ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-14684/06 от 03.10.2006 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Челябинск

«04» октября 2006г. Дело № А76-14684/2006-44-738

Резолютивная часть решения оглашена 03.10.2006г.

Полный текст решения изготовлен 04.10.2006г.

Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Елькиной Л.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бикташевой Ю.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ОАО «ММК» г.Магнитогорск

к МР ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 2 по Челябинской области г. Магнитогорск

о признании недействительным решения

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 14.12.04г.

от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности от 11.09.06г.; ФИО3 – представитель по доверенности от 03.05.06г.

У С Т А Н О В И Л:

ОАО «ММК» обратилось с заявлением о признании недействительным решения МР Инспекции ФНС России № 2 по Челябинской области от 13.04.2006г. № 43/48, согласно которому заявителю предложено уплатить транспортный налог за 2005г. в сумме 1 454 349 руб.

Основанием к начислению налога в указанном размере явилась переквалификация типа автотранспортных средств, определенных налогоплательщиком в целях налогообложения как «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу».

Оценка типа транспортных средств в качестве «Грузовых автомобилей» повлекла изменение ставок, подлежащих применению при исчислении транспортного налога в порядке ст.361 НК РФ.

При определении категории транспортного налога налоговая инспекция руководствовалась Общероссийским классификатором основных фондов ОКО 13-94 (ОКОФ), согласно которому БелАЗы в силу своих технических характеристик подлежат отнесению к автомобилям грузовым (код 153410020).

Специальные автомобили различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлено различное оборудование, агрегаты и установки также были отнесены налоговой инспекцией к грузовым автомобилям, так как установленное на автомобилях оборудование в силу Женевского соглашения от 20.031958г. и Общероссийского классификатора ОК 005-93 является грузом.

Указанные выводы нашли отражение в акте проверки от 27.03.2006г. № 52, по результатам рассмотрения которого (л.д. 17, 18 том 1) и поданных ОАО «ММК» возражений, было руководителем налогового органа принято решение, оспариваемое по настоящему делу.

Заслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает требование заявителя подлежащим удовлетворению по следующим обстоятельствам:

Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации, лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения по ст. 358 данного Кодекса, являются плательщиками транспортного налога.

В соответствии с п. 16 раздела IV Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.04.2003 N БГ-3-21/177, при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 и Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII.

В целях установления объекта налогообложения и его качественного определения имеет важное значение регистрация транспортного средства.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 938 от 12.08.1994 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения ГИБДД и органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (органы гостехнадзора).

При этом подразделения ГИБДД осуществляют регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Тип транспортного средства определяется в паспорте транспортного средства (ПТС).

В соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" паспорт транспортного средства представляет собой документ, действующий на всей территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении.

Согласно Постановлению Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов" паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, а также в целях борьбы с их хищениями, обеспечения защиты прав потребителей.

Паспорт транспортного средства, в том числе, подтверждает наличие "одобрения типа транспортного средства".

Под типом транспортного средства понимаются транспортные средства, характеризующиеся совокупностью одинаковых конструктивных признаков, зафиксированных в технических описаниях.

Приказом МВД РФ, ГТК РФ, Госстандарта РФ от 30.06.1997 N 399/388/195 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1445" утверждено Положение о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, действующее в период выдачи налогоплательщику паспортов транспортных средств.

Из правил, установленных пунктами 1.3 - 1.6 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, следует, что паспорта выдаются собственникам транспортных средств организациями-изготовителями, таможенными органами и подразделениями Госавтоинспекции.

В соответствии с пунктом 2.1.1 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств при выдаче паспортов организациями-изготовителями, таможенными органами, подразделениями Госавтоинспекции заполняется раздел паспорта, содержащий идентификационные и технические характеристики транспортного средства и (или) шасси, сведения об организации-изготовителе, о наличии Одобрения типа транспортного средства или Заключения на шасси, а также данные о собственнике транспортного средства и (или) шасси и организации, выдавшей паспорт.

С учетом изложенного следует, что полномочиями по отнесению транспортных средств к тому или иному типу транспортных средств наделены организации-изготовители, таможенные органы и подразделения Госавтоинспекции.

Из материалов дела следует, что автомобили «БелАЗ» изготовителем в паспортах транспортных средств (л.д. 69-150) поименованы самоходными самосвальными машинами.

Указанные транспортные средства согласно постановлению Госстандарта РФ от 01.04.98г. № 19 зарегистрированы в органах Ростехнадзора, как предназначенные для работы в карьерах, вне автодорог общего пользования.

Исходя из указанного, налоговый орган не доказал неправомерность применения обществом в отношении спорного объекта ставки "другие самоходные машины", то есть не подтвердил факт "иного неправильного исчисления налога", которое повлекло недоплату налога. Следовательно, в силу положений п. 1 ст. 109 Налогового кодекса в рассматриваемом случае привлечение организации к ответственности за недоплату транспортного налога является неправомерным.

По автомобилям «БелАЗ» налоговым органом начислен неосновательно транспортный налог в сумме 1 278 960 руб.

В контексте вышеуказанных нормативных документов о типе транспортных средств, неправомерно налоговой инспекцией к грузовым автомобилям были отнесены специальные автокраны, буровые установки агрогидроподъемники, кран-бурильная, специальные пожарные, подметально-уборочная, мусоровоз, мастерская, аварийная, бетоносмеситель, вакуумная, специальная лаборатория, топливо-заправщик и иные специальные машины, т.к. часть из них согласно ОКОФ относится к оборудованию подъемно-транспортному подвижному, специальным автомобилям (не входят в разряд «грузовые»), автоцистернам. Другая часть автомобилей используется в связи с конструктивными особенностями для работы, не являющихся грузоперевозками. Поэтому названные машины не относятся к типу «грузовые автомобили».

Из представленных паспортов к грузовым автомашинам согласно типу, указанному в ПТС и ОКОФ (к грузовым автомобилям относятся бортовые, фургоны, автомобили тягачи, автомобили самосвалы) может быть отнесен КамАЗ 53212 (рег. знак <***>) (л.д. 47 т. 2), сумма доначисленного налога за который составляет 1 650 руб.

Последний, вместе с тем, также не подлежит уплате в порядке принятого решения.

Как следует из акта проверки и решения на лицевом счете налогоплательщика на даты возникновения обязанности по уплате налога и принятия решения имелась переплата, превышающая размер начисленного налога.

В контексте ст. 78 (п. 5) НК РФ при наличии переплаты принятие решения об уплате налога не правомерно, т.е. такое решение нарушает права налогоплательщика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167-171, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным решение МР Инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 2 по Челябинской области от 13.04.2006 № 43/48 в части предложения уплатить неуплаченную сумму транспортного налога за 2005 год в сумме 1 454 349 руб. (п.2.1 решения), как не соответствующее нормам Налогового Кодекса РФ.

Возвратить ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» г. Магнитогорск из федерального бюджета госпошлину в сумме 2 000 руб., оплаченных по платежному поручению № 14799 от 04.07.2006г.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Челябинской области.

Судья Л.А. Елькина

0_5