Арбитражный суд Челябинской области
454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Челябинск
19 сентября 2011 года Дело № А76-15428/2011
Резолютивная часть решения объявлена 13 сентября 2011 года.
Решение в полном объеме изготовлено 19 сентября 2011 года.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Зайцев С.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Есиповой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Арбитражного суда Челябинской области по адресу: <...>, дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Челябинской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г.Челябинск
к индивидуальному предпринимателю ФИО1, г.Сатка Челябинской области
о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: не явился, извещен (уведомление № 07345 с отметкой о получении определения суда 24.08.2011.),
от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился, извещен (возвратный конверт № 07346 с отметкой об отсутствии адресата по месту регистрации),
у с т а н о в и л :
Управление государственного автодорожного надзора по Челябинской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту – УГАДН по Челябинской области, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением (л.д.2-4) о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее по тексту – ИП ФИО1, ответчик, предприниматель) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
ИП ФИО1 письменного отзыва и возражений на заявление суду не представил.
Заявитель и ответчик, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии с ч.3 ст.156 АПК РФ, неявка в судебное заседание заявителя, ответчика, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования основанными на законе и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, проживающий по адресу: 456910, <...>, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 30674734600016 на основании свидетельства серии 74 № 004347780 от 12.12.2006., выданного межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 8 по Челябинской области (л.д.33-34).
На основании лицензии с регистрационным номером АСС-74-700036 от 07.03.2007., выданной Управлением Государственного автодорожного надзора по Челябинской области, ИП ФИО1 имеет право по 07.03.2012. осуществлять перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (л.д.32).
Как следует из материалов дела, в период с 12.08.2011. по 15.08.2011. Управлением государственного автодорожного надзора по Челябинской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на основании приказа о проведении внеплановой выездной проверки № 15(11)0380/лиц от 22.07.2011. (л.д.18), в отношении ИП ФИО1 по адресу: 456910, <...>, проведена плановая выездная проверка по выполнению предпринимателем лицензионных требований и условий при осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортном.
Проверкой установлены нарушения действующего законодательства при осуществлении перевозочной деятельности, а именно:
- на автобусе предпринимателя, используемого для перевозок пассажиров отсутствуют указатели маршрута регулярных перевозок на передней части, на правой стороне кузова по ходу транспортного средства, на заднем окне транспортного средства; внутри салона отсутствуют фамилия водителя, наименование, адрес и номер телефона предпринимателя и органа, обеспечивающего контроль, указатели мест расположения огнетушителей, правила пользования транспортным средством, чем нарушены требования п.п.«а», «б», «в» п.29, п.30, п.32, п.33, п.36, п.п.«а», «б», «е», «и» п.37 «Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных постановлением Правительства РФ № 112 от 14.02.2009.,
- предприниматель не имеет собственной производственной базы для проведения технического обслуживания и текущего ремонта транспортных средств, у предпринимателя отсутствует технологическое оборудование, технологическая документация для выполнения работ по техническому обслуживанию автобуса, отсутствуют в штате работники необходимой квалификации для выполнения работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту транспортных средств, отсутствует договор с предприятием на проведение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту транспортных средств, имеющим сертификат соответствия на выполнение данных работ, чем нарушены требования п.4 ст.18 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995. «О безопасности дорожного движения», абз.4 п.4.3.2.2.1 Государственного стандарта Р 51825-2001 "Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования", утвержденного постановлением Госстандарта РФ № 461-ст от 14.11.2001.,
- предпринимателем не определена периодичность проведения технического обслуживания автобуса, не осуществляется планирование технического обслуживания, у предпринимателя отсутствуют документы, подтверждающие фактическое проведение технического обслуживания и ремонта автобуса, документы, выдаваемые исполнителем проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств, подтверждающие соответствие транспортных средств требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, чем нарушены требования п.1, п.2, п.4 ст.18, абз.6 п.1 ст.20 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995. «О безопасности дорожного движения», абз.4 и 5 п.4.3.2.2.1 Государственного стандарта Р 51825-2001 "Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования", утвержденного постановлением Госстандарта РФ № 461-ст от 14.11.2001.,
- предпринимателем не обеспечивается контроль технического состояния транспортного средства перед выездом на линию и при возвращении с линии, не обеспечивается эксплуатация транспортного средства в технически исправном состоянии, поскольку у предпринимателя отсутствуют технические возможности проверки технического состояния рулевого управления автобуса, отсутствует прибор для определения суммарного люфта в рулевом управлении, чем нарушены требования абз.6 п.1 ст.20 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995. «О безопасности дорожного движения», п.2.5.4 «Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденных Приказом Минтранса РФ № 15 от 30.03.1994., зарегистрированным в Минюсте РФ 04.05.1994. за № 554, абз.4 п.4.3.2.2.1 Государственного стандарта Р 51825-2001 "Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования.", утвержденного постановлением Госстандарта РФ № 461-ст от 14.11.2001., п.4.2.3 и 5.2.3 Государственного стандарта "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки. ГОСТ Р 51709-2001", утвержденного Постановлением Госстандарта РФ № 47-ст от 01.02.2001.,
- проведение стажировки водителей на маршруте не осуществлялось, стажировочные листы у предпринимателя отсутствуют, чем нарушены требования абз.2 п.2.2, п.2.3.5 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ № 2 от 08.01.1997., зарегистрированным в Минюсте РФ 14.05.1997. за № 1302, п.2.3.2 «Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденных Приказом Минтранса РФ № 15 от 30.03.1994., зарегистрированным в Минюсте РФ 04.05.1994. за № 554,
- предпринимателем не организовано проведение инструктажей водителей, не разработаны инструкции по безопасности дорожного движения, журналы регистрации проведения инструктажей отсутствуют, чем нарушены требования п.2.3.4, п.5.17 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ № 2 от 08.01.1997., зарегистрированным в Минюсте РФ 14.05.1997. за № 1302, п.4.3.2.2.1 Государственного стандарта Р 51825-2001 "Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования.", утвержденного постановлением Госстандарта РФ № 461-ст от 14.11.2001.,
- предпринимателем не организовано повышение профессионального мастерства водителей, у предпринимателя отсутствуют документы, подтверждающие прохождение водителями занятий по программе ежегодных занятий по безопасности дорожного движения и экзаменационный протокол зачетных занятий, чем нарушены абз.3 ст.20 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995. «О безопасности дорожного движения», абз.3 п.2.2, п.2.3.5 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ № 2 от 08.01.1997., зарегистрированным в Минюсте РФ 14.05.1997. за № 1302, п.2.3.5 «Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденных Приказом Минтранса РФ № 15 от 30.03.1994., зарегистрированным в Минюсте РФ 04.05.1994. за № 554,
- предпринимателем не проводится учет и анализ дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих лицензиату транспортных средств, не принимаются меры воздействия к водителю, допустившему нарушения правил дорожного движения, чем нарушены требования абз.4 п.1 ст.20 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995. «О безопасности дорожного движения», п.2.6.2 «Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденных Приказом Минтранса РФ № 15 от 30.03.1994., зарегистрированным в Минюсте РФ 04.05.1994. за № 554,
- предпринимателем не организован учет обнаруженных водителями на маршруте недостатков в организации и регулировании движения, состоянии и обустройстве дорог, улиц, искусственных сооружений, остановок пассажирского транспорта и не обеспечивается безопасность дорожных условий на маршрутах автобусных перевозок, поскольку на предприятии отсутствуют материалы обследования и копии актов по результатам обследования автобусного маршрута на предмет соответствия технического состояния и уровня содержания дорог, искусственных сооружений, ж\д переездов, их инженерного оборудования требованиям ОБДД, отсутствуют документы, подтверждающие проведение оценки соответствия дорожных условий требованиям ОБДД и принятие соответствующих решений, чем нарушены требования пунктов 4.5, 4.15, 4.17, 4.18 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ № 2 от 08.01.1997., зарегистрированным в Минюсте РФ 14.05.1997. за № 1302, абз.8 п.4.3.2.2.1 Государственного стандарта Р 51825-2001 "Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования", утвержденного постановлением Госстандарта РФ № 461-ст от 14.11.2001.,
- предпринимателем не составлен паспорт регулярного автобусного маршрута № 9 «МКР – Н.завод», на котором осуществляется перевозка пассажиров, чем нарушены требования п.5.2.1 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ № 2 от 08.01.1997., зарегистрированным в Минюсте РФ 14.05.1997. за № 1302,
- расписание движения на маршруте разработано без указаний промежуточных остановок и времени их прохождения, чем нарушены требования п.п.4 «Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных постановлением Правительства РФ № 112 от 14.02.2009.,
- водители не обеспечены графиком (расписанием) движения по маршруту с указанием времени прохождения прмежуточных остановок, чем нарушены требования п.5.2.3 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ № 2 от 08.01.1997., зарегистрированным в Минюсте РФ 14.05.1997. за № 1302,
- у предпринимателя отсутствуют графики работы (сменности) водителей на линии на июнь, июль, август 2011 года, чем нарушены требования пунктов 5.2.3 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного приказом Минтранса РФ № 15 от 20.08.2004.,
- предпринимателем не ведется учет рабочего времени водителей, отсутствуют документы об учете рабочего времени с января по июль 2011 года, п.2.6.2 «Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденных Приказом Минтранса РФ № 15 от 30.03.1994., зарегистрированным в Минюсте РФ 04.05.1994. за № 554, п.2.3.3 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ № 2 от 08.01.1997., зарегистрированным в Минюсте РФ 14.05.1997. за № 1302,
- предпринимателем нарушается норматив междусменного отдыха водителя не менее 12 часов, что подтверждается путевыми листами, согласно которым междусменный отдых водителя 5, 6, 8, 9 августа 2011 года составил менее 12 часов, чем нарушены требования абз.2 п.1 ст.20 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995. «О безопасности дорожного движения», п.25 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного приказом Минтранса РФ № 15 от 20.08.2004., зарегистрированным в Минюсте РФ 01.11.2004. за № 6094, абз.6 п.2.2, п.2.3.3 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ № 2 от 08.01.1997., зарегистрированным в Минюсте РФ 14.05.1997. за № 1302,
- предпринимателем не организован контроль за работой водителя на линии, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие проведение такого контроля, абз.8 п.2.2, п.5.2.5, п.5.3, п.5.8, п.5.9 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ № 2 от 08.01.1997., зарегистрированным в Минюсте РФ 14.05.1997. за № 1302.
По факту выявленных нарушений 15.08.2011. в присутствии предпринимателя составлен акт проверки № 0087 (л.д.19-28).
В соответствии с требованиями ч.2 ст.25.1, ст.28.2 КоАП РФ, с участием ИП ФИО1 составлен протокол № 002276/74 от 15.08.2011. об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ (л.д.9-17).
19.08.2011. заявление УГАДН по Челябинской области о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности с приложенными к нему материалами проверки поступило в арбитражный суд.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
На основании абзаца 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В силу ст.49 Гражданского кодекса Российской Федерации, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии с п.62 ч.1 ст.17 Федерального закона РФ № 128-ФЗ от 08.08.2001. "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензированию подлежат перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.
Согласно указанному Закону, лицензионными требованиями и условиями являются совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Положением «О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 637 от 30.10.2006., установлен порядок выдачи лицензий на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
На основании п.4 указанного Положения, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров, в том числе, являются:
наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении (п.п. «а»),
соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (п.п.«б»),
соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров (п.п. «в»),
наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств (п.п.«и»).
Выявленные актом проверки № 0087 от 15.08.2011. нарушения, допущенные предпринимателем, являются нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных вышеуказанными пунктами Положения «О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 637 от 30.10.2006.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Совершение ИП ФИО1 правонарушения подтверждается материалами дела: актом проверки № 0087 от 15.08.2011. (л.д.19-28), протоколом № 002276/74 об административном правонарушении от 15.08.2011. (л.д.9-17), копиями путевых листов, актом проверки автобуса.
В силу ст.ст. 2.1, 2.2 КоАП РФ, ст.205 АПК РФ, в предмет доказывания при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности входят обстоятельства, свидетельствующие о наличии либо отсутствии вины лица, привлекаемого к административной ответственности. Правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности.
Рассмотрев материалы дела, суд приходит к выводу, что предприниматель осознавал противоправный характер своих действий (бездействия), предвидел его вредные последствия, сознательно их допускал либо относился к ним безразлично, что свидетельствует об умышленном совершении правонарушения.
Именно на предпринимателя возложена обязанность за соблюдением лицензионных требований и условий, которую он исполняет ненадлежащим образом.
Доказательств тому, что у ИП ФИО1 отсутствовала возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, суду не представлено.
На основании изложенного, суд считает, что административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, имеет место. Права ответчика не нарушены, процедуры, необходимые для привлечения к ответственности, соблюдены.
В соответствии с ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
На основании ст.2.4 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут ответственность как должностные лица, если законом не предусмотрено иное.
С учетом обстоятельств дела, степени вины ответчика, а также того, что правонарушение совершено впервые, суд считает возможным применить к ИП ФИО1 минимальную меру наказания, предусмотренную санкцией статьи, в виде наложения административного штрафа в размере 3000 рублей.
Руководствуясь ст.ст.167-170, 206 АПК РФ, ст.3.2, ст.3.5, ст.29.9, ст.29.10 КоАП РФ, арбитражный суд
р е ш и л :
1. Заявление Управления государственного автодорожного надзора по Челябинской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, - удовлетворить.
2. Привлечь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, проживающего по адресу: 456910, <...>, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 30674734600016, на основании свидетельства серии 74 № 004347780, выданного 12.12.2006. межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 8 по Челябинской области, за совершение правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, к административной ответственности в виде административного штрафа в доход бюджета в размере 3000 (три тысячи) рублей.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объёме) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области. Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Судья С.В. Зайцев
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу по следующим реквизитам:
Получатель платежа: УФК по Челябинской области (Управление государственного автодорожного надзора по Челябинской области).
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Челябинской области г.Челябинск.
Счет получателя 40101810400000010801, БИК - 047501001,
ИНН - <***>, КПП – 745301001,
КБК – 106 116 900 4004 0000 140, ОКАТО – 75401000000.
Квитанцию об уплате штрафа в трехдневный срок необходимо представить в Арбитражный суд Челябинской области, указав номер дела.
В случае неуплаты штрафа в 30-дневный срок судом выдается решение на взыскание суммы штрафа в принудительном порядке.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aas.arbitr.ru) или Федерального арбитражного суда Уральского округа (www.fаsuo.arbitr.ru).