ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-15460/19 от 15.07.2019 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

19 июля 2019 года                                      Дело  № А76-15460/2019

Резолютивная часть решения объявлена 15 июля 2019 года

Решение в полном объеме изготовлено 19 июля 2019 года

Судья  Арбитражного  суда  Челябинской области  Мрез И. В., при ведении протокола судебного заседания секретарем  судебного заседания Сурковой М.В., рассмотрев в  открытом судебном заседании, в помещении Арбитражного суда Челябинской области по адресу: г. Челябинск, ул. Воровского, 2, каб. 416,  дело  по  исковому  заявлению общества с ограниченной ответственностью «Челябинский опытно-экспериментальный завод» к публичному акционерному обществу «Челябинский цинковый завод» о взыскании задолженности, неустойки

при участии в судебном заседании:

от истца: Благиной Э.Л.  – представителя по доверенности от 09.01.2019, личность установлена паспортом; Денисова Ю.Л. -  директора ООО «ЧОЭЗ», паспорт, решение;

от ответчика: Волчанской А.С. – представителя по доверенности №1726 от 27.12.2018.

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Челябинский опытно-экспериментальный завод» (далее – истец, ООО «ЧОЭЗ») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к публичному акционерному обществу «Челябинский цинковый завод» (далее – ответчик, ПАО «ЧЦЗ») с требованием о взыскании суммы долга в размере 3 783 192 рубля, пени в размере 64 422 рубля 47 копеек.

Представители истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивали по основаниям, изложенным в иске, возражениях на отзыв.  Указали, что истец свои обязательства по поставке товара выполнил в полном объеме, ответчик же полученный товар, не оплатил. Ответчик нарушил порядок приемки Товара, установленный условиями договора. Претензии к качеству товара являются необоснованными.  

Представитель ответчика в судебном заседании представил письменный отзыв, возражения на мнение истца, иск не признал. Указал на то, что поставленный товар является некачественным.

Заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Челябинский опытно-экспериментальный завод» зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1077450003014.

Публичное акционерное общество «Челябинский цинковый завод»  зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1027402551880.

Между истцом (Продавец) и ответчиком (Покупатель) 25.02.2019 заключен договор №09/19 (0181-ЕО19) поставки продукции с протоколом разногласий по п. 5.2., 5.8., 8.3, 8.4., 8.6, 9.5. (т.2 л.д. 46-51).

Согласно условиям договора, предметом договора является поставка коксохимической продукции – коксовой мелочи, ТУ 0763-199-00190437-2004 изм.1,2,3, марки КМ1 с характеристиками: - фракция 0-10 мм (фр.+10 мм не более 8%, фр.0-1 мм не более 20%); вых.летучих не более 3%; зольность не выше 17%; влажность не более 22-24%.

При этом, Продавец обязан поставить, а Покупатель принять и оплатить продукцию в порядке и на условиях, предусмотренных договором (п.1.1. договора).

В силу п.1.2. Договора, наименование, номенклатура (ассортимент), количество, качество, цена поставляемой продукции, сроки и условия поставки, порядок расчетов за поставленную продукцию определяются в приложениях (спецификациях), либо в счетах, применительно к каждой партии поставки.

Согласно Приложению №1 к договору, продавец обязуется поставить покупателю коксовую мелочь, ТУ 0763-199-00190437-2004 изм.1,2,3, марки КМ1 с характеристиками: - фракция 0-10 мм (фр.+10 мм не более 8%, фр.0-1 мм не более 20%); вых.летучих не более 3%; зольность не выше 17%; влажность не более 22-24%. Количество – 300 (+10%) на общую сумму 3 528 000 руб. (9800 руб./тн без НДС). Условия поставки: доставка – автомобильным транспортом силами и средствами Продавца до склада Покупателя. Срок поставки – март 2019 года. Условия оплаты – в течение 15 дней с момента получения товара.

В соответствии с п. 3.1. оплата по Договору производится в рублях перечислением денежных средств на расчетный счет Продавца безналичным платежом, если иное не указано в приложении (спецификации). Покупатель оплачивает 100% стоимости продукции в течение 15 банковских дней от даты поставки, если иное не оговорено в Приложении (спецификации). Приложением №1 стороны согласовали срок для оплаты – 15 дней.

Датой оплаты считается день списания денежных средств с расчетного счета Покупателя (п.3.2. Договора).

Как следует из содержания п. 5.1. Договора, качество поставляемой продукции должно соответствовать ТУ 0763-199-00190437-2004 или дополнительно согласованным сторонами характеристикам, указанным в приложении.

Приемка поставленной продукции по количеству, качеству, комплектности осуществляется на складе Покупателя согласно правилам, установленным Инструкциями о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству, утвержденных Постановлениями Госарбитража при Совете Министров СССР от 15.06.1965 №П-6 и от 25.04.1966 №П-7 с последующими изменениями и дополнениями, в части не противоречащей действующему законодательству (п.5.2. Договора в редакции Протокола разногласий).

При обнаружении несоответствия качества, количества поступившей продукции, Покупатель приостанавливает дальнейшую приемку продукции и вызывает представителя Продавца (средствами факсимильной, телеграфной, электронной связи) для участия в продолжении приемки и составлении двустороннего акта приемки (п.5.3. Договора).

Пунктом 8.5.Договора установлено ответственность Покупателя на нарушение сроков оплаты продукции – 0,1% от стоимости поставленной, но не оплаченной продукции за каждый день просрочки, но не более 10% от суммы долга.

В материалы дела представлены Технические условия (ТУ 0763-199-00190437-2004) на мелочь коксовую (т.3 л.д. 4-10). Раздел 1  ТУ 0763-199-00190437-2004 устанавливает технические требования к коксовой мелочи для соответствующих марок (с учетом изменений №2) по показателям зольности (А, %, не более), массовой доли общей влаги в рабочем состоянии топлива ((W), %, не более) и массовой доли кусков размером более 10 мм (%, не более), а также массовой доли общей серы ((S), %, не более). При этом, как следует из указанного раздела, дополнительные требования и требования, не соответствующие по номенклатуре показателей и нормам продукта п.1.1., указываются в договоре на поставку. Кроме того, п.4 Примечаний к п.1.1. ТУ 0763-199-00190437-2004 содержит указание, что показатель массовой доли кусков размером более 10 мм является браковочным только при поставке коксовой мелочи для производства электродной продукции. Для коксовой мелочи марки КМ1 установлены следующие нормы: зольности (А, %, не более – 17,0), массовой доли общей влаги в рабочем состоянии топлива ((W), %, не более – 22,0), массовой доли кусков размером более 10 мм (%, не более – 8,0), массовой доли общей серы ((S), %, не более 4,0).

Как следует из материалов дела, Продавец произвел поставку товара по договору на общую сумму 3 783 192 руб., что подтверждается товарными накладными, счетами-фактурами и актами о приемке товара (т.1 л.д. 8-117).

20.03.2019 ПАО «ЧЦЗ» направило в адрес истца письмо (исх.№09-06-086, т.3 л.д. 12), которым сообщило, что поставленная по договору поставки продукция не соответствует требованиям по содержанию фракции: 1 мм более 50% и предложило направить 21 марта 2019 в 10-00 представителя в ПАО «ЧЦЗ» для осуществления совместной приемки по качеству и составления двухстороннего акта.

В ответ на указанное письмо, Истец направил в адрес ответчика электронное сообщение (т.3 л.д. 13), в котором указал, что представители будут направлены и указал их ФИО и должности.

В материалы дела представлен Акт проверки качества материала (поступление март 2019 в период с 14.03.19 по 29.03.2019) (т.3 л.д. 37).

22.03.2019 Истец направил Ответчику письмо (Исх.№ 150-П, т.3 л.д. 43) в котором принес извинения за поставленную коксовую мелочь в отклонением по рассеву (отгружено фракции 0-1 мм – 23,8%, вместо ограниченных по договору – 20%) и предложил для урегулирования данного вопроса поставить оставшуюся часть в количестве 60 тн с минимальным содержанием фракции 0-1 мм, что при усреднении позволит достичь содержание всей коксовой мелочи 0-1 мм, не более 20%, подписанных по договору.

02.04.2019 ПАО «ЧЦЗ» направило ООО «ЧОЭЗ» письмо (Исх.№06-06-101, т.3 л.д. 17), в котором предложило направить 03.04.2019 в 10-00 представителя Продавца в ПАО «ЧЦЗ» для осуществления повторной совместной приемки по качеству и составления двухстороннего акта.

В ответ на указанное письмо, Истец направил в адрес ответчика электронное сообщение (т.3 л.д. 18), в котором указал, что представители будут направлены к 13-00 и указал их ФИО и должности.

В ответ на изменение времени с 10-00 на 13-00 ответчик направил истцу электронное сообщение, где с изменением времени приемки на 13-00 03.04.2019, согласился (т.3 л.д. 19).

В материалы дела представителем ответчика представлен Двусторонний АКТ приемки коксовой мелочи от поставщика ООО «ЧОЭЗ» от 03.04.2019 (т.3 л.д. 46). Указанный АКТ подписан только представителями ПАО «ЧЦЗ». Доказательств того, что указанный АКТ был направлен представителям ООО «ЧОЭЗ» для подписания, как и доказательств того, что он был составлен при проведении приемки 03.04.2019, в материалы дела не представлено. В Акте содержится информация о том, что 03.04.2019 в 13:00 комиссия провела внешний осмотр коксовой мелочи поступившей в количестве 76,85 тн для промышленного испытания в ПАО «ЧЦЗ» автомобильным транспортом от поставщика ООО «ЧОЭЗ» по договору №09/19-0181-2019 от 25.02.2019, взяты пробы из ранее поставленной коксовой мелочи в количестве 244,85 тн и 76,85 тн для определения показателей коксовой мелочи требованиям договора.

08.04.2019 ПАО «ЧЦЗ» было подготовлено техническое заключение о возможности использования коксовой мелочи от поставщика ООО «ЧОЭЗ» в вальц-цехе ПАО «ЧЦЗ» (т.2 л.д. 25-32), согласно которому поступивший на завод материал от поставщика ООО «ЧОЭЗ» не является коксовой мелочью, а представляет собой смесь угля, антрацита, кокса, графитовых изделий и боя графитовых электродов; по своим физико-химическим характеристикам материал от поставщика ООО «ЧОЭЗ» не соответствует пробе, ранее поступившей на завод для подготовки технического заключения; в материале обнаружено содержание фракции более 10 мм не соответствует условиям договора поставки, фактическое содержание составляет 10,3% при требуемом не более 8%; в материале обнаружено высокое содержание фтора – 0,17%, что в 28,3 раза больше, чем в предоставленном в феврале 2019 образце и в 17,5 раза больше, чем в коксовой мелочи других поставщиков. Высокое содержание фтора при использовании такого материала в качестве восстановителя в вельц-процессе приведет к ухудшению качества вальц-окиси, увеличению содержания фтора в растворах и эффекту трудной сдирки. Вывод технического заключения: поступивший на завод материал от поставщика ООО «ЧОЭЗ» не может быть использован в процессе вальцевания.

09.04.2019 Истец направил ответчику письмо (Исх.№179-П, т.3 л.д. 20), в котором указал, что поставка продукции истцом была осуществлена, общее среднее содержание мелочи фракции 0-1 мм не превышает 14% и предложил оплатить поставленный товар.

10.04.2019 Ответчик направил истцу письмо (Исх.№ 1412259, т.2 л.д. 33), в котором указал, со ссылкой на Техническое заключение лаборатории СТК ПАО «ЧЦЗ», что качество коксовой мелочи, поступившей по договору поставки №09/19-0181-2019 от 25.02.2019, не соответствует его условиям и предложил возвратить всю партию продукции.

11.04.2019 Истец, в ответ на указанное письмо, направил в адрес ответчика письмо (исх.№188-П, т.2 л.д. 34), в котором с претензиями ответчика не согласился, указав, что ТУ 0763-199-00190437-2004, которому должна соответствовать продукция, поставленная в рамках договора, не устанавливает такой качественной характеристики спорного товара, как химический анализ на фтор и его содержание. Пояснил, что договором указанный показатель сторонами также не согласовывался. 

12.04.2019 истец направил ответчику претензию (Исх.№191-П) (т.1 л.д. 118-119), в которой потребовал оплатить поставленную продукцию в размере 3 783 192 руб., а также неустойку в размере 0,1% за каждый день просрочки за период прострочки оплаты.

В ответ на претензию истца, ответчик направил письмо (Исх.№ 06-08/77 от 22.04.2019, т.2 л.д. 35), в котором со ссылкой на Техническое заключение, претензию не признал и повторно предложил забрать некачественный товар.

В материалы дела ответчиком было представлено письмо от 21.05.2019 (Исх.№ 1407451, т.2 л.д. 37), из содержания которого следует, что ответчик сообщил истцу, что его товар перемещен в иное место хранения. Доказательств направления указанного письма, либо его вручения истцу, ответчик не представил.

Полагая, что ответчиком не были исполнены обязательства по оплате поставленного товара, Общество «ЧОЭЗ» обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.

В силу статьи 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, а покупатель оплатить их.

Наличие между сторонами договорных отношений по указанному ранее договору подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.

В соответствии со статьями 309 и 310 названного Кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Пунктами 1, 2 статьи 469 названного Кодекса предусмотрена обязанность продавца передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода используется.

Товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 Гражданского кодекса Российской Федерации, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются (статья 470 названного Кодекса).

В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружение неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы (пункт 2 статьи 475 названного Кодекса).

Пунктом 1 статьи 518 названного Кодекса предусмотрено право покупателя (получателя), которому поставлены товары ненадлежащего качества, предъявить поставщику требования, указанные в статье 475 данного Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 474 названного Кодекса порядок проверки качества товара может устанавливаться обязательными требованиями государственных стандартов. В случаях, когда порядок проверки установлен обязательными требованиями государственных стандартов, порядок проверки качества товаров, определяемый договором, должен соответствовать этим требованиям.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.1997 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки", порядок приемки товаров по количеству и качеству, установленный Инструкцией N П-6 и Инструкцией N П-7 может применяться покупателем (получателем) только в случаях, когда это предусмотрено договором поставки.

В рассматриваемом случае, стороны при заключении договора25.02.2019 №09/19 (0181-ЕО19) поставки продукции с протоколом разногласий по п. 5.2., 5.8., 8.3, 8.4., 8.6, 9.5. (т.2 л.д. 46-51), определили его предмет, как поставку коксохимической продукции – коксовой мелочи, ТУ 0763-199-00190437-2004 изм.1,2,3, марки КМ1 с характеристиками: - фракция 0-10 мм (фр.+10 мм не более 8%, фр.0-1 мм не более 20%); вых.летучих не более 3%; зольность не выше 17%; влажность не более 22-24%.

Согласно Приложению №1 (спецификация) к договору, продавец обязуется поставить покупателю коксовую мелочь, ТУ 0763-199-00190437-2004 изм.1,2,3, марки КМ1 с характеристиками: - фракция 0-10 мм (фр.+10 мм не более 8%, фр.0-1 мм не более 20%); вых.летучих не более 3%; зольность не выше 17%; влажность не более 22-24%. Количество – 300 (+10%) на общую сумму 3 528 000 руб. (9800 руб./тн без НДС).

Как следует из содержания п. 5.1. Договора, качество поставляемой продукции должно соответствовать ТУ 0763-199-00190437-2004 или дополнительно согласованным сторонами характеристикам, указанным в приложении.

Приемка поставленной продукции по количеству, качеству, комплектности осуществляется на складе Покупателя согласно правилам, установленнымИнструкциями о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству, утвержденных Постановлениями Госарбитража при Совете Министров СССР от 15.06.1965 №П-6 и от 25.04.1966 №П-7 (далее – Инструкция П-7) с последующими изменениями и дополнениями, в части не противоречащей действующему законодательству (п.5.2. Договора в редакции Протокола разногласий).

При обнаружении несоответствия качества, количества поступившей продукции, Покупатель приостанавливает дальнейшую приемку продукции и вызывает представителя Продавца (средствами факсимильной, телеграфной, электронной связи) для участия в продолжении приемки и составлении двустороннего акта приемки (п.5.3. Договора).

Помимо указанного, в материалы дела представлены Технические условия (ТУ 0763-199-00190437-2004) на мелочь коксовую (т.3 л.д. 4-10). Раздел 1  ТУ 0763-199-00190437-2004 устанавливает технические требования к коксовой мелочи для соответствующих марок (с учетом изменений №2) по показателям зольности (А, %, не более), массовой доли общей влаги в рабочем состоянии топлива ((W), %, не более) и массовой доли кусков размером более 10 мм (%, не более), а также массовой доли общей серы ((S), %, не более). При этом, как следует из указанного раздела, дополнительные требования и требования, не соответствующие по номенклатуре показателей и нормам продукта п.1.1., указываются в договоре на поставку. Кроме того, п.4 Примечаний к п.1.1. ТУ 0763-199-00190437-2004 содержит указание, что показатель массовой доли кусков размером более 10 мм является браковочным только при поставке коксовой мелочи для производства электродной продукции. Для коксовой мелочи марки КМ1 установлены следующие нормы: зольности (А, %, не более – 17,0), массовой доли общей влаги в рабочем состоянии топлива ((W), %, не более – 22,0), массовой доли кусков размером более 10 мм (%, не более – 8,0), массовой доли общей серы ((S), %, не более 4,0).

Таким образом, учитывая приведенные положения заключенного между сторонами договора поставки, стороны при его заключении согласовали предмет договора, технические (качественные) характеристики поставляемого товара и регламентировали процедуру приемки поставленного товара, исходя из положений Инструкции П-7 (применение положений Инструкции №П-7 является обязательным).

В силу п. 5.3. Договора, при обнаружении несоответствия качества, количества поступившей продукции, Покупатель приостанавливает дальнейшую приемку продукции и вызывает представителя Продавца (средствами факсимильной, телеграфной, электронной связи) для участия в продолжении приемки и составлении двустороннего акта приемки.

Остальной порядок приемки, как того пожелали стороны, определен в Инструкции П-7, что является допустимым, поскольку указанная Инструкция применяется во всех случаях, когда стандартами, техническими условиями, Основными и Особыми условиями поставки или другими обязательными для сторон правилами не установлен иной порядок приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству и комплектности, а также тары под продукцией или товарами.В договорах поставки могут быть предусмотрены особенности приемки соответствующих видов продукции и товаров.

Учитывая указанное обстоятельство, суд полагает необходимым привести в тексте настоящего решения процедуру проведения приемки полученного в рамках спорного договора, товара, которая установлена Инструкцией П-7 и должна была быть обеспечена сторонами при проведении приемки спорного товара.

Так, в силу п.13 Инструкции П-7, приемка продукции производится уполномоченными на то руководителем предприятия-получателя или его заместителем компетентными лицами. Эти лица несут ответственность за строгое соблюдение правил приемки продукции.

При этом, предприятие-получатель обязано:

а) создать условия для правильной и своевременной приемки продукции, при которых обеспечивалась бы ее сохранность и предотвращалась порча продукции, а также смешение с другой однородной продукцией;

б) следить за исправностью средств испытания и измерения, которыми определяется качество продукции, а также за своевременностью проверки их в установленном порядке;

в) обеспечить, чтобы лица, осуществляющие приемку продукции по качеству и комплектности, хорошо знали и строго соблюдали настоящую Инструкцию, а также правила приемки продукции по качеству и комплектности, установленные соответствующими стандартами, техническими условиями, Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными правилами;

г) систематически осуществлять контроль за работой лиц, на которых возложена приемка продукции по качеству и комплектности, и предупреждать нарушения правил приемки продукции.

Согласно п.14.Инструкции П-7, приемка продукции по качеству и комплектности производится в точном соответствии со стандартами, техническими условиями, Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами, а также по сопроводительным документам, удостоверяющим качество и комплектность поставляемой продукции (технический паспорт, сертификат, удостоверение о качестве, счет-фактура, спецификация и т.п.). Отсутствие указанных сопроводительных документов или некоторых из них не приостанавливает приемку продукции. В этом случае составляется акт о фактическом качестве и комплектности поступившей продукции и в акте указывается, какие документы отсутствуют.

Выборочная (частичная) проверка качества продукции с распространением результатов проверки качества какой-либо части продукции на всю партию допускается в случаях, когда это предусмотрено стандартами, техническими условиями, Особыми условиями поставки, другими обязательными правилами или договором (п.15 Инструкции П-7).

Как следует из содержания п. 16. Инструкции П-7, при обнаружении несоответствия качества, комплектности, маркировки поступившей продукции, тары или упаковки требованиям стандартов, технических условий, чертежам, образцам (эталонам), договору либо данным, указанным в маркировке и сопроводительных документах, удостоверяющих качество продукции (п. 14 настоящей Инструкции), получатель приостанавливает дальнейшую приемку продукции и составляет акт, в котором указывает количество осмотренной продукции и характер выявленных при приемке дефектов. Получатель обязан обеспечить хранение продукции ненадлежащего качества или некомплектной продукции в условиях, предотвращающих ухудшение ее качества и смешение с другой однородной продукцией.

Получатель также обязан вызвать для участия в продолжении приемки продукции и составления двустороннего акта представителя иногороднего изготовителя (отправителя), если это предусмотрено в Основных и Особых условиях поставки, других обязательных правилах или договоре.

В договорах могут быть предусмотрены случаи, когда явка представителя иногороднего изготовителя (отправителя) для участия в приемке продукции по качеству и комплектности и составления акта является обязательной.

При одногородней поставке вызов представителя изготовителя (отправителя) и его явка для участия в проверке качества и комплектности продукции и составления акта являются обязательными.

При этом, в силу п.17.Инструкции П-7, в уведомлении о вызове, направленном изготовителю (отправителю), должно быть указано: а) наименование продукции, дата и номер счета-фактуры или номер транспортного документа, если к моменту вызова счет не получен; б) основные недостатки, обнаруженные в продукции; в) время, на которое назначена приемка продукции по качеству или комплектности (в пределах установленного для приемки срока); г) количество продукции ненадлежащего качества или некомплектной продукции.

Лица, которые привлекаются предприятием-получателем для участия в приемке продукции, должны быть ознакомлены с настоящей Инструкцией, с соответствующими стандартами, техническими условиями, чертежами, рецептурами, образцами (эталонами), Основными и Особыми условиями поставки и договором, на основании которого произведена поставка данной продукции (п.24 Инструкции П-7).

В соответствии с п. 26. Инструкции П-7, во всех случаях, когда стандартами, техническими условиями, Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными правилами или договором для определения качества продукции предусмотрен отбор образцов (проб), лица, участвующие в приемке продукции по качеству, обязаны отобрать образцы (пробы) этой продукции.

Отбор образцов (проб) производится в точном соответствии с требованиями указанных выше нормативных актов. Отобранные образцы (пробы) опечатываются либо пломбируются и снабжаются этикетками, подписанными лицами, участвующими в отборе.

Согласно п. 27 Инструкции П-7, об отборе образцов (проб) составляется акт, подписываемый всеми участвующими в этом лицами. В акте должно быть указано:

а) время и место составления акта, наименование получателя продукции, фамилии и должности лиц, принимавших участие в отборе образцов (проб);

б) наименование изготовителя (отправителя), от которого поступила продукция;

в) номер и дата счета-фактуры и транспортной накладной, по которым поступила продукция, и дата поступления ее на склад получателя, а при доставке продукции поставщиком и при отпуске продукции со склада поставщика - номер и дата накладной или счета-фактуры, по которой сдана продукция;

г) количество мест и вес продукции, а также количество и номера мест, из которых отбирались образцы (пробы) продукции;

д) указание о том, что образцы (пробы) отобраны в порядке, предусмотренном стандартом, техническими условиями, Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными правилами и договором, со ссылкой на их номер и дату;

е) снабжены ли отобранные образцы (пробы) этикетками, содержащими данные, предусмотренные стандартами или техническими условиями;

ж) опечатаны или опломбированы образцы (пробы), чьей печатью или пломбой (оттиски на пломбах);

з) другие данные, которые лица, участвующие в отборе проб, найдут необходимым включить в акт для более подробной характеристики образцов (проб).

При этом, в силу п. 28.Инструкции П-7, из отобранных образцов (проб) один остается у получателя, второй направляется изготовителю (отправителю) продукции. Во всех случаях, когда это предусмотрено стандартами, техническими условиями, другими обязательными правилами и договором, отбираются дополнительные образцы (пробы) для сдачи на анализ или испытание в лаборатории или научно-исследовательские институты.

О сдаче образцов (проб) на анализ или испытание делаются соответствующие отметки в акте отбора образцов (проб).

Отобранные образцы (пробы) продукции должны храниться получателем, изготовителем (отправителем) до разрешения спора о качестве продукции, а в случаях передачи материалов о выпуске недоброкачественной продукции в органы прокуратуры и суда - до разрешения дела в этих органах.

Согласно п.29.Инструкции П-7, по результатам приемки продукции по качеству и комплектности с участием представителей, указанных в пп. 19 и 20 настоящей Инструкции, составляется акт о фактическом качестве и комплектности полученной продукции.

Акт должен быть составлен в день окончания приемки продукции по качеству и комплектности. В этом акте должно быть указано:а) наименование получателя продукции и его адрес; б) номер и дата акта, место приемки продукции, время начала и окончания приемки продукции; в случаях, когда приемка продукции с участием представителей, указанных в пп. 19 и 20 настоящей Инструкции, произведена с нарушением установленных сроков приемки, в акте должны быть указаны причины задержки приемки, время их возникновения и устранения; в) фамилии, инициалы лиц, принимавших участие в приемке продукции по качеству и в составлении акта, место их работы, занимаемые ими должности, дата и номер документа о полномочиях представителя на участие в проверке продукции по качеству и комплектности, а также указание о том, что эти лица ознакомлены с правилами приемки продукции по качеству; г) наименования и адреса изготовителя (отправителя) и поставщика; д) дата и номер телефонограммы или телеграммы о вызове представителя изготовителя (отправителя) или отметка о том, что вызов изготовителя (отправителя) Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными правилами или договором не предусмотрен; е) номера и даты договора на поставку продукции, счета-фактуры, транспортной накладной (коносамента) и документа, удостоверяющего качество продукции; ж) дата прибытия продукции на станцию (пристань, порт) назначения, время выдачи груза органом транспорта, время вскрытия вагона, контейнера, автофургона и других опломбированных транспортных средств, время доставки продукции на склад получателя; з) номер и дата коммерческого акта (акта, выданного органом автомобильного транспорта), если такой акт был составлен при получении продукции от органа транспорта; и) условия хранения продукции на складе получателя до составления акта; к) состояние тары и упаковки в момент осмотра продукции, содержание наружной маркировки тары и другие данные, на основании которых можно сделать вывод о том, в чьей упаковке предъявлена продукция - изготовителя или отправителя, дата вскрытия тары и упаковки. Недостатки маркировки, тары и упаковки, а также количество продукции, к которому относится каждый из установленных недостатков; л) при выборочной проверке продукции - порядок отбора продукции для выборочной проверки с указанием основания выборочной проверки (стандарт, технические условия, Особые условия поставки, другие обязательные правила и договор); м) за чьими пломбами (отправителя или органа транспорта) отгружена и получена продукция, исправность пломб, оттиски на них; транспортная и отправительская маркировка мест (по документам и фактически), наличие или отсутствие упаковочных ярлыков, пломб на отдельных местах; н) количество (вес), полное наименование и перечисление предъявленной к осмотру и фактически проверенной продукции с выделением продукции забракованной, подлежащей исправлению у изготовителя или на месте, в том числе путем замены отдельных деталей, а также продукции, сорт которой не соответствует сорту, указанному в документе, удостоверяющем ее качество. Подробное описание выявленных недостатков и их характер; о) основания, по которым продукция переводится в более низкий сорт, со ссылкой на стандарт, технические условия, другие обязательные правила; п) количество некомплектной продукции и перечень недостающих частей, узлов и деталей и стоимость их; р) номера стандартов, технические условия, чертежи, образцы (эталоны), по которым производилась проверка качества продукции; с) номер браковщика предприятия - изготовителя продукции, если на продукции такой номер указан; т) произведен ли отбор образцов (проб) и куда они направлены; у) другие данные, которые, по мнению лиц, участвующих в приемке, необходимо указать в акте для подтверждения ненадлежащего качества или некомплектности продукции; ф) заключение о характере выявленных дефектов в продукции и причина их возникновения.

В силу п.30.Инструкции П-7, Акт должен быть подписан всеми лицами, участвовавшими в проверке качества и комплектности продукции. Лицо, не согласное с содержанием акта, обязано подписать его с оговоркой о своем несогласии и изложить свое мнение.

В акте перед подписью лиц, участвовавших в приемке, должно быть указано, что эти лица предупреждены о том, что они несут ответственность за подписание акта, содержащего данные, не соответствующие действительности.

Если между изготовителем (отправителем) и получателем возникнут разногласия о характере выявленных дефектов и причинах их возникновения, то для определения качества продукции получатель обязан пригласить эксперта бюро товарных экспертиз, представителя соответствующей инспекции по качеству или другой компетентной организации.

К акту, составленному в порядке, предусмотренном п. 29 настоящей Инструкции, должны быть приложены (п.31 Инструкции П-7): а) документы изготовителя (отправителя), удостоверяющие качество и комплектность продукции; б) упаковочные ярлыки из тарных мест, в которых установлены ненадлежащее качество и некомплектность продукции; в) транспортный документ (накладная, коносамент); г) документ, удостоверяющий полномочие представителя, выделенного для участия в приемке; г.1) акт, составленный в соответствии с п. 16 настоящей Инструкции; д) акт отбора образцов (проб) и заключение по результатам анализа (испытания) отобранных образцов (проб); е) другие документы, могущие свидетельствовать о причинах порчи (ухудшения) качества продукции или некомплектности ее (коммерческие акты, для скоропортящихся грузов сведения о льдоснабжении, температурном режиме, а также ведомость подачи и уборки вагонов, памятка приемо-сдатчика при выгрузке груза средствами грузополучателя на местах общего пользования).

Акт, устанавливающий ненадлежащее качество или некомплектность продукции, составленный с участием представителей, указанных в п. 20, подп. "а", "б" и "в", утверждается руководителем предприятия-получателя или его заместителем не позднее трехдневного срока после составления акта (п.32).

В соответствии с п.35. Инструкции П-7, изготовитель (отправитель) или получатель (покупатель) при наличии оснований вправе опротестовать заключение инспекции по качеству, бюро товарных экспертиз или научно-исследовательского института (лаборатории) в их вышестоящую организацию. Копия этого заявления направляется другой стороне. Если соответствующая вышестоящая организация признает доводы изготовителя (отправителя) или получателя (покупателя) обоснованными, то в установленном порядке назначается повторная экспертиза.

Повторная экспертиза продукции может быть произведена также по поручению арбитража или судебно-следственных органов.

К претензии о поставке продукции ненадлежащего качества или некомплектной должны быть приложены акт и документы, указанные в пп. 31 и 34 настоящей Инструкции, если их нет у изготовителя (отправителя, поставщика), а также документы, подтверждающие реализацию скоропортящейся продукции по указанию органов санитарного надзора, если продукция к моменту предъявления претензии реализована.

В ходе судебного разбирательства судом были установлены обстоятельства, при которых осуществлялась приемка спорной продукции, каким образом осуществилось оформление результатов этой приемки.

Оценив, имеющиеся в деле доказательства, представленные и истцом и ответчиком, суд приходит к выводу о том, что порядок приемки продукции, согласованный сторонами при заключении договора поставки и установленный вышеприведенными положениями Инструкции П-7, был нарушен (нарушены положения п.16, 17, 29, 30, 31), что привело к невозможности оценить действительность претензий по качеству, предъявляемых ответчиком к истцу.

В ходе судебного разбирательства представитель Ответчика указал, что доказательств соблюдения положений Инструкции П-7 у него нет. Однако, представитель полагает, что стороны изменили порядок приемки путем совершения фактических действий. С указанным доводом нельзя согласиться. Нет ни одного письменного документа, из содержания которого бы следовало, что стороны согласовали отказ от применения к порядку приемки положений Инструкции П-7, а сами по себе действия ответчика по проведению процедуры приемки с грубым нарушением Инструкции П-7, не могут являться таким изменением.

Более того, суд отмечает, что соблюдение порядка приемки в соответствии с положениями Инструкции П-7, который стороны согласовали при заключении договора, позволило бы даже в судебном процессе провести экспертное исследование поставленной продукции (при выполнении п. 26, 27, 35 Инструкции П-7). В ходе судебного разбирательства суд предложил сторонам рассмотреть возможность проведения экспертизы поставленной продукции, запросив, при этом у стороны ответчика информацию о режиме хранения спорной продукции на настоящий момент. Однако, документов, которые позволили бы осознавать, что спорная продукция и именно она, находится в соответствующем месте на складе покупателя и не смешана с иным товаром, не представлено. Единственным документом, который ответчик представил в подтверждение того обстоятельства, что спорная продукция якобы помещена под режим ответственного хранения – был приходный ордер от 08.04.2019. Истец о принятии товара на ответственное хранение, не извещался, доказательств этому не представлено. В силу чего, суд относится критически к содержанию данного документа, он является внутренним и фактическое время его изготовления (составления) установить невозможно.

Помимо указанного, исходя из фактических обстоятельств дела, суд отмечает также, что при согласовании условий договора, в том числе, параметров качества продукции, стороны определили его предмет, как поставку коксохимической продукции – коксовой мелочи, ТУ 0763-199-00190437-2004 изм.1,2,3, марки КМ1 с характеристиками: - фракция 0-10 мм (фр.+10 мм не более 8%, фр.0-1 мм не более 20%); вых.летучих не более 3%; зольность не выше 17%; влажность не более 22-24%.

Согласно Приложению №1 (спецификация) к договору, продавец обязуется поставить покупателю коксовую мелочь, ТУ 0763-199-00190437-2004 изм.1,2,3, марки КМ1 с характеристиками: - фракция 0-10 мм (фр.+10 мм не более 8%, фр.0-1 мм не более 20%); вых.летучих не более 3%; зольность не выше 17%; влажность не более 22-24%. Количество – 300 (+10%) на общую сумму 3 528 000 руб. (9800 руб./тн без НДС).

Как следует из содержания п. 5.1. Договора, качество поставляемой продукции должно соответствовать ТУ 0763-199-00190437-2004 или дополнительно согласованным сторонами характеристикам, указанным в приложении.

В материалы дела представлены и исследованы судом, Технические условия (ТУ 0763-199-00190437-2004) на мелочь коксовую (т.3 л.д. 4-10).

Раздел 1  ТУ 0763-199-00190437-2004 устанавливает технические требования к коксовой мелочи для соответствующих марок (с учетом изменений №2) по показателям зольности (А, %, не более), массовой доли общей влаги в рабочем состоянии топлива ((W), %, не более) и массовой доли кусков размером более 10 мм (%, не более), а также массовой доли общей серы ((S), %, не более). При этом, как следует из указанного раздела, дополнительные требования и требования, не соответствующие по номенклатуре показателей и нормам продукта п.1.1., указываются в договоре на поставку. Кроме того, п.4 Примечаний к п.1.1. ТУ 0763-199-00190437-2004 содержит указание, что показатель массовой доли кусков размером более 10 мм является браковочным только при поставке коксовой мелочи для производства электродной продукции. Для коксовой мелочи марки КМ1 установлены следующие нормы: зольности (А, %, не более – 17,0), массовой доли общей влаги в рабочем состоянии топлива ((W), %, не более – 22,0), массовой доли кусков размером более 10 мм (%, не более – 8,0), массовой доли общей серы ((S), %, не более 4,0).

Материалами дела установлено, что проведении первичной проверки, было установлено несоответствие товара по такому показателю установленному условиями договора, как - фракция 0-10 мм (фр.+10 мм не более 8%, фр.0-1 мм не более 20%).

При этом, Истец согласился с указанным нарушением и 22.03.2019 направил Ответчику письмо (Исх.№ 150-П, т.3 л.д. 43) в котором принес извинения за поставленную коксовую мелочь в отклонением по рассеву (отгружено фракции 0-1 мм – 23,8%, вместо ограниченных по договору – 20%) и предложил для урегулирования данного вопроса поставить оставшуюся часть в количестве 60 тн с минимальным содержанием фракции 0-1 мм, что при усреднении позволит достичь содержание всей коксовой мелочи 0-1 мм, не более 20%, подписанных по договору.

В дальнейшем продукция была допоставлена и перемешана и стороны еще раз произвели ее осмотр, который нарушений по фракции уже не установил. Однако, ответчик указал на нарушения в качестве товара в части превышения показателя фтора.

Однако, условия договора, приложение к договору и ТУ0763-199-00190437-2004 не устанавливают требования к спорному виду продукции по такой характеристике, как «Фтор».

Более того, если такая характеристика является для покупателя существенной, невозможно понять причин, по которым она не была вписана в предмет договора. В указанном случае, ее применение было бы обязательным.

Таким образом, учитывая, что условия заключенного сторонами договора, устанавливают определенные качественные характеристики товара, кроме того, их устанавливают и ТУ0763-199-00190437-2004, на которые стороны также сделали ссылку при заключении договора, вот именно эти, согласованные и обязательные в сиу этого, качественные характеристики и должны оцениваться при приемке товара по качеству. Возникновение новых требований к качеству товара, после его поставки, не согласованные при заключении договора, недопустимо и вносит неопределенность для надлежащего исполнения сторонами условий заключенного договора.

Таким образом, учитывая изложенные выше обстоятельства, а также условия договора поставки о порядке приемки продукции по качеству, суд приходит к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие факт поставки истцом ответчику товара ненадлежащего качества.

Обстоятельства, приведенные ответчиком не подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами (статьи 67 и 68 названного Кодекса).

При указанных обстоятельствах, поставленная продукция должна быть оплачена в полном объеме и требование истца о взыскании в соответствии с условиями договора задолженности по оплате поставленного товара  в сумме 3 783 192 руб., является правомерным и подлежит удовлетворению в полном объеме.

Истец также обратился с требованием о взыскании с ответчика неустойки в размере 64 422 руб. 47 коп.

В соответствии со ст.ст. 329, 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе неустойкой (пени) - определенной законом или договором денежной суммой, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

В соответствии с п. 3.1. оплата по Договору производится в рублях перечислением денежных средств на расчетный счет Продавца безналичным платежом, если иное не указано в приложении (спецификации). Покупатель оплачивает 100% стоимости продукции в течение 15 банковских дней от даты поставки, если иное не оговорено в Приложении (спецификации). Приложением №1 стороны согласовали срок для оплаты – 15 дней.

Датой оплаты считается день списания денежных средств с расчетного счета Покупателя (п.3.2. Договора).

Пунктом 8.5.Договора установлено ответственность Покупателя на нарушение сроков оплаты продукции – 0,1% от стоимости поставленной, но не оплаченной продукции за каждый день просрочки, но не более 10% от суммы долга.

Поставщиком в соответствии с указанным пунктом договора начислена неустойка в сумме 64 422 руб. 47 коп. за период с 29.03.2019 по 24.04.2019.

Расчет неустойки судом проверен и признан верным. Представитель ответчика контррасчет в материалы дела не представил, замечаний к методике расчета не привел. Сумма, заявленная ко взысканию, не превышает, установленного сторонами предела в 10% от суммы долга.

Поскольку ответчиком не исполнены обязательства по оплате полученной продукции, требование истца о взыскании  неустойки, является правомерными.

Проценты (пени, неустойка), подлежащие взысканию, следует рассматривать как разновидность ответственности за нарушение гражданско-правового обязательства.

В соответствии с нормой статьи 333 ГК РФ, если  подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств; длительность неисполнения обязательств и др.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований.

Ответчиком суду не представлено доказательств объективной невозможности исполнения ответчиком взятых на себя обязательств.

В связи с изложенным, суд считает требования истца о взыскании неустойки подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с пунктом 1 статьи 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с противной стороны.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-168, 176  АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с публичного акционерного общества «Челябинский цинковый завод» (ОГРН 1027402551880) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Челябинский опытно-экспериментальный завод»  задолженность по договору поставки от 25.02.2019  в размере 3 783 192 руб., неустойку в размере 64 422 руб. 47 коп., а также расходы на оплату государственной пошлины в размере 42 238 руб. 07 коп.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья                                                                            И. В. Мрез