ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-14884/13 от 21.11.2013 АС Челябинской области

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

тел. (351)263-44-81, факс (351)266-72-10

E-mail: info@chel. arbitr. ru, http: www.chel.arbitr.ru

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Челябинск

28 ноября 2013 года Дело № А76-14884/2013

Резолютивная часть решения объявлена 21 ноября 2013 года

Решение в полном объеме изготовлено 28 ноября 2013 года

Судья Арбитражного суда Челябинской области И. В. Мрез, при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиофиксации секретарем судебного заседания Мартын И. Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Арбитражного суда Челябинской области, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Воровского, 2, каб. 416, дело по заявлению Муниципального автономного учреждения «Кировка», Управления культуры Администрации г.Челябинска к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, г. Челябинск

об оспаривании ненормативных правовых актов

при участии в заседании:

от заявителей:

МАУ «Кировка»: Никольской Д.Д. – представителя по доверенности № 147 от 03.10.2013, личность удостоверена паспортом;

Управление культуры: Москвичева Р.В. – представителя по доверенности, паспорт;

от ответчика: Соболевской Т.М. – представителя по доверенности № 35 от 13.03.2013, личность удостоверена сл.удостоверением;

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное автономное учреждение «Кировка» (далее: МАУ «Кировка») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее: ответчик, УФАС) о признании недействительным решение по делу № 31-07/13 от 02.07.2013 и предписание № 31-07/13 от 02.07.2013.

Определением суда от 04.09.2013 заявление было принято к производству, делу присвоен номер А76-14884/2013.

Определением суда от 11.09.2013 было принято к производству заявление Управления культуры Администрации г.Челябинска к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области с требованием о признании недействительным решение по делу № 31-07/13 от 02.07.2013 и предписание № 31-07/13 от 02.07.2013. Делу присвоен номер А76-19012/2013.

Впоследствии на основании ходатайства об объединении вышеуказанных дел в одно производство, судебные дела № А76-14884/2013 и № А76-19012/2013 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен № А76-14884/2013.

Представители заявителей в судебном заседании на заявленных требованиях настаивали по основаниям, изложенным в заявлениях.

Представитель ответчика возражал по заявленным требованиям по основаниям, изложенным в письменных отзывах, пояснил, что решение, предписание вынесены в соответствии с нормами действующего законодательства и в пределах полномочий, предоставленных антимонопольному органу законом.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Челябинским УФАС России принято решение от 02.07.2013 по делу № 31-07/13, согласно которому действия Управления культуры Администрации города Челябинска (далее - Управление) признаны нарушением:

- части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции по выдаче
 муниципальных заданий МАУ «Кировка» на выполнение работ (оказание услуг), которые не могут являться предметом муниципального задания, поскольку единственным потребителем данных работ (услуг) является муниципальное образование, создают необоснованные препятствия осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам в сфере выполнения работ для муниципальных чужд, и, как следствие, приводят или могут привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции;

- части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции по включению в Устав МАУ «Кировка» видов деятельности, не несоответствующих целям создания автономного учреждения, что создаст ему преимущественные условия при осуществлении деятельности и может привести к созданию дискриминационных условии по отношению к иным хозяйствующим субъектам;

- части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Управления по наделению МАУ «Кировка» функциями органа, местного самоуправления посредством предоставления возможности осуществления их полномочий по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом не в соответствии с целями создания автономного учреждения и назначением имущества, переданного учреждению в оперативное управление.

Кроме того, было принято решение выдать Управлению культуры предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства путем приведения Устава МАУ «Кировка» в соответствие с требованиями действующего законодательства, в том числе исключения видов деятельности не соответствующих целям создания МАУ «Кировка», а именно осуществление деятельности в сфере культуры.

А также предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно о недопущении включения в муниципальное задание для МАУ «Кировка» положения о выполнении работ (оказании услуг), которые необходимы для решения вопросов местного значения и являются муниципальной нуждой.

Не согласившись с указанными ненормативными правовыми актами, заявитель обратился в суд с требованием о признании их незаконными и отмене.

В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статей 13 ГК РФ установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.

Организационные и правовые основы рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами установлены главой 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).

Исходя из Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 и Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 15.12.2006 № 324, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции, в том числе, по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» арбитражный суд учитывает, что ФАС России вправе возбуждать и рассматривать дела о нарушении антимонопольного законодательства вне зависимости от места совершения правонарушения или нахождения предполагаемого нарушителя в пределах сферы применения Закона о защите конкуренции, установленной в статье 3 Закона.

В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» согласно части 1 статьи 2 Федерального закона "О защите конкуренции" антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона N 135-ФЗ обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства является основанием для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в порядке, предусмотренном главой 9 Закона.

В силу положений ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованным актом прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.

В ходе рассмотрения дела, Комиссией УФАС было установлено следующее.

Согласно Приказу № 111 от 10.08.2010 Управления культуры Администрации города Челябинска «О мероприятиях по созданию муниципального автономного учреждения «Кировка» (далее - Приказ № 111 от 10.08.2010) принято решение об учреждении муниципального автономного учреждения «Кировка».

25 октября 2010 года в соответствии с Приказом № 111 от 10.08.2010 Управлением культуры Администрации города Челябинска утвержден (согласован Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска) Устав МАУ «Кировка» (с изменениями, утвержденными Приказом Управления культуры №48 от 15.04.2011, приказом Управления культуры №38 от 17.04.2012.

Учредителем автономного учреждения от имени муниципального образования «город Челябинск» является Администрация города Челябинска в лице Управления культуры Администрации города Челябинска (пункт 1.4 Устава).

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.1.1.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Закон об автономных учреждениях) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятии по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано (часть I статьи 4 Закона об автономных учреждениях).

Согласно пункту 2.1 Устава МАУ «Кировка» создано для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления города Челябинска в сфере культуры.

Пунктом 2.2 Устава установлено, что для достижения целей, указанных в пункте 2.1 Устава, МАУ «Кировка» осуществляет в установленном законодательством РФ порядке следующие виды деятельности:

1) организация и проведение массовых, культурных, спортивных,
 оздоровительных мероприятий, праздников, гуляний, балов, вечеров отдыха, концертов;

2) организация культурно-просветительных, зрелищно-развлекательных мероприятий;

3) организация познавательных выставок, конкурсов, викторин,
 фестивалей, обрядов;

4) услуги детских игровых центров (с оказанием услуг воспитателей);

5) организация автопарковок (автостоянок);

6) услуги общественного туалета;

7) информационно-рекламная деятельность;

8) уборка территории;

9) организация общественного питания, реализация сувениров и
 продукции декоративно-эстетической направленности;

10) сдача имущества в аренду;

11) хранение и складирование;

12) иные виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ и соответствующие основным целям деятельности автономного учреждения.

Согласно статье 3 Основ законодательства РФ о культуре от 09.10.1992 №3621-1 (Закон о культуре) культурная деятельность деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко- культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Из Устава МАУ «Кировка» следует, что автономное учреждение для достижения целей осуществления полномочий органов местного самоуправления города Челябинска в сфере культуры осуществляет виды деятельности, в том числе: организация автопарковок (автостоянок), услуги общественного туалета, информационно-рекламная деятельность, уборка территории, организация общественного питания, хранение и складирование, которые не могут быть отнесены в соответствии с Законом о культуре к деятельности в сфере культуры.

МАУ «Кировка» на 2012-2013 годы выданы муниципальные задания, которые фактически не содержат показателей услуги.

Так, Муниципальным заданием МАУ «Кировка» на 2012 от 26.12.2011 предусмотрено выполнение, в том числе следующих муниципальных услуг:

- часть 1- услуга по организации и проведению культурно-массовых, спортивных, оздоровительных, экологических, театрализованных мероприятий, праздников, гуляний, программ выходного дня, экскурсий, концертов в местах массового отдыха населения, потребителями которых указаны физические и юридические лица, в количестве 64 (шестьдесят четыре) единицы,

- часть II- работы по созданию условий для досуга и массового отдыха жителей и по обустройству мест массового отдыха - количество проведенных работ по обустройству мест массового отдыха в количестве 7 (семь) единиц. При этом категория потребителей услуг не определена.

Муниципальное задание МАУ «Кировка» на 2013 год от 28.12.2012 предусматривает выполнение следующих муниципальных услуг:

- часть I услуга по организации и проведению культурно-массовых, спортивных, оздоровительных, экологических, театрализованных мероприятий, праздников, гуляний, программ выходного дня, экскурсий, концертов в местах массового отдыха населения, потребителями которых указаны физические лица, в количестве 0 (ноль) единиц;

- часть II - работа но обустройству мест массового отдыха, в количестве 0 (ноль) единиц (раздел I), работа по профилактике терроризма и экстремизма во время проведения культурно - массовых, спортивных, оздоровительных, экологических, театрализованных мероприятий, праздников, гуляний, пpoграмм выходного дня, экскурсий, концертов в местах массового отдыха населения в количестве 1 (одна) единица, (раздел 2), категория потребителей которых не определена.

Таким образом, категории потребителей в муниципальных заданиях на 2012 и 2013 годы МАУ «Кировка» учредителем не определены, что не соответствует статье 69.2 Бюджетного кодекса РФ.

В материалах антимонопльного дела имеются письменные пояснения МАУ «Кировка» о том какие и в каком количестве были организованы и проведены культурно-массовые мероприятия.

Кроме того, в материалы дела представлены письма органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, граждан в подтверждение осуществления учреждением деятельности в сфере культуры.

Согласно указанным письмам, в адрес автономного учреждения поступают обращения о согласовании или разрешении проведения на территории пешеходной зоны ул. Кировка (КДЦ Кировка) культурно-массовых мероприятий,

Из содержания указанных писем следует, что автономное учреждение не является организатором культурно массовых мероприятий, а осуществляет прием заявлений о согласовании возможности их проведения на территории КДЦ Кировка, а также осуществляет уборку пешеходной зоны улицы Кирова после их проведения.

Вместе с тем, порядок организации и проведения культурно-массовых, театрально-зрелищных мероприятий и фейерверков в городе Челябинске, проводимых в стационарных или временных спортивных и культурно-зрелищных сооружениях, а также в парках, садах, скверах, на бульварах, улицах, площадях и водоемах и других территориях в городе определен Положением о порядке организации и проведения культурно-массовых, театрально-зрелищных мероприятий и фейерверков в городе Челябинске, утвержденным Постановлением Администрации города Челябинска от 24.04.2012 № 72-п (далее - Положение).

Согласно подпункту 1 пункта 2 Положения массовое мероприятие -массовое культурно-зрелищное, спортивное, рекламное или развлекательное мероприятие, в котором принимают участие более 100 человек, проводимое с 8.00 часов до 23.00 часов в местах, указанных в пункте 1 Положения, к которым относится и МАУ «Кировка», и требующее разрешения соответствующих органов местного самоуправления.

Для проведения массового мероприятия организатор обязан получить разрешение в органах местного самоуправления, которое в соответствии с пунктом 6 Положения в зависимости от предполагаемого количества участников и места проведения направляется для рассмотрения Первому заместителю Главы Администрации города, главе администрации соответствующего района в городе (по месту проведения мероприятия).

Таким образом, представленные материалы, свидетельствуют о том, что в рамках исполнения муниципального задания автономное учреждение, в том числе осуществляет функции органов местного самоуправления по приему заявлений о согласовании места проведения мероприятия па территории пешеходной зоны улицы Кировка.

Кроме того, автономное учреждение осуществляет уборку территории улицы Кирова, подземных переходов.

Так, согласно пояснениям МАУ «Кировка» автономное учреждение осуществляет ежедневную плановую и внеплановую уборку территории (уборка снега, листвы, механическая чистка урн, мытье памятников, побелка деревьев и т.д.), в весенний период, - клининговая уборка подземных переходов, скверов, ремонт, вывоз твердых бытовых отходов и снега, установка и но мере необходимости замена тактильного покрытия на ступеньках переходов.

Штатным расписанием МАУ «Кировка» на 2012-2013 годы предусмотрены категории уборщиков территорий в количестве 24 единицы, при этом отсутствуют специалисты, лица, осуществляющие организацию и проведение культурно-массовых мероприятий.

Вместе с тем, пешеходная зона улицы Кировка в оперативное управление или в пользование на ином праве автономному учреждению не передавалась.

Так, согласно пункту 1 Распоряжения Главы города Челябинска от 13.09.2004 № 1616 официальное наименование «Культурно-досуговый комплекс «Кировка» присвоено пешеходной части ул. Кирова г. Челябинска.

Улица Кирова Челябинска, как территория общего пользования уличной сети города, является муниципальной собственностью города Челябинска и подлежит содержанию и благоустройству лицами, отбор которых должен осуществляться в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд№94-ФЗ, поскольку в соответствии со статьей 3 названного закона это является потребностью муниципального образования, то сеть муниципальными нуждами.

Таким образом, автономное учреждение, фактически выполняя уборку, содержание, обслуживание и ремонт пешеходной зоны ул. Кирова (КДЦ Кировка), подземных переходов, расположенных на пересечении: ул. Кирова, пр. Ленина, ул. Воровского и ул. Цвиллинга, пр. Ленина, осуществляет выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд города Челябинска, обеспечение которых должно осуществлять за счет средств местного бюджета и внебюджетных источников финансирования.

Из представленных Управлением, МАУ «Кировка» пояснений следует, что автономное учреждение осуществляет в рамках работ по созданию условий для досуга и массового отдыха жителей и по обустройству мест массового отдыха, в том числе мероприятия по содержанию муниципального имущества КДЦ Кировка, подземных переходов, а именно ежедневная плановая и внеплановая уборка территории (уборка снега, листвы, механическая чистка урн, мытье памятников, побелка деревьев и т.д.), в весенний период - клининговая уборка подземных переходов, скверов.

Однако указанная деятельность но содержанию и уборке пешеходной части улиц, подземных переходов не является муниципальной услугой (работой), оказываемой (выполняемой) для отдельных категорий, физических и (или) юридических лиц, поскольку необходима для решения вопросов местного значения и осуществления полномочий органов местного самоуправления.

При этом единственным субъектом потребления данных услуг (работ) является муниципальное образование города Челябинска, которое для решения вопроса местного значения города Челябинска и осуществления полномочий органов местного самоуправления вправе осуществлять указанную деятельность.

Выполнение работ (оказание услуг) в отношении пешеходной зоны ул. Кирова (КДЦ Кировка), подземных переходов, расположенных на пересечении: ул. Кирова, пр. Ленина, ул. Воровского и ул. Цвиллинга, пр. Ленина, является потребностью муниципального образования «г. Челябинск» и необходимо для решения вопросов местного значения и осуществления полномочий органов местного самоуправления, поэтому указанная деятельность относится к муниципальной нужде.

Соответственно, заказ на оказание услуг и выполнение работ, необходимых для содержания, обслуживания и ремонта указанных объектов, должен быть размещен по правилам, указанным в Законе о размещении заказов например, посредством проведения процедуры торгов (пункт 1 части 1 статьи 10), обеспечение (финансирование) которых должно осуществляться за счет средств местного бюджета и внебюджетных источников финансирования.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам, местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Действия Управления по выдаче указанных муниципальных заданий МАУ «Кировка» на выполнение работ (оказание услуг), которые, не могут являться предметом муниципального задания, поскольку единственным потребителем данных работ (услуг) является муниципальное образование, создают необоснованные препятствия осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам в сфере выполнения работ для муниципальных нужд, и, как следствие, приводят или могут привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В данном случае обеспечение муниципальных нужд финансируется за счет средств бюджета и за счет средств, получаемых от сдачи автономным учреждением в аренду муниципального имущества.

Указанные обстоятельства подтверждаются следующим.

Согласно Соглашению № 201 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания от 01.09.2012 Учредителем предоставлена МАУ «Кировка» субсидия из бюджета города на финансовое обеспечение выполнения учреждением муниципального задания в размере 200 000 (двухсот тысяч) рублей. В 2013 году субсидий из бюджета города на финансовое обеспечение выполнения учреждением муниципального задания не выделялось.

Согласно пояснениям Управления содержание указанного муниципального имущества осуществляется за счет средств, полученных, в том числе от передачи автономным учреждением муниципального имущества в аренду.

Согласно части 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

По договору о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным автономным учреждением № 10-МАУ от 10.11.2010 (далее - договор № 10-МАУ от 10.11.2010) Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска МАУ «Кировка» передано имущество, являющееся муниципальной собственностью города Челябинска (далее - муниципальное имущество).

Согласно пункту 2.3.1. договора № 10-МАУ от 10.11.2010 автономное учреждение вправе владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальным имуществом в порядке и пределах, установленных действующим законодательством и договором, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями учредителя автономного учреждения и назначением муниципального имущества.

В соответствии с пунктом 3.2 Устава, автономное учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с его назначением, уставными целями своей деятельности и решениями собственника в рамках, установленных законодательством РФ, муниципальными правовыми актами города Челябинска.

Таким образом, а соответствии с Уставом МАУ «Кировка» и договором № 10-МАУ от 10.11.2010 автономное учреждение должно осуществлять владение, пользование и распоряжение закрепленным за ним имуществом в целях осуществления своей деятельности в сфере культуры.

Однако по Акту приема-передачи имущества из муниципальной казны г, Челябинска на баланс по договору № 10-МАУ от 10.11.2010 на основании приказа Комитета но управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска от 10.11.2010 № 1553 переданы беседки, киоски, павильоны, скамейки, урны, а также подземные переходы, расположенные на перекрестке пр. Ленина/ул. Кирова/ул. Цвиллинга, общей площадью 1193,1 кв.м, подземный переход, расположенный на перекрестке пр. Ленина/ ул. Цвиллинга, общей площадью 1470,9 кв.м.

Указанные подземные переходы расположены в центре города Челябинска и размещают более ста торговых павильонов розничной торговли товарами народного потребления и (или) оказания бытовых услуг населению, которые являются экономически привлекательными для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по розничной, торговле и оказанию бытовых услуг населению.

Челябинским УФАС России установлено, что МАУ «Кировка» выступает арендодателем указанного муниципального имущества, самостоятельно определяя условия договора аренды данного имущества, в результате которого создаются различные условия конкуренции для организаций (индивидуальных предпринимателей) в пределах одного муниципального образования с использованием муниципального имущества.

Арендные платежи за пользование муниципальным имуществом, а также штрафные санкции по договорам аренды перечисляются на расчетный счет МАУ «Кировка». Так, согласно условиям проекта договора Аукционной документации по продаже права на заключение договоров аренды объектов недвижимого имущества, являющегося муниципальной собственностью и находящегося на праве оперативного управления МАУ «Кировка», извещение № 020812/0005689/02, арендная плата перечисляется на расчетный счет арендодателя (МАУ «Кировка»). Кроме того, согласно платежным поручениям по договорам аренды па расчетный счет МЛУ «Кировка» перечисляются арендные платежи, а также штрафы.

Вышеуказанное свидетельствует о том, что автономное учреждение осуществляет свою деятельность за счет средств, полученных из бюджета (в 2012 году), и платежей по договорам аренды муниципального имущества, переданного в оперативное управление.

Документов, свидетельствующих о том, что назначением переданного МАУ «Кировка» имущества является организация (осуществление) деятельности в сфере культуры, а также что владение данным имуществом автономным учреждением осуществляется в соответствии с целями своей деятельности (например, для организации массовых культурных мероприятий) антимонопольному органу не представлено. Как указано ранее, в 2012 году МАУ «Кировка» осуществляло только прием заявлений о согласовании проведения культурно-массовых мероприятий, сведений о проведении культурно-массовых мероприятий автономным учреждением самостоятельно в 2013 году не представлено.

Доказательств обратного, материалы дела не содержат.

Как уже было отмечено ранее, согласно статье 3 Основ законодательства РФ о культуре от 09.10.1992 № 3612-1 культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей, культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы., фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры м искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Из Устава МАУ «Кировка» следует, что для достижения целей осуществления полномочий органов местного самоуправления города Челябинска в сфере культуры, МАУ «Кировка» осуществляет виды деятельности, в том числе организация автопарковок (автостоянок), услуги общественного туалета, информационно-рекламная деятельность, уборка территории, организация общественного питания, сдача имущества, в аренду, хранение и складирование, которые не могут быть отнесены в соответствии с Законом о культуре к деятельности в сфере культуры.

В связи с этим указанные в пункте 2.2 Устава МАУ «Кировка» виды деятельности не соответствуют целям создания учреждения, а именно осуществление деятельности в сфере культуры, что противоречит части 1 статьи 4 Закона об автономных учреждениях.

Включение в Устав МАУ «Кировка» видов деятельности, не предусмотренных для целей создания автономного учреждения (деятельность в сфере культуры), создает ему преимущественные условия при осуществлении деятельности, может привести к созданию дискриминационных условий по отношению к иным хозяйствующим субъектам и противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Частями 8 и 9 статьи 2 Закона об автономных учреждениях определено, что автономные учреждения являются хозяйствующими субъектами.

Частью 1 статьи 2 Закона об автономных учреждениях предусмотрено, что автономные учреждения создаются для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления.

Таким образом, исходя из буквального толкования данной нормы, автономные учреждения создаются в целях выполнения работ или оказания услуг, а не в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления.

Действующее законодательство не содержит положений, указывающих на то, что вопросы местного значения, равно как и полномочия органов местного самоуправления по вопросам местного значения в части либо в полном объеме могут быть переданы муниципальным автономным учреждениям.

'Гак, МАУ «Кировка» Уставом наделено функциями по управлению, распоряжению муниципальным имуществом, в том числе по проведению торгов, предусматривающих переход прав владения (пользования) муниципальным имуществом, при условии, что в соответствии с частью 4 статьи 36 Устава города Челябинска данные полномочия возложены на Администрацию города Челябинска в лице Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, то есть фактически учреждение создано в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления, что противоречит Закону об автономных учреждениях и антимонопольному законодательству.

Возможность осуществления деятельности по распоряжению муниципальным имуществом (сдача в аренду, благоустройство, содержание муниципального имущества) Управлением, как учредителем МАУ «Кировка», не отрицается, подтверждается письменными пояснениями, договорами аренды муниципального имущества, извещением о проведении торгов, где в качестве организатора аукциона выступает МАУ «Кировка».

Возможность создания муниципального учреждения в целях осуществления непосредственно полномочий органов местного самоуправления, не только не предусмотрена действующим законодательством, но прямо запрещена Законом о защите конкуренции.

'Гак, в соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами, органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено федеральными законами.

Этот запрет направлен на предотвращение возможных злоупотреблений на товарном рынке, когда в одном лице совпадает непосредственный участник хозяйственных отношений и субъект, наделенный властными полномочиями в отношении иных участников.

Исполнение полномочий органами местного самоуправления связано с решением вопросов местного значения.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе:

- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в
 муниципальной собственности городского округа ( пункт 3);

- создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания ( пункт 15);

- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей
 городского округа услугами организаций культуры (пункт 16);

- сохранение, использование и популяризация, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа (пункт 18);

- обеспечение условий для развития на территории городского округа
 физической культуры и массового спорта, организация проведения
 официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий
 городского округа (пункт 19) (далее - мероприятия в сфере культуры).

В соответствии с разделом VI Положения о деятельности в сфере культуры на территории города Челябинска, утвержденного Решением Челябинской городской думы от 27.09,2005 № 6/11, отраслевым органом Администрации города Челябинска по вопросам культуры является Управление культуры Администрации города Челябинска.

Согласно подпунктам 2, 6  пункта 10 Положения об управлении культуры, утвержденного Постановлением Администрации города Челябинска от 08.02.2012 № 277-п, задачами Управления являются создание, условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципального образования «город Челябинск» услугами организаций культуры, создание условий для массового отдыха жителей муниципального образования «город Челябинск» и организация обустройства мест массового отдыха населения.

В соответствии со статьей 2 Закона об автономных учреждениях МАУ «Кировка» вправе выполнять работы, оказывать услуги по проведению массовых мероприятий, иных культурно-просветительных, зрелищно-развлекательных мероприятий, и не может обладать полномочиями органов местного самоуправления, в том числе, по владению, пользованию, распоряжению муниципальным имуществом, определенными Федеральным закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Действия Управления по наделению МАУ «Кировка» функциями органа местного самоуправления посредством предоставления возможности осуществления их полномочий по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом не в соответствии с целями создания автономного учреждения и назначением имущества, переданного учреждению в оперативное управление, не соответствует статье 296 ГК РФ и являются нарушением части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Антимонопольным органом проведено полное и всестороннее исследование обстоятельств и материалов антимонопольного дела, выводы являются обоснованными и правомерными, соответствующими ч.1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Доводы заявителей подлежат отклонению по вышеуказанным основаниям.

Доводы заявителей о том, что оспариваемые решение и предписание УФАС по Челябинской области нарушают их права и законные интересы как субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, не нашел подтверждение в ходе судебного заседания, не основан на доказательствах, а также на нормах права, а, следовательно, оспариваемые решение и предписание соответствуют нормам действующего законодательства.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемые ненормативные правовые акты соответствуют нормам действующего законодательства и не нарушают законные права и интересы заявителей, что в силу ч. 3 ст.201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.110, 167-171, 176, 200, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований, отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья И. В. Мрез

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18.aas.аrbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.