ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-16517/2021 от 27.07.2021 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

3 августа 2021 года                                                             Дело № А76-16517/2021

Резолютивная часть решения объявлена                                 27 июля 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме                                   3 августа 2021 года

       Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Наконечной О.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лушниковым Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу, г. Екатеринбург (ОГРН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Резерв», г. Челябинск (ОГРН <***>)

о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

ответчика: ФИО1 – представителя по доверенности от 21.06.2021, диплом от 11.06.2008, паспорт,

УСТАНОВИЛ:

Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу (далее – МРУ Росалкогольрегулирования по УФО, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Резерв» (далее – ООО «Резерв», ответчик) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В обоснование заявления МРУ Росалкогольрегулирование по УФО указало на наличие в действиях ООО «Резерв» состава административного правонарушения, выразившегося в нарушении требований технических регламентов.

Управление явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения заявления извещено надлежащим образом посредством направления в его адрес копии определения заказным письмом с уведомлением (л.д. 48), а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении суда.

При таких обстоятельствах на основании статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителя заявителя.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с отчётом от 04.12.2020 о выполнении задания от 30.11.2020 № пп5-804/04-06 на проведение мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 04.12.2020 МРУ Росалкогольрегулирования по УФО установлено, что ООО «Резерв» (ИНН 7451397457) 06.11.2020 осуществило оборот (поставку) алкогольной продукции (пива) с истекшим сроком годности, а именно: осуществило поставку в адрес ИП Никифорова А.В. алкогольной продукции (пиво нефильтрованное, непастеризованное светлое «Махадэра Пейл эль») с истекшим сроком годности,установленными производителем, в общем объеме 0,21 дал по товарно-транспортной накладной от 06.11.2020 № 0Р00-012709 (л.д. 14-18).

Извещением от 15.12.2020 ООО «Резерв» уведомлено о необходимости явки в Управление 18.01.2020 в 14 час. 00 мин. для составления протокола об административном правонарушении, которое получено заявителем 21.12.2020 (л.д. 23-27).

18.01.2021 в отношении ООО «Резерв» составлен протокол № АП12-2021/012-ЮЛ об административном правонарушении по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ (л.д. 32-37).

На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и иные материалы административного дела направлены МРУ Росалкогольрегулирования по УФО в арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении ООО «Резерв» к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.

Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, арбитражный суд считает требования заявителя подлежащими отклонению по следующим основаниям.

В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 этого Кодекса, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

В соответствии с примечанием к данной статье под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье 14.43 и статье 14.47 названного Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Объектом административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, не соответствующей таким требованиям.

Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции.

Субъектами правонарушения выступают, в том числе, индивидуальные предприниматели, выступающие в качестве изготовителя, исполнителя, продавца продукции.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ), иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими деятельность в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (статья 3 Федерального закона № 171-ФЗ).

Пунктом 7 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что алкогольная продукция - это пищевая продукция,которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

В пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее - Федеральный закон № 29-ФЗ) указано, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, сроки годности которых истекли.

Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными,не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

На основании положений статей 24 и 25 Федерального закона № 29-ФЗ некачественные и опасные пищевые продукты подлежат изъятию, уничтожению или утилизации.

Основные требования к обращению пищевой продукции закреплены в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» ТС ТР 021/2011, утвержденном Решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 (далее - Технический регламент Таможенного союза ТРТС 021/2011).

Технический регламент ТР ТС 022/2011 разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к пищевой продукции в части ее маркировки, обеспечения свободного перемещения пищевой продукции, выпускаемой в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза (пункт 2 Предисловия к ТР ТС 022/2011 ).

Согласно части 1 статьи 3 ТР ТС 022/2011 объектами технического регулирования являются:

пищевая продукция (пункт 1);

связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации (пункт 2).

ТР ТС 022/2011 устанавливает требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования (пункт 2 части 1 статьи 1 ТР ТС 022/2011).

В статьей 4 ТС ТР 021/2011 определено понятие «срок годности пищевой продукции», под которым понимается период времени, в течение которого пищевая продукция должна полностью соответствовать предъявляемым к ней требованиям безопасности, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, а также сохранять свои потребительские свойства, заявленные в маркировке, и по истечении которого пищевая продукция не пригодна для использования по назначению.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 7 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, не соответствующая требованиям настоящего технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращенияучастником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза.

Частью 7 статьи 17 ТР ТС 021/2011 установлено, что при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из вышеперечисленных норм организации, осуществляющие хранение алкогольной продукции с истекшим сроком годности, обязаны изъять из оборота некачественные и (или) опасные пищевые продукты самостоятельно или на основании предписания органов государственного надзора и контроля.

Непринятие мер по изъятию из оборота алкогольной продукции с истекшим сроком годности и последующее осуществление хранения и поставок такой продукции будет являться нарушением требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011, Федерального закона № 29-ФЗ.

Оборот алкогольной продукции с истекшим сроком годности создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан и свидетельствует о наличии признаков события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, а именно: нарушение продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, создавших угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.

Из протокола по делу об административном правонарушении и заявления следует, что административным органом ООО «Резерв» вменяется нарушение, выразившееся в осуществлении поставки в адрес ИП Никифорова А.В. алкогольной продукции (пива нефильтрованного непастеризованного светлого Махадэра Пейль эль) с истекшим сроком годности, установленным производителем, в общем объеме 2,41 дал по товарно-транспортной накладной (ТТН) от 06.11.2020 № ОРОО-012709 , что является требований ТР ТС 021/2011, пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995   № 171-ФЗ

Согласно сведениям из федерального информационного ресурса «Федеральный реестр алкогольной продукции» (далее - ФРАП), размещенным на официальном сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (www.fsrar.ru) срок годности вышеуказанной алкогольной продукции составляет 12 месяцев и истёк 14.02.2020, тогда как реализация произведена 06.11.2020 (л.д. 22).

Вместе с тем, согласно материалам настоящего дела ООО «Резерв» по товарно-транспортной накладной (ТТН) от 06.11.2020 № ОРОО-012709 поставило в адрес ИП Никифорова А.В. пиво нефильтрованное непастеризованное светлое «Махадэра Пейль эль» в объеме 0,21 дал со сроком разлива 14.02.2019 (л.д. 59-63).

Соответствие данной продукции требованиям «О безопасности пищевой продукции», «Пищевая продукция в части ее маркировки», «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» подтверждается Декларацией о соответствии, дата регистрации 11.02.2019, действительна по 10.02.2022 (л.д. 103-104).

Срок действия декларации указан также в приложении к ТТН от 28.10.2020 № КВУТ-217246 на поставку пива нефильтрованного непастеризованного светлого «Махадэра Пейль эль» в адрес ответчика, поставщик ООО «Квадрус» (л.д. 77-81).

Согласно техническому листу производителя TreintaycincoFabricadeCervezasS.A. (Коста-Рика) срок хранения пива нефильтрованного непастеризованного светлого «Махадэра Пейль эль» в стеклянной бутылке объемом 350 мл составляет 36 месяцев (л.д. 82-83).

Более того, информационным письмом в адрес ответчика импортер данной продукции в Российскую Федерацию ООО «Статус Групп» (ИНН <***>) сообщает, что при подаче данных во ФРАП о начале оборота алкогольной продукции на территории Российской Федерации пива нефильтрованного непастеризованного светлого Махадэра Пейль эль в стеклянной бутылке объемом 350 мл, производитель TreintaycincoFabricadeCervezasS.A. (Коста-Рика) была допущена ошибка в указании сроков годности. В реестре указан срок 12 месяцев, что не соответствует действительности. Официальный срок реализации продукта составляет 36 месяцев, что подтверждено техническим лицом, представленным производителем. Внести уточнение во ФРАП импортер данной продукции ООО «Статус Групп» возможности не имеет, т.к. продукция указанного производителя на территорию РФ импортером ООО «Статус Групп» не импортируется с 2019 года (л.д. 84).

В судебном заседании ООО «Резерв»предоставило для обозрения  Арбитражного суда Челябинской области пиво нефильтрованное, непастеризованное светлое «Махадэра Пейль эль» в стеклянной бутылке, объемом 350 мл, в количестве 1 бутылки (в том числе: фотографии данной бутылки, которые приобщены в качестве доказательства, к материалам настоящего дела, л.д. 56-58).

Данная бутылка пива относится к партии продукции, ранее поставленной ответчиком в адрес ИП ФИО2 по товарно-транспортной накладной от 06.11.2020 № ОРОО-012709 в объеме 0,21 дал.

Согласно информации, указанной на пивной этикетке пива нефильтрованного непастеризованного светлого «Махадэра Пейль эль» в стеклянной бутылке, объемом 350 мл, данное пиво произведено и разлито 10.01.2019, срок годности до 10.01.2022 (36 месяцев).

Оценив, в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу, что срок годности продукции (пива нефильтрованного непастеризованного светлого «Махадэра Пейль эль»), поставленного ООО «Резерв» в адрес получателя ИП Никифорова А.В. по товарно-транспортной накладной (ТТН) от 06.11.2020 № ОРОО-012709, на момент поставки не истек.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

Поскольку отсутствие события административного правонарушения в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, суд считает необходимым отказать МРУ Росалкогольрегулирования по УФО в удовлетворении заявленных требований о привлечении ООО «Резерв» к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд Челябинской области

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья                                                                         О.Г. Наконечная