ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-16136/2023 от 24.07.2023 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

28 июля 2023 года Дело № А76-16136/2023

Резолютивная часть решения объявлена 24 июля 2023 года.

Решение в полном объеме изготовлено 28 июля 2023 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Котлярова Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Панковой К.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Челябинской области о признании незаконным бездействия администрации Шемахинского сельского поселения Нязепетровского муниципального района Челябинской области, выразившегося в непринятии мер по реализации полномочий в части создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования «Шемахинское сельское поселение» Нязепетровского муниципального района,

при участии в судебном заседании представителей: от заявителя – ФИО1 (служебное удостоверение), от заинтересованного лица – не явился, извещен,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Челябинской области (далее – заявитель, Прокуратура) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к администрации Шемахинского сельского поселения Нязепетровского муниципального района Челябинской области (далее – заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по реализации полномочий в части создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования «Шемахинское сельское поселение» Нязепетровского муниципального района.

В обоснование заявления указано, что бездействие администрации противоречит нормам федерального законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской деятельности, создает правовую неопределенность в реализации прав участников данных правоотношений, являющихся субъектами предпринимательской деятельности.

Определением суда от 31.05.2023 заявление принято к производству арбитражного суда.

Протокольным определением от 24.07.2023 суд, руководствуясь частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, завершил подготовку по настоящему делу и перешел к рассмотрению дела в судебном заседании.

В судебном заседании представитель заявителя требования о признании незаконным бездействия администрации поддержала в полном объеме.

Администрация явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте проведения судебного заседания извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, представила отзыв на заявление, в котором заявленные требования признала в полном объеме.

При таких обстоятельствах, на основании статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Заслушав представителя заявителя, исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией Шемахинского сельского поселения Нязепетровского муниципального района Челябинской области требований законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства в деятельности органов местного самоуправления, в ходе которой установлен факт бездействия администрации, выразившегося в непринятии мер по созданию координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства, то есть по решению в установленном порядке одного из вопросов местного значения сельского поселения, в соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), в том числе по разработке порядка создания координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства, в соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ).

В целях устранения нарушений вышеуказанных требований прокуратурой 27.02.2023 вынесено представление администрации о принятии мер, направленных на создание координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства на территории сельского поселения (л.д. 10-12).

Администрацией представлен ответ на указанное представление (л.д. 13).

В связи с отсутствием доказательств размещения на интернет-сайте администрации правового акта, регламентирующего порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства в Шемахинском сельском поселении Нязепетровского муниципального района Челябинской области, полагая, что со стороны органа местного самоуправления допущено незаконное бездействие, прокурор обратился в суд с настоящим заявлением.

Частью 1 статьи 53 АПК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

В соответствии с частью 2 статьи 198 АПК РФ прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Настоящие требования заявлены в рамках надзора за исполнением органами местного самоуправления Федерального закона № 131-ФЗ и Федерального закона № 209-ФЗ.

Заявление предъявлено в интересах неограниченного круга лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и имеющих право на получение необходимой информации от органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 28 части 1, частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

На основании пункта 5 статьи 11 Федерального закона № 209-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства.

Частью 3 статьи 13 Федерального закона № 209-ФЗ предусмотрено, что координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства создаются в целях:

1) привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к выработке и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;

2) выдвижения и поддержки инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;

3) проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;

4) выработки рекомендаций органам исполнительной власти Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при определении приоритетов в области развития малого и среднего предпринимательства;

5) привлечения граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся реализации права граждан на предпринимательскую деятельность, и выработки по данным вопросам рекомендаций.

Согласно части 4 статьи 13 Федерального закона № 209-ФЗ порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу части 5 статьи 13 Федерального закона № 209-ФЗ решения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о создании координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства подлежат опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению на официальных сайтах соответствующих государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сети «Интернет».

Таким образом, в соответствии с требованиями пункта 28 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, пункта 5 статьи 11, статьи 13 Федерального закона № 209-ФЗ на территории городского, сельского поселения должны быть образованы координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства.

Судом установлено, что информация относительно принятия правового акта, направленного на создание координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства, не была размещена на момент осуществления прокуратурой мониторинга интернет-сайта администрации.

Доказательств принятия указанного правового акта, размещения соответствующей информации на интернет-сайте администрации на дату судебного заседания заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что администрацией Шемахинского сельского поселения Нязепетровского муниципального района Челябинской области не были предприняты своевременные, зависящие от нее и входящие в сферу компетенции администрации действия по образованию координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона № 209-ФЗ.

При этом обязанность органа местного самоуправления по образованию координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства не поставлена в зависимость от требований надзорных органов, а подлежит выполнению в силу закона.

При таких обстоятельствах, следует признать доказанным факт неправомерного бездействия администрации по непринятию правового акта, регламентирующего образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства.

Сведений о невозможности исполнения спорной обязанности по независящим от заинтересованного лица причинам, суду не представлено.

Поскольку материалами дела подтверждается, что в нарушение требований части 4 статьи 13 Федерального закона № 209-ФЗ на официальном сайте администрации не был размещен правовой акт, регламентирующий порядок образования координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства, суд приходит к выводу о незаконности такого бездействия.

Спорное бездействие на момент обращения прокурора с настоящим заявлением и на момент рассмотрения дела нарушает права субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку препятствует созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования.

Учитывая изложенное, требования прокуратуры подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Поскольку заявленное требование подлежит удовлетворению, в качестве восстановительной меры, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, в том числе, то, что на дату судебного заседания в материалы дела заинтересованным лицом не представлены доказательства исполнения соответствующей обязанности по разработке порядка образования координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства, суд вменяет в обязанность администрации Шемахинского сельского поселения Нязепетровского муниципального района Челябинской области в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать порядок создания координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования Шемахинского сельского поселения Нязепетровского муниципального района Челябинской области; создать координационный или совещательный орган в области развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования Шемахинского сельского поселения Нязепетровского муниципального района Челябинской области в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 11 Федерального закона № 209-ФЗ.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Шемахинского сельского поселения Нязепетровского муниципального района Челябинской области, выразившееся в непринятии мер по реализации полномочий в части создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования «Шемахинское сельское поселение» Нязепетровского муниципального района Челябинской области.

Обязать администрацию Шемахинского сельского поселения Нязепетровского муниципального района Челябинской области в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:

- разработать порядок создания координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования «Шемахинское сельское поселение» Нязепетровского муниципального района Челябинской области;

- создать координационный или совещательный орган в области развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования «Шемахинское сельское поселение» Нязепетровского муниципального района Челябинской области.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья Е.А. Котлярова