АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
31 октября 2016 года Дело № А76-15511/2016
Резолютивная часть решения объявлена 24 октября 2016 года
Решение изготовлено в полном объеме 31 октября 2016 года
Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Наконечной О.Г. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зоновой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя ФИО1, г.Южноуральск (ОГРН <***>)
к муниципальному образованию «Южноуральский городской округ» в лице администрации Южноуральского городского округа, г.Южноуральск (ОГРН <***>),
при участии в деле прокурора Челябинской области, г.Челябинск
о признании недействительным постановления от 05.04.2016 № 197/2 «Об отмене постановления администрации Южноуральского городского округа от 28.05.2015 № 394/1» и обязании совершить действия
при участии в заседании:
заявителя: ФИО2 - представителя по доверенности от 20.02.2014, удостоверение;
заинтересованного лица: ФИО3 – представителя по доверенности от 11.01.2016, паспорт;
прокурора Челябинской области: ФИО4 – представителя, служебное удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации Южноуральского городского округа (далее – Администрации) от 05.04.2016 № 197/2 «Об отмене постановления администрации Южноуральского городского округа от 28.05.2015 № 394/1» и обязании отменить постановление от 05.04.2016 № 197/2.
В обоснование заявления ИП ФИО1 ссылается на положения статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).
Администрация представила отзыв на заявление от 13.09.2016 № 256, в котором просит отказать в удовлетворении заявленных требований (л.д.42).
На основании ходатайства от 14.10.2016 в соответствии со статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определением суда от 17.10.2016 к участию в процессе допущен прокурор Челябинской области.
Прокурор Челябинской области представил мнение на заявление от 24.10.2016 № 38-501у-16, в котором выразил единство с позицией заинтересованного лица (л.д.113-114).
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали позиции, изложенные ими в заявлении, в отзыве и во мнение на заявление соответственно.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд считает заявление подлежащим отклонению по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела, ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов – для размещения магазина, площадью 1 413кв.м, расположенный по адресу: г.Южноуральск, ул.Мира, №62А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.04.2015 74 АЕ 397373 (л.д.18).
На основании заявления ФИО1 о подготовке градостроительного плана земельного участка для размещения магазина по адресу: <...>, Администрацией издано постановление от 28.05.2015 №394/1 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка №7546400000-0445» (л.д.9).
05.04.2016 Администрация вынесла постановление №197/2 «Об отмене постановления администрации Южноуральского городского округа от 28.05.2015 № 394/1» (л.д.17).
Согласно указанному постановлению Администрации в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ), проектом планировки микрорайона «Е», утвержденным постановлением Администрации от 30.04.2013 №325, в порядке самоконтроля отменено постановление Администрации от 28.05.2015 №394/1 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка №7546400000-0445» с момента издания.
Не согласившись с постановлением Администрации от 05.04.2016 № 197/2 «Об отмене постановления администрации Южноуральского городского округа от 28.05.2015 № 394/1», полагая, что последнее нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, ИП ФИО1 обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Согласно части 3 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся:
1) подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов;
2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов;
3) утверждение правил землепользования и застройки городских округов;
4) утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных этим кодексом;
5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов;
6) ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов;
7) принятие решений о развитии застроенных территорий.
Согласно пункту 1 статьи 34 настоящего Федерального закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
На основании Устава Южноуральского городского округа администрация города Южноуральска обладает полномочиями по организации и подготовке генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, выдает в установленном порядке разрешения на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, организует подготовку местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, организует ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирует земли и изымает земельные участки в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществляет муниципальный земельный контроль в границах городского округа, осуществляет в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотры зданий, сооружений и выдает рекомендации об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений (подпункт 20 пункта 1 статьи 31 Устава Южноуральского городского округа).
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Из положений данных норм следует, что муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля уполномоченными органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления в случае принятия ненормативного правового акта с нарушением или в противоречие с действующим законодательством.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт, в случае несоответствия его требованиям законодательства. В свою очередь, отменяющий акт должен соответствовать закону, то есть, быть обоснованным и не нарушать прав и законных интересов граждан и организаций (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ).
Постановление Администрации от 28.05.2015 № 394/1 об утверждении Градостроительного плана №7546400000-0445 земельного участка с кадастровым номером 74:37:0209026:881 принято в рамках полномочий Администрации.
Однако, в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий; ответственности за нарушение законодательства о градостроительной деятельности и т.д. (статья 2 ГрК РФ).
В статье 41 ГрК РФ установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной данным кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий (статья 42 ГрК РФ).
Согласно частям 1 - 3 статьи 43 ГрК РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В силу части 17 статьи 46 ГрК РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Таким образом, на основании приведенных норм права подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Однако, согласно статьям 42, 43 ГрК РФ допустимые параметры объектов градостроительной деятельности для нового строительства или реконструкции существующих должны быть определены и обоснованы документацией по планировке территории (проектом планировки и межевания).
Как установлено судом, 30.04.2013 постановлением Администрации № 325 утверждён проект планировки территории микрорайона «Е» (л.д. 45-71).
Земельный участок с кадастровым номером 74:37:0209026:881, в отношении которого постановлением Администрации от 28.05.2015 № 394/1 утверждён Градостроительный план №7546400000-0445, входит в состав территории микрорайона «Е».
Согласно частям 1 - 3 статьи 43 ГрК РФ, регламентирующей порядок подготовки проектов межевания территорий, такая подготовка осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. При этом проекты межевания застроенных территорий устанавливают границы застроенных и незастроенных земельных участков, а проекты межевания подлежащих застройке территорий устанавливают границы незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления в целях строительства и для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
В составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, и может осуществляться подготовка градостроительных планов застроенных земельных участков (часть 6 статьи 43 ГрК РФ).
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (часть 2 статьи 44 ГрК РФ).
По смыслу статей 41 - 46 ГрК РФ градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 № 1633/13).
Следовательно, суд считает, что содержание градостроительного плана земельного участка должно соответствовать проекту планировки территории, при его наличии.
Судом установлено, что Градостроительный план № 7546400000-0445 земельного участка с кадастровым номером 74:37:0209026:881, утверждённый постановлением Администрации от 28.05.2015 № 394/1 противоречит проекту планировки территории микрорайона «Е», утверждённому постановлением Администрации от 30.04.2013 № 325.
Поэтому постановление Администрации от 05.04.2016 № 197/2 «Об отмене постановления администрации Южноуральского городского округа от 28.05.2015 № 394/1» является правомерным и направлено на устранение нарушения, ранее допущенного органами местного самоуправления.
Кроме того, суд отмечает, что ИП ФИО1 имеет право обратиться с заявлением в органы местного самоуправления о внесении изменений в проект планировки территории микрорайона «Е».
На основании изложенного заявление ИП ФИО1 следует отклонить.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат распределению между сторонами в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд Челябинской области
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья О.Г. Наконечная