настоящего Федерального закона используются, в том числе, следующие основные термины: недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы; ограничения (обременения) - наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, ареста имущества и других).

Из системного толкования положений ст.ст. 2, 12 Закона о регистрации, следует, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в арбитражный суд. Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.

Порядок проведения государственной регистрации прав установлен ст. 13 Закона о регистрации и включает в себя: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрацию таких документов; правовую экспертизу документов и проверку законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

В соответствии со ст. 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Заявителю выдается расписка в получении документов на государственную регистрацию прав с их перечнем, а также с указанием даты и времени их представления с точностью до минуты. Расписка подтверждает принятие документов на государственную регистрацию прав.

Статьей 17 Закона о регистрации установлены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которыми, в том числе, являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки. Обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленным настоящим пунктом основаниям государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта данного объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план данного объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание данного объекта недвижимого имущества, либо в случае государственной регистрации прав на земельный участок - кадастровый паспорт или кадастровый план такого земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в предыдущем пункте, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

При этом, как установлено ст. 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

В соответствии с абз. 3 п.2 ст. 13 Закона о регистрации государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.

В соответствии со ст. 9, 13, 17 Закона о регистрации, п. 32 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста РФ от 01.07.2002 №184 (далее Методические рекомендаций), при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав.

Когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд, исходя из пункта 3 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, по требованию другой стороны вправе вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. При таких обстоятельствах государственная регистрация перехода права собственности производится на основании решения суда. Указанная норма применяется по аналогии и тогда, когда обязанность продавца недвижимости по участию в государственной регистрации перехода права собственности не может быть исполнена по причине его ликвидации.

Как следует из материалов дела,  факт принадлежности вышеуказанного недвижимого имущества Заявителю на праве собственности подтвержден следующим: распоряжением Правительства РФ от 16.12.1992 №2350-р, распоряжением Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом от 21.12.1992 №1165-р, решением Челябинского областного Совета народных депутатов ль 15.01.1993 №2, протоколом заседания комиссии по приватизации от 25.08.2000 №124, актом оценки стоимости зданий и сооружений от 23.08.2000, договором купли-продажи №1855у/1891прс от 02.11.2001, актом приема-передачи от 24.02.2001, справкой об оплате, планом приватизации (т.1 л.д. 148-165, т.2 л.д. 1-20, 27-45).

Арбитражный суд Челябинской области, в соответствии с Законом РФот 19 ноября 1992г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» вынес решение о  признании ОАО «УралАЗ» несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства. На основании судебного акта арбитражного суда Челябинской области об окончании конкурсного производства ОАО «УралАЗ» было ликвидировано, о чем 02.11.2005 в Едином государственный реестр юридических лиц внесена запись № 2057407035520 (т.2 л.д. 21-26).

Учитывая вышеизложенные и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что представленные документы свидетельствуют о принадлежности спорного имущества заявителю, имеют все необходимые данные, позволяющие определенно установить переданное заявителю недвижимое имущество.

В отсутствие притязаний третьих лиц на это имущество, отказы Заявителю в  государственной регистрации объекта недвижимости не соответствуют упомянутым нормам права и противоречит принципу правовой определенности (в указанной части).

Однако, все оспариваемые отказы, за исключением отказа, изложенногов сообщении от 22.04.2016 № № 74/034/301/2016-2135, содержат ссылку на отсутствие сведений об этих объектах в государственном кадастре недвижимости.

В силу п. 1.2 ст. 20 Закона о регистрации не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что в порядке межведомственного взаимодействия государственным регистратором в адрес Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области были направлены запросы. В ответах на них, Филиал сообщил об отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений об объектах недвижимости, права на которые заявлены к регистрации, что подтверждается материалами регистрационных дел. В связи с чем, в проведении регистрационных действий было отказано.

В указанной части, оспариваемые отказы (по пяти заявлениям Общества о государственной регистрации права собственности на нежилые здания —   дом сторожа площадью 48,2 кв.м., дача 2 площадью 38,1 кв.м., дача 1 площадью 31,4 кв.м., дом для сторожа 47,9 кв.м., дача 6-ти комнатная площадью 43,3 кв.м.) являются законными.

Необходимо отметить, что согласно кадастровым паспортам, приложенным Обществом к заявлению в суд, нежилые здания были поставлены на кадастровый учет после принятия решений Управлением об отказе в государственной регистрации права собственности.

Более того, как верно указал представитель Управления, в отношении доводов заявителя о том, что им сдавались документы по системе одного окна необходимо отметить следующее.

В соответствии с Положением об Управлении Росреестра по Челябинской области, утвержденный приказом Федеральной регистрационной службы кадастра и картографии от 27.10.2009 № 304 Управление является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, наименований географических объектов, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции государственного геодезического надзора, государственного земельного контроля, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих, саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственного метрологического надзора в области геодезической и картографической деятельности на территории Челябинской области.

Вместе с тем Управление не осуществляет полномочия органа кадастрового учета по Челябинской области. Приказом Росреестра от 11.03.2010 №П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета», Управлением 01.12.2010 переданы полномочия кадастрового учета ФГБУ «КП» по Челябинской области (в настоящий момент — филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области): ведение государственного кадастра недвижимости; кадастровый учет объектов недвижимости; предоставление сведений из ГКН. Таким образом, органом кадастрового учета на территории Челябинской области с 01.12.2010 является филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области.

Совместным приказом Управления и Филиала от 30.06.2011 № П/175/172 утверждена схема внутриведомственного взаимодействия по организации приема и выдачи документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним между Управлением, его территориальными отделами и Филиалом, его структурными подразделениями с использованием программного комплекса приема-выдачи документов (далее - Схема взаимодействия).

Пунктом 4.1 Схемы взаимодействия установлено, что при одновременном поступлении в структурное подразделение Филиала заявления о проведении государственного учета объекта недвижимости (далее — ГКУ) и заявления о государственной регистрации прав специалист структурного подразделения Филиала, ответственный за прием документов на государственную регистрацию прав:

- выдает заявителю расписки в получении документов на проведение ГКУ и на государственную регистрацию прав (второй экземпляр расписки в получении документов на государственную регистрацию прав приобщает к делу правоустанавливающих документов);

- в расписке в получении документов на государственную регистрацию прав   вручную   указывает   срок   готовности   документов:   «в   течение

_рабочих дней с момента постановки на ГКУ»;

- копирует поступившие заявления о государственной регистрации прав и о проведении ГКУ, выполняет на копиях надпись об их соответствии оригиналам и заверяет ее своей подписью с указанием фамилии и инициалов;

- формирует сопроводительные реестры;

- направляет дела правоустанавливающих документов в территориальный отдел либо ответственному лицу структурного подразделения аппарата Управления, к которым прикладываются заверенные копии заявлений о проведении ГКУ;

- направляет учетные дела в соответствующий отдел структурного подразделения Филиала, к которым прикладываются заверенные копии заявлений о государственной регистрации прав.

При постановке на учет объекта отдел структурного подразделения Филиала направляет в территориальный отдел либо ответственному лицу аппарата Управления дополнительно изготовленный экземпляр кадастрового паспорта объекта недвижимости (п. 5.1 Схемы взаимодействия).

Причем срок государственной регистрации прав в случае одновременного представления документов на государственную регистрацию прав и на проведение ГКУ начинает исчисляться со дня внесения в ГКН сведений о соответствующем объекте недвижности (п. 5.4 Схемы взаимодействия).

Исходя из материалов дела, в том числе документов, представленных Обществом в Управление на государственную регистрацию прав, а также документов, представленных непосредственно в судебное заседание по запросу суда от органа кадастрового учета, следует, что документы были сданы не по системе «одного окна». Согласно сведений государственного кадастра недвижимости заявления о постановке на кадастровый учет нежилых зданий были поданы Обществом в Филиал посредством использования Портала государственных услуг Росреестра 02.03.2016, 12.04.2016, 13.04.2016, 20.04.2016. Тогда как заявления о государственной регистрации прав на нежилые здания были поданы Обществом непосредственно в окно приема документов Филиала 02.03.2016 и 15.03.2016, до подачи заявлений в Филиал.

Учитывая все изложенное выше, оспариваемый отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности АО «Автомобильный завод «УРАЛ» на недвижимое имущество - дачу (кузовной цех), общей площадью 40,5 кв. м. расположенного по адресу: Челябинская область, город Миасс, оз. Тургояк, изложенный в сообщении от 22.04.2016 № № 74/034/301/2016-2135, является незаконным, противоречит п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 18 Закона о регистрации. Указанный оспариваемый отказ в государственной регистрации нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку  ущемляет права заявителя на осуществление правомочий собственника в отношении объекта недвижимого имущества. В указанной части требования заявителя подлежат удовлетворению.

При этом, по мнению суда надлежащим способом восстановления нарушенного права будет возложение обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области произвести государственную регистрацию права собственности АО «Автомобильный завод «УРАЛ» на недвижимое имущество - дачу (кузовной цех), общей площадью 40,5 кв. м. расположенного по адресу: Челябинская область, город Миасс, оз. Тургояк в 30-ти дневный  срок с момента вступления решения суда в законную силу.

В отношении иных требований, суд не находит оснований для их удовлетворения по обозначенным выше основаниям.

Расходы по уплате госпошлины полежат распределения в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-171, 176, 200, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области об отказе  в государственной регистрации права собственности АО «Автомобильный завод «УРАЛ» на недвижимое имущество - дачу (кузовной цех), общей площадью 40,5 кв. м. расположенного по адресу: Челябинская область, город Миасс, оз. Тургояк, изложенное в сообщении от 22.04.2016 № № 74/034/301/2016-2135.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области произвести государственную регистрацию права собственности АО «Автомобильный завод «УРАЛ» на недвижимое имущество - дачу (кузовной цех), общей площадью 40,5 кв. м. расположенного по адресу: Челябинская область, город Миасс, оз. Тургояк в 30-ти дневный  срок с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части требований, отказать.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в пользу АО «Автомобильный завод «УРАЛ» расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                           И. В. Мрез