АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 2
тел.(351)265-24-11, факс (351)266-72-10
E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск
03 ноября 2011 года Дело № А76-15009/2011
Резолютивная часть решения объявлена 02 ноября 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 03 ноября 2011 года.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Щукина Г.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Окуневой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Компания заморского строительства» г. Челябинск
к УФМС России по Челябинской области
о признании незаконным и отмене постановления от 07.06.11г. по делу об административном правонарушении;
о признании незаконными действий должностного лица
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, доверенность б/н от 02.08.11г., паспорт
от ответчика: ФИО2, доверенность №8/14-41855 от 21.12.10г., удостоверение; ФИО3, доверенность №8/14-41916 от 21.12.10г., удостоверение
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Компания Заморского строительства» г. Челябинск (далее – ООО «КЗС»; общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Челябинской области к УФМС по Челябинской области (далее – Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 07.06.11г. по делу об административном правонарушении; о признании незаконными действий должностного лица.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, с учетом представленных дополнений и уточнений (т.1 л.д. 3-5; 73-76; т.3 л.д.11-13; 25-28; 53-55).
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против заявленных требований, по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему (т. л.д. 31-35).
Исследовав представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью «Компания Заморского строительства» зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС по Ленинскому району г. Челябинска за ОГРН <***>, о чем выдано свидетельство серии 74 №005250377 (т.1 л.д. 9).
На основании распоряжения УФМС по Челябинской области (отделение УФМС России по Челябинской области в Красноармейском районе) №51 от 13.05.11г. (т.1 л.д. 36-37), отделением УФМС России по Челябинской области 16.05.11г. в отношении ООО «КЗС» была проведена плановая выездная проверка в целях исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением положений миграционного законодательства РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства, за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в РФ и использования их труда.
В ходе проведенной проверки было установлено, что на теплицах ООО «КМЗ», расположенных по адресу: Красноармейский район, 5 км. а/д Петровский-Сычево-Лазурный южнее ЛТО «Дружба» на земельном участке, принадлежащем ООО «КЗС» на правах собственности осуществляют трудовую деятельность в качестве овощеводов граждане КНР в количестве 89 человек. Иностранные граждане въехали на территорию РФ по приглашению ООО «КЗС» с целью работы по найму
При проверке документов было установлено, что у 83 граждан КНР срок пребывания на территории РФ закончился 16.04.11г. и 30.04.11г.
Директором ООО «КМЗ» ФИО5 ранее была представлена копия ходатайства от 10.03.11г. на имя заместителя начальника УФМС России по Челябинской области ФИО4 с резолюцией о продлении срока пребывания граждан КНР, однако на момент проверки продление срока пребывания гражданам КНР в количестве 83 человек не оформлено.
По факту выявленных нарушений, инспектором УФМС России по Челябинской области в Красноармейском районе, в присутствии директора ООО «КЗС» - ФИО5 был составлен акт проверки №51 (т.1 л.д. 38).
Определением от 16.05.11г., начальником отделения УФМС России по Челябинской области, в присутствии директора ООО «КЗС» - ФИО5 было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «КЗС» по признакам правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.9 КоАП РФ. Обществу необходимо было представить в срок до 31.05.11г. в отделение УФМС России по Челябинской области в Красноармейском районе учредительные документы (т.1 л.д. 39).
31.05 2011г. в присутствии директора общества –ФИО5 был составлен протокол № 013355 (.т.1 л.д.50).,ей были разъяснены права и в котором она указала, то не нуждается в переводчике, собственно ручно написала объяснения. Кроме того, по факту выявленного нарушения ФИО5 дала объяснений начальнику отделения УФМС в Красноармейском районе Челябинской области, в которых подтвердила факт правонарушения. ( т.1 л.д. 55-56).
Однако в последствии ФИО5 порвала данный протокол. За данное правонарушение она была привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 500руб, что подтверждается постановлением мирового судьи участка №1 Красноармейского района ( т.1 л.д. 52). Посчитав, данный протокол уничтоженным, в этот же день 31.05.2011г в присутствии директора ООО «КЗС» ФИО5 инспектором ОУФМС Красноармейского района ФИО6 был составлен протокол № 013756. (т.1 л.д. 54), от подписи которого она отказалась, что зафиксировано в данном протоколе.
Таким образом, данное правонарушение было установлено протоколом № 013756.
Постановлением от 07.06.2011, обществопризнано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) руб. (т.1 л.д. 60).
Считая вынесенное постановление незаконным, ООО «КЗС» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о его отмене.
Согласно части 1 статьи 18.9 КоАП нарушение должностным лицом организации (независимо от формы собственности), принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, обеспечивающей их обслуживание или выполняющей обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право их пребывания, проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.9 КоАП, образует совершение организацией действий, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина, по нарушению установленного порядка оформления документов на право его пребывания, проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы.
Порядок оформления документов на право пребывания, проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы предусмотрен Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон о миграционном учете) и Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Правила миграционного учета).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона о миграционном учете миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства (далее миграционный учет) - деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 9 Закона о миграционном учете при осуществлении миграционного учета осуществляются сбор, фиксация, хранение, обобщение и использование сведений об иностранном гражданине, в том числе, заявленных сроков пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период проведения 16.05.11г. административным органом установлено, что ООО «КЗС», выполняя обязанности принимающей стороны в РФ граждан Республики КНР на основании разрешения на привлечение и использование иностранных работников №74 001181 от 28.09.10г., №74001196 от 20.10.10г., №74001197 от 20.10.10г., в установленные законом сроки не оформило документы на право пребывания иностранных граждан на территории РФ, то есть не поставило на миграционный учет граждан Республики КНР в количестве 83 человек: 25 граждан КНР в период с 16.04.11г., 58 граждан Республики КНР – в период с 30.04.11г., в связи с чем, допустило незаконное пребывание граждан Республики КНР на территории РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие (часть 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
При этом частью 2 названной статьи предусмотрено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно частям 1, 2 статьи 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с названным Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Пунктом 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
В пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя.
Из материалов дела следует, что постановление от 07.06.11г.в отношении общества было вынесено в отсутствие законного представителя ООО «КЗС», надлежащим образом не извещенного о времени и месте рассмотрения материалов административного дела.
Из представленной в материалы дела расписки от 01.06.11г. за №31/641 следует, что ФИО5 приглашается в УФМС России по Челябинской области на 13.06.11г. для рассмотрения дела об административном правонарушении по протоколу об административном правонарушении №013756 (т.3 л.д. 40).доказательств вручения данной расписки (повестки) законному представителю общества, либо направления уведомления по юридическому адресу ответчиком не представлено.
Из следующей расписки, с отметкой о получении ее ФИО5 06.06.11г. видно, что ФИО5 приглашалась в УФМС России по Челябинской области на 07.06.11г. на рассмотрение дела об административном правонарушении по протоколу об административном правонарушении №013750 (т.3 л.д. 41), при этом последняя цифра номера протокола об административном правонарушении, прописана недостаточно четко, то есть невозможно определить: либо это №013756 , либо №013750. Кроме того, из данной расписки,( рассмотрении материалов дела 07.06.11г) с отметкой о получении ее ФИО5 06.06.11г.нельзя установить в качестве кого ФИО5 приглашается на рассмотрение протокола( в качестве свидетеля, потерпевшего, должностного лица, физического лица), что также подтверждает факт ненадлежащего извещения о дате и времени рассмотрения материалов административного дела.
При этом протокол под №013756 об административном правонарушении от 31.05.11г. составлен в отношении юридического лица и на рассмотрение материалов именно по протоколу 013756 ФИО5 приглашалась на 13.06.2011г. Довод ответчика о том, что перенос даты рассмотрения дела с 13.06.2011 на 07.06.2011г был осуществлен по просьбе ФИО5 документально не подтвержден материалами дела и отрицается представителем заявителя.
Согласно ч.4 ст. 1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, поскольку других доказательств надлежащего извещения общества о времени и месте рассмотрении материалов административного дела, материалы дела не содержат, суд приходит к выводу о том, что общество не было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения материалов административного дела.
Данные нарушения установленной процедуры привлечения к административной ответственности суд считает существенными, поскольку они не позволили лицу, привлекаемому к административной ответственности, воспользоваться своими правами, предусмотренными нормами КоАП РФ. Устранить допущенные нарушения в рамках административного производства невозможно, в связи с чем, вынесенное постановление является незаконным и подлежит отмене.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 № 928 утверждено Положение о Федеральной миграционной службе, согласно подпункту "д" пункта 5 которого функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, осуществляет Федеральная миграционная служба, в том числе, через свои территориальные органы.
В силу части 1 статьи 23.67 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, в том числе, и предусмотренных статьи 18.9 настоящего Кодекса, рассматривают органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Часть 2 указанной статьи предусматривает, что рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе, в том числе, руководители структурных подразделений территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители.
В связи с чем, довод заявителя о том, что Начальник УФМС России по Челябинской области в Красноармейском районе Челябинской области не обладала соответствующими полномочиями по вынесению распоряжения на проведение проверки № 51 на рассмотрение и вынесения оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении, получению объяснений от лиц привлекаемых к административной ответственности, подлежит отклонению.
Таким образом, поскольку процессуальные нарушения, допущенные Управлением, являются существенными, не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.
Установленное существенное нарушение процессуальных требований КоАП РФ нарушило право на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 211 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить постановление от 07.06.2011г о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Компания заморского строительства» г. Челябинск, юридический адрес: <...> к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 18.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части назначения наказания, в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
В остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объёме) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области. Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Судья: Г.С. Щукина
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.аrbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.